Дифференциация доходов населения способы ее измерения

Дифференциация доходов населения и методы ее измерения

Уровень доходов и заработная плата не одинаковы для разных категорий граждан, отдельных работников, отраслей, регионов, предприятий. Они зависят от объективных и субъективных факторов, но особое значение имеют заработная плата и семейное положение.

Различие в уровнях доходов на душу населения или в заработной плате на одного занятого называется дифференциацией доходов (дифференциацией заработной платы).

Дифференциация заработной платы — явление объективное, связанное с социально-экономическими различиями в положении человека в обществе и сфере производства, распределения и потребления.

Дифференциацию нельзя рассматривать однозначно, так как, с одной стороны, она как экономическое неравенство необходима, поскольку является одним из трудовых стимулов, обеспечивающих общественное развитие. В этом смысле дифференциация отвечает принципам социальной справедливости в рамках данного общественного строя. С другой стороны, неравенство, которое складывается в результате перераспределения доходов в семьях, можно назвать в определенной мере несправедливым. Поэтому возникает необходимость направленного воздействия на дифференциацию доходов и заработной платы как на государственном уровне, так и на уровне субъектов хозяйственной деятельности.

В российской практике степень различия в доходах измеряется статистическими методами распространения абсолютной и относительной численности работников или населения, получающих минимальную, среднюю и максимальную заработную плату или доход. Их распределяют по размерам заработной платы или совокупного дохода. В результате выстраивают ряды ранжирования.

Анализ дифференциации доходов или заработной платы проводится с использованием системы показателей:

  • показатели центральной тенденции (т. е. средние величины, мода, медиана);
  • абсолютные структурные показатели (квартили, квантили, децили);
  • показатели рассеяния или колебаемости.

Наиболее обобщающим признаком является распределение общего объема денежных доходов по 20%-ным группам населения. Для этого составляется таблица распределения денежных доходов по 20%-ным группам населения, в которых отражен процесс расслоения общества по уровню доходов, а также сопоставляются доли населения по численности, доходам и степени их различия.

Все показатели делятся на абсолютные и относительные. Поскольку известно, что экономический рост приводит к увеличению номинальных доходов, которые всегда объективно характеризуют происходящий процесс, то для сравнительного анализа чаще используют относительные величины (квартили — распределение населения по размерам доходов на 4 разные части; квантили — на 5 частей; децили — на 10). Первый уровень характеризует тот размер доходов, выше которого не получает никто из 25, 20 или 10% лиц ранжированного ряда со стороны низкооплачиваемых. Последний уровень доходов характеризует тот размер доходов, ниже которого не получает никто из высокооплачиваемых. Иными словами, показатели демонстрируют, во сколько раз минимальный доход самого богатого населения превышает максимальный доход самого малообеспеченного населения.

К относительным показателям относятся коэффициенты фондов — соотношение между средними значениями доходов внутри сравниваемых групп или их долями в общем объеме доходов. Различают квартальный, квантильный и децильный коэффициенты.

Медиана характеризует тот уровень заработной платы, который получает 50% работников (населения).

Мода характеризует наиболее распространенный уровень заработной платы.

Вмешательство государства в процесс перераспределения доходов оценивается экономистами по-разному. Так, Б. де Жуванель выдвинул тезис, согласно которому перераспределение является не столько передачей доходов богатых бедным, сколько передачей власти от индивида государству, иначе говоря, перераспределение есть инструмент усиления власти.

Для измерения неравенства в распределении доходов в теоретической экономике используется кривая Лоренца, по имени американского экономиста и статистика Макса Лоренца (1876-1959 гг.). Это показатель, отражающий неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения.

На рисунке по горизонтали отложены процентные группы населения, а по вертикали — проценты дохода, получаемые этими группами. Если бы в распределении доходов существовало абсолютное равенство, то 20% населения получали бы 20% совокупного дохода, 40% населения — 40% дохода и т. д. Линия ОЕ отражает абсолютное равенство в распределении доходов. В реальной действительности распределение доходов показано линией OABCDE. Чем больше эта линия или кривая Лоренца отклоняется от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении доходов.

Если площадь заштрихованного участка графика обозначить буквой T, то можно получить следующее отношение, которое в теоретической экономике получило название коэффициента Джини, по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини (1884-1965 гг.):

где G — показатель, измеряющий степень неравенства в доходах.

Неравенство доходов критиковалось и осуждалось во все времена. В начале XX века во всех странах получила развитие политика перераспределения доходов, направленная на более справедливое распределение национального дохода. Сегодня можно выделить три наиболее влиятельных направления экономической мысли, обосновывающих необходимость достижения большего равенства в обществе:

  • социалистическое учение, которое выступает против частной собственности, «незаработанных» доходов и права наследования;
  • индивидуалистические доктрины, утверждающие достоинства личности и связанное с ними право всех людей на социальный минимум;
  • кейнсианская концепция, доказывающая, что неравенство ослабляет спрос на потребительские товары, сдерживает экономический рост.

Перераспределение доходов осуществляется в виде передачи денег богатыми бедным — это вертикальное перераспределение доходов. Перераспределение доходов через государственный бюджет в рамках отдельных социальных групп показывает, что эти группы (например, «класс трудящихся») сами платят за социальные выгоды, которые получают во всей их совокупности. Такое перераспределение, по выражению Б. де Жуванеля, называется горизонтальным (в рамках одной социальной группы). Перераспределение доходов во многом осуществляется государством с помощью фискальной и социальной политики.

Читайте также:  Корейская сыворотка с хрюшкой способ применения

Некоторые экономисты рассматривают неравенство как источник неудовлетворенности и стимул человеческого прогресса. И. Шумпетер назвал капитализм цивилизацией неравенства. Источником богатства или бедности является не капитализм, а экономическое развитие. С. Кузнец провел исследование динамики доходов на протяжении ряда десятилетий в некоторых развитых странах (США, Англии, Германии) и выявил тенденцию к уменьшению неравенства индивидуальных доходов. Сокращение неравенства становится более ощутимым по мере развития политики прогрессивного налогообложения и перераспределения доходов.

Источник

Доходы населения, их виды и показатели измерения. Дифференциация доходов и её причины. Кривая Лоренца. Особенности дифференциации населения по доходам в России (2000-е гг.).

Тема 19. Доходы населения и социальная политика государства

19.1 Доходы населения, их виды и показатели измерения. Дифференциация доходов и её причины. Кривая Лоренца. Особенности дифференциации населения по доходам в России (2000-е гг.).

19.2 Государственная социально-экономическая политика доходов населения: её роль, элементы, цели и методы. Сравнение социально-экономической политики в РФ в 1990-х и 2000-х гг. и ее результативность. Зарубежный опыт в области «сглаживания» дифференциации населения по доходам (на примере не менее 2-х стран).

Доходы населения, их виды и показатели измерения. Дифференциация доходов и её причины. Кривая Лоренца. Особенности дифференциации населения по доходам в России (2000-е гг.).

Уровень благосостояния людей характеризуется, прежде всего, получением доходов. Доходы населения – это сумма денежных средств и материальных благ, полученных в общественном производстве или произведенная домашним хозяйством, или какой-либо другой деятельности за определенный промежуток времени.

В доходы населения входит заработная плата, предпринимательский доход, дивиденды на имеющиеся у населения акции, проценты на сбережения, вложенные в банк, рента на сданную в аренду недвижимость и др. Источником доходов предприятий или фирм является прибыль, процент или рента, в зависимости от типа предприятия. Однако в доходы предприятий входит не вся прибыль. Из валовой прибыли делают внешние отчисления. Часть прибыли, полученной предпринимателем, становится его личным предпринимательским доходом. Оставшаяся часть прибыли составляет собственно доход самого предприятия, которая используется на расширение производства, подготовку кадров, социальную сферу и т.д.

Именно доходы определяют наши возможности в питании и одежде, в получении образования и медицинских услуг; возможности посещать театры и приобретать книги, активно путешествовать по миру и т. д.

Доходы населения подразделяются на: денежные, натуральные, номинальные, располагаемые, реальные.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, доходов от продажи товаров, доходы от оказания на сторону различных услуг и др.

Натуральные доходы включают, прежде всего, продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления, а так же полученную в общественном производстве.

Номинальные доходы – это общее количество денег, которое получено за определенный период времени. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен (рис. 19.1).

Рисунок 19.1 — Структура номинальных доходов населения

Располагаемый доход представляет только ту часть номинального дохода, которая может быть использована непосредственно на личное потребление товаров и услуг, а так же на сбережения. Иными словами, располагаемый доход равен номинальному доходу минус взносы налоги, обязательные платежи (отчисления в пенсионный фонд, на социальные нужды и другие).

Реальный доход отражает покупательную способность нашего денежного дохода. Он представляет собой количество товаров и услуг (в стоимостном выражении), которое может купить на располагаемый доход в течение определенного периода времени (т. е. здесь учитываются возможности изменения цен).

Выделяют следующие основные принципы (виды) распределениядоходов:

1. Уравнительное распределение имеет место, когда все члены общества получают равные доходы. Такой принцип характерен для первобытного общества и коммунистического, способа производства.

2. Рыночные распределительные предлагает, что каждый из владельцев того или иного фактора производства (земли, труд, капитала) предпринимательство получает разный доход – в соответствии с хозяйственной полезностью и продуктивностью своего фактора.

3. Распределение по накопленному имуществу проявляется в получении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передает по наследству какую-либо собственность (землю, предприятия, дома, ценные бумаги и другое имущество).

4. Привилегированное распределение особо характерно для стран с неразвитой демократией и гражданским пассивным обществом. Там правители самоуправно перераспределяют общественные блага в свою пользу, устанавливают себе повышенные доклады и пенсии, создавая хорошие условия жизни, труда, лечения отдыха и другие льготы.

Какая бы система распределения не была справедливой, в любом современном обществе неизбежно неравенство доходов людей.

Причины, вызывающие неравенство доходов:

1. Различие в индивидуальных способностях. Люди — разные по своим интеллектуальным, физическим, творческим и другим способностям. Эти особенности формируют различную предрасположенность людей к эффективному выполнению тех или иных видов работ.

2. Различия в квалификации и опыте. Люди получают разный уровень образования, в том числе и профессионального, и обладают разным опытом в выполнении определенных работ. Более сложный труд требует, как правило, более высокого уровня образовательной подготовки. Более сложный труд уменьшает количество претендентов, способных выполнить такую работу. Как следствие, в стабильном обществе тот, кто способен заниматься более сложной работой, как правило, получает больший доход.

Читайте также:  Добыча железных руд открытым способом может

3. Различия в готовности и способности работать в особых условиях. Работа, например, шахтеров связана с большим риском, с высокой степенью физической интенсивности труда. Работа на атомных электростанциях сопряжена с высокой ответственностью, здесь применяются очень сложные технологические системы, следствия нарушения в которых потенциально могут принести большой ущерб. Если взять предпринимательскую деятельность, то она также требует готовности и умения рисковать, много и интенсивно трудиться.

4. Различия в собственности. С начала 90-х годов заметно расширяется число людей, получающих доходы от владения капиталом, ценными бумагами. Среди них выделяются, прежде всего, те, кто занимается предпринимательской деятельностью. Распределение капитала, акций и других активов является одним из факторов, вызывающих дифференциацию доходов.

Дифференциация доходов населения – реально существующие различия в уровне дохода населения, в значительной степени, предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры. В стране с развитой рыночной экономикой уровень дохода является одним из важнейших конструирующих социальное положение признаков (наряду с собственностью, отношение к власти и т.д.)

Общество с рациональной дифференциацией доходов, относительно равномерной, наиболее устойчиво за счет многочисленного среднего класса, имеет интенсивную социальную мобильность, сильные стимулы к социальному продвижению и профессиональному росту. И наоборот, как свидетельствует исторический опыт латиноамериканских стран, общество с резкой дифференциацией доходов крайних полюсных групп населения отличается социальной неустойчивостью, отсутствию сильных стимулов к профессиональному росту, значительной степени криминогенности социальных отношений.

Дифференциация доходов фиксируется органами статистики и «распределяет» население по группам (долям) в зависимости от среднедушевых доходов.

Показатели, отражающие дифференциацию доходов населения, важны для анализа различных социально-экономических процессов, их мониторинга при проведении активной социальной политики, используются также при составлении государственных программ социально-экономического развития.

Итак, различие в уровнях доходов на душу начисления называются дифференциацией доходов. Она характерна для всех экономических систем.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяют различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рис. 18.2).

Рисунок 18.2 — Кривая Лоренца

Кривая Лоренца показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех получателей. Степень неравенства доходов определяется областью между линией обозначающей идеальное равенство и кривой Лоренца.

Неравномерное распределение характеризуется кривой Лоренца, т.е. линии фактического распределения, относящихся от прямой тем дальше, чем больше дифференциация доходов. Например, 20 % населения с самыми низкими доходами получают 5 % общего дохода, 40 % с низкими доходами – 15 % и т.д.

Кривую Лоренца можно использовать для сравнения распределение доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.

Теоретическая возможность равного распределения доходов представлена прямой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40 60 % семей получают соответственно 20, 40, 60 % от всего дохода, то соответствующие точки будут располагаться на прямой.

Самое вредное для человека говорит Форд – утверждать, что все люди равны. Они очень разные, и тот, «кто много создает», должен и «много приносить в свой дом», и наоборот. Именно в этом состоит «строгая социальная справедливость, проистекающая только через труды». Благотворительности в оплате труда места нет. Каждый получает ровно столько, сколько заслуживает.

Другое дело – уровень социальной политики государства. Оно призвано смягчить неравенство в доходах людей, чтобы не допускать чрезмерного социального расслоения и напряженность в обществе.

Государственная социально-экономическая политика доходов населения: её роль, элементы, цели и методы. Сравнение социально-экономической политики в РФ в 1990-х и 2000-х гг. и ее результативность.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Социальные трансферты — это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности национальной экономики. Выплаты населению производятся из местных бюджетов, государственных внебюджетных социальных фондов, а также средств общественных организаций.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.

Социальные трансферты включают:

— все виды пенсий – по старости, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии;

— все виды стипендий учащимся высших и средних специальных учебных заведений, профессиональностью технических школ и училищ;

— все виды получаемых населением доходов – по социальному страхованию, ежемесячные пособия на детей, пособия по безработице и другие;

— компенсационные выплаты и льготы, а также денежную благотворительную помощи в форме оплаты стоимости или части стоимости путевок в санатории, дома отдыха;

— компенсация затрат на общественный транспорт и др.

Социальные трансферты в натуральной форме состоят из индивидуальных товаров и услуг, предоставляемых населению бесплатно или по льготным ценам, например услуги в области образования, культуры, здравоохранения, спорта, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и др.

Читайте также:  Способы вневанного осаждения металлов

В последние годы в нашей стране стали формироваться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых соглашений, которые называются социальным партнерством. Социальное партнерство – это сотрудничество работников, работодателей и представителей государство для достижения согласованных решений в сфере трудовых отношений механизму социального партнерства служит переговорный процесс между профсоюзами и работодателями, результатом которого является коллективный доход, затрагивающий вопросы занятости, оплаты и организации труда и некоторые аспекты социального положения работника на предприятии в обществе.

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и заканчивая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

Социальная политика государства, связана с воздействием на условия жизни населения, его основных слоев, групп, категорий. Она включает в себя политику регулирование доходов, занятости, социального обеспечения, политику в сферах образования и здравоохранения, жилищную и прочую. Социальная политика ориентирована на человека, защиту его прав, предусмотренным международным и национальным законодательством. Цель социальной политики – поддержание и развитие человека как высшей ценности любого общества.

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платье пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

В России индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятых в производстве государство регулирует только размер минимальной заработной платы. Индексация должна производиться при росте розничных цен свыше 6%.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной, защите этих слоев населения имеет развитая, система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Который выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум.

Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни; при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия.

Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой социальный минимум средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России МПБ составлен на основе более 200 видов товаров и услуг, в том числе 80 видов продуктов питания. Затраты на непродовольственные товары в МПБ включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары. В МПБ включены также расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов.

Структура минимального потребительского бюджета:

· непродовольственные товары — 39%;

· налоги и сборы — 2,7%.

Социальная политика государства направлена на решение следующих задач:

· стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;

· сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных;

· поддержание стабильного уровня реальных доходов населения;

· развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

Социальная политика направлена на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Поэтому важной задачей социальной политики, является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую оче­редь слабо защищенных слоев. Эта задача предполагает поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

Дополнительные вопросы к семинарскому занятию по теме 19:

1. Особенности дифференциации населения по доходам в России (2000-е гг.).

2. Сущность и методика расчета показателей, характеризующих дифференциацию – коэффициент Джини и децильный коэффициент.

3. Основные направления социальной политики.

4. Особенности социальной политики государства в России в 90-е гг. и 2000-е гг. – сходства и различия.

5. Сущность понятий, предусмотренных в законодательстве РФ: прожиточный минимум, потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда.

Источник

Оцените статью
Разные способы