Тема 7. Дидактические основы проблемного обучения
1. Истоки проблемного обучения в педагогике.
2. Понятие о проблемном обучении, его основные функции и особенности.
3. Проблемные ситуации, способы их создания в процессе обучения.
4. Особенности протекания мыслительной деятельности в условиях проблемной ситуации.
1. Матюшкин А. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972.
2. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990., С. 218-235.
3. Оконь В. Основы проблемного обучения. – М., 1968.
Итак, изучив основные компоненты учебного процесса, мы рассматриваем, что может сделать этот учебный процесс наиболее интенсивным, оптимальным. На прошлой лекции мы говорили о дифференциации обучения как о средстве активизации познавательной деятельности школьников, реализации их возможностей, интересов и потребностей и тем самым повышения уровня обучения. Сегодня нам предстоит рассмотреть особенности проблемного обучения, использование которого в учебном процессе тоже повышает его эффективность.
Если учитель на занятиях предпочитает репродуктивные формы сообщения знаний, то и мыслительная деятельность учителя будет репродуктивной. Полученные репродуктивным путем знания малоподвижны, формальны. Чаще всего ученик не может применить их в новой ситуации, а следовательно, мы не можем говорить о системе его знаний, где одно базируется на другом, одно вытекает из другого и т.д. Исследования показали (как далекого прошлого, так и современные), что наиболее благоприятные условия для творческого, а значит наиболее продуктивного мышления складываются тогда, когда человек сталкивается с противоречием, когда перед ним возникает проблема, требующая разрешения.
Это было впервые замечено и активно использовалось в глубокой древности Сократом. Именно он является родоначальником сократического (или как мы сейчас говорим проблемного) метода обучения. Сократ старался поставить собеседнику такой вопрос, чтобы он вызвал у него затруднение и последующую за этим активность мысли. Это является основой дискуссий Сократа. Этот же прием был известен в пифагорейской школе, сложные вопросы ставили и софисты.
Стремление к активному обучению характерно и для философских взглядов Ф. Бэкона. Он критически относился к истинам словесным и требовал поиска истины путем изучения действительности.
Прогрессивно мыслящие педагоги всегда искали пути превращения учебного труда в радостный процесс познания мира, пути развития умственных сил учащихся. Одним из первых сторонников активного учения школьников был Я. Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указание на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знания и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое учит «мыслить чужим умом».
За развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода вел борьбу и французский философ Ж.-Ж. Руссо.
«Сделайте вашего ребенка, – писал он, – внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял…».
Ф.А. Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение». И далее: «То чего человек не приобрел путем своей самостоятельности – не его».
Таким образом, уже эти факты позволяют нам сделать вывод о том, что проблемное обучение известно в педагогике с незапамятных времен. Однако подход к нему, определение его сущности, развитие был различным. Так в период царской гимназии Ушинский создает дидактическую систему, направленную на развитие умственных сил учащихся. Однако идеи развития самостоятельности ученика никак не соответствовали задачам гимназии и эта система не внедрялась, а запрещалась и истреблялась.
Аналогично в 20-е годы активно разрабатываются идеи проблемного обучения в педагогике. А в 30-е годы намечается отказ от прежних достижений. М. Скаткин писал: «Исследовательский метод в обучении был предан забвению». Несмотря на то, что и Крупская, и Луначарский, и Райков говорили о его целесообразности. И только с начала 60-х годов начинает настойчиво развиваться мысль о необходимости развития и разработки проблемного обучения.
Итак, что такое проблемное обучение?
Проблемное обучение – это вид развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов проблемного обучения построена с учетом целеполагания и принципа проблемности, процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование научного мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.
Одна из функций обучения – ведущий элемент современной системы развивающего обучения.
Существенным моментом является то, что проблемное обучение характеризуется системой не любых методов, а именно методов, построенных с учетом целеполагания и принципа проблемности.
Проблемная ситуация и «учебная проблема» являются основными понятиями проблемного обучения.
Рассматривать проблемное обучение следует во взаимосвязи преподавания (деятельность учителя) и учения (деятельность учащихся).
Проблемное преподавание– это деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала и его объяснению и управлению деятельностью учащихся в условиях проблемной ситуации новых знаний как в виде готовых выводов, так и путем самостоятельной постановки учебной проблемы и ее решения.
Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или при помощи учителя) анализа проблемной ситуации, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения гипотез, их обоснования и доказательства.
Функции проблемного обучения
1. развитие интеллекта учащихся, т.е.
2. их познавательной самостоятельности и творческих способностей;
3. формирование творческого мышления как основы научного мировоззрения;
4. формирование всесторонне развитой личности.
1. Формирование навыков творческого усвоения знаний;
2. Формирование навыков творческого применения знаний
3. формирование и накопление опыта творческой деятельности
4. формирование навыков учения.
Особенности проблемного обучения.
1. Проблемное обучение – это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину и прочность знаний.
2. Систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся.
3. Дидактическим принципом проблемного обучения является индивидуальный подход.
Индивидуализация обусловлена главным образом наличием учебных проблем разной сложности, которые каждым учеником воспринимаются по-разному.
4. Динамичность проблемного обучения. Это обусловлено динамичностью самой проблемы, в основе которой всегда лежит противоречие. Одна ситуация переходит в другую естественным путем.
5. Высокая эмоциональная активность ученика. Это обусловлено: 1) тем, что сама проблемная ситуация является источником возбуждения; 2) активная мыслительная деятельность ученика неразрывно связана с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности.
Исходя из особенностей, проблемное обучение обеспечивает: 1) прочность знаний и особый тип мышления; 2) глубину убеждений, 3) творческое применение знаний в жизни.
В основе проблемного обучения – проблемная ситуация. Проблемная ситуация составляет специфический вид взаимодействия субъекта и объекта. Ситуация называется проблемной, когда мысль сталкивается с противоречием, объяснение и разрешение которого требует самостоятельного мыслительного поиска и открытия новых знаний.
Для создания проблемной ситуации мало только предложить вопрос или сформулировать проблему, нужно чтобы она была принята учеником, чтобы он ощутил потребность в ее разрешении. Иногда сами ученики обнаруживают противоречия в процессе изучения той или иной темы и формулируют проблему. Но чаще всего это задача учителя, ибо ученики не замечают ее, и он должен обнаружить это противоречие и создать проблемную ситуацию.
Способы создания проблемных ситуаций.
1. Сопоставление различных мнений об одном и том же литературном герое, произведении, литературном явлении (сталкивание мнений Каткова и Антоновича о романе Тургенева «Отцы и дети» ли Кто прав в оценке Катерины Добролюбов или Писарев?).
2. Иногда учащимся можно предложить только одно суждение критика, но проблемная ситуация возникает в том случае, если это мнение противоречит впечатлениям самих учащихся. (Можно ли согласиться с Добролюбовым в оценке Катерины?).
3. Интенсивную умственную деятельность вызывают задания, сравнения лит. факторов с определенной целью. (Сопоставьте стих-е Рылеева « « и стих-е Лермонтова «Дума». Какие общие мотивы в них? Чем можно объяснить разницу настроения в каждом из этих произведений?).
4. Сопоставляя литературное произведение с иллюстрацией к нему или иллюстрацией нескольких художников к одному и тому же произведению.
5. Сопоставление исполнения одной роли разными актерами. (Яблочкина, Самойлова, Доронина – образ Софьи).
6. Проблемные ситуации часто возникают на основе выявления противоречий в самом литературном мастерстве (Победитель или побежденный Чацкий).
Все эти проблемные ситуации возникают в процессе урока. Учитель создает ее и руководит ею. В основе ситуации – проблемные задания или проблемные задачи. Они могут быть даны также конкретным учащимся, группе учащихся для самостоятельного разрешения, а так и целому классу в процессе урока. (Так, например, при изучении рассказа Чехова «Хамелеон» дается такое задание: слушая рассказ, установить к кому относится его название.
Почему, выслушав восторженную характеристику Молчалину Софьи, Лиза смеется? Это задание всему классу.
Источник
Проблемное обучение
надежда соболь
Проблемное обучение
1. Причины возникновения проблемного обучения
Проблемный подход к обучению берет свое начало еще со времен Сократа. В педагогике теория проблемного обучения разрабатывается с середины 50-х годов XX столетия. Сегодня теория проблемного обучения — достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки.
Интерес и потребность в проблемном обучении связаны с научно-техническим прогрессом. Вторая половина XXвека — это эпоха четвертой в истории человечества научно-технической революции: меняются технологии производства (автоматизация, биотехнология, транспорт, связь, развиваются космические исследования, найдены новые виды энергии (атомная, термоядерная) и т. п. НТР и социальный прогресс все настойчивее требуют, чтобы образование формировало свойства творческой личности, способной к созидательной деятельности в изменившихся условиях существования. [8;46]
Какая же деятельность считается творческой?
Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке, инсайту, “ага-реакции”. Эти способности в определенной мере и развивает проблемное обучение.
Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию. [8;96]
2. Понятие «Проблемное обучение»
Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новые. Таким образом, проблемная ситуация — это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления.
В осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышлени. [6;124]
Проблемное обучение (как и любое другое обучение)может способствовать реализации двух целей:
Первая цель — сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.
Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.
Важно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения — сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся. Особенность проблемного обучения заключается в том, что оно стремится максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения, познания, исследования и мышления. С этой точки зрения, процесс учения должен моделировать процесс продуктивного мышления, центральным звеном которого является возможность открытия, возможность творчества.
Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация. [1;56]
В основе ее создания лежат следующие положения современной психологии:
— процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;
— проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;
— условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;
— закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.
Дидактические основы проблемного обучения определяются содержанием и сущностью его понятий. По мнению М. И. Махмутова, основными понятиями теории проблемного обучения должны быть «учебная проблема», «проблемная ситуация», «гипотеза», а также «проблемное преподавание», «проблемное учение», «проблемность содержания», «умственный поиск», «проблемный вопрос», «проблемное изложение».
Учебная проблема — явление субъективное и существует в сознании ученика в идеальной форме, в мысли. Задача — явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме (в звуках или знаках, и превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания. Важным является и то, что формой реализации принципа проблемности в обучении является учебная проблема. [6; 46]
М. И. Махмутов предлагает дидактическую классификацию учебных проблем,которая строится на следующих переменных:
1) область и место возникновения;
2) роль в процессе обучения;
3) общественная и политическая значимость;
4) способы организации процесса решения.
Психологическая классификация учебных проблем основана на таких показателях,как:
1) характер неизвестного и вызываемого затруднения;
2) способ решения;
3) характер содержания и соотношения известного и неизвестного в проблеме.
Определяя проблемную ситуацию, М. И. Махмутов отмечает, что она является начальным моментом мышления, вызывающим познавательную потребность ученика и создающим внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. При этом можно выделить два типа проблемных ситуаций, возникающих при постановке как теоретической, так и практической проблемы. [6;56]
Классификация способов создания проблемных ситуаций основана на характере противоречия,возникающего в процессе учения:
1. Столкновение учащихся с явлениями и фактами, требующими теоретического объяснения.
2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий.
3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения,
4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, сталкивающих их с противоречиями между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
5. Выдвижение гипотез, формулировка выводов и их опытная проверка.
6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает познавательное затруднение.
7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.
8. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.
9. Организация межпредметных связей[6;172].
М. И. Махмутов выделяет три вида проблемного обученияпо типу реализуемой творческой деятельности:
1) научное творчество;
2) практическое творчество;
3) художественное творчество.
Что лежит в основе каждого вида обучения и творчества? Научное творчество основано на постановке и решении теоретических учебных проблем. Практическое творчество базируется на постановке и решении практических учебных проблем. Художественное творчество — «это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру и т. д.» [6; 265].
При проблемном обучении учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации — акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. Если при традиционном обучении учитель излагает теоретические положения в готовом виде, то при проблемном обучении он подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос. Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщение, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы.
3. Значение и функции проблемного обучения
Технология проблемного обучения позволяет:
— определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения;
— ставить цель своей деятельности, определять условия для её реализации, планировать и организовывать процесс её достижения, то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче;
— осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и её результатов;
— выбирать для себя нормы деятельности и поведения адекватные ситуации.
Проблемное обучениемногофункциональное и решает следующие задачи:
1. Стимулирует мотивацию учения;
2. Повышает познавательный интерес;
3. Формирует самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;
4. Развивает творческие способности;
5. Формирует убеждения;
6. Формирует навыки исследовательской деятельности;
7. Развивает коммуникативные компетенции.
Чрезвычайно важной функцией проблемного обучения можно назвать повышение мотивации студентов, особенно при изучении нового материала. Как говорил еще Г. Галилей, “вы не в состоянии научить человека чему-либо. Вы можете лишь помочь ему обнаружить это внутри себя”. Вообще без мотивации учебная деятельность, как и любая другая, практически невозможна. В традиционной системе преподавания мотивация осуществляется известным методом кнута и пряника или же основные усилия педагога по мотивации студентов направлены на объяснение важности обучения для будущей профессиональной деятельности студентов.
В этом отношении проблемное обучение, опять же, имеет более выигрышное положение, так как его характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность, студенты получают больше возможности самореализоваться в процессе обучения, постоянная постановка и решение проблемных задач является более приемлемой для поддержания неослабевающего интереса и активности. [7;34]
4. Плюсы и минусы проблемного обучения
Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся[8;69]
Проблемное обучение в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.
Таким образом, объяснительно-иллюстративное обучение не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности.
Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной, а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они «выращиваются». Значит, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы «выращивать» эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение. Идеи проблемного обучения получили реализацию в системах развивающего обучения. [8;73]
Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада.
-развитие логического мышления, умения решать проблемные задачи;
-знакомство с понятием «Таблица», с ее составляющими – сроками и столбиками.
— Формирование аналитико–синтетического мышления.
-Формирование умения делать выводы, работать в паре, коллективно решать поставленную задачу.
Материал к занятию: Таблица –дом для геометрических фигур на каждого ребенка, схем выкладки геометрического узора для работы в паре.
Ход занятия
-Ребята, Вы когда-нибудь переезжали в новый дом или квартиру?
-Воспитатель предлагает ребятам вспомнить, что такое новоселье.
Чтобы заселиться в новый дом, нужно собрать вещи, упаковать, перевезти вещи. Дело это очень хлопотное.
— Есть волшебная страна. Ее нет на карте. Там живут геометрические фигуры.
Для них построили новый дом. Им надо в него заселиться. Вы знаете, какое это хлопотное дело. Вы им поможете.
Дети садятся за столы и получают расчерченную таблицу –дом и 9 геометрических фигур.
— Перед вами дом. Этот дом недостроенный. Это чердак. Это подсобные помещения. Они закрыты.
— Сколько этажей в этом доме?
— Проведите пальчиком по нижнему этажу?
-Проведите пальчиком по среднему этажу.
-Проведите пальчиком по верхнему этажу.
-В доме кроме этажей есть подъезды. Рядом с подсобными помещениями первый подъезд. Покажите его.
-Покажите второй подъезд.
-Покажите третий подъезд.
Геометрические фигуры -это жители. Каждый квадратик – квартира. Каждый житель получает отдельную квартиру. Нужно заселить каждую фигуру в отдельную квартиру. (Дети располагают фигуры на расчерченные квадратики таблицы.)
-Заселились жители, расставили вещи, повесили шторы, развесили карины, чайник поставили. Решили посмотреть, что находится вокруг. Где например детский сад, магазин…Что еще они могли бы поискать (остановку, парикмахерскую, почту, школу?
-Вот они вышли и пошли по району. Ходят, уже есть захотелось, решили вернуться в свою квартиру, там же их вещи.
-Смогли ли они их найти?
— Дети пытаются вспомнить, где располагались геометрические фигуры и располагают их на квадратах.
— Ребята, каждая фигура попала в свою квартиру?
Дети затрудняются ответить. Некоторые, считают, что они правильно их вернули в свои квартиры. Но точно это утверждать не берутся.
Воспитатель подтверждает их опасения:
— Желтый круг говорит: У меня в квартире были другие шторы, это не моя квартира.
— Синий квадрат утверждает, что у него был другой диван.
— А красный треугольник уверен, у него в квартире были другие картины.
-Что же надо делать, чтобы жильцы запомнили свои квартиры и не терялись.
Ребят предлагают разделить фигуры по цвету.
Чем ваши фигуры отличаются?
(по цвету и по форме)
-Разделим фигуры на три кучки по цвету: синие, красные, желтые.
-Давайте на верхний этаж поселим синие фигуры, на средний – желтые, на нижний красные
-Давайте теперь расколотим подсобные помещения.
-О чем говорят эти пятнышки? (Нарисованы цветные пятнышки, обозначающие синий, желтый, красный цвета).
— Эти пятнышки говорят, что на верхнем этаже живут синие фигуры, на среднем – желтые, на нижнем- красные.
-А теперь можно раскрыть чердак.
— Уберем строительный мусор (собирает зажимы и бумажную полосу, закрывающую подсобные помещения чердак).
— Что нарисовано на чердаке?
— О чем говорят эти изображения фигур, расположенные на чердаке?
-Они говорят,что в первом подъезде живут круги, во втором подъезде живут квадраты, в третьем – треугольники.
— Давайте расставим фигуры по подъездам.
-Теперь давайте вспомним, какие фигуры живут на среднем этаже? (желтые)
-Какие фигуры живут на нижнем этаже?
-Какие фигуры живут на верхнем этаже?
-Какие фигуры живут в первом подъезде? (круги)
-Какие фигуры живут во втором подъезде? (квадраты)
-Какие фигуры живут в третьем подъезде? (треугольники)
-Теперь если они выйдут, найдут свои квартиры?
— Теперь можно устроить новоселье. Что такое новоселье?
Физминутка (дети выполняют ритмичные движения под музыку).
Пошли фигуры погулять. Куда могли они пойти? (в магазин, в кино, в кафе, в офис, в детский сад и т. д.)
Дети раскладывают геометрические фигуры на столе.
-Первым пришел с работы красный круг.
-Потом пришел из магазина синий треугольник.
-Потом пришел из детского сада красный треугольник.
— Потом пришел из школы грустный желтый круг.
— Потом с рынка пришел синий квадрат.
— Потом с почты пришел синий круг.
— Вы смогли расселить фигуры по квартирам? Почему?
-Есть значки по цвету и по форме.
В стране геометрии – дом –это таблица.
У нас этажи, а у них строки.
-Теперь давайте вспомним, какие фигуры живут на верхней строчке? (синие)
-Какие фигуры живут на нижней строчке? (красные)
-Какие фигуры живут на средней строчке? (желтые)
-У нас подъезды, а у них столбики.
-Какие фигуры живут в первом столбике (круги)
-Какие фигуры живут во втором столбике? (квадраты)
-Какие фигуры живут в третьем столбике? (треугольники)
Представьте, что вы сидите возле подъезда. Подходит бабушки и просит помочь найти квартиру внука, который недавно заселился.
— Где живет мой внук- синий круг?
Дети: (верхняя строка, первый столбик).
-Какая строка? (верхняя) Какой столбец? (первый)
-Где живет мой внук красный треугольник (нижняя строка)
Дети: (нижняя строка, третий столбик).
-Какая строка? (нижняя) Какой столбец? (третий).
В: в вашем доме скрывается опасный преступник красный квадрат.
Дети: Нижняя строка, второй столбец.
В: Нужно найти преступника – синий треугольник.
Дети: Верхняя строка, третья строка.
Люди живут в квартире,и со временем им хочется сделать ремонт. Выложить плитку в ванной. Есть еще силы. Обычно работает бригада, будете работать вдвоем.
Дети получают карточки со схемой выкладки плитки. Задание выполняется в паре, поэтому надо найти своего напарника, у которого такая же схема.
Обучение через диалог — успешное обучение. «Обучение через диалогическое обучение» Один из модулей, который ближе мне, который я буду внедрять в свою практику, это – диалоговое обучение.
Обучение детей прыгучести. Развивать прыгучесть можно в любое время: на прогулке, на занятии, в свободной деятельности. Дети старшего возраста очень любят играть в.
Обучение диалогической речи Составила воспитатель Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных.
Обучение дошкольников чтению При обучении дошкольников чтению я ставила следующие задачи работы: 1. Развивать фонематический слух. 2. Познакомить детей с понятиями.
Обучение рассказыванию детей с ОНР Методика обучения детей с ОНР рассказыванию разработана В. П. Глуховым, Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, С. А. Мироновой, Н. А. Никашиной,.
Обучение тому, как учиться «Обучение тому, как учиться» В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько.
Проблемное обучение в ДОУ «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.
Развивающее обучение КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПреобразования в социальной, культурной, экономической жизни.
Воспитание и обучение через сказку Всем давно известно. что сказка — это волшебный и увлекательный мир, который очень интересен ребенку. Данный конспект рассчитан на детей.
Обучение эстетике питания у воспитанников МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Сообщение на тему: «Обучение эстетике питания у воспитанников. Культурно-гигиенические.
Источник