Диалог как способ передачи чужой речи урок

Открытый урок по теме: «Способы передачи чужой речи»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Урок с использованием различных методов и приемов нацелен на закрепление темы, постановку знаков препинания при чужой речи

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_po_teme_sposoby_predachi_chuzhoy_rechi_8_klass.doc 116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сахалинское государственное казенное специальное

учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение закрытого типа

для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением

Кузнецова Елена Валерьевна,

учитель русского языка и

Тема урока «Способы передачи чужой речи». 8 класс

  • обобщить теоретические сведения о способах передачи чужой речи;
  • систематизировать представления о передаче чужой речи разными способами и о соотношении её со схематическим изображением;
  • проконтролировать уровень владения пунктуационными навыками;
  • конструировать примеры с разными способами передачи чужой речи в различном структурном и пунктуационном оформлении (в том числе в соответствии со схемами);
  • вырабатывать умение анализировать цитаты о языке;
  • формировать и развивать коммуникативную и лингвистическую компетенцию;
  • развивать интерес к изучению языка;
  • воспитывать уважительное отношение к собеседнику во время диалога и осознанное отношение к языку.

Раздаточный материал: матрица для обобщения знаний по теории, тестовые задания.

1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами открываем заседание клуба Знатоков «Чужой речи».

На доске протокол заседания и эпиграф к уроку.

  • Теоретическая часть (коллективная работа).
  • Проблемно-творческая часть (работа в парах).
  • Тестовая часть (индивидуальная работа).
  • Рефлексия.

1. Теоретическая часть заседания .

– Посмотрите на доску. На ней вы видите слова К.Г.Паустовского о русском языке. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
– Эти слова очень мудрые, ёмкие, они отражают и тему нашего сегодняшнего урока. О чём хотел сказать известный писатель? (О многообразии русского языка)
– Как называется дословная выдержка из какого-либо текста? (Цитата)
– А цитата, предпосланная тому или иному произведению и выражающая его основной смысл это…? (Правильно, эпиграф).
– Скажите, пожалуйста, какой способ передачи информации мы используем, когда нам необходимо передать смысл того или иного высказывания?
– А что называют чужой речью?
– С какой целью авторы вводят чужую речь в повествование?
– Сделаем вывод. Всё вышесказанное подтверждает мысль К.Паустовского о том, что русским словом можно передать абсолютно всё, в том числе и чужую речь.
– Оцените свою деятельность (лист самоконтроля).

– Какие основные разновидности способов передачи чужой речи вы знаете?

Объяснение учителя
(Повторение знаков препинания при прямой речи. Объяснение понятия «косвенная речь»).

2. Проблемно-творческая часть заседания

(Учитель вызывает двух обучающихся и раздаёт карточки с заданиями)

– Выполните задание, указанное на вашей карточке.

Задание 1. Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.

  • «Мой дед землю пахал», – с надменной гордостью отвечал Базаров.
  • Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»
  • Командир приказал: «Огонь!»
  • «Который час ?» – спросил я.
  • Врач спросил: «Какая у вас была температура?»
  • Мать просила: «Не опаздывайте к чаю!»
  • Мы захотели узнать: «Скоро будет поезд в Курск?»
  • Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.
  • Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.
  • Командир приказал, чтобы открыли огонь.
  • Я спросил, который час.
  • Врач спросил, какая у меня была температура.
  • Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю.
  • Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Курск.

(К доске выходит вторая пара обучающихся ).

Задание 2. Замените предложения с косвенной речью предложениями с прямой речью. Постарайтесь использовать разную последовательность слов автора и прямой речи.

1) Чичиков хотел узнать у Коробочки, куда они заехали.

2) Он добавил, что волки хитрее охотников.

3) Смотритель объявил, что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали его уже четвёртые сутки.

4) Я спросил нашего провожатого, кто здесь ловит соболей.

5) Корчагин твёрдо заявил, что к буденовцам он всё равно перейдет.

6) Скажи конюху, чтобы не давал овса лошадям его.

(Третья пара учащихся)

Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Укажите, из каких произведений взяты 1 и 4 предложения?

  • Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
  • Меня спросили, где я раньше работал?
  • Иван хотел узнать у кучера, что куда они заехали.
  • Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
  • Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
  • В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
  • Дядя Олег спросил, какой подарок хочется ему на день рождения?

Задание 4. Придумайте по одному примеру к каждому из пяти способов передачи чужой речи.

Задание 5. Диалог

(У доски работают двое обучающихся)

Задание 6. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания К. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Рассуждая, не забудьте привести аргументы и сделать вывод.

3. Подведение итогов урока

– Назовите способы передачи чужой речи? Какой способ передает чужую речь наиболее полно, детально? Какой – наименее точно?

4. Тестовая часть.

(Классу раздаются листки с матрицей)

Матрица. Способы выражения чужой речи .

I. Прямая речь – это

1. Составьте схемы предложений с прямой речью

2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные схемы

II. Косвенная речь – это

1. В предложениях с косвенной речью обе части связываются с помощью…………

2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные способы перестроения прямой речи в косвенную.

III. Диалог – это

1. Как оформить диалог при записи?

2. Запишите диалог.

Дополнительные вопросы по теории для блиц-опроса:

  • Высказывания других лиц, включенные в авторское повествование – это…
  • Слова, вводящие прямую речь, называются …
  • Передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму – это…
  • Разговор двух, реже нескольких лиц – это…
  • Слова, обращенные к собеседнику – это…
  • Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения – это…
  • Дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова – это…
  • Какое место занимает подлежащее в словах автора, вводящих косвенную речь?
  • Какими средствами связи присоединяется косвенная речь к словам автора, если прямая речь – вопросительное предложение, повествовательное, побудительное?
  • Каким членом в предложении с косвенной речью становится обращение, употребленное в прямой речи.

5. Рефлексия. «Заверши тезис»

  • Сегодня на уроке я узнал …
  • Самым интересным для меня было …
  • Самым трудным для меня стало….
  • Мне нужно ещё повторить…
  • Этот урок помог мне…

6. Домашнее задание

Подобрать по 2 примера к каждому способу передачи чужой речи.

7. Слово учителя. В заключение нашего урока я хочу поблагодарить вас за хорошие ответы и поздравить со вступлением в клуб Знатоков «Чужой Речи». На сегодня заседание объявляю закрытым.

Кузнецова Е.В., учитель русского языка и литературы СГКСУВОУ закрытого типа для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»

Предлагаю вам конспект урока-семинара на тему: «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» для учащихся восьмых классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литера.

Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания.

Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме: Способы передачи чужой речи.

Презентация может использоваться в качестве сопроводительных материалов к уроку русского языка в 8 классе. Ниже размещены рекомендации по использованию и перечень ресурсов, которые применялись при соз.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.

Конспект урока «Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи». 11 класс/второй курс СПО.

Тест по теме «Способы передачи чужой речи»

Тест по теме «Способы передачи чужой речи» для оучающихся 7-9 классов.

Конспект урока по русскому языку «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.»

Урок по русскому «Способы передачи чужой речи. Прямая речь.» с использованием технологии проблнмного обучения.

Открытый урок по теме «Способы разделения смесей»

Открытый урок по теме «Способы разделения смесей&quot.

Источник

Открытый урок по русскому языку на тему «Способы передачи чужой речи» 8 класс

Сахалинское государственное казенное специальное

учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение закрытого типа

для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением

Открытый урок по теме: «Способы передачи чужой речи». 8 класс

(Заседание клуба Знатоков «Чужой речи»).

Кузнецова Елена Валерьевна,

учитель русского языка и

Тема урока «Способы передачи чужой речи». 8 класс

Цели урока:

обобщить теоретические сведения о способах передачи чужой речи;

систематизировать представления о передаче чужой речи разными способами и о соотношении её со схематическим изображением;

проконтролировать уровень владения пунктуационными навыками;

конструировать примеры с разными способами передачи чужой речи в различном структурном и пунктуационном оформлении (в том числе в соответствии со схемами);

вырабатывать умение анализировать цитаты о языке;

формировать и развивать коммуникативную и лингвистическую компетенцию;

развивать интерес к изучению языка;

воспитывать уважительное отношение к собеседнику во время диалога и осознанное отношение к языку.

Раздаточный материал: матрица для обобщения знаний по теории, тестовые задания.

1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами открываем заседание клуба Знатоков «Чужой речи».

На доске протокол заседания и эпиграф к уроку.

Протокол:

Теоретическая часть (коллективная работа).

Проблемно-творческая часть (работа в парах).

Тестовая часть (индивидуальная работа).

1. Теоретическая часть заседания.

– Посмотрите на доску. На ней вы видите слова К.Г.Паустовского о русском языке. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
– Эти слова очень мудрые, ёмкие, они отражают и тему нашего сегодняшнего урока. О чём хотел сказать известный писатель? (О многообразии русского языка)
– Как называется дословная выдержка из какого-либо текста? (Цитата)
– А цитата, предпосланная тому или иному произведению и выражающая его основной смысл это…? (Правильно, эпиграф).
– Скажите, пожалуйста, какой способ передачи информации мы используем, когда нам необходимо передать смысл того или иного высказывания?
– А что называют чужой речью?
– С какой целью авторы вводят чужую речь в повествование?
– Сделаем вывод. Всё вышесказанное подтверждает мысль К.Паустовского о том, что русским словом можно передать абсолютно всё, в том числе и чужую речь.
Оцените свою деятельность (лист самоконтроля).

– Какие основные разновидности способов передачи чужой речи вы знаете?

Объяснение учителя
(Повторение знаков препинания при прямой речи. Объяснение понятия «косвенная речь»).

2. Проблемно-творческая часть заседания

(Учитель вызывает двух обучающихся и раздаёт карточки с заданиями)

– Выполните задание, указанное на вашей карточке.

Задание 1. Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.

«Мой дед землю пахал», – с надменной гордостью отвечал Базаров.

Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»

Командир приказал: «Огонь!»

«Который час – спросил я.

Врач спросил: «Какая у вас была температура?»

Мать просила: «Не опаздывайте к чаю!»

Мы захотели узнать: «Скоро будет поезд в Курск?»

Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.

Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.

Командир приказал, чтобы открыли огонь.

Я спросил, который час.

Врач спросил, какая у меня была температура.

Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю.

Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Курск.

(К доске выходит вторая пара обучающихся ).

Задание 2. Замените предложения с косвенной речью предложениями с прямой речью. Постарайтесь использовать разную последовательность слов автора и прямой речи.

1) Чичиков хотел узнать у Коробочки, куда они заехали.

2) Он добавил, что волки хитрее охотников.

3) Смотритель объявил, что лошади, присланные из Кистенёвки, ожидали его уже четвёртые сутки.

4) Я спросил нашего провожатого, кто здесь ловит соболей.

5) Корчагин твёрдо заявил, что к буденовцам он всё равно перейдет.

6) Скажи конюху, чтобы не давал овса лошадям его.

(Третья пара учащихся)

Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Укажите, из каких произведений взяты 1 и 4 предложения?

Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.

Меня спросили, где я раньше работал?

Иван хотел узнать у кучера, что куда они заехали.

Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.

Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.

В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».

Дядя Олег спросил, какой подарок хочется ему на день рождения?

Задание 4. Придумайте по одному примеру к каждому из пяти способов передачи чужой речи.

Задание 5. Диалог

(У доски работают двое обучающихся)

Задание 6. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания К. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Рассуждая, не забудьте привести аргументы и сделать вывод.

3. Подведение итогов урока

– Назовите способы передачи чужой речи? Какой способ передает чужую речь наиболее полно, детально? Какой – наименее точно?

4. Тестовая часть.

(Классу раздаются листки с матрицей)

Матрица. Способы выражения чужой речи.

I. Прямая речь – это

1. Составьте схемы предложений с прямой речью

2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные схемы

II. Косвенная речь – это

1. В предложениях с косвенной речью обе части связываются с помощью…………

2. Запишите 3 примера, иллюстрирующие разные способы перестроения прямой речи в косвенную.

III. Диалог – это

1. Как оформить диалог при записи?

2. Запишите диалог.

Дополнительные вопросы по теории для блиц-опроса:

Высказывания других лиц, включенные в авторское повествование – это…

Слова, вводящие прямую речь, называются …

Передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму – это…

Разговор двух, реже нескольких лиц – это…

Слова, обращенные к собеседнику – это…

Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения – это…

Дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова – это…

Какое место занимает подлежащее в словах автора, вводящих косвенную речь?

Какими средствами связи присоединяется косвенная речь к словам автора, если прямая речь – вопросительное предложение, повествовательное, побудительное?

Каким членом в предложении с косвенной речью становится обращение, употребленное в прямой речи.

5. Рефлексия. «Заверши тезис»

Сегодня на уроке я узнал …

Самым интересным для меня было …

Самым трудным для меня стало….

Мне нужно ещё повторить…

Этот урок помог мне…

6. Домашнее задание

Подобрать по 2 примера к каждому способу передачи чужой речи.

7. Слово учителя. В заключение нашего урока я хочу поблагодарить вас за хорошие ответы и поздравить со вступлением в клуб Знатоков «Чужой Речи». На сегодня заседание объявляю закрытым.

Источник

Читайте также:  Способы оплаты за страховку
Оцените статью
Разные способы