- Русский язык
- Что такое диалог
- Виды диалога
- Исторические факты
- Диалог и стили речи
- Диалог и монолог
- Выводы
- Сущность и особенности диалогического общения
- Диалогическое общение — обмен информацией двух или более лиц, часто построенный в форме дискуссии, с обсуждением различных точек зрения.
- Особенности диалога как общения
- Диалогическое общение как совместная деятельность
- Выбор стиля и формы взаимодействия (в виде нейтрального общения, эмоциональной поддержки или фасилитации).
- полное принятие переживаний и согласие с чувствами того, кому нужно помочь.
- Вам будет интересно:
- Комментарии закрыты
- Сайдбар
- Поиск по сайту
- Контакты
- Карта сайта
- Для авторов
Русский язык
План урока:
Что такое диалог
Ребята, сегодня мы с вами поедем на экскурсию в страну «Диалогию»! Чтобы наш автобус отправился, нужно прочитать текст и ответить на вопросы.
Смысловое чтение текста 1
— Здравствуйте. Чем могу помочь?
— Я бы хотел заказать цветы.
— Какие цветы вам больше всего нравятся?
— У вас есть красные розы?
— Да, конечно! Сколько штук вы хотели бы взять?
— 11, у моей мамы день рождение сегодня!
— Хорошо. Я рассчитаюсь наличными при получении.
— Когда доставить букет вашей маме?
— Завтра к 10 утра.
— Хорошо. Пожалуйста, назовите адрес.
— Улица Новогодняя, дом 5, квартира 12.
— Спасибо за заказ.
— Спасибо, до свидания.
Вопросы
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем идет речь? (Речь идет о покупке цветов).
- Кто в этом тексте присутствует? (Продавец и покупатель).
А вы знаете, что беседу двух людей называют диалогом?
Сегодня мы поговорим о диалоге в русском языке. Отправляемся в путь за знаниями!
Диалог в переводе с греческого слова означает – «беседа». Диалогом принято считать беседу двух и более лиц. Еще одно значение этого слова мы видим на этом рекламном плакате в стране «Диалогия»
Слово диалог встречается в художественной литературе, научной терминологии и в ежедневном разговорном общении. Появление термина произошло в доисторические времена. Его корни уходят в вековую традицию усовершенствования культуры обмена мыслями и идеями.
Посмотрите, ребята, какое большое значение у слова «диалог».
Рассмотрим пример диалога, в нем присутствуют два участника: мама и дочка.
— Мамочка, поможешь мне решить пример?
— Ты должна разобраться во всем сама.
— Тогда объясни, как это делать.
— Прочти числа, отсчитай на счетных палочках.
— У меня 10 – 2, значит нужно взять 10 палочек?
— Да, умница дочка, теперь убери две и посчитай сколько осталось.
— Все верно, отличная работа!
— Я смогу решить остальные примеры сама!
В этом диалоге достигается главная задача – научить ребенка считать. У любой беседы также присутствует цель и итог разговора.
А теперь отправляемся дальше.
Виды диалога
Мы приехали на полянку, где познакомимся с разновидностями русского диалога!
Прочтите надписи на цветах.
Как мы видим, в русском языке три вида диалога
- При равноправном диалоге участвующие лица выступают в равных позициях, и их точка зрения оценивается одинаково. Данный тип диалога чаще всего применяется в дипломатической практике.
— Мы приняли решение о введении нового закона.
— Вам необходимо оформить решение в письменном виде.
- Структурированный диалог помогает договориться друг с другом и прийти к одному правильному решению.
— Маша, твоя кофта слишком яркая!
— Зато она красивая!
— Такой цвет не подходит для школы.
— Да, вы правы, все носят серую форму, а моя кофта красная и с цветами.
— Молодец, Маша, ты все правильно поняла!
— Извините, я буду носить правильные вещи, а в этой кофте к подружке схожу.
- Диалог в вопросах является частью восточной лирики и латиноамериканской литературы, характеризуется как элемент поэтической речи.
— О, ты также красива как и умна?
— Ах, вы мне правду ль говорите?
- В политической и деловой сфере нередко применяется термин «конструктивный диалог», подразумевающий получение конкретных результатов в итоге обсуждения. Примером конструктивного диалога может являться заседание, обсуждающее вопрос защиты экологии в конкретных городах страны. Цель беседы — организация мероприятий и принятие четких решений по предотвращению серьезных проблем.
Наш привал на полянке подошел к концу, пора ехать дальше!
Исторические факты
Молодцы, ребята! Мы добрались до музея! Здесь нужно выразительное чтение экскурсовода.
А вы знали, что первые диалоги людей были обнаружены в памятниках древней письменности за 2,5 тысячи лет до н.э. Особенности диалогической речи встречали в древнейших произведениях Индии.В 5 веке до н.э. к оформлению диалогов как жанра философии приступил мыслитель Платон.
На рубеже 19-20 веков в России развитию диалогической речи способствовали труды М.М.Бахтина.
Диалог и стили речи
Диалог между людьми рассматривается как способ общения. Происходит он на разных уровнях, в устной и письменной форме.
Стили речи представляют собой разновидности употребления литературного и разговорного языка, используемые в разных сферах общественной жизни, в частности при общении в быту, в официально-деловых кругах, при передаче информации в науке и в литературном творчестве.
В зависимости от сферы употребления выделяют стили речи:
- разговорные – свободное общение;
- научные – учебники, энциклопедии, методическая литература;
- официально-деловые в сфере законодательства и деловой переписки;
- публицистические – сми и прочие экспрессивные жанры;
- художественные – язык книг.
Разговорная речь используется для общения в повседневной жизни. Диалог этого стиля включает эмоциональные слова, вопросительные и восклицательные предложения. К жанрам речевого диалога относятся беседа, записки, личные письма, переписка через компьютер.
Например
— Ты винду переустановил?
— Не, программа глючить перестала.
— Смени антивирусник и все будет окей!
Официально-деловой диалог используется для передачи деловой информации, характеризуется применением строгой формы изложения и составлением по имеющемуся образцу. Это может быть передача документов, ответ на официальный запрос, приказ, составленный на основании заявления, доверенность или объяснительная записка.
В сфере науки диалог называется словом дискуссия (это такой разговор, где люди спорят друг с другом очень вежливо и используют специальные научные слова). Дискуссия – научный спор, при этом соблюдают строгость изложения, схемы, термины и формулы.
Диалог в художественном стиле речи используется для создания образа героев, выявления противоречий или согласия между ними, которые возникают вокруг отдельных вопросов. Диалог здесь представляет собой средство создания художественной образности, главная его функция – эстетическая, то есть для украшения речи.
О формах диалога в науке мы будем говорить в старших классах. А пока нам следует запомнить то, что диалог чаще всего, используется в разговорном стиле.
Задание: прочтите, к какому стилю можно отнести данный диалог?
— Ну привет, братишка, а ты домашку сделал?
— Неа, я в игре классную играл, не успел…
— И что теперь делать будем?
— А давай у нашей Машки попросим?
— Не, я не буду просить, потому что я ее вчера за косу дернул, а меня она портфелем огрела.
— Ну и дурак, а я ей вчера помог этот портфель нести, так что она мне поможет!
— С двойкой сидеть и думать о своем поведении!
— И ты мне не дашь списать?
— Не, я за то, чтобы девочек не обижать!
Ответ: в тексте присутствуют просторечные слова (братишка, домашка, классную, огрела), значит это диалог разговорного стиля.
Диалог и монолог
Ребята, возле музея на лавочке сидит одинокая старушка и что-то бормочет про себя. А вы знаете, как называется такая форма речи?
Ребята, внимательно прочите текст!
Текст
Добрый день! Меня зовут Антонина Петровна, я учитель русского языка и литературы. Могу Вас научить читать и писать, познакомлю с великими писателями и их произведениями.
Ребята, скажите это диалог? (Говорит один человек, это не разговор двух людей, поэтому не является диалогом).
Правильно! Это монолог. Как вы думаете, что такое монолог?
Монолог – это речь одного человека.
Задание
Ваша задача заполнить таблицу, написать, чем отличается монолог и диалог.
Вы прекрасно справились с задачей, поедем обратно, возвращаемся в школу!
Как оформить диалог на письме?
Ребята, диалог – это не сплошной текст. В нем есть знаки препинания. Очень важно оформлять правильно реплики (фразы)говорящих. Каждую реплику пишут через тире с новой строки. По окончанию фразы ставим знак завершения.
Реплика – одно высказывание говорящего, например «Как дела», «Привет!».
В конце предложения следует ставить те знаки препинания, которые предусмотрены правилами русского языка.
- Все что сказано, ставится в начале строки после тире.
- Затем нужно поставить запятую (иногда ставим и другие знаки препинания, посмотри в таблице ниже) и тире, чтобы указать, а кто же сказал эту фразу.
Запомните, ребята: тире ставим в начале строки и после сказанной фразы!
В соответствии с эмоцией ставится тот или иной знак:
- точка в повествовании,
- восклицательный знак при выражении чувств,
- вопросительный знак, когда необходимо спросить о чем-либо.
Иногда можно поставить многоточие — знак, который означает незавершенную мысль. Иногда многоточие и восклицательный знак стоят вместе.
Задание
Расставь знаки препинания в конце этих реплик.
— Ты сделал домашку
— Дай списать скорее
— Что ты, не дам, делай сам
В конце нашей экскурсии вы готовы поиграть?
Продолжите высказывания, ответьте на вопросы.
- 1. Речь, которую мы произносим – это? (устная)
- Как вести диалог с людьми? (Последовательно отвечая на реплики)
- Назовите правила оформления диалога (Через тире в начале строки, в конце в диалоге ставится знак завершения)
Выводы
Сегодня наша экскурсия по стране «Диалогии» была очень увлекательной. Мы узнали много нового.
- Диалог – это устная или письменная форма разговора двух, а иногда нескольких людей.
- Монолог – это речь одного человека.
- Существует три вида диалогов: равноправный, диалог в вопросах и ответах, структурированный.
- Диалог как форма общения зародилась далеко в древности.
- Чаще всего диалог относится к разговорному стилю речи.
- На письме диалог оформляется через тире в начале строки, а новую реплику пишут с новой строчки.
Источник
Сущность и особенности диалогического общения
Диалогическое общение — обмен информацией двух или более лиц, часто построенный в форме дискуссии, с обсуждением различных точек зрения.
Сопровождается жестами, репликами, подразумевает полное раскрытие взглядов и предпочтений собеседников. Особенностью словесно-речевого взаимодействия является то, что все смысловые позиции высказывающихся людей могут быть разными, но, несмотря на это, они всегда дополняют друг друга.
С помощью диалогического общения, собеседники, между которыми возникло полное взаимопонимание, проявляют свою индивидуальность, демонстрируют собственную самоценность и самодостаточность. Такой настрой способствует становлению личности, дает человеку возможность задействовать весь свой потенциал.
Особенности диалога как общения
особенности диалога как общенияСогласно этимологическому анализу, термин «диалог» можно представить, как «диа-лог». Перевести его как «разные логосы», что может означать «разнословие» или разные мысли, мнения. Но, благодаря проведению позитивных диалогов, изменяющих и дополняющих взгляды и убеждения собеседников, человеческий разговор приобретает целостное единство.
Многие отечественные философы, в том числе Н. Бердяев и П. Флоренский, отмечали диалогическую природу сущности человеческого бытия и особенностей отношений. М. Бубер и М. Бахтин относили монолог и диалог к духовно-антропологическим категориям.
диалогическое общениеДиалогическую речь характеризует довольно высокая скорость обмена репликами, без дополнительного обдумывания.
Она предполагает готовность ответа у всех желающих высказаться. Складывающиеся удачно диалогические отношения свидетельствуют о равноправности и равнозначности субъектов. В основе ценностно-смысловых позиций общающихся людей заложены этические мировоззренческие принципы.
Успех диалогического общения всецело зависит от формы, содержания и объема обратной связи, а также своевременности откликов.
Диалогическое общение как совместная деятельность
совместная деятельностьЛюбой диалог можно рассматривать как взаимное согласование совместных действий, их обязательное упорядочение во времени и пространстве.
Известным психологом и лингвистом, А.А. Леонтьевым, выделено три уровня последовательных актов:
Выбор стиля и формы взаимодействия (в виде нейтрального общения, эмоциональной поддержки или фасилитации).
Выработка соответствующего стиля, подходящего к условиям и сложившейся ситуации.
Корректировка выбранного ранее стиля общения, направленная на улучшение производимого воздействия и нейтрализацию нежелательных эффектов и возможных последствий.
Один из лидеров гуманистической психологии, К. Р. Роджерс считал, что установлению диалогических отношений и зрелому поведению, с возможностью оказания психологической поддержки, способствует ряд определенных качеств человека:
эмпатия и конгруэнтность;
благожелательное отношение к собеседнику;
полное принятие переживаний и согласие с чувствами того, кому нужно помочь.
Несмотря на то, что поддержка человека в диалогическом общении происходит «здесь и сейчас», нужно предполагать, что его характер и свойства личности не останутся неизменными в дальнейшем, а начнут изменяться.
Он продолжит развиваться под давлением обстоятельств не только во времени, но и в пространстве, постепенно раскрывая весь свой потенциал.
Продуктивное диалогическое общение имеет преимущества перед монологом. Оно способствует развитию социально-перцептивных способностей, активизирующих опознавание экспрессивного поведения и дающих ему своевременное толкование.
Вам будет интересно:
Комментарии закрыты
Сайдбар
Поиск по сайту
Качество нашей жизни определяется тем, как мы относимся к реальностям, какое значение мы им приписываем, как мы к ним относимся, какое состояние души они нам создают».
Лучше быть живым и целым, чем правым.
Лучше быть богатым и счастливым, чем правым.
Лучше быть любимым и любящим, чем правым.
Потому, что, открою вам страшную тайну: на вашу правоту всем плевать.
Контакты
Карта сайта
Для авторов
Возможно многие из Вас обладают хорошими знаниями в сфере психологии общения.
Мы предлагаем Вам заработать на своих знаниях, получать дополнительный доход.
Что от Вас требуется:
-
- хорошее знание русского языка;
- умение писать уникальные статьи;
- наличие свободного времени;
- желание.
Источник