Диалог как способ образования

Диалог как метод и содержание образования
статья на тему

Специфика учебного диалога

Скачать:

Вложение Размер
dialog_kak_metod_i_soderzhanie_obrazovaniya.doc 45 КБ

Предварительный просмотр:

Диалог как метод и содержание образования

Полноценное педагогическое общение — это основа гуманизации школы, где первостепенное значение приобретает партнерство в отношениях учитель — ученик. Обучение невозможно вне общения. Только благодаря полноценному равноправному общению оно становится фактором интеллектуального развития человека. Через общение происходит становление личности. В такой системе учитель обязан более активно использовать силу своего учительского слова. Диалог между учителем и учеником приобретает человечность, и особенно подчеркивается самоценность самого ученика.

Специфика учебного диалога связана с особенностью диалога в целом. Но если в живой разговорной речи диалог – это форма общения людей, то учебный диалог – это еще и метод обучения, который имеет свою структуру, динамку и композицию. Структуру любого диалога составляют вербальные реакции участников диалога на предмет диалога, реплики. Учебный диалог в школьной практике представлен в основном двумя видами: учитель — ученик и ученик — ученик. Долгий диалог между одним учеником и учителем в классе происходит нечасто. Даже если это и происходит, то с ориентацией на весь класс в целом. Если в бытовом диалоге могут участвовать, то в школьном диалоге участвует учитель и 20-30 учеников. Поэтому учитель не может рассчитывать услышать реплику-реакцию на свое высказывание от всех тридцати человек одновременно, но она все-таки «слышима» опытным учителем-диалогистом от каждого ученика, так как в данном случае реплика-реакция может быть выражена невербальными средствами (мимикой, жестами) и представлена внутренней речью.

Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд организационных моментов:

• ни одна реплика такого диалога не может остаться без ответа;

• учебный диалог строго ограничен по времени;

• если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний;

• речевые характеристики учебного диалога связаны с требованием полных ответов.

В сфере образования общение, с одной стороны, есть средство познания и приобщения к истине, с другой стороны, суть коммуникация по поводу соцкокультурных ценностей, идеалов и норм между всеми участниками образовательного процесса. Именно диалог, как особый уровень коммуникативного процесса, отвечает потребности человека в глубоком личностном контакте. Только в диалоге развивается способность критически мыслить. В беседе, в спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний.

Используя диалог как метод обучения, учитель определяет его тему, готовит диалог, прогнозирует его результат, намечает продолжение диалога, в котором происходит общение участников учебного процесса. Очевидно, что у школьников в ходе урока появляется возможность реализовать свою коммуникативную потребность. Это можно сделать в диалоге, который напрямую зависит от коммуникативной деятельности учителя.

Лишь педагог, превосходно знающий особенности школьного диалога, может создать на уроке диалогичную обстановку, а в современной науке определена разница между диалогом учебным и бытовым, учебным и художественным, учебным и чисто научным. Учебный диалог всегда возникает на основе учебной речевой ситуации, он решает те или иные учебные задачи. Во время учебного диалога всегда происходит обмен информацией и регулируются межличностные отношения. В основе учебного диалога всегда должен находиться предмет обсуждения, который можно рассмотреть с различных точек зрения.

Диалог в ситуации обучения является не только средством обучения и воспитания, он еще и полигон для упражнения речевой способности учащихся и условие усвоения ими законов человеческого общения. Усваивая знания, вырабатывая навыки и умения в определенной научной области, ученик одновременно усваивает правила речевого поведения и, в частности, правила диалога. К этим правилам относится способность ясно излагать свои мысли (строить полные и четкие высказывания, приводить в соответствие вербальные и невербальные средства), понимать партнера (слушать его, улавливать не только непосредственное значение его фраз, но и их смысл), добиваться адекватного понимания партнером смысла высказывания.

Диалогическая форма общения:

• открытость к изменению своего мнения;

• признание множественности истин;

• личностная подключённость к информации;

• стремление к сотрудничеству;

• межличностный характер взаимодействия;

• демократичный стиль общения.

• творчество; поиск нового;

• стремление к самосовершенствованию;

• словесные воздействия: просьба, ободрение, удивление, объяснение.

Речь учителя в учебном диалоге является средством достижения указанных обучающих и воспитательных целей. Она реализуется в ряде реплик, содержанием которых, в зависимости от конкретной цели данного фрагмента обучения, может быть сообщение информации, постановка задач, выдвижение требований, диагностика понимания учащимися задачи, контроль за ходом ее решения, выявление пробелов в знаниях и их восполнение, коррекция деятельности учащихся, оказание им помощи, оценка достигнутых результатов и пр.

В учебном диалоге позиции партнеров жестко регламентированы; учитель учит, наставляет, воспитывает, учащийся учится, повинуется, принимает обучающее воздействие, реагирует на него определенным обтазом. Необходимым условием совместной деятельности является развертывание ее как коллективного диалога. Учебный диалог в развивающем обучении – это не фрагмент, а форма урока. Задача учителя, организующего учебный диалог, постепенно вместе с детьми выработать правила ведения диалога:

• Правила корректного ведения диалога.

• Предотвращение «словесной драки».

• Логичность и доказательность речи.

• Этикетные фразы для ведения диалога.

• Конструктивное завершение диалога независимо от того, пришли ли разговаривающие к единому мнению.

• Внимательность к говорящему, выслушивание его мнения до конца.

• Активная работа на уроке каждого участника.

• Доверие друг к другу.

• Недопустимость насмешек и оскорбительных комментариев.

• Право каждого на свое мнение.

Необходимым условием существования диалогов, направленных на получение новой информации, является такой фактор, как потребность в общении, возникающая вследствие потенциального разрыва в знаниях.

Наиболее распространенными в классе являются разнообразные формы диалога учитель – учащиеся, наиболее типичной из которых является руководимое учителем совместное обсуждение решения учебной задачи всем классом, а также другие формы фронтальной работы во время урока.

Один из вариантов учебного диалога – постановка проблемной ситуации: детям предлагается задание, по внешним признакам похожее на ранее освоенное, но решить которое известными способами они не могут. На доске – математические выражения:

7 + 7 + 7 + 7 13 + 13 + 13 + 13 + 13

10 * 10 * 10 3 * 3 * 3 * 3 * 3 * 3 * 3 * 3

Обсуждение мы начинаем после наблюдения с обобщенных вопросов: « Что увидели? Что можете сказать?». Ответы детей: « Это математические выражения. Здесь есть суммы. Есть произведения. Я заметил, что слагаемые и множители в каждом выражении одинаковые» Можно записать короче». Учитель предлагает преобразовать выражения. С суммами дети справляются легко. По аналогии пытаются записать: 10 * 10 * 10 = 10 * 3

Всегда найдется ученик, который заметит, что данные произведения не равны. Возникает практическое затруднение: в предложенном виде такие записи могут быть слишком длинны, не удобны, а переписать их короче известным способом не удается. Начинается активное выдвижение различных версий и их обсуждение. Дети высказываются свободно, не боятся ошибиться, так как правильного ответа не знает никто. Учитель напоминает о своем обещании познакомить учеников с новом действием, с которым в начальной школе работают только ученики, обучающиеся по системе Л.В. Занкова, и сегодня на уроке мы можем научиться выполнять его. Реакцией на это сообщение бывают радостные возгласы, положительны эмоции, выраженные мимикой и жестами. После предложения учителя вспомнить, как в математике записывают такие величины, как площадь и объем, дети самостоятельно «открывают» действие «возведение в степень» и без труда преобразуют предложенные произведения, составляют свои задания с новым действием.

Использование диалоговых форм обучения в учебной деятельности ведет к тому, что у учащихся формируется способность к умению обосновать свои действия, умению задавать вопрос и затребовать информацию для решения задачи от учителя. Дети не боятся обнаружить свои незнания.

Таким образом, для организации коллективного диалога необходимо:

1. Снятие всех барьеров в общении между педагогом и ребенком.

2. Владение учителем технологией побуждающего и подводящего диалога.

3. Использование на уроках различных диалоговых приемов: дискуссий, групповой работы, «ловушек», провокаций.

4. Смена авторитарной жесткой монологовой позиции педагога на доверительную открытую диалоговую позицию, из закрытой педагогической позиции в открытую.

1. «Школа педагогического мастерства». Автор-составитель И.С.Белова. Издательство «Учитель», 2008г.

2. «Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении» Н.П.Слободяник. М.:Айрис–пресс, 2003г.

3. Как организовать учебный диалог в начальной школе? Газета «Первое сентября» — начальная школа №4, 2003г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Психология здоровья школьников»Новое содержание образование

Участие в конкурсе «Новое содержание образования» . В современных условиях развития общества появилось большое количество социальных факторов, которые крайне негативно сказываются на состоя.

Влияние инноваций в образовании на содержание образования

Методическая разработка на тему «Влияние инноваций на содержание образования».

Системно-деятельностный подход в содержании образования в начальной школе

Контрольная работа по итогам курса повышения квалификации по ФГОС «Системно-деятельностный подход в содержании образования в начальной школе» отражает актуальность введения ФГОС, сущность системно-дея.

Формирование самоконтроля и самооценки у школьников в условиях обновления содержания образования.

Из опыта работы учителя: как формировать у младших школьников контрольно-оценочную самостоятельность? Особое внимание уделяется приемам проверки и самопроверки. Выделяются показатели сформированности .

Статья «Организация и содержание образования детей с нарушениями развития»

В этой статье рассказывается о том, как организовать работу с детьми ОВЗ.

Педагогический проект «Духовно- нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ц.

Педагогический проект «Духовно – нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»

«Управлять развитием личности, формированием нравственных установок, усвоением духовных ценностей – это не покушение на свободу выбора ребёнка, свободу воли. Это лишь осознание того, что нравственное .

Источник

Методическая система «Технология учебного диалога»

Технология диалогового обучения

В условиях современного общества, перехода на новые образовательные стандарты необходимо создание условий для формирования внутреннего субъектного мира личности школьника с учетом уникальной ценности ребенка.

Вследствие этого, в современной школе происходит изменение идеологии коллективизма на личностно-ориентированное образование, что предполагает внимание к личности ученика. В этом помогают гуманитарные технологии, которые основываются на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности.

Технология учебного диалога — это одна из главных технологий личностно-ориентированного образования, являющаяся в последнее время чрезвычайно востребованной и актуальной. Любой человек находит свою сущность в диалоге, который является мощным средством предупреждения изоляции, возникновения одиночества личности.

Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Усвоение нового материала при этом происходит, не только вследствие запоминания, но и потому что в ходе общения затрагиваются личностные смыслы.

Диалог – это равноправное субъект—субъектное взаимодействие, позволяющее искать истину вместе. Учебный диалог – это способ отношений. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.

Диалог – это особая среда, в которой многие учащиеся чувствуют себя раскрепощено и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере они обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются.

Целью диалога является формирование межличностного взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизни ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.

Характеристика диалоговой технологии

Технология диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.

Диалог возникает тогда, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «моё мнение», «мне хочется добавить», «моя точка зрения».

Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд особенностей:

· наличие единой для всех проблемы;

· наличие двух и более собеседников, связанных отношениями взаимопонимания;

· наличие цели организации диалога;

· наличие обратной связи;

· наличие диалоговых отношений между учителем и классом, учителем и учеником.

При построении диалогового урока надо учитывать, что диалог – это форма общения. Диалоговый урок не получится, если присутствуют факторы, тормозящие диалог:

категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению;

отсутствие внимания учителя к ребёнку;

закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые можно и не отвечать;

неумение учителя быть хорошим слушателем.

В то же время нельзя говорить о диалоге как особой форме обучения, если у школьников не сформирована культура речи, коммуникативно-речевые умения.

Учителю необходимо развивать на каждом уроке устную речь, учить задавать вопросы собеседнику, устанавливать обратную связь, менять свое коммуникативное поведение. Важным фактором является контакт учителя с классом. Если у учителя не найдено или потеряно взаимопонимание с классом, то появляется негативное отношение к партнеру по диалогу и активное неприятие всей информации, которая от него исходит. При полном контакте учителя с учащимися диалог способствует развитию коммуникативных и мыслительных способностей учеников и усвоению ими законов человеческого общения. Все эти идеи нашли отражение в модели, которая призвана формировать коммуникативную компетенцию учащихся ( см. Схема 1 ).

Таким образом, диалог выступает не просто педагогическим методом и формой, но и является универсальным средством общения, творческого взаимодействия равноправных участников образовательного процесса.

Диалог можно подразделить на три уровня:

1) Диалог с собственным Я (собственные размышления) это личностный уровень

2) Я и другой (взаимодействия двух ценностно-интеллектуальных позиций). Это межличностный уровень.

3) Мультидиалог (возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5-7 человек).

Среди диалоговых технологий выделяют:

анализ конкретных ситуаций.

Диалоговое обучение на уроках истории.

История как гуманитарная наука имеет свою специфику. В отличие от наук естественно – математического цикла любое гуманитарное знание постигается не столько путем объяснения, сколько путем понимания. «Необходимо понять образ человека прошлого и одновременно образ мира нашего современника, изучающего человека в истории. Этого можно достичь, вступив в диалог – с людьми прошлого и одновременно, с интерпретаторами событий, жившими в более поздние эпохи, с нашими современниками, по – своему оценивающими эти события и их роль в истории 1 ». Урок истории не должен сводиться к перечислению дат, событий, статистических данных, а также он не должен принимать вид монолога или публичной лекции, которую ученики будут пассивно слушать. Преподавание должно быть основано на диалоге и обмене мнениями с учениками, чтобы сделать их активными участниками урока. Учащиеся должны свободно выражать свои суждения. Кроме того, ни одна реплика учебного диалога не должна оставаться без ответа, если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний. Все выше изложенное нашло отражение в таблице, приведенной ниже.

Сравнительный анализ традиционной и диалоговой формы урок

Не всегда основная

Авторитарный или либеральный

Рассказ // объяснение учителя.

Монологу отведено главное место

Беседа, ролевая игра, дискуссия, тренинги.

Диалог является основой существования урока

Не всегда высокая

Мотивация к обучению

Мотив – получение хорошей оценки; не всегда высокая

Творческий/ интеллектуальный рост, нет стрессов; высокая мотивация

Диалоговый урок лучше начать с постановки учебной проблемы.

В начале урока учитель в диалоге с учениками создаёт проблемную ситуацию (например, предъявляет два противоречащих факта). Далее ученики в диалоге с учителем, исходя из проблемной ситуации, формулируют учебную проблему – основной вопрос урока или темы. Он, как правило, записывается на доске.

В диалоге с учителем ученики актуализируют имеющиеся у них знания, которые пригодятся для решения учебной проблемы. Определяют, каких знаний недостаточно и что нужно узнать (сделать), чтобы найти решение проблемы (план урока). Выполняя план, ученики с помощью учителя открывают новое знание, решая соответствующие учебные задачи.

Применяют новое знание, делая вывод о том, какое решение учебной проблемы найдено и выражают это решение в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа.

Современная дидактика выделяет следующие приемы создания проблемных ситуаций:

1. Подведение обучаемых к противоречию с предложением самим найти способ его разрешения.

Например, при изучении темы «Установление империи и захватнические войны Франции» девятиклассникам можно предложить следующие проблемные задания: 1) Наполеон – это символ новой монархической власти или личность, необходимая истощенной войнами Франции? 2) Наполеоновская империя- это дела и слова личности или воплощение стремлений всего народа? Учащиеся должны сами найти способ разрешения поставленной проблемы.

2. Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос. Рассматривая в 9-м классе тему «Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны» предлагаем учащимся проанализировать две различные точки зрения на вопрос о подписании пакта Молотова-Риббентропа:

1) Подписание пакта о ненападении с фашистской Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР.

2) Подписание пакта стало большой ошибкой, имевшей тяжелые последствия для СССР.

Учащиеся должны определиться, какую из этих точек зрения они поддерживают и почему.

3. Предложение обучаемым рассмотреть то или иное историческое событие с различных позиций. Так, говоря о петровских преобразованиях, ставим учащимся следующие задания: 1) Представьте себе, что Вы крестьянин, живете в России в начале 18 века. Как бы вы отнеслись к реформам Петра Первого? Приняли бы вы участие в строительстве Петербурга? Объясните, почему. 2) Как бы вы отнеслись к Северной войне, если бы были купцом?

4. Постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию и классификацию, логику рассуждения.

Начало объединительных процессов в русских землях в XIV—XV вв. и создание единого государства сопровождались борьбой за лидерство между княжествами. Победу в этой борьбе одержала Москва. Н. М. Карамзин писал о возвышении Москвы: «Сделалось чудо. Городок, едва известный до конца XIV в., возвысил главу и спас отечество». Объясните, какие причины обусловили возвышение Москвы.

Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города.

Дискуссия о роли варягов в российской истории и их национальной принадлежности, спор между норманнистами и антинорманнистами начались ещё в середине XVIII в. и продолжаются до сих пор.

Объясните, чем различались взгляды сторонников и противников норманнской теории

5. Постановка проблемных задач с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью постановки вопроса, с противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, а так же на преодоление психологической инерции ученика. Это задача такого типа: Прочтите текст: «И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И сам я слышал об этом от очевидца, бывшего там. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди — бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна.

А другие убежали тяжело ранеными. Был же этот бой 5 апреля».

Какому событию посвящен этот документ? Имя какого выдающегося человека связано с ним? Дайте собственную оценку этому событию.

6. Ситуация-противоречие между житейским представлением учеников и научным фактом.

Таковы основные приемы создания проблемных ситуаций на уроках истории. Какой из них использовать, чтобы достичь наиболее эффективного результата, учитель решает в зависимости от конкретной ситуации, темы урока, подготовленности учащихся.

Приемы, способствующие развитию диалога и полилога

«Мозговой штурм» — это форма интенсификации мыслительной деятельности, ее цель – стимулировать аудиторию к быстрому генерированию большого количества новых и оригинальных идей. Перед учениками ставится проблема. Ори должны обсудить эту проблему и предложить как можно больше вариантов ее решения. «У этих людей всегда 14 декабря и никогда не наступит 15».

«Кубик Блума». На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Ученик бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу соответственно грани, на которую выпадет кубик.

«Дебаты». «Опричнина породила Смутное время». «России был необходим Брестский мир». Необходимо найти и сформулировать аргументы «за» и «против» какого-либо тезиса.

Выполняется это задание по следующей схеме:

Я согласен с этой точкой зрения, так как –

Те, кто не участвует в команде, составляют оценку аргументов:

Аргументы, которые совпали с моими собственными,

Новые аргументы, с которыми согласен,

Новые аргументы, с которыми не согласен,

Кроме этого, хорошо использовать следующие формы обучения:

Сюжетно – ролевые игры — способствуют формированию коммуникативных умений учащихся, вызывают у ребят интерес к предмету, погружение в ту или иную историческую среду, «проживание» чьей – то жизни.

Уроки развития творческих способностей учащихся – «исторические бои», «исторические гостиные», «умники и умницы.

Создание ученических проектов и их самопрезентация.

Организация уроков индивидуально-ориентированных маршрутов, основывающихся на решении учениками ситуаций интеллектуального затруднения, исходя из своих возможностей, способностей, интересов, своего субъектного опыта.

Урок – исторический портрет. Школьники знакомятся с памяткой для оценки исторического деятеля. Восприятие истории происходит у них непосредственно через конкретные исторические образы, например: Елизаветы Английской, Вильгельма Оранского, Карла I, а из российских деятелей – это образы Петра I, Екатерины II, Елизаветы Петровны, Емельяна Пугачева и др. Можно предложить такие формулировки названий по данному виду урока: «Две Елизаветы – две правительницы», «Золотой век» Елизаветы Английской и «золотой век» Екатерины Великой, «Петр I: традиционалист или великий реформатор? ».

Уроки лекции отличаются тем, что не являются односторонним процессом выступления одного учителя. На таких уроках роль педагога примеряет на себя сам ученик, расширяющий сферу применения своих способностей.

Уроки-семинары, которые способствуют дальнейшему развитию процесса диалога.

Весьма актуальными формами обучения, в последнее время, стали конференции, на которых школьники могут активно демонстрировать свои умения в диалоговом общении.

Интересная для учащихся работа ведется и с источниками знаний, в частности с Конституцией РФ, что приводит к значительному обогащению их субъектного опыта.

В современных условиях информационного общества нормой для учащихся стало обсуждение учебных вопросов с использованием сети Интернет.

Планируемый результат педагогического проекта.

Положительная динамика следующих составляющих:

сформирование коммуникативной компетентность у учащихся

повышение качества учебно-познавательной деятельности;

удовлетворённость учащихся результатами своей деятельности;

повышение уровня познавательного интереса к истории у учащихся.

Повышение интенсивности урока через создание системы мотивационных приёмов, ИКТ.

Общие выводы исследования и его результаты:

1. Диалогизация взаимоотношений учителя и учащихся на уроке истории обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его компонентов: повышения коммуникативной компетенции учащихся, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности, опыта эмоционально – оценочного отношения и логики научного мышления.

2. Диалогичность урока истории, обсуждение разных взглядов, версий, сопоставление точек зрения, спор, дискуссия ведут учащихся к более глубокому осмыслению того или иного исторического явления или события.

3. В процессе диалога репродуктивные и продуктивные (творческие) методы обучения органически сливаются, создавая условия для закрепления и использования знаний в новых ситуациях.

4. Диалог имеет незаменимое воспитательное воздействие. Форма диалогического общения предполагает уважение к тому, кто говорит, в выражении согласия или несогласия участников диалога.

5. Диалогическое построение уроков истории способствует гуманизации образовательного процесса и взаимопониманию, доверию, сотрудничеству учителя и учащихся .

Общие выводы исследования и его результаты:

1. Диалогизация взаимоотношений учителя и учащихся на уроке истории обогащает возможности процесса обучения в плане реализации всех его компонентов: повышения коммуникативной компетенции учащихся, повышения качества знаний, умений и навыков, формирования опыта творческой деятельности, опыта эмоционально – оценочного отношения и логики научного мышления.

2. Диалогичность урока истории, обсуждение разных взглядов, версий, сопоставление точек зрения, спор, дискуссия ведут учащихся к более глубокому осмыслению того или иного исторического явления или события.

3. В процессе диалога репродуктивные и продуктивные (творческие) методы обучения органически сливаются, создавая условия для закрепления и использования знаний в новых ситуациях.

4. Диалог имеет незаменимое воспитательное воздействие. Форма диалогического общения предполагает уважение к тому, кто говорит, в выражении согласия или несогласия участников диалога.

5. Диалогический строй уроков истории способствует гуманизации образовательного процесса и взаимопониманию, доверию, сотрудничеству учителя и учащихся.

1 Мишина И.А. Учитель истории в условиях стандартизации образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2007. № 6. С.25 – 29.

Источник

Читайте также:  Что такое технический способ фиксации следов
Оцените статью
Разные способы