Диалектика способов производства по марксу

Filslov.ru — Философия как предмет науки

Марксистский диалектический метод —единственно научный метод познания, созданный Марксом и Энгельсом и развитый в новых исторических условиях Лениным и Сталиным. Марксистский диалектический метод является составной частью философии марксизма — диалектического и исторического материализма, руководством в революционной практической деятельности партии пролетариата. Значение материалистической диалектики для создания теории научного коммунизма, для разработки стратегии и тактики Коммунистической партии, для обобщения результатов развития науки исчерпывающе выразил Ленин в статье «Переписка Маркса с Энгельсом»: «Если попытаться одним словом определить, так сказать, фокус всей переписки,— тот центральный пункт, к которому сходится вся сеть высказываемых и обсуждаемых идей, то это слово будет диалектика.

Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее,— к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса,— вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли».

Марксистский диалектический метод был создан и развит в борьбе против антинаучного метафизического метода (см. Метафизика). Марксистская диалектика создавалась также в борьбе против идеалистической диалектики Гегеля (см.). Использовав «рациональное зерно» гегелевской диалектики, Маркс и Энгельс создали новый диалектический метод, в корне противоположный идеалистической диалектике Гегеля. Противоположность марксистского диалектического метода и метода Гегеля есть выражение противоположности пролетарского и буржуазного мировоззрений. Диалектика Гегеля не была научной формой диалектического мировоззрения.

Она была идеалистической диалектикой, мистифицировавшей подлинное развитие, утверждавшей, что развивается не реальный мир, а некая мистики! Философский словарьческая «абсолютная идея». Она третировала природу как некую «низшую» сущность по сравнению с духом и на этом основании отрицала развитие в материальном мире. В применении к истории общества диалектика Гегеля признавала развитие лишь в прошлом, отрицая развитие в настоящем и будущем. Она исходила из того, что на определённой ступени прекращается развитие человеческого общества, и этой высшей ступенью всего развития, его венцом, гегелевская философия считала реакционное прусско-юнкерское государство конца XVIII — начала XIX в.

В противоположность гегелевской диалектике марксистская диалектика является материалистической. Это значит, что в основу развития она кладёт реальный объективный мир, материальную природу, считая сознание, идеи лишь отражением этого мира, отражением природы. Материалистическая диалектика в соответствии с самой действительностью распространяет принципы развития и на природу. В своих трудах классики марксизма раскрыли диалектический характер природы, обобщив великие достижения естествознания. В противовес гегелевской диалектике марксистский диалектический метод революционен от начала до конца и своим остриём направлен к настоящему и будущему человеческого общества. Он отметает как вздорное утверждение о том, что на какой-то ступени прекращается развитие общества. Применив оружие революционной диалектики к анализу капиталистического способа производства, Маркс в своём основном произведении — в «Капитале» — показал неизбежность гибели капитализма и перехода человечества к коммунизму.

Марксистский диалектический метод характеризуется следующими основными чертами:

1. Диалектический метод рассматривает природу как связное, единое целое, где предметы и явления зависят друг от яруга, друг друга обусловливают; всё находится в связи и взаимодействии — таково утверждение диалектики.

2. Диалектический метод рассматривает природу как состояние непрестанного движения, изменения, обновления, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век; всё находится в движении и изменении, учит диалектика.

3. Диалектический метод рассматривает развитие природы как процесс, в котором в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений совершается скачкообразный переход от незначительных, скрытых количественных изменений к изменениям открытым, коренным, качественным; количественные изменения переходят в качественные — таково одно из главных положений диалектики. Согласно диалектике развитие не есть простое повторение пройденного, а поступательное движение от низшей ступени к высшей, движение не по кругу, а по восходящей линии. 4. Диалектический метод исходит из того, что предметам и явлениям природы присущи внутренние противоречия, что всё имеет свою отрицательную и положительную сторону, своё отживающее и развивающееся и что борьба между отживающим и развивающимся составляет внутреннее содержание процесса развития, превращения количественных изменений в изменения качественные; борьба противоречий ведёт вперёд, гласит одно из важнейших положений диалектики.

Эти положения диалектического метода о развитии природы относятся целиком и к развитию общества. Каждая общественно-экономическая формация (например, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, социализм) представляет собой единое целое, где отдельные стороны и явления (способ производства материальных благ, политическое устройство, духовные процессы жизни) связаны между собой воедино, находятся во взаимодействии. Общественные идеи, политические учреждения, имея свои корни в экономическом строе, базисе общества, оказывают в свою очередь на него обратное воздействие, причём основу этого взаимодействия составляет экономический базис общества.

Тот факт, что в истории общества одни общественно-экономические формации сменялись другими, говорите том, что и в общественной жизни всё находится в движении, изменении. В обществе, как и в природе, неодолимо только то, что возникает я развивается. Смена одной общественно-экономической формации другой естьи скачкообразный, революционный переход из одного качественного состояния общества в другое качественное состояние в результате накопления количественных изменений. Так, постепенное накопление сил пролетариата (рост его численности, организованности, классового самосознания, рост его связей со всеми трудящимися и эксплуатируемыми) завершается пр и наличии объективных предпосылок, созданных всем ходом экономического развития при капитализме, скачком, победой социалистической революции и превращением пролетариата из класса угнетённого и эксплуатируемого, каким он является при капитализме, в класс господствующий и направляющий развитие общества к коммунизму.

Каждая новая историческая формация представляет более прогрессивную, более высокую ступень в отношении к предшествующей ей общественной формации: капитализм — более высокий общественный строй, чем феодализм; социализм представляет по сравнению с капитализмом неизмеримо более высокую ступень общественного развития. Внутренним содержанием этого процесса развития от одной общественно-экономической формации к другой является происходящая во всех классовых, антагонистических формациях борьба между классами, выражающая противоречие в самом способе производства, противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Таким образом, история общества, как и история природы, свидетельствует о том, что в мире всё развивается диалектически. Марксистская диалектика учит правильному подходу к явлениям природы и общества. Важнейшее требование марксистского диалектического метода — проверка добытых истин на практике, учёт всех изменений, связанных с практической деятельностью людей, с возникновением новых исторических условий, приходящих на смену старым, отживающим свой век.

Ленин и Сталин называют материалистическую диалектику душой марксизма. Применив диалектику к анализу новых исторических условий эпохи империализма и пролетарских революций, к анализу строительства социалистического общества, Ленин и Сталин отстояли марксистскую диалектику от покушений оппортунистов и реформистов, творчески развили её, подняли на новую, высшую ступень. Новые исторические условия эпохи империализма и пролетарских революций, условия строительства социализма выдвинули вопросы диалектики на один из первых планов. Без творческой разработки марксистского метода невозможно было разобраться в том коренном повороте, который совершила история в новую эпоху, невозможно было ясно определить задачи пролетариата и его революционной партии в этот новый период, выработать правильную стратегию и тактику их борьбы. Вся героическая деятельность Коммунистической партии Советского Союза является образцом творческого применения материалистической диалектики, марксистской философии в целом к определению стратегии и тактики борьбы рабочего класса за социалистическую революцию, за социализм.

Читайте также:  Что такое способ боевого применения

В противоположность метафизике, являющейся методологической базой буржуазных теорий о вечности капитализма, реформистских теорий «мирного врастания» капитализма в социализм, марксистская диалектика вооружает пролетарских революционеров, борцов за коммунизм, ясным знанием объективных законов развития и революционного преобразования общества. Она учит, что, для того чтобы проводить правильную революционную политику, нужно ориентироваться на те слои общества, которые развиваются и имеют будущность, нужно смотреть вперёд, а не назад, быть революционером, а не реформистом, не замазывать противоречий, а вскрывать и преодолевать их, проводить непримиримую пролетарскую политику классовой борьбы. Марксистская диалектика обосновывает необходимость и закономерность революций угнетённых классов и учит, что только революционный скачок, социальная революция способна коренным образом разрушить основы эксплуататорского строя и осуществить переход к строительству социалистического общества.

В трудах В. И. Ленина и И. В. Сталина и их учеников и соратников вскрыты новые черты, новые формы проявления общих законов диалектического развития после победы пролетарской революции в СССР. Если Маркс в своём «Капитале» дал диалектику капиталистического общества, то Ленин и Сталин в своих трудах о строительстве социализма в СССР исследовали диалектику перехода от капитализма к социализму, диалектику развития самого социализма. Коммунистическая партия во всей своей деятельности по строительству коммунизма опирается на знание объективных диалектических законов развития. Обобщение практики, опыта партии имеет неоценимое значение для дальнейшего развития марксистского метода.

Огромное значение имеет марксистский диалектический метод для наук о природе. Диалектика является единственно научным методом современного естествознания, незаменимым инструментом научного исследования природы. Победа мичуринской биологии над вейсманизмом-морганизмом и её достижения в исследовании законов развития органической жизни являются прямым результатом сознательного применения диалектического метода к биологии. Новейшие данные всех наук о природе полностью подтверждают правоту марксистского диалектического метода, который становится достоянием всё более широких кругов передовых учёных не только Советского Союза, но и всего мира. (См. также Всеобщая связь явлений, взаимодействие; Движение; Новое и старое; Переход количественных изменений в качественные; Борьба противоположностей ; Скачок .)

Источник

Диалектический метод Маркса

Введение

В современной науке невозможно обойтись без диалектических обобщений опытных данных, результаты которых – суть понятия, умение оперировать которыми – большое искусство. Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

В истории философии сложились три основные формы диалектики:

• античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон и др.);

• немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем;

• материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом,

Следовательно, рассматривая диалектический метод, необходимо подробно изучить основные этапы развития диалектики.

Особое внимание следует уделить таким периодам формирования диалектики, как диалектика Гегеля и диалектика марксизма, т. к. именно между ними заключается самый важный переломный момент развития диалектики. Дело в том, что одна из них является идеалистической, а вторая – материалистической диалектикой, поэтому в данной работе постараемся выявить общие черты и выявить различия между ними.

Диалектическая философия Гегеля

Диалектическая философия Гегеля – первый этап развития диалектической философии. Важнейшей характеристикой философии Гегеля является ее единство с ее диалектической составляющей, с диалектической философией Гегеля. Поэтому достаточно распространенный термин «диалектическая философия Гегеля» имеет два понимания.

Первое понимание, в обычном своем значении, соответственно тому, что философия Гегеля диалектична, является диалектическим учением.

Второе понимание, которое идентифицировано и имеет свое раскрытие только в современной диалектической философии, определяется собственно диалектической составляющей философии Гегеля, непосредственно освобожденной от личного общественно-политического мировоззрения великого мыслителя и представляющей собою диалектические знания (действительные знания).

Диалектическая философия (в) философии Гегеля начинающаяся непосредственная актуализация диалектической философии, которая непосредственно в духе, всецело соответствует развитию духа, собственно, почему и была актуализирована грандиозная философия Гегеля. Познание совпало с бытием, в двуединстве могло быть изложено и было актуализировано.

Таким образом, в современной диалектической философии и в Новейшей философии используются два различающихся термина: «философия Гегеля» диалектическое учение, и «диалектическая философия Гегеля» составляющая учения великого мыслителя; а в недиалектическом смысле можно говорить лишь о философии Гегеля (и о ее собственном воспроизведении).

Но следует все же отметить, что воспроизведение диалектической философии Гегеля (как составляющей) есть продолжение и развитие непосредственно философии Гегеля. Поэтому также можно сказать, что воспроизведение диалектической философии Гегеля есть воспроизведение философии Гегеля (напр., в объективной сфере). [1]

Рассматривая соотношения идеи и реальности, Гегель ставит проблему самой сути перехода от идеального (логического) к реальному, от абсолютной идеи к природе. Абсолютная идея должна «вырваться» из абсолютности, то есть сама выйти из себя и вступить в другие сферы. Природа оказывается лишь одной из этих сфер и соответственно этапом внутреннего развития идеи, её инобытием или её иным воплощением [2].

Таким образом, природа принципиально объясняется из идеи, которая изначально лежит в её основе. В основе диалектики как особой модели философского подхода к миру лежат выделенные Гегелем основные законы диалектики:

Закон количественных и качественных изменений. Этот закон определяет, что любой предмет или явление существует в определённых количественных пределах (граница меры). Как только эти пределы нарушаются предмет или явление переходит в новое качественное состояние. Дом, например, останется тем, чем он есть, вне зависимости от того будет ли он больше или меньше, также как и красное останется красным, будет ли оно светлее или темнее.

Читайте также:  Закаливание виды способы принципы

Закон единства и борьбы противоположностей.

Этот закон определяет, что в любом предмете, явлении, процессе, существуют противоположные стороны, противоречия. Например: «Северный полюс в магните не может быть без южного, а южный полюс соответственно не может быть без северного. Вообще противоположность имеет в качестве противостоящего себе не просто некое иное, но своё иное» [3]

Закон отрицания отрицания. В процессе развития, когда одна из противоположных сторон усиливается до границы меры и объект переходит в новое качественное состояние, это новое состояние отрицает прежнее, на новом уровне развития вновь возникают противоположности, одна из них усиливается, доходя до границы меры вновь происходит переход к новому качественному состоянию, которое отрицает предыдущее. Тем самым происходит двойное диалектическое отрицание. Таким образом, развитие происходит по спирали. На каждом новом уровне сохраняются основы всех прежних уровней развития.

Для Новейшей философии развитие диалектической философии Гегеля есть современная диалектическая философия, в частности, дополняющая исследования бытия изначальностью и положениями миросоздания.

Диалектический метод Маркса

Диалектический метод К. Маркса в определениях диалектической философии есть рациональный логико-исторический материалистический метод, учитывающий лишь некоторые из основных диалектических принципов и операций, но по своему существу диалектическим не являющийся.

Диалектический метод К. Маркса – специализированное, рационально-материалистическое представление опорного метода гегелевской философии, но не учитывающее богатство сверхчувственности. Поэтому он вторичен по отношению к основным методам диалектической философии (в первую очередь, к методу философии Гегеля) и является достаточно узким, неприменимым ко многим процессам. Его можно сравнить с лазером: метод Маркса позволяет сконцентрировать значительные методологические ресурсы для решения конкретной научной или общественной проблемы материального образа, но он недостаточен для полного освещения многогранных объемных вопросов. При этом диалектический метод К. Маркса не имеет самодвижения или внутреннего источника развития, присущего методам диалектической философии, т.е. без поддержания был обречен. Более того, этот метод имеет много слабых сторон и подвержен догматизации, что на практике подтвердилось. Единственной возможностью поддержания его эффективности являются неоднократно указываемые К. Марксом и В.И. Лениным постоянное его обновление и приведение в соответствие с текущими научными открытиями и исторической ситуацией, а не декларация этого. Наиболее сложной частью такой работы является обновление метода в системе с диалектическим материализмом и в соотношении с общественной жизнью. А самой сложной проблемой самого метода Маркса является его классовый (пролетарский) аспект (характер), который с исчезновением пролетариата (например, при объявлении общности советских людей – по сути, нового общества) должен был быть трансформирован в новую идеологему, но которая обрушила бы устои и этого метода, и диалектического материализма. Эту проблему должны были решить общественные науки. Но в СССР они оказались догматизированными, служащими идеологии и, в конечном счете, погруженными в лозунги. В связи с отсутствием развития и бесклассовым выхолащиванием диалектического метода Маркса он обрушился, и диалектический материализм тоже.

К. Маркс дает концептуальное определение своего метода следующим образом. «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является прямой его противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург (создатель) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней… У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно… В своем рациональном виде диалектика внушает буржуазии и ее доктринерам-идеологам лишь злобу и ужас, так как в позитивное понимание существующего она включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели…».[4]

Несмотря на то, что в таком понимании, во-первых, имеется подмена понятий – (движения) сознания на метод, а, во-вторых, марксов метод есть частность (рационально-материалистическое представление) метода гегелевской философии. К. Маркс первым определил, что возможно частное субъектное использование диалектики для решения конкретных поставленных задач(но только рационально-материалистическое использование).

Рационально-материалистическое представление метода гегелевской философии есть выражение идей Маркса о том, что теория может стать материальной силой.

Ноу К. Маркса сняты положения того, что диалектика – в объективной действительности, и идея отлична от сознания (рассудка); эти положения не только очевидны, на эти положения указано Лениным.

Для понимания субъектного использования диалектикиследует понимать отдельные положения тезиса К. Маркса.

Во-первых, К. Маркс не дал описания метода Гегеля, поэтому говорить о том, что его собственный метод противоположен – это означает ничего не сказать про собственный метод. Этот вопрос так и остался открытым, хотя были актуализированы частности. По всей видимости, диалектический материализм по идеологическим соображениям не мог это признать, как не мог использовать иное название, поэтому термин «диалектический метод» настолько укоренился, что фактически стал представлять только себя, оставив вовне то содержание, которое ему соответствует не только, согласно представлениям К. Маркса, но и в диалектическом материализме.

Во-вторых, утверждение о создании процессом мышления (идеи) всего действительного нельзя ни прямо, ни косвенно относить к философии Гегеля. Говорить о том, что развитие есть и подчиняется некоторым закономерностям, не значит говорить об идее: согласно Гегелю, законы составляют сверхчувственный мир. Более того, Гегель раньше Маркса определил, что 1) «…не познается ничего, чего нет в опыте», труд образует человеческое общество, основные законы развития капитализма и др. Поэтому неверно будет сказать про философию Гегеля, что «процесс мышления… есть демиург (создатель) действительного».

В-третьих, Маркс виртуозно смешал понятия идеи и сознания, что было допустимо для его рассуждений, для обозначения частного субъектного применения диалектики. Но надо же было это объяснить, и, более того, определить специфические и слабые места материалистического метода.

В-четвертых, К. Маркс дал собственное определение идеального, отличное от гегелевского: идеальное есть материальное, пересаженное в человеческую голову. Но если дать новое определение или изменить элемент в выстроенной теории, то возможно получить новую цепочку рассуждений, новую теорию. На наш взгляд, Марксу так и следовало написать и конкретно определить его основной тезис: возможно субъектное использование диалектики для решения конкретных поставленных задач. Это положение является гениальным и используется в Новейшей философии, но, в тоже время, является частным и требует существенных доработок.

В-пятых, тезис о том, что гегелевская диалектика стоит на голове, изрядно запутал марксистов, ибо выбор системы отсчета относителен. Другое дело вскрыть рациональное зерно, определив то, что под этим подразумевается: субъективное использование диалектики.

Читайте также:  Лучшие способы борьбы с борщевиком

Итак, вопрос о диалектическом методе Маркса так и остается открытым, ибо он его не описал полностью, но, как и Гегель, дал изложение своих исследований и их результатов, относительно которых можно сказать лишь то, что по всему их ходу явным образом проявляются диалектические моменты и существенна их реализация для промежуточных и итоговых выводов. Но самое главное, К. Маркс не указал на слабые стороны своего метода (что в свое время, быть может, не требовалось).

Однако необходимо остановиться на некоторых из известных опорных положений метода К. Маркса (каждое из них имеет ряд принципиальных аспектов, которые в данной краткой статье освещены не будут по причине ее изрядного увеличения и инструментализации).

1. Всеобщая связь и взаимозависимость явлений – вне закономерной связи не существуют никакие явления.

Однако привязанные к материалистическому воззрению это положение и его аспекты оказываются в некотором, собственно представляемом пространстве, если так можно сказать, и сами оказываются не связанными с аспектами всеобщности. Поэтому диалектический материализм, привязанный к пролетарским чаяниям, сник с уходом пролетариата с исторической арены. Плачевная участь постигла и многие положения марксизма, например, стоимость и прибавочную стоимость: вопрос не в их принадлежности марксизму, а в том, что разрыв с всеобщими аспектами и вновь появившимися экономическими факторами не позволил диалектическому материализму и известной политической экономии установить новые факторы существования стоимости и ее проявлений (эти вопросы рассматриваются в современной политической экономии).

2. Движение, изменение, развитие и обновление природы и общества.
Однако это положение и его аспекты, являясь основательными в теоретическом плане, достаточно узки, а также слабомощны в субъективном и социальном планах, тем более в исторической ретроспективе, если не учитывать сверхчувственные аспекты и собственные желания людей, от которых как раз и отказался материализм. Нарастание новых объективных форм и воздействие старых, которые стремятся к своему новому, в ряде случаев противоречит существованию субъективно сформированных позиций, которые, поэтому, со всей неизбежностью должны учитывать не только свои, но и иные пространства. Примером негативных последствий отсутствия учета слабых мест второго положения служит деградация диалектического материализма в СССР и уменьшавшаяся эффективность советской экономики (не в силу ее возможностей и потенциала, которые были велики) по причине как развития капитализма и отсутствия новых форм противодействия его влиянию, так и догматизации представлений о развитии социализма и плановости экономики в СССР.

3. Переход количественных изменений в качественные преобразования.
Однако привязанные к материалистическому воззрению это положение и его аспекты не учитывают субъективных тенденций, которые наиболее важны в общественном устройстве и могут значительно влиять на поступательное движение конкретных процессов в связи с исполнением других диалектических тенденций. Например, несмотря даже на то, что В.И. Ленин предупреждал о мелкобуржуазных проявлениях даже при построении социализма, его слова были проигнорированы в связи с якобы поступательным развитием социализма. Результатом стали личное обогащение и коррупция во власти в СССР, которая привела к буржуазным воззрениям властных субъектов, что, в свою очередь, значимо повлияло на выбор капиталистического пути развития России в начале 90-х гг. прошлого столетия. Обветшалый социализм, не имеющий философского учения и общественных наук, пал. А деградировавшие философские науки остались…

4. Борьба противоположностей, в т.ч. как источник и внутренне содержание любого процесса развития.

Но согласно Гегелю, не борьба противоположностей, а противоречие есть корень всякого движения и жизненности. Иными словами, метод Маркса и диалектического материализма имеет вторичную по сравнению с методом философии Гегеля основу и является достаточно узким, неприменимым ко многим процессам. В частности, поэтому диалектический материализм не может оперировать объективными категориями и понятиями. С другой стороны, обсуждение противоречий при построении социализма привело к пониманию т.н. неантагонистических противоречий. Они сами по себе объективны, существенны, но требуют не преодоления, а регулирования, которое, в свою очередь, должно проводиться на соответствующей новым условиям методологической базе, более того, учитывающей субъективные факторы. Но, как было отмечено выше, к таким моментам диалектический метод Маркса, по крайней мере, в СССР не был адаптирован. И в общественной плоскости трагичной оказалась следующая ситуация: после объявления бесклассового общества в СССР классовое основание метода Маркса оказалось исключенным, а сам метод – обесточенным, что привело к его омертвлению – известной догматизации.

Таким образом, если рационально-материалистическое использование диалектики эффективно для конкретного познания и решения конкретных задач, то в общем случае и при множестве слабых и частных моментов, ряд из которых указан выше, такое использование диалектики не верно, более того, может иметь негативные результаты, в т.ч. для общества. Только (сама) диалектика дает надлежащие возможности для осмысления мира и построения прогрессивного общества.

Диалектика в исследованиях К. Маркса, в первом приближении сводится к рациональности диалектики и возможности ее материалистического представления, а также к ее использованию для решения конкретных задач, что следует из понимания Марксом своего материалистического метода и материалистичности философии. Поэтому В.И. Ленин отметил, что диалектика в понимании Маркса включает в себя то, что называется теорией познания, гносеологией, которая должна производить рассмотрение равным образом и исторически.

Ноу К. Маркса сняты положения того, что диалектика – в объективной действительности, и идея отлична от сознания (рассудка); эти положения не только очевидны, но и следуют из трудов В.И. Ленина.

Диалектика Маркса венчается, в первую очередь, раскрытой им диалектикой буржуазного общества (используется термин В.И. Ленина). Но сам К. Маркс определил самое главное в его работе следующим образом: «1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов». Но это выделенный им вывод, который следует из колоссальной работы, проделанной на основе собственного метода Маркса и материалистической гносеологии по выявлению именно диалектики буржуазного общества – противоречий, существа, развития и неизбежности трансформации этой общественной формации.

Итак, если важнейшим, глобальным итогом диалектики Маркса является диалектика буржуазного общества (не капитализма в целом), то основанием и, одновременно, содержанием ее являются

– диалектический метод Маркса,

– основы материалистической теории познания,

Источник

Оцените статью
Разные способы