- Философия абсолютного идеализма Гегеля. Тождество бытия и мышления. Этапы развертывания абсолютной идеи. Диалектический метод. Философия истории.
- Г.В. Гегель: абсолютный идеализм и диалектика
- Учение об абсолютной идее и диалектический метод г.в.ф. гегеля
- Философия Г. Гегеля.
- Диалектика Гегеля как высший закон реального и как способ развертывания философской мысли
Философия абсолютного идеализма Гегеля. Тождество бытия и мышления. Этапы развертывания абсолютной идеи. Диалектический метод. Философия истории.
Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770- 183 1). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития.
Гегель сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.
Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание — нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта — воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода — лед. Смолотить зерно — голое отрицание, посадить зерно — диалектическое отрицание. Развитие происходит по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.
На объективно-идеалистической основе он развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический метод мышления, господствовавший как в идеалистических, так и в материалистических учениях того времени. Кантовской «вещи самой, но себе» он противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит «абсолютная идея» или «мировой дух». Это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа:
пребывание самопознавающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики), развитие идеи в форме «инобытия> в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания.
Философские взгляды Гегеля проникнугы идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а постугiательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть «корень всякого движения и жизненностих составляет принцип всякого самодвиженкя. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов.
Однако гегелевская философия проникнута глубоким внутренним противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью — самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограниченно. То есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля. Таким образом, противоречие между методом и системой Гегеля есть противоречие между конечным и бесконечным. данное противоречие у Гегеля отнюдь не диалектично, ибо не является источником дальнейшего развития.
Источник
Г.В. Гегель: абсолютный идеализм и диалектика
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831 гг.) – крупнейший представитель немецкой классической философии.
Основная философская заслуга Гегеля – создание системы объективного идеализма (по его собственному определению, «абсолютного идеализма»), обоснование с позиций объективного идеализма основных законов и категорий диалектики. По словам Ф. Энгельса, Гегель «впервые весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в движении, изменении и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого изменения и развития».
Диалектика в творчестве Гегеля – это теория развития всего сущего и метод познания действительности.
Его взгляды изложены в ряде произведений, важнейшие из которых – «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории» и др.
Основное понятие философии Гегеля – понятие Абсолютной идеи, под которым он понимает некий мировой разум, являющийся первоначалом и движущей силой всего существующего. Абсолютная идея в скрытом («свернутом») виде содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления. В ходе своего саморазвития Абсолютная идея проходит ряд ступеней, развиваясь от простого к сложному, от абстрактного к конкретному. Высшая ступень развития – абсолютный дух. На этой ступени Абсолютная идея проявляется в форме самосознания человеческого рода, т.е. общественного сознания. Высшими проявлениями Духа Гегель считал такие Фос, как искусство, религию, философию. Причем философия означает завершение, итог развития Абсолютной идеи: по определению Гегеля, философия – это «духовная квинтэссенция эпохи», «самосознание эпохи».
Исходным элементом Абсолютной идеи является понятие – непосредственный источник каждой вещи, начало любой жизни. Понятия – не отражения вещей, наоборот, вещи вторичны по отношению к понятиям, являются их отражением. Поэтому познать предмет – значит осознать его понятие.
Основной принцип философии Гегеля – принцип тождества мышления и бытия. Весь существующий мир (природа, общество, человеческое сознание) представляет собой проявление Абсолютной идеи. Вещи – это воплощение идей, поэтому вещи и мышление о них совпадают («Все действительное разумно, все разумное рано или поздно становится действительным»). Мышление и бытие подчиняются одним и тем же законам.
Развитие, по Гегелю, подчиняется определенным законам.
1) Раскрывает причину развития(закон единства и борьбы противоположностей). Все существующее представляет собой единство противоположных моментов. Внутренняя связь и взаимодействие этих противоположностей представляет собой противоречие. В результате взаимодействия противоположностей предмет движется, развивается, и это в итоге приводит к изменению свойств и структуры предмета. Т. обр., развитие представляет собой процесс становления, развития и разрешения противоречий.
2) Раскрывает механизм развития (закон взаимного перехода качественных и количественных изменений). Все в мире наделено количественными и качественными характеристиками, синтез которых составляет меру. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, т.е. происходит качественный скачок. (Гегель иллюстрировал действие этого закона на физических процессах, например, образование льда из воды).
3) Отвечает на вопрос о направленности развития (закон отрицания отрицания). Согласно этому закону, старое не исчезает бесследно, не уничтожается (т.е. не отрицается), а служит материалом для возникновения нового. Преемственность в развитии осуществляется путем снятия (наследования) положительного содержания старого (Гегель объясняет это на примере развитие растения из зерна).
Значение творчества Гегеля определяется, прежде всего, тем, что он дал научное обоснование диалектики как метода познания действительности, в соответствии с которым мир рассматривается как единое развивающееся целое. Однако диалектика Гегеля носит идеалистический характер, его философская система представляет собой учение об Абсолютной идее.
Таким образом, между методом и системой Гегеля существует противоречие. Диалектический метод не соответствует стремлению философа придать своей системе характер абсолютного знания. Ярким проявлением этого противоречия является, например, то, что природа рассматривается в учении Гегеля только как этап развития абсолютной идеи и не имеет независимого от нее существования. Изменения в природе сводятся лишь к механическому круговороту, и лишь изменения в духовной сфере могут привести к появлению нового.
Источник
Учение об абсолютной идее и диалектический метод г.в.ф. гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в 1770 г. в Штутгарте в семье, принадлежавшей к высшему чиновничеству. Окончил теологический институт и получил степень магистра философии. Работал в университетах Йены, Берлина, Гейдельберга. Основные произведения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».
Философская система Гегеля, получившая название абсолютного идеализма, создавалась как продолжение и реакция на систему трансцендентального идеализма И. Канта. Творчество Гегеля, как и творчество И. Канта, направлял интерес к возможностям человеческого разума познавать и осваивать окружающий мир. Но конкретные предметы исследования у них были разные: И. Кант сосредоточил внимание на специфике самого познающего субъекта и проследил весь внутренний механизм познания, а Гегель исследует объективный аспект рациональной деятельности – развитие духовной культуры человечества, которая является и продуктом и условием существования разума.
Для того чтобы провести строго теоретическое исследование обозначенной проблемы, Гегель ввел абстрактное понятие – «абсолютная идея» (от лат. absolutus – безусловный, неограниченный и греч. idea – образ, мысль, понятие). Под абсолютной идеей он понимал всю объективную реальность в ее полноте и развитии; предельно сжатый до совершенно чистой формы мировой разум, порождающий бесконечное богатство окружающей человека действительности. Исследуя абсолютную идею, Гегель обосновывает ее важнейшие свойства:
– во-первых, являясь сущностью универсума, она находится в постоянном движении, становлении, развитии и стремится ко все более полной самореализации. Гегель подробно останавливается на конкретных формах и ступенях этого процесса. Абсолютная идея реализуется в формах человеческого общежития – этносах, нациях, культурах, государствах; в моральных нормах; в формах общественного сознания – мифе, религии, искусстве, праве, истории. Мыслитель стремился изучать их, он подготовил специальный курс лекций по истории философии, философии истории, философии права, которые впоследствии были опубликованы его учениками. Высшей формой реализации абсолютной идеи является философия, причем Гегель считал, что именно его философская система является завершающим этапом в саморазвитии духа. Это спорное утверждение надолго стало объектом критики. Но оно не снимает основной заслуги философа, указавшего, что способом существования объективного мира является движение и развитие;
– во-вторых, Гегель указал на источник развития абсолютной идеи – противоречие: «нечто жизненно лишь поскольку оно содержит в себе противоречие». Он выделил основные этапы и механизм развития противоречия. Этапами развития являются: тождество, различие, противоречие, разрешение. А механизм развития заключается в переходе явлений и предметов из одного качественного состояния в другое их качественное состояние;
– в-третьих, все формы реализации абсолютной идеи представляют собой систему. На каждом этапе своего развития, в конкретных культурах и эпохах они обнаруживают существенное единство, связность и взаимодействие элементов. На этой основе Гегель делал вывод, что мир человеческой духовности не является случайным или хаотичным. Задача философии – выявить реально существующую систему отношений, найти самые основные и общие связи действительности: «философия изучает не мир в целом, – говорил Гегель, – а мир как целое».
Поскольку объективная реальность есть результат саморазвития абсолютной идеи, постольку разум человека способен познать мир, если будет использовать такой метод, который по своей сути соответствует противоречиво развивающемуся миру. Иными словами, субъективная диалектика познающего субъекта должна совпадать с объективной диалектикой универсума.
Развивая диалектический метод, Гегель продолжил традицию, заложенную еще античными мыслителями. Но именно он определил диалектику как метод философии, основанный на идее развития, источником которого является противоречие; систематизировал уже имеющиеся знания в этой области и внес существенный вклад в их развитие. Конкретно это выражается в следующем:
– сформулированы принципы диалектики – единства мира, системности, развития;
– разработаны законы диалектики – перехода количественных изменений в качественные, противоречия;
– описаны и определены важнейшие категории диалектики – качество, количество, мера, сущность, явление, тождество, различие, форма, содержание, возможность, действительность, необходимость, случайность, свобода, которые, являясь средством познания, отражают в то же время наиболее общие свойства мира;
– разработано учение о диалектическом характере истины, согласно которому истины познания не могут быть вечными и абсолютными. Мир развивается, поэтому истина всегда конкретна.
Завершает традицию классической немецкой философии творчество Л. Фейербаха (1804 – 1872). Он первым отступил от идеализма и высказал материалистические идеи в вопросах религии, антропологии. Основной труд – «Сущность христианства». Утверждая познавательную ценность религии, он вместе с тем показал, что Бог – это образ в сознании людей, который определенным образом отражает их собственную сущность. Таким образом, Фейербах подошел к материалистическому тезису: «Мышление исходит из бытия, а не бытие из мышления».
Философия Г. Гегеля.
Источник
Диалектика Гегеля как высший закон реального и как способ развертывания философской мысли
Диалектический метод в философии встречается и до Гегеля. Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов.
1. Рассудок – это способность, которая формирует понятия.
2. Выход за грани рассудка есть особое свойство разума. При этом происходит расшатывание окостеневшего рассудка и его продуктов. Однако размягчение рассудочных понятий выводит на свет целый ряд противоречий и противоположностей, которые первоначально были подавлены рассудком. Большинство из диалектически рассмотренных понятий на поверку обращается в свою противоположность. Всякое конечное выступает как отрицание самого себя.
«Все, что нас окружает, может быть осмысленно как пример диалектики. Мы знаем, что любое конечное изменчиво и преходяще, а это не что иное, как диалектика конечного, посредством которой конечное как вещь в себе выталкивается из своего непосредственного состояния и превращается в собственную противоположность» (Семя должно превратиться в свою противоположность, то есть умереть как семя, чтобы стать побегом).
3. Спекулятивный или положительно – разумный момент есть постижение единства противоположных определений, или положительное, возникающее в результате разрешения противоположностей.
Диалектика как реальность, а значит, как истинное представляет собой круговое движение. Негативное лишь в абстракции кажется ложным. Феномен, возникающий и исчезающий, не уничтожает и не родит сам себя, он просто момент движения живой истины.
Введением к гегелевской философии служит его «Феноменология духа». В этой работе сформулировано исходное положение философии Гегеля – тождество бытия и мышления, субъекта и объекта, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа.
Первым шагом на пути преодоления противоположности субъекта и объекта, по мнению Гегеля, является движение индивидуального сознания к отождествлению с «абсолютным Я», то есть с общечеловеческим сознанием, духовным миром всего человечества. Это возможно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит весь тот путь, который прошло человечество на протяжении всей своей истории.
Феноменология духа – это одновременно процесс развития всемирной культуры, накопления духовного опыта человечества и освоение этого опыта конкретным индивидом.
Индивид, освоивший этот опыт, становится способен посмотреть на мир и на себя с точки зрения «мирового духа». Таким образом, снижается противоположность субъекта и объекта, и достигается абсолютное тождество, тождество мышления и бытия.
Можно утверждать, что «Феноменология» отводит человеку не менее значимую роль, чем самому Абсолюту.
Следовательно, речь идет о «введении», или пропедевтике, составляющей принадлежность как человеческой жизни, так и жизни Абсолюта; Феноменология духа есть путь, который ведет конечное сознание к бесконечному, он совпадает с тем путем, которым следовал и следует Абсолют, дабы достичь самого себя (возвращение к себе из существования в ином).
Феноменология – это наука о Духе, который проявляется в форме как определенного бытия, так и множественного бытия, и который через ряд последовательных воплощений (фигур), иначе говоря через ряд диалектически связанных между собой моментов, достигает аболютного Знания.
Рассмотрим, какова же схема пути следования Духа в его проявлениях.
В целом феноменологический путь предполагает следующие этапы:
¾ Сознание (в узком смысле);
Тезис Гегеля состоит в том, что любое сознание представляет собой самосознание (самосознание есть истина сознания); в свою очередь, самосознание раскрывается как Разум (Разум есть сущность самосознания); наконец, в полной мере Разум реализует себя как Дух, который через Религию достигает своей вершины в абсолютном Знании.
Первый этап представлен «сознанием» в гносеологическом смысле (более узком), для которого характерно созерцание и познание мира как иного по отношению к себе и не зависимого от себя. Эта стадия развертывается в трех последовательных моментах:
а) чувственной достоверности;
Каждый из них диалектически подводит к последующему.
1. На стадии ощущений единичное кажется истиной, но очень скоро в ней появляются внутренние противоречия, так что для понимания единичного необходимо перейти к общему.
2. На стадии восприятия объект может показаться истиной, но и он тоже противоречив, так как предстает единым и множественным одновременно, иными словами, предстает как объект со множеством свойств.
3. На стадии рассудка объект выступает как феномен, являющийся продуктом деятельности сил и законов: именно здесь чувственное разрешается в силу и закон – производные рассудка. Так сознание приходит к пониманию того, что объект зависит от чего-то иного, т. е. от рассудка, а значит, в некотором смысле от него самого (объект разрешается в субъекте). Таким образом, сознание становится самосознанием (знанием себя).
Второй этап феноменологического пути состоит в самосознании, которое посредством ряда моментов учится познавать, что оно из себя представляет. В начальном проявлении самосознание характеризуется аппетитами и желаниями, стремлением обладать предметами, ставить их в полную зависимость от себя и «устранять чужеродность, выступающую в виде самостоятельной жизни». Сначала самосознание абстрактно исключает из себя всякую чужеродность, оценивая «иное» как несущественное и отрицательное. Но вскоре оно вынуждено отказаться от этой позиции. В результате столкновения с другими самосознаниями оно вступает в «борьбу не на жизнь, а на смерть», ибо только через нее самосознание реализует себя (меняет абстрактное положение «в себе» на положение «для себя»). «Индивид, не подвергающий опасности собственную жизнь, – пишет Гегель, – вполне может быть признан личностью (в абстракции); при этом он не достигает истинности подобного признания как независимого самосознания». Согласно Гегелю, каждое самосознание структурно нуждается в другом самосознании и их борьба должна иметь исходом не смерть одного из них, но подчинение одного другому.
1. В поединке «господин» подвергся смертельному риску и, победив, стал хозяином. «Раб» убоялся смерти и, потерпев поражение, спасая свою жизнь, согласился с положением раба и превратился в некую «вещь», зависимую от господина. Господин эксплуатирует раба, принуждая его работать на себя, и довольствуется потреблением тех предметов, которые производит для него раб.
Самосознание достигает полного знания о себе только через последующие стадии:
в) несчастного сознания.
2. Стоицизм представляет собой свободу сознания, признает себя в форме мысли, которая выше власти и подчинения. Последние рассматриваются стоиками как полностью «индифферентные» (с моральной точки зрения, быть господином или слугой – одно и то же). Стоическое сознание, согласно Гегелю, «негативно по отношению к власти и подчинению, поскольку оно не совпадает ни с деятельностью господина, истина которого заключается в рабе, ни с деятельностью раба, чья истина лежит в воле его господина и в услужении ему. Оно в том, чтобы быть свободным на троне (как Марк Аврелий) и в цепях (как Эпиктет), при любой зависимости от чего бы то ни было » Однако, желая освободить человека от всех порывов и страстей, стоицизм изолирует его от жизни, отчего, по словам Гегеля, его свобода остается абстрактной, уходит вовнутрь, не снимая иного по отношению к себе.
3. Стоицизм диалектически переходит в скептицизм, который преобразует отрешенность от мира в установку отрицания мира. При этом, отрицая все то, что сознание полагало несомненным, скептицизм в некотором смысле опустошает самосознание и приводит его к противоречивости и разладу с собой. Действительно, скептическое самосознание отрицает то, что вынуждено создавать, и наоборот: отрицая ценность восприятия – воспринимает, отрицая ценность мысли – мыслит, отрицая моральные ценности – действует сообразно последним.
4. Признаки разлада, скрытого в противоречивости скептицизма, становятся явными в «несчастном», или «раздвоенном», сознании, «еще более запутавшемся в противоречиях». Такое раздвоение имеет два аспекта: постоянный и изменчивый. Первый соотносится с трансцендентным Богом, второй – с человеком. По Гегелю, несчастное (двухмирное) сознание главным образом характерно для средневекового христианства. Это «надломленное сознание», ищущее свою цель исключительно в недостижимом, потустороннем мире: оно живет в этом мире, но всецело обращено к другому (недостижимому); всякое приближение к трансцендентному Божеству несет несчастному сознанию умерщвление и ощущение собственной ничтожности.
Третий важнейший этап феноменологического пути – это снятие отрицания, свойственного этому разладу (согласно Гегелю, признание, что трансценденция, в которой несчастное сознание видело единственную и истинную реальность, лежит именно внутри разлада, а не за его пределами), ведет к высшему синтезу, который реализуется на уровне «Разума».
Разум рождается в момент, когда сознание обретает достоверность быть любой реальностью. Такова суть философии идеализма. Прослеживая феноменологические этапы диалектического пути Разума, мы пришли к достоверному выводу, что он есть всякая вещь, – т. е. к единству бытия и мышления. В процессе верификации заявленной определенности (certum) обозначиваются три этапа:
¾ Разум, созерцающий природу;
¾ Разум, делающий сознание Духом.
1. Разум, созерцающий природу, конституируется наукой о природе, при этом само собой разумеется, что мир прозрачен для разума, т. е. рационален.
2. Действующий Разум на более высоком уровне (уровне определенности = быть чем угодно) повторяет момент самосознания. Сначала он проявляет себя в индивиде, чтобы затем возвыситься до уровня духовного единения индивидов.
3. Разум, синтезирующий первые два момента, представлен самосознанием, нашедшим собственное содержание. И здесь есть свои три момента: а) сначала человек посвящает себя делу, отождествляя себя с делаемым. Однако в таком совместном делании не хватает абсолютно реального содержания в качестве цели; б) такое содержание есть в законодательном Разуме в виде универсальных императивов. Но именно потому что они универсальны и абсолютны, недостаток их – в абстрактности; в) критический разум находит свое максимальное выражение в этическом формализме (кантианского типа), однако и он страдает абстрактностью.
Заключительный этап самосознания подтверждает, что этическая субстанция есть не что иное, как этос, социальная среда, в которую погружен народ. «У свободного народа разум – актуализованная истина. Это дух, живой и присутствующий, в котором индивид находит свое предназначение (универсально особую сущность) и реализует его».
Разум, реализованный свободным народом, внутренне соединенный с «этической субстанцией», – это Дух. Дух есть индивид, конституирующий мир, который реализуется в жизни свободного народа. Дух, следовательно, есть единство самосознания в совершенной свободе и независимости и целое в его опосредованной оппозиции. Дух – это «Я, которое есть Мы, и Мы, которое есть Я».
Феноменология содержит еще один этап – религию, через которую приходят к цели, к абсолютному Знанию. В религии и ее различных проявлениях Дух осознает сам себя с точки зрения сознания, понимающего абсолютную сущность. Можно сказать, что религия – самосознание Абсолюта, но пока несовершенное, т. е. в форме представления, а не понятия.
В Феноменологии религии Гегель выделяет три ступени: а) восточную религию, представляющую Абсолют в виде природных элементов (звезд, животных); б) греческую религию, представляющую Абсолют в форме человеческого, конечного; в) высшую, христианскую, религию. Воплощение, Царство Духа, Троица суть основные понятия и его, гегелевской, философии. Самообладание Духа выражается в удержании себя при синтезировании противоположностей.
Итогом и выводом «Феноменологии духа» является «Логика» – важнейшая часть системы Гегеля. Фундаментальный тезис гегелевской логики состоит в том, что мышление и бытие совпадают, следовательно, логика совпадает с онтологией (метафизикой). Логика становится наукой о чистом мышлении. «Логика – царство чистого мышления истина, как она есть в себе и для себя». Логика у Гегеля делится на три части:
Логика Бытия – результат становления – ставшее. Гегель называет его наличным бытием. Это бытие, присущее реальным предметам, важнейшими категориями которого являются: качество, количество и мера.
Логика сущности – главная часть гегелевской логики. Бытие образует внешний мир действительности, ее поверхность. Сущность – это внутренний мир, глубинные связи, лежащие в основе бытия.
Сущность Гегель рассматривает посредством трех основных категорий:
1. рефлексии или как сущности, отраженной в себе самой;
2. феномена, то есть как проецированную на бытие;
3. актуальности, то есть как единство первого и второго.
Главной проблемой этого учения является проблема противоречия и связанных с ней парных категорий – сущность и явление; тождество и различие; содержание и форма; необходимость и случайность и др.
Гегель рассматривал противоречие как источник саморазвития всего сущего; он пишет: «Противоречие – корень всякого движения и жизненности: лишь, поскольку нечто имеет в себе самом противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью».
Логику понятия Гегель называет «субъективной логикой» в отличие от «объективной логики» (логики бытия и логики сущности). Субъективная она потому, что вводит Субъект в высшую сферу. Под «понятием» Гегель понимает весь результат логического движения, вплоть до самого конца. Понятие – это мыслящее Я, которое создает самое себя и, тем самым, логические определения. Из чего следует, что мы находимся уже на уровне разума, а не рассудка. «Понятие мыслится как форма, то только как бесконечная форма, творящая, включающая в себя все богатство содержания, само время и разрешающая самое себя».
Понятие – это то, что формирует и создает. Оно абсолютная негативность в значении преодоления, отрицание любой определенности и конечности. В нем абсолютная негативность совпадает с абсолютной позитивностью.
От логики Гегель переходит к философии природы. Это наиболее слабая часть его системы. Природа для Гегеля – инобытие идеи, «окаменевший дух». Поэтому нельзя ни обожествлять природу, ни ставить ее произведение выше человеческих свершений. В природе явственно видна система последовательных ступеней, высшей из которых является жизнь. Однако Гегель отрицает эволюционистский взгляд: естественные формы не знают развития. Философия природы состоит из трех частей:
¾ механики, изучающей универсальную телесность, внешнюю пространственность;
¾ физики, вникающей в магнитные, электрические и химические процессы;
¾ органики, изучающей как рождается жизнь.
Дух – это Идея, вернувшаяся к себе из своего иного. Дух – высшая манифестация Абсолюта. Понять его содержание – значит понять абсолютную тенденцию любой культуры и философии, на это направлены усилия любой религии и любой науки, этот импульс объясняет мировую историю.
Возвращаясь к триаде Идея – Природа – Дух, можно сказать, что Идея есть лишь познавательное понятие и поэтому логическая возможность Духа. А Дух – актуализация и реализация этой возможности. Дух в действительности не последний, а первичный момент.
Философия Духа включает в себя учения о субъективном, объективном и абсолютном Духе.
Учение о субъективном Духе распадается на:
1. антропологию, которая изучает «душу», то есть ту часть духовной деятельности человека, которая непосредственно связана с его телесностью; душа это только сон Духа;
2. феноменологию, ведущую от сознания через самосознание к Разуму;
3. психологию, изучающую теоретический Дух (восприятие, представление, мышление), практический Дух (чувства, воля), свободный Дух как синтез двух первых.
Субъективный Дух завершается с появлением свободы.
Объективный Дух – момент реализации свободы; диалектические моменты его таковы: 1) право; 2) моральность; 3) нравственность.
Свободная воля, чтобы не остаться чисто абстрактной, должна приобрести существование, то есть конкретизироваться. Воплощение воли в вещах – сфера формального и абстрактного права, отношений собственности.
От права Гегель переходит к морали. Первый след свободы, реализующий в вещах не адекватен своему понятию. Воля личности должна проявиться не только в чем-то внешнем, но и в ее внутреннем мире. Внутренний мир личности есть мораль, мы должны не просто хотеть чего–то великого, но и уметь добиться его, в противном случае наше желание ничтожно.
Выше морали Гегель ставит нравственность. Для него это разные понятия. Мораль характеризует личную позицию индивида, в нравственности проявляются органические формы общности людей – семья, гражданское общество, государство. В этих социальных институтах дух обнаруживает себя как нечто объективное и как подлинная свобода.
Нравственность достигает своей высшей ступени в государстве. Государство, говорит Гегель, есть «вступление Бога в мир», оно – «реальный Бог». Не государство существует для гражданина, а, наоборот, гражданин – для государства. Гражданин существует не иначе как в качестве члена государства. История, рождающаяся из диалектики государств, есть не что иное, как развертывание этого самого Разума. Через государство разум входит в мир.
Реализовавшись в истории как свобода, Идея возвращается к самой себе в абсолютном самопознании. Таким образом, абсолютный Дух – это Идея, познавшая себя абсолютным образом. Это и есть самопознание Бога, где человеку отведена существенно значимая роль. Бог, в трактовке Гегеля, максимально приближен к человеку, а человек поднят до высоты Бога.
Знание Духа о самом себе не является мистической интуицией, а реализуется в диалектическом процессе: 1) искусство; 2) религия; 3) философия.
Это три формы, посредством которых мы познаём Бога, а Бог познает Самого Себя: 1) через чувственное восприятие; 2) представление веры; 3) посредством чистого понятия.
Источник