- Диалектика: что это простыми словами, краткий обзор, законы
- Что такое диалектика?
- Законы диалектики
- Принципы диалектики
- Категории диалектики
- Исторические формы диалектики
- 1. Наивная (стихийная) диалектика античности
- 2. Умозрительная диалектика Средних веков
- 3. Диалектика эпохи Возрождения
- 4. Идеалистическая диалектика Гегеля
- 5. Материалистическая диалектика Маркса
- Альтернативы диалектики
- Заключение
- ДИАЛЕКТИКА КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ
Диалектика: что это простыми словами, краткий обзор, законы
Что такое диалектика?
Диалектика – это философское учение, исследующее развитие постоянно движущихся и меняющихся систем. Внутренним источником непрерывного движения в таких системах считается взаимодействие имеющихся в них противоположностей. Также диалектикой называют подход к познанию окружающего мира, основанный на этом учении. Кроме того, в подходящем контексте данный термин может использоваться для обозначения самого процесса движения и развития чего-либо (например, «диалектика истории»).
Иногда термин «диалектика» используется для обозначения подхода к спору, строящегося на нахождении и эксплуатации противоречий в суждениях оппонента. Это значение считается устаревшим, однако используется довольно часто. При этом не следует путать диалектику с софистикой. Если софистика использует осознанное нарушение законов логики, то диалектика подразумевает лишь тщательный анализ аргументов оппонента и нахождение в них логических противоречий.
Термин «диалектика» образован от древнегреческих слов διά («диа») и λέγω («лего»). Первое переводится как «продвижение сквозь», «проникновение». Второе слово имеет много переводов, но в данном контексте наиболее уместны варианты»излагать», «говорить правильно».
Также диалектика – это умение рассуждать путём построения сложных конструкций, не противоречащих законам логики, но предполагающих наличие скрытых деталей (логика не допускает неопределённости или неоднозначности). Если формальная логика красиво выглядит на бумаге, то диалектика гораздо лучше подходит к реалиям жизни, поскольку обеспечивает большую гибкость. Она строится на следующих утверждениях:
- Все явления и объекты, окружающие нас, взаимосвязаны;
- Ничто не может быть однозначно плохим или однозначно хорошим;
- При определённых условиях количество переходит в качество;
- Всё меняется и никогда не остаётся (и не становится) прежним.
При этом диалектика остаётся одним из самых неоднозначных философских учений, и к ней предъявляется немало претензий. Главная претензия состоит в том, что данное учение допускает рассуждения, основанные на противоречивых утверждениях об одних и тех же объектах и явлениях. Более того, в рамках диалектики противоречащие друг другу утверждения могут приниматься истинными, что совершенно неприемлемо с точки зрения логики.
Законы диалектики
Современная диалектика опирается на законы, сформулированные немецким философом Георгом Гегелем. Рассмотрим каждый из этих законов подробно.
1. Закон единства и борьбы противоположностей
Данный закон определяет основную причину движения и развития – наличие противоречий, рождающихся из взаимодействия противоположностей. Всё в нашем мире состоит из противоположных сущностей (свет и тьма, порядок и хаос, добро и зло).
Для этих противоположностей выполняется ряд условий:
- они неразрывно связаны между собой и невозможны друг без друга;
- они взаимно исключают друг друга;
- они постоянно взаимодействуют, порождая движение и развитие.
В этом смысле диалектика Гегеля имеет общие черты с концепцией Инь и Янь, лежащей в основе традиционной китайской философии.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные
Данный закон подразумевает, что непрерывное развитие приводит к накоплению некоторого количества изменений, необходимого для скачкообразного перехода к новому качеству. Например, накопление тепла в воде приводит к тому, что её температура постепенно повышается, а в какой-то момент она превращается в пар (происходит качественный скачок). Аналогично можно рассматривать взаимное превращение воды и льда. Вода не становится густой постепенно, она сразу переходит в твёрдую форму (и наоборот).
3. Закон отрицания отрицания
Третий закон диалектики показывает, что любое развитие имеет направление. Каждый раз при переходе в новое качественное состояние происходит отрицание предыдущего качества. При этом проходя через двойное отрицание система возвращается к исходному состоянию, но не становится тождественной ему. К примеру, если вода превращается в лёд, который впоследствии снова превращается в воду, нельзя сказать, что это та же самая вода. Это новая форма той изначальной воды, повторяющая её свойства, но пребывающая на более высокой ступени развития.
Принципы диалектики
Помимо законов диалектика вводит несколько принципов, согласно которым происходит движение и развитие. Чтобы понять смысл этих принципов, каждый из них также нужно рассмотреть подробно.
- Принцип всеобщей взаимосвязи.Из названия можно понять, что данный принцип подразумевает наличие взаимосвязи между всеми объектами и явлениями нашего мира. При этом одни связи являются прямыми и непосредственными, другие – косвенными. Прямая взаимосвязь подразумевает, что объекты непосредственно влияют друг на друга, обмениваясь энергией, веществом или информацией. Косвенная взаимосвязь подразумевает, что прямого взаимодействия между объектами нет, но они способны влиять друга на друга опосредованно.
- Принцип системности.Данный принцип подразумевает, что связи между объектами не хаотичны. Они упорядочены и являются частями одной целостной системы, имеющей свою иерархию и целесообразность. И какой бы сложной ни была рассматриваемая система, данный принцип всегда для неё соблюдается, даже если речь идёт вообще обо всей Вселенной.
- Принцип причинности. Здесь подразумевается, что все процессы имеют какую-то обусловленность. Они возникают не сами по себе, а под влиянием внешних или внутренних причин. Причины порождают следствия, а необходимые для этого связи между объектами называются причинно-следственными.
- Принцип историзма. Данный принцип подразумевает, что любой объект необходимо рассматривать с учётом его генезиса и пройденных им этапов развития (как итог и сумму его предыдущих состояний).
Категории диалектики
Также для полного понимания того, что такое диалектика, разберём основные категории, которыми она оперирует:
- Причина и следствие. Эти две категории необходимы для отображения всеобщей обусловленности явлений. Одно явление (причина) порождает другое явление (следствие), образуя таким образом причинно-следственную связь. При этом одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами (и наоборот).
- Отдельное, единичное и особенное. Эти категории позволяют конкретизировать предметы. Отдельное – это предметы и явления, которые возможно рассматривать в отрыве от системы (отдельно). Единичное – это конкретный уникальный предмет. Особенное – это конкретный предмет с его неповторимыми свойствами.
- Общее и всеобщее. Общее – это свойство, которым обладают несколько отдельных предметов. Всеобщее – это общее, присущее всем классам объектов без исключения.
- Необходимость и случайность. Необходимым является то, что обусловлено определённой внутренней причиной, случайность же определяется стечением внешних обстоятельств. При этом случайность и необходимость со временем могут взаимно переходить друг в друга.
- Возможность и действительность. Возможность – это то, что потенциально может быть осуществлено при возникновении определённых условий. Действительность – это уже реализовавшаяся возможность.
- Сущность и явление. Сущность – это совокупность свойств вещи и законов, определяющих её существование. Явление – это внешнее проявление сущности, форма её взаимодействия с окружающими объектами и обстоятельствами.
- Содержание и структура. Содержание – это совокупность всех свойств, элементов, процессов и связей объекта, составляющих его сущность. Структура – это способ организации перечисленных элементов объекта, устойчивая система взаимосвязей между ними.
Исторические формы диалектики
Если рассматривать диалектику не как учение, а как способ познания, то можно утверждать, что она появилась тогда же, когда первые люди научились мыслить и строить умозаключения на основе наблюдаемых фактов. Таким образом, исторически первая форма диалектики представляла собой попытку древних людей осмыслить окружающий мир и своё место в нём. Они учились понимать и прогнозировать события, чтобы знать, что произойдёт в ближайшем будущем и как это пережить.
Если же говорить о диалектике, как о философском учении, то можно выделить 5 этапов её существования, на которых она приобретала разные формы. Рассмотрим каждую из этих форм подробнее.
1. Наивная (стихийная) диалектика античности
Основными представителями можно считать Гераклита (544 – 483 до н. э.), Зенона (490 – 430 до н. э.) и Аристотеля (384 – 322 до н. э.). Наивной диалектика античности называется, поскольку древнегреческие философы рассматривали бесконечное развитие окружающего их мира, но Космос считали завершённым, безупречным и вечным (то есть, постоянным и не меняющимся). При этом они отталкивались от весьма примитивного (по современным меркам) понимания природных стихий.
2. Умозрительная диалектика Средних веков
Поскольку в тот период философия, как и другие науки, вынуждена была обслуживать интересы церкви, диалектика Средних веков подразумевала деление мира на «несовершенный» земной и «совершенный» небесный. Основная её цель заключалась в том, чтобы увязать сакральную и мирскую ипостась мира, объединить в целостную систему небесное и земное.
В основе средневековой диалектики лежало разделение, которое ввёл один из основателей христианской церкви Августин Аврелий Иппонийский (354 – 430). Он считал, что существует 2 противоположных мира:
- Вечный и не меняющийся небесный (божественный) мир.
- Меняющийся и переходящий земной (природный) мир.
Для средневековой диалектики характерно объединение двух противоположных методов познания – рационального постижения мира и беспрекословной веры. То есть, механизмы рационального мышления использовались для подтверждения догматических идей, принимаемых на веру и не допускающих сомнения.
3. Диалектика эпохи Возрождения
Наиболее яркими представителями диалектики на данном этапе её развития можно назвать Николая Кузанского (1401 – 1464) и Джордано Бруно (1548 – 1600). Николай Кузанский хоть и был кардиналом Римской католической церкви, придерживался взглядов, характерных для пантеизма (единство бога и вселенной). Разнообразие и переменчивость окружающего мира он считал проявлением его божественной сущности. Похожих взглядов придерживался и Бруно.
4. Идеалистическая диалектика Гегеля
Георг Гегель (1770 – 1831) считается основоположником современной диалектики. В его философии она играет практически центральную роль, ведь он посвятил значительную часть своей научной деятельности развитию данного учения. Гегель рассматривал диалектику как метод исследования действительности, противоположный метафизике. Изложенные им идеи оказались настолько удачными и удобными для объяснения, что были приняты большинством его современников, многие из которых признали диалектику Гегеля универсальным методом познания.
5. Материалистическая диалектика Маркса
Данная форма диалектики возникла в результате развития идей Гегеля Карлом Марксом. Впоследствии над её развитием работали также Фридрих Энгельс и Владимир Ленин. Поводом для создания материалистической диалектики стали некоторые противоречия, обнаруженные Марксом в идеалистической диалектике Гегеля. Однако его переосмысление не смогло достичь того же уровня популярности, что и оригинальное учение.
Альтернативы диалектики
Чтобы лучше понять, что такое диалектика, стоит рассмотреть философские учения и подходы, которые противопоставляются ей или решают те же задачи другими методами:
- Метафизика. Это раздел философии, изучающий первичную природу реальности, мира и бытия. Метафизика противопоставляется диалектике, поскольку подразумевает, что объект или явление можно считать полностью изученным лишь тогда, когда исключены все противоречия.
- Софистика. Как учение софистика давно перестала существовать, и сегодня она рассматривается только как метод ведения спора, построенный на намеренном нарушении законов логики.
- Эклектика. Это смешивание разрозненных фактов или утверждений из разных учений без приведения их к единому знаменателю и без какой-либо систематизации. С точки зрения логики несостоятельность эклектических утверждений заметить невозможно, поскольку в них нет логических противоречий. В то же время диалектика прекрасно с этим справляется.
- Догматизм. Это способ познания, основанный на принятии догм и консерватизме мышления. Он исключает гибкость мышления и поиск логических недостатков в имеющихся смысловых конструкциях.
Заключение
Диалектика – это философское учение, а также способ познания мира, основанный на детальном изучении противоречий, исследовании процессов движения и развития. В отличие от формальной логики, она допускает наличие взаимно-противоречащих фактов. При этом она противопоставляется метафизике и рассматривает все объекты и явления как взаимосвязанные детали целостной системы.
К сказанному остаётся добавить лишь то, что важность данного учения и его применимость в повседневной жизни нельзя недооценивать. Понимать, что такое диалектика, должны не только философы. Это знание необходимо каждому разумному человеку, который хочет самостоятельно формировать свою точку зрения, а не принимать на веру чужие идеи.
Источник
ДИАЛЕКТИКА КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ
1. ДИАЛЕКТИКА: СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Диалектика как система идей, в совокупности играющих роль общего метода, или способа построения философской мысли, складывалась исторически. Введение в обиход понятия «диалектика» приписывают античному мыслителю Сократу (ок.470 – 399 гг. до н.э.), у которого оно означало искусство вести беседу, диалог, спор. Сократ разработал диалектику как метод поиска истины через противоборство мнений.
Однако, диалектические приемы в осмыслении мира еще до введения самого понятия разрабатывались и использовались другими античными философами, особенно Гераклитом Эфесским (544 – 483 до н.э). По крайней мере, диалектический принцип противоречия как источника любого развития (развития Мира в целом) был обоснован именно Гераклитом. Он, как известно, утверждал, что борьба противоположностей (выражением ее он считал огонь) есть вечный и неистребимый закон, благодаря которому этот Мир каждый день обновляется.
Ф.Энгельс назвал досократовскую диалектику наивной, так как она основывалась лишь на непосредственных наблюдениях и рассуждениях, не располагала большими знаниями в конкретных областях.
Диалектические идеи в дальнейшем нашли выражение и развитие во многих философских системах. Особый вклад в разработку диалектики в свое время внесли Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.), Дж.Бруно (1548 – 1600), Николай Кузанский (1401 – 1464), Г.В.Лейбниц (1646 – I716), И.Кант (1724 – 1804).
Целостное выражение диалектика получает в немецкой классической философии, особенно в объективном идеализме Г.Гегеля (1770 – 1831). Ему удалось построить диалектику как систему, связать в ней ключевые принципы, категории (универсальные понятия) и законы. Гегель соединил логику и диалектику, обосновал подобие законов человеческого мышления и законов существования и развития мира.
Через логическую взаимосвязь категорий Гегель выявил универсальную зависимость процессов развития. Он обосновал универсальные диалектические законы: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимосвязи количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.
Понятием «диалектика» он обозначил умение отыскивать противоположности в самой действительности, рассматривал их как источник ее саморазвития. Признавая заслуги Гегеля в развитии диалектического метода, следует отметить, что одновременно его учение свидетельствовало о перспективах дальнейшего продуктивного применения этого метода в науке и философии.
В современном смысле диалектика представляет собой обобщенное учение о всеобщей связи и развитии. Собственно сами понятия (категории) связи и развития приобретали свою содержательную определенность через формирующийся диалектический подход.
Связь – это важнейшее и весьма объемное по содержанию философское понятие, которое во многом обусловило само становление философии, а затем и науки, но особенную роль сыграло оно в построении диалектики как системы. Связь – это состояние, в котором различные явления в той или иной мере определяют друг друга; связь выражает то, что явления друг для друга в конкретном плане выступают условиями существования и развития. Связи бывают самых разных типов, но для философии важно выходить на уровень осмысления универсальных, то есть всеобщих связей в бытии мира и человека.
Понятие связи неразрывно по смыслу с понятием развития. Развитие – это особый тип связи, в которой явление само выражает себя как цепочка определяющих друг друга необратимых и необходимых состояний. В развитии всегда выражается связь различных конкретных состояний, где есть определенная направленность. Развитие отличают от движения. Движение – это любой переход явления (объекта) из одного состояния в другое в соответствии с его характеристиками; то есть любое изменение в соответствии с порядком данного явления. Движение может быть измерено во временном параметре, но здесь параметр времени не является определяющим, равнозначен со всеми другими (например, пространственными). Развитие же означает качественное и необратимое преобразование объекта, а, значит, показатель времени здесь выступает важнейшим.
Осмысление связи и развития в бытии Мира способствовало зарождению философии, а уже в ее рамках и самого диалектического метода мышления.
Трансформируясь в различных философских школах, диалектика проявляла себя как свод определенных теоретических и методологических положений, служивших основой духовного и практического освоения мира. Эти постулаты, или принципы в их взаимной согласованности составляют смысловой стержень диалектики. Следование им в деятельности (особенно в познании) позволяет улавливать в Мире как тенденции порядка, так и отклонения от него, позволяет понимать многообразие своих отношений с Миром и при этом придавать им оптимальную и осмысленную форму. Фактически это означает организацию диалога с Миром, в котором устанавливаются некие общие правила его ведения. Диалектика и развивалась, по сути, как система общих правил «обмена идеями» в таком своеобразном диалоге. Его участники неизбежно должны исходить из неких безусловных установок, или принципов, которые и делают возможным непрерывно развертывающееся общение и взаимодействие.
Принципы диалектики
К числу фундаментальных принципов диалектики относят:
1. Принцип всеобщей связи. Он означает необходимость рассматривать все в зависимости от всего, признание неотделимости явлений и их множеств друг от друга, влияния их друг на друга. Признание того, что нет ничего изолированного, исключенного из «сетки» общемировой зависимости.
2. Принцип развития. Он означает признание всеобщих направленных и упорядоченных преобразований всех явлений и их множеств, признание необратимости этих преобразований (процессов). Часто, особенно в рамках религиозных философских учений, такое признание сопровождалось и обоснованием некоей высшей цели, к которой якобы стремится все в своем развитии.
3. Принцип противоречивости. Он означает признание источником (движущей силой) любого развития имеющихся и нарастающих в объекте внутренних противоречий, необходимо присущих всем явлениям и процессам. Противоречия (в диалектике) – это такое отношение двух внутренних сторон некоторого целого, в котором обнаруживается и их единство, и их взаимное отторжение, то есть борьба. Все это означает, что две необходимые тенденции в конкретной системе одновременно зависят друг от друга и направлены на подавление (на уничтожение) друг друга. Это и обусловливает непрерывное развитие любой системы и мира в целом. Более того, это приводит к выводу, что всякое развитие есть саморазвитие.
4. Принцип детерминизма. В широком смысле – это принцип признания законосообразности любого явления и процесса, то есть признания того, что все явления возникают в соответствии с действием некоторых законов, в «цепях» (последовательностях) необходимых связей. Среди всех типов законов особо выделены законы причинно-следственного характера. Таким образом, признается, что есть определяющие явления, от которых зависят другие явления – определяемые; все возникает в соответствии с некоторой причиной и одновременно входит в комплекс причин для чего-либо другого.
5. Принцип конкретности. Он означает, что всякая связь и развитие происходят в системе специфически упорядоченных условий, каждое из которых играет свою роль для других, зависит от других. Таким образом, ни одна из связей не может быть понята вне обстоятельств, в которых она возникает, существует и развивается.
6. Принцип системности. Он означает, что все явления и их множества упорядочены в системной форме, то есть – организованы в целостность, где каждый элемент, будучи относительно самостоятельным, определяет (обеспечивает) сохранение и развитие всей совокупности. Система (от греч. systema – составленное из частей, соединенное, целое) – это совокупность элементов с конкретными связями и функциями, которые обеспечивают их единство и целостное выражение во внешней среде.
Система состоит из элементов, но не сводится к их сумме, она больше их суммы. Каждый элемент – это минимальная единица связей (наименьшая часть) в системе. В этом плане элемент обладает неразложимостью. При этом каждый элемент обладает относительной самостоятельностью внутри системы, своеобразием среди других.
Помимо элементов внутри системы выделяют подсистемы, то есть наибольшие части системы, обладающие определенной автономностью, но в целом подчинены целостности системы и управляются ею. Внутри системы они расположены в определенной иерархии (соподчиненности друг к другу).
Каждая система конкретна в своих внутренних и внешних связях и отношениях, конкретны ее элементы, подсистемы, их организация. Каждая система обладает определенной структурой, которая обеспечивает ее целостность и индивидуальность (неповторимость). Структура (от лат. structura – строение) – это некоторый сохраняющийся порядок, присущий связям элементов внутри системы, придающий целостность и своеобразие системе.
Критерием (или показателем) диалектики, позволяющим отличать ее от других способов философствования, считается принцип противоречивости. Его признание или отрицание тем или иным философом позволяет сделать вывод в целом о наличии или отсутствии у него диалектической позиции.
Диалектика оказала серьезное воздействие на научное познание, став основой его методологии. Диалектический метод укреплялся и развивался в единстве с другими достижениями человеческого познания. Его состоятельность была убедительно подтверждена, например, научной революцией конца XIX – начала XX вв., в результате которой единство мира было осмыслено на качественно более высоком уровне.
1. ДИАЛЕКТИКА КАК СИСТЕМА КАТЕГОРИЙ
Категории диалектики представляют собой наиболее общие понятия о всеобщих связях действительности. В каждом из этих универсальных понятий – в каждой из категорий – фиксируется осмысленная человеком определенная черта (грань, сторона, свойство) всего мироустройства. Категории, каждая в определенном отношении, раскрывают (конкретизируют) содержание диалектических принципов. При этом все они находятся в смысловой связи с их учетом.
Так, диалектический принцип развития (саморазвития) через противоречия нашел свое проявление в парной согласованности всех диалектических категорий. Каждая категория находится в отношении взаимоотрицания и, одновременно, взаимодополнения с какой-то другой категорией. К числу основных категорий диалектики относят следующие:
Источник