- Диалектика: что это простыми словами, краткий обзор, законы
- Что такое диалектика?
- Законы диалектики
- Принципы диалектики
- Категории диалектики
- Исторические формы диалектики
- 1. Наивная (стихийная) диалектика античности
- 2. Умозрительная диалектика Средних веков
- 3. Диалектика эпохи Возрождения
- 4. Идеалистическая диалектика Гегеля
- 5. Материалистическая диалектика Маркса
- Альтернативы диалектики
- Заключение
- УЭ-2. Диалектика как философская концепция развития
Диалектика: что это простыми словами, краткий обзор, законы
Что такое диалектика?
Диалектика – это философское учение, исследующее развитие постоянно движущихся и меняющихся систем. Внутренним источником непрерывного движения в таких системах считается взаимодействие имеющихся в них противоположностей. Также диалектикой называют подход к познанию окружающего мира, основанный на этом учении. Кроме того, в подходящем контексте данный термин может использоваться для обозначения самого процесса движения и развития чего-либо (например, «диалектика истории»).
Иногда термин «диалектика» используется для обозначения подхода к спору, строящегося на нахождении и эксплуатации противоречий в суждениях оппонента. Это значение считается устаревшим, однако используется довольно часто. При этом не следует путать диалектику с софистикой. Если софистика использует осознанное нарушение законов логики, то диалектика подразумевает лишь тщательный анализ аргументов оппонента и нахождение в них логических противоречий.
Термин «диалектика» образован от древнегреческих слов διά («диа») и λέγω («лего»). Первое переводится как «продвижение сквозь», «проникновение». Второе слово имеет много переводов, но в данном контексте наиболее уместны варианты»излагать», «говорить правильно».
Также диалектика – это умение рассуждать путём построения сложных конструкций, не противоречащих законам логики, но предполагающих наличие скрытых деталей (логика не допускает неопределённости или неоднозначности). Если формальная логика красиво выглядит на бумаге, то диалектика гораздо лучше подходит к реалиям жизни, поскольку обеспечивает большую гибкость. Она строится на следующих утверждениях:
- Все явления и объекты, окружающие нас, взаимосвязаны;
- Ничто не может быть однозначно плохим или однозначно хорошим;
- При определённых условиях количество переходит в качество;
- Всё меняется и никогда не остаётся (и не становится) прежним.
При этом диалектика остаётся одним из самых неоднозначных философских учений, и к ней предъявляется немало претензий. Главная претензия состоит в том, что данное учение допускает рассуждения, основанные на противоречивых утверждениях об одних и тех же объектах и явлениях. Более того, в рамках диалектики противоречащие друг другу утверждения могут приниматься истинными, что совершенно неприемлемо с точки зрения логики.
Законы диалектики
Современная диалектика опирается на законы, сформулированные немецким философом Георгом Гегелем. Рассмотрим каждый из этих законов подробно.
1. Закон единства и борьбы противоположностей
Данный закон определяет основную причину движения и развития – наличие противоречий, рождающихся из взаимодействия противоположностей. Всё в нашем мире состоит из противоположных сущностей (свет и тьма, порядок и хаос, добро и зло).
Для этих противоположностей выполняется ряд условий:
- они неразрывно связаны между собой и невозможны друг без друга;
- они взаимно исключают друг друга;
- они постоянно взаимодействуют, порождая движение и развитие.
В этом смысле диалектика Гегеля имеет общие черты с концепцией Инь и Янь, лежащей в основе традиционной китайской философии.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные
Данный закон подразумевает, что непрерывное развитие приводит к накоплению некоторого количества изменений, необходимого для скачкообразного перехода к новому качеству. Например, накопление тепла в воде приводит к тому, что её температура постепенно повышается, а в какой-то момент она превращается в пар (происходит качественный скачок). Аналогично можно рассматривать взаимное превращение воды и льда. Вода не становится густой постепенно, она сразу переходит в твёрдую форму (и наоборот).
3. Закон отрицания отрицания
Третий закон диалектики показывает, что любое развитие имеет направление. Каждый раз при переходе в новое качественное состояние происходит отрицание предыдущего качества. При этом проходя через двойное отрицание система возвращается к исходному состоянию, но не становится тождественной ему. К примеру, если вода превращается в лёд, который впоследствии снова превращается в воду, нельзя сказать, что это та же самая вода. Это новая форма той изначальной воды, повторяющая её свойства, но пребывающая на более высокой ступени развития.
Принципы диалектики
Помимо законов диалектика вводит несколько принципов, согласно которым происходит движение и развитие. Чтобы понять смысл этих принципов, каждый из них также нужно рассмотреть подробно.
- Принцип всеобщей взаимосвязи.Из названия можно понять, что данный принцип подразумевает наличие взаимосвязи между всеми объектами и явлениями нашего мира. При этом одни связи являются прямыми и непосредственными, другие – косвенными. Прямая взаимосвязь подразумевает, что объекты непосредственно влияют друг на друга, обмениваясь энергией, веществом или информацией. Косвенная взаимосвязь подразумевает, что прямого взаимодействия между объектами нет, но они способны влиять друга на друга опосредованно.
- Принцип системности.Данный принцип подразумевает, что связи между объектами не хаотичны. Они упорядочены и являются частями одной целостной системы, имеющей свою иерархию и целесообразность. И какой бы сложной ни была рассматриваемая система, данный принцип всегда для неё соблюдается, даже если речь идёт вообще обо всей Вселенной.
- Принцип причинности. Здесь подразумевается, что все процессы имеют какую-то обусловленность. Они возникают не сами по себе, а под влиянием внешних или внутренних причин. Причины порождают следствия, а необходимые для этого связи между объектами называются причинно-следственными.
- Принцип историзма. Данный принцип подразумевает, что любой объект необходимо рассматривать с учётом его генезиса и пройденных им этапов развития (как итог и сумму его предыдущих состояний).
Категории диалектики
Также для полного понимания того, что такое диалектика, разберём основные категории, которыми она оперирует:
- Причина и следствие. Эти две категории необходимы для отображения всеобщей обусловленности явлений. Одно явление (причина) порождает другое явление (следствие), образуя таким образом причинно-следственную связь. При этом одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами (и наоборот).
- Отдельное, единичное и особенное. Эти категории позволяют конкретизировать предметы. Отдельное – это предметы и явления, которые возможно рассматривать в отрыве от системы (отдельно). Единичное – это конкретный уникальный предмет. Особенное – это конкретный предмет с его неповторимыми свойствами.
- Общее и всеобщее. Общее – это свойство, которым обладают несколько отдельных предметов. Всеобщее – это общее, присущее всем классам объектов без исключения.
- Необходимость и случайность. Необходимым является то, что обусловлено определённой внутренней причиной, случайность же определяется стечением внешних обстоятельств. При этом случайность и необходимость со временем могут взаимно переходить друг в друга.
- Возможность и действительность. Возможность – это то, что потенциально может быть осуществлено при возникновении определённых условий. Действительность – это уже реализовавшаяся возможность.
- Сущность и явление. Сущность – это совокупность свойств вещи и законов, определяющих её существование. Явление – это внешнее проявление сущности, форма её взаимодействия с окружающими объектами и обстоятельствами.
- Содержание и структура. Содержание – это совокупность всех свойств, элементов, процессов и связей объекта, составляющих его сущность. Структура – это способ организации перечисленных элементов объекта, устойчивая система взаимосвязей между ними.
Исторические формы диалектики
Если рассматривать диалектику не как учение, а как способ познания, то можно утверждать, что она появилась тогда же, когда первые люди научились мыслить и строить умозаключения на основе наблюдаемых фактов. Таким образом, исторически первая форма диалектики представляла собой попытку древних людей осмыслить окружающий мир и своё место в нём. Они учились понимать и прогнозировать события, чтобы знать, что произойдёт в ближайшем будущем и как это пережить.
Если же говорить о диалектике, как о философском учении, то можно выделить 5 этапов её существования, на которых она приобретала разные формы. Рассмотрим каждую из этих форм подробнее.
1. Наивная (стихийная) диалектика античности
Основными представителями можно считать Гераклита (544 – 483 до н. э.), Зенона (490 – 430 до н. э.) и Аристотеля (384 – 322 до н. э.). Наивной диалектика античности называется, поскольку древнегреческие философы рассматривали бесконечное развитие окружающего их мира, но Космос считали завершённым, безупречным и вечным (то есть, постоянным и не меняющимся). При этом они отталкивались от весьма примитивного (по современным меркам) понимания природных стихий.
2. Умозрительная диалектика Средних веков
Поскольку в тот период философия, как и другие науки, вынуждена была обслуживать интересы церкви, диалектика Средних веков подразумевала деление мира на «несовершенный» земной и «совершенный» небесный. Основная её цель заключалась в том, чтобы увязать сакральную и мирскую ипостась мира, объединить в целостную систему небесное и земное.
В основе средневековой диалектики лежало разделение, которое ввёл один из основателей христианской церкви Августин Аврелий Иппонийский (354 – 430). Он считал, что существует 2 противоположных мира:
- Вечный и не меняющийся небесный (божественный) мир.
- Меняющийся и переходящий земной (природный) мир.
Для средневековой диалектики характерно объединение двух противоположных методов познания – рационального постижения мира и беспрекословной веры. То есть, механизмы рационального мышления использовались для подтверждения догматических идей, принимаемых на веру и не допускающих сомнения.
3. Диалектика эпохи Возрождения
Наиболее яркими представителями диалектики на данном этапе её развития можно назвать Николая Кузанского (1401 – 1464) и Джордано Бруно (1548 – 1600). Николай Кузанский хоть и был кардиналом Римской католической церкви, придерживался взглядов, характерных для пантеизма (единство бога и вселенной). Разнообразие и переменчивость окружающего мира он считал проявлением его божественной сущности. Похожих взглядов придерживался и Бруно.
4. Идеалистическая диалектика Гегеля
Георг Гегель (1770 – 1831) считается основоположником современной диалектики. В его философии она играет практически центральную роль, ведь он посвятил значительную часть своей научной деятельности развитию данного учения. Гегель рассматривал диалектику как метод исследования действительности, противоположный метафизике. Изложенные им идеи оказались настолько удачными и удобными для объяснения, что были приняты большинством его современников, многие из которых признали диалектику Гегеля универсальным методом познания.
5. Материалистическая диалектика Маркса
Данная форма диалектики возникла в результате развития идей Гегеля Карлом Марксом. Впоследствии над её развитием работали также Фридрих Энгельс и Владимир Ленин. Поводом для создания материалистической диалектики стали некоторые противоречия, обнаруженные Марксом в идеалистической диалектике Гегеля. Однако его переосмысление не смогло достичь того же уровня популярности, что и оригинальное учение.
Альтернативы диалектики
Чтобы лучше понять, что такое диалектика, стоит рассмотреть философские учения и подходы, которые противопоставляются ей или решают те же задачи другими методами:
- Метафизика. Это раздел философии, изучающий первичную природу реальности, мира и бытия. Метафизика противопоставляется диалектике, поскольку подразумевает, что объект или явление можно считать полностью изученным лишь тогда, когда исключены все противоречия.
- Софистика. Как учение софистика давно перестала существовать, и сегодня она рассматривается только как метод ведения спора, построенный на намеренном нарушении законов логики.
- Эклектика. Это смешивание разрозненных фактов или утверждений из разных учений без приведения их к единому знаменателю и без какой-либо систематизации. С точки зрения логики несостоятельность эклектических утверждений заметить невозможно, поскольку в них нет логических противоречий. В то же время диалектика прекрасно с этим справляется.
- Догматизм. Это способ познания, основанный на принятии догм и консерватизме мышления. Он исключает гибкость мышления и поиск логических недостатков в имеющихся смысловых конструкциях.
Заключение
Диалектика – это философское учение, а также способ познания мира, основанный на детальном изучении противоречий, исследовании процессов движения и развития. В отличие от формальной логики, она допускает наличие взаимно-противоречащих фактов. При этом она противопоставляется метафизике и рассматривает все объекты и явления как взаимосвязанные детали целостной системы.
К сказанному остаётся добавить лишь то, что важность данного учения и его применимость в повседневной жизни нельзя недооценивать. Понимать, что такое диалектика, должны не только философы. Это знание необходимо каждому разумному человеку, который хочет самостоятельно формировать свою точку зрения, а не принимать на веру чужие идеи.
Источник
УЭ-2. Диалектика как философская концепция развития
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ:Особенности диалектического понимания мира. Диалектика бытия.
ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ:детерминизм, диалектика, закон, индетерминизм,
категории диалектики, метафизика как способ понимания мира, принципы диалектики, развитие, телеология.
ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ:
УРОВЕНЬ 1 — УСВОЕНИЕ:
Определите, в чем заключается философская сущность диалектики.
Прежде всего, обратите внимание на историю развития диалектики.
Термин «диалектика» первоначально использовался далеко не в философском значении, поскольку им обозначали искусство вести беседу (именно в таком значении впервые его вводит в оборот древнегреческий философ Сократ), или один из приемов риторики, а то и собственно раздел риторики. Такой нефилософский статус за термином сохраняется вплоть до Нового времени. Но, несмотря на это, исторически первой формой диалектики считается именно античная диалектика, а ее главными признаками являются стихийность, фрагментарность и наивность.
Задолго до того как появился термин «диалектика» древнегреческий философ Гераклит Эфесский своими утверждениями («миром правит война – единство и борьба противоположностей», «все течет и изменяется, и в одну и ту же реку нельзя войти дважды») демонстрирует способ понимания мира, спустя столетия обозначенный как диалектический.
И только в начале 19 века немецкий философ Гегель создает теорию диалектики и противопоставляет диалектику, как способ мышления, метафизике. Но диалектика Гегеля идеалистическая, поскольку ее принципы, законы и категории распространялись только на некую идеальную первооснову мира (Абсолютную Идею), которая в лоне чистого своего бытия была ни чем иным как логическим мышлением.
Потребность естествознания второй половины 19-го века в философских обобщениях показала, что ни гегелевская диалектика, ни метафизика не отвечают запросам времени. В этот же период остро стояла проблема выявления общих закономерностей исторического развития общества. Необходим был метод, который вытекал бы из принципа материального единства мира. Материалистическим содержанием диалектика наполняется в рамках марксисткой философии.
1.2. Запомните определение диалектики как способа понимания мира.
Диалектика – это такой способ понимания мира, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил и тенденций в процессах изменения, развития.
|
1.3. Обратите внимание на следующую типологию диалектики.
|
|
|
| ||
|
|
|
2. Обратите внимание на то, что теория диалектики представляет собой систему взаимосвязанных принципов, законов и категорий.
2.1. Запомните основные принципы диалектики, определяющие стратегию познания.
Принципы диалектики – это ее основополагающие идеи, придающие философскому качественную определенность, системность и целостность знанию
ПРИНЦИП | СУЩНОСТЬ | ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ |
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ И ИСТОРИЗМА | Движение вечно, покой относителен. В мире нет ничего постоянного, окончательно завершенного, все находится на пути к иному. | Любой объект необходимо изучать в его развитии: с учетом того, как он возник, какие этапы в своем развитии прошел, чем стал теперь, чем может стать в будущем. |
ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ | Мир представляет собой сложную совокупность явлений, находящихся в самых разнообразных связях и отношениях друг с другом. Любые предметы и события – звенья бесконечной цепи, объемлющей все существующее в мире в единое целое. | Знание об объекте всегда носит неполный, относительный характер, поскольку в процессе его изучения человек вынужден абстрагироваться от бесконечного множества отношений, которые связывают данный объект с другими объектами реальности. |
ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА | Утверждает причинность как универсальный вид связи. Причинность — это генетическая связь явлений, в которой одно при определенных условиях порождает другое. Всякое изменение или развитие имеет свою причину и следствие. | Объективное знание целых систем причинно-следственных связей явлений самой различной природы позволяет предвидеть будущие их состояния. Детерминизму противостоит индетерминизм и телеология. |
2.2.1. Определите, в чем заключается специфика категорий диалектики.
Категории диалектики – это общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальности, а также выражающие подвижность и противоречивость бытия.
Категории диалектики носят чаще парный характер (нередко образуют триады), благодаря которому делается возможным отражение полярных сторон целостных явлений, процессов, подвижность, переходы и противоречивость бытия. Они образуют определенную иерархию, отражающую движение познания от простого к сложному.
2.2.2. Примите к сведению следующие категории диалектики:
КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ | ||
ЕДИНИЧНОЕ — характеризует существование отдельных предметов (вещей, явлений, процессов). | ОБЩЕЕ — указывает на наличие в каждом единичном того, что характерно и другим предметам, на их однотипность. | ОСОБЕННОЕ – означает меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении, отражает специфику в реализации общего, характерного для данного объекта. |
ЯВЛЕНИЕ — отражает внешние, чувственно воспринимаемые стороны предметов. | СУЩНОСТЬ — отражает глубинные связи и отношения, присущие предметам. | |
ФОРМА — отражает способ существования содержания. | СОДЕРЖАНИЕ — совокупность различных элементов, свойств, связей, внутренних процессов и тенденций, которые образовывают данный предмет. | |
ПРИЧИНА — явление, действие которого при определенных условиях вызывает какое-нибудь новое явление. | СЛЕДСТВИЕ — новое явление, вызванное при определенных условиях действием каких-либо предшествующих ему явлений. | |
НЕОБХОДИМОСТЬ — преимущественно внутренняя, устойчивая, устойчивая, существенная и закономерная связь вещей и явлений, которая отражает обязательность их существования. | СЛУЧАЙНОСТЬ – в основном внешние, несущественные, неустойчивые связи вещей и явлений. | |
ВОЗМОЖНОСТЬ – предпосылка возникновения того, чего еще нет в настоящем, реальном бытии. | ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — реальное бытие предметов. | ВЕРОЯТНОСТЬ – степень возможной реализации данного события при данных условиях. |
КОЛИЧЕСТВО – определяет величину, объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия свойств и качеств предметов. | КАЧЕСТВО – внутренняя определенность предмета, интегрированная совокупность свойств. | МЕРА – интервал количественных изменений, в границах которого основное качество сохраняется. |
2.3. Определите сущность и познавательную ценность основных законов диалектики.
Закон есть существенный, устойчивый регулярный и необходимый тип связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме. Понятие законов диалектики является результатом совмещения диалектических принципов всеобщей взаимосвязи и развития, а также результатом связи и взаимодействия некоторых категорий диалектики.
ЗАКОН | СУЩНОСТЬ | КАТЕГОРИИ | ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ |
ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ | Каждое явление и тождественно себе, и в то же время отличается от самого себя. Тождество и различие представляют собой нечто целое только в своем единстве. Кроме того, любое явление внутренне раздвоено, содержит в себе взаимоисключающие стороны, моменты, тенденции. Противоположность – это одна из взаимоисключающих сторон любого объекта. Они не только взаимоисключают, но и взаимополагают друг друга, а потому представляют собой стороны единого целого, выступая при этом источником постоянного развития. | Тождество, различие, противоречие, противоположность. | Закон объясняет источник и движущие силы развития. |
ЗАКОН ВЗАИМОСВЯЗИ И ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ | Изменение качества данной вещи совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной. Мера выступает как интервал количественных изменений, в пределах которого вещь сохраняет свою качественную определенность. границы. | Качество, количество, мера, скачок. | Закон раскрывает общий механизм развития. |
ЗАКОН ДВОЙНОГО ОТРИЦАНИЯ | Развитие складывается из определенных циклов. Способом перехода от одной ступени развития к другой в рамках каждого цикла является отрицание. Отрицание – это этап развития, означающий превращение объекта в нечто иное, определенным образом связанное с отрицаемым объектом. Процесс же такого превращения предполагает сохранение некоторых положительных элементов отрицаемого качества и подъем на новую, более высокую ступень. | Отрицание, преемственность, «возврат к якобы старому». | Закон характеризует развитие со стороны его направленности и результата. |
УРОВЕНЬ 2 — ПРИМЕНЕНИЕ:
Задание 1.Какой из принципов лежит в основе такого понимания Вселенной?«Состояние Вселенной в данный момент можно рассматривать как результат ее прошлого и причину ее будущего. Разумное существо, которое в любой момент знало бы все движущие силы природы и взаимное расположение образующих ее существ, могло бы – если бы его разум был достаточно обширен для того, чтобы проанализировать все эти данные – выразить одним уравнением движение и самых больших тел во Вселенной, и мельчайших атомов».
Задание 2. Прокомментируйте фрагмент, опираясь на знание законов и категорий диалектики.«Трудное и истинное состоит в том, чтобы показать, что то, что есть другое, есть то же самое, а то, что есть то же самое, есть другое, и именно оно состоит в том, чтобы показать, что в том же отношении и с той же стороны, с которой в них является одно, в них показывается и наличие другого».
Задание 3. На основе анализа фрагмента определите, каким образом руководство принципами диалектики способно повлиять на стратегию познания:«… анализ структуры данного объекта, хотя и полный, не скажет вам всего того, что вы можете хотеть узнать об этом объекте. Он скажет вам только, каковы части объекта и как они относятся друг к другу; но он ничего не скажет вам об отношениях объекта к тем объектам, которые не являются его частями или компонентами».
Задание 4. Опираясь на знание законов диалектики, попытайтесь ответить на поставленные автором текста вопросы. «Как же может что бы то ни было возникать из своей противоположности? Например, истина из заблуждения? Или воля к истине из воли к обману? Или самоотверженный поступок из корыстолюбия? Или чистое созерцание мудреца из алчности? Нет, подобное невозможно, а кто мечтает о таком, тот глупец… »
САМОКОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:
1. Установите соответствие между именами и их вкладом в развитии диалектики:
1) Гераклит а) наполняет термин «диалектика» философским содержанием
2) Сократ б) является одним из создателем теории материалистической диалектики
3) Гегель в) термином «диалектика» обозначил искусство вести беседу
4) Энгельс г) первым продемонстрировал диалектическое понимание мира
2. Выделите определение, в котором не выражена философская сущность диалектики:
а) Диалектика – это философская концепция развития.
б) Диалектика – это учение, согласно которому развитие, детерминизм и универсальный характер связей и отношений полагаются как определяющие сущность мира.
в) Диалектика – это искусство выявления противоречий в понятиях и суждениях с целью
г) Диалектика – это система законов, категорий и принципов, выражающих сущность бытия природы, общества и мышления.
3. Установите соответствие между категориями диалектики.
1) возможность а) сущность
2) содержание б) случайность
3) явление в) действительность
4) необходимость г) причина
4. Законы диалектики действуют только в том случае, если имеет место…
а) взаимодействие материальных систем; б) движение; в) развитие; г) отражение.
5. Какое из положений можно отнести к объективно- идеалистической диалектике:
а) природа первична и развивается она по законам диалектики;
б) человеческое мышление отражает мир в категориях диалектики;
в) мышление постольку является диалектическим, поскольку в нем отражается
г) в основе диалектики природы лежит диалектика мышления как первоосновы природы.
6. Что, согласно принципам диалектики, необходимо учитывать в процессе познания?
а) сущность любого объекта реальности определяется бесконечностью связей иотношений;
б) мир постоянно изменяется, а потому он является непознаваемым;
в) любая случайность есть проявление более сложной упорядоченности, пока недоступной для познания;
г) общество развивается по тем же законам, что и природа.
7. Диалектика – это такой способ понимания мира, при котором …
а) мир, по причине его постоянной изменчивости и противоречивости, полагается непознаваемым;
б) первоосновой мира считается развивающаяся по законам диалектики идеальная субстанция;
в) сущностью мира является противоречивость его состояний;
г) причиной многообразия мира считаются внутренние противоречия, единство и борьба противоположностей.
8. Специфика категорий диалектики главным образом заключается в том, что они …
а) возникают по мере познания объективной реальности;
б) отражают мир в динамике;
в) выражают изменчивость и противоречивость бытия;
г) носят парный характер.
9. Детерминизм – это …
а) учение, трактующее случайность как проявление более сложной упорядоченности;
б) принцип причинной обусловленности всего существующего;
в) один из принципов философии, объясняющий сущность изменчивости мира;
г) учение об особом целевом виде причинности.
10. Выделите фрагмент, в котором не проявляется сущность какого-либо из известных законов диалектики:
а) «Всякий философ строит свою систему на обломках предыдущей, и никогда не была построена система, которая сохранилась бы во всех своих частях»
б) «Мир есть вечное становление, единство и борьба»
в) «Или я отрицаю положение «роза есть роза», сказав: «роза не есть роза», и что получится из того, что я вновь стану отрицать это отрицание, говоря: «роза все-таки есть роза»»
г) «Достаточно изменить число протонов в ядре, как один элемент превратиться в другой»
Источник