- Диалектическое мышление: понятие, определение, формирование и основные принципы
- Общие сведения
- Определение
- В философии
- Как развивались формы
- Материалистическая диалектика
- Понятие
- Актуальность объективного познания
- Основы
- Принципы
- Законы
- Категории и второстепенные законы
- Формирование
- Формирование логического мышления у дошкольников
- Диалектический метод мышления
Диалектическое мышление: понятие, определение, формирование и основные принципы
Диалектическое мышление – уникальная способность, без которой люди не могли бы вести разумные диалоги с другими, умело рассуждать, обмениваться мнениями, выстраивать логические цепочки в своих мыслях. Эта наиважнейшая составляющая для формирования современного общества и различных сфер деятельности человека.
Чтобы подготовить специалистов, которые могли бы свободно ориентироваться в окружающем круговороте действительности, проявлять находчивость и приходить к неординарным выводам, педагоги стараются прививать такое мышление детям уже с дошкольного возраста. В данной статье рассмотрим более детально, что собой представляет данное понятие.
Общие сведения
Методологическая роль диалектики заключается в том, чтобы распознать общие алгоритмы изучаемых объектов, понять, как они развиваются. В результате этого процесса постигается сущность предмета. Кроме того, способ помогает разобраться самому исследователю в собственном мышлении. Посредством диалектических алгоритмов субъект может последовательно выстраивать личные суждения, отсеивать обнаруженные ошибки и заполнять пробелы. Логические схемы позволяют делать обобщающие выводы и систематизировать результаты.
Определение
Исходя из выше сказанного, постараемся дать определение данному понятию. Как видим, диалектическое мышление – это умение рассуждать, искусно владея аргументами, и правильно излагать свои мысли. Подобный склад ума является рефлексивным, то есть способен обнаружить и проанализировать противоречия в процессе исследования объекта и внутри себя. Здесь прослеживается тесная взаимосвязь между существующим и развивающимся. Например, в материализме объединяют две теории: развитие физического мира в совокупности с логикой познания. В философии диалектическое мышление в основном используется для аргументации. Посмотрим, как это происходило на практике.
В философии
На искусстве рассуждать базируются индийские и европейские философские традиции. Такой метод стал популярен благодаря концепции Платона, в которой он использовал диалоги людей. Подобные рассуждения велись следующим образом: два субъекта, мнения которых являлись противоречивыми, должны были прийти к общей истине, обмениваясь своими домыслами. Со времен Гегеля диалектический способ мышления начали ставить в противоположность метафизике.
Постепенно данный метод приобрел другую форму. По мере развития прогресса происходили изменения и в содержании диалектики. Сейчас она рассматривается как отдельная наука, которая базируется на принципах абстракции. В связи с этим выделяют две основные формы объективного логического мышления:
Как развивались формы
Изначально философские учения имели наивно-диалектическую и стихийно-материалистическую сущность. Первая форма диалектики – античная. Она сформировалась приблизительно 2500 лет назад в Древней Греции, Индии и Китае. Подобная мудрость была свойственна и восточным философам. Согласно античному мышлению, делался упор на парные категории мыслительных алгоритмов, то есть нахождение единой основы у разных до прямой противоположности уже дозревших идей и концепций. А также символов и образов как в известных философских направлениях, так и в эзотерических. Это единая форма, в которой прослеживается борьба противоречий в содержании мышления. Такое экзотическое понятие не совсем было привычно для европейцев. Тем не менее оно являлось теоретически обоснованным и настраивало мыслителей на нахождение разумного основания, конечная цель которого — поиск взаимоопределяемости категорий мышления.
В каждой стране обсуждаемое нами понятие носило различный характер. Поэтому и формы диалектического мышления претерпевали изменения. Например, в марксизме оно преподносилось как отражатель законов в формировании материи, которая находится в движении постоянно и развивается сама по себе. Взгляд Карла Маркса на материалистическую диалектику противоположен понятиям, которые изложил в своем труде Гегель. В его философии оно подразумевает переход из одного умозаключения в другое, при котором обнаруживается, что данные определения ограниченны и односторонние, они отрицают самих себя. В СССР допускалось лишь материалистическое мышления, к другим формам диалектики относились с большим подозрением. После распада Советского Союза оно, наоборот, утратило свою значимость. Хотя некоторые авторы оценивали материалистическую форму положительно.
Материалистическая диалектика
Некоторые современные философы, обращаясь к данному способу мышления, связывают его исключительно с действиями или деятельностью человека. В XXI столетии ученые начали вводить диалектику в науку. Это помогает разрешать антагонистические тенденции, делать их доступными и внятными. Также парадоксальные и необычные противоречия во всех видах научных исследований, в том числе прикладной математике. Такая форма мышления нашла свое подтверждение в биологии. Все организмы подчинены постоянным метаболическим и эволюционным изменениям своим конкретным содержанием информации и физико-химическим развитием по строгому детерминированному плану. Чаще всего диалектика используется в психологии и социологии.
Понятие
Диалектический метод мышления в наше время подразумевает объективное суждение. Это наука, которая раскрывает общие закономерности, их развитие и изучение природы, включая разумных субъектов и их мыслительные способности. Что подразумевается под законами природы? Это понятия без ограничений и каких-либо условий. Они выполняются всегда и везде, в разных сферах нашей жизни, в том числе и повседневной. Это позволяет людям мыслить более широко, приходя от общих понятий к частным, от верха к низу. Когда принимается во внимание подобная взаимосвязь, то законы химии, физики, техники и прочие опускаются на более низкую ступень. Таким образом, диалектический способ мышления преобладает над частными науками. Это значит, что он актуален для современного человека и его нужно освоить.
Актуальность объективного познания
Полноценную жизнедеятельность человеку обеспечивает обучающий процесс, который начинается с момента его рождения. Индивид изменяется в зависимости от результатов своей деятельности в общей среде. Еще важнее приобрести человеческий социально-исторический опыт. Он собран в средствах познавательных систем, производстве и языках. Все это составляет базу норм и ценностей, корректирующих сотрудничество разных личностей и их социальные связи. Такое развитие касается как отдельных людей, так и общества в целом.
С учетом стремительного расширения сферы использования электронно-вычислительной техники, развития естествознания, социальной структуры, экономики и прочих наук возникает потребность в молодых специалистах, которые могли мыслить диалектически.
Основы
Диалектика является методикой мышления, которую относят к основным способам научного познания. Она включает следующие элементы:
Рассмотрим данные аспекты более детально.
Принципы
К основным принципам относятся следующие понятия:
- Всесторонний подход. Предполагает объективное исследование предмета со всеми его взаимосвязями.
- Динамичность. Изучение объекта в движении.
- Единство между логическим и историческим. Нахождение причинно-следственных явлений. Их последовательная взаимосвязь на историческом фоне.
- Приход от абстрактного к точному. Здесь нужно исходить от банальной выстроенной модели реальности и продвигаться к предельно ясной и конкретной картине мира.
Законы
Материалистическое мышление строится на законах основных и второстепенных. К первым относят:
- Взаимосвязь в переходе качественных и количественных изменений. В какой-то момент происходят нарушения в единстве этих составляющих. В результате явление приобретает качественное состояние новой формы.
- Развитие по спирали или закономерное отрицание. Преобразование явления происходит, с одной стороны, путем движения вперед к иным качествам. С другой стороны, происходит возврат к старому посредством повторения отдельных свойств тех же характерных черт на новой основе.
- Взаимодействие и единство противоречий. Толчком к их развитию являются их внутренние расхождения.
Категории и второстепенные законы
Категория диалектического мышления – наиболее широкое понятие, проявляющее универсальные оппозиции и взаимосвязи, большинство из которых являются парными. Бытие и небытие – это базовая основа мыслительных алгоритмов.
К второстепенным законам относят:
- общее и единичное;
- необходимость и случайность;
- содержание и форму;
- причинно-следственную связь;
- сущность и явление;
- целое и частичное.
Формирование
Как уже упоминалось, диалектический метод философского мышления может быть применим во многих сферах деятельности человека. Это налагает на педагогов определенную меру ответственности, чтобы сформировать его у учащихся. Как показала практика, глубокое знание сразу нескольких наук на самом деле оказывается малоэффективным. По научению древних мыслителей такой метод разуму не учит. Знания могут утратить свою актуальность или устареть. Ведь довольно часто бывает так, что невостребованная информация лишь ложится ненужным грузом на память человека.
В связи с этим акцентируется внимание на воспитании мыслящей творческой личности. Все сейчас направлено на то, чтобы обновить систему обучения. Также сводится к тому, что без развития диалектического мышления у педагогов невозможно решить общеобразовательные задачи. Для этой цели были разработаны исследовательские пособия для учителей. Вот некоторые работы: В. И. Андреева, А.С. Белкина, Л. Г. Вяткина, Н. М. Зверева, В. Д. Сименова, В. И. Журавлева, Ю. Н. Кулюткина.
В психологии и педагогике разрабатываются два наиболее популярных направления. Из инновационных технологий воспитания и обучения можно обратить внимание на следующие труды: Л. М. Фридмана, Л. В. Путляева, А. А. Вербицкого, Л. М. Митина. Для личностного формирования стратегий, которые можно реализовать в общении и профессиональном мышлении: В. Н. Мясищев, А. В. Брушлинский, В. Д. Шадриков, А. А. Бодалев, И. С. Якиманская.
Формирование логического мышления у дошкольников
Как показывает опыт обучающего процесса ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), можно сформировать диалектическое мышление у дошкольников. Главное – изложить его в доступной для малышей форме. Специалисты разработали для дошкольников упражнения и игры, на основе которых дети сами смогут открыть для себя основные законы диалектики.
Рассмотрим один из примеров. Разрешение противоречий способствует процессу развития. Под противоборством в данном случае выступает соприкосновение двух противоречивых желаний или требований к качеству одного и того же предмета. Этим объектом является комната, в которой отец намеревается отдохнуть, а ребенок поиграть или послушать музыку. Возникает потребность в разрешении противоречия, а, следовательно, происходит процесс развития ситуации.
Немалый вклад в формирование логического мышления у малыша могут внести сами родители. Это поможет маленькой личности вести разумные беседы с другими людьми, находить правильные решения в нестандартных ситуациях. Ребенку нужно дать понять, что побеждать в споре любой ценой, это не суть логического мышления. Важно научить его разрешать споры и конфликты путем мирной беседы, приводя веские аргументы. Чем раньше начать это делать, тем лучше у ребенка будет срабатывать восприятие. Формирование диалектического мышления — важная составляющая для развития личности.
Источник
Диалектический метод мышления
Остановимся на характеристике диалектический метод исследования. Его специфика состоит в том, что мысль философа отслеживает взаимосвязи исследуемого объекта во всём их многообразии, поскольку именно через взаимосвязи раскрываются свойства познаваемого объекта, а осмысление этих свойств позволяет выйти на понимание его сущности (здесь проявляется диалектика внешней и внутренней сторон изучаемого объекта).
Ф.Энгельс писал: «Диалектика берёт вещи и их умственные отражения в их взаимной связи, в их сцеплении, в их движении, в их возникновении и исчезновении». Этот подход соответствует окружающей человека природе, которая является «пробным камнем диалектики». «Когда мы подвергаем мысленному рассмотрению природу, или историю человечества, или нашу собственную духовную деятельность, то перед нами сперва возникает картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий, в которых ничто ни остается неподвижным и неизменным, а все движется, изменяется, возникает и исчезает. Это понимали уже древние греки». Эти мысли нашли отражение в работе Ф. Энгельса «Общие замечания к Анти-Дюрингу».
Первые подходы к пониманию сущности диалектического метода разработал Сократ, древнегреческий философ, который жил в Афинах (ок. 470-399г.г. до н.э.). По словам Аристотеля, Сократ впервые стал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения (индукция – это движение мысли от отдельных свойств объекта через мысленное обобщение их к пониманию сущности изучаемого объекта). Причем средством (методом) нахождения истины и выработки понятия для обозначения сущности объекта были у Сократа диалогические беседы. Анализ этих диалогических бесед дан в работе Н.В. Мотрошиловой «Рождение и развитие философских идей». Она анализирует диалог текст диалога в трактате Платона «Протагор». В нём Сократ и Протагор размышляют о том, чему и как учить людей, чтобы они обрели государственную мудрость и способность управлять обществом.
Протагор говорит: «Единое, в чём надо участвовать всем гражданам, — это справедливость, рассудительность и благочестие, это добродетели, которым люди учат друг друга». Но при этом возникает вопрос: что такое справедливость? Один из участников дискуссии, опираясь на мнение поэта Симонида, говорит: «Справедливо отдавать каждому должное».
Сократ соглашается, но в тоже время этот ответ его не удовлетворяет, ибо он расплывчат, не точен. Сократ говорит: «Справедливо делать что-то хорошее своим друзьям, однако в этом случае справедливость выступает как нечто воровское: направленное во вред врагам, но на пользу друзьям». А как быть, если друзья люди непорядочные, а враги люди вполне достойные? «Тогда может быть, признать справедливостью добро, сделанное друзьями при условии, что они хорошие люди, и зло сделанное врагам, если они – люди негодные» –говорит Сократ. Когда с ним соглашаются, Сократ опять спрашивает: «Разве можно считать справедливым человека, который делает что-либо негодное даже по отношению к негодным людям? Справедливый человек не должен вредить кому бы то ни было».
Сторонник сильной власти Фрасимах говорит: «Справедливость – это то, что пригодно сильнейшему. Во всех государствах независимо от их политического устройства, справедливым считается то, что пригодно существующей власти».
Сократ, рассуждая о государственном правителе по аналогии с врагом приходит к выводу, что управитель должен делать не то, что выгодно ему самому, но то, что пригодно подчиненным и что им подходит». И все увидели, что прежние объяснения справедливости обратились в свою противоположность. И справедливый человек, вставший у кормила власти и заботящийся о благе своих подданных, проиграет. Он не получает тех преимуществ, который имеет человек несправедливый. Поэтому несправедливость сильнее справедливости – в ней больше силы, свободы, властности. Несправедливость целесообразна и пригодна сама по себе и справедливость – это то, что присуще сильнейшему.
На этот убийственный довод Сократ отвечает: все люди мастера в том или ином деле, и все они сообща участвуют в общем деле, которое приносит им пользу. И справедливость состоит в том, чтобы «ладно применять своё искусство быть полезным людям, это питает человеческую гордость и порождает уважение сограждан».
Сократ учил своих учеников исследовать явления, опираясь на свой жизненный опыт, что позволяло им видеть эти явления во всем многообразии их связей и отношений и угадывать за внешними свойствами внутреннюю сущность. Сократ считал, что человек сам должен научиться отвечать на жизненно важные для него вопросы. И чтобы помочь людям самостоятельно мыслить, он разработал диалектический метод мышления, который назвал «майевтика». Он спрашивал у сведущих людей их мнения по разным вопросам. У стратега он спрашивал, что такое мужество, у софиста, что такое мудрость. Сократ наводящими вопросами помогал собеседнику увидеть за внешними свойствами объектов их глубинную сущность. Сделать первоначальное мнение более полным и соразмерным объекту, то есть выявить его сущность, а затем соотнести его с определенным понятием. Метод исследования Сократа включает пять этапов:
1) Сомнение как форма философско-этической рефлексии. «Я знаю то, что я ничего не знаю, — говорил он, обращаясь к собеседнику, или собеседникам, но вы не знаете даже этого». Тем самым он подчеркивал неполноту или ограниченность того знания, которое люди осваивают в процессе повседневного опыта. Исходные противоречия процесса познания определяются:
Ø противоречием между внутренними и внешними свойствами объекта;
Ø противоречием между содержанием и формой объекта;
Ø противоречием между сущностью и свойствами объекта.
2) Ирония — выявление противоречия, присутствующего в знании на уровне всеобщей закономерности и частного случая её проявления.
3) Майевтика — преодоление противоречия на основе снятия покровов повседневного опыта с сущности вещей.
4) Индукция – движение мысли на основе логических размышлений от частного случая к выявлению общих закономерностей на основе осмысления эмпирического материала.
5) Дефиниция — окончательное определение сущности исследуемого явления и закрепление за ним соответствующего понятия.
Для Сократа истинной добродетелью является знание, которое способно сделать поведение человека нравственно ответственным и достойным. Он не допускал того, что человек может владеть знанием истинно достойного поведения и в то же время вести себя недостойно.
Таким образом диалектика — это искусство вести спор с целью выяснения истины. Диалектический метод позволяет глубоко и полно исследовать сущность вещи, потому что его применение позволяет рассматривает вещь следующим образом:
Øна основе внутренне присущих ей противоречий (справедливость по отношению к одному человеку, включает в себя несправедливость к другим);
Øво взаимосвязи с другими явлениями;
Øв динамике, развитии своих возможностей;
Øв единстве бытия и небытия, существования и несуществования.
Такова природная сущность вещи и эта сущность схватывается мыслью ученного и диктует направление его мыслительных операций с целью операционального раскрытию этой сущности. Соответственно диалектика имеет две стороны:
1 Диалектика природа (объективная диалектика, поскольку связи и отношения в природе складываются объективно, независимо от человека).
2 Диалектика мышления (субъективная диалектика, отражающая в мысленных образах связи и отношения природного мира).
Диалектический метод мышления опирается на следующие исходные принципы:
Ø принцип всеобщей связи, то есть каждое явление связано с другими явлениями; на основе анализа этих связей философы выходят на понимание сущностей исследуемых явлений;
Ø принцип развития, источником которого является внутренне присущие исследуемому явлению противоречия между явлениями и сущностью, формой и содержанием и др.
Ø принцип причинности, определяющий условия возникновения и развития исследуемого явления;
Ø принцип системности, позволяющей выявить те необходимые достаточные условия, при которых возникает явление и которые определяют его сущность.
Применение диалектического метода мышления позволяет выявить закономерности возникновения, функционирования и развития природного и социального мира, а также человеческое мышление. Эти закономерности отражены в законах диалектики, которые были разработаны с позиции объективного идеализма Гегелем. Их три:
Ø закон единства и борьбы противоположностей, позволяющий осмыслить источник развития;
Ø закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (механизм развития);
Ø закон отрицания отрицания (направленность развития).
Принципы исследования, а также законы и категории, при помощи которых исследуются явления, совокупности представляют собой целостную теорию, применение которой для решения познавательной или практической деятельности позволяет рассматривать её как адекватный природе метод познания и преобразования человеком окружающего его мира.
Источник