Диахронные способы словообразования примеры

Диахронная классификация способов словообразования

Первая последовательная классификация способов русского словообразования была разработана В.В.Виноградовым. В своих работах «Вопросы современного русского словообразования» (1953), «Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии» (1952), он выделил морфологический способ словообразования, противопоставив его неморфологическим способам.

  1. Основу морфологического словообразования составляет преобразование исходных лексических единиц в новые слова путем прибавления различных аффиксов или усечения элементов исходной единицы (актер — актр-ис(а), стоять — у-стоять, красить — красить-ся, камень — о-камен- е(ть), синий — синь, обвесить — обвес). К этому способу примыкает так называемый фонетико-морфологический способ. С точки зрения В. В. Виноградова, это такой путь образования слов, при котором их возникновение происходит без присоединения материально выраженных словообразовательных аффиксов, но сопровождается фонетическими изменениями: чередованием или перемещением ударения: глухой — глушь, тихий — тишь, вылетать — вылет.

Неморфологические способы, к которым относятся морфологосинтаксический, лексико-синтаксический и лексико-семантический способ, вообще не используют аффиксальных словообразовательных средств.

  1. Морфолого-синтаксическое словообразование охватывает все случаи перехода из одной части речи в другую: ученый (ср.: ученый человек и пришел ученый — прилагательное переходит в существительное), весной (ср.: любоваться весной и произошло весной — существительное переходит в наречие) и др.
  2. Лексико-синтаксическое словообразование представлено разными случаями слияния элементов словосочетания и превращения их в устойчивую единицу — слово: с ума сшедший — сумасшедший, благо творить — благотворить, семь сот — семьсот.
  3. Лексико-семантическое словообразование основано на семантическом расщеплении многозначных слов.

Классификация В.В.Виноградова представляет собой первое наиболее полное и систематизированное описание существовавших к тому времени в русском языке способов образования производных слов. Долгие годы эта классификация широко использовалась в вузовской практике и в специальных исследованиях. В 70-е годы ХХ века, однако, это описание было радикально пересмотрено. Дело в том, что к этому времени исследователи выделили и описали новые способы словопроизводства, не отмеченные В.В. Виноградовым, и провели четкую границу между диахронным и синхронным словообразованием.

Оказалось, что при синхронном описании современной словообразовательной системы выделяются одни способы словообразования, а при диа- хронном — другие. Так, к области диахронного словообразования были отнесены те способы русского словопроизводства, для функционирования которых необходимо несколько временных периодов — лексико-семантический, частично лексико-синтаксический (образование слов типа тотчас, сумасшедший), частично морфолого-синтаксический (все способы перехода из одной части речи в другую, кроме субстантивации).

Производные слова, образованные этими способами, появляются в языке не сразу, а постепенно, в результате длительного исторического развития. Процесс образования их всегда индивидуален, лишен каких-либо типизированных свойств и нерегулярен в своем проявлении. В современном русском языке сохраняют продуктивность лишь отдельные разновидности неморфологических способов. Это, например, субстантивация прилагательных и причастий (приемная, докладная, провожающие) и сращение, или слияние, наречия и прилагательного или причастия (долгоиграющая пластинка, быстрорастворимый кофе, вечнозеленое дерево).

В научных исследованиях по словообразованию, созданных в последнее время, много раз отмечалось, что классификация В.В. Виноградова должна учитываться прежде всего при историческом словообразовательном анализе слов. Несмотря на это, его классификация способов словообразования последовательно учитывается и в практике преподавания: именно она лежит в основе школьного курса русского языка.

Источник

К § 3 Словообразование синхронное и диахроническое

Изучение языка можно проводить двумя способами: синхронным (от греч. syn – «совместно» и chronos– «время») и историческим, или диахроническим (от греч. dia – «через» и chronos – «время»).

В первом случае изучается устройство языка, механизм его действия в тот или иной момент времени.

При диахроническом подходе изучаются изменения, происходящие в языке на протяжении того или иного периода времени, исследуется, что, каким образом и почему менялось в языке.

Приведем пример, чтобы пояснить различие между синхронным и диахроническим исследованиями. Возьмем две пары слов:

Проведем синхронный анализ. Для этого подберем другие пары слов, выражающие такие же отношения: артист : артистка = дояр : доярка. Вывод: слово дояр– базовое, слово доярка – производное, оно обозначает женщину, которая доит коров. Мяч : мячик = зонт : зонтик. Вывод: слово зонт – базовое, слово зонтик – производное, оно обозначает маленький зонт.

Проведем диахронический анализ. С точки зрения истории словообразования отношения между этими парами слов другие.

Слово дояр более позднее по времени возникновения. Оно возникло на основе слова доярка (вычитанием суффикса -к-) в то время, когда доение коров перестало быть чисто женской профессией, когда в этом деле стали применять специальные доильные аппараты.

Слово зонтик возникло раньше, чем зонт. Зонтик– измененное заимствованное слово. Оно произведено от голландского слова Sonndeck. Конечный элемент этого слова был похож по звучанию на русский суффикс -ик и стал восприниматься как суффикс со значением уменьшительности, ср.: столик, домик. Слово зонт как неуменьшительное произведено от зонтик усечением суффикса -ик. Такой способ называют обратным словообразованием.

Источник

С точки зрения синхронии и диахронии

Вопрос о систематизации способов словообразования является в дериватологии самым проблемным.

До сих пор не исчислено количество способов словообразования, не разграничены понятия «способ словообразования» и «разновидность способа», да и само понятие «способ словообразования» нуждается в конкретизации.

Обычно, вслед за В. В. Виноградовым, разграничивают диахронические и синхронические способы словообразования.

Главное отличие способа словообразования в диахроническом плане от синхронического словообразования в том, что в диахроническом словообразовании это понятие служит для ответа на вопрос, с помощью какого средства образовано производное слово, а в синхронии оно показывает, с помощью какого средства выражается словообразовательное значение.

В. В. Виноградов в своей классификации (1951) к диахроническим способам словообразования относил лексико-семантический, лексико-синтаксический и морфолого-синтаксический, к синхроническим – морфологический способ.

Лексико-семантический способ это образование нового слова в результате распада многозначности до омонимии:

1. 1) лазящий (зоол). Способный лазить (о птицах);

2) лазящий (бот). Способный при росте цепляться за ч.-л. (о растениях).

2. 1) негатив. Изображение, на котором светлым частям объекта соответствуют темные и наоборот.

2) негатив (разг.) Информация отрицательного свойства.

3. 1) марш. Способ ритмической мерной ходьбы в строю.

2) марш. Команда для начала движения в строю.

Лексико-синтаксический способ– создание нового слова из словосочетания в результате объединения 2 или более слов без изменения их форм. Этот способ иногда называют слиянием: сумасшедший, сегодня, наверх.

Морфолого-синтаксический способ, или транспозиция – переход слов из одной части речи в другую без изменения звуко-буквенного состава, но с изменением значения: летом – существительное и наречие, благодаря – деепричастие и предлог, пора – существительное и категория состояния (Пора понять то, что я вам говорю), один – числительное, частица и краткое прилагательное (Один карандаш; Один ты меня понимаешь; Я дома один).

При транспозиции относятся к синхроническим способам субстантивация и адъективация.

Основным морфологическим способом словообразования считается морфологический способ, когда слово образуется в результате присоединения или удаления аффиксов.

II. Концепции выделения способов словообразования

Все последующие классификации способов русского словообразования в различной степени опираются на классификацию В. В. Виноградова.

Энциклопедия «Русский язык» (1979, 1997) и «ЛЭС» (1990, 2000) перечисляют эти же способы.

Н. М. Шанский в 1968 г. выделял лексико-семантиче-ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический способы, сложение, сложносокращенный способ, аффиксацию (префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффик-сальный способы), обратное словообразование.

В 1977 г. он разграничил словообразование (лексико-синтаксический способ) и словопроизводство, которое, в свою очередь, подразделяется на семантический способ (включает в себя лексико-семантическое и семантико-морфологическое словообразование), калькирование (в словообразовательной и семантической разновидностях) и морфологический способ. Морфологический способ делится на прямое морфологическое словообразование и редеривацию. Прямое включает в себя сложение (словосложение и осново-сложение), сложно-суффиксальный способ, аффиксацию (префиксация, суффиксация и циркумфиксация), безаффиксный способ и аббревиацию.

Таким образом, под собственно словообразованием он понимает возникновение новых слов не по моделям, а в результате переоформления готовых словосочетаний в цельную единицу без изменения звукового состава (вечнозеленый, долгоиграющий), а возникновение слов по моделям он определяет как словопроизводство.

Е. А. Земская уже в 1973 г. отмечала, что в словообразовании действует 12 способов: 7 аффиксальных и 5 безаффиксных. Аффиксальные используются для производства простых слов, а для производства сложных – чистое сложение, сложение с нулевой суффиксацией, сращение, аббревиация. Ею был отмечен факт окказионального словообразования.

Н. А. Янко-Триницкаяв 1976 г. указывает на то, что окказиональное словообразование, наряду с аббревиацией и усечением, следует считать отдельной подсистемой общей системы словообразования, а еще в 1968 г. она выделяла на фоне традиционных такие способы, как эмансипация аффикса, рифмованное сложение, междусловное наложение, замена слова созвучным, но более длинным, субституцию.

И. С. Торопцевв 1980 г. предложил совершенно оригинальную классификацию способов словообразования, среди которых есть, например, звукоподражательный, звукоподражательно-трансформационный и звукоподражательно-слитный способы, а также много других.

А. Ф. Журавлев (1982) различает 4 класса номинаций: 1) нормальные, 2) мутационные (включая метонимические процессы и заимствование); искусственные (контаминация, усечение, создание совершенно немотивированных слов); 4) «патологические» номинации (формальные преобразования как следствие различных помех экстр- и интралингвистического характера).

В. Н. Немченко (1984) предпринял попытку уровневой организации способов словообразования, выделяя диахроническое аффиксальное словообразование, флексийное, композицию, лексико-семантическое словообразование и фонетическое словообразование. С синхронической точки зрения он выделяет чистые и комбинированные аффиксальные способы.

А. И. Моисеев в работах 1985-1987 гг. выделял 19 способов.

Р. Ю. Намитокова в 1986, 1989 гг. дает очень подробную классификацию способов номинации. Она противопоставляет использование произвольного немотивированного знака (креацию) использованию элементов, имеющихся в языке, выделяя среди них «внутренние ресурсы своего языка» и «использование единиц других языков». Далее «внутренние ресурсы своего языка» подразделяются на «формально новые единицы» и «готовые единицы в новой функции». «Формально новые единицы» разграничиваются на цельнооформленные (словопроизводство) и раздельнооформленные (словосочетание). В словопроизводстве выделяются деривация как производство от одной основы и композиция как производство от 2 и более основ.

Р. Ю. Намитокова впервые выделяет такой способ, как тмезис, а также противопоставляет креацию всем другим способам.

Наиболее разработанной представляется классификация И. С. Улуханова, который в работе 1996 г. подробно описывает «79 узуальных и окказиональных способов словообразования, представленных словами, реально зафиксированными в текстах».

В 1998 г. В. П. Изотов защитил докторскую диссертацию, посвященную параметрам описания системы способов словообразования, в которой он выделяет 160 способов и, говоря о комбинаторике способов словообразования, считает это количество не предельным. Он предлагает также свою трактовку самого понятия «способ словообразования».

По академической грамматике (РГ-80, Гр.-70), способ словообразования – это единица классификации, объединяющая ряд словообразовательных типов, характеризующихся одним и тем же видом формантов.

Формант является носителем словообразовательного значения производного слова и шире понятия аффикс, так как словообразовательное значение может быть выражено с помощью 2 и более аффиксов (префиксально-суф-фиксальный способ, префиксально-суффиксально-пост-фиксальный способ), системой флексий мотивированного слова (при субстантивации), закрепленным порядком компонентов, единым ударением и интерфиксами в безаффиксных способах.

В. И. Изотов под способом словообразования понимает операцию создания производного слова, базирующуюся на общности форманта (он называет его словообразовательным оператором), словообразовательного направления (речь идет об увеличении, уменьшении или сохранении производящей базы) и места прикрепления форманта (словообразовательного оператора).

III. Реестр синхронных способов словообразования

Синхронным является морфологический способ словообразованиятакой, при котором словообразовательным оператором (формантом) является морфема или морфемоид (интерфикс), а также любые их комбинации.

По словообразовательному направлению способы словообразования делятся на прямые и обратные.

Под прямыми способами словообразования понимается морфемное увеличение производящей основы. Традиционно выделяют простые, комбинированные и смешанные способы.

Простые способы – это:

1) суффиксация (в том числе нулевая), которая используется при образовании слов всех частей речи: гитарист, выходø, весенний, умно, пописывать;

2) префиксация, которая используется при образовании слов всех частей речи, кроме числительных: некрасивый, раскрасавица, подписать, супермодно.

3) постфиксация (глаголы, местоимения): умываться, какой-то;

4) конфиксация[26]: сотрудник, опенок, по-моему, разъяснить.

В. Н. Немченко выделяет еще флексийный способ в словах типа кум – кума, раб – раба и т.д., но большинство исследователей в этом случае усматривают нулевую суффиксацию.

Комбинированные способы – двойные и тройные:

1) префиксально-суффиксальный: намордник, подоконник[27];

2) суффиксально-постфиксальный: жеребиться, кудрявиться;

3) префиксально-постфиксальный: вчитаться, выспаться;

4) префиксально-суффиксально-постфиксальный: обанкротиться, проштрафиться.

Простые и комбинированные способы используются для образования простых слов.

Смешанные способы (аффиксация и сложение или сращение):

1) сложно-суффиксальный способ: огнетушитель, быстроходный;

2) префиксально-сложный: вполоборота;

3) префиксально-сложно-суффиксальный: оплодотвориться;

4) префиксально-сложно-постфиксальный: заблагорассудиться;

5) сращение в сочетании с суффиксацией: христарадничать, потусторонний.

Смешанные способы используются для образования сложных слов.

Все перечисленные способы называютсяморфологическими аффиксальными,а есть еще безаффиксные способы, используемые тоже для образования сложных слов:

1. Чистое сложение основ (или основы и слова): дымоход, первоисточник, царь-пушка.

Формантом при сложении является:

1) закрепленный порядок компонентов;

2) единое основное ударение;

3) интерфикс, который может быть нулевым: Новгород, бой-баба.

2. Сращение слов: вечнозеленый, долгоиграющий (соответствует диахроническому слиянию).

Формантом при сращении является:

1) закрепленный порядок компонентов;

2) единое главное ударение на опорном компоненте;

3. Аббревиация (лат. ab(от) + brevio – сокращаю) – образование сложносокращенных слов, мотивированных словосочетанием: детсад, завмаг.

Результатом аббревиации являются аббревиатуры[28].

Аббревиатуры инициального типа, или акронимы (лат. – akros – крайний + onim –имя), делятся на звуковые, буквенные и букво-звуковые.

Звуковые аббревиатуры образуются из начальных звуков слов исходного словосочетания: АЭС – атомная электростанция, загс, ГАИ.

Буквенная аббревиатура состоит из алфавитных названий начальных букв исходного словосочетания: НПУ, СБУ.

Букво-звуковая аббревиатура состоит из алфавитных названий начальных букв первых слов исходного словосочетания и начальных звуков последних слов исходного словосочетания: ЦДСА – «цэ-дэ-са» – центральный дом советской армии.

Слоговые аббревиатуры состоят из начальных частей слов каждого слова исходного словосочетания: профком, филфак.

Собственно сложносокращенные слова – явление промежуточное между аббревиацией и сложением:

1) начальная часть первого слова + целое второе: детдом, подлодка;

2) начальные звуки первых слов + начальная часть последнего: ИМЛИ – институт мировой литературы;

3) начало первого слова и конец второго (телескопический способ): радиостанция – рация, мотовелосипед – мопед.

1) произвольное (безразличное к морфемному членению усечение основ);

2) единое основное ударение;

3) система флексий у отдельных типов аббревиатур.

По сути, аббревиация – обратный способ словообразования – редеривация. Еще одной разновидностью такого способа является усечение, или элиминирование (eliminate – удалять). Это способ, свойственный разговорной речи. Он состоит в том, что усекается какая-либо часть одного слова, а не словосочетания: Сашура – Шура, заместитель – зам, студенты – студы.

Вне аффиксальных и безаффиксных разновидностей морфологического способа находится конверсия – такой вид транспозиции, при котором в разряд существительных переходят прилагательные и причастия: душевая, мороженое, отдыхающие – то есть субстантивация, а также адъективация – переход в разряд прилагательных причастий.

Формантом при конверсии является парадигма словоизменения производящего слова, специфическое изменение ее функции, напр., в прилагательном мороженое окончание —ое, и все падежные окончания этого слова указывают на то, что это прилагательное, которое может изменяться по родам (в данном случае реализует значение ср.р.). Грамматическая пластичность позволяет такому прилагательному определять существительное любого рода: мороженое мясо, мороженая клюква, мороженый картофель. Существительное мороженое может быть только среднего рода.

Источник

Читайте также:  Все способы получить удовольствие
Оцените статью
Разные способы