Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития учащихся
статья
В статье рассматриваются вопросы диагностики и подробно тестовый контроль
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_uchebnoy_deyatelnosti_i_intellektualnogo_razvitiya_uchashchihsya.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ.
Стандарты второго поколения в качестве основной цели обучения называют « развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности».Деятельностный подход в обучении основан на исследованиях Л. С. Выготского ,А .Н. Леонтьева, Д .Б.Эльконина ,П.Я.Гальперина, в которых указывается на зависимость познавательного развития учащихся от характера организации их деятельности , в первую очередь учебной.
Умение учиться – особое , отличное от других школьных умений. Именно его сформированность создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития : он учится приобретать знания.
Главная задача начальной школы – научить учиться. Для этого выпускник начальной школы должен овладеть компонентами учебной деятельности :
— самостоятельно разбираться в учебной задаче
— находить способ её решения
— сравнивать свой результат с правильным ответом
— адекватно оценивать себя и свои действия
— научиться применять полученные знания в любой нестандартной ситуации
В планируемых результатах освоения программы начального образования использованы модели внутреннего текущего оценивания , тесно связанные с процессом обучения и призванные стимулировать учение :преимущественно посредством оценки индивидуального прогресса и использование таких форм,
которые побуждают детей размышлять о своем учении, об оценке их собственной работы.
Рекомендуемые методы оценивания:
Наблюдение- метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации учителем наличия заранее выделенных им показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика.
Оценивание процесса выполнения , который представляет собой целенаправленное оценивание на основе аутентичных критериев с помощью аудио и видеозаписей, письменной фиксации фактов.Этот метод целесообразно использовать при оценивании сформированности навыков совместной работы, исследовательской деятельности и т. п.
Открытый ответ – письменный ответ,который дается в форме небольшого текста,рисунка,диаграммы,или решения.
Портфолио — такая подборка детских работ , которые бы демонстрировали нарастающую успешность,объем и глубину знаний,достижение более высоких уровней рассуждений ,творчества,рефлексии. Используется для оценивания индивидуального прогресса в обучении.
Вопросы для самоанализа , которые используются для оценивания осознанности каждым обучающимся особенностей развития собственного процесса обучения.
Выбор ответа или краткий свободный ответ – ситуативная,оценочная деятельность ,обычно проводится в форме теста или устного опроса типа викторины. Используется для дифференцированной оценки достигаемых образовательных результатов.
Более подробно хотелось бы остановиться на последнем методе оценивания – выбор ответа или краткий свободный ответ или тестовом контроле.
Решая задачи формирования учебной деятельности ,мы должны формировать инструмент – предметные знания и умения ,которые являются средством для решения более значимых для нас задач,следовательно,необходимо отслеживать (контролировать и оценивать )сами знания и умения ,но механизм оценки должен быть иной.
В контроле знаний необходимо делать упор не на совокупность отдельных сведений и умений , а на осознанное применение обобщенных понятий для решения большого круга частных задач. Это возможно отследить через систему тестовых заданий.
В науку слово «тест» попало из английского языка ,где означает «испытание,проба,проверка.» По словарю ,тест – это стандартизированное,часто ограниченное во времени испытание ,предназначенное для установки количественных и качественных индивидуально – психологических различий.
Тесты должны удовлетворять определённым требованиям, так как случайно подобранный набор заданий нельзя назвать тестом.
1 надёжность контрольного задания- это его способность с достаточной для практики одинаковостью характеризовать исследуемый в дидактических целях показатель,как задания в целом ,так и его частей.
2 валидность (адекватность целям проверки )-по содержанию тест должен соответствовать образовательному стандарту.
3 определенность – после прочтения задания каждый учащийся понимает , какие действия он должен выполнить,какие знания продемонстрировать.
4 простота- формулировка заданий и ответы должны быть четкими и краткими.
5 однозначность – задания должны иметь единственно правильных ответ – эталон.
Применение тестов возможно на различных этапах урока:
— вводное тестирование получение сведений об исходном уровне знаний
-текущее тестирование ликвидация пробелов и коррекция знаний
— итоговое тестирование систематизация , обобщение учебного материала , проверка сформированности знаний и умений
По характеру деятельности различают следующие виды тестов:
— тест выбора верного ответа из общего числа предложенного в задании
УКАЖИТЕ ГЛАГОЛ В НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ.
-тесты на установление истинного (ложного) утверждения
ВЕРНО ЛИ УТВЕРЖДЕНИЕ
ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
— тесты на установление соответствия
СОЕДИНИ СТРЕЛКАМИ СЛОВО И ЧАСТЬ РЕЧИ
БЕГАЕТ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
СИНИЙ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
-тесты на установление последовательности
РАСПОЛОЖИ ЧИСЛА В ПОРЯДКЕ ВОЗРАСТАНИЯ
-тесты на заполнение пропусков в истинных утверждениях
ГЛАГОЛЫ В НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЕ ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОС —_______
— тесты на заполнение пропусков – тест на свободный ответ учащихся
КОГДА ЗЕМЛЯ ВРАЩАЕТСЯ ВОКРУГ СОЛНЦА ПРОИСХОДИТ — __________________
При составлении тестов нужно придерживаться определённого алгоритма
- Определение целей тестирования;
- Оценка знаний фактов,терминов,понятий
- Проверка умения давать определения,понятия,определять их содержание
- Проверка знаний формул,законов и умение их применять
- Умение находить сходства и различия
Основным элементом тестовых заданий является инструкция, тестовое задания,ключ( находится у учителя).
Инструкция определяет характер индивидуальной деятельности учащихся : должна быть чёткой , понятной для выполнения.
При формулировке задания теста необходимо придерживаться следующих принципов :
— основной текст задания содержит не более 8-10 слов
-каждый текст должен выражать одну идею
-задания должны быть краткими,четкими,легко читаемыми
-формулировка заданий не должна содержать двусмысленности, а тем более ловушек
-каждое задание и ответ формулировать так, чтобы верный ответ могли дать только те ,кто хорошо усвоил материал
-правильные ответы должны располагаться в случайном порядке
— ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы
-ответы не должны содержать подсказки
Тестовый контроль позволяет активизировать учебный процесс. Задания для проверки знаний должны составляться с максимальным использованием проблемного подхода . Правильно составленные задания и умелое их применение на уроках, а именно сочетание тестового контроля с традиционными методами, приучают учащихся к логике мышления, активной творческой работе, вырабатывают внимательность. Систематическое использование тестов оказывает положительное влияние на усиление мотивации каждого ребёнка в процессе обучения,одновременно преодолевая элементы механического усвоения знаний. Учащиеся приучаются рассуждать,сопоставлять,анализировать, самостоятельно добывать знания .Подобные методы контроля результатов обучения ,выполнение которых требует от учащихся различного поворота мысли, обдумывания,самостоятельности,значительно повышать умственную деятельность и способствует активизации учебного процесса.
Использование тестов на уроках помогает слабым ученикам приподнять дух, пове-
рить в свои силы,в то что у них все получится ,а также снять напряжение ,которое иногда появляется на урока. Работа с тестами позволяет учителю внимательно следить за процессом овладения системой понятий,своевременно корректиравать дальнейшую работу,а также способствует формированию интереса к предметам.
Подводя итоги вышесказанному хочется сформулировать достоинства и недостатки метода тестирования:
-возможность проверки теоретического материала
-проверка большого объема малыми порциями
-дает возможность определения «проблемных» зон
-развивает мыслительные операции
-формирует навыки самоконтроля
-могут служить объектом познания
-подготовка к ЕГЭ
-существует возможность угадывания
-иногда невозможно проследить логику ученика
Источник
Диагностики учебной мотивации и познавательной активности обучающихся
материал
Согласно теоретическим исследованиям воспитывает не непосредственно учитель (руководитель), а социальная среда, которую он организует в воспитательных целях. Активная деятельность ученика в коллективе класса (группы) как в воспитывающей среде, будь то на уроке или вне урока – движущая сила и источник развития личности школьника, воспитания из него активного гражданина общества.
Очевидно, что возникает необходимость организовать учебную деятельность таким образом, чтобы каждый урок имел воспитательный эффект: развивал у учащихся интерес к научному содержанию учебного материала, вызывал у них желание овладеть им лучше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anketa_dlya_otsenki_urovnya_shkolnoy_motivatsii.docx | 17.81 КБ |
diagnostika_pokazateley_motivatsii_ucheniya_mladshih_shkolnikov.docx | 269.28 КБ |
izuchenie_mezhlichnostnyh_otnosheniy_mladshih_shkolnikov.docx | 34.1 КБ |
karta_individualnyh_dostizheniy_obuchayushchihsya.docx | 101.26 КБ |
list_samootsenki_raboty_v_gruppe.docx | 32.55 КБ |
metodiki_poznavatelnoy_aktivnosti.docx | 21.14 КБ |
russkiy_yazyk.docx | 38.58 КБ |
anketa_opredeleniya_shkolnoy_motivatsii.doc | 46.5 КБ |
diagnostika_urovnya_poznavatelnoy_aktivnosti_obuchayushchihsya_po_g.i._shchukinoy_t.i._shamovoy.docx | 15.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
чаще хочется остаться дома
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
остался бы дома
пошел бы в школу
- Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- У тебя в классе много друзей?
- Тебе нравятся твои одноклассники?
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
№ вопроса оценка за 1-й ответ оценка за 2-й ответ оценка за 3-й ответ
Первый уровень . 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень . 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень . 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень . 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень . Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Предварительный просмотр:
Диагностика показателей мотивации учения младших школьников
Методика «Диагностика показателей мотивации учения младших школьников» проводится индивидуально с каждым испытуемым и представляет собой список вопросов, которые последовательно задаются школьнику.
Вопросы, входящие в «Беседу-интервью», направлены на диагностику всех 4-х показателей мотивации учения младших школьников. (О мотивах см. методику «Лесенка побуждений»
1. Знакомство с испытуемым (меня зовут. А тебя?).
2. Сколько тебе лет?
3. Где ты живешь? Ты ходил в детсад?
4. С кем ты живешь (члены семьи)? Где работают родители?
5. Какие времена года ты знаешь?
6. Кого ты любишь? (кто тебе нравится?)
7. Кто тебя любит? (кому ты нравишься?)
8. Чем ты любишь заниматься?
9. Во что любишь играть? Назови любимые игрушки.
10. Любишь ли ты ходить в школу или нет? Почему?
11. Кто твои товарищи? С кем ты дружишь?
12. Где ты готовишь уроки? Кто тебе помогает?
13. Ходишь ли ты в группу продленного дня? Проверяют ли дома домашние задания, которые ты сделал сам?
14. Кто тебе обычно помогает? Кто твой помощник?
15. С кем тебе интереснее заниматься: с мамой или папой?
16. Что ты обычно делаешь на перемене? Некоторые ребята больше любят перемены, а некоторые уроки. А тебе что больше нравится?
17. Зачем ты ходишь в школу?
18. Какие уроки у тебя в школе?
19. Какой урок тебе больше всего нравится? Какой урок тебе не нравится?
20. Какой урок тебе нравится больше: письмо или математика? (письмо или чтение?) (математика или чтение?)
21. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь большим?
22. Любишь ли ты слушать, как рассказывает учитель? Разговариваешь ли ты с учителем на перемене? О чем? Что ты делаешь, чтобы учитель был тобой доволен?
23. Я знаю мальчика, который говорил, что он больше любил ходить в детский сад, чем в школу. А где тебе больше нравится: в детском саду или в школе?
24. Тебе больше нравится решать задачи или (назвать личностно-значимую деятельность ребенка)?
25. Тебе больше нравится писать буквы или (назвать личностно-значимую деятельность ребенка)?
26. Тебе больше нравится читать или (назвать личностно-значимую деятельность ребенка)?
27. Кто тебя отводит в школу и забирает после нее?
28. Ты хорошо решаешь задачи?
29. Хорошо ли ты пишешь?
30. Где ты лучше решаешь задачи и пишешь: дома или в школе? Почему?
31. Что ты мог бы рассказать о школе мальчику (или девочке), который (которая) ходит в детский сад?
Отношение школьника к учению определяется с помощью вопросов № 10, 16, 17, 23, 24, 25, 31.
Отношение школьника к конкретным предметам определяется с помощью вопросов № 18, 19, 20, 24, 25, 26, 28, 29, 30.
Виды личностно-значимой деятельности школьника определяются с помощью вопросов №№ 8, 9, 19, 23, 24, 25, 31.
Личностно-значимые для школьника субъекты определяются с помощью вопросов № 4, 6, 7, 11, 12, 13, 14, 15, 21,22, 27, 30.
Кроме того, в беседе содержатся дополнительные, вводные вопросы, необходимые для сбора данных о школьнике и введения его в ситуацию обследования — № 1, 2, 3, 5.
Следует учесть, что ответы на некоторые вопросы охватывают не один, а несколько показателей.
Индивидуальное обследование позволяет уточнять содержание вопросов в соответствии с индивидуальными ответами школьника о виде его значимой деятельности. Так, в вопросах, где сравнивается отношение школьника к отдельным учебным предметам и его личностно-значимой деятельности, следует вставлять тот вид значимой деятельности, о котором рассказывал школьник.
Диагностика «Лесенка побуждений»
Ученик в форме лесенки ранжирует 2 вида мотивов учения — социальные и познавательные.
1) широкий познавательный — ориентация на овладение новыми знаниями;
2) процессуальный — ориентация на процесс учения;
3) результативный — ориентация на результат учения (оценку);
4) учебно-познавательный — ориентация на усвоение способа получения знаний.
1) широкий социальный мотив — стремление приобрести знания, чтобы быть полезным обществу;
2) «учительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны учителя;
3) «родительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одобрение родителей;
4) «товарищеский мотив» — стремление заслужить уважение своих товарищей.
Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующих вышеуказанным 4 познавательным и 4 социальным мотивам:
1. Я учусь для того, чтобы все знать.
2. Я учусь потому, что мне нравится процесс учения.
3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.
4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.
1. Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.
2. Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.
3. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.
4. Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.
Результаты, полученные с помощью данной методики, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае, если эти места занимают 2 социальных и 2 познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном сочетании у школьника. Если эти места занимают 4 мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).
Инструкция. Давай построим лесенку, которая будет называться «Зачем я учусь». Перед тобой разложены 8 карточек, на которых написано, зачем школьники учатся в школе. Разложи их перед собой. Внимательно прочитай, что написано на каждой карточке.
Выбери карточку, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет первая ступенька нашей лесенки. Из оставшихся семи карточек снова выбери ту, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет вторая ступенька лесенки. Положи эту карточку ниже первой. Понятно, как строить лесенку? Продолжай строить ее самостоятельно.
Мы закончили лесенку «Зачем я учусь». Проверь, правильно ли ты ее составил. На первой ступеньке написано самое главное про то, зачем ты учишься. На ступеньке ниже — то, что ты считаешь менее главным, и т.д. На нижней ступеньке лесенки написано то, что ты не считаешь главным в твоей учебе в школе.
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЕ 1 КЛАССА .
Обработка результатов методики мотивация (с картинками):
Ответы учеников (выборы определенных картинок) заносятся в общую таблицу, из которой становится известно общее число выборов каждой картинки по всей выборке детей, поступающих с школу. Количество знаков «+» в каждой колонке свидетельствует о том, сколько раз была выбрана та или иная картинка (соответствующий мотив). Подсчитывается процентное соотношение между всеми мотивами и делается вывод о преобладающих тенденциях в мотивациях поступающих в школу детей.
Выборы 1 картинка 2 картинка 3 картинка 4 картинка 5 картинка 6 картинка
Контрольный выбор добавляет к общей сумме баллов.
Учебная мотивация диагностируется по наибольшему количеству баллов (доминирующая мотивация). Иногда ребенок может руководствоваться и другими мотивами. Об отсутствии мотивации обучения свидетельствует ограниченность предпочтений, т.е. школьниками практикуются различные подходы к тем или иным ситуациям. Из ответов-выборов будущих первоклассников делается вывод о сущности ведущего мотива будущей учебной деятельности.
Выбор ребенком одной и той же картинки три раза подряд, а также ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива.
Выбор ребенком одной и той же картинки два раза подряд и ответы на вопросы, подтверждающие осознанность его выбора, свидетельствуют о наличии одного ведущего мотива, а также другого мотива, менее значимого.
Если ребенок выбирает три разных картинки и осознанно объясняет свои выборы, то это свидетельствует о разносторонней мотивации, по ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.
Когда ребенок выбирает 3 разных картинки и не может рационально объяснить свои выборы, это может свидетельствовать о недостаточном развитии мотивационной составляющей при подготовке к школе. Но условно ведущим следует считать мотив, обозначенный первой выбранной картинкой.
Для отслеживания дальнейшей результативности процесса формирования учебной мотивации у учащихся целесообразно выявить уровень мотивации в целом.
Внешний мотив — 0 баллов;
игровой мотив — 1 балл;
получение отметки — 2 балла;
позиционный мотив — 3 балла;
социальный мотив — 4 балла;
учебный мотив — 5 баллов.
Баллы выбранных картинок суммируются и на их основе по оценочной таблице выявляются уровни мотивации (таблица представлена ниже).
Таблица. Уровни мотивации
Уровни Выбор Выбор Выбор Общая оценка
мотивации картинок 1 картинок 2 картинок 3 по уровням мотивации (в баллах)
5 0 — 1 0 — 1 0 — 1 до 3
I — очень высокий уровень мотивации, преобладание учебных мотивов, возможно наличие социальных мотивов;
II — высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, воз-можно присутствие учебного и позиционного мотивов;
III — нормальный уровень мотивации, преобладание позиционных мотивов, возмож-но присутствие социального и оценочного мотивов;
IV — сниженный уровень мотивации, преобладание оценочных мотивов, возможно присутствие позиционного и игрового (внешнего) мотивов;
V — низкий уровень учебной мотивации, преобладание игровых или внешних моти-вов, возможно присутствие оценочного мотива.
Методика изучения учебной мотивации первоклассников
по итогам обучения в 1-м классе
При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его книге «Изучение учебной мотивации». Формулировка вариантов окончания каждого неоконченного предложения и его балльная оценка учитывают наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, — позиционного, социального, учебного).
Учащимся сообщается инструкция.
«Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак «+».
1. Я учусь в школе, потому что.
а) так хотят мои родители;
б) мне нравится учиться;
в) я чувствую себя взрослым;
г) я люблю хорошие отметки;
д) хочу получить профессию;
е) у меня хорошие друзья.
2. Самое интересное на уроке.
а) игры и физкультминутки;
б) хорошие оценки и похвала учителя;
в) общение с друзьями;
г) ответы у доски;
д) познание нового и выполнение задания;
е) готовиться к жизни.
3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы.
а) получить хорошую отметку;
б) больше знать и уметь;
в) мне покупали красивые вещи;
г) у меня было больше друзей;
д) меня любила и хвалила учительница;
е) приносить пользу, когда вырасту.
4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что.
а) я хорошо все выучил(а);
б) в дневнике стоит хорошая отметка;
в) учительница будет рада;
г) дома меня похвалят;
д) смогу побольше поиграть на улице;
е) я узнаю больше нового. Спасибо!»
Каждый вариант ответа обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предлагаемом ответе (таблица ниже). Вариант Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во
ответов баллов 1 ответ баллов 2 ответ баллов 3 ответ баллов 4 ответ
Баллы суммируются и по оценочной таблице 6 выявляется итоговый уровень мотивации.
Уровни Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во Сумма баллов итогового
мотивации баллов № 1 баллов № 2 баллов № 3 баллов № 4 уровня мотивации
1 5 5 5 5 17 — 20
2 4 4 4 4 13 — 16
3 3 3 3 3 9 — 12
5 0 — 1 0 — 1 0 — 1 0 — 1 6 — 4
I — очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом, преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремлением к успеху;
II — высокий уровень учебной мотивации;
III — нормальный (средний) уровень мотивации;
IV — сниженный уровень учебной мотивации;
V — низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.
Для оценки эффективности образовательного процесса на этапе тестирования первоклассников определяются следующие показатели:
— количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как очень высокий;
— количество учащихся, уровень учебной мотивации которых характеризуется как высокий;
— количество учащихся с нормальным уровнем учебной мотивации;
— количество учащихся со сниженным уровнем учебной мотивации;
— количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации.
Все названные показатели необходимо выразить в процентах от общего числа обследуемых детей. Полученные процентные показатели информируют педагогов о начальном уровне учебной мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являются отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах.
Предварительный просмотр:
Изучение межличностных отношений младших школьников
При изучении межличностных отношений в классах начальной школы можно выделить три этапа:
1) изучение структуры межличностных отношений в классе, выявление “лидеров”, “неблагополучных” с помощью методики Дж. Морено. В социометрическую карточку включаются вопросы, описывающие определённые аспекты межличностных отношений;
2) изучение мотивов межличностных выборов с помощью методики межличностных выборов (ММВ). В социометрическую карточку можно включить вопрос: “ Какие качества ты больше всего ценишь в одноклассниках?” Это позволяет выявить качества, наиболее значимые для учащихся;
3) определение отношения учащихся к значимым людям. Можно предложить использование ЦТО (теста цветовых отношений Эткиндо), модифицированного цветового теста Люшера.
Для исследования межличностных отношений можно использовать модифицированный вариант социометрической методики Р. Желя.
Вариант 1 . Ребенку дают бланк с изображением стола и стульев и предлагают посадить за праздничный стол тех одноклассников, которых он пригласил бы на свой день рождения, а отдельно – тех, кого бы не хотел пригласить.
Целесообразно не ограничивать детей в числе выборов, это поможет глубже выявить социовалентность, т.е. потребность в общении, но в тоже время необходимо подробно разъяснить, что нужно выбирать только самых близких, хороших друзей и отсаживать самых неприятных, тем самым предупредить эмоциональную экспансивность и исполнительность.
Вариант 2. Кому из детей в классе ты написал бы поздравительную открытку? Кому не написал бы?
Вариант 3. Ты переходишь в новый класс. Кого возьмешь с собой? Кого оставишь?
Вариант 4. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой и с кем бы не хотел? По данным опросных бланков (листов) заполняется социоматрица. Социоматрица – таблица, в которой отражены данные социометрического опроса. В ней положительные выборы (“Посажу за стол”, “Хочу пригласить”) обозначают по горизонтали “плюсом”, отрицательные – “минусом”. Взаимные выборы обводят кружком (О). Далее подсчитывают сумму выборов.
Пример социометрической матрицы.
Число взаимных выборов
Предложенная методика дает возможность определить следующие психологические характеристики межличностных отношений: социовалентность (степень включенности во взаимоотношения); статус детей и статусную структуру группы – сплочённость группы и взаимность контактов – уровень конфликтности (агрессивности) группы – детей, которые являются объектами групповой агрессии. Целесообразно начинать анализ социометрических данных социовалентности детей, свидетельствующей о степени и характере включенности школьника в систему взаимоотношений в классе. По социовалентности можно судить о потребности ребёнка в общении и о его установке на удовлетворение этой потребности именно в данной группе, что, в свою очередь, позволит опосредованно судить о привлекательности коллектива для ребенка. Определяется социовалентность по количеству и характеру сделанных учащимися выборов. Социовалентность будет положительной, если у ребенка преобладают положительные выборы, и отрицательной – если преобладают негативные выборы.
Для изучения привлекательности классного коллектива можно использовать “ Методику оценки привлекательности классного коллектива” (7-10 лет).
Методика предназначена для оценки привлекательности для ученика классного коллектива. Представляет собой анкету, в которой к каждому вопросу предлагается определенным количеством баллов:
- “а” — 5 баллов,
- “б” — 4 балла,
- “в” — 3 балла,
- “г” — 2 балла,
- “д” — 1 балл,
- “е” — 0 баллов.
Таким образом, максимальное количество баллов, которые может набрать ребенок после заполнения анкеты, составляет 25 баллов.
Анкетирование может проводиться в группе и индивидуально. В последнем случае может использоваться в качестве основы для беседы об особенностях взаимоотношения ученика с классом.
Анкета для оценки привлекательности классного коллектива
1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?
а) Чувствую себя членом класса, частью коллектива;
б) Участвую в большинстве видов деятельности;
в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;
г) Не чувствую что являюсь членом коллектива;
д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса;
е) Не знаю, затрудняюсь ответить.
2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?
а) Да, очень хотел бы перейти;
б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;
в) Не вижу никакой разницы;
г) Скорее всего, остался бы в своем классе;
д) Очень хотел бы остаться в своем классе;
е) Не знаю, трудно сказать.
3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?
а) Лучше, чем в любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
г) Хуже, чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
4. Каковы взаимоотношения учеников с воспитателем (классным руководителем)?
а) Лучше, чем в любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как большинстве классов;
г) Хуже, чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
5. Какого отношение учеников к учебе в классе?
а) Лучше, чем любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
г) Хуже ,чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:
- 25-18 баллов – классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.
- 17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка.
- 11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем.
- 5 и менее баллов – негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре.
Изучение привлекательности классного коллектива целесообразно проводить совместно с другими методиками, направленными на выявление особенностей структуры классного коллектива, таких как “ Социометрия” или “Выбор”. Сопоставление полученных данных по анкете и методике позволит сделать вывод о соответствии собственных впечатлений ребенка об учебном коллективе, его месте в структуре класса и отношении школьников к ребенку.
Для наглядности анализа межличностных отношений в группе, автор отдал предпочтение исследованию групп младшего школьного возраста, потому как именно в этот период у человека начинает складывается осознанный массив навыков общения. Из многочисленных методов приведенных в теоретической части исследования, мы остановились на:
1) Социометрическом эксперименте в модификации Я.Л. Коломинского.
2) Методике Q-сортировки В. Стефансона.
3) Методике изучения самооценки — Т. Дембо, С. Рубинштейн.
Диагностика социометрического статуса младших школьников
Социометрия — метод количественного измерения отношений между людьми в реальных группах. Он разработан известным американским психиатром и социологом Джекобом Леви Морено. Суть социометрии, по мнению автора, в том, что она «имеет дело с внутренней структурой социальных групп, которые можно сравнивать с ядерной природой атома или физиологической структурой клетки».
В основе теоретической социометрии лежит положение о том, что все стороны социальной жизни — экономические, политические — можно объяснить состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу.
Психологической основой изучения взаимоотношений социометрическими методами, по мнению профессора Я. Л. Коломинского, является тот факт, что «тяготение одного человека к другому выражается в стремлении быть ближе к объекту привязанностей», при этом «словесное выражение должно быть признано важным объективным показателем не только осознания, но и вообще наличия потребности у человека» [20].
В результате социометрической процедуры, построенной как эксперимент с целью выявления желаний человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности (сидеть в школе за одним столом, играть, пойти в поход, праздновать день рождения), определяются предпочтительные выборы (или отвержения), их взаимность. Результаты заносятся в социометрические таблицы, представляются графически в виде социограмм.
Исходя из данных матрицы, можно определить величину социометрического статуса любого члена группы. Она равна сумме полученных данным членом группы выборов, деленной на число членов без одного:
R i + — положительные выборы, полученные i-членом,
R i — — отрицательные.
Индекс групповой «сплоченности», согласно социометрическим данным, определяется как отношение числа взаимных выборов к теоретически возможному для данной группы их количеству.
Я. Л. Коломинский разработал варианты социометрии для детских групп «Выбор в действии», «Поздравь товарища», «У кого больше?».
Сфера межличностных отношений сложна и завуалирована. Именно социометрия помогает изучить ее наиболее объективно и корректно. В эксперименте, разработанном профессором Я. Л. Коломинским («Выбор в действии»), существует специально адаптированный вариант для дошкольников, который условно назван «У кого больше?».
Экспериментальная процедура состоит в следующем. Предварительно готовятся по 3 переводные картинки на каждого ребенка группы. На их обратной стороне ставится номер, «присвоенный» каждому ребенку. Помощник экспериментатора выводит детей, за исключением одного, в другое помещение, где занимают их игрой, чтением книги. Экспериментатор обращается к оставшемуся ребенку: «Вот тебе 3 картинки. Можешь положить их по одной любым трем детям нашей группы. У кого окажется больше картинок — тот выигрывает. Никто не будет знать, кому ты положил картинку. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь». Ребенок выполняет задание и уходит в третье помещение.
Экспериментатор фиксирует в заготовленной социометрической таблице (матрице) выборы детей, число полученных выборов, число взаимных выборов.
Вертикально располагаются имена детей группы (сначала мальчиков, затем девочек), «присваиваются» им номера по порядку. Эти номера должны быть постоянными во всех экспериментах. Имена мальчиков и девочек для удобства обработки целесообразно отделить цветным карандашом. По горизонтали сверху таблицы наносятся порядковые номера детей. Следует заштриховать клетки на пересечении одинаковых номеров. Принцип ее использования состоит в том, чтобы проставлять в клетках цифры, показывающие, кого и в какую очередь выбрал ребенок. Таким образом заполняются все данные в таблице, после чего осуществляется подсчет выборов, полученных каждым ребенком (по вертикальным столбцам), и записывается в соответствующую графу матрицы.
Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
1 — «звезды» : 5 и более выборов,
2 — «предпочитаемые» — 3-4 выбора,
3 — «принятые» — 1-2 выбора,
4 — «не принятые» — 0 выборов.
Далее следует переходить к выявлению взаимных выборов. Эти взаимные выборы обводятся в таблице кружком, затем подсчитываются и записываются. Если в эксперимент включен вариант аутосоциометрии («Как ты думаешь, кто тебе положил (или положит) открытку?» (Я. Л. Коломинский), таблица принимает несколько иной вид: на каждого ребенка клеточка делится пополам — одна под другой. В верхней отмечается, как прошел выбор самого ребенка, в нижней — ожидаемый. Эксперимент «У кого больше?» может проводиться с детьми с 4-летнего возраста 2 раза в год.
Для измерения социометрического статуса в младшем школьном возрасте можно применять социометрический эксперимент, предлагаемый Я.Л. Коломинским.
Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе
Для диагностики особенностей межличностных отношений можно применять методику Q-сортировки В. Стефансона. Данная методика предназначена для изучения представлений человека о себе и позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе:
Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к «борьбе» — активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений; в противоположность этой тенденции избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет, на наш взгляд, внутреннюю и внешнюю характеристику, т. е. зависимость, общительность и «борьба» могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека. Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость — независимость, общительность — необщительность, принятие «борьбы» — избегание «борьбы») приближается к 20, то мы говорим об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду, и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами .
В данной методике испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от «наиболее характерных» до «наименее характерных» для него. Задания могут быть приготовлены в соответствии с целями диагностики. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «Я», а не «соответствие-несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей. Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях:
«социальное «Я»» (Каким меня видят другие?):
«идеальное «Я»» (Каким бы я хотел быть?);
«актуальное «Я»» (Какой я в разных ситуациях?);
«значимые другие» (Каким я вижу своего партнера?);
«идеальный партнер» (Каким бы я хотел видеть своего партнера?).
Исследование проводится следующим образом. Испытуемому предъявляется карточка утверждений и предлагается ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе как члене данной конкретной группы, или «нет», если оно противоречит его представлению, и только в исключительных случаях разрешается ответить: «сомневаюсь», т. е. разложить на три группы ответов. Ответы испытуемого разносятся по соответствующим ключам и подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание одного качества является признанием полярного качества, количество ответов «да» складывается с количеством ответов «нет» противоположных тенденций.
В результате получаем суммарное количественное определение для каждой из перечисленных тенденций. Для сведения результатов в границы от +1 до -1 полученное число мы делим на 10. Предполагается, что ответ «да» имеет положительный знак, а ответ «нет» — отрицательный. Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям расцениваются нами как признак нерешительности, уклончивости, астеничности,. однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями,
Возможна и нулевая оценка, когда суммы ответов «да» и «нет» совпадают. Именно такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций.
Определенный интерес представляет использование данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого о каждом внутри группы.
Данная методика представляет особый интерес к ее использованию в применении к данной теме исследования. Именно ее использование в изучении межличностных отношений дает нам право судить не только о таких характеристиках как зависимость, общительность и направленность на борьбу, но и выделить в структуре личности каждого испытуемого наличие внутриличностного конфликта, который обостряет наши данные. Эти положения необходимо сравнить с социометрическим статусом личности испытуемого.
Методика изучения самооценки (Т. Дембо — С. Рубинштейн)
Для исследования можно использовать методику изучения самооценки качеств личности Т. Дембо — С. Рубинштейна.
Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность.
Материалом для исследования послужили ряд шкал (100 мм), условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.)
Методика предполагает следующую процедуру проведения: Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: «Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу — самые больные люди, вверху — самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья? «.
На примере оценки качества «здоровье» ребенок с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно.
Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибальной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого подсчитывается средний балл самооценки. «Нормальной», «Средней» самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2.5 и немного выше; «Высокой» — со средним баллом 4-5; «Низкой» — со средним баллом 0-2.5
Описание выборки испытуемых.
Для изучения качественных особенности детских отношений применительно к младшему школьному используются методики, разработанные в работе Е.О. Смирновой и В.Г.Утробиной
В качестве основных показателей межличностных отношений используются следующие параметры:
1) субъективная значимость сверстника для ребёнка, которая проявляется в общем интересе к другому, в эмоциональной вовлечённости в действия другого;
2) просоциальность поведения, направленного на сверстника, т.е. способность уступить, помочь, поделиться тем, что нужно самому;
3) способность к сочувствию и сопереживанию, которая выражается, в частности, в реакции ребёнка на успехи и неудачи другого (радоваться успехам и огорчение при неудачах).
Эта методика направлена главным образом на выявление эмоциональной вовлечённости в деятельность сверстника и реакции на его поощрении и порицание взрослым. Она позволяет, с одной стороны, выявить степень интереса к сверстнику и эмоционального соучастия в его действиях, а с другой – характер реакции на оценку партнера.
Одному из детей предлагалось сложить мозаику, адаптированную для его возраста. За его действиями наблюдали взрослый и сверстник. В первой части эксперимента взрослый давал негативную оценку действиям ребёнка — высказывал свои сомнения, говорил другому о том, что его товарищу пока не удаётся сложить мозаику, что у него это плохо получается, и наблюдал за реакцией своего собеседника. Во второй части эксперимента взрослый, наоборот, начинал хвалить ребёнка, пытающегося довести начатое им дело до конца и всё-таки сложить мозаику. Здесь также фиксировались реакции другого испытуемого.
После того, когда первый ребёнок справлялся с заданием, другой приступал к его выполнению. Для большего накала ситуации был введён соревновательный мотив: детям говорилось, что они собирают мозаику на время.
При обработке результатов, полученных при проведении этой методики, степень проявления эмоциональной вовлечённости в деятельность и переживания другого ребёнка оценивается по следующей шкале:
0 баллов — полное отсутствие эмоционального отношения к сверстнику,
1 балл — низкая степень эмоциональной вовлечённости (короткие отрывочные взгляды в сторону сверстника);
2 балла — средняя степень эмоциональной вовлечённости (ребёнок увлечён переживаниями, деятельностью сверстника, но и значительную часть внимания уделяет своей деятельности);
3 балла — высокая степень эмоциональной вовлечённости (ребёнок сопереживает чувствам сверстника, больше занят его работой, забывая о своих переживаниях, о своей работе).
Чтобы выявить выраженность эмоциональной вовлечённости используется критерий её знака: положительные, нейтральные и отрицательные проявления внимания к другому в разных экспериментальных ситуациях.
Положительными проявлениями считаются поддержка другого, соучастие. Оказание помощи, подсказки товарищу и т.п. Такие дети защищают своего товарища («Ну почему, она умеет!»), радовались его успехам («Ну вот, молодец, сразу понял!»), поддерживали его («Не волнуйся, я тоже волновался и поэтому у меня тоже не получалось»).
К отрицательным проявлениям эмоциональной вовлечённости относят – неоказание помощи, не смотря на прямую просьбу, расстройство из-за успеха другого, недовольство, иронию («Да, голова – два уха!»), превознесение своих успехов («У меня, конечно, лучше получалось!», «Я быстрее сделал» и др.), зависть.
Нейтральными считались проявления, которые не носили ярко выраженного характера. Такие дети, как правило, пассивны, на ситуацию реагируют слабо, либо просто сидят с улыбкой, но в происходящем участия не принимают.
Реакция детей на поощрение и порицание действий сверстника является адекватной, когда ребёнок не соглашается с отрицательной оценкой (убеждает взрослого, что его товарищ делает всё правильно, что он обязательно справится, ищет оправдывающие аргументы, подбадривает его и т.д.).
Неадекватной считается радость при порицании действий товарища, согласие с негативной оценкой взрослого и огорчение при виде успеха товарища (снижение настроения, явное недовольство успехом, хвастовство, демонстративное игнорирование и т.п.). Безразличной считается реакция, когда ребёнок не обращает внимания ни на товарища, ни на взрослого, а занят только собой.
Таким образом, в этой методике фиксируется степень эмоциональной вовлечённости в действия и переживания товарища (которая оценивается по приведенной шкале), знак (положительный, отрицательный или нейтральный) и отношение ребёнка к сверстнику в ситуации удачи и неуспеха последнего (оно могло иметь адекватный, неадекватный и безразличный характер).
Источник