- Порядок замера правильности сцепления автосцепок ломиком Гладуна
- Проверка действия предохранителя от саморасцепа в сжатом составе Кадр 1
- Проверка действия предохранителя от саморасцепа в сжатом составе при отсутствии доступа сверху
- Проверка действия предохранителя от саморасцепа в сжатом составе Кадр 2
- Проверка правильности положения на полочке верхнего плеча предохранителя
- Проверка состояния замкодержателя в растянутом составе Кадр 1
- Проверка состояния замкодержателя в растянутом составе Кадр 2
- Проверка состояния замкодержателя в растянутом составе Кадр 3
- Проверка наличия верхнего плеча предохранителя в растянутом составе Кадр 1
- Проверка наличия верхнего плеча предохранителя в растянутом составе Кадр 2
- Проверка наличия верхнего плеча предохранителя Кадр 3
- Вагонник
- воскресенье, 11 мая 2014 г.
- Проверка работы механизма автосцепного устройства
- Осмотр автосцепного устройства в поездах
Порядок замера правильности сцепления автосцепок ломиком Гладуна
Проверка действия предохранителя от саморасцепа в сжатом составе Кадр 1
Для проверки действия предохранителя от саморасцепа у сцепленных автосцепок ломик заостренным концом вводят сверху в пространство между ударной стенкой зева (7) одной автосцепки и торцовой поверхностью замка (2) другой сцепленной автосцепки и, поворачивая выступающий конец ломика, нажимают заостренным концом на замок.
Если замок не уходит в глубь кармана более чем на 20 мм и слышен четкий металлический стук от удара предохранителя (3) в противовес (4) замкодержателя, то предохранительное устройство от саморасцепа исправно.
Таким же образом проверяют и смежную автосцепку.
Проверка действия предохранителя от саморасцепа в сжатом составе при отсутствии доступа сверху
У автосцепок пассажирских вагонов и грузовых вагонов, если находящийся в них груз препятствует введению ломика сверху, его вводят снизу через отверстие в нижней стенке кармана и, упираясь в кромку отверстия, нажимают на замок в нижней части.
Проверка действия предохранителя от саморасцепа в сжатом составе Кадр 2
Если при проверке действия предохранителя от саморасцепа замок будет раскачиваться более чем на 20 мм от кромки малого зуба (определяют это при помощи заостренной части ломика, имеющей ширину 20 мм) или будет выходить за кромку ударной поверхности малого зуба, то нужно проверить правильность положения на полочке верхнего плеча предохранителя.
Проверка правильности положения на полочке верхнего плеча предохранителя
Для проверки правильности положения на полочке верхнего плеча предохранителя изогнутый конец ломика заводят за выступ замка и нажимают на выступающую часть ломика, вытягивая замок до отказа из кармана корпуса.
Потом следует вновь нажать на замок ломиком.
Если замок неподвижен или его свободное перемещение значительно уменьшилось, это значит, что предохранитель соскочил с полочки.
Проверка состояния замкодержателя в растянутом составе Кадр 1
ЗАМЕЧАНИЕ: Когда автосцепки натянуты и утопить замки при помощи ломика нельзя, надежность работы механизма определяют по состоянию замкодержателя, предохранителя и полочки.
Чтобы проверить замкодержатель, ломик вводят в пространство между ударными поверхностями автосцепок сверху или снизу в отверстие корпуса, предназначенное для восстановления сцепленного состояния у ошибочно расцепленных автосцепок, и нажимают на лапу (6) замкодержателя.
Если лапа после прекращения нажатия возвратится в первоначальное положение и будет прижиматься к ударной поверхности малого зуба смежной сцепки, то замкодержатель исправен.
Проверка состояния замкодержателя в растянутом составе Кадр 2
В случае когда противовес у замкодержателя отломан, лапа свободно качается и при нажатии на нее ломиком проверяющий не испытывает заметного сопротивления.
Проверка состояния замкодержателя в растянутом составе Кадр 3
Заедание замкодержателя внутри кармана корпуса, обнаруживаемое при нажатии на его лапу ломиком сверху, свидетельствует о возможном изгибе полочки для верхнего плеча предохранителя, препятствующем свободному повороту замкодержателя.
Проверка наличия верхнего плеча предохранителя в растянутом составе Кадр 1
Наличие верхнего плеча предохранителя проверяют ломиком, который вводят в карман корпуса через отверстие для сигнального отростка.
Прижимая ломик к замкодержателю, упирают его изогнутый конец в предохранитель и перемещают по направлению к полочке.
Когда ломик отпускают, металлический звук от удара предохранителя о полочку подтверждает, что верхнее плечо предохранителя не изломано.
Проверка наличия верхнего плеча предохранителя в растянутом составе Кадр 2
Если ломик при перемещении не упрется в полочку, значит она отсутствует.
Проверка наличия верхнего плеча предохранителя Кадр 3
Наличие верхнего плеча предохранителя можно определить, если, поворачивая валик подъемника против часовой стрелки, поднять предохранитель, а затем резко возвратить валик в первоначальное положение.
Звук от удара верхнего плеча предохранителя о полочку свидетельствует, что предохранитель не изломан.
Источник
Вагонник
воскресенье, 11 мая 2014 г.
Проверка работы механизма автосцепного устройства
На пунктах технического обслуживания и подготовки вагонов к перевозкам надежность действия предохранителя от саморасцепа, износы контура расцепления и исправность замкодержателя проверяют специальным ломиком и шаблоном 873.
Для проверки действия предохранителя от саморасцепа сцепленных автосцепок заостренный конец специального ломика, имеющего ширину 20 мм, вводят сверху в пространство между ударной стенкой зева одной автосцепки и торцовой поверхностью замка другой и нажимают на замок. Если замок не уходит внутрь зева автосцепки и при этом слышен четкий металлический звук от удара предохранителя в противовес замкодержателя, значит, предохранитель исправен. При проверке действия предохранителя от саморасцепа ломиком можно определить также величину свободного хода замка, допускаемого не менее 7 и не более 20 мм.
Исправность замкодержателя можно проверить сверху ударом ломика о лапу, которая при этом должна уходить внутрь кармана автосцепки, или снизу нажатием также на лапу ломиком через отверстие, предназначенное для сцепления ошибочно расцепленных автосцепок. Замкодержатель должен приподняться на величину овального отверстия для шипа. При проверке замкодержателя сверху и снизу он после прекращения действия на него ломиком должен свободно возвратиться в первоначальное положение.
Шаблоном 873 проверяют исправность работы несцепленной автосцепки. Ширина зева считается нормальной, если шаблон, приложенный к углу малого зуба другим своим концом, не проходит мимо носка большого зуба.
Длина малого зуба соответствует норме, если шаблон, установленный в положение I не надевается на него полностью. Расстояние от ударной стенки зева до тяговой поверхности большого зуба проверяется шаблоном, как показано в положении II. В исправной автосцепке шаблон не должен проходить в пространство между указанными поверхностями. Толщина замка считается в пределах допуска, когда размер выреза в шаблоне меньше этой толщины.
При проверке действия предохранителя от саморасцепа шаблон, расположенный перпендикулярно ударной стенке зева автосцепки, одним концом должен упираться в лапу замкодержателя, а угольником в тяговую поверхность большого зуба. Предохранитель годен, если при нажатии на замок он уходит в карман·автосцепки не более чем на 20 мм.
Такое же положение шаблона позволяет проверить действие механизма на удержание замка в расцепленном состоянии до разведения вагонов. Для этого валик подъемника поворачивают до отказа, а затем отпускают его. Замок должен удерживаться в расцепном положении, а после прекращения нажатия шаблоном на лапу замкодержателя опускаться под действием собственного веса в нижнее положение.
Шаблоном 873 можно проверить разницу по высоте между продольными осями сцепленных автосцепок. Для этого шаблон выступом упирают в нижнюю поверхность замка автосцепки, расположенной выше, а другой выступ, отстоящий на расстоянии 100 мм от первого, не должен доходить до замка второй автосцепки.
При единой технической ревизии пассажирских вагонов автосцепки снимают, разбирают и очищают карманы. Действие механизма сцепления проверяют после сборки и установки автосцепки на вагон. Толщина замка механизма зацепления допускается не менее 50 мм. Правильность сборки проверяют при помощи шаблонов 940Р и 820Р, затем измеряют высоту оси автосцепки от головки рельса, которая у вагонов на тележках КВЗ-5 и КВЗ-ЦНИИ должна быть в пределах 1080-1020 мм, а у вагонов на остальных типах тележек 1080-1010 мм. Регулировка высоты автосцепки достигается за счет постановки не более двух прокладок общей высотой до 20 мм под всеопорные подшипники люлечных подвесок тележек КВЗ-5 и КВЗ-ЦНИИ 1.
Высоту автосцепки регулируют также с помощью прокладок толщиной до 15 мм, уложенных под пружинные комплекты центрального подвешивания на вагонах с тележками КВЗ-ЦНИИ-1 и 2; на вагонах с тележками КВЗ-ЦНИИ-1 и 2 и КВЗ-5 – установкой прокладок общей толщиной не более 8 мм непосредственно под буксовые пружины, а на тележках КВЗ-ЦНИИ-2, кроме этого, разворотом валиков и опорных шайб центрального подвешивания в одно из трех положений. Прокладки, устанавливаемые по одной стороне тележки под пружины буксового и центрального подвешивания, должны быть одинаковой толщины. При единой технической ревизии разность между высотами автосцепки от головки рельсов по концам вагонов допускается не болем 20 мм, провисание автосцепки 5 мм, отклонение от горизонтали вверх 10 мм.
Источник
Осмотр автосцепного устройства в поездах
Осмотр автосцепного устройства в поезде выполняется на пункте технического обслуживания вагонов (ПТО) в соответствии с установленным технологическим процессом. При осмотре проверяют: действие предохранителя от саморасцепа с помощью специального ломика, а у не сцепленных вагонов (головной и хвостовой в поезде и одиночно стоящий) — с помощью шаблона; наличие в деталях трещин; правильность крепления валика подъемника; состояние расцепного привода, особенно положение рукоятки рычага; длину цепи; крепление кронштейна и державки к раме, а также цепи к рычагу и валику подъемника; центрирующий прибор (особенно установку маятниковых подвесок); состояние поглощающего аппарата; тяговый хомут и клин; крепления упорных угольников, поддерживающей планки и клина тягового хомута; разницу по высоте между продольными осями сцепленных автосцепок, обращая внимание на высоту положения их над головками рельсов.
Ломик для проверки действия предохранителя от саморасцепа (рис. 117) изготовляют из инструментальной стали с последующей термической обработкой. Один конец ломика, которым проверяется уход замка и наличие противовеса замкодержателя, имеет уширение и заострен, а другой изогнут и служит для проверки верхнего плеча предохранителя, надежности его расположения на полочке и состояния полочки.
Для проверки действия предохранителя от саморасцепа ломик заостренным концом вводят сверху в пространство между ударной стенкой зева 1 (рис. 118) одной автосцепки и торцовой поверхностью замка 2 другой сцепленной автосцепки (положение /) и, поворачивая выступающий конец ломика по направлению стрелки, нажимают заостренным концом на замок. Если замок не уходит в глубь кармана более чем на 20 мм и слышен четкий металлический стук от удара предохранителя 3 в противовес 4 замкодержателя, то предохранительное устройство от саморасцепа исправно. Таким же образом проверяют и смежную автосцепку. У автосцепок пассажирских вагонов и грузовых вагонов, если находящийся в них груз препятствует введению ломика сверху, его вводят снизу через отверстие в нижней стенке кармана и, упираясь в кромку отверстия, нажимают на замок в нижней части (положение IV).
Если при проверке действия предохранителя от саморасцепа замок будет раскачиваться более чем на 20 мм от кромки малого зуба (определяют это при помощи заостренной части ломика, имеющей ширину 20 мм) или будет выходить за кромку ударной поверхности малого зуба, то нужно проверить правильность положения на полочке 5 верхнего плеча предохранителя. Для этого изогнутый конец ломика заводят за выступ замка (положение II) и нажи-
Рис. 117. Ломик для проверки автосцепки
мают на выступающую часть ломика по направлению стрелки, вытягивая замок до отказа из кармана корпуса. Потом следует вновь нажать на замок ломиком, установленным в положение /. Если замок неподвижен или его свободное перемещение значительно уменьшилось, это значит, что предохранитель соскочил с полочки.
Когда автосцепки натянуты и утопить замки при помощи ломика нельзя, надежность работы механизма определяют по состоянию замко-держателя, предохранителя и полочки. Чтобы проверить зам ко держатель, ломик вводят в пространство между ударными поверхностями автосцепок сверху или снизу в отверстие корпуса, предназначенное для восстановления сцепленного состояния у ошибочно расцепленных автосцепок (положение I/), и нажимают на лапу 6 замкодержателя. Если лапа после прекращения нажатия возвратится в первоначальное положение и будет прижиматься к ударной поверхности малого зуба смежной сцепки, то замкодержатель исправен.
В случае ко’гда противовес у замкодержателя отломан, лапа свободно качается и при нажатии на нее ломиком проверяющий не испытывает заметного сопротивления. Заедание замкодержателя внутри кармана корпуса, обнаруживаемое при нажатии на его лапу ломиком свер-
ху, свидетельствует о возможном изгибе полочки для верхнего плеча предохранителя, препятствующем свободному повороту замкодержа-теля.
Наличие верхнего плеча предохранителя проверяют ломиком, который вводят в карман корпуса через отверстие для сигнального отростка (положение III) . Прижимая ломик к замкодержателю, упирают его изогнутый конец в предохранитель и перемещают по направлению к полочке. Когда ломик отпускают, металлический звук от удара предохранителя о полочку подтверждает, что верхнее плечо предохранителя не изломано. Если ломик при перемещении не упрется в полочку, значит она отсутствует. Наличие верхнего плеча предохранителя можно определить, если, поворачивая валик подъемника против часовой стрелки, поднять предохранитель, а затем резко возвратить валик в первоначальное положение. Звук от удара верхнего плеча предохранителя о полочку свидетельствует, что предохранитель не изломан.
В пассажирских поездах со скоростью движения до 120 км/ч разность между продольными осями автосцепок должна быть не более 70 мм, а в поездах со скоростью движения свыше 120 км/ч — не более 50 мм между локомотивом и первым вагоном не более 100 мм.
Автосцепка пассажирских вагонов должна иметь ограничитель вертикальных перемещений. В пунктах формирования и оборота пассажирских поездов, кроме того, дополнительно проверяют износ элементов контура зацепления ломиком (рис. 119) при растянутых вагонах. При этом зазоры а и б (рис. 120) проверяют утолщенной крестообразной частью ломика, имеющего контрольные размеры (22 ±0,1) мм для проверки зазора а и (25±0,1)мм для измерения зазора б. Если ломик проходит в соответствующий зазор, то необходимо расцепить и разъединить вагоны, полностью’ проверить автосцепки шаблоном 940р и заменить поврежденные детали или автосцепку.
Рис 121 Шаблон 873 для проверки автосцепки в эксплуатации
Исправность работы несцеплен-ных автосцепок проверяют шаблоном 873 (рис. 121). Ширина зева отвечает предъявляемым требованиям, если шаблон при повороте по направлению большого зуба (рис.
122, а) не проходит мимо его носка. При проверке длины малого зуба шаблон устанавливают в положение 1 (рис. 122, 6\ . Между шаблоном и зубом обязательно должен быть зазор. Расстояние от тяговой поверхности большого зуба до ударной стенки зева проверяют шаблоном в положении II. В исправной автосцепке шаблон не войдет в пространство между указанными поверхностями и между ним и носком большого зуба будет зазор. Эти операции выполняют в зоне не выше и не ниже 80 мм от продольной оси корпуса.
Толщину замка контролируют шаблоном (рис 122, в). Если размер выреза в листе шаблона меньше толщины замка, то замок исправен
Для проверки действия предохранителя от саморасцепа шаблон (рис 122, г) устанавливают перпендикулярно к ударной стенке зева так, чтобы лист шаблона упирался в лапу замкодержателя, а угольник, приклепанный к листу, — в тяговую поверхность большого зуба. Автосцепка годна, если замок при нажатии на него уходит в карман корпуса не более чем на 20 мм от кромки малого зуба.
Этим же шаблоном проверяют, надежно ли механизм удерживается в расцепленном состоянии. Шаблон устанавливают в положение, показанное на рис. 122, г; при помощи валика подъемника ставят механизм в расцепленное положение, а затем валик отпускают. Автосцепка годна, если механизм удерживается в расцепленном положении, а после прекращения нажатия на лапу шаблоном возвращается в состояние готовности к сцеплению.
Разность между продольными осями двух сцепленных автосцепок может быть проверена также шаблоном 873 (рис. 122, с?). Для этого шаблон упирают выступом 1 (см. рис. 121) в нижнюю поверхность замка автосцепки, расположенной выше. Если при этом между выступом 2 шаблона и той же плоскостью замка, расположенной ниже автосцепки, будет зазор, то разность между их продольными осями не превышает допустимого значения (для грузового поезда 100 мм между вагонами; между первым вагоном и локомотивом допускается 110 мм).
При осмотре автосцепки проверяют крепление валика подъемника, которое должно быть типовым, т. е. выполнено болтом диаметром 10 мм с гайкой; шайбы, находящиеся под головкой болта и гайкой, должны быть правильно загнуты и удерживать болт и гайку от вращения. Валик подъемника должен находиться в своем нормальном положении; не допускается, чтобы балансир его был повернут в сторону концевой балки вагона. Цепь расцепного привода должна провисать и иметь достаточную длину. Регулировочный болт цепи- должен быть закреплен на рычаге гайкой, контргайкой и шплинтом.
Кронштейны расцепного рычага должны быть надежно закреплены на вагоне, а рукоятка рычага находиться в вертикальном положении и плоская часть стержня рычага входить в соответствующий паз кронштейна. Если груз расположен на нескольких вагонах, то рычаги расцепного привода прикручиваются проволокой к кронштейну, чтобы их нельзя было поднять из паза для поворота с целью расцепления.
Для предупреждения ошибочного расцепления вагонов рефрижераторных секций сверху на головную часть аятосцепок ставят стопорный болт, который после завинчивания располагается на 2-3 мм от верхнего плеча предохранителя и удерживает его от подъема выше противовеса. При сцеплении и расцеплении таких автосцепок стопорные болты должны быть вывернуты, чтобы они не препятствовали нормальной работе механизма.
На грузовых вагонах маятниковые подвески устанавливаются так, чтобы широкие головки располагались сверху, т. е. опирались на ударную розетку, а крюкообразные выступы балочки своей плоской поверхностью надежно опирались на нижние головки подвески.
Расстояние от упора головы автосцепки до наиболее выступающей части розетки должно быть в пределах 60-100 мм при аппарате с полным ходом 70 мм. Поддерживающая планка должна иметь типовое крепление; ослабление крепящих болтов не допускается.
Особое внимание обращается на состояние клина (валика) тягового хомута и его крепление, которое должно быть только типовым (см. рис. 99 и 100). Необходимо своевременно выявить излом клина, который труднодоступен во время осмотра в поезде. При натянутых автосцепках признаком излома клина является его наклонное положение. Если автосцепки сжаты, изломавшийся клин может находиться и в вертикальном положении. В этом случае излом может быть обнаружен щупом из тонкой стальной проволоки, пропускаемым через отверстие в хвостовике автосцепки, или, когда клин не зажат, — ударом молотка по клину снизу. При изломе во время удара будет слышен двойной звук. Признаком излома клина могут служить также изогнутые поддерживающие болты, причем болт, расположенный ближе к концевой балке, обычно изгибается сильнее.
Изогнутые поддерживающие болты могут служить признаком излома тяговых полос хомута. Указанная неисправность может вызвать также изгиб вверх головной части хомута (при изломе нижней тяговой полосы) или изгиб головной части и поддерживающей планки вниз (при изломе верхней тяговой полосы).
Не допускается эксплуатировать вагоны с поглощающими аппаратами, потерявшими упругость.
Высота продольной оси автошепци над уровнем головок рельсов должна быть не менее 950 мм для грузовых груженых и не менее 980 мм для пассажирских вагонов с людьми, локомотивов и тендеров, не менее 990 мм у порожних четырех-, шести- и восьмиосных вагонов с тележками иНИИ-ХЗ-О, не менее 970 мм у порожних четырехосных вагонов с тележками остальных типов. Наибольшая допустимая яысота продольной оси автосцепки составляет для порожних вагонов, локомотивов и тендеров 1080 мм.
В случае саморасцепа автосцепок на перегоне машинист локомотива осматривает расцепившиеся автосцепки, он же по возможности устраняет обнаруженные неисправности автосцепки, информирует о случившемся по радио диспетчера и по прибытии на станцию сообщает об этом работникам пункта технического обслуживания. Для выявления причины самопроизвольного расцепления автосцепок должны быть произведены: внешний осмотр автосцепного устройства вагонов, проверка автосцепок шаблоном 873, осмотр деталей с разборкой механизма автосцепок, дополнительная в необходимых случаях оценка действия предохранителя от саморасцепа автосцепки.
Внешний осмотр на станции позволяет установить только явные причины саморасцепа. К их числу относятся: утеря деталей, удерживающих расцепкой рычаг, или нарушение крепления; падение на расцепной при вод деталей вагона или груза из него; нахождение рэсцепного рычага в положении «на буфер»; неполное сцепление автосцепок; неисправности центрирующего прибора и др. При этом осматривают валик подъемника и определяют положение его балансира, устанавливают положение замка автосцепки (нижнее, верхнее, промежуточное). В случае потери или излома деталей центрирующего прибора выявляют, какое произошло от этого изменение высоты продольной оси автосцепки, вызвало ли это изменение саморасцеп.
Тщательно осматривают все другие узлы и детали эвтосцепного устройства, оценивают состояние поглощающего аппарата, проверяют плотность прилегания к заднему и через упорную плиту к переднему упорам. Если аппарат прилегает неплотно, определяют размер зазора. Осматривают крепление поддерживающей планки, клина тягового хомута и др.
Если при внешнем осмотре обеих расцепившихся автосцепок неисправность, вызвавшая саморасцеп, не обнаружена, автосцепки проверяют шаблоном 873. Перед проверкой детали эвтосцепного устройства устанавливают в положение, которое было зафиксировано при первичном внешнем осмотре автосцепок. Действие предохранителя отсаморас-цепа проверяют также шаблоном 873. Расстояние от плоскости угольника до прямолинейного ребра листа шаблона составляет 98 мм и соответствует размеру выхода лапы замкодержателя относительно ударной стенки. Для восстановления фактического положения, которое имело место при само расцепе на перегоне, измеряют длину малого зуба смежной автосцепки на расстоянии 20 мм от его боковой поверхности и на уровне, где упиралась лапа замкодержателя проверяемой автосцепки в поезде. Если длина малого зуба больше 98 мм, между угольником шаблона (см. рис. 122, г) и тяговой поверхностью большого зуба устанавливают прокладку соответствующей толщины, затем резкими и сильными толчками пробуют увести замок в карман головы автосцепки. Если замок не утапливается в карман, то предохранитель от саморасцепа действует. Во время этой проверки валик подъемника автосцепки должен находиться в положении, зафиксированном при внешнем осмотре. Если длина малого зуба меньше 98 мм, то между тяговой поверхностью большого зуба и лапой замкодержателя устанавливают прокладку соответствующей толщины.
Подвижность деталей механизма проверяют нажатием на лапу замкодержателя и замок, а также поворотом валика подъемника. Проверяют ширину зева и толщину замыкающей части замка автосцепки шаблоном 873, так как отклонение этих размеров от нормы может послужить причиной саморасцепа. Механизмы расцепившихся автосцепок обязательно разбирают, если при внешнем осмотре не установлено, отчего произошел саморасцеп; детали осматривают, обращая особое внимание на состояние их взаимодействующих поверхностей. Тщательно осматривают внутреннюю часть кармана корпуса, а также элементы (шип, по лочка, прилив для подъемника) головной части, от состояния которых зависит положение и взаимодействие деталей. При наличии в кармане головы автосцепки посторонних предметов (мусор, лед, снегидр.) или отломанных частей деталей определяют, могли ли они повлиять на действие механизма сцепления.
Если после всех этих проверок причина саморасцепа остается невыяв-ленной, необходимо определить степень надежности действия предохранителя от саморасцепа. С этой целью замеряют размер вертикального зацепления противовесом зам ко держателя верхнего плеча предохранителя (см. рис. 116), что осуществляется постановкой в корпус автосцепки замкодержателя (без замка) с последующим нажатием на его лапу ребром шаблона 873, как указано выше. Если размер а
Источник