Действие по образцу припоминание прочитанного решение задачи новым способом

Заочная олимпиада по обществознания

ЗАОЧНАЯ ОЛИМПИАДА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

1. По какому принципу образованы ряды (за правильный ответ- 1балл, максимум-3 балла):

А. Саудовская Аравия, Катар, Оман. (Абсолютные монархии)

Б. Православные, мусульмане, католики, протестанты. (Представители мировых религий)

В. Арест, ограничение свободы, исправительные работы. (Виды уголовных наказаний)

2. Заполни пропуски (за правильный ответ — 1 балл, максимум-4 балла):

А. Гете «Теория мертва, мой друг, но древо жизни _____________». (Пышно зеленеет)

Б. «Если политика – искусство возможного, то наука — ___________». (Искусство разрешимого)

В. Клавдий «Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что _______». (Говоришь)

Г. Демокрит «Не стремись знать все, чтобы не стать _________» (Во всем невеждой)

3. Задание по стихотворению. О какой функции денег идет речь? За правильный ответ -3 балла.

«Да знает каждый, кто желает

Бумаги лоскуток отныне

Ста монетам равняется в цена». «Фауст» ОТВЕТ: Мера стоимости

4. О каком понятии идет речь? За правильный ответ — 2 балла, максимум — 4 балла)

1. Индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека (группы лиц).

АГРЕССИЯ (от лат. aggressio — нападение), понятие современного международного права, которое охватывает любое незаконное с точки зрения Устава ООН применение силы одним государством против территориальной целостности или политической независимости другого государства или народа (нации). Наиболее опасной формой А. является применение вооруженных силы; вооруженное нападение одного государства на другое считается тягчайшим международным преступлением против мира и безопасности человечества.

2.Ограничение прав определенных категорий населения — это __________________

1) — (лат. discriminatio — различение), умаление (фактическое или юридическое) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений — предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств. Современные правозащитники понимают под дискриминацией исключительно умаление прав и свобод различного рода меньшинств.

5. Ученый-обществовед должен грамотно писать понятия и термины. Заполните пропуски в словах. За правильный ответ — 1 балл, максимум-4 балла.

1)_ _ С Т Р _ К Ц _ Я — прием парламентской борьбы

2)_ С Т _ _ Л И _ М _ НТ — немногочисленная группа политиков, крупных предпринимателей, высших чиновников реально влияющих на принятие важных государственных решений.

3)_ М _ Р _ А – по-сицилийски обет молчания

4)М _ Н _ Ц _ ПАЛИЗ _ Ц _ Я — передача материальных ценностей, объектов недвижимости в распоряжение городских органов власти.

6. Расшифруйте аббревиатуры (за правильный ответ — 1 балл, максимум — 6 баллов):

1)ТАСС – Телеграфное Агентство Советского Союза

2)СЭВ – Совет Экономической Взаимопомощи (с 1949г.)

3)«Общий рынок» — Европейское Экономическое Сообщество (с 1957 г.)

4)СОИ – Стратегическая Оборонная Инициатива

5)АФТ – Американская Федерация Труда

6)ВКТ – Всеобщая Конфедерация Труда

7.Соотнесите виды деятельности с отдельными интеллектуальными действиями (за правильный ответ 4 балла)

А. Припоминание прочитанного

Б. Анализ статистических данных

В. Действие по образцу

Г. Решение задачи новым способом

Читайте также:  Способы решения коллизий права

ОТВЕТ: 1-А, В 2- Б, Г или (1212)

8. Тестовые задания (за правильный ответ — 1 балл, максимум — 10 баллов):

1. Антиглобализм это –

а) процесс, противоположный глобализации,

б) социальное движение, направленное против негативных последствий глобализации,

в) следствие противоречивости процесса глобализации,

г) радикальное террористическое движение.

2. Снижение рождаемости – проблема характерная:

а) для развивающихся стран, б) для России,

в) для индустриальных, высоко урбанизированных стран, г) общемировая проблема.

3. Более эффективно влияют на поведение подростков

а) негативные санкции, б) позитивные санкции,

в) формальные санкции, г) неформальные санкции.

4. Брак одного мужчины с несколькими женщинами называется

а) полигамия, б) полиандрия, в) полигиния, г) расширенная семья.

5. Исключите лишнее:

а) государство, б) армия, в) юстиция, г) родительство.

6. Переходом, к какому типу общества является неолитическая революция

а) аграрному, б) индустриальному, в) капиталистическому, г) рабовладельческому.

7. Для какого типа общества характерен высокий уровень социальной мобильности?

а) первобытнообщинного, б) кастового, в) индустриального, г) аграрного.

8.К каналам социальной мобильности в феодальном обществе относятся:

а) брак, б) армия, в) транспорт, г) почта.

9. Высокий социальный статус в кастовом обществе определяется

а) деньгами, б) знаниями, в) происхождением, г) связями.

10. Символами Российской государственности являются

а) кремль, б) матрешка, в) медведь, г) гимн.

Источник

Задания по формированию читательской грамотности

Методическая копилка: задания по формированию и выявления уровня сформированности читательской грамотности

обучающихся 5-7 классов

(в разработке использованы теоретические материалы, взятые из различных источников о ФГОС)

— с пособность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать;

— уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний.

Чтение – вид функциональной грамотности — формирование интеллектуально-речевых умений:

— использовать различные виды чтения;

— делить текст на структурно-смысловые части;

— ставить вопросы к тексту;

— выделять в тексте главное;

— составлять простой план текста;

— составлять таблицу, схему, находить ключевые слова;

— пересказывать текст с разной степенью сжатия;

— преобразовывать текст в другую форму (работа со «сплошными» и «несплошными» текстами);

— создавать собственные тексты разных типов и стилей;

— коммуникативная грамотность , предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, также компьютерной;

— информационная грамотность — умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

Примеры заданий, способствующие формированию

1.Задания должны представлять собой текст я вопросы к нему. Комплексные (интегративные) задания всегда предполагают проверку нескольких групп умений.

Задание 1 (включает два комплексных задания).

Прочитайте текст и выполните задания :

Папа спросил Рому, как он понимает народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь». Рома ответил: «Это, очевидно! Чем больше семян посеешь, тем богаче будет урожай». Папа предложил Роме доказать свою точку зрения. Для этого на даче они вместе вскопали три грядки одинакового размера. На первой Рома посеял 20 семян огурцов, на второй 100 и на третьей 1000. Рома в течение всего лета тщательно ухаживал за всеми тремя грядками: убирал сорняки, поливал, удобрял. В конце августа с первой грядки Рома с папой собрали 10 кг огурцов со второй 20 кг, а с третьей 8 кг.

Читайте также:  Способы достижения поставленных целей воспитательной работы

1. Найди в тексте гипотезу эксперимента Ромы и способ ее проверки. Подтвердилась ли гипотеза Ромы в результате эксперимента? Запиши свои рассуждения, используя прилагательные в сравнительной степени сравнения.

2. Что на самом деле означает народная мудрость? Объясни смысл и приведи пример, иллюстрирующий его. Напиши ответ в форме рассуждения.

Задание проверяет следующие группы читательских умений :

— нахождение и извлечение информации;

— сопоставление и сравнение информации;

— генерация информации с целью создания собственного текста.

Задание 2 (включает три комплексных задания).

Представьте, что вы, находясь на экскурсии в Санкт-Петербурге, отправляете своему другу (подруге) по электронной почте письмо с фотографией одного из мостов этого города, удивившего вас.

Напишите текст этого письма, кратко опишите свои впечатления, обратив внимания читающего на особенно поразившие вас элементы моста.

Используйте имена существительные со значением «размер», «материал»; качественные и относительные имена прилагательные, местоимения, имена числительные.

Задание для «продвинутых»: Отличается ли электронные письма от традиционных? Чем? Сформулируйте позиции, по которым следует проверить вашу работу.

Выделите позиции для оценивания данного задания, продумайте и запишите критерии .

Задание проверяет следующие группы читательских умений :

— нахождение и извлечение информации;

— сопоставление и сравнение информации;

— интеграция и интерпретация информации;

— осмысление и оценивание информации;

— преобразование «несплошного» текста в «сплошной» (при создании электронного письма)

— создание таблицы (при создании критериев оценивания задания);

— генерация информации с целью создания собственного текста.

Позиции для оценивания выполненного задания

(один из примеров, разработанных школьниками):

1. Формат письма – традиционный (1б.-0б.)

2. Отсылка к фотографии (1-0)

3. Описание элементов, поразивших пишущего (оценочная лексика+ детали, размеры моста) (2-1-0)

4.Использование заданной лексики (4-3-2-1-0)

— существительные – размер, материал

— Качественные и относительные прилагательные

5. Грамотность (орф.-грам.-пункт.) (3-2-1-0)

6. Речевое оформление (речь-логика-стиль) (3-2-1-0)

Задание 3 (включает пять комплексных заданий).

Прочитайте текст и выполните задания :

Однажды некий уважаемый горожанин пришел к Соломону, наслаждавшемуся зрелищем рыб, плескавшихся в пруду, и поведал:

— Царь, я в замешательстве! Каждый день моей жизни похож на предыдущий, я не отличаю рассвет от заката и больше не ведаю счастья.

Соломон задумался и сказал:

— Многие мечтали бы оказаться на твоем месте, обладать твоим домом, твоими садами и твоими богатствами.

И спросил еще мудрый царь:

— А о чем мечтаешь ты?

— Сначала я мечтал освободиться из рабства. Потом я мечтал, чтобы моя торговля приносила доход. А теперь я не знаю, о чем мечтать.

Читайте также:  Современные способы оздоровления обж 9 класс

Тогда Соломон изрек:

— Человек, не имеющий мечты, подобен рыбам, что плавают в этом пруду. Каждый день их жизни похож на предыдущий, они не отличают рассвет от заката и не ведают счастья.

Добавил еще царь:

— Только в отличие от рыб ты сам запер себя в своем пруду. Если в твоей жизни нет благой цели, ты будешь бесцельно слоняться по своему дому и, умирая, поймёшь, что прожил зря. Если цель есть, всякий раз, делая шаг, ты будешь знать, приблизил он тебя к твоей цели или отдалил, и это будет наполнять тебя азартом и страстью к жизни.

Проситель наморщил лоб и произнес:

— Значит ли это, что всякий раз, достигая одной цели, я должен искать следующую, всякий раз, когда исполняется одна моя мечта, я должен загадывать другую, и только в поиске я обрету счастье?

1. Сформулируйте основную мысль этого текста, записав ответ одним предложением.

2. Найдите в тексте особые глагольные формы; сгруппируйте, опираясь на их морфологические свойства (признаки). Выберите самостоятельно форму записи ответа.

3. Преобразуйте предложения с причастными и деепричастными оборотами в синонимичные синтаксические конструкции. Составьте алгоритм действий для выполнения данного задания.

4. Определите морфемное строение четвертого по счёту причастия из данного текста. Какие орфографические особенности надо учесть при записи этого слова? Свой ответ оформите в виде связного высказывания.

5. Сократите этот текст до 10 предложений, запишите, заменив диалог прямой речью.

Ко мплексная работа по русскому языку составлена с целью выявле ния уровня сформированности некоторых предметных и метапредметных умений учащихся на основе работы с текстом и позволяет определить уровень сформированности читательской грамотности: умение находить информацию, интерпретировать, преобразовывать, осмыслять, оценивать, генерировать в собственный текст,

2.Небольшие тренировочные задания по формированию читательской грамотности:

Задания включает действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Происходит формирование логических действий анализа, синтеза, сравнения, установления связей, способностей к выделению существенных и несущественных признаков.

Задание 1 (включает два задания для 5 класса).

1. Найдите и выпишите в каждой группе однокоренных слов лишнее:

1) Гора, гористый, горный, горец, горе.
2) Водитель, водяной, водоросли, вода.
3) Дело, разделить, деловой, делец, делопроизводитель.

2. Выпишите группу(-ы) однокоренных слов:

Мама сварила варенье и поставила баночку на стол. В банку влетела оса. Она сердито жужжала, потому что не могла выбраться из варенья. Котенок сидел на столе и удивленно смотрел на банку. «Почему варенье сердится?» – думал кот.

Задание 2 (включает три варианта задания).

Найдите соответствие между номерами слов и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:

( подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование ).

а. шест из длинного тонкого ствола дерева

б. тонкая веревка

в. стержень для чистки и смазки ствола оружия

Источник

Оцените статью
Разные способы