Деятельностный метод в обучении
статья по теме
Каким должен быть современный выпускник? Мнения расходятся, кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие — о воспитании, третьи — о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, формировании способности к саморазвитию. Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку найти свое место в жизни, самореализоваться в выбранной профессии. Статья посвящена деятельностному методу обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnostnyy_metod_v_obuchenii.docx | 686.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Еприна Татьяна Леонтьевна, учитель информатики, МБОУ «Мужевская СОШ им.Н.В.Архангельского»
“Великая цель образования –
это не знания, а действия”
(Герберт Спенсер)
Деятельностный метод в обучении
Каким должен быть современный выпускник? Мнения расходятся, кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие — о воспитании, третьи — о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, формировании способности к саморазвитию. Однако все и всегда сходятся в том, что школа должна помочь каждому ребенку найти свое место в жизни, самореализоваться в выбранной профессии.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Способность человека к реализации социально значимой деятельности является базовой для его личностного развития. Понимание этого сформировалось в культуре уже сотни лет назад. “Главная цель воспитателя, — считал А. Дистервег, — должна заключаться в развитии самодеятельности , благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни. ” Об этом писали П.Ф. Каптерев, Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и многие другие известные педагоги и психологи в нашей стране и за рубежом.
Анализ исторического развития образовательной сферы показывает, что требования к подготовке выпускников со стороны общества менялись в зависимости от того, как менялся социально значимый уровень сформированных деятельностных способностей, определяющих востребованность человека в общественном производстве.
Немецкий педагог Адольф Дистервег почти 200 лет назад писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен ее открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится», и «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
Знаменитый Константин Дмитриевич Ушинский писал, что главная цель обучения и воспитания: «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу». К сожалению, эти важнейшие идеи на долгое время оказались забытыми. Но недавно их вспомнили, и сейчас учителя приходят к ним через собственный профессиональный опыт. А один из наших современников Т. Бер о значении деятельности в процессе обучения сказал: «Образование нельзя получить, его берут собственными руками».
Итак, в чем заключается деятельностный подход? Из исследований ряда психологов (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и другие) вытекает, что деятельность и все ее компоненты существенно влияют на протекание у человека различных психических процессов. Психолог И. И. Ильясов показал: при обучении происходят два взаимосвязанных процесса:
Первый заключается в преобразовании какого-либо внешнего объекта (природного, искусственного, математического, производственного и др.), второй — в преобразовании человека (учащегося), самого себя: он становится знающим субъектом.
Из других исследований (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин) следует, что на основе внешних материальных действий формируются внутренние действия, т.е. умственные: они-то и обеспечивают человеку умение мыслить, ориентироваться в окружающем мире.
Психологами также выяснено, что от развития умений человека осуществлять разные виды деятельности зависят состав и функционирование его способностей, а также характер, межличностные отношения и качества личности.
Психолог С.Л.Рубинштейн писал, что «знания . не возникают помимо познавательной деятельности субъекта и не существуют безотносительно к ней»
Таким образом, прослеживается положительное влияние деятельности на знания. Абстрактные, как бы мертвые, знания, которые ученик при традиционной учебе черпает из рассказа учителя или учебника, становятся близкими и понятными, надолго запоминающимися, осознанными, если они получены в процессе собственной деятельности (ведь ты сам добыл их); эффект присвоения знаний получается более сильным, чем обычно.
Основоположник отечественной теории учения психолог Л.С. Выготский считал, что источник развития индивида кроется не в самом человеке и не в содержании учебного материала, который он изучает, а в деятельности учения, а психолог С.Л.Рубинштейн; он писал, что становление личности возможно лишь в ходе содержательной. значимой деятельности; человек в процессе деятельности создает самого себя; самостоятельная учебная деятельность, направленная на решение конкретной задачи, побуждает ученика к самоорганизации и самоконтролю вообще и на каждом этапе, в частности, ибо иначе нельзя достигнуть требуемого результата.
Учащемуся приходится вступать в деловую коммуникацию с соседом по парте, товарищем, коллегой по группе, педагогом, родителями. А это ориентирует на налаживание деловых партнерских отношений. Так формируются задатки умения сотрудничать.
Итак, деятельностный подход к обучению обеспечивает тесную увязку («союз») знаний, действий, отношений, развитие личности.
И еще один важный момент: в результате познавательной деятельности человек оказывается готовым использовать свои знания и умения в любой жизненной ситуации и действовать грамотно. Все это постепенно перерастет в привычку непрерывно повышать свой профессиональный уровень, обеспечивающий возможность комфортно жить в современном бурно развивающемся обществе, и найти свое место в нем.
Итак, из приведенных высказываний и научных работ вытекает: человек (его мышление, сфера практических умений, знания, способности, характер, межличностные отношения) формируется в деятельности и только в ней, причем в деятельности интенсивной, напряженной и разнообразной.
Деятельность — это работа, занятие, труд, но такие, которые вызывают в человеке или окружающем мире коренные изменения, преобразующие и сущность, и себя самого.
Деятельность бывает материальной (связанной с какими-то объектами) и мыслительной.
Психологами принята такая структура деятельности:
Потребности -> мотив -> цель и задача -> действие ->операции -> результат -> рефлексия.
Как протекает деятельность? В ней выделяют 3 этапа: ориентировочный, исполнительный и контрольно-коррекционный.
Всякая деятельность вначале «идеальна» (т.е. происходит в сознании), а затем уже реальна (т.е. происходит в действительности). В сознании она зарождается, прогнозируется, проектируется (выделяются ее цель, содержание, методы). Далее наступает реализация.
Деятельность — это процесс. Его можно представить как цепочку, каждое звено которой состоит из уверенного действия, и встречи с затруднением или преградой. А преграда мешает движению вперед. Возникает вопрос «Что делать?».
- Задачи педагога:
а) своевременно ставить преграды, преодоление которых побуждает к познанию нового;
б) показывать общие пути преодоления затруднений (использовать другой подход, другой исходный закон, что-то изменить, взять иные материалы и др.).
- Деятельностный метод обучения
Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельностный метод обучения.
Данная дидактическая модель позволяет осуществлять:
— формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
— формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
— формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
- Система дидактических принципов.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.
Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.
Итак, если сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), то мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
Рассмотрим, с труктуру урока ведения нового знания.
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я — идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” — “могу” — “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место — шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения — те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.( Слайд 8 приложения )
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Данная структура урока графически может быть изображена с помощью схемы, помогающей учителю соотнести между собой этапы учебной деятельности.
Эта схема представляет собой опорный сигнал-алгоритм, который в адаптированном виде описывает основные элементы структуры учебной деятельности, построенной в методологической версии теории деятельности.
Мониторинг результатов обучения в новой парадигме.
Изменение целевых ориентиров деятельности системы образования требует изменения форм и средств контроля.
Основанием для построения системы мониторинга стал тезис, сформулированный Л.А. Венгером, о том, что “диагностика — это лишь термометр, позволяющий установить, соответствует ли уровень развития ребенка средневозрастной норме или отклоняется от нее в ту или другую сторону”. При этом “уровень развития” мы понимаем в широком смысле — как соответствие исследуемых формально-мыслительных, ценностных и содержательных параметров эталонным (средним в возрастной группе). Таким образом, целью данной системы мониторинга является диагностика результатов обучения, выявление условий, наиболее благоприятных для развития личности каждого ребенка.
Необходимым для деятельности системы образования является разработка критериев и унифицированных средств контроля, позволяющих проводить анализ качества результатов обучения. Одним из возможных вариантов решения данной проблемы является компьютерное средство мониторинга успеваемости — “Электронное приложение к учебникам”.
Основными целями электронного приложения к учебникам являются:
1) предоставление учителю объективной экспертной информации об уровне подготовки класса по каждому навыку на основе сравнительного анализа результатов класса и возрастной группы;
2) своевременное выявление положительных и отрицательных тенденций развития каждого ученика и класса в целом на протяжении всего учебного года, что позволит учителю эффективно управлять учебным процессом, учитывая текущую ситуацию в классе и обеспечивая индивидуальный подход к каждому ребенку;
3) устранение негативных моментов в системе отношений между всеми звеньями образовательной системы как внутри школы, так и за ее пределами, вытекающими из рассогласованности критериев оценивания и отсутствия универсальных средств мониторинга успеваемости;
4) включение компьютера в арсенал педагогических средств учителя, что не только усовершенствует всю его дальнейшую деятельность, но и создаст благоприятные условия для реализации программ по широкомасштабной компьютеризации современной школы.
Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в общества за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию.
Сегодня как никогда актуальны слова Д.Писарева: “Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”.
Двадцатилетний опыт практической апробации в школах страны дидактической системы деятельностного метода обучения показал, что данная технология даёт реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения учеников базовым навыкам предметов, но и для комплексного своевременного развития многогранной личности гражданина 21 века.
Источник