Деятельность уполномоченных лиц по применению способов защиты

Особенности защиты прав предпринимателей

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Предприниматели, как частные лица, так и организации, часто сталкиваются с необходимостью защиты своих прав, оценки действий контролирующих органов и поиска решений, возникающих в этой сфере проблем.

Основным документом, регулирующим правоотношения предпринимателя и органов контроля, является ФЗ №294 от 26-12-08 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля…». Этот закон применяется в 2018 году в обновленной редакции. Важный инструмент защиты прав в сфере бизнеса – структура уполномоченных по правам предпринимателей Российской Федерации. Деятельность ее опирается на положения ФЗ №78 от 7-05-13 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ».

Федеральный закон №294 как механизм защиты прав предпринимателей

Закон устанавливает правила, по которым проводятся проверки фирм государственными органами, характер этих проверок, сроки, виды и методы проведения. Любое нарушение указанного в законе регламента может рассматриваться как нарушение прав предпринимателя и способно послужить основанием для отмены результатов проверки.

По умолчанию если категория не присвоена, то она имеет низший показатель.
Статья 3 устанавливает принципы защиты предпринимателей при осуществлении государственными органами своих контролирующих функций:

  • уведомительный характер начала работы для предпринимателя;
  • запрет требовать от предпринимателя для начала его деятельности получения документов и разрешений, не предусмотренных законом;
  • признание объектов контроля изначально добросовестными исполнителями законодательных норм;
  • открытость законодательной информации и ее доступность;
  • проверки только в рамках полномочий того или иного органа или его представителя;
  • запрет на проверки различными органами контроля исполнения одних и тех же законодательных норм;
  • ответственность перед законом контрольных органов за нарушения при осуществлении своих функций.

Проверки юридических лиц и ИП полностью бесплатны для них и финансируются из бюджета. Функции и права контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, строго разграничены в соответствии с законом. Согласно ФЗ №294 применяются указанные ниже виды проверок.

Плановая проверка

Общий план проверок выложен на сайте Генпрокуратуры РФ. Руководствуясь этой информацией, можно определить, планируется ли проверка со стороны какой-либо госструктуры в отношении организации или ИП в текущем году. У предпринимателей есть возможность устранить недочеты и ошибки вовремя и избежать санкций по результатам проверки.

Проводится не чаще одного раза в 3 года, но в отношении учреждений образования, а также здравоохранения и некоторых других. Проверки могут проводиться и чаще (ст. 9, п. 2 и 9 вышеуказанного ФЗ). Привилегиями наделены такие контролирующие структуры, как:

  • органы пожарного надзора;
  • органы санитарно-эпидемиологического надзора;
  • лицензирующие органы.

Полный перечень видов деятельности – исключений из общего правила и сроков проверки содержит Постановление Правительства №944 от 23-11-09 г. Сроки могут варьироваться и в связи с присвоенным классом риска, опасности (ст. 9 п. 9.3 ФЗ). О проведении плановой проверки предпринимателя должны предупредить за 3 рабочих дня (ст. 9-12 ФЗ).

Внеплановая проверка

Проводится согласно ст. 10 ФЗ в строго определенных случаях:

  1. Организации или индивидуальному предпринимателю ранее было выдано предписание исправить недостатки в работе. По истечении установленного срока проводится проверка вне плана.
  2. Обращение предпринимателя в уполномоченные органы за лицензией или разрешением на определенные виды деятельности.
  3. В соответствующие органы поступила информация о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, объектам культурного наследия, экспонатам музеев, животным, растениям, окружающей среде, государственной безопасности. Либо в случае чрезвычайных происшествий природного, техногенного свойства.
  4. Нарушены права потребителей или правила маркировки товаров.
  5. Существует обоснованное распоряжение прокуратуры для проведения проверки.
  6. Проверка соответствия присвоенных организации или ИП индикаторов риска характеру их деятельности.

Если имеет место внеплановая выездная проверка, предприниматель должен быть предупрежден не позже чем за сутки до ее проведения (ст. 10-16 ФЗ). Анонимная информация не рассматривается как основание для проверки (ст. 10-3 ФЗ).

На заметку! Потребителю в случае нарушений его прав следует в первую очередь обращаться по месту нарушения. Дальнейшее рассмотрение жалоб контролирующими органами возможно лишь в случае, если вопрос не был решен на месте (ст. 10 ФЗ, ч. 2 п. 2-в).

Читайте также:  Какие способы проявления мошенничества существуют

Обе проверки могут проводиться как в документальной форме, так и в выездной. На официальный запрос о предоставлении документов при документальной проверке нужно ответить в течение 10 рабочих дней. (ст. 11-4,5 ФЗ).

Особый вид проверки – контрольная закупка, т.е. совершение сделки с целью выявления возможных нарушений предпринимателем действующего законодательства по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Это внеплановая проверка, она регулируется ст. 16.1 ФЗ.

На заметку! Максимально установленный срок любой проверки – 20 рабочих дней (ст. 13-1 ФЗ). Только в исключительных случаях, требующих тщательной экспертной работы, продлевается по решению руководства проверяющего органа (ст. 13-3 ФЗ).

Категории риска и освобождение от плановых проверок

Статьей 8.1 ФЗ №294 закреплен так называемый риск-ориентированный подход. Смысл его заключается в следующем: количество проверок контролирующих органов, их характер, периодичность, напрямую зависят от степени предполагаемого вреда, который может нанести субъект предпринимательства, если не будет соблюдать те или иные законодательные нормы. Критерии классификации по этому признаку устанавливаются Правительством, а контролирующие органы присваивают определенный признак фирме или ИП.

Предприниматель может обратиться с заявлением о пересмотре присвоенной ему категории (ст. 8.1-6 ФЗ). Правительственное Постановление №806 от 17-08-16 г. утверждает виды контроля, которым может подвергаться фирма или ИП: земельный, пожарный надзор, жилищный, строительный, в области защиты прав потребителей и др. Всего видов контроля 39. Проверки органами, не включенными в список, противозаконны.

Утверждаются 6 категорий риска и 6 категорий опасности.

Такие юридические лица или индивидуальные предприниматели освобождены от плановых проверок.

Если риск высок (чрезвычайно высок) или значителен, а категория опасности присвоена 1-3, сведения о таком предпринимателе обязательно публикуются на официальном сайте органа, осуществляющего контроль (надзор).

Проверки малых предприятий до окончания 2018 года находятся под запретом (ст. 26.1 ФЗ №294, ст. 4 ФЗ №209 от 25-12-08 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).

Если предприниматель не допускал грубых нарушений законодательства, не лишался лицензии, его деятельность не приостанавливалась контролирующими органами по причине нарушений, он не был дисквалифицирован, то и проверка его деятельности вплоть до 31-12-18 г. будет незаконной.

Уполномоченные по правам предпринимателей

Уполномоченный назначается Президентом РФ, и сам может назначать помощников в регионах. Омбудсмену вменяется в обязанность рассмотрение жалоб предпринимателей на действия контролирующих органов. Отказать в принятии жалобы он может лишь в трех случаях: если существует угроза разглашения гос.тайны, если текст обращения нет возможности прочесть либо по обозначенному в нем вопросу уже давались разъяснения раньше.

Решение о принятии жалобы в работу или отказе должно быть принято течение 13 дней. Для осуществления своих функций уполномоченный обладает широкими возможностями в соответствии с законом: от участия в выездных проверках, до обращения в суд.

Источник

§ 1. Право на судебную защиту и правосудие

Судебная власть (правосудие) в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ).

Содержанием правосудия по гражданским делам является рассмотрение и разрешение гражданско-правовых споров и других дел, связанных с защитой прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.

Право на судебную защиту Конституция РФ гарантирует каждому (ст.

Правосудие по гражданским делам осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной системе РФ.

Правосудие является методом реализации правоохранительной функции государства.

Судебную систему в Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной системе РФ составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации .

В Государственной Думе обсуждается проект Федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации».

Судопроизводство по гражданским делам осуществляется судами общей юрисдикции и федеральными арбитражными судами.

К судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.

В систему арбитражных судов входят Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

Защита права представляет собой деятельность уполномоченных лиц по применению способов защиты, предусмотренных отраслевым законодательством (гражданским, трудовым, семейным, земельным и др.).

Защита гражданских прав осуществляется в различных формах, т.е. в определенном законодательством порядке, тем или иным юрисдикционным органом. Различают общий (судебный и внесудебный), специальный (административный) и исключительный (самозащита права) порядок защиты гражданских прав.

Читайте также:  Оздоровительная ходьба как способ повышения двигательной активности

Наибольшее распространение получил общий порядок защиты прав. В общем порядке защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляют суд общей юрисдикции, арбитражный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

Внесудебные процедуры представлены у нас третейскими судами и посредничеством (развито пока слабо).

Охрану бесспорных гражданских прав также осуществляют нотариусы и другие должностные лица, которым законом предоставлено право совершать нотариальные действия.

Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

Самозащита гражданских прав осуществляется самим управомоченным лицом и не имеет никакого отношения к процессу.

Судебная власть при защите гражданских прав судами осуществляется посредством гражданского судопроизводства, что является особой процессуальной деятельностью суда. Суды в определенном законом порядке устанавливают фактические обстоятельства, применяют нормы права, определяют способ защиты и выносят решения.

Деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданского дела урегулирована нормами ГПК РФ.

См.: Трудовой кодекс РФ, Закон о третейских судах и др.

Исходя из изложенного, гражданский процесс представляет собой процессуальную форму защиты гражданских прав, возложенную законом на специально создаваемые уполномоченные органы. Иными словами, гражданский процесс — это осуществляемая в особой процессуальной форме деятельность суда (гражданское судопроизводство) и иных специально уполномоченных законом органов по защите гражданских прав.

Судебная защита гражданских прав наиболее регламентирована, универсальна, обеспечивает наибольшие гарантии правильного применения закона. Кроме того, в правовом государстве судебная власть обладает приоритетом над иными ветвями власти в вопросах защиты прав и охраняемых законом интересов.

В силу приоритета судебной защиты гражданских прав над иными формами защиты нередко под гражданским процессом понимают гражданское судопроизводство, т.е. порядок рассмотрения и разрешения судами гражданских дел, определяемый нормами процессуального законодательства.

В юридической литературе и практике часто применяется понятие гражданское дело. Под этим термином можно понимать юридическое притязание одного лица к другому о защите частного интереса, субъективного права, подлежащее рассмотрению и разрешению в судебном порядке. В основе такого дела лежит юридический конфликт, возникающий из частноправовых отношений (гражданских, жилищных, семейных и проч.).

Следует отметить, что гражданско-процессуальная форма используется судами и для разрешения иных дел (административных, финансовых, налоговых и др.).

В основе таких дел лежат уже не частные, а публичные интересы. Эти дела также получили наименование гражданских.

Таким образом, гражданские дела в узком понимании — это дела, возникающие из гражданских (частных) правоотношений, в широком — все дела, рассматриваемые по правилам гражданского судопроизводства.

В специальной литературе активно обсуждается вопрос о разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, по правилам, предусмотренным не ГПК РФ, а специальным законом, а также вопрос о создании системы административных судов в Российской Федерации .

См., например: Зеленцов А.Б., Радченко В.И.

Задачами гражданского судопроизводства согласно ст. 2 ГПК РФ являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел.

Целью гражданского судопроизводства ГПК РФ называет защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду (ст. 2 ГПК РФ).

Источник

Право на судебную защиту и правосудие

Судебная власть (правосудие) в России реализуется при помощи конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства (в соответствии со статьей 118 Конституции РФ).

Содержание правосудия по гражданским делам состоит в рассмотрении и разрешении гражданско-правовых споров и иных дел, которые связаны с защитой прав и интересов физических и юридических лиц.

Согласно статье 46 Конституция РФ право на судебную защиту гарантировано каждому. Оно выступает субъективным правом личности.

Правосудие по гражданским делам отправляется лишь судами, которые учреждены в соответствии с Конституцией России и Законом о судебной системе.

Правосудие представляет собой метод реализации правоохранительной функции государства и его органов.

Судебную систему в России согласно Конституции РФ и Закону о судебной системе формируют федеральные суды, конституционные (уставные) суды, мировые судьи субъектов РФ.

Обязанность по осуществлению правосудия по гражданским делам возложена на суды общей юрисдикции и на арбитражные суды.

Читайте также:  Приставочно суффиксальный способ образования глаголов существительных прилагательных

К судам общей юрисдикции относят: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды.

К арбитражным относят: федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

Защита права – это деятельность уполномоченных лиц по использованию способов защиты, которые предусмотрены отраслевым законодательством.

В статье 12 Гражданского кодекса отражены гражданско-правовые способы защиты:

– восстановление положения, которое было до нарушения права;

– пресечение действий, нарушающих право либо создающих угрозу для его нарушения;

– признание оспариваемой сделки недействительной и применение последствий её недействительности;

– применение последствий недействительности к ничтожной сделке;

– признание недействительным акта государственного или местного органа;

Защита гражданских прав реализуется в разных формах, т.е. в определенном законом порядке определенным юрисдикционным органом.

Выделяют общий (судебный и внесудебный), специальный (административный), исключительный (самозащита) порядок защиты прав.

Наибольшую распространенность приобрел общий порядок защиты прав. В общем порядке защиту нарушенных и оспоренных интересов производят суд общей юрисдикции, арбитражный либо третейский суд согласно подведомственности дел, которая предусмотрена процессуальным законодательством.

Внесудебные процедуры представлены третейскими судами и посредничеством (которое в настоящее время развито слабо).

Охрану бесспорных гражданских прав также реализуют нотариусы и иные должностные лица, наделенные законом правом на совершение нотариальных действий.

В специальном (административном) порядке защита гражданских прав производится только в случаях, установленных законом. Решение, принимаемое в административном порядке, впоследствии можно обжаловать в суде.

Исключительный порядок (самозащита права) реализуется непосредственно управомоченным лицом и не отличается какой-либо связью с процессом.

Судебная власть в рамках защиты гражданских прав судами реализуется путем гражданского судопроизводства, что выступает особой процессуальной деятельностью суда.

Суды в установленном законом порядке определяют фактические обстоятельства, применяют нормы права, избирают способ защиты, выносят и оформляют решения.

Деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских дел регламентирована нормами и положениями гражданско-процессуального кодекса РФ. Деятельность иных органов по защите нарушенных прав, свобод и интересов урегулирована отдельными законами.

Таким образом, гражданский процесс – это процессуальная форма защиты гражданских прав, которая возложена законом на специально создаваемые органы. Он представляет собой осуществляемую в особой процессуальной форме деятельность судебных инстанций и иных специально уполномоченных законом органов для защиты гражданских прав.

Судебная защита гражданских прав отличается следующими особенностями:

– наиболее подробно регламентирована;

– имеет универсальный характер;

– обеспечивает наибольшие гарантии для правильного применения закона.

Помимо вышеуказанного, в правовом государстве судебная власть имеет приоритет над остальными ветвями власти при решении вопросов по охране интересов.

По причине приоритета судебной защиты гражданских прав над остальными формами их охраны часто гражданский процесс понимают как гражданское судопроизводство, т.е. порядок рассмотрения судами дел, который установлен нормами процессуального закона.

В юридической теории и практике нередко используют понятие «гражданское дело». Под ним понимают юридическое притязание одного лица к другой стороне с целью защиты частного интереса, субъективного права, которое подлежит рассмотрению и разрешению в рамках судебного порядка. В основе подобного дела находится юридический конфликт, образующийся из частноправовых отношений (гражданских, жилищных и т.д.).

Необходимо отметить, что гражданско-процессуальная форма применяется судами и для решения иных дел (административных, налоговых и т.д.). В основе данных дел находятся уже публичные, а не частные интересы. К указанным делам также применяют наименование гражданские.

Следовательно, гражданские дела в узком понимании представляют собой дела, возникающие из частных правоотношений, а в широком понимании они представляют все дела, рассматриваемые согласно правилам гражданского судопроизводства.

В научных кругах широко обсуждается вопрос о подходах к разрешению дел, возникающих из публичных правоотношений, которые согласно правилам предусмотрены не ГПК РФ, а специальным законом. В дискуссии находится и вопрос о создании в России системы административных судебных инстанций.

Целью гражданского судопроизводства согласно ГПК является защита нарушенных или оспариваемых прав, законных свобод и интересов граждан, организаций, интересов РФ и её субъектов, муниципальных образований, других лиц.

В соответствии со статьей 2 Гражданско-процессуального кодекса РФ к задачам гражданского судопроизводства относят правильное и оперативное рассмотрение и разрешение соответствующих дел.

В конечном итоге гражданское судопроизводство должно помогать и стимулировать укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного и ответственного отношения к закону и суду.

Источник

Оцените статью
Разные способы