Деятельность способ существования людей таблица 10 класс

Деятельность-способ существования людей
учебно-методический материал по обществознанию (10 класс)

урок в 10 классе

Скачать:

Вложение Размер
10_kl_obshchestvoznanie.doc 91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обществознания в 10 классе

Тема: «Деятельность-способ существования людей»

УМК Обществознание. 10 класс, базовый уровень пол ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2018 г.

автор, издательство, год

Масловой Валентины Николаевны , учителя истории и обществознания

Цель — создание условий для осознания учащимися того, что деятельность является основным способом существования людей.

Тема урока- «Деятельность-способ существования людей»

Уровень освоения предмета — базовый

Цель урока — создание условий для осознания учащимися того, что деятельность является основным способом существования людей и свойственна только человеку.

1. Объяснить понятия и термины: «деятельность», «мотивы деятельности», «потребности», «интересы», «цель», «субъект и объект деятельности», «действия», ознакомить с социальной сущностью деятельности человека, с типологией деятельности;

2. развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

— развитие предметного мышления;

— развитие умения формировать понятия;

— развитие умения делать выводы и умозаключения;

— развитие умения задавать вопросы по теме урока.

Формируемые метапредметные результаты:

личностные универсальные учебные действия: умение самостоятельно оценивать и принимать решения.

Регулятивные универсальные учебные действия : самостоятельно ставить учебные задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с её целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в соответствии с существующими требованиями

Познавательные универсальные учебные действия: развивать умение самостоятельно работать с разными источниками информации, излагать информацию для аудитории, высказывать собственную точку зрения; формулировать на основе приобретённых знаний собственные оценочные суждения и аргументы по проблеме урока, сравнивать, систематизировать и структурировать информацию; способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации; представление информации в различных формах и видах; работа с текстом, создание собственной информации, и её представление в соответствии с учебными задачами.

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других участников деятельности

Технологическая карта урока

Перед вами фрагмент из “Повести временных лет” прочитайте.

-о чем рассказывается в “Повести временных лет”?

-Почему славяне позвали варягов?

-С какой целью славяне встретились с варягами в картине В. Васнецова “Призвание варяжских князей”

Что они показывают: действие – деятельность?

Только одну деятельность или их совокупность, или виды?

Как можно назвать наш сегодняшний урок?

(Запишем тему урока ) .

О чем должны узнать на уроке?

-Чтобы правили государством.

-Образование и развитие Древнерусского государства.

Приглашение, образование и развитие, деятельность,

Совокупность,то есть виды деятельности.

Изучение нового материала

Перед вами на экране два понятия деятельности: из философского и психологического словаря.

Что общего в этих двух определениях? Попытайтесь написать свое определение деятельности.

Прочитайте и выделите основные элементы, которые в них выделены

Основные моменты (выделяются вместе с учителем):

Т.е. деятельность – это активная форма взаимодействия с окружающей миром. ( Запишем в тетрадь )

Попробуйте сформулировать понятия субъект, объект, цель.

Деятельность – форма существования человеческого общества, проявление активности субъекта, выражающее в целесообразном изменении окружающего мира, также преобразовании человеком самого себя. Субъект, цель действие, результат,

— деятельность -активные действия

— у деятельности есть цель; направлена на результат.

Какой бы деятельностью не занимался человек, в ней четко выделяются следующие

Субъект – цель – действие – результат.

Они являются основными элементами структуры деятельности.

Субъект деятельности – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что направлена деятельность субъекта .

Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

оценка и контроль).

Что побуждает человека к деятельности?

А что такое потребность?

Потребность в деятельности человека служит мотивом, то есть тем элементом который побуждает его к деятельности. (Запишем определение)

Какие виды деятельности обеспечивающие существование человека и формирование его как личности:

Перед вами сравнительная таблица, опираясь на содержание

параграфа 5, стр. 51 вместе запишем структуру деятельности.

Нужда в чем-либо.

Мотив – это побуждения к деятельности, связанные

с удовлетворением потребностей.

Игра, учение, труд, общение.

(контроль и оценивание полученных знаний и умений

На какие интересующие вас вопросы вы получили ответы?

На какой вопрос вы не получили ответ?

Как вы думаете, где можно найти ответ на этот вопрос?

Что вы хотите спросить у учителя по этой теме?

Перед вами на экране фразы-клише выберите одну и продолжите.

  • Сегодня я узнал.
  • Было интересно.
  • Было трудно.
  • Я выполнял задания.
  • Я понял, что.
  • Теперь я могу.
  • Я почувствовал, что.
  • Я приобрел.
  • У меня получилось.
  • Я смог.
  • Я попробую.
  • Меня удивило.
  • Урок дал мне для жизни.
  • Мне захотелось.

Cоставляют и задают вопросы одноклассникам, учителю.

(нравственно-эстетическое оценивание своей

-Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез

Параграф 5, творческое задание к параграфу 5.

Привести аргументы для доказательства, что выбранный вами вид деятельности является самым важным.

«Повесть временных лет» о призвании варягов

( в переводе Д. С. Лихачева )

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата» Кий» Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.

В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу — родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.

Источник

Деятельность- способ существования людей

Урок-презентация состоит из 21 слайда, которые включают в себя цели занятия, план работы на уроке, ход занятия и практические выводы по уроку. Разработка снабжена иллюстрациями, схемами, таблицами. Подходит ко всем УМК

Содержимое разработки

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ ( 10 класс)

Подготовила учитель истории и обществознания ФКГОУ сош № 4 МОРФ Латыпова О.Ш.

-систематизировать знания школьников о деятельности и потребностях человека;

конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром;

представить различные подходы к классификации видов деятельности и потребностей человека;

План изучения нового материала

Деятельность человека и ее характер.

Потребности человека. Иерархия потребностей по А. Маслоу

Структура деятельности и её мотивация.

Основные классификации деятельности

Деятельность человека и ее характер

Деятельность способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении целям человека. Деятельность человека отличается от активности животного творческо-преобразующим отношением к окружающему миру

Масштабное преобразование природной среды, ведущее к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни.

Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которого являются мутационные изменения, закрепленные средой.

Деятельность человека и ее характер

В чем проявляется отличие от поведения других живых существ

Сознательное выдвижение целей своей деятельности и предвидение ее результатов

Создание нового проекта здания, на основе которого будет вестись строительство

Направленность на создание полезному человеку и обществу продукта

Производство продуктов питания, бытовой техники и т.д

Создание и дальнейшее использование новых орудий труда

Производство, использование и сохранение станков и оборудования и т. д

Изменение человеком окружающего мира и самого себя

Озеленение городов, проведение социальных реформ, развитие воли, привычек, характера и т. д.

Необходимость разнообразных отношений с другими людьми и с тем, что выработало человечество

Опора на известные изобретения и открытия при подготовке компьютерной техники

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения eгo потребностей. Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания eгo организма и развития личности.

Естественные потребности-врожденные, биологические, физиологические, органические, природные. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.

Социальные потребности определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всем том, что является продуктом общественной жизни.

Идеальные потребности — это потребности людей во всем том, что необходимо для их духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и cвoeгo места в нем, смысла cвoeгo существования.

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Ступени (снизу вверх):

3.Любовь/Принадлежность к чему-либо

Последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Потребность в самоактуализации

Потребность в уважении

Потребность в принадлежности и любви

Потребность в безопасности

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Описывая человеческие потребности,американский ученый-психолог

Абрахам Маслоу (1908-1970) охарактеризовал человека как «желающее существо.),

которое редко дoстигает состояния полного, завершенного удовлетворения.

Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и

направляет внимание и усилия человека.

Структура деятельности и ее мотивация

Субъект деятельности- это тот , кто осуществляет деятельность ( человек, коллектив, общество).

Объект деятельности- это то, на что направлена деятельность( предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека)

Структура деятельности и ее мотивация

Цель деятельности — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение кoтopoгo нaправлена деятельность. Достичь желаемого результата помогают определенные средства деятельности, к которым относят как орудия и приспособления, так и приёмы, способы действий, а также деньги, часто необходимые для осуществления деятельности.

Структура деятельности и ее мотивация

Мотив — это побудительная причина деятельности, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направление деятельности. В качестве мотивов могут выступать потребности,, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции, идеалы человека

Структура деятельности и ее мотивация

В ходе деятельности возникают результаты деятельности. Таковыми являются материальные и духовные блага. формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания caмoгo человека

В зависимости от процесса становления человеческой личности можно выделить следующие ocновные виды деятельности людей. Каждый человек включается в них в процессе своего индивидуального развития

Игра- это особый вид деятельности, целью которой не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.

Игра нацелена на удовлетворение интереса ее участников, способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает навыками, происходит в условной ситуации

Общение- это вид деятельности, при которой происходит обмен мнениями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот расширенный обмен представляет собой коммуникацию ( материальную или информационную)

Учение- это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Оно бывает организованным( осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованное ( осуществляется в других видах деятельности как побочный результат). Учение может приобрести вид самообразования.

Труд — это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда- целесообразность, нацеленность на достижение запрограммированных результатов, наличие мастерства, умений, навыков, практическая полезность, наличие результата, развитие личности, преобразование внешней среды обитания человека

Основные классификации деятельности

  • По объектом и результатам деятельности- создание материальных благ или культурных ценностей.
  • По субъекту деятельности- индивидуальная и коллективная.
  • По характеру самой деятельности- репродуктивная ( по образцу и творческая).
  • По соответствию правовым нормам- законная и незаконная.
  • По соответствию моральным нормам- моральная и аморальная.
  • По соотношению с общественным прогрессом- прогрессивная и реакционная.
  • В зависимости от сфер общественной жизни- экономическая, политическая, социальная и духовная .
  • По особенностям проявления человеческой активности- внешняя и внутренняя

1 Учитесь ставить перед собой конкретные цели и определять оптимальные средства для их достижения. Это придает деятельности сознательный характер, позволяет контролировать ее ход и вносить, если это нужно, определенные коррективы.

2 Помните: важно видеть не только ближайшие, но и отдаленные цели своей деятельности. Это поможет преодолеть трудности, не даст остановиться на полпути, не достигнув цели.

3 Проявляйте заботу о разнообразии своей деятельности. Это даст возможность удовлетворять различные потребности и развивать различные интересы.

4 Не забывайте о значимости внутренней деятельности в жизни людей. Это поможет вам быть внимательными к мнениям, эмоциям, чувствам окружающих, проявлять деликатность в своих отношениях с другими людьми.

Источник

Читайте также:  Что такое векторный способ изображения
Оцените статью
Разные способы