Деятельность-способ существования людей
учебно-методический материал по обществознанию (10 класс)
урок в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl_obshchestvoznanie.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обществознания в 10 классе
Тема: «Деятельность-способ существования людей»
УМК Обществознание. 10 класс, базовый уровень пол ред. Л.Н. Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2018 г.
автор, издательство, год
Масловой Валентины Николаевны , учителя истории и обществознания
Цель — создание условий для осознания учащимися того, что деятельность является основным способом существования людей.
Тема урока- «Деятельность-способ существования людей»
Уровень освоения предмета — базовый
Цель урока — создание условий для осознания учащимися того, что деятельность является основным способом существования людей и свойственна только человеку.
1. Объяснить понятия и термины: «деятельность», «мотивы деятельности», «потребности», «интересы», «цель», «субъект и объект деятельности», «действия», ознакомить с социальной сущностью деятельности человека, с типологией деятельности;
2. развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
— развитие предметного мышления;
— развитие умения формировать понятия;
— развитие умения делать выводы и умозаключения;
— развитие умения задавать вопросы по теме урока.
Формируемые метапредметные результаты:
личностные универсальные учебные действия: умение самостоятельно оценивать и принимать решения.
Регулятивные универсальные учебные действия : самостоятельно ставить учебные задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с её целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в соответствии с существующими требованиями
Познавательные универсальные учебные действия: развивать умение самостоятельно работать с разными источниками информации, излагать информацию для аудитории, высказывать собственную точку зрения; формулировать на основе приобретённых знаний собственные оценочные суждения и аргументы по проблеме урока, сравнивать, систематизировать и структурировать информацию; способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации; представление информации в различных формах и видах; работа с текстом, создание собственной информации, и её представление в соответствии с учебными задачами.
Коммуникативные универсальные учебные действия: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других участников деятельности
Технологическая карта урока
Перед вами фрагмент из “Повести временных лет” прочитайте.
-о чем рассказывается в “Повести временных лет”?
-Почему славяне позвали варягов?
-С какой целью славяне встретились с варягами в картине В. Васнецова “Призвание варяжских князей”
Что они показывают: действие – деятельность?
Только одну деятельность или их совокупность, или виды?
Как можно назвать наш сегодняшний урок?
(Запишем тему урока ) .
О чем должны узнать на уроке?
-Чтобы правили государством.
-Образование и развитие Древнерусского государства.
Приглашение, образование и развитие, деятельность,
Совокупность,то есть виды деятельности.
Изучение нового материала
Перед вами на экране два понятия деятельности: из философского и психологического словаря.
Что общего в этих двух определениях? Попытайтесь написать свое определение деятельности.
Прочитайте и выделите основные элементы, которые в них выделены
Основные моменты (выделяются вместе с учителем):
Т.е. деятельность – это активная форма взаимодействия с окружающей миром. ( Запишем в тетрадь )
Попробуйте сформулировать понятия субъект, объект, цель.
Деятельность – форма существования человеческого общества, проявление активности субъекта, выражающее в целесообразном изменении окружающего мира, также преобразовании человеком самого себя. Субъект, цель действие, результат,
— деятельность -активные действия
— у деятельности есть цель; направлена на результат.
Какой бы деятельностью не занимался человек, в ней четко выделяются следующие
Субъект – цель – действие – результат.
Они являются основными элементами структуры деятельности.
Субъект деятельности – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что направлена деятельность субъекта .
Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
оценка и контроль).
Что побуждает человека к деятельности?
А что такое потребность?
Потребность в деятельности человека служит мотивом, то есть тем элементом который побуждает его к деятельности. (Запишем определение)
Какие виды деятельности обеспечивающие существование человека и формирование его как личности:
Перед вами сравнительная таблица, опираясь на содержание
параграфа 5, стр. 51 вместе запишем структуру деятельности.
Нужда в чем-либо.
Мотив – это побуждения к деятельности, связанные
с удовлетворением потребностей.
Игра, учение, труд, общение.
(контроль и оценивание полученных знаний и умений
На какие интересующие вас вопросы вы получили ответы?
На какой вопрос вы не получили ответ?
Как вы думаете, где можно найти ответ на этот вопрос?
Что вы хотите спросить у учителя по этой теме?
Перед вами на экране фразы-клише выберите одну и продолжите.
- Сегодня я узнал.
- Было интересно.
- Было трудно.
- Я выполнял задания.
- Я понял, что.
- Теперь я могу.
- Я почувствовал, что.
- Я приобрел.
- У меня получилось.
- Я смог.
- Я попробую.
- Меня удивило.
- Урок дал мне для жизни.
- Мне захотелось.
Cоставляют и задают вопросы одноклассникам, учителю.
(нравственно-эстетическое оценивание своей
-Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез
Параграф 5, творческое задание к параграфу 5.
Привести аргументы для доказательства, что выбранный вами вид деятельности является самым важным.
«Повесть временных лет» о призвании варягов
( в переводе Д. С. Лихачева )
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата» Кий» Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.
В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.
В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу — родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.
Источник
Деятельность- способ существования людей
Урок-презентация состоит из 21 слайда, которые включают в себя цели занятия, план работы на уроке, ход занятия и практические выводы по уроку. Разработка снабжена иллюстрациями, схемами, таблицами. Подходит ко всем УМК
Содержимое разработки
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ ( 10 класс)
Подготовила учитель истории и обществознания ФКГОУ сош № 4 МОРФ Латыпова О.Ш.
-систематизировать знания школьников о деятельности и потребностях человека;
конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром;
представить различные подходы к классификации видов деятельности и потребностей человека;
План изучения нового материала
Деятельность человека и ее характер.
Потребности человека. Иерархия потребностей по А. Маслоу
Структура деятельности и её мотивация.
Основные классификации деятельности
Деятельность человека и ее характер
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении целям человека. Деятельность человека отличается от активности животного творческо-преобразующим отношением к окружающему миру
Масштабное преобразование природной среды, ведущее к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни.
Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которого являются мутационные изменения, закрепленные средой.
Деятельность человека и ее характер
В чем проявляется отличие от поведения других живых существ
Сознательное выдвижение целей своей деятельности и предвидение ее результатов
Создание нового проекта здания, на основе которого будет вестись строительство
Направленность на создание полезному человеку и обществу продукта
Производство продуктов питания, бытовой техники и т.д
Создание и дальнейшее использование новых орудий труда
Производство, использование и сохранение станков и оборудования и т. д
Изменение человеком окружающего мира и самого себя
Озеленение городов, проведение социальных реформ, развитие воли, привычек, характера и т. д.
Необходимость разнообразных отношений с другими людьми и с тем, что выработало человечество
Опора на известные изобретения и открытия при подготовке компьютерной техники
Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения eгo потребностей. Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания eгo организма и развития личности.
Естественные потребности-врожденные, биологические, физиологические, органические, природные. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.
Социальные потребности определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всем том, что является продуктом общественной жизни.
Идеальные потребности — это потребности людей во всем том, что необходимо для их духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и cвoeгo места в нем, смысла cвoeгo существования.
Иерархия потребностей по А. Маслоу
Ступени (снизу вверх):
3.Любовь/Принадлежность к чему-либо
Последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)
Потребность в самоактуализации
Потребность в уважении
Потребность в принадлежности и любви
Потребность в безопасности
Иерархия потребностей по А. Маслоу
Описывая человеческие потребности,американский ученый-психолог
Абрахам Маслоу (1908-1970) охарактеризовал человека как «желающее существо.),
которое редко дoстигает состояния полного, завершенного удовлетворения.
Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и
направляет внимание и усилия человека.
Структура деятельности и ее мотивация
Субъект деятельности- это тот , кто осуществляет деятельность ( человек, коллектив, общество).
Объект деятельности- это то, на что направлена деятельность( предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека)
Структура деятельности и ее мотивация
Цель деятельности — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение кoтopoгo нaправлена деятельность. Достичь желаемого результата помогают определенные средства деятельности, к которым относят как орудия и приспособления, так и приёмы, способы действий, а также деньги, часто необходимые для осуществления деятельности.
Структура деятельности и ее мотивация
Мотив — это побудительная причина деятельности, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направление деятельности. В качестве мотивов могут выступать потребности,, социальные установки, убеждения, интересы, влечения, эмоции, идеалы человека
Структура деятельности и ее мотивация
В ходе деятельности возникают результаты деятельности. Таковыми являются материальные и духовные блага. формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания caмoгo человека
В зависимости от процесса становления человеческой личности можно выделить следующие ocновные виды деятельности людей. Каждый человек включается в них в процессе своего индивидуального развития
Игра- это особый вид деятельности, целью которой не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.
Игра нацелена на удовлетворение интереса ее участников, способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает навыками, происходит в условной ситуации
Общение- это вид деятельности, при которой происходит обмен мнениями и эмоциями. Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот расширенный обмен представляет собой коммуникацию ( материальную или информационную)
Учение- это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Оно бывает организованным( осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованное ( осуществляется в других видах деятельности как побочный результат). Учение может приобрести вид самообразования.
Труд — это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда- целесообразность, нацеленность на достижение запрограммированных результатов, наличие мастерства, умений, навыков, практическая полезность, наличие результата, развитие личности, преобразование внешней среды обитания человека
Основные классификации деятельности
- По объектом и результатам деятельности- создание материальных благ или культурных ценностей.
- По субъекту деятельности- индивидуальная и коллективная.
- По характеру самой деятельности- репродуктивная ( по образцу и творческая).
- По соответствию правовым нормам- законная и незаконная.
- По соответствию моральным нормам- моральная и аморальная.
- По соотношению с общественным прогрессом- прогрессивная и реакционная.
- В зависимости от сфер общественной жизни- экономическая, политическая, социальная и духовная .
- По особенностям проявления человеческой активности- внешняя и внутренняя
1 Учитесь ставить перед собой конкретные цели и определять оптимальные средства для их достижения. Это придает деятельности сознательный характер, позволяет контролировать ее ход и вносить, если это нужно, определенные коррективы.
2 Помните: важно видеть не только ближайшие, но и отдаленные цели своей деятельности. Это поможет преодолеть трудности, не даст остановиться на полпути, не достигнув цели.
3 Проявляйте заботу о разнообразии своей деятельности. Это даст возможность удовлетворять различные потребности и развивать различные интересы.
4 Не забывайте о значимости внутренней деятельности в жизни людей. Это поможет вам быть внимательными к мнениям, эмоциям, чувствам окружающих, проявлять деликатность в своих отношениях с другими людьми.
Источник