- Деятельность как способ существования человека. план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Технологическая карта урока обществознания 10 класс на тему «Деятельность- способ существования людей» план-конспект занятия по обществознанию (10 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Деятельность как способ существования человека.
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Конспект урока по обществознанию 10 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deyatelnost.odt | 28.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обществознания на II курсе
Тема: «Деятельность как способ существования людей».
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов
— осознание значимости постановки цели деятельности и выбора средств её достижения для собственного личностного роста;
— понимание важности разнообразия собственной деятельности, способствующего удовлетворению различных потребностей и развитию интересов в разных сферах жизни;
— умение классифицировать виды деятельности и потребности человека на основе определённых сравнений;
— умение использовать информацию о деятельности и потребностях, представленную в различных видах (в том числе в схемах и таблицах);
— умение соотносить общее и частное на примерах видов деятельности и потребностей человека;
— способность давать обоснованные оценки мотивам деятельности;
— владение понятиями «деятельность», «потребности»;
— целостное представление о структуре деятельности;
— понимание связей между сознанием и деятельностью;
— умение раскрывать на отдельных примерах виды деятельности, мотивы и потребности людей;
— умение использовать знания о деятельности и потребностях в контексте учебных и жизненных ситуаций.
1) систематизировать знания школьников о деятельности и потребностях человека;
2) конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром, позволяющей познавать мир и себя самого, создавать необходимые для собственного существования условия;
3) показать взаимосвязь деятельности и сознания;
4) представить различные подходы к классификации видов деятельности и потребностей человека;
5) помочь школьникам осознать практическую значимость знаний о деятельности и потребностях человека для достижения личного и профессионального успеха.
II. Место темы в системе учебных занятий
При изучении темы можно использовать полученные в основной школе знания о деятельности человека и её основных видах. На уроках в 10 классе понятие деятельности углубляется, изучается целостно, акцент делается на взаимосвязи деятельности и сознания. Целесообразно также опираться на материал, касающийся особенностей человеческой деятельности, рассмотренный на первых уроках 10 класса при изучении общества как совместной жизнедеятельности людей (§ 1) и социальной сущности человека (§ 4).
Курс истории наполняет понятие «деятельность» конкретным содержанием: можно привлекать соответствующие изучаемой эпохе примеры коллективной и индивидуальной деятельности, проявляющейся в её конкретных видах (политической, трудовой, военной и т. д.). Курс литературы знакомит с художественными произведениями как результатами деятельности писателей, поэтов, а курсы естественнонаучного комплекса — с деятельностью учёных, её научными результатами.
III. Литература и оборудование
Учебник Обществознание 10 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова.- М., «Просвещение» 2009 (§ 5).
Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. М. Н. Марченко. — М., 2003. — Гл. 1 (§ 3-7), гл. 2 (§ 3).
Таблица «Особенности деятельности человека», схемы «Потребности человека: вариант классификации», «Структура деятельности», «Пирамида потребностей», вопросы для закрепления в электронном варианте.
индивидуальный письменный опрос ( карточки)
- I-вариант Соотнеси понятие с определением:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_tehnologicheskaya_karta.docx | 39.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобращовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ
Класс: 10 класс (базовый уровень)
Учебник: Обществознание. 10 класс, базовый уровень, под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М.Ю. Телюкиной – М.: Просвещение, 2016г.
Учитель: Игнатова Виктория Михайловна,
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ» с. Деревянск
10, базовый уровень
Вид применяемых ИКТ
Мультимедиа презентация Pоwer Point.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение
компьютер, проектор, экран
Общая дидактическая цель :
создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний и способов деятельности
Традиционная цель урока
- расширить представление о понятии “деятельность”, рассмотреть структуру деятельности, характеризовать основные виды деятельности, сопоставлять и отличать их;
- тренировать навыки работы в группах, умение критически слушать, анализировать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, аргументировать;
- устанавливать коммуникацию, обсуждать, понять, что для получения нужного результата в любой деятельности человека, необходимо четко выделять ее основные структурные компоненты, анализировать и обобщать полученную информацию по теме.
- создать условия для формирования личности
Формируемые метапредметные результаты
Личностные универсальные учебные действия: умение самостоятельно оценивать и принимать решения.
Регулятивные универсальные учебные действия : самостоятельно ставить учебные задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с её целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в соответствии с существующими требованиями
Познавательные универсальные учебные действия: развивать умение самостоятельно работать с разными источниками информации, излагать информацию для аудитории, высказывать собственную точку зрения; формулировать на основе приобретённых знаний собственные оценочные суждения и аргументы по проблеме урока, сравнивать, систематизировать и структурировать информацию; способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации; представление информации в различных формах и видах; работа с текстом, создание собственной информации, и её представление в соответствии с учебными задачами.
Коммуникативные универсальные учебные действия: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других участников деятельности.
Элементы педагогических технологий
технология проблемного обучения, групповая форма работы
Формы и методы обучения
Методы – наглядный, частично-поисковый, практический
Приемы — элементы социо-игровой педагогики, проблемные вопросы
Формы – индивидуальная, групповая, фронтальная
Основые понятие и термины
Деятельность – форма существования человеческого общества, проявление активности субъекта, выражающее в целесообразном изменении окружающего мира, также преобразовании человеком самого себя.
Субъект деятельности – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что направлена деятельность субъекта.
Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
Потребность – это переживаемая и осозноваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
Мотив – это побудительная причина деятельности.
Обществознание. 10 класс, базовый уровень, под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М.Ю. Телюкиной – М.: Просвещение, 2016г.
- фрагмент из «Повести временных лет»;
- рабочие листы;
- сравнительная таблица по видам деятельности;
- иллюстрации.
Набор фломастеров – 4 штуки
Сотрудничество с учителем и сверстниками, планирование совместных действий в соответствии с условиями реализации, аргументация своего мнения в позиции коммуникации, развитие языкового чутья, моделирование различных предложений,
творческая работа, основы экологической культуры.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса:
В классе 2 учащихся. Дети слышат учителя, активно работают на уроках, умеют работать в паре, знакомы с правилами поведения учащихся, но не все могут себя контролировать во время урока. Учащиеся владеют регулятивными УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать свое предположение; оценивать результат своей деятельности; познавательными УУД: собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;
У учащихся недостаточно сформированы личностные УУД – это осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы; высказывать свою точку зрения по своей инициативе; познавательные УУД: осуществлять преобразование знаний и приспосабливать их в конкретных ситуациях;
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Вызов к сотрудничеству
Я очень рада видеть вас сегодня на своем уроке.
У нас сегодня необычный урок, а открытый урок.
На сегодняшнем уроке я хотела бы с вашей стороны активности и сотрудничества.
А тему урока, его цели и задачи поможете определить вы. Все ли готовы к уроку? Тогда вперед!
- Планирование учебного сотрудничества (К)
- Действия смыслообразования (Л)
Этап актуализации знаний, мотивации и целепологания.
Мотивация к уроку, подготовка к мыслительной деятельности
Учитель актуализирует знания обучающихся и их готовности к мотивации и целеполаганию.
Обратите внимание на листы бумаги, которые лежат у вас на парте, ознакомьтесь с ними.
Перед вами фрагмент из Повести временных лет прочитайте пожалуйста.
Ответьте мне пожалуйста
- О чем рассказывается в “Повести временных лет”?
- А почему они позвали варягов?
- В чем видят славяне результат приглашения варягов?
В.М. Васнецова Призвание варяжских князей
Образование и развитие
Что они показывают?
Только одну деятельность или их совокупность или виды?
Как можно назвать наш сегодняшний урок?
Запишем на рабочих листах сегодняшнюю дату и тему урока.
Значит о чем вы должны узнать на сегодняшнем нашем уроке?
- Междусобица
- Чтобы правили государством
- Образование и развитие Древнерусского государства
Совокупность то есть виды деятельности.
- Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция, умение мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации “начала деятельности” (Р);
- Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятия, поиск и выделение необходимой информации (П);
- Умение оформлять свои мысли в устной форме (К)
Этап усвоения, применения и закрепления изученного материала
Дать общее представление о деятельности, структуре и
Перед вами на экране дается два определения понятию деятельность из философского и психологического словаря
Прочтите внимательно и выделите основные элементы которые в них выделены
Основные моменты (выделяются вместе с учителем):
— деятельность – активные действия;
— у деятельности есть цель;
— она направлена на результат.
Таким образом, какой бы деятельностью не занимался человек, в ней четко выделяются следующие структурные компоненты:
Субъект – цель – действие – результат.
Они являются основными элементами структуры деятельности
Т.е . деятельность – это активная форма взаимодействия с окружающей миром. (Запишем определение на рабочих листах)
- — Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и слышать, понимать речь других (К)
- — Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П)
- — Саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Этап применения изученного материала
Применение новых знаний
- Что побуждает человека к деятельности?
- А что такое потребность?
Потребность в деятельности человека служит мотивом, то есть тем элементом который побуждает его к деятельности.
Мотив – это побуждения к деятельности, связанные
с удовлетворением потребностей. (Запишем определение на рабочих листах)
существуют следующие виды деятельности обеспечивающие существование человека и формирование его как личности:
Перед вами сравнительная таблица, опираясь на содержание 5 параграфа Деятельность способ существования людей, стр 51 вместе составим.
Запись на рабочих листах
Нужда в чем либо
Запись на рабочих листах
Заполняют таблицу на рабочих листах
-Умение структурировать свои знания; анализ, сравнение, обобщение (П)
-Контроль и оценка процесса и результатов деятельности; (Р)
Этап закрепление знаний и способов действий
Создание творческого продукта
Что такое постер?
Я вам даю набор иллюстраций, клей, фломастеры, бумагу и задания.
Вы должны составить постер, назвать, и защитить.
Приглашает учащихся для защиты
Работа в группе по созданию постера
-Умение структурировать знания, смысловое чтение; умение использовать творческую ситуацию. (П)
-Формировать и реализовывать умения включаться в разные виды учебной деятельности; применение знаний в рамках созданной на уроке ситуации, умение реализовать навыки решения практической задачи (Р)
-Умение взаимодействовать друг с другом, продвигать свои идеи (К)
Этап Обобщения и систематизации знаний.
-Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, умение формулировать свои мысли, защищать свою точку зрения, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П)
-Умение оценивать действия одноклассников (К)
Делает выводы по защите постеров.
В конце урока давайте проведем рефлексию. Перед вами на экране фразы-клише выберите одну и продолжите.
- Сегодня я узнал.
- Было интересно.
- Было трудно.
- Я выполнял задания.
- Я понял, что.
- Теперь я могу.
- Я почувствовал, что.
- Я приобрел.
- У меня получилось.
- Я смог.
- Я попробую.
- Меня удивило.
- Урок дал мне для жизни.
- Мне захотелось.
Спасибо вам за сегодняшний урок.
Мне было приятно с вами работать. Желаю вам быть такими же активными и любознательными в дальнейшем, и самое главное готовыми быть к сотруднечеству.
В процессе деятельности человек познает и изменяет окружающий мир и самого себя.
-Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П)
-Контроль в форме сличения образа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция, оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование (Р)
Этап домашнего задания
Дома повторить тему урока и выучить основные термины.
Обучающиеся фиксируют домашнее задание.
«Повесть временных лет» о призвании варягов
( в переводе Д. С. Лихачева )
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата» Кий» Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.
В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.
В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу — родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.
Источник