Деятельность способ существования людей план параграфа

Деятельность как способ существования человека.
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Конспект урока по обществознанию 10 класс.

Скачать:

Вложение Размер
deyatelnost.odt 28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обществознания на II курсе

Тема: «Деятельность как способ существования людей».

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов

— осознание значимости постановки цели деятельности и выбора средств её достижения для собственного личностного роста;

— понимание важности разнообразия собственной деятельности, способствующего удовлетворению различных потребностей и развитию интересов в разных сферах жизни;

— умение классифицировать виды деятельности и потребности человека на основе определённых сравнений;

— умение использовать информацию о деятельности и потребностях, представленную в различных видах (в том числе в схемах и таблицах);

— умение соотносить общее и частное на примерах видов деятельности и потребностей человека;

— способность давать обоснованные оценки мотивам деятельности;

— владение понятиями «деятельность», «потребности»;

— целостное представление о структуре деятельности;

— понимание связей между сознанием и деятельностью;

— умение раскрывать на отдельных примерах виды деятельности, мотивы и потребности людей;

— умение использовать знания о деятельности и потребностях в контексте учебных и жизненных ситуаций.

1) систематизировать знания школьников о деятельности и потребностях человека;

2) конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром, позволяющей познавать мир и себя самого, создавать необходимые для собственного существования условия;

3) показать взаимосвязь деятельности и сознания;

4) представить различные подходы к классификации видов деятельности и потребностей человека;

5) помочь школьникам осознать практическую значимость знаний о деятельности и потребностях человека для достижения личного и профессионального успеха.

II. Место темы в системе учебных занятий

При изучении темы можно использовать полученные в основной школе знания о деятельности человека и её основных видах. На уроках в 10 классе понятие деятельности углубляется, изучается целостно, акцент делается на взаимосвязи деятельности и сознания. Целесообразно также опираться на материал, касающийся особенностей человеческой деятельности, рассмотренный на первых уроках 10 класса при изучении общества как совместной жизнедеятельности людей (§ 1) и социальной сущности человека (§ 4).

Курс истории наполняет понятие «деятельность» конкретным содержанием: можно привлекать соответствующие изучаемой эпохе примеры коллективной и индивидуальной деятельности, проявляющейся в её конкретных видах (политической, трудовой, военной и т. д.). Курс литературы знакомит с художественными произведениями как результатами деятельности писателей, поэтов, а курсы естественнонаучного комплекса — с деятельностью учёных, её научными результатами.

III. Литература и оборудование

Учебник Обществознание 10 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова.- М., «Просвещение» 2009 (§ 5).

Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. М. Н. Марченко. — М., 2003. — Гл. 1 (§ 3-7), гл. 2 (§ 3).

Таблица «Особенности деятельности человека», схемы «Потребности человека: вариант классификации», «Структура деятельности», «Пирамида потребностей», вопросы для закрепления в электронном варианте.

индивидуальный письменный опрос ( карточки)

  1. I-вариант Соотнеси понятие с определением:

Это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

Это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

Это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

Это то, что дорого и свято, как для одного человека так и для всего человечества.

II- вариант Верны ли суждения?

  1. Какую сферу общества представляет религия, наука, искусство?

1) экономическую; 2) политическую; 3) социальную; 4) духовную.

  1. Перечисли какие виды мировоззрения ты знаешь?___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

Определение темы урока. Учитель: Перед вами слайды. Внимательно посмотрите на них, что на них изображено? Каким общим понятием мы можем назвать все то что изображено на слайдах.( деятельность )

Изучение нового материала.

Учитель: Итак, о чём пойдёт речь на уроке? Речь пойдёт о человеческой деятельности. Тема урока (слайд1). Нам предстоит уяснить действительно ли деятельность -это способ существования людей?. (слайд 2) план: ( слайд 3)

  1. Что такое деятельность?
  2. Каковы её составляющие? (структура деятельности)
  3. Виды деятельности.

Попробуйте самостоятельно дать обобщающее определение (заслушать ответы 3-4 учащихся, спросить, все ли характеристики учтены: активность, целеполагание, мотивация).

1. Деятельность – это форма активности человека, характерное для человека отношение к внешнему миру, направленное на его преобразование .( слайд 5)( записать в тетрадь).

Учитель: Можем ли мы жить и ничего не делать? Отличается ли деятельность человека от поведения животных?( Слайд 6,7) (целеполагание, способность выходить за рамки опыта, преобразование природной и социальной среды) .

Учитель. Работа со схемой стр 169 (1,2 абзац). Что является составляющими элементами деятельности? В структуре деятельности различаются её субъект – тот, кто осуществляет деятельность и объект – то, на что направлена деятельность (слайд 8. )

— Кто, по-вашему, может быть субъектом деятельности? (человек, группа людей, организация, государственный орган).

— Назовите возможные объекты деятельности (природные материалы, сферы или области жизни людей, сами люди).

Задание: прочитав текст, ответьте устно на вопросы. (слайд 9,10)

В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” автор изображает помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, “какой он плодовый сад разведёт: “Вот тут будут груши и сливы; вот тут – персики, тут – грецкий орех!” Думал, “каких он коров разведёт, что ни кожи, ни мяса, а всё одно молоко, всё молоко. какой он клубники насадит, всё двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст”. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют”, “остановились и подати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса”.

  1. Каковы были цели помещика?
  2. Какие он выбрал средства для их достижения?
  3. Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился? Почему?

Беседа по вопросам, сопровождаемая составлением схемы (слайд 11,12)

2. Структура деятельности

  1. Цель (осознанный образ предвосхищаемого результата)
  2. Действия.
  3. Средства.
  4. Результат.

Мотивы деятельности.( слайд 13)

Работа по закреплению структуры деятельности по конкретным примерам или упражнение «дополни схему», первый пример вместе, остальные по вариантам самостоятельно.

  1. 1. отремонтированная дорога, ; 2. трактор; 3 рытье траншеи.

Сделать акцент на том, что не всегда результат оправдывает ожидания. Выяснить причины.

Можно ли утверждать, что результат всегда совпадает с целью? Почему? (хотели как лучше, а получилось как всегда.) ( слайд)14

Как вы думаете , что движет деятельностью человека? ( Мотив-это побудительная причина, повод к какому –либо действию.)

Какие мотивы вы знаете?( слайд 15)

Работа с учебником, ( пр. 5 стр. 46) заполнение таблицы, с последующей проверкой.

Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с темой “Деятельность как способ существования людей”. Я предлагаю вам несколько высказываний. Выберите среди них то высказывание, которое наиболее соответствует теме нашего урока . Объясни почему именно это высказывание.

  1. Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни.
    В.Г.Белинский
  2. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.
    А.С. Макаренко
  3. Когда мы перестаем делать — мы перестаем жить.
    Б. Шоу
  4. Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет.
    Ф.Н. Глинка

Вернёмся к вопросу нашего урока: В чем сущность человеческой деятельности?

-Что я делал на уроке?

-Что узнал нового?

-Как я узнавал новое?

-Какой этап урока мне понравился?

Домашнее задание : пр. 5 сообщение по теме «Виды деятельности»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока обществознания. Тема:»Деятельность-способ существования человека».10 класс.

Презентация предназначена для проведения урока обществознания в 10 классе на базовом уровне.

Разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Деятельность — способ существования человека».

Урок является логическим продолжением серии уроков блока «Духовная культура». Разработка по учебнику Боголюбова Л.Н. базового уровня.

Деятельность — способ существования человека

Презентация к уроку обществознания в 10 классе по теме: «Деятельность».

урок обществознания в логике ИКТ для 10 кл. Деятельность как способ существования людей.

Урок в логике ИКТ. Приложения к уроку: обучающая презентация для учеников; демонстрационная для учителя.

Презентация к уроку обществознания «Деятельность как способ существования людей» 10 класс

Презентация иллюстрирует материал учебника (автор Боголюбов Л.Н.) . Данная работа призвана сформулировать представление о значении деятельности в жизни человека и развитии общества. .

Технологическая карта урока обществознания «Деятельность как способ существования людей» (10 класс)

Технологическая карта урока обществознания «Деятельность как способ существования людей» (10 класс).

Технологическая карта урока по теме «Деятельность как способ существования людей»

Технологическая карта урока » Деятельность как способ существования людей» , 10 класс, базовый уровень( УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова).

Источник

Технологическая карта урока обществознания 10 класс на тему «Деятельность- способ существования людей»
план-конспект занятия по обществознанию (10 класс)

Конспект урока обществознания в 10 классе посвящен изучению темы «Деятельность- способ существования людей». Данная тема является частью главы»Человек и общество» и раскрывает понятия и сущность видов деятельности. Данный конспект может быть полезен при проведении урока в 10 классе общеобразовательной школы (базовый уровень) с использованием учебника под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М.Ю. Телюкиной – М.: Просвещение, 2016г.

Скачать:

Вложение Размер
moya_tehnologicheskaya_karta.docx 39.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобращовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ

Класс: 10 класс (базовый уровень)

Учебник: Обществознание. 10 класс, базовый уровень, под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М.Ю. Телюкиной – М.: Просвещение, 2016г.

Учитель: Игнатова Виктория Михайловна,

учитель истории и обществознания

МОУ «СОШ» с. Деревянск

10, базовый уровень

Вид применяемых ИКТ

Мультимедиа презентация Pоwer Point.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

компьютер, проектор, экран

Общая дидактическая цель :

создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления знаний и способов деятельности

Традиционная цель урока

  • расширить представление о понятии “деятельность”, рассмотреть структуру деятельности, характеризовать основные виды деятельности, сопоставлять и отличать их;
  • тренировать навыки работы в группах, умение критически слушать, анализировать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, аргументировать;
  • устанавливать коммуникацию, обсуждать, понять, что для получения нужного результата в любой деятельности человека, необходимо четко выделять ее основные структурные компоненты, анализировать и обобщать полученную информацию по теме.
  • создать условия для формирования личности

Формируемые метапредметные результаты

Личностные универсальные учебные действия: умение самостоятельно оценивать и принимать решения.

Регулятивные универсальные учебные действия : самостоятельно ставить учебные задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с её целями, задачами и условиями; оценивать свою работу в соответствии с существующими требованиями

Познавательные универсальные учебные действия: развивать умение самостоятельно работать с разными источниками информации, излагать информацию для аудитории, высказывать собственную точку зрения; формулировать на основе приобретённых знаний собственные оценочные суждения и аргументы по проблеме урока, сравнивать, систематизировать и структурировать информацию; способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации; представление информации в различных формах и видах; работа с текстом, создание собственной информации, и её представление в соответствии с учебными задачами.

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывая позиции других участников деятельности.

Элементы педагогических технологий

технология проблемного обучения, групповая форма работы

Формы и методы обучения

Методы – наглядный, частично-поисковый, практический

Приемы — элементы социо-игровой педагогики, проблемные вопросы

Формы – индивидуальная, групповая, фронтальная

Основые понятие и термины

Деятельность – форма существования человеческого общества, проявление активности субъекта, выражающее в целесообразном изменении окружающего мира, также преобразовании человеком самого себя.

Субъект деятельности – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что направлена деятельность субъекта.

Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Потребность – это переживаемая и осозноваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Мотив – это побудительная причина деятельности.

Обществознание. 10 класс, базовый уровень, под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, М.Ю. Телюкиной – М.: Просвещение, 2016г.

  • фрагмент из «Повести временных лет»;
  • рабочие листы;
  • сравнительная таблица по видам деятельности;
  • иллюстрации.

Набор фломастеров – 4 штуки

Сотрудничество с учителем и сверстниками, планирование совместных действий в соответствии с условиями реализации, аргументация своего мнения в позиции коммуникации, развитие языкового чутья, моделирование различных предложений,

творческая работа, основы экологической культуры.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса:

В классе 2 учащихся. Дети слышат учителя, активно работают на уроках, умеют работать в паре, знакомы с правилами поведения учащихся, но не все могут себя контролировать во время урока. Учащиеся владеют регулятивными УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать свое предположение; оценивать результат своей деятельности; познавательными УУД: собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;

У учащихся недостаточно сформированы личностные УУД – это осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы; высказывать свою точку зрения по своей инициативе; познавательные УУД: осуществлять преобразование знаний и приспосабливать их в конкретных ситуациях;

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Вызов к сотрудничеству

Я очень рада видеть вас сегодня на своем уроке.

У нас сегодня необычный урок, а открытый урок.

На сегодняшнем уроке я хотела бы с вашей стороны активности и сотрудничества.

А тему урока, его цели и задачи поможете определить вы. Все ли готовы к уроку? Тогда вперед!

  • Планирование учебного сотрудничества (К)
  • Действия смыслообразования (Л)

Этап актуализации знаний, мотивации и целепологания.

Мотивация к уроку, подготовка к мыслительной деятельности

Учитель актуализирует знания обучающихся и их готовности к мотивации и целеполаганию.

Обратите внимание на листы бумаги, которые лежат у вас на парте, ознакомьтесь с ними.

Перед вами фрагмент из Повести временных лет прочитайте пожалуйста.

Ответьте мне пожалуйста

  • О чем рассказывается в “Повести временных лет”?
  • А почему они позвали варягов?
  • В чем видят славяне результат приглашения варягов?

В.М. Васнецова Призвание варяжских князей

Образование и развитие

Что они показывают?

Только одну деятельность или их совокупность или виды?

Как можно назвать наш сегодняшний урок?

Запишем на рабочих листах сегодняшнюю дату и тему урока.

Значит о чем вы должны узнать на сегодняшнем нашем уроке?

  • Междусобица
  • Чтобы правили государством
  • Образование и развитие Древнерусского государства

Совокупность то есть виды деятельности.

  • Целеполагание, планирование учебной деятельности, волевая саморегуляция, умение мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации “начала деятельности” (Р);
  • Формулирование проблемы, анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятия, поиск и выделение необходимой информации (П);
  • Умение оформлять свои мысли в устной форме (К)

Этап усвоения, применения и закрепления изученного материала

Дать общее представление о деятельности, структуре и

Перед вами на экране дается два определения понятию деятельность из философского и психологического словаря

Прочтите внимательно и выделите основные элементы которые в них выделены

Основные моменты (выделяются вместе с учителем):

— деятельность – активные действия;

— у деятельности есть цель;

— она направлена на результат.

Таким образом, какой бы деятельностью не занимался человек, в ней четко выделяются следующие структурные компоненты:

Субъект – цель – действие – результат.

Они являются основными элементами структуры деятельности

Т.е . деятельность – это активная форма взаимодействия с окружающей миром. (Запишем определение на рабочих листах)

  • — Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и слышать, понимать речь других (К)
  • — Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П)
  • — Саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Этап применения изученного материала

Применение новых знаний

  • Что побуждает человека к деятельности?
  • А что такое потребность?

Потребность в деятельности человека служит мотивом, то есть тем элементом который побуждает его к деятельности.

Мотив – это побуждения к деятельности, связанные

с удовлетворением потребностей. (Запишем определение на рабочих листах)

существуют следующие виды деятельности обеспечивающие существование человека и формирование его как личности:

Перед вами сравнительная таблица, опираясь на содержание 5 параграфа Деятельность способ существования людей, стр 51 вместе составим.

Запись на рабочих листах

Нужда в чем либо

Запись на рабочих листах

Заполняют таблицу на рабочих листах

-Умение структурировать свои знания; анализ, сравнение, обобщение (П)

-Контроль и оценка процесса и результатов деятельности; (Р)

Этап закрепление знаний и способов действий

Создание творческого продукта

Что такое постер?

Я вам даю набор иллюстраций, клей, фломастеры, бумагу и задания.

Вы должны составить постер, назвать, и защитить.

Приглашает учащихся для защиты

Работа в группе по созданию постера

-Умение структурировать знания, смысловое чтение; умение использовать творческую ситуацию. (П)

-Формировать и реализовывать умения включаться в разные виды учебной деятельности; применение знаний в рамках созданной на уроке ситуации, умение реализовать навыки решения практической задачи (Р)

-Умение взаимодействовать друг с другом, продвигать свои идеи (К)

Этап Обобщения и систематизации знаний.

-Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, умение формулировать свои мысли, защищать свою точку зрения, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П)

-Умение оценивать действия одноклассников (К)

Делает выводы по защите постеров.

В конце урока давайте проведем рефлексию. Перед вами на экране фразы-клише выберите одну и продолжите.

  • Сегодня я узнал.
  • Было интересно.
  • Было трудно.
  • Я выполнял задания.
  • Я понял, что.
  • Теперь я могу.
  • Я почувствовал, что.
  • Я приобрел.
  • У меня получилось.
  • Я смог.
  • Я попробую.
  • Меня удивило.
  • Урок дал мне для жизни.
  • Мне захотелось.

Спасибо вам за сегодняшний урок.

Мне было приятно с вами работать. Желаю вам быть такими же активными и любознательными в дальнейшем, и самое главное готовыми быть к сотруднечеству.

В процессе деятельности человек познает и изменяет окружающий мир и самого себя.

-Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П)

-Контроль в форме сличения образа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция, оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование (Р)

Этап домашнего задания

Дома повторить тему урока и выучить основные термины.

Обучающиеся фиксируют домашнее задание.

«Повесть временных лет» о призвании варягов

( в переводе Д. С. Лихачева )

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата» Кий» Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.

В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение свое Олегу — родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.

Источник

Читайте также:  Способы оплаты за мебелью
Оцените статью
Разные способы