- Опорный конспект по теме «Деятельность — способ существования людей»
- Просмотр содержимого документа «Опорный конспект по теме «Деятельность — способ существования людей»»
- Технологическая карта по обществознанию на тему «Деятельность — способ существования людей» (10 класс)
- Деятельность способ существования людей 10 класс схема
Опорный конспект по теме «Деятельность — способ существования людей»
Данная разработка поможет обучающимся 10 класса лучше усвоить материал по теме «Деятельность- способ существования людей».
Просмотр содержимого документа
«Опорный конспект по теме «Деятельность — способ существования людей»»
Деятельность – способ существования людей
Сущность и структура деятельности.
Потребности и интересы.
Сознание и деятельность.
1. Сущность и структура деятельности.
Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром.
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в движениях – двигательной активности. Но для животных характерно приспособление к окружающей среде. Они только используют то, что дала им природа.
Человек обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.
Деятельность – форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта или результата.
Таким образом, и поведение животных, и деятельность человека целесообразны, но целеполагание присуще только человеку.
В ходе такой деятельности реализуются силы и способности человека, которые потом воплощаются в продуктах деятельности. В этой цепочке и проявляется социальная сущность деятельности.
Специфику деятельности можно определить следующим образом:
1) деятельность человека носит сознательный характер — человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит ее результат.
2) деятельность носит продуктивный характер — она направлена на получение результата, продукта. Таковыми являются орудия труда. В этой связи говорят об орудийном характере деятельности, так как для ее осуществления человек создает и использует орудия.
3) деятельность носит преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий его мир и самого себя – свои способности, привычки, личностные качества.
4) в деятельности человека проявляется ее общественный характер – в процессе деятельности человек вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.
Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
В современной науке применяются различные классификации потребностей.
В самом общем виде их можно объединить в три группы.
Естественные потребности (врожденные, биологические, физиологические, органические, природные) – в том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства (пища, вода, сон, отдых, жилище, одежда и т. п.).
Социальные потребности – определяются принадлежностью человека к обществу (в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всем том, что является продуктом общественной жизни).
Идеальные (духовные, культурные) потребности – это потребности людей в том, что необходимо для их духовного развития (потребность в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребность познания человеком окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования).
Первую и наиболее последовательную классификацию потребностей предложил американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Ученый расположил перечень потребностей в восходящем порядке от низших биологических до высших духовных:
— физиологические и сексуальные потребности – в пище, в жилище, в воспроизводстве, в отдыхе и т. п. эти потребности еще называют витальными, т. е. ответственными за сохранение человеческой жизни;
— экзистенциальные или потребности в безопасности своего существования – речь идет о качестве жизни, комфорте, социальных гарантиях;
— социальные потребности – в общественных связях, дружбе, заботе о других, общении;
— престижные потребности – в признании, служебном росте, достижении успехов;
— духовные потребности – в стремлении к самореализации, в осуществлении всего, на что способен человек.
Ученый подчеркивал, что первые два типа потребностей – это врожденные (первичные), а последующие три – приобретенные (вторичные).
2.Структура деятельности и ее мотивация
В структуре деятельности различаются ее субъект и объект.
Субъект деятельности – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что она направлена.
Тот, кто осуществляет деятельность
Это то, на что она направлена
Субъектом деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган
Объектами могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Объектом может быть и сам человек
Деятельность субъекта может быть направлена на другого человека: тренер воздействует на спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности артиста является публика в зале (аудитория). Деятельность субъекта может быть обращена на самого себя (человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его, воспитывает волю, занимается самообразованием).
Далее в структуре деятельности можно выделить цель, средства достижения, результат.
Цель Средства достижения цели Действия Результат
Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
Цель – это то, что представляется в сознании и ожидается в результате деятельности.
Цель соответствует реальности.
В структуре деятельности можно выделить различные действия.
Учебная деятельность включает в себя запись лекций, чтение книг, решение задач.
Деятельность земледельца предполагает выполнение таких действий как вспашка, посев, прополка, уборка урожая.
В отдельном действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат.
Когда цель определена, ее достижение или неуспех деятельности зависит от средств.
Средства – приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления для осуществления деятельности.
Чем шире набор средств, тем больше вероятность достижения цели.
Средства должны соответствовать цели. «Палить из пушки по воробьям» — средства не соответствуют цели.
Проблема: достижима ли благородная цель нечестными средствами?
Для достижения цели любые средства хороши
Для достижения благородной цели годятся не любые средства, а только благородные
Н. Макиавелли: «О действиях всех людей, а особенно государей … заключают по результатам, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят…».
К. Маркс: «Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель».
Т. Гобс: «Цель оправдывает средства».
Н. Лесков: «Никакая благородная цель не оправдывает мер, противных принципам человеческого счастья».
Недостойные, недобрые средства приводят к результату, отличному от цели, потому что средство превращается в цель.
В ходе деятельности возникают определенные продукты (результаты) деятельности.
Результат – конечный итог, завершающий деятельность.
т. е. совпал с целью
т. е. не соответствует поставленной цели
Ученые-психологи изучают переживания человека, побуждающие его к деятельности. Такие переживания человека называют словом «мотив».
«Мотив» — в пер. «побудительная причина, повод к какому-либо действию».
Мотив – то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.
В роли мотивов могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы людей.
Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки.
Социальные установки – ориентация человека на что-либо, готовность , предрасположенность действовать определенным образом.
Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения – устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы ( впер с лат. «иметь значение, важно»). Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий, от которых зависит распределение благ.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
С интересами людей связаны их идеалы.
Общественный идеал – это образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы, ее представления о высшей справедливости и наилучшем государственном устройстве.
Нравственный идеал – это представление о достойном подражания образцовом человеке. Нравственный идеал, как правило, тесно связан с общественным.
Потребности, интересы, идеалы осознаются людьми, т. е. характеризуют сознательную деятельность. Однако. В деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участия сознания (стереотипы автоматизированных действий или интуиция).
Источник
Технологическая карта по обществознанию на тему «Деятельность — способ существования людей» (10 класс)
Технологическая карта урока по обществознанию в 10 классе
Деятельность – способ существования людей
1. Деятельность человека: основные характеристики;
2. Структура деятельности и ее мотивация;
3. Многообразие деятельности;
4. Сознание и деятельность
Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, издательство «Просвещение» — М.: 2018. – 350с.
Способствовать формированию представлений о многообразии форм человеческой деятельности; о природе сознания и особенностях его формирования
Расширить представление о понятии “деятельность”, рассмотреть структуру деятельности, характеризовать основные виды деятельности, сопоставлять и отличать их;
Тренировать навыки работы в группах, умение критически слушать, анализировать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, аргументировать; устанавливать коммуникацию, обсуждать, понять, что для получения нужного результата в любой деятельности человека, необходимо четко выделять ее основные структурные компоненты, анализировать и обобщать полученную информацию по теме;
Создать условия для формирования личности
м етоды и формы
обучения
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Деятельность, потребность, мотив, сознание, объект, субъект
Научатся: определять, что такое деятельность; что такое потребности; что такое иерархическая теория потребностей; характеризовать основные черты деятельности; определять мотивы деятельности;
Получат возможность научится: раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; определять взаимосвязь деятельности и сознания
Научатся: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами; получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения; организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формировать умения сравнивать, обобщать факты и понятия;
Получать возможность научится: планировать цели и способы взаимодействия; обмениваться мнениями, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; развивать умение работать в группах; овладевать приёмами контроля и самоконтроля.
Проявление заинтересованности не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражение положительного отношения к процессу познания; понимание причин успешности или неуспешности учебной деятельности; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах.
Источник
Деятельность способ существования людей 10 класс схема
Подробное решение параграф § 5 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Что такое деятельность?
Деятельность – это процесс сознательного и целесообразного изменения человеком мира и самого себя.
2. Какие черты присущи деятельности человека?
Характерные черты деятельности человека
3. Как связаны деятельность и потребности?
Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.
Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Существует три вида потребностей: естественные, социальные и идеальные.
4. Что такое мотив деятельности? Чем мотив отличается от цели? Какова роль мотивов в деятельности человека?
Мотив — это то, почему действует человек, а цель – это то, ради чего действует человек. Одна и та же деятельность может быть вызвана различными мотивами. Например, ученики читают, т. е. они выполняют одну и ту же деятельность. Но один ученик может читать, испытывая потребность в знаниях. Другой — из-за желания порадовать родителей. Третьим движет желание получить хорошую оценку. Четвёртый хочет самоутвердиться. В то же время один и тот же мотив может вести к разным видам деятельности. Например, стремясь самоутвердиться в своём коллективе, школьник может проявить себя в учебной, спортивной, общественной деятельности.
5. Дайте определение потребности. Назовите основные группы потребностей человека и приведите конкретные примеры.
Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
В современной науке применяются различные классификации потребностей. В самом общем виде их можно объединить в три группы: естественные, социальные и идеальные.
Естественные потребности. По-другому их могут называть врождёнными, биологическими, физиологическими, органическими, природными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его существования, развития и воспроизводства. К естественным относятся, например, потребности человека в пище, воздухе, воде, жилище, одежде, сне, отдыхе и т. п.
Социальные потребности. Они определяются принадлежностью человека к обществу. Социальными считаются потребности человека в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всём том, что является продуктом общественной жизни.
Идеальные потребности. По-другому их называют духовными или культурными. Это потребности человека во всём том, что необходимо для его духовного развития. К идеальным относятся, например, потребности в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребности познания человеком окружающего мира и своего места в нём, смысла своего существования.
6. Что можно отнести к результатам (продуктам) деятельности человека?
К продуктам деятельности человека относятся материальные и духовные блага, формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания самого человека.
7. Назовите виды деятельности человека. Раскройте на конкретных примерах их многообразие.
Исходя из различных оснований, выделяют различные виды деятельности.
В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяют на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Духовная деятельность связана с изменением сознания людей.
Когда деятельность человека соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом, то выделяют прогрессивную или реакционную направленность деятельности, а также созидательную или разрушительную. Опираясь на изученный в курсе истории материал, вы можете привести примеры событий, в которых проявлялись эти виды деятельности.
В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам определяют законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность.
В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности выделяют коллективную, массовую, индивидуальную деятельность.
В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов её осуществления различают однообразную, шаблонную, монотонную деятельность, которая выполняется строго по правилам, инструкциям, новое в такой деятельности сведено к минимуму, а чаще всего отсутствует полностью, и деятельность инновационную, изобретательскую, творческую.
В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Кроме того, в каждой сфере жизни общества выделяют свойственные ей определённые виды человеческой деятельности. Например, экономической сфере свойственны производственная и потребительская деятельность. Для политической характерны государственная, военная, международная деятельность. Для духовной сферы жизни общества — научная, образовательная, досуговая.
8. Как связаны деятельность и сознание?
Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление, обладая определённым значением и смыслом, становятся частью сознания. С другой стороны, ряд ощущений, переживаний человека находится за рамками сознания. Они приводят к малоосознанным, импульсивным действиям, о которых говорилось ранее, а это влияет на деятельность человека, порой искажая её результаты.
Деятельность, в свою очередь, способствует изменениям в сознании человека, его развитию. Сознание формируется деятельностью, чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать её. Практически осуществляя свои творческие замыслы, родившиеся в сознании, люди преображают природу, общество и самих себя. В этом смысле сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. Впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, получив определённые умения и навыки, человек осваивает действительность. При этом он ставит цели, создаёт проекты будущих орудий, осознанно регулирует свою деятельность.
1. На Камчатке, известной своими действующими вулканами, внедряются в жизнь специальные технологии по переработке вулканического сырья. Начало этим работам было положено специальным решением губернатора. Специалисты определили, что производство силикатов из вулканической породы очень прибыльное дело, не требующее значительных капиталовложений. По их расчётам, работа одного завода может приносить 40 млн рублей в областной бюджет и 50 млн рублей в госбюджет. Рассмотрите эти сведения с позиций изученной темы: определите, какие виды деятельности людей проявились в описанных событиях, назовите в каждом случае субъекты и объекты деятельности, проследите на данном примере связь сознания и деятельности.
Вид деятельности — труд, материальная деятельность, субъекты — работники, специалисты, объекты — вулканическое сырье, прибыль дела. Связь сознания и деятельности — сначала мы сознаем событие, делаем отчет о нем (расчеты прибыльности), потом уже начинаем действовать (внедрять технологии).
2. Определите, к практической или духовной деятельности относятся: а) познавательная деятельность; б) социальные реформы; в) производство товаров первой необходимости.
а) познавательная деятельность относится к духовной деятельности, т.к. познание направлено на получение знаний, а знания идеальны, их нельзя увидеть или потрогать;
б) социальные реформы будут относится к практической деятельности, т.к. данный вид деятельности направлен на преобразование общества;
в) производство товаров первой необходимости будет относится к практической деятельности, т.к. объектом в данном случае будет природа, а результатом – материальные блага.
3. Назовите действия, из которых состоит деятельность врача, земледельца, учёного.
Врач в первую очередь работает с людьми: принимает, по результатам анализов делает заключение, если есть необходимость, — лечит. Земледелец: изучает почву, для того, чтобы знать, что на ней будет расти и необходимо ли её удобрять, обрабатывает, сажает на ней всё, что необходимо, ухаживает за растениями, собирает урожай. Ученый: занимается наукой, собирает и испытывает материалы в какой-либо научной сфере, изучает их свойства, пытается улучшить и открыть что-то новое, проводит опыты и т.д.
4. А. Н. Леонтьев написал: «Деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее её сознание». Поясните эту мысль.
Сознание позволяет человеку мыслить, но не всякая мысль приводит к действию, значит деятельность богаче и истеннее.
Источник