Деятельность как способ существования общественного человека

№ 10. Деятельность как способ существования общественного человека.

Термин «деятельность», который обозначает самозарождающееся и саморазвивающееся качество социального, субстанцию общественной жизни, оказывается наиболее широким понятием социальной философии, исходным по отношению ко всем другим ее категориям, включая сюда ключевые понятия — «социум», «общество», «история».

Однако нередко этот термин используют в еще более широком значении, распространяя его не только на социальные, но и на сугубо природные процессы, говоря, например, о вулканической деятельности, инстинктивной деятельности насекомых и т.п. В этом случае деятельность отождествляют со способностью действовать, т.е. затрачивать энергию, производить определенные изменения в мире, что свойственно, естественно, не только людям.

Мы полагаем, что во избежание ненужной биологизации социальных процессов14 или социализации природных целесообразно говорить о деятельности лишь применительно к человеку и человеческим коллективам, рассматривая ее как специфический способ их существования в мире, отличный от способа существования органической и неорганической природы.

Мы понимаем деятельность как форму бытия в мире, разновидность движения, отличную как от физико-химических взаимодействий, субстанцией которых является преобразование вещества и энергии, так и от органической жизни, представляющей собой информационно направленную адаптивную активность биологических систем.

1). Первым свойством человеческой деятельности, которое фиксируется при самом поверхностном взгляде на нее, является свойство предметности, роднящее деятельность с любыми иными процессами, которые разворачиваются в реальном пространственно-временном континууме, имеют вполне определенное субстратное наполнение, подчиняются закону сохранения энергии и прочим законам физической реальности.

Наличие же некоторой цели есть главный признак, отличающий активность живых систем от спонтанных взаимодействий физического мира. Не вызывает сомнений информационный характер механизмов целесообразности, благодаря которым деятельность представляет собой саморегулируемый процесс, где физическая активность вызывается, направляется и контролируется значимыми «кодами» поведения, позволяющими человеку избирательно относиться к условиям своего существования в среде, соотнося желаемое с возможным и действительным в ней.

Далее, не вызывает сомнений конечный характер общественных целей, предполагающих самосохранение общественной жизни как условие сохранения Человека во вселенной. В этом смысле слова социальная деятельность, как и поведение живых существ, представляет собой процесс адаптации к среде существования.

Это не означает, конечно, что человеческая деятельность выступает как одна из форм животного поведения. Наличие созданной или преобразованной людьми среды существования выделяет людей их прочих живых существ, покорно следовавших своему природному предназначению и не пытавшихся изменить условия жизни к лучшему для себя и своего потомства. Т.е. признак адаптивности, присущий социальной деятельности, реализуется в ней в особой, исключительной форме, отличной от адаптивности живых систем.

В отличие от активности животных человеческая деятельность представляет собой не просто адаптивный, а «адаптивно-адаптирующий» процесс, т.е. приспособление к природной среде путем ее масштабной предметной переработки, ведущей к созданию искусственной среды существования человека или артефактной «второй природы».

Речь идет о родовом свойстве деятельности, характеризующем любую из ее историко-культурных форм.

Подобный адаптивно-адаптирующий характер социальной деятельности означает, что она изначально выступает как труд, т.е. способность преобразовывать среду существования, создавая средства жизни, отсутствующие или недостающие в ней.

Социальные теоретики всех школ и направлений признают важнейшую роль сознания как инициирующего и регулятивного механизма деятельности, вне и помимо которого ее существование априори невозможно. Следует признать, что необходимым внутренним компонентом человеческого сознания является обширная сфера так называемых бессознательных импульсов, без учета которых картина социального поведения человека будет явно неполной. Важно, однако, понимать, что именно способность мыслить, создавать абстрактно-идеальные, понятийные модели мира является системообразующим основанием всей совокупности психических функций, присущих человеку как социальному существу.

Считая сознание свойством, несомненно отличающим деятельность людей от физических и биологических процессов, некоторые ученые в то же время отказываются рассматривать его как единственный, исходный и определяющий ее признак. В качестве такового предлагают другое свойство, также выделяющее деятельность из природных процессов, которое связано, однако, уже не с информационными механизмами адаптации, а с ее «операциональной» стороной, а именно с орудийностью человеческого труда.

Лишь люди способны опосредовать свое воздействие на среду специально созданными средствами труда, отличными от органов тела, данных им природой. Но: собственно человеческой орудийная активность становится лишь тогда, когда обретает осознанный, целенаправленный характер. Социальная коллективность также имеет своим источником «первичный» субстанциальный признак деятельности — присущее человеку сознание.

Мы можем быть уверены в том, что своим возвышением над природой человек обязан не просто целенаправленному труду, а хорошо организованному совместному труду. Возникнув как следствие коллективной прототрудовой жизни животных предков человека, сознание стало ключевым фактором саморазвития общества «на собственной основе», радикально переустроив как труд, так и саму коллективность, придав им «надприродные», специфически человеческие формы бытия.

Именно оно позволило людям соединить эффективное воздействие на среду (действенную систему субъект-объектных связей) с эффективным способом внутренней организации коллектива (системой субъект-субъектных связей), способствующих постоянному приращению его адаптивных возможностей.

Структурная спецификация любого простейшего акта человеческой деятельности обнаруживает в нем субъекта — носителя деятельностной способности, инициирующего и направляющего ее осуществление, и реальный объект его целенаправленной предметной активности. Взаимоположенность между целым действия и его компонентами означает, что нет и не может быть ни субъектов, ни объектов за пределами социальной действительности, равно как нет и не может быть деятельности, в которой отсутствовала бы хоть одна из образующих его сторон.

Тезис о том, что нет и не может быть субъекта вне и помимо действия, следует использовать и в обратном смысле, утверждая, что нет и не может быть никакого социального действия, которое не осуществлялось бы субъектом — носителем субстанциальной способности к целенаправленной деятельности. При этом важно понимать, что в роли такого субъекта могут выступать лишь люди, наделенные сознанием, способные к формам «символического поведения».

Но подлинной первопричиной действий является не состояния сознания, по стоящие за ними и определяющие их потребности существования, и которых выражается адаптивный характер человеческой деятельности. Подобная точка зрения полагает, что информационные программы социального поведения не самоцельны, являются, в конечном счете, средством самосохранения — объективного императива человеческого существования в природной и социокультурной среде. Потребность — свойство субъекта, раскрывающееся в его отношении к необходимым условиям существования, или, конкретнее, свойство нуждаться в определенных условиях своего существования в мире. Вся система человеческих потребностей делится на два разных типа: потребности дефициентные и бытийные (если использовать терминологию одного из крупнейших психологов XX века М. Маслоу). Под дефициентными потребностями следует понимать потребность людей во всем том, что необходимо для поддержания самого факта их биологической и социальной жизни. Бытийные потребности выражают отношение людей к необходимым условиям поддержания определенного качества, условно говоря, комфортности такой жизни, без чего невозможно полноценное существование людей. Собственно социальные потребности, отличающие людей от животных, возникают лишь в рамках человеческой деятельности, которая определяется наличием сознания. Свобода воли человека проявляется по преимуществу в способности нашего сознания «ранжировать» потребности, от которых оно не может произвольно отказаться. В зависимости от сложившейся системы ценностных предпочтений человек может расставлять свои потребности в определенно иерархическом порядке, классифицировать их как первоочередные, актуальные и второстепенные, периферийные, требующие хоть и необходимого, но минимального внимания.

Читайте также:  Способы возникновения права природопользования

Интерес — идеальный фактор деятельности, непосредственно связанный с потребностями людей. Интерес понимается как посредующее звено в удовлетворении потребности, характерное для человеческой деятельности и практически отсутствующее в поведении животных. Различение потребностей и интересов имеет важнейшее значение для социальной теории. Используя его, мы получаем возможность отличать универсальные потребности «человека вообще», образующие его «родовую» природу, и способы их удовлетворения конкретными людьми в конкретных исторических обстоятельствах. Понятие потребности позволяет нам зафиксировать устойчивое, исторически неизменное в людях и обществах, в то время как категория интереса ориентирует нас на исследование специфических систем деятельности и общественных отношений, от которых зависит способ удовлетворения потребностей.

Итак, подводя итоги сказанному, мы можем рассматривать человеческое действие как системно целостный процесс, в котором могут быть выделены следующие функциональные подсистемы: 1) причиняющая, которую образуют присущие каждому субъекту деятельности потребности и интересы; 2) идеально-регулятивная, которую образуют информационные механизмы сознания — цели, программы, мотивы и стимулы поведения (специально изучаемые психологией); 3) операциональная, которая представляет собой активность целереализации, т.е. физические операции субъектов, направленные на претворение в жизнь своих замыслов и желаний; 4) результативная, которую образуют сознательно полученные или стихийно сложившиеся результаты человеческой деятельности, соответствующие или не соответствующие ее целям, удовлетворяющие и не удовлетворяющие ее потребностям.

Главный вывод, который следует из нашего рассмотрения, может быть сформулирован так: уже на уровне своих простейших проявлений — действий — человеческая деятельность не должна рассматриваться как непредсказуемый процесс, творимый абсолютно свободной, неопределимой волей людей. Единообразие потребностей, раскрывающих объективную «родовую природу» человека, их дисциплинирующее воздействие на сознание — такова наиболее глубокая причина, обусловливающая законосообразность деятельности, ее подчиненность определенным «правилам», существующим в общественной жизни людей.

С другой стороны, анализ простейших форм деятельности показывает нам колоссальные возможности сознания разнообразить поведение людей, готовит нас к пониманию многовариантности человеческой истории. Детерминационная связь между потребностями людей и их целями отнюдь не означает существования столь же строгой детерминации между целями человеческой деятельности и ее реальными результатами.

Источник

1.4. Деятельность как способ существования общества

Деятельность понимается как проявление активности человека в какой либо сфере его существования. В процессе деятельности происходит взаимодействие с окружающей средой. В отличие от животных человек не только приспосабливается к окружающей среде, но и стремится преобразовать ее. Действия животных, связанные с добыванием пищи, витьем гнезд, воспитанием детенышей и т. д., основаны на инстинктах, тогда как человек использует опыт предшественников, обдумывает свои поступки, прогнозирует их последствия. Таким образом, человеческая деятельность основана на предварительном осмыслении всех ее этапов. В связи с этим выделяют такую разновидность деятельности, как мыслительную. Субъектом деятельности, т.е. тем, кто ее осуществляет, являются человек, группа людей, государственная или общественная организация. Субъект в своей деятельности воздействует на объект, в качестве которого могут выступать различные предметы как естественного, так и искусственного происхождения, растения и животные, отношения между людьми. ‘Так, из руды производят металл, из глины — посуду, из кирпичей — дом. Фермер обрабатывает землю, выращивая на ней сельскохозяйственные культуры, разводит коров и свиней. Мужчина и женщина вступают в брак, регистрируя свои личные отношения.

Во многих сферах деятельности человек не может совершать действий без применения орудий. Это могут быть орудия труда, предметы быта, средства транспорта, различные носители информации (книги, телевидение, компьютеры и др.). Причем многие орудия приспособлены только к определенному виду человеческой деятельности.

Субъект, объект и орудие деятельности представляют в совокупности ее структуру. Деятельность не может быть полноценной без какого-либо элемента ее структуры. Отсутствие объекта делает любое проявление активности бесцельным. В большинстве случаев нельзя добиться ожидаемого результата «голыми руками» — необходимо использовать те или иные орудия. А без субъекта деятельность вообще невозможна.

Деятельность имеет целенаправленный характер. Постановка цели деятельности активизирует стремление человека добиться желаемого результата. Цель — это мысленная модель будущего результата, к которому стремится субъект в ходе своей деятельности. Цель может быть сформулирована в устной или письменной форме, выражаться графически, содержаться в сознании человека, но главное, чтобы человек четко представлял себе, чего он хочет добиться. В то же время, цель должна быть реальной. Можно поставить цель изобрести вечный двигатель, слетать на луну, найти клад, стать президентом и т.д., но такие желания могут не совпадать с реальными условиями окружающего мира и возможностями самого человека. Несомненно, желание добиться чего-либо имеет огромное значение для достижения цели деятельности. Однако часто бывает, что одного желания оказывается недостаточно. Успех в достижении цели во многом зависит от средств. Средствами могут быть орудия труда, материалы, знания, опыт, конкретные действия человека на пути к поставленной цели. Причем средства должны соответствовать и цели, и объекту деятельности. Мы не сможем вырыть яму руками. Но если иногда для этого достаточно лопаты, то для рытья котлована надо использовать экскаватор. Можно идти несколько часов до места назначения пешком, а можно за несколько минут доехать на машине.

Читайте также:  Что такое грамматические способы языков

Если в качестве средств выступают действия человека, то они не должны ущемлять интересы других людей. Допустим, человек поставил перед собой цель приобрести автомобиль. Он может выбрать два пути. Первый — купить автомобиль, второй — его украсть. В обоих случаях цель приобретения автомобиля будет достигнута. Но кража автомобиля нарушает права его законного владельца и, кроме того, является уголовным преступлением. Добиться служебного повышения можно упорным трудом, а можно путем устранения соперников с помощью интриг и клеветы. Но даже если интриги вам помогут и вы займете высокую должность, в глазах сослуживцев вы будете нечестным человеком, с которым не стоит иметь дела. Таким образом, действуя по принципу «цель оправдывает средства», субъект наносит вред окружающим и создает проблемы для себя.

Деятельность не представляет собой однородного процесса. Чтобы подготовить домашнее задание, ученик читает учебник, отвечает на вопросы к параграфу, выполняет задание в тетради и т.д. Таким образом, он совершает ряд последовательных действий, которые в конечном итоге приводят его к достижению поставленной цели — выполнению домашнего задания.

Одинаковые виды деятельности разные люди выполняют по разному. Внешние проявления деятельности называются поведением. В поведении отражается отношение человека к окружающим людям. Один человек уважителен с людьми, другой — надменен. Кто-то ответственно относится к выполнению работы, а кто-то отлынивает. От чего же зависит поведение человека? Как определить, плохое оно или хорошее? Критерием оценки поведения служат правила, установленные в обществе. Если поведение не соответствует этим нормам, оно осуждается членами общества.

Важную роль в осуществлении деятельности играет ее мотивация, т.е. то, что побуждает человека действовать. Мотивом называют осознанное побуждение, которым руководствуется субъект при совершении того или иного действия. Побудительными причинами могут быть как материальные, так и нематериальные условия жизни человека. Ощущение недостатка в чем-либо, материальный и духовный дискомфорт активизируют деятельность человека. Мотивом в этом случае выступают потребности — осознаваемая и переживаемая человеком зависимость от условий его существования. Появление ощущения неудовлетворенности вынуждает человека проявлять активность с целью вернуться в состояние равновесия, что и происходит после удовлетворения потребности.

Классификацию потребностей предложил американский психолог Абрахам Маслоу (1908—1970). Он расположил потребности в иерархическом порядке от низших к высшим. К низшим (или первичным, врожденным) Маслоу отнес физиологические потребности и потребности в безопасности, а к высшим (или вторичным, приобретенным) — социальные, престижные и духовные потребности.

Физиологические (витальные, т.е. связанные с сохранением человеческой жизни) потребности возникают у человека с рождения. Он нуждается в еде, сне, тепле. Потребность в воспроизводстве человека, рождении детей тоже относят к физиологическим, а точнее, к сексуальным потребностям.

Потребности в безопасности (экзистенциональные) выражаются в стремлении человека защитить свою жизнь и жизнь своих близких от каких-либо посягательств, избежать насилия, сохранить здоровье, быть уверенным в завтрашнем дне. Последнее касается не только физической безопасности, но и экономических основ существования — достойного уровня жизни, социальных гарантий и т.д.

Социальные потребности реализуются в процессе общения людей. Человек не может жить вне социума. Он взаимодействует с другими людьми дома, в школе, на работе и т.д. Он нуждается в любви, дружбе, заботе со стороны окружающих и сам готов отвечать им тем же.

Престижные потребности выражаются в желании человека выделиться среди окружающих. Он стремится лучше учиться, получить престижную работу, продвинуться по служебной лестнице. В удовлетворении престижных потребностей большую роль играют самооценка человека, стремление к достижению успеха, сопоставление целей и реальных возможностей их достижения. Поэтому такие потребности называют еще эгоистическими.

Духовные потребности связаны с творческой активностью человека, стремлением его к самореализации. Они многогранны и зависят от ряда факторов. Одни люди удовлетворяют свои духовные потребности путем просмотра телевизионных программ, другие ходят в кино, театры, музеи, третьи создают произведения литературы и искусства.

Первичные потребности уравнивают человека с животными. Потребности в пище, сне, безопасности часто проявляются у людей на уровне инстинктов. Но в отличие от животных первичные потребности человека социальны. Он может отдать последний кусок хлеба нуждающемуся, не сомкнуть глаз у постели больного. История знает немало случаев самопожертвования, когда люди шли на смерть ради жизни близких, свободы своего народа. Потребность в еде мы можем удовлетворить, проглотив бутерброд, а можем накрыть хорошо сервированный стол, зажечь свечи, включить приятную музыку.

Первичные потребности присущи в той или иной степени всем людям. Вторичные же проявляются не у всех. Кто-то любит шумные компании, всегда готов поддержать беседу, кто-то замкнут и общается только по необходимости в школе или на работе, потому что этого общения ему просто не избежать. Одни люди рвутся вперед, стремятся стать лидерами в компании, руководителями на работе. Другие, заняв определенное положение в обществе, останавливаются на достигнутом, оставив намерения продолжать карьеру.

Социологи доказали, что человека к действию побуждают только неудовлетворенные потребности. Если мы хотим есть, мы будем искать возможность удовлетворить чувство голода. Если мы захотим пообщаться с друзьями, мы встретимся с ними. Если мы хотим подняться по служебной лестнице, мы стремимся получить новые знания, перенять опыт, ответственно выполнять поручения начальника.

В то же время мы не можем приступить к удовлетворению престижных потребностей, если не удовлетворены социальные, а социальные не будут актуальны без удовлетворения первичных потребностей. Ведь голодный человек больше будет думать о поиске пиши, чем об общении и карьере. В этом в полной мере проявляется принцип иерархии потребностей.

Читайте также:  Способы возмещения убытков страхование

Исключение из этого правила составляют в некоторых случаях духовные потребности. Испытывая недостаток в пище, тепле, общении, человек, тем не менее, тянется к прекрасному. Он читает книги, слушает музыку, следит за происходящими в стране и мире событиями. В истории встречается немало примеров, когда творческие личности, живя в бедности, создавали бессмертные произведения литературы и искусства. С другой стороны, среди материально обеспеченных людей встречаются такие, которые не заботятся о своем духовном развитии, тратя свои силы в погоне за карьерным успехом и деньгами. Таким образом, духовная сфера развивается независимо от материального благосостояния человека.

В удовлетворении потребностей, так же как и в процессе всей своей деятельности, человек ориентируется на систему ценностей и идеалов, принятых в обществе. Это могут быть представления о счастье и смысле жизни, понятия чести, долга, добра и справедливости (ценности межличностного общения), вопросы престижности материального и служебного положения, демократические права и свободы, ценности морального характера. Система ценностей формируется в обществе постепенно. Общество отбрасывает чуждые ему отношения и встает на защиту положительных явлений, превращая их в ценности и идеалы, закрепленные в разного рода нормах (правилах поведения) — моральных, этических, корпоративных, правовых и т.д.

Деятельность людей проявляется в различных сферах жизни общества. В связи с этим выделяют несколько видов деятельности. Прежде всего деятельность можно разделить на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование окружающего мира. В зависимости от объекта воздействия практическую деятельность делят на материально-производственную, изменяющую природу, и социальную, влияющую на общество. Духовная деятельность связана с сознанием человека. Она состоит из познавательной деятельности, проявляющейся в осознании всех элементов окружающего мира, оценочной деятельности, в ходе которой определяются приоритеты, все явления рассматриваются с положительной или отрицательной стороны, и прогностической деятельности, связанной с рассмотрением возможных вариантов развития и планированием своих действий.

В зависимости от результатов деятельность можно разделить на созидательную и разрушительную. Большинство достижений человечества есть результат его созидательной деятельности. Но многие из этих достижений погибли во время войн и революций, которые были проявлениями разрушительной деятельности. В то же время возникает вопрос, с какой позиции следует рассматривать создание новых видов военной техники. С точки зрения научно-технического развития это, несомненно, проявление созидательной деятельности, в ходе которой создается что-то новое. Но военная техника изначально нацелена на разрушение. И поэтому возникает противоречие в оценке этого вида человеческой деятельности.

В зависимости от форм деятельности выделяют трудовую, досуговую, образовательную, творческую, научную, политическую, преподавательскую и другую деятельность.

Высшей формой деятельности человека выступает творчество, напрямую связанное с духовными потребностями. В результате творческой деятельности создаются новые, ранее не существовавшие культурные ценности. Элементы творчества встречаются почти в каждом виде человеческой деятельности. Однако наиболее ярко они проявляются в науке и искусстве. Основу творчества составляет замысел, т.е. постановка проблемы, обозначение этапов работы. Осознанная творцом идея аккумулируется в его воображении, побуждая к конкретным шагам для ее реализации. По достижении результата автор оценивает новизну своего произведения и его практическую значимость. Причем результат творческой деятельности должен быть признан обществом. На практике бывали случаи, когда признание достижений затягивалось на долгие годы и даже столетия. Вспомним хотя бы Коперника и Бруно.

Не только процесс создания человеком нового, но и принятие обществом его работы дает ему стимул к новым достижениям и открытиям. Таким образом, творчество позволяет наиболее полно раскрыть способности человека, обеспечить его самореализацию.

Вопросы и задания

1. В чем заключается деятельность человека? Чем она отличается от действий животных?

2. Охарактеризуйте субъект, объект, орудия деятельности. Приведите их примеры из реальной жизни.

3. Как взаимосвязаны цель и средства деятельности?

4. Что такое поведение? Каковы его критерии?

5. Какую роль в деятельности играет мотив?

6. Какие потребности бывают у человека? Что такое иерархия потребностей?

7. Определите соотношение первичных и вторичных потребностей. Почему побуждающей к действию силой обладают только неудовлетворенные потребности?

8. В чем особенность духовных потребностей? Почему они часто не зависят от других видов потребностей?

9. Какие ценности и идеалы существуют в современном обществе? В чем состоят ваши ценности и идеалы?

10. Какие виды деятельности вы знаете? В чем состоит особенность творческой деятельности?

11. Прочтите приведенные ниже высказывания. Что говорят авторы о соотношении целей и средств деятельности? Выскажите свое мнение.

А. И. Герцен: «Животное полагает, что все его дело — жить, а человек жизнь принимает только за возможность что-нибудь делать».

Д.Дидро: «Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна».

И.Гёте: «Принимая средства за цель, люди разочаровываются в себе и других, в силу чего из всей деятельности ничего не выходит или выходит обратное тому, к чему они стремятся».

Светоний: «Тех, кто домогался малых выгод ценою больших опасностей, он сравнивал с рыболовом, который удит рыбу на золотой крючок: оторвись крючок — и никакой улов не возместит потери».

И.Гёте: «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик».

М.Вебер: «Ни одна этика в мире не обходит тот факт, что достижение «хороших» целей во множестве случаев связано с необходимостью смириться и с использованием нравственно сомнительных или, по меньшей мере, опасных средств и с возможностью или даже вероятностью скверных побочных следствий; и ни одна этика в мире не может сказать, когда и в каком объеме этически положительная цель «освящает» этически опасные средства и побочные следствия».

Источник

Оцените статью
Разные способы