Эссе по обществознанию (философия) «Деятельность – единственный путь к познанию», Б.Шоу
Победитель конкурса «Эссе — на отлично».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kochkin.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Деятельность – единственный путь к познанию»
Б.Шоу, английский писатель
Выполнил Кочкин Евгений, учащийся 10 класса МОУ лицея «РИТМ»
Учитель Курякина Наталья Леонидовна
По словам великого английского писателя и мыслителя Бернарда Шоу, только в результате деятельности человек познает окружающий мир, общество и самого себя. Я полностью согласен с такой точкой зрения. Ведь сидя на одном месте невозможно научиться чему-то новому. Люди всегда учились в процессе деятельности, причем деятельность не всегда бывала правильной. Людям свойственно ошибаться и учиться на ошибках, это и делает людей людьми.
Деятельности присущи сознательность (целеполагание), продуктивность, общественный характер.
Без деятельности человек начинает деградировать, превращаться лишь в живой организм, деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Животные действуют согласно инстинктам, хотя их поведение целесообразно, но только человек способен в целеполаганию.
Итак, чтобы деятельность человека имела смысл, он должен всегда ставить перед собой все новые и новые цели, которые могут быть мотивированы, например, его потребностями, как духовными, так и материальными.
Вспомним первобытное время. Человеку, прежде чем начать успешную охоту, надо было понять, какие средства выгоднее использовать, а для этого ему требовалось научиться пользоваться хотя бы простейшими орудиями труда… «Научись ходить, прежде чем бежать».
В процессе деятельности человек познает не только окружающий мир и общество, но и самого себя, как внешне, так и внутренне. Человек узнает, кто он и для чего живет, у него формируется мировоззрение, важной частью которого являются обобщенные знания – повседневные или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас таких знаний, тем более серьезную основу может получить мировоззрение.
Действия, направленность поступков имеют под собой две «опоры»: знания и ценности. Познанием движет стремление к истине – объективному постижению реального мира. Ценностное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. В общем, мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира.
Важно учесть и то, что деятельность всегда направлена на преодоление каких-либо преград. Однако для этого недостаточно одних знаний, нужны сила воли и внутреннее желание достижения цели. В итоге человек получает определенный опыт, который затем применяет в жизни. Именно преодолевая трудности, человек самоутверждается в обществе, учится на своих ошибках, проявляя силу воли и стойкость.
Таким образом, деятельность — это и путь к обретению знаний, и условие существования и развития общества, и важнейший способ становления личности человека.
Победитель конкурса «Эссе – на «отлично»!» в 2009 г.
Источник
Деятельность – единственный путь к знанию (Б. Шоу)
Смысл данного высказывания состоит в том, что деятельность играет важную роль в получении знаний. Невозможно чему-либо научиться без использования осознанной активности. Целеустремленный человек, нацеленный на результат, всегда добивается поставленных задач.
Я согласен с мнением автора в то, что для достижения какого-либо результата необходимо действие. Любые знания можно получить путем активной деятельности. Данная проблема является актуальной в современных условиях, так как в России постоянно растет число молодых людей, которые не намерены получать образование и работать. По результатам социологических опросов, многие из них разочаровались в учебе и карьере. Молодое поколение не уверено в завтрашнем дне, поэтому многие «сидят у родителей на шее». При этом они стремятся модно одеваться, ходить в клубы, покупать «навороченные» гаджеты.
Рассмотрим высказывание с точки зрения обществознания. Деятельность – это действия, совершаемые человеком для достижения какого-либо результата (цели). Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Человеческое общество не может существовать без деятельности. Она формирует человека как личность, способствует тому, что он самостоятельно может удовлетворять свои потребности. Например, учеба – деятельность, позволяющая познать мир, приобрести знания и навыки, необходимые для успешной жизнедеятельности. Любой труд также является осознанной деятельностью, позволяющей реализовать поставленную цель. Иногда цель бывает отрицательной. Этому способствуют неблагоприятные условия окружающей среды в худшую сторону либо неправильно поставленная цель (недостижимая).
Обратимся к примерам из истории. Томас Эдисон, создатель первой лампочки, известен как самый большой неудачник, среди великих изобретателей. В попытке создать лампочку он перепробовал 6000 всевозможных углеродосодержащих материалов, вплоть до собственной бороды. Знакомые подшучивали над Эдисоном и не понимали, почему он не бросает свою затею после такого количества неудач. Однако его спокойствие и настойчивость помогали не паниковать и продолжать проводить эксперименты. Изобретатель верил, что все получится. Так и произошло. Позже Эдисон скажет: «Я не терпел поражений. Я просто нашел 10000 способов, которые не работают». Томас Эдисон подарил миру свет, а также изобрел микрофон и граммофон.
Что говорят нам факты общественной жизни. Известная фигуристка Елена Бережная в 1996 году готовилась к чемпионату Европы. На тренировке она неудачно упала и ее партнер повредил девушке височную кость, задев оболочку головного мозга. Врачи долго боролись за жизнь фигуристки, провели ей 2 нейрохирургические операции. Когда угроза смерти миновала, Елену ждала длительная реабилитация. Она заново училась говорить и ходить. Никто не ожидал, что после такой серьезной травмы фигуристка сможет снова выйти на лед. Однако Елена Бережная не только вернулась в профессию, но и завоевала золото на чемпионатах мира в 1998 и 1999 годах, и также на Олимпийских играх в Солк-Лейк-Сити.
Рассмотрев теоретические доводы и конкретные примеры, мы убеждаемся в том, что без деятельности невозможно приобрести знания. Побуждение к действию помогает человеку и человеческому обществу добиваться поставленных целей, изменять окружающий мир.
Источник
Деятельность как способ существования человека
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 13:14, контрольная работа
Краткое описание
Цель контрольной работы – изучение деятельности как способа существования человека.
Задачи: 1. Проанализировать категорию «деятельность»;
2. Охарактеризовать структуру и виды деятельности;
3. Описать уровни деятельности
Содержание
Введение……………………………………………………………….3
1. Деятельность как способ существования человека ……………4
1.1 Понятие категории «деятельность»……………………………..4
1.2 Структура деятельности………………………………………. 8
1.3 Виды человеческой деятельности……………………………..10
1.4 Уровни деятельности…………………………………………. 15
Заключение…………………………………………………………..16
Литература…………………………………………………………..
Прикрепленные файлы: 1 файл
FILOSOFIYa_2.docx
1. Деятельность как способ существования человека ……………4
1.1 Понятие категории «деятельность»……………………………..4
1.2 Структура деятельности………………………………………. .8
1.3 Виды человеческой деятельности……………………………..10
1.4 Уровни деятельности………………………………………….. ..15
История и наука свидетельствуют о том, что все в человеке, в его бытии является результатом его индивидуальной деятельности, с одной стороны, и деятельности предшествующих поколений, общества в целом — с другой. Без деятельного преобразования окружающего и внутреннего мира человек не может ни существовать, ни развиваться как субъект изменений.
Человеческое общество отличается от всех природных образований тем, что обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.
Основополагающей причиной деятельного отношения к миру служит необходимость в определенных условиях бытия, детерминирующая потребности, интересы и цели субъекта.
Именно потребности индивида, отражающие адаптивный характер деятельности, определяют все предшествующие ей состояния сознания и воли, которые выступают в качестве регуляторов человеческих действий (через целеполагание, продуманность, идеальную версию способов и результатов деятельности, осознанный контроль над последней).
Результатом деятельности может быть та или иная, большая или меньшая степень воплощения поставленной цели. Но в любом случае никогда мы не будем наблюдать совпадения результата и цели хотя бы уже потому, что цель гипотетична, а результат реален.
Цель контрольной работы – изучение деятельности как способа существования человека.
Задачи: 1. Проанализировать категорию «деятельность»;
2. Охарактеризовать структуру и виды деятельности;
3. Описать уровни деятельности.
1. Деятельность как способ существования человека
1.1 Понятие категории «деятельность»
Деятельность – вид активности, направленный на такое изменение внешней среды, в результате которого получается нечто новое. Определение деятельности через новизну результата предполагает выделение соответствующей способности человека создавать новые материальные и духовные ценности, традиционно называемой творчеством.
В широком смысле понятие «деятельность» означает процесс создания общественным субъектом условий своего существования и развития, преобразование окружающего мира и самого себя в соответствии со своими потребностями и целями. В философской антропологии принципу деятельности придается важное методологическое значение при анализе общественной сущности человека, внутренней связи природного и социального. Здесь деятельность выступает системообразующей силой, формирующей самого человека, весь образ его жизни и мыслей.
Объективной предпосылкой деятельного способа существования человека является недостаточность его наличных природных качеств для удовлетворения специфически человеческих потребностей. Ведь возможность удовлетворения человеческих нужд лишь заложена в объективной реальности, обладающей способностью к образованию бесконечного количества новых качественных определенностей, в том числе необходимых человеку. Человеческая природа как незавершенная возможность, требующая постоянного целенаправленного действия по ее реализации, по развитию и совершенствованию задатков и способностей человека — такова предпосылка осмысления деятельности как способа существования человека.
Выступая субъектом взаимодействия как с окружающим миром, так и с другими людьми, человек становится деятельно активным, субъектом реализации самого себя как природного существа на качественно ином — социальном уровне организации бытия. В связи с этим деятельность выступает способом актуализации индивидуальных и социальных потребностей, выражающим всю меру самобытности человека и образующим основу всех форм его отношений к окружающей действительности, самому себе и другим субъектам деятельности.
Исходным для анализа категории деятельности является понятие «активность» [1].
Активность биологических систем поддерживает их динамическое равновесие через приспособление к внешней среде.
Под «активностью» принято понимать всеобщее атрибутивное свойство материи, выражающее собой ее способность к взаимодействию и самодвижению, а также интенсивность реализации этой способности как упорядоченное отражение воздействий внешней среды и возможность на данной основе вырабатывать информационные программы, обеспечивающие опережающее отражение будущего результата. [6, с.566]
Важнейшими качественными характеристиками деятельностного отношения человека к миру является предметность и целенаправленность.
Деятельность характеризуется качеством предметности в том смысле, что она являет собой некоторый физический процесс, происходящий в соответствии с законами природы, в котором участвуют человек, предмет деятельности, средства деятельности или орудия и предметный, будь то материальный или идеальный, результат этой деятельности.
Так, Гегель рассматривает деятельность как специфически человеческое отношение к предметам окружающего мира, как результат «побуждения», благодаря которому создаются предметы, удовлетворяющие человеческие потребности. Гегель акцентирует внимание на предметности и историчности деятельности, поскольку последняя осуществляется в единстве процессов опредмечивания (превращения деятельных способностей человека в свойства предмета) и распредмечивания (превращения свойств и характеристик предмета в деятельностные способности человека). Эти противоположные процессы деятельности являются тождественными, поскольку опредмечивание предмета сопровождается распредмечиванием человека, и наоборот. Однако для великого философа деятельность — прежде всего чистое мышление, предметность же — лишь момент деградации духа, мышления.
Если Гегель акцентирует свое внимание на мыслительной деятельности, то Л. Фейербах и К. Маркс в своих ранних работах преимущественное внимание уделяют качеству предметности в деятельности человека. Человек, прежде всего, предметное существо, всегда действующее с предметами и всегда — предметным способом.
Целесообразность действий человека, осуществляемая в форме целенаправленности, целеполагания, реализуется через сознательную постановку цели и проявляется в стремлении к удовлетворению социокультурно заданных потребностей. Например, потребление пищи при помощи ножа, вилки, в обществе приятных собеседников; чтение религиозной или научной литературы и т.д.
Целеполагание как атрибутивная характеристика человеческой деятельности предполагает рассмотрение ее информационных характеристик, означающих способность не только свободной ориентации в окружающей среде, но и ее моделирования. Информационная специфика деятельности определяется ее целеполаганием, наличием цели действий в виде идеального образа планируемого результата.
М. Вебер в основу понимания деятельности положил понятие целерационального действия, к основным характеристикам которого отнес однозначность, ясность поставленной индивидом цели, наличие четкой, рационально продуманной программы действий. Веберовская концепция целерационального действия, удельный вес которого в историческом процессе постоянно увеличивается, строится на анализе этого действия в качестве элементарной клеточки социальной реальности и объясняет человеческое поведение, направленное на другого человека. Механизм реализации действия, в первую очередь целерационального, предполагает реляционный его аспект — ожидание соответствующих действий от других субъектов. А это означает, что в своей деятельности человек всегда осуществляет социальное отношение одного субъекта к другому субъекту (субъектам).
Целерациональная деятельность является «идеальным типом», обладающим очевидным методологическим конструктивом, поскольку через соотнесение с ним как с моделью становятся возможными определения и анализ других, не столь рациональных и вообще нерациональных типов человеческого действия. Конкретные воплощения идеальной модели целерационального действия выражаются у М. Вебера в понятиях ценностно-рациональное (как следование каким-либо убеждениям, ценностям), аффективное (обусловленное сильными эмоциями, желанием снять их «напряжение»), традиционное (как реакция на привычное раздражение и действие по шаблону, или по привычке) действия. Все эти типы действий являются в веберовском понимании универсальной характеристикой любых общественных образований и состояний.
О доминировании иного рода целей в человеческой деятельности — нерациональных, алогичных — говорит итальянский исследователь В. Парето. Он исходит из утверждения первичности комплекса чувственных стимулов, составляющих фундамент любого нелогического действия, которое называет «остатком», являющим собой особую логику чувств. Получается, что человек не поступает так, как он думает (целеполагает), а, наоборот, думает так, потому что он так поступает — нелогично, иррационально. Но нуждаясь в логическом оправдании своих действий, индивид интерпретирует их некими «деривациями» (производными объясняющими). Так, по мнению Парето, создаются религиозные концепции, моральные кодексы, идеологические концепции.
1.2 Структура деятельности
В структуре деятельности различают субъект (действующее лицо или группа), действие, предмет (результат) деятельности, фиксирующий новое качество, форму, состояние, а также условия и средства деятельности. Любая деятельность всегда имеет определенную мотивацию, приводящую к принятию решения о действии с определенной целью и определенным образом. Мотивация и деятельность не могут проходить без выработанных ценностей и алгоритмов деятельности.
Субъект деятельности (человек, группа людей, общество) является активной стороной деятелъностного процесса, носителем целенаправленных действий, выражающих его жизненные нужны и потребности.
Субъект-объектная связь композиционного взаимопересечения характеризует относительность понятий субъекта и объекта, возможность замены свойств субъекта на противоположные свойства объекта, определенную совмещаемость инициирующей и инициируемой сторон деятельностного процесса в одном и том же индивиде. Подобное происходит, например, в ситуации морального и физического самосовершенствования, саморефлексии, аутотренинга и т.д.[6, c.582]
Субъект-объектная связь взаимопроникновения субъекта и объекта выражена в уже упоминавшихся процессах опредмечивания и распредмечивания: переходе в процессе деятельности свойств и характеристик субъекта в свойства и характеристики объекта, и наоборот.
Таким образом, структура деятельности представляет собой процессуальную взаимосвязь определенным образом взаимодействующих элементов: субъекта действия (его потребностей и интересов, информационных механизмов сознания, нормирующих постановку целей, мотивы, контроль за деятельностью и пр.); объекта действия, на который распространяется деятельность, средств деятельности; результатов, продуктов деятельности.
На рис. 1 «Виды человеческой деятельности» наглядно показана двусторонняя связь между субъектом и объектом. Если познание и практика — противоположно направленные формы связи субъекта с объектом, то игровая (художественная и спортивная) деятельность — промежуточная форма связи. Не являясь по-настоящему ни познавательной, ни практической деятельностью, она включает в себя элементы той и другой. В сфере субъекта ей соответствует чувство (эмоция), занимающее промежуточное положение между знанием и потребностью (для искусства — это чувства любви, гармонии, красоты, прекрасного; для спорта — это чувства агрессии, соревнования, борьбы).
Источник