Деятельность – способ существования человека
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 1102.
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 1102.
В процессе своей жизни человек всегда действует. Он изучает окружающий мир, создает условия для своего существования, учится новому. Попробуем найти ответ на этот вопрос и кратко изучим тему 10 класса «Деятельность – способ существования человека».
Деятельность человека
И люди, и животные постоянно проявляют активность, но человеческая деятельность имеет ряд отличительных специфических черт:
- Она имеет сознательный характер: человек осознает, для чего он занимается тем или иным делом, может ставить цели, менять виды деятельности;
- Направлена на получение результата, продуктивный характер;
- В ее процессе человек преобразует и себя, и окружающий мир (преобразовательный характер);
- Человек постоянно контактирует с другими людьми.
Потребность
Все, что человек делает, направлено на удовлетворение его потребностей.
Они подразделяются на группы:
- естественные (пища, воздух, жилище и так далее);
- социальные (труд, творчество, общение);
- духовные (познание мира, самовыражение).
Психологи (А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и другие) сходятся во мнении, что полного удовлетворения потребностей человек достичь не может. Это хорошо иллюстрирует сказка А.С. Пушкина «Золотая рыбка»: старуха, получив новое корыто, захотела избу, а затем терем, и желаний у нее появлялось все больше.
Деятельность человека имеет спланированный характер.
Реализуя деятельность, человек заранее представляет, чего он хочет достичь. Например, портная, создавая вещь, представляет, как она будет выглядеть. То есть цель – это воображаемый результат.
Для того чтобы выполнить задуманное, необходимы особые средства. Например, для написания реферата понадобятся бумага и ручка или компьютер, а также книги и учебники по выбранной теме.
Цель воплощается в результатах. Это могут быть вещи, отношения, умения и так далее.
которые читают вместе с этой
Мотив
Почему люди ставят цели? Что заставляет их заниматься какой-либо деятельностью. То, что побуждает людей действовать, называют мотивом.
Можно заниматься одной и той же деятельностью, но иметь разные мотивы. Например, трое учеников выполняют все домашние задания, следуют советам учителя, тщательно изучают все правила. Но для одного из них важно получать только хорошие оценки, второй ученик боится огорчить родителей, а третьему на самом деле интересно узнавать новое.
Виды деятельности
Существует много разновидностей деятельности, поэтому для наглядности их принято разделять на группы:
- по отношению к окружающему миру: практическая и духовная;
- по вкладу в развитие общества: прогрессивная и регрессивная, созидательная и разрушительная;
- по соответствию действующим нормам: законная и незаконная, моральная и аморальная;
- по форме объединения с другими людьми: коллективная и индивидуальная;
- по сфере, в которой реализуется: политическая, экономическая, социальная;
- по степени оригинальности и внедрению нового: монотонная и творческая.
Личность и деятельность
В зависимости от возраста человек занимается определенным видом деятельности.
В науке их принято выделять три:
- игра (ребенок узнает окружающий мир и правила посредством различных игр, созданием условной и воображаемой обстановки);
- учение (в школе дети осуществляют учебную деятельность, получают новые знания и умения);
- труд (человек работает, создает какие-либо вещи или блага, практически полезный результат)
На всех этих этапах происходит также общение – непременный атрибут человеческой жизни.
Что мы узнали?
Деятельность – способ существования людей, с помощью которого они удовлетворяют свои естественные, социальные и духовные потребности. Деятельность всегда имеет мотив, цель, средства и результат.
Источник
Деятельность как способ существования человека
Жизнь – это форма взаимодействия живого организма с окружающим миром. Важнейшим ее условием является активность, проявляющаяся в преодолении среды, движении, росте, воспроизведении, поиске. Активность человека выражается в присущей только ему форме – деятельности.
Понятие и структура
Деятельность – это целеустремленная активность человека, реализующая его потребности, направленная на преобразование внешней среды и себя самого. Деятельность – это то, что отличает человека от животного, делает его существом социальным. В процессе деятельности человек создает материальные и духовных блага, формы общения, преобразовывает социальные условия и взаимоотношения, развивается. Главными ее признаками являются:
- Целеполагание – формирование цели, обдумывание образа желаемого будущего. Целесообразность имеется и в поведении животных, но целеполагание присуще только человеку.
- Осознанность – понимание мотивов, побуждений, потребностей, способов достижения цели, предвидение результата.
- Плановость – все составляющие ее действия взаимосвязаны, располагаются в определенном порядке.
- Систематичность – деятельность человека имеет длительный повседневный характер.
- Общественный характер – человек всегда осуществляет свою деятельность в рамках общественных отношений, опираясь на усвоенный им социальный опыт.
Всякая деятельность предполагает наличие субъекта и объекта. Субъект – действующее лицо, источник активности. В качестве субъекта деятельности может выступать конкретный индивид, социальная группа или общество в целом. Объект – предмет деятельности. Им может быть вещь, другой человек, сам субъект, понятие, мысль. Деятельность – это процесс познания или преобразования объекта субъектом. Ее структуру составляет ряд последовательно возникающих компонентов:
- потребность – нужда, недостаток в чем-либо и связанное с этим ощущение дискомфорта;
- мотив – побуждение к деятельности;
- цель – мысленно представляемый результат деятельности;
- средство – предмет или действие, которые человек применяет для достижения цели;
- процесс – последовательность стадий в развитии какого-либо явления;
- результат – завершение, итог деятельности.
Элементарной единицей деятельности является действие – произвольная, преднамеренная активность, направленная на достижение заранее определенной промежуточной цели. Органическую базу человеческой деятельности составляют психофизиологические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь. Деятельность не является врожденным качеством человека, он приобщается к ней в ходе социализации.
Виды и формы
Человеческая деятельность – сложное и многообразное явление. Все ее формы можно условно разделить на 2 группы:
- Внутренняя деятельность – духовное и интеллектуальное развитие человека, формирование идеалов, ценностей, идей, понятий, представлений.
- Внешняядеятельность – общение и практические действия (трудовая, производственная, спортивная, профессиональная активность).
По конечным результатам, принципам организации, особенностям мотивации различают 5 форм деятельности:
- Общение – взаимодействие людей или социальных групп, состоящее в обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией, восприятии и понимании друг друга.
- Игра – активность, возникающая в рамках специально созданных сюжетов, правил. Игра помогает формированию и раскрытию способностей, как разрядка необходима при всякой интенсивной деятельности.
- Учение – усвоение знаний, овладение умениями и навыками.
- Труд – деятельность, результатом которой становится создание общественно значимого продукта.
- Творчество – исторически первичный вид деятельности человека, направленный на создание качественно новых по форме и содержанию материальных и культурных ценностей.
На каждом этапе возрастного развития один из них приобретает ведущее значение в формировании новых свойств личности:
- в дошкольном возрасте – игра;
- в детстве, отрочестве и юности – учение;
- в зрелом возрасте и старости – труд.
Все виды деятельности взаимосвязаны и в той или иной мере присутствуют в жизни человека в любом возрасте.
По типу активности субъекта выделяют следующие виды деятельности:
- Преобразовательная – специфический способ отношения к внешнему миру, состоящий в его изменении и подчинении своим целям с помощью определенных технологий.
- Познавательная – изучение объективного мира с целью последующей реализации полученных знаний на практике.
- Ценностно-ориентационная– осмысление и оценка явлений, процессов, событий окружающей действительности, формирование личного эмоционального отношения к ним.
- Коммуникативная – познание и оценка человеком других людей, а через них – и самого себя. Выделяют 2 типа коммуникативной деятельности: личностно-ориентированная и социально-ориентированная.
- Художественная – создание, восприятие, хранение и передача духовных ценностей, самостоятельное творчество в области литературы и искусства.
Деятельность – это то, благодаря чему человек превосходит индивидуальные, заложенные природой, возможности. Почти все ее формы и способы организации связаны с:
- умениями и навыками, приобретенными в результате культурно-исторического развития;
- предметами материальной и духовной культуры, используемыми в качестве средств удовлетворения потребностей или собственного развития.
Деятельность человека носит продуктивный, созидательный характер. Она преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни.
Заключение
Деятельность оказывает определяющее воздействие на формирование личности, через нее устанавливается реальная связь между человеком и окружающим миром. В деятельности проявляется ум человека, его чувства, воображение, способности, свойства характера. Содержание деятельности определяется не только потребностями, но и общественными целями, опытом, убеждениями, моральными установками. Вся история человеческого общества – это история деятельности людей.
Источник
Понятие деятельности. Деятельность как способ человеческого бытия
Человеческое общество отличается от всех природных образований тем, что обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность. В обществознании деятельность представляет собой сложную и многоплановую категорию, которая включает в себя многие стороны взаимодействия человечества с миром.
Деятельность — это форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя.
Человеческая деятельность — это деятельность конкретных индивидов, которая протекает или в условиях открытой коллективности — среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром — перед гончарным кругом или за письменным столом. В каких бы, однако, условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. При всем своем своеобразии деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она осуществляется, определяется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе, как в деятельности конкретных людей.
Деятельность каждого отдельного человека зависит при этом от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах.
Для человека общество составляет не только внешнюю среду, к которой он вынужден приспосабливаться, чтобы не оказаться неадаптированным и выжить, совершенно так же, как животное вынуждено приспосабливаться к внешней природной средой. Главное заключается в том, что в обществе человек находит не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, а в том, что сами эти общественные условия несут в себе мотивы, и цели его деятельности, средства и способы, словом, общество производит деятельность образующих его индивидов.
2. Особенности человеческой деятельности
В отличие от животных деятельность человека является преобразовательной. Для человека, как и для животного, свойственно приспособительное поведение. Так, на ранних ступенях своего развития человечество приспосабливалось к климатическим, географическим условиям своего существования, В те далекие времена изменение русла реки, или, наоборот, затопление реками полей, могли существенно изменить жизнь того или иного народа, характер и виды его хозяйственной деятельности.
Человечеству потребовалось много времени и усилий для того, чтобы покорить природу и подчинить ее своим целям и нуждам. Люди научились строить сложные ирригационные системы, каналы, дамбы, шлюзы. Природная стихия стала подвластна человеку. Поэтому человек, в отличие от животных, не только приспосабливается к природе, но и посредством своей деятельности ее преобразует.
Следующие отличие человека от животных заключается в том, что люди не имеют врожденной программы деятельности, не могут передавать ее своим потомкам генетическим путем. Нюх не приводит человека к продуктам питания, механический навык не побуждает строить гнезда. Немецкий просветитель Гердер назвал человека самым беспомощным и неприспособленным к жизни из всех живых существ. Многие из первых человеческих популяций погибали, выживали лишь те, которым удавалось выработать новый небиологический способ организации своего бытия. Условием выживания стала необходимость постоянного изменения способов, поведения, форм деятельности, установок психики.
Человек самостоятельно и прижизненно должен был выработать программы своей деятельности, отобрать оптимальные варианты и передать своим потомкам. Каким образом он мог это сделать? Через объективированные (т. е. отделенные от своих творцов) продукты своей деятельности. Мысли людей, их идеи, знания и опыт приобретают объективное бытие в вещах и предметах материальной культуры и в таких образованиях, как язык, мифология, религия. Значит; человек создает предметный мир как результат опредмечивания своих способностей.
В то же время каждый входящий в этот мир человек и каждое входящее в историю поколение людей используют накопленные знания и способности ее творцов. Они осваивают их, приобщаясь тем самым к опыту своих предков и становясь культурными существами.
Следовательно, между человеком и природой вырастает целый ряд опосредствующих звеньев, целый мир новых отношений, которого нет в мире природы. Так, благодаря человеческой деятельности, биологическое существование становилось одновременно социальным. В отличие от животных, которые живут в естественной (природной) среде, люди живут в среде социальной, являющейся результатом их сознательной трудовой деятельности. Между людьми устанавливается целый ряд связей и отношений: социальных, экономических, политических, правовых и т. д. В биологическом мире таких связей нет. Таким образом, человек, являясь существом производящим, осуществляющим свою деятельность, творит новую реальность. Этой новой реальностью является мир человеческой культуры и общественных отношений.
3. Структура деятельности
Деятельность человека отличается от жизнедеятельности животных тем; что она предполагает наличие субъекта действия, противостоящего объекту и воздействующего на него.
Субъект — тот, кто осуществляет действия, обладает активностью, направленной на объект. Субъектом деятельности может быть отдельный индивид, группа людей, организация или государственный орган. Действия субъекта могут быть направлены на другого человека или на самого себя.
Объект — то, что противостоит субъекту, то, к чему устремлена практическая и познавательная деятельность человека. Объектом деятельности может быть природа в целом или ее отдельные аспекты, а также различные сферы человеческой жизнедеятельности.
В широком смысле слова под содержанием человеческой деятельности понимается процесс взаимодействия между субъектом и объектом.
Иначе говоря, человек целенаправленно преобразует те или иные формы бытия. Условием человеческой деятельности является целеполагание, т. е. наличие заданной человеком цели и активность, осуществляемая в соответствии с этой целью.
Цель — субъективный образ желаемого результата, «то, ради чего» (Аристотель) предпринимаются определенные действия.
Целенаправленность деятельности становится возможной благодаря тому, что человек обладает сознанием. Сознание, органически вплетаясь в деятельный процесс, не просто составляет его необходимое условие, а является внутренней составной частью самого процесса. Поэтому «в конце процесса труда получается результат, который раньше был в представлении человека» (Маркс), т. е. идеально. Таким образом, деятельность людей включает в себя две противоположные формы: идеальное и материальное преобразование объекта.
Идеальное: преобразование объекта осуществляется в сознании человека. Именно сознание, как идеальная форма человеческой деятельности, придает целенаправленный характер материальному процессу. Сознательная цель, поставленная человеком, определяет способ и характер его действий.
Цель, которую ставит перед собой человек или группа людей, должна соответствовать реальным возможностям ее реализации. Все, что используется ради достижения цели, называется средствами деятельности.
Так, например, труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовления орудий труда. Орудийность человеческого труда является его специфически человеческой особенностью. Только люди способны опосредовать свое воздействие на среду с помощью специально созданных средств труда, отличных от органов тела. Средства труда — это различные устройства, помогающие человеку воздействовать на природу для усиления мускульных (а позднее и умственных) возможностей человека: Причем, орудийность человеческой деятельности не сводится к использованию готовых, «подобранных на земле» орудий труда, а означает их систематическое изготовление, совершенствование, хранение и многократное использование.
Помимо цели и средств действие предполагает результат. Так, в результате учебной деятельности школьник умеет читать, писать, решать задачи, абстрактно мыслить. В результате деятельности рабочего машиностроительного завода появляются новые машины и детали к ним. Наука является результатом деятельности ученых, их исследований, экспериментов и умозаключений. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.
4. Мотивы деятельности
Любая деятельность всегда имеет определенную мотивацию, приводящую к принятию решения о действии с определенной целью и определенным образом. Мотивация и принятие решения не может проходить без познания выработанных ценностей и алгоритмов (принципов) деятельности.
Мотив — побудительная причина поведения и действий человека, возникающая под воздействием его потребностей и интересов и представляющая собой образ желаемого человеком блага.
Таким образом, под мотивом понимается осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности. Возникая на основе потребности, мотив представляет ее более или менее адекватное отражение. Мотив является определенным обоснованием и оправданием волевого действия, показывает отношение человека к требованиям общества. Он играет важную роль в оценке действий и поступков, так как от них зависит, какой субъективный смысл имеет действие для данного человека.
Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности.
Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достичь, основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в их выборе люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей, и как следствие — аналогичную социальную реальность.
5. Виды деятельности
Можно выделить различные классификации видов человеческой деятельности.
В онтогенетическом развитии человека обычно выделяются три ведущих вида деятельности: игра, учение, труд.
Так, например, известный философ и историк культуры Хейзинг все виды человеческой деятельности рассматривает как проявление игры. Игра, как особый тип взаимодействия, многими исследователями рассматривается, как процесс, в ходе которого имитируются реальные действия, т. е. она является неким прообразом реальных действий, в ходе которых развиваются умения, навыки, способности человека. Так, например, в процессе игры ребенок осваивает различные социальные роли, приобретает навык поведения в социальной среде и т. д. (воспитательное значение игры отмечал еще Аристотель, который считал, что учить следует развлекая).
В более узком смысле слова под игрой понимается вид деятельности, который осуществляется не для практических целей, а служит для развлечений. Процесс игры доставляет радость, поддерживает хорошее настроение в любом возрасте.
Труд как целесообразная деятельность человека начался с изготовлений орудий труда. Только люди способны опосредствовать свое воздействие на среду с помощью специально созданных средств труда, отличных от органов тела. Средства труда — это различные устройства, помогающие человеку воздействовать на природу для усиления мускульных (а позднее и умственных) возможностей человека. Причем орудийность человеческой деятельности не сводится к использованию готовых, «подобранных на земле» орудий труда, а означает их систематическое изготовление и хранение, а также многократное использование. В отличие от этого орудийная активность приматов носит одномоментный характер, не предполагает регулярного их использования. На протяжении всей своей истории человек совершенствовал и развивал средства своей деятельности. Это был путь от каменного топора до современных суперкомпьютеров.
Чаще деятельность человека разделяют на два основных типа: практическую и духовную. Первая направлена на преобразование объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.
Практическая деятельность — это непосредственное преобразование окружающей природы и социума (включая и самого человека). Принято разделять практическую деятельность на материально-производственную (преобразование природы) и социально-организационную (преобразование общества). Современные философы в основном отказываются от признания преимуществ и особой ценности какой-то одной из форм деятельности человека. Они указывают на важность, равнозначность и единство материального и духовного миров.
Духовная деятельность человека очень разнообразна и многогранна. Обычно к духовной деятельности относят духовно-практическую деятельность (отражение действительности в художественной форме, в мифах, религиозных учениях) и духовно-теоретическую деятельность (отражение действительности в науках, законах природы и общества), в нее же входит ценностное осмысление окружающего мира, которое выражается в идеологии и мировоззрении.
6. Сознательное и бессознательное в поведении людей
В своем поведении человек руководствуется не только сознательными, но и бессознательными мотивами. Существование сознания является очевидным, менее очевидно наличие бессознательного. Бессознательное — это совокупность психических процессов, состояний, не представленных в сознании и самосознании. Главное отличие сознательного и бессознательного заключается в том, что в сознании четко разделяются внешний мир и его отражение в образах, а в бессознательном реальность и ее переживание человеком сливаются. О существовании бессознательного различным ученым и философам было известно давно, но главная заслуга в привлечении широкого внимания и интереса к этому феномену принадлежит австрийскому ученому, врачу-психиатру З. Фрейду, который выдвинул проблему бессознательного в центр своих исследований.
При этом надо отметить; что многие концепции и выводы Фрейда не разделяются другими учеными.
Современная наука выделяет следующие основные уровни бессознательного:
Усвоение отдельным человеком поведения и привычек, типичных для той социальной группы, к которой он принадлежит, например, индивиды усваивают через подражание основные черты поведения, структуру быта своей этнической группы. При этом они не осознают, как происходит такое усвоение, и сознательно не контролируют его.
Неосознаваемые стереотипы автоматизированного поведения, Например, человеку, вышедшему из дома, вдруг кажется, что он не запер дверь, но он просто не осознавал, как это делал, потому что эту операцию он выполнял постоянно, много раз, а сознание было занято другими, более важными в данный момент делами.
Неосознаваемое восприятие, когда на поведение человека воздействуют такие раздражители, которые лежат за порогом его сознания и о которых он не может дать себе отчет. Человек в этом случае способен переработать информацию, находящуюся за пределами его сознания (например, проблема так называемого 25-го кадра).
С физиологической точки зрения бессознательные процессы весьма целесообразны. Они выполняют охранительнуй функцию, освобождая мозг от постоянного напряжения. О полном объеме хранящейся в памяти информации мы даже не подозреваем. Бессознательное выполняет функцию автоматизации человеческих действий. Если бы все элементы человеческой жизнедеятельности одновременно потребовали бы осознанности и контроля, то человек не мог бы ни думать, ни действовать.
В то же время бессознательное может выполнять и деструктивную, разрушительную функцию. Прорываясь в наше сознание, оно может захлестнуть и парализовать рациональные психические структуры социального бытия личности, вызвать необдуманные действия больших масс людей в огромных масштабах, что особенно вероятно и очень опасно в периоды крупных социальных преобразований.
7. Способность человека к творчеству
Творческие способности человека проявляются на основе его познавательных способностей. Но если познание субъекта есть отражение объективной действительности, т. е. движение от объекта к субъекту, то творчество, по преимуществу, есть движение от субъекта к объекту.
Творчество — это познавательно-деятельная способность человека создавать качественно новые материальные и духовные ценности.
Творчество изучается различными науками: психологией, философией, кибернетикой, информатикой и др. Специальной наукой, изучающей творческую деятельность, является эвристика. Ее назначение — создавать модели творческого процесса решения задач в условиях неопределенности. Название науки происходит от греческого слова «эврика» — «я нашел». Приемы, усиливающие творческие возможности, называются эвристическими.
Творческие способности человек может проявлять в различных видах деятельности: производственно-технической, научной, художественной, изобретательской, политической, воспитательно-педагогической. Наиболее ярко творчество проявляется в искусстве, науке и технике.
Выявлены общие черты творческого процесса или этапы творчества:
Осознание проблемы, формулировка задачи;
сбор и изучение информации;
переключение на другие задачи или занятия: проблема уходит в подсознание;
озарение: проблема решается с неожиданной стороны; решение обнаруживается там, где поначалу его не пытались искать;
проверка: она может быть логической или экспериментальной;
оценка новизны найденного решения,
В творческом процессе значительную роль играет интуиция, Судя по воспоминаниям ученых, художников, для творчества важно сочетание логически обработанных знаний и интуитивных догадок. Творческое озарение — это результат работы ума, долгих поисков и освоения уже известного, сравнений, обобщений, рассуждений всего того, что составляет основу логического мышления.
Активизировать творчество можно путем специальной организации творческой работы. В 30-е гг. XX в. возник метод группового решения проблемы — мозговой штурм. Несколько человек, специалистов одной, смежных или различных областей, собираются для решения какой-либо задачи.
5. Деятельность людей как движущая сила общественного прогресса.
6. Мотивы деятельности и их проявления в потребностях человека.
Источник