Билет №4 Деятельность- способ существования людей
Деятельность — это присущая только Ч форма взаимодействия с окружающим миром. В ходе человеч деят происх изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе. Деятельности Ч носит сознательный характер. Ч сознательно выдвигает цели своей деят и предвидит ее результат. Д носит продуктивный характер. Она направлена на получение результата. Д носит преобразующий характер: в ходе Д Ч изменяет окруж его мир и самого себя — свои способности, привычки, личн кач-ва. В Д Ч проявляется ее общ характер, тк в процессе Д Ч вступает в разнообразные отнош с другими людьми. Д Ч осущ ради удовлетворения его потреб.
Потребность — переживаемая и осознаваемая Ч нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
Естественные потребности (необходимые для существования, развития и воспроизводства). Социальные потребности (потр в труд деят, творчестве, соц активности, общении с другими людьми). Идеальные потребности (необходимые для духовного развития).
Психолог Леонтьев с своей книге описал структуру деятельности. В структуре деятельности следует прежде всего различать субъект и объект деятельности. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что направлена. Далее в структуре деятельности можно выделить цель, средства её достижения и результаты. Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Когда цель определена, её достижение или неуспех деятельности зависит от средств. Почему Ч выдвигает ту или иную цель? Его побуждают к этому мотивы(побудительная причина деятельности).
Выделяют различные виды деятельности (практическая и духовная). Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность и социально-преобразовательную деятельность. Духовная деятельность связана с изменением
сознания людей.В многообразии видов деятельности человека можно выделить созидательную и разрушительную.
Деятельность делится на инновационную, изобретательскую и творческую. Творческая деятельность отличается неповторимостью, уникальностью и оригинальностью. В зависимости от обществ сфер различают экономическую, полит, соц и др. Рассматривая процесс становления человеческой личности, отчеств психология выделяет следующ основные виды деятельности. Во-первых, это игра: предметная, сюжетно-ролевая, интеллектуальная, спортивная. Для игровой деятельности важен процесс и выполнение определенной роли.
Во-вторых, это учение — деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий.
В-третьих, это труд — вид деятельности, направл на достижение практически полезного результата. Характеристика трудовой деятельности — знания, умения и навыки. В качестве деятельности часто выделяют общение — установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми. Выделяют внешнюю и внутреннюю деятельность. Внешняя деят проявл в виде движений, действий с реальными предметами. Внутренняя происходит посредством умственных действий.
Сознание — это присущая только Ч способность воспроизводить действ в идеальных образах. Сторонники естественно-научного подхода считают сознание проявлением функций мозга, вторичным по сравнению с телесной организацией Ч. Сторонники религиозно-идеалистических взглядов наоборот, первичным считают сознание, а Ч «телесного» 0 его производной.
Деят способствует изменениям в сознании Ч, его развитию. Сознание формируется деят, чтобы в тоже время влиять на эту деят, опр и регулир ее. Обосновывая единство деят и сознания наука выработала учение о деят, которая явл ведущей для каждого возрастн периода жизни Ч. Именно она формирует на данном возрастном этапе важнейшие черты личности.
Человеческая деят или сознат деят — активность Ч, направл на осуществл поставл целей, связан с удовлетв его потребностей.
Билет Познание и знание
Проблема познаваемости происходит из реальных трудностей познания. В своих подходах к данной проблеме ученые разделились на оптимистов, пессимистов и скептиков.
Пессимисты отрицают познаваемость мира. Оптимисты, утверждают, что мир принципиально познаваем. Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания.
Агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) — философского учения, отрицающего возможность познания. Любопытно, что с развитием знаний о мире агностицизм не умер. Одной распространенной разновидностью агностицизма был конвенционализм. Согласно этому учению существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными .Эти знания не способны достоверно отражать сущность исследуемых предметов. Сторонники гносеологического оптимизма, не отвергая сложности познания, доказывают несостоятельность агностицизма. В качестве аргумента одни из них отмечают ясность и отчетливость научной мысли, повествующей о сущности изучаемых объектов.
Наука о знании и познании выделяет различные формы чувственного познания. Первая из них — ощущения, т. е. отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов. Вторая форма чувственного познания — восприятие, которое дает целостное отражение предметов в многообразии их свойств. Наиболее сложная форма чувственного познания — представление, поскольку здесь нет уже конкретного предмета, который отражается. В процессе рационального (логического) познания используются и такие формы, как понятие, суждение, умозаключение (иногда сюда включают гипотезы, теории, методы).
Вы уже знаете, что понятие — это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей, например, понятия «человек», «самолет» не ограничиваются образом какого-то конкретного человека или маркой летательного аппарата.
Истина — это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания. Или иначе: истина — это соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Понятие «истина» является сложным и многосторонним. Относительная истина — это ограниченное верное знание о чем-либо. Со временем относительная истина может стать частным случаем общего правила или вовсе оказаться заблуждением. Из относительных истин складывается абсолютная истина. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте. Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен. Критерии истины 1.Опыт 2. Практика 3. Разум.
Ближе всего к истине стоит научное знание. При этом оно отличается от других видов знания, как и научное познание от других форм познания. Во-первых, научное познание руководствуется принципом объективности. Оно должно отразить объект таким, каков он есть на самом деле. Во-вторых, научное знание, в отличие от слепой веры в мифологии и религии, обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность. В-третьих, науке свойственна особая системность знания. Научное знание не просто упорядочение, таким может быть и обыденное знание, но к тому же выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия. В-четвертых, научному знанию свойственна проверяемость. Средствами проверки результатов научного познания могут быть и научное наблюдение, и практика, и логические рассуждения. При этом совершенно не обязательно проводить проверку каждый раз, когда необходимо обращение к научным истинам. Истина в науке характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными, т. е. достоверными.
Общественные науки выявляют объективные законы, выражающие существенные, всеобщие и необходимые связи явлений и процессов, происходящих в обществе. Социальное знание как продукт этих наук — это прежде всего знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально-демографическими и профессиональными группами и т. д.
6 билет « Человек в системе социальных связей»
Человек стал человеком не только в ходе биологической эволюции, но и в процессе общественного развития.
Вопрос о соотношении биологического и социального в человеке рассматривается философами как часть проблемы сущности человека. Одни исследователи считают, что природное и социальное в человеке противоположно. Другие полагают, что в человеке природное и социальное сосуществует в неразрывном единстве. Существует такая точка зрения, которая наряду с биологическими и социальными началами выделяет в человеке еще и психическое, то есть соотношение биологического и социального.
Сегодня не вызывает сомнения важная роль социальной среды в процессе обретения человеком человеческого.
Любая природная предрасположенность человека реализуется в социальных обстоятельствах. Собственно человеческое бытие – это проявление и развитие социальности. К примеру, близнецы, которые при рождении почти неразличимы, под влиянием общества приобретают особенные черты.
Личность – общественная характеристика человека. Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.
Существуют 2 подхода к личности:
Рассмотрение личности как активного участника свободных действий Личностными признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку своих особенностей.
) Рассмотрение набора функций или ролей. Человек в обществе проявляет себя в разных обстоятельствах в зависимости от индивидуальных черт и общественных условий.
Человек может выполнять разные роли: работника, семьянина, гражданина. Он совершает поступки и проявляет себя в социальных действиях.
Изучение личности через ролевые характеристики подчеркивает связь человека с общественными отношениями.
Для обозначения человека в обществе было введено понятие «социальное действие» Вебером. Социальное действие проявляется в целенаправленной активности и отношении других людей. Анализируя типы социального поведения, Вебер установил, что в их основе лежат принятые в обществе образцы.
Нравы – установки поведения, которые складываются внутри определенного круга людей под влиянием привычек. В процессе становления личности происходит освоение общественных нравов.
Обычай — укоренившийся нрав.
Нравы и обычаи определяют условия социального поведения.
Социализация– процесс освоения знаний и навыков, необходимых человеку, чтобы стать членом общества. При социализации человек развивает качества, нужные для эффективного функционирования в обществе.
Две стадии социализации:
Раннее детство. Преобладают внешние условия регулирования социального поведения.
Замена внешних санкций внутренним контролем.
Социализация индивида происходит в трех основных сферах:
Сфера деятельности (выделение главного)
Сфера общения (обогащение круга общения)
Сфера самосознания. (формирование образа собственного «Я»)
Самосознание – определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения (важный признак – ответственность)
Самореализация – процесс достижения поставленных целей личностью. Американский ученый Маслоу относил самореализацию к высшим потребностям человека.
В истории понимание свободы заметно менялось. Сократ и Платон считали, что свобода ограничена судьбой или роком.
Например, в буддизме свобода человека предопределена его кармой. В христианстве свобода человека понималась как действие в границах между божественным предначертанием и возможностью приобщения человека к божественной благодати.
ХХ век не прибавил оптимизма в отношении свободы человека. Именно в этом веке распространилось понятие свободы как тяжкого бремени.
Нужно различать негативное и позитивное влияние свободы. Негативное понимание рассматривает свободу как «свободу от». Нередко такая свобода выглядит иллюзиорной и не дает настоящего освобождения.
Позитивное понимание рассматривает свободу как «свободу для»
Ответственность выступает в качестве внутреннего регулятора социального поведения взрослой особи. Так проблема свободы пересекается с проблемой ответственности.
Ответственность – обратная сторона свободы, она присуща зрелой личности и выражается в осознании себя как причины совершаемых поступков. Социальная ответственность выражается в склонности вести себя в соответствии с интересами других людей.
Итак, факторы формирования личности:
Источник
1.4. Деятельность как способ существования общества
Деятельность понимается как проявление активности человека в какой либо сфере его существования. В процессе деятельности происходит взаимодействие с окружающей средой. В отличие от животных человек не только приспосабливается к окружающей среде, но и стремится преобразовать ее. Действия животных, связанные с добыванием пищи, витьем гнезд, воспитанием детенышей и т. д., основаны на инстинктах, тогда как человек использует опыт предшественников, обдумывает свои поступки, прогнозирует их последствия. Таким образом, человеческая деятельность основана на предварительном осмыслении всех ее этапов. В связи с этим выделяют такую разновидность деятельности, как мыслительную. Субъектом деятельности, т.е. тем, кто ее осуществляет, являются человек, группа людей, государственная или общественная организация. Субъект в своей деятельности воздействует на объект, в качестве которого могут выступать различные предметы как естественного, так и искусственного происхождения, растения и животные, отношения между людьми. ‘Так, из руды производят металл, из глины — посуду, из кирпичей — дом. Фермер обрабатывает землю, выращивая на ней сельскохозяйственные культуры, разводит коров и свиней. Мужчина и женщина вступают в брак, регистрируя свои личные отношения.
Во многих сферах деятельности человек не может совершать действий без применения орудий. Это могут быть орудия труда, предметы быта, средства транспорта, различные носители информации (книги, телевидение, компьютеры и др.). Причем многие орудия приспособлены только к определенному виду человеческой деятельности.
Субъект, объект и орудие деятельности представляют в совокупности ее структуру. Деятельность не может быть полноценной без какого-либо элемента ее структуры. Отсутствие объекта делает любое проявление активности бесцельным. В большинстве случаев нельзя добиться ожидаемого результата «голыми руками» — необходимо использовать те или иные орудия. А без субъекта деятельность вообще невозможна.
Деятельность имеет целенаправленный характер. Постановка цели деятельности активизирует стремление человека добиться желаемого результата. Цель — это мысленная модель будущего результата, к которому стремится субъект в ходе своей деятельности. Цель может быть сформулирована в устной или письменной форме, выражаться графически, содержаться в сознании человека, но главное, чтобы человек четко представлял себе, чего он хочет добиться. В то же время, цель должна быть реальной. Можно поставить цель изобрести вечный двигатель, слетать на луну, найти клад, стать президентом и т.д., но такие желания могут не совпадать с реальными условиями окружающего мира и возможностями самого человека. Несомненно, желание добиться чего-либо имеет огромное значение для достижения цели деятельности. Однако часто бывает, что одного желания оказывается недостаточно. Успех в достижении цели во многом зависит от средств. Средствами могут быть орудия труда, материалы, знания, опыт, конкретные действия человека на пути к поставленной цели. Причем средства должны соответствовать и цели, и объекту деятельности. Мы не сможем вырыть яму руками. Но если иногда для этого достаточно лопаты, то для рытья котлована надо использовать экскаватор. Можно идти несколько часов до места назначения пешком, а можно за несколько минут доехать на машине.
Если в качестве средств выступают действия человека, то они не должны ущемлять интересы других людей. Допустим, человек поставил перед собой цель приобрести автомобиль. Он может выбрать два пути. Первый — купить автомобиль, второй — его украсть. В обоих случаях цель приобретения автомобиля будет достигнута. Но кража автомобиля нарушает права его законного владельца и, кроме того, является уголовным преступлением. Добиться служебного повышения можно упорным трудом, а можно путем устранения соперников с помощью интриг и клеветы. Но даже если интриги вам помогут и вы займете высокую должность, в глазах сослуживцев вы будете нечестным человеком, с которым не стоит иметь дела. Таким образом, действуя по принципу «цель оправдывает средства», субъект наносит вред окружающим и создает проблемы для себя.
Деятельность не представляет собой однородного процесса. Чтобы подготовить домашнее задание, ученик читает учебник, отвечает на вопросы к параграфу, выполняет задание в тетради и т.д. Таким образом, он совершает ряд последовательных действий, которые в конечном итоге приводят его к достижению поставленной цели — выполнению домашнего задания.
Одинаковые виды деятельности разные люди выполняют по разному. Внешние проявления деятельности называются поведением. В поведении отражается отношение человека к окружающим людям. Один человек уважителен с людьми, другой — надменен. Кто-то ответственно относится к выполнению работы, а кто-то отлынивает. От чего же зависит поведение человека? Как определить, плохое оно или хорошее? Критерием оценки поведения служат правила, установленные в обществе. Если поведение не соответствует этим нормам, оно осуждается членами общества.
Важную роль в осуществлении деятельности играет ее мотивация, т.е. то, что побуждает человека действовать. Мотивом называют осознанное побуждение, которым руководствуется субъект при совершении того или иного действия. Побудительными причинами могут быть как материальные, так и нематериальные условия жизни человека. Ощущение недостатка в чем-либо, материальный и духовный дискомфорт активизируют деятельность человека. Мотивом в этом случае выступают потребности — осознаваемая и переживаемая человеком зависимость от условий его существования. Появление ощущения неудовлетворенности вынуждает человека проявлять активность с целью вернуться в состояние равновесия, что и происходит после удовлетворения потребности.
Классификацию потребностей предложил американский психолог Абрахам Маслоу (1908—1970). Он расположил потребности в иерархическом порядке от низших к высшим. К низшим (или первичным, врожденным) Маслоу отнес физиологические потребности и потребности в безопасности, а к высшим (или вторичным, приобретенным) — социальные, престижные и духовные потребности.
Физиологические (витальные, т.е. связанные с сохранением человеческой жизни) потребности возникают у человека с рождения. Он нуждается в еде, сне, тепле. Потребность в воспроизводстве человека, рождении детей тоже относят к физиологическим, а точнее, к сексуальным потребностям.
Потребности в безопасности (экзистенциональные) выражаются в стремлении человека защитить свою жизнь и жизнь своих близких от каких-либо посягательств, избежать насилия, сохранить здоровье, быть уверенным в завтрашнем дне. Последнее касается не только физической безопасности, но и экономических основ существования — достойного уровня жизни, социальных гарантий и т.д.
Социальные потребности реализуются в процессе общения людей. Человек не может жить вне социума. Он взаимодействует с другими людьми дома, в школе, на работе и т.д. Он нуждается в любви, дружбе, заботе со стороны окружающих и сам готов отвечать им тем же.
Престижные потребности выражаются в желании человека выделиться среди окружающих. Он стремится лучше учиться, получить престижную работу, продвинуться по служебной лестнице. В удовлетворении престижных потребностей большую роль играют самооценка человека, стремление к достижению успеха, сопоставление целей и реальных возможностей их достижения. Поэтому такие потребности называют еще эгоистическими.
Духовные потребности связаны с творческой активностью человека, стремлением его к самореализации. Они многогранны и зависят от ряда факторов. Одни люди удовлетворяют свои духовные потребности путем просмотра телевизионных программ, другие ходят в кино, театры, музеи, третьи создают произведения литературы и искусства.
Первичные потребности уравнивают человека с животными. Потребности в пище, сне, безопасности часто проявляются у людей на уровне инстинктов. Но в отличие от животных первичные потребности человека социальны. Он может отдать последний кусок хлеба нуждающемуся, не сомкнуть глаз у постели больного. История знает немало случаев самопожертвования, когда люди шли на смерть ради жизни близких, свободы своего народа. Потребность в еде мы можем удовлетворить, проглотив бутерброд, а можем накрыть хорошо сервированный стол, зажечь свечи, включить приятную музыку.
Первичные потребности присущи в той или иной степени всем людям. Вторичные же проявляются не у всех. Кто-то любит шумные компании, всегда готов поддержать беседу, кто-то замкнут и общается только по необходимости в школе или на работе, потому что этого общения ему просто не избежать. Одни люди рвутся вперед, стремятся стать лидерами в компании, руководителями на работе. Другие, заняв определенное положение в обществе, останавливаются на достигнутом, оставив намерения продолжать карьеру.
Социологи доказали, что человека к действию побуждают только неудовлетворенные потребности. Если мы хотим есть, мы будем искать возможность удовлетворить чувство голода. Если мы захотим пообщаться с друзьями, мы встретимся с ними. Если мы хотим подняться по служебной лестнице, мы стремимся получить новые знания, перенять опыт, ответственно выполнять поручения начальника.
В то же время мы не можем приступить к удовлетворению престижных потребностей, если не удовлетворены социальные, а социальные не будут актуальны без удовлетворения первичных потребностей. Ведь голодный человек больше будет думать о поиске пиши, чем об общении и карьере. В этом в полной мере проявляется принцип иерархии потребностей.
Исключение из этого правила составляют в некоторых случаях духовные потребности. Испытывая недостаток в пище, тепле, общении, человек, тем не менее, тянется к прекрасному. Он читает книги, слушает музыку, следит за происходящими в стране и мире событиями. В истории встречается немало примеров, когда творческие личности, живя в бедности, создавали бессмертные произведения литературы и искусства. С другой стороны, среди материально обеспеченных людей встречаются такие, которые не заботятся о своем духовном развитии, тратя свои силы в погоне за карьерным успехом и деньгами. Таким образом, духовная сфера развивается независимо от материального благосостояния человека.
В удовлетворении потребностей, так же как и в процессе всей своей деятельности, человек ориентируется на систему ценностей и идеалов, принятых в обществе. Это могут быть представления о счастье и смысле жизни, понятия чести, долга, добра и справедливости (ценности межличностного общения), вопросы престижности материального и служебного положения, демократические права и свободы, ценности морального характера. Система ценностей формируется в обществе постепенно. Общество отбрасывает чуждые ему отношения и встает на защиту положительных явлений, превращая их в ценности и идеалы, закрепленные в разного рода нормах (правилах поведения) — моральных, этических, корпоративных, правовых и т.д.
Деятельность людей проявляется в различных сферах жизни общества. В связи с этим выделяют несколько видов деятельности. Прежде всего деятельность можно разделить на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование окружающего мира. В зависимости от объекта воздействия практическую деятельность делят на материально-производственную, изменяющую природу, и социальную, влияющую на общество. Духовная деятельность связана с сознанием человека. Она состоит из познавательной деятельности, проявляющейся в осознании всех элементов окружающего мира, оценочной деятельности, в ходе которой определяются приоритеты, все явления рассматриваются с положительной или отрицательной стороны, и прогностической деятельности, связанной с рассмотрением возможных вариантов развития и планированием своих действий.
В зависимости от результатов деятельность можно разделить на созидательную и разрушительную. Большинство достижений человечества есть результат его созидательной деятельности. Но многие из этих достижений погибли во время войн и революций, которые были проявлениями разрушительной деятельности. В то же время возникает вопрос, с какой позиции следует рассматривать создание новых видов военной техники. С точки зрения научно-технического развития это, несомненно, проявление созидательной деятельности, в ходе которой создается что-то новое. Но военная техника изначально нацелена на разрушение. И поэтому возникает противоречие в оценке этого вида человеческой деятельности.
В зависимости от форм деятельности выделяют трудовую, досуговую, образовательную, творческую, научную, политическую, преподавательскую и другую деятельность.
Высшей формой деятельности человека выступает творчество, напрямую связанное с духовными потребностями. В результате творческой деятельности создаются новые, ранее не существовавшие культурные ценности. Элементы творчества встречаются почти в каждом виде человеческой деятельности. Однако наиболее ярко они проявляются в науке и искусстве. Основу творчества составляет замысел, т.е. постановка проблемы, обозначение этапов работы. Осознанная творцом идея аккумулируется в его воображении, побуждая к конкретным шагам для ее реализации. По достижении результата автор оценивает новизну своего произведения и его практическую значимость. Причем результат творческой деятельности должен быть признан обществом. На практике бывали случаи, когда признание достижений затягивалось на долгие годы и даже столетия. Вспомним хотя бы Коперника и Бруно.
Не только процесс создания человеком нового, но и принятие обществом его работы дает ему стимул к новым достижениям и открытиям. Таким образом, творчество позволяет наиболее полно раскрыть способности человека, обеспечить его самореализацию.
Вопросы и задания
1. В чем заключается деятельность человека? Чем она отличается от действий животных?
2. Охарактеризуйте субъект, объект, орудия деятельности. Приведите их примеры из реальной жизни.
3. Как взаимосвязаны цель и средства деятельности?
4. Что такое поведение? Каковы его критерии?
5. Какую роль в деятельности играет мотив?
6. Какие потребности бывают у человека? Что такое иерархия потребностей?
7. Определите соотношение первичных и вторичных потребностей. Почему побуждающей к действию силой обладают только неудовлетворенные потребности?
8. В чем особенность духовных потребностей? Почему они часто не зависят от других видов потребностей?
9. Какие ценности и идеалы существуют в современном обществе? В чем состоят ваши ценности и идеалы?
10. Какие виды деятельности вы знаете? В чем состоит особенность творческой деятельности?
11. Прочтите приведенные ниже высказывания. Что говорят авторы о соотношении целей и средств деятельности? Выскажите свое мнение.
А. И. Герцен: «Животное полагает, что все его дело — жить, а человек жизнь принимает только за возможность что-нибудь делать».
Д.Дидро: «Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна».
И.Гёте: «Принимая средства за цель, люди разочаровываются в себе и других, в силу чего из всей деятельности ничего не выходит или выходит обратное тому, к чему они стремятся».
Светоний: «Тех, кто домогался малых выгод ценою больших опасностей, он сравнивал с рыболовом, который удит рыбу на золотой крючок: оторвись крючок — и никакой улов не возместит потери».
И.Гёте: «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик».
М.Вебер: «Ни одна этика в мире не обходит тот факт, что достижение «хороших» целей во множестве случаев связано с необходимостью смириться и с использованием нравственно сомнительных или, по меньшей мере, опасных средств и с возможностью или даже вероятностью скверных побочных следствий; и ни одна этика в мире не может сказать, когда и в каком объеме этически положительная цель «освящает» этически опасные средства и побочные следствия».
Источник