Деятельность как способ существования человека лекция
Деятельность – это форма активности, направ ленная на преобразование окружающего мира. Деятельность – целенаправленное познание и изменение человеком внешнего мира и самого себя.
4. Средства ее достижения
3. Преобразующий характер
4. Общественный прогресс
Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворять свои потребности.
Потребности – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
1. Естественные (потребность во всем том, что ему необходимо для существования, развития и воспроизводства)
2. Социальные (потребность в общении, труде, творчестве и т.д.)
3. Идеальные (потребность в том, что необходимо для духовного развития человека)
Потребность удовлетворяется через благо.
Благо – некоторый материальный или нематериальный объект, позволяющий ликвидировать ощущение дефицита, решить проблему.
Основной единицей деятельности является действие: любая деятельность предстает перед нами как цепь действий.
Помимо потребностей существенное влияние на деятельность человека оказывают интересы.
Интерес – это некий результат, который, по мнению отдельного человека или сообщества, принесет ему (им) пользу.
Важное значение для изучения человеческой деятельности имеет такая категория, как ценность.
Ценность – это свойство того или иного явления, предмета удовлетворять определенные потребности, соответствовать определенным интересам.
В систему ценностей человека и общества входят представления о добре, благе, зле, счастье, смысле жизни, здоровье, семье.
Руководствуясь этими представлениями, мы ставим цели, определяем средства, добиваемся нужного результата, т. е. осуществляем деятельность.
Классификация видов деятельности
I. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру:
а) практическая (направлена на преобразование реальных объектов природы и общества);
б) духовная (связана с изменением сознания людей).
II. В зависимости от хода истории, общественного прогресса:
а) прогрессивная деятельность;
б) реакционная деятельность;
в) созидательная деятельность;
г) разрушительная деятельность.
III. В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам:
IV. В зависимости от социальных форм объединения людей:
V. В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов ее осуществления:
а) однообразная, шаблонная, монотонная деятельность;
в) изобретательская, творческая.
VI. В зависимости от общественных сфер:
г) духовная (культурная).
VII. В соответствии с процессом становления личности:
а) игровая деятельность;
VIII. В зависимости от особенностей проявления:
а) внутренняя деятельность (происходит посредством умственных действий);
б) внешняя деятельность (проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами).
Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата человеку приходится взаимодействовать с другими субъектами, общаться с ними.
Общение – это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.
1) общение между реальными субъектами;
2) общение реального человека с иллюзорным партнером (человек с животным);
3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (человек и внутренний голос);
Важнейшей разновидностью практической деятельности является материально-производственная деятельность людей, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ.
Структура трудовой деятельности:
1) сознательно поставленные цели – производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и т. д.;
2) предметы труда – те материалы, на преобразование которых направлена деятельность людей;
3) средства и орудия труда – все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;
4) используемые технологии – приемы и способы, применяемые в процессе производства.
Для характеристики трудовой деятельности используют следующие п а р а м е т р ы:
а) производительность труда – количество продукции, произведенной в единицу времени;
б) эффективность труда – соотношение материальных и трудовых затрат и полученных результатов;
в) уровень разделения труда – распределение производственных функций между участниками трудового процесса.
Общие т р е б о в а н и я к участникам трудовой деятельности:
1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс;
2) квалифицированный работник не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда;
3) безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка.
– Как связаны между собой деятельность и сознание?
Что такое сознание?
Сознание – присущая человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.
Использованы материалы из электронного пособия «Обществознание» 9-11 классы серии «УМК». Издательство «Учитель»
Источник
Обществознание. 10 класс
Конспект урока
Обществознание, 10 класс
Урок 9. Деятельность человека
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Деятельность человека – способ существования людей.
- Понятие и структура человеческой деятельности.
- Мотивация деятельности, потребности и интересы.
- Классификация видов человеческой деятельности.
- Учение как вид человеческой деятельности.
Глоссарий по теме
Деятельность — специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя.
Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщённого и целенаправленного отражения действительности; совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира.
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, ранее неизвестное.
Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
Субъект — тот, кто осуществляет деятельность.
Объект — то, на что направлена эта деятельность.
Мотив — побуждение к деятельности (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции).
Средства — методы, способы, предметы, использующие для достижения цели.
Процесс — действия, поступки, направленные на достижение результата.
Итог — результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.
Деятельность, виды деятельности, творчество, структура человеческой деятельности, мотивация, потребности и интересы.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.
О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 28-41; 192-198.
П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 5 – 37.
А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.С. Королькова, Е.Л.Рутковская. ЕГЭ. Обществознание. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов. Учпедгиз.Москва,2018. С.139-140
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Жизнь человека представляет собой постоянное действие, он всегда что-то делает: познаёт мир, создаёт необходимые условия для своего существования (пищу, одежду, жильё), удовлетворяет духовные потребности (занимается наукой, музыкой, живописью), а также самосовершенствуется. Человеческая деятельность имеет отличительные черты от поведения животных.
1.Сознательный характер: только человек способен сознательно ставить цели своей деятельности и предвидеть результат.
2.Продуктивный характер: человек стремиться получить результат, продукт своей деятельности.
3.Орудийный характер: для осуществления деятельности человек создаёт и использует орудия.
4.Преобразующий характер: только человек способен изменять себя и окружающий мир.
5.Общественный характер: деятельность человека невозможна без разнообразных отношений с другими людьми.
Деятельность человека связана с удовлетворением его потребностей.
Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для существования и развития.
Существуют различные классификации потребностей. Самый общий вид представлен объединением их в три группы.
Первая группа – биологические (естественные, физиологические) потребности. Это потребности в пище, воздухе, воде, сне и т. п.
Социальные потребности — потребности в трудовой деятельности, общении, то есть во всём том, что связано с общественной жизнью.
Идеальные (духовные) потребности связаны с духовным развитием человека — самовыражение, создание и освоении культурных ценностей, познания мира и т.п.
Все три группы взаимосвязаны. Учёные А. Маслоу и С.Л. Рубинштейн характеризуют человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного удовлетворения потребностей.
Советский учёный А.Н. Леонтьев выделил в структуре деятельности цель, средства и результат. Структуру деятельности можно представить схематично: Субъект – объект – мотив – цель – средства – процесс (действия) – результат
Субъект – действующий человек. Объект – то, на что направлена эта деятельность.
Мотив – побуждение к деятельности. Цель – осознанный образ будущего результата.
Средства – методы, способы, предметы, используемые в ходе деятельности. Процесс – действия, поступки, направленные на достижение результата. Итог – результат, продукт деятельности.
Выделяют различные виды деятельности:
- Материальная и духовная: их связывают с производством вещей и идей.
- Индивидуальная и коллективная – в зависимости от субъекта.
- Репродуктивная и творческая – здесь имеется в виду характер деятельности.
- Законная и незаконная – по отношению к правовым нормам.
- Моральная и аморальная – по отношению к моральным нормам.
- Прогрессивная и регрессивная – по отношению к развитию общества
- Экономическая, социальная, политическая, духовная – связана со сферами общества.
В процессе становления человек осваивает разные виды деятельности.
Игра – вид деятельности, в которой процесс важнее цели.
Учение — деятельность, в процессе которой приобретаются знания и осваиваются способы действий.
Труд — вид деятельности, дающий практически полезный результат.
Общение –деятельность, связанная с различными взаимоотношениями между людьми,
обменом информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.
Творчество – это особый вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Деятельность влияет на сознание человека, его развитие. Сознание, формируемое деятельностью, влияет на эту деятельность, определяет и регулирует её.
Претворяя в жизнь свои творческие идеи, люди преобразуют себя и мир вокруг себя.
Следовательно, человек творит мир, отражая его в своем сознании.
Разбор типового тренировочного задания
1. Выберите верные суждения о деятельности
1) Благодаря деятельности, биологическое существование человека становилось одновременно социальным.
2) В отличие от животных деятельность человека является преобразовательной.
3) Деятельность человека всегда протекает совместно с окружающими людьми.
4) Деятельность человека представляет собой подсистему, включённую в систему отношений общества.
5) Люди обладают врождённой программой деятельности.
2. Вставьте пропущенные слова:
Для осуществления своей деятельности человек создаёт и использует ______. Деятельность направлена на получение __________.
Правильный вариант: орудия; результата.
Источник
Опорный конспект по теме «Деятельность — способ существования людей»
Данная разработка поможет обучающимся 10 класса лучше усвоить материал по теме «Деятельность- способ существования людей».
Просмотр содержимого документа
«Опорный конспект по теме «Деятельность — способ существования людей»»
Деятельность – способ существования людей
Сущность и структура деятельности.
Потребности и интересы.
Сознание и деятельность.
1. Сущность и структура деятельности.
Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром.
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в движениях – двигательной активности. Но для животных характерно приспособление к окружающей среде. Они только используют то, что дала им природа.
Человек обладает такой специфической формой взаимодействия с окружающей средой, как деятельность.
Деятельность – форма активности, направленная не только на приспособление к окружающему миру, но и на изменение, преобразование внешней среды; на получение нового продукта или результата.
Таким образом, и поведение животных, и деятельность человека целесообразны, но целеполагание присуще только человеку.
В ходе такой деятельности реализуются силы и способности человека, которые потом воплощаются в продуктах деятельности. В этой цепочке и проявляется социальная сущность деятельности.
Специфику деятельности можно определить следующим образом:
1) деятельность человека носит сознательный характер — человек сознательно выдвигает цели своей деятельности и предвидит ее результат.
2) деятельность носит продуктивный характер — она направлена на получение результата, продукта. Таковыми являются орудия труда. В этой связи говорят об орудийном характере деятельности, так как для ее осуществления человек создает и использует орудия.
3) деятельность носит преобразующий характер: в ходе деятельности человек изменяет окружающий его мир и самого себя – свои способности, привычки, личностные качества.
4) в деятельности человека проявляется ее общественный характер – в процессе деятельности человек вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей.
Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
В современной науке применяются различные классификации потребностей.
В самом общем виде их можно объединить в три группы.
Естественные потребности (врожденные, биологические, физиологические, органические, природные) – в том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства (пища, вода, сон, отдых, жилище, одежда и т. п.).
Социальные потребности – определяются принадлежностью человека к обществу (в трудовой деятельности, созидании, творчестве, социальной активности, общении с другими людьми, признании, достижениях, т. е. во всем том, что является продуктом общественной жизни).
Идеальные (духовные, культурные) потребности – это потребности людей в том, что необходимо для их духовного развития (потребность в самовыражении, в создании и освоении культурных ценностей, потребность познания человеком окружающего мира и своего места в нем, смысла своего существования).
Первую и наиболее последовательную классификацию потребностей предложил американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970). Ученый расположил перечень потребностей в восходящем порядке от низших биологических до высших духовных:
— физиологические и сексуальные потребности – в пище, в жилище, в воспроизводстве, в отдыхе и т. п. эти потребности еще называют витальными, т. е. ответственными за сохранение человеческой жизни;
— экзистенциальные или потребности в безопасности своего существования – речь идет о качестве жизни, комфорте, социальных гарантиях;
— социальные потребности – в общественных связях, дружбе, заботе о других, общении;
— престижные потребности – в признании, служебном росте, достижении успехов;
— духовные потребности – в стремлении к самореализации, в осуществлении всего, на что способен человек.
Ученый подчеркивал, что первые два типа потребностей – это врожденные (первичные), а последующие три – приобретенные (вторичные).
2.Структура деятельности и ее мотивация
В структуре деятельности различаются ее субъект и объект.
Субъект деятельности – тот, кто осуществляет деятельность, объект – это то, на что она направлена.
Тот, кто осуществляет деятельность
Это то, на что она направлена
Субъектом деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган
Объектами могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Объектом может быть и сам человек
Деятельность субъекта может быть направлена на другого человека: тренер воздействует на спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности артиста является публика в зале (аудитория). Деятельность субъекта может быть обращена на самого себя (человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его, воспитывает волю, занимается самообразованием).
Далее в структуре деятельности можно выделить цель, средства достижения, результат.
Цель Средства достижения цели Действия Результат
Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
Цель – это то, что представляется в сознании и ожидается в результате деятельности.
Цель соответствует реальности.
В структуре деятельности можно выделить различные действия.
Учебная деятельность включает в себя запись лекций, чтение книг, решение задач.
Деятельность земледельца предполагает выполнение таких действий как вспашка, посев, прополка, уборка урожая.
В отдельном действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат.
Когда цель определена, ее достижение или неуспех деятельности зависит от средств.
Средства – приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления для осуществления деятельности.
Чем шире набор средств, тем больше вероятность достижения цели.
Средства должны соответствовать цели. «Палить из пушки по воробьям» — средства не соответствуют цели.
Проблема: достижима ли благородная цель нечестными средствами?
Для достижения цели любые средства хороши
Для достижения благородной цели годятся не любые средства, а только благородные
Н. Макиавелли: «О действиях всех людей, а особенно государей … заключают по результатам, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят…».
К. Маркс: «Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель».
Т. Гобс: «Цель оправдывает средства».
Н. Лесков: «Никакая благородная цель не оправдывает мер, противных принципам человеческого счастья».
Недостойные, недобрые средства приводят к результату, отличному от цели, потому что средство превращается в цель.
В ходе деятельности возникают определенные продукты (результаты) деятельности.
Результат – конечный итог, завершающий деятельность.
т. е. совпал с целью
т. е. не соответствует поставленной цели
Ученые-психологи изучают переживания человека, побуждающие его к деятельности. Такие переживания человека называют словом «мотив».
«Мотив» — в пер. «побудительная причина, повод к какому-либо действию».
Мотив – то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.
В роли мотивов могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы людей.
Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки.
Социальные установки – ориентация человека на что-либо, готовность , предрасположенность действовать определенным образом.
Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения – устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы ( впер с лат. «иметь значение, важно»). Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий, от которых зависит распределение благ.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
С интересами людей связаны их идеалы.
Общественный идеал – это образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы, ее представления о высшей справедливости и наилучшем государственном устройстве.
Нравственный идеал – это представление о достойном подражания образцовом человеке. Нравственный идеал, как правило, тесно связан с общественным.
Потребности, интересы, идеалы осознаются людьми, т. е. характеризуют сознательную деятельность. Однако. В деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участия сознания (стереотипы автоматизированных действий или интуиция).
Источник