Деятельность как способ становления

ЕГЭ. Обществознание. Задание № 28. Материал к плану. Тема: «ЧЕЛОВЕК». Деятельность и её роль в жизни человека и общества.

Деятельность и её роль в жизни человека и общества.

Повторите ТЕОРИЮ. Она здесь.

Задание № 28:

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность и её роль в становлении личности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Возможные пункты плана.

Деятельность и её роль в становлении личности.

1.Сущность понятия «деятельность».

2.Структура деятельности:

  • мотив,
  • цели,
  • методы,
  • процесс деятельности, действия,
  • результат.

3.Субъекты и объекты деятельности.

4.Отличительные признаки деятельности человека:

  • целенаправленность;
  • осознанность;
  • представление идеальной модели результата;
  • преобразовательный, творческий характер.

5. Деятельность человека и активность животного.

6.Виды деятельности:

  • материальная или практическая (материально-производственная, социально-преобразовательная)
  • духовная (познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая).

7.Основные формы деятельности человека:

8.Деятельность как основа формирования личности, развития общества.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Деятельность как основа формирования человека. Концептуальные положения теории деятельности

История и наука свидетельствуют о том, что все в человеке, в его бытии является результатом его индивидуальной деятельности, деятельности предшествующих поколений и общества в целом.

В широком смысле понятие деятельность означает процесс создания общественным субъектом условий своего существования и развития, преобразование окружающего мира и самого себя в соответствии со своими потребностями и целями. В философской антропологии принципу деятельности придается важное методологическое значение при анализе общественной сущности человека, внутренней связи природного и социального. Здесь деятельность выступает системообразующей силой, формирующей самого человека, весь образ его жизни и мыслей [5].

Существуют многообразные классификации форм деятельности — разделение деятельности на духовную и материальную, производственную, учебную и игровую и т.д. В социальном развитии особое значение имеет деление деятельности на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную (связанную с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей, с помощью новых средств).

Операция представляет собой необходимое содержание всякого действия, но она не тождественна с действием. Одно и то же действие может осуществляться разными операциями, и наоборот, — одними и теми же операциями осуществляются иногда разные действия. Если действие подчинено цели, то операция зависит от условий, в которых действие реализуется.

Операции — это по существу мельчайшие элементы действия, которые спортсмен реализует автоматически (без участия сознания) под влиянием складывающихся условий (особенностей противника, собственного состояния, счета баллов в поединке) [2].

В основе деятельности находятся мотивы, за которыми всегда можно обнаружить соответствующие потребности. Наличие цели, объединяя операции, превращает их совокупность в действие, а наличие потребности таким же образом превращает действия в деятельность. Следовательно, деятельность – это операция, имеющая определенную цель, связанную с определенной потребностью. Таким образом, понятия «операция», «цель» и «потребность» представляют три уровня значений, определяющих в совокупности понятие «деятельность».

Важным в понимании основ теории деятельности является представление о том, что все приведенные категории деятельности: потребность, мотив, цель, действие и операция — выступают не как застывшие образования, а в диалектическом развитии, обусловливающем изменения, взаимные переходы, которые отражают состояние личности спортсмена на качественно новой ступени формирования.

Таким образом, физическое и психическое развитие человека, формирование его как личности всегда протекает в деятельности. Процесс познания человека, раскрытие его возможностей могут быть продуктивно осуществлены лишь при условии изучения его в деятельности.

Объективной предпосылкой деятельного способа существования человека является недостаточность его наличных природных качеств для удовлетворения специфических потребностей. Ведь возможность удовлетворения человеческих нужд лишь заложена в объективной реальности, обладающей способностью к образованию бесконечного количества новых качественных определенностей, в том числе необходимых человеку. Человеческая природа как незавершенная возможность, требующая постоянного целенаправленного действия по ее реализации, по развитию и совершенствованию задатков и способностей человека — такова предпосылка осмысления деятельности как способа существования человека.

Читайте также:  Что такое прямая речь это особый способ

Деятельность характеризуется качеством предметности, так как она являет собой некоторый физический процесс, происходящий в соответствии с законами природы, в котором участвуют человек, предмет деятельности, средства деятельности или орудия и предметный, будь то материальный или идеальный, результат этой деятельности. Анализируя предметную форму деятельности, мы неизбежно утверждаем ее социальный характер. Действительно, вне социальности своих форм деятельность человека не смогла бы быть целенаправленной и преобразующей активностью, поскольку оказались бы невозможными языковое взаимодействие, кодирование, хранение и передача информации от человека к человеку, из поколения в поколение. Выступая субъектом взаимодействия как с окружающим миром, так и с другими людьми, человек становится деятельно активным субъектом реализации самого себя как природного существа на качественно ином — социальном уровне организации бытия. В связи с этим деятельность выступает способом актуализации индивидуальных и социальных потребностей, выражающим всю меру самобытности человека и образующим основу всех форм его отношений к окружающей действительности, самому себе и другим субъектам деятельности [1].

В данном аспекте спортивную деятельность, можно охарактеризовать как деятельность, которая исторически выделилась и оформилась преимущественно в сфере физической культуры в виде соревнований как способ регламентированно-противоборческого выявления, сопоставления и оценки человеческих возможностей в самой этой деятельности, а вместе с тем и как действенное средство максимализации их сил, качеств, умения искусно пользоваться ими для реализации достиженческой цели. Такую деятельность, ее стержневые линии и формы организации в настоящее время довольно отчетливо характеризуют свои специфические признаки, а именно:

— активизация факторов, пробуждающих и усиливающих состязательно-достиженческие установки личности (что обеспечивается, кроме прочего, специальной системой прогрессирующих поощрений за спортивные достижения);

— унификация состава действий, разрешаемых в состязании, условий их выполнения и способов оценки достижений (что закрепляется официальными правилами, которые во многих случаях приобрели международный статус);

— регламентация поведения соревнующихся по принципам неантагонистической конкуренции, имеющим гуманную основу (что закрепляется официальными и неофициальными нормами спортивной этики, ряд которых получил общечеловеческое признание в Олимпийской хартии и других международных документов, касающихся спорта);

— системное воспроизведение соревнований, направленных к реализации достиженческих возможностей в избранном виде деятельности по установленным правилам, с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к результатам.

Совокупность этих признаков в их единстве свойственна лишь спортивной, соревновательной деятельности, хотя те или иные черты соревновательных отношений бывают выражены в какой-то мере и во многих других типах и сферах деятельности (конкурсы в искусстве, конкуренция в производстве и сбыте товаров и т.д.).

В связи с многообразием потребностей человека и общества формируется множество типов деятельности. В этом смысле сфера спорта наполнена совокупностью различных типов деятельности, объединенных понятием «спортивная деятельность», одним из типов которой является соревновательная деятельность. При этом понятие «спортивная деятельность» во многом совпадает с определением понятия «спорт» в широком смысле, а понятие «соревновательная деятельность» — с понятием «спорт» в узком смысле [2].

Источник

Деятельность как способ становления

4.2.Роль ведущей деятельности в развитии личности.
Ведущая деятельность – это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени.
Под ведущей деятельностью понимается та деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии.
Признаки ведущей деятельности:
1) Это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности (обучение возникает в игре).
2) Это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (в игре – активное воображение; в учении – мышление).
3) Это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависит наблюдаемые в данный период развития и основные психологические изменения личности ребенка.
Контуры ведущих типов деятельности и психологические новообразования.
1) младенчество (от рождения до одного года) – эмоциональное общение – ведущая деятельность ребенка; не только контакт (кормление, уход), но и общение (речь);
2) раннее детство (с года до трех лет) – ведущая деятельность предметно-манипулятивная: потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать;
3) дошкольный возраст (с трех до шести лет) – ведущая деятельность – игровая. Игра: 1)ориентация ребенка в функциях и социальных отношениях людей; 2)на основе игры возникновение и развитие воображения и символической функции;
4) младший школьный возраст (от шести до десяти лет) – ведущей становится учебная деятельность: 1)умениями учиться и способностью оперировать теоретическими понятиями; 2)отражение деятельности теоретически; 3)возникает произвольность психических процессов (внутренний план действий и рефлексия на собственные действия);
5) подростковый возраст (от десяти до шестнадцати лет) – новая система отношений: общение со сверстниками и со взрослыми в школе; разнообразные виды деятельности: учебно-образовательный труд; общественная работа; культурно-массовая; физкультурно-спортивная и т.д.; Игра продолжает занимать важное место, но уже привлекает не сам процесс игры, а борьба за первенство (поднять престиж в глазах других). Усложняется учебная деятельность: увеличение объема; множество учителей; новые формы обучения;
Смысл учебной деятельности для подростков: в самообразовании, самосовершенствовании. Учебная работа сама по себе не может удовлетворить потребности подростков. Но поскольку именно учебная деятельность занимает в жизни подростков основное место, необходимо постоянно подчеркивать социальную ценность содержания и смысла учебной деятельности.
Ведущей деятельностью является деятельность, имеющая социально признаваемый характер: регуляция самостоятельности; построение новых отношений с взрослыми;
6) старший школьный возраст. Ведущий вид деятельности – учебная деятельность, активно сочетание с разнообразным трудом, что имеет большее значение для выбора: элементы исследования; определенная направленность (поиск места в жизни);
Основное психологическое новообразование данного возраста – умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализаций.
В этой общей картине развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности и особенности:
1. названные типы деятельности находятся в генетически преемственной связи, и их формирование может происходить только в определенном порядке (учебную деятельность нельзя формировать до игровой деятельности).
2. психическое развитие ребенка следует понимать как единый процесс. Единство этого процесса психического развития растущего человека обеспечивается закономерной сменой ведущих типов деятельности, их преемственностью при переходе от одних возрастных периодов к другим. При этом все типы ведущей деятельности делятся на две группы:
1 группа – те, в которых дети усваивают по преимуществу задачи, мотивы и нормы отношений между людьми; развивается потребностно-мотивационная сфера;
2 группа – типы деятельности по усвоению общественно выработанных способов действий с объектами материальной и духовной культуры; развиваются познавательные способности;
Выделение главной, ведущей деятельности, имеющей определяющее значение для каждого возрастного периода, не исключает значения и роли всех других видов многоплановой деятельности ребенка.

Читайте также:  Как уберечь машину от угона все способы

4.3.Закономерности развития деятельности как основа развития личности.
Одна из ведущих закономерностей развития – относительно постоянный процесс расширения сферы деятельности.
Все отечественные психологи, изучающие процесс развития деятельности ребенка, на основе которой развивается психика, формируется личность, выделяют «отношение к миру вещей» и «отношение к миру людей» — две стороны существования единого, неделимого процесса деятельности.
В качестве этих взаимосвязанных сторон деятельности выступают предметная (практическая и познавательная) деятельность и деятельность, направленная на развитие взаимоотношений с людьми, обществом. Существуя в неразрывном единстве, обе стороны деятельности имеют свою особую функциональную нагрузку, свой особый характер, свою линию развития, свой продукт.

В предметно — практической деятельности ребенок усваивает знания, умения, навыки, присваивает человеческий опыт, что обеспечивает преимущественное формирование интеллектуальной активности. В деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений ребенок пытается включиться в систему этих отношений, примеряя себя к обществу – формирование социальной активности

Поочередное выдвижение на первый план то одной, то другой стороны деятельности вызывает смену периодов становления личности, усиливая то ее интеллектуальную активность, то социальную.
• Общение, игра и социально признаваемая деятельность – по усвоению норм взаимоотношений;
• Манипулятивная, учебная, учебно-профессиональная – предметная (практическая и познавательная);
В результате развития определенной стороны деятельности, ее насыщения, увеличения объема и формирования соответственной системы отношений внутри нее формируются компоненты, которые все более и более с ней не согласуются, порождая новую ситуацию, новую позицию ребенка, объективно создавая условия для появления в итоге другой стороны деятельности. Например, переход ребенка от одной деятельности к другой происходит в результате быстрого насыщения, быстрого накопления опыта и усвоения системы отношений, требующих реализации в противоположной стороне деятельности. В этом процессе видны закономерности «обратного действия».
1. У дошкольника – в игровой деятельности, возникают некоторые новообразования, как воображаемая и символическая функция, относящиеся к другой стороне деятельности – познавательной.
2. У младшего школьного возраста – активизируется учебная деятельность, возникают новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия на собственные действия, это поворот к развертыванию отношений.
3. В подростковом возрасте – усиливается социальная активность, реализация себя для другого перерастает в потребность старшего школьника к самореализации – к учебной деятельности.
Выделение и исследование деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений дает возможность раскрыть особенности формирования мотивов, формирования осознания, самосознания, личностного развития ребенка.
1 этап – развитие этой деятельности является непосредственно-эмоциональное общение, которое составляет ведущий тип этой деятельности, определяющий формирование психического склада личности ребенка в младенческом возрасте (к трем годам осознание своего Я).
2 этап – развитие деятельности по усвоению ребенком норм человеческих взаимоотношений (через роль). Дошкольник через игру, осознавая свое собственное Я, стремится реализовать себя в деятельности (ролевой игре).
В игровой деятельности возникают психологические новообразования – ориентация на окружающих, умение оценивать свои действия и поступки с точки зрения их требований, развиваются личностные механизмы поведения – контроль и самоконтроль, оценка и самооценка.
В младшем школьном возрасте ведущая учебная деятельность – рефлексия на собственные действия. Подростку – потребность осознать себя как личность, отличную от других людей. Для подростка адекватная для подросткового периода деятельность: активная позиция в обществе; главным становится мотив личной ответственности не только за себя, за дело и других (детская или подростковая организация – их деятельность для других). Данное положение у подростков обуславливается:
1) осознанием возможностей, стремлением к самостоятельности, к утверждению себя среди окружающих, потребностью в признании;
2) особым этапом подросткового развития; здесь возникает социально признаваемая и социально одобряемая деятельность; расширяет сферу общения;
Основное противоречие подросткового периода является активное стремление ребенка к признанию его роли и значения в обществе взрослых при отсутствии реальных возможностей утвердить социальную позицию.
Таким образом, при построении учебно-воспитательного процесса обычно учитывается, в основном, закономерности развития внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств, способностей, то есть когнитивные (познавательные) и эмоциональные компоненты и лишь во втором плане рассматриваются особенности развития мотивационных компонентов.
Литература
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание (Пер. с англ.). — М., 1986.
Крайг Г. Психология развития (Пер. с англ.) — СПб, 2003, 987 с.
Шадриков В.Д. Деятельность и способности. — М., 1994.
Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Развитие деятельности – условие и способ развития личности»:
1. Составляющие деятельности по А.Н.Леонтьеву.
2. Понятие ведущего вида деятельности и его признаки.
3. Ведущие виды деятельности и психологические новообразования.
4. В чем суть интеллектуальной и социальной активности?

Читайте также:  Лучший способ очистки унитаза от ржавчины

Тестовые задания по теме «Развитие деятельности – условие и способ развития личности»:
1. Ведущий вид деятельности в младенчестве, это а) учебная деятельность, б) эмоциональное общение с взрослыми, в) учебно-профессиональная деятельность.
2. Ведущий вид деятельности в раннем возрасте, это а) предметная деятельность, б) учебная деятельность, в) сюжетно-ролевая игра.
3. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, это а) учебная деятельность, б) сюжетно-ролевая игра, в) предметная деятельность.
4. Ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, это а) предметная деятельность, б) учебная деятельность, в) эмоциональное общение со сверстниками.
5. Ведущий вид деятельности в подростковом возрасте, это а) предметная деятельность, б) учебная деятельность, в) эмоциональное общение со сверстниками.
6. Ведущий вид деятельности в ранней юности, это а) учебная деятельность, б) эмоциональное общение с взрослыми, в) учебно-профессиональная деятельность.

Источник

Оцените статью
Разные способы