- 27. Деятельность как основной способ социализации личности. Виды деятельности. Понятие ведущего вида деятельности.
- Деятельность и социализация
- Суть процесса социализации
- Деятельность как механизм социализации человека
- Деятельность как средство социализации личности дошкольника
- Игровая деятельность как средство социализации личности дошкольника
- Готовые работы на аналогичную тему
- Творческая деятельность как средство социализации и развития личности ребенка
27. Деятельность как основной способ социализации личности. Виды деятельности. Понятие ведущего вида деятельности.
ВЕДУЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ— те виды деятельности человека, которые в соответствующем возрасте или в данный период жизни человека являются для него главными, основными, вызывают наибольший интерес и наиболее заметно влияют на его психологическое развитие.
Деятельность многообразна. Она может быть игровой, учебной и трудовой, познавательной и преобразовательной, созидающей и разрушительной, производственной и потребительской, экономической, социально-политической и духовной. Особыми видами деятельности являются творчество и общение. Наконец, в качестве деятельности можно анализировать язык, психику человека и культуру общества.
Материальная и духовная деятельность
Обычно деятельность делят на материальную и духовную.
Материальнаядеятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества). Примером материальной производственной деятельности является производство товаров; примерами социально-преобразовательной — государственные реформы, революционная деятельность.
Духовнаядеятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия. Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.
Творчество и общение
Творчество— это возникновение нового в процессе преобразовательной деятельности человека. Признаками творческой деятельности являются оригинальность, необычность, своеобразие, а ее результатом — изобретения, новые знания, ценности, произведения искусства.
Так как творческие способности поддаются развитию, а творческие приемы и элементы творческого процесса можно изучить, любой человек способен стать творцом новых знаний, ценностей, произведений искусства. Все, что для этого необходимо, — желание творить и готовность трудиться.
Общениеесть способ бытия человека во взаимосвязи с другими людьми. Если обычная деятельность определяется как субъект-объектный процесс, т.е. процесс, в ходе которого человек (субъект) творчески преобразует окружающий мир (объект), то общение — это специфическая форма деятельности, которая может быть определена как субъект-субъектная связь, где человек (субъект) взаимодействует с другим человеком (субъектом).
Игра, общение и труд как виды деятельности
Труд, обучение и игру принято считать основными конкретными формами деятельности.
Под трудомпонимают целесообразную деятельность человека по преобразованию природы и общества рати удовлетворения личных и социальных потребностей. Трудовая деятельность направлена на практически полезный результат — различные блага: материальные (пища, одежда, жилье, услуги), духовные (научные идеи и изобретения, достижения искусства и т.д.), а также воспроизводство самого человека в совокупности общественных отношений.
Средства трудав ходе трудовой деятельности совершенствуются и изменяются, обеспечивая в результате все более высокую эффективность труда. Как правило, эволюцию средств труда рассматривают в такой последовательности: природно-орудийная стадия (например, камень как орудие); орудийно-артефактная стадия (появление искусственных орудий); машинная стадия; стадия автоматики и робототехники; информационная стадия.
Предмет труда —вещь, на которую направлен труд человека (материал. сырье, полуфабрикат). Труд в конечном счете материализуется, фиксируется в своем предмете. Человек приспосабливает предмет к своим потребностям, превращая его в нечто полезное.
Труд считается ведущей, исходной формой человеческой деятельности. Развитие труда способствовало развитию взаимной поддержки членов общества, его сплочению, именно в процессе труда развивались общение, творческие способности. Иными словами, благодаря труду сформировался сам человек.
Под обучениемпонимают деятельность по формированию знаний и умений, развитию мышления и сознания личности. Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности. Хотя человек меняется и в процессе общения, и в трудовой деятельности, это изменение является не непосредственной целью данных видов деятельности, а только одним из их дополнительных следствий. В обучении все средства специально направлены на изменение человека.
Под игройпонимают форму свободного самовыражения человека, направленную на воспроизводство и усвоение общественного опыта. В качестве конституирующих характеристик игры голландский теоретик культуры Йохан Хёйзинга (1872-1945) выделяет свободу, положительную эмоциональность, обособленность во времени и пространстве, наличие добровольно принятых правил. К этим характеристикам можно добавить виртуальность (игровой мир двуплановый — он одновременно реален и воображаем), а также ролевой характер игры.
В процессе игры усваиваются нормы, традиции, обычаи, ценности как необходимые элементы духовной жизни общества. В отличие от трудовой деятельности, цель которой — за пределами процесса, цели и средства игровой коммуникации совпадают: люди радуются ради радости, творят ради творчества, общаются ради общения. На ранних этапах развития человечества красота л ишь в игровое время праздника могла ощущаться только как красота, вне отношений полезности, что порождало художественное отношение к миру.
Источник
Деятельность и социализация
Суть процесса социализации
Социализация – достаточно сложный и многообразный процесс. Социализация сопровождается становлением личности, формированием нового человека, отличающегося от других людей. При этом важнейшим моментом является правильная интерпретация норм и ценностей, что действуют в обществе. От этого зависит верное поведение личности, которое должно находиться в рамках закона и общественных норм.
Социализация наблюдается лишь в человеческом обществе. При социализации развивается человеческая личность, потому без неё человек не может быть полноценным. По своей сущности социализация является процессом освоения опыта, знаний, культуры общества, которые необходимы для его полноценной жизнедеятельности.
В современной науке выделяют несколько подходов в трактовании понятия «социализация»:
- социологический подход предполагает, что роль социализации состоит в помощи человеку усвоить опыт социума. К данному опыту относятся формы социального поведения, которые человек примеряет на себя в течение жизни, социальные установки, регулирующие его поведение. При этом основополагающую роль имеет социальная среда, так как она оказывает главное воздействие на человеческую жизнь. Социологи полагают, что при этом воздействие человека на социальную среду настолько незначительно, что им можно пренебречь;
- психологический подход заключается в двустороннем освоении социального опыта. Сюда относится применение человеком социального опыта в повседневной жизни.
Деятельность как механизм социализации человека
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Рассмотрим некоторые сферы жизни, в которых человек социализируется. Каждая среда социализации является особым механизмом. Рассмотрим их подробнее:
- деятельность – это процесс овладения личностью разными видами деятельности. При этом каждый этап человеческого развития сопровождается определенной деятельностью, в результате чего он овладевает новыми навыками и приобретает определенный опыт;
- общение – это процесс усвоения личностью разных форм общения;
- самосознание – это процесс осознания себя как личности и частички окружающего мира, сопровождающийся пониманием ответственности за свои действия.
Деятельность, как механизм социализации индивида в окружающем мире, может быть осознанной или неосознанной. Это зависит от установки человека, его желания познавать что-то новое и влиять на окружающий мир.
Деятельность начинается еще с раннего возраста, когда человек только начинает ходить и совершает элементарные действия.
Поначалу ребёнок воспринимает это как игру, где он может проявить себя в разных ролях и попробовать разные виды деятельности. Игра является простой формой деятельности для ребёнка раннего возраста, поэтому данный вид обучения часто используют в младших классах.
Впоследствии деятельность превращается в более сложный процесс, в котором человек осознанно выбирает роли и приобретает новые навыки. Усвоение разных видов деятельности, разных форм общения и формирование самосознания есть результатом социализации. При этом проявляется индивидуальность человека, что делает его непохожим на других.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Человеческую деятельность делят на три важных этапа:
- дотрудовую деятельность, которая длится от рождения до начала трудовой деятельности. При этом человек в основном не осознает важность своей деятельности, однако без неё невозможно усвоение новых навыков и получение жизненно важного опыта. Данный этап включает раннюю социализацию, которая происходит от появления ребенка на свет до вступления его в школу, стадию получения образования и юность;
- трудовую деятельность – это период трудовой деятельности личности. Обычно это самый длительный период человеческой жизни, в котором человек расширяет круг своих знакомых, получает новый опыт, создает условия своего развития. На данном этапе человек не только получает новый опыт, но и передает его окружающим;
- послетрудовую деятельность. Данный этап является противоречивым. Некоторым он кажется скучным, лишенным перспектив и возможности получения нового опыта. Однако современные учёные считают, что даже в преклонном возрасте можно заниматься интересной деятельностью и изучать что-то новое. Сегодняшние пенсионеры осваивают интернет, участвуют в коллективных мероприятиях, имеют все шансы продолжать процесс социализации.
Стоит отметить, что деятельность имеет огромное значение при социализации человека, независимо от его возраста. Осознавая огромное множество возможностей, человек получает удовольствие от жизни, обретает новые знание и опыт, которые передаёт следующим поколениям. В сегодняшнем мире динамично развиваются новые технологии, появляются новейшие гаджеты, постоянно обновляется информация. Поэтому не стоит расслабляться и нужно быть постоянно готовым к освоению новых знаний чтобы не отставать от развития общества.
Источник
Деятельность как средство социализации личности дошкольника
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социализация личности – это процесс вхождения индивида в социальную структуру, в результате чего происходят преобразования в структуре общества и в каждой личности.
Социализация личности ребенка дошкольного возраста осуществляется в рамках различных видов детской деятельности. Как показывает практика, наиболее эффективными в социализации дошкольников являются такие виды деятельности как игровая и творческая.
Игровая деятельность как средство социализации личности дошкольника
Игровая деятельность – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.
Игровая деятельность оказывает положительное влияние на все стороны развития личности ребенка. Именно в игре ребенок развивается как личность, у него происходит формирование определенных сторон психики, от которых в последующем зависит успешность трудовой и учебной деятельности, а также успешность взаимодействия с другими членами общества. Это связано с тем, что игровая деятельность для ребенка – это не только средство по удовлетворению своих потребностей в общении и движении, но и как средство усвоения общественного опыта.
Таким образом, именно в игровой деятельности происходит активный процесс социализации личности детей дошкольного возраста, усвоение ими социально-культурного опыта.
В процессе игровой деятельности, ребенок имеет возможность принять на себя разнообразные социальные роли. С этой целью в игре следует создавать жизненные ситуации. В зависимости от возраста детей, созданием таких ситуаций может заниматься взрослый (воспитатель или родители), либо сами дети.
Готовые работы на аналогичную тему
Играя, дети дошкольного возраста не просто знакомятся с миром взрослых, но и с миром вообще. Моделируя разнообразные игровые ситуации, дети имеют возможность не только проявить свой жизненный опыт, но и получить новые социально-культурные знания, умения и навыки.
Как показывает практика, наибольшее значение в социализации личности детей дошкольного возраста имеют сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевые игры – это самый привлекательный для дошкольника вид игровой деятельности, характеризующийся тем, что все участники игры имеют определенные роли, действуют по правилам в рамках задуманного игрового сюжета.
Во время сюжетно-ролевой игры дети дошкольного возраста имеют возможность испытать внутреннее субъективное ощущение свободы, которую ему предоставляет вымышленный сюжет (ситуация) и роль. При этом сюжетно-ролевая игра не требует от детей реального конечного продукта, в ней всё как бы, не по-настоящему – «понарошку».
Таким образом, сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для социализации личности детей дошкольного возраста, так как она воссоздает реальные жизненные условия, проигрывая которые ребенок получает определенный опыт, необходимый для успешной социализации в современном обществе.
Творческая деятельность как средство социализации и развития личности ребенка
Творческая деятельность – это процесс создания качественно новых духовных и материальных ценностей с последующей их интерпретацией.
Творческая деятельность имеет большое значение в социализации личности детей дошкольного возраста. Связано это с тем, что именно детское творчество является тем механизмом, который способствует прогрессу и совершенствованию любой сферы деятельности.
Так, если задания, которые подразумевают выполнение определенной работы по образцу направлены на формирование у детей дисциплины, навыков взаимодействия с другими участниками коллектива, то творческая деятельность способствует развитию у детей творческих навыков, таких как креативность, мышление и фантазия. Кроме того, творческая деятельность предусматривает непринужденную и эмоционально благоприятную атмосферу, которая сравнима с игрой. В такой атмосфере процесс социализации детей происходит быстрее и «мягче».
Творческая деятельность предполагает овладение детьми различными волевыми качествами личности, которые способствуют обеспечению необходимого эмоционального настроя на общение со сверстниками и взрослыми. Такие навыки, как образное мышление и воображение, оказывают положительное влияние на желание трудиться и добиваться положительного результата.
Дети, которые занимаются творческой деятельностью и получают конкретный результат, осознают значимость собственной личностной ценности, что позволяет им качественно формировать социальные контакты, а также формировать такой жизненно важный навык как самоконтроль. Кроме того, творческая деятельность способствует снижению уровня тревожности и личностных переживаний, которые зачастую оказывают негативное влияние на социализацию личности ребенка дошкольника.
Творческая деятельность может быть организована как в индивидуальной форме, так и в коллективной. Как показывает практика, именно коллективная форма способствует развитию качеств, необходимых для успешной личностной социализации. К этим качествам относятся – взаимопомощь, терпимость, позитивное отношение к чужим мыслям, идеям и результатам творческого труда.
Большое значение творческая деятельность имеет для социализации личности ребенка, имеющего определенные нарушения в развитии. Например, если ребенок не имеет возможности слушать или говорить, то определенны вид творческой деятельности, порой оказывается единственным средством, с помощью которого ребенок может выразить свои чувства и убеждения.
Немаловажным для организации творческой деятельности детей дошкольного возраста, является наличие у них определенных творческих способностей. Именно поэтому, организуя творческую деятельность, с целью осуществления социализации личности детей, педагогу необходимо в первую очередь учитывать их индивидуальные возможности и потребности. На основании этих индивидуальных творческих возможностей и потребностей можно организовать для каждого ребенка необходимую ситуацию успеху, способствующую развитию социально значимых личностных качеств.
Источник