Деятельность как способ человеческого бытия кратко

Деятельность как способ человеческого бытия кратко

На протяжении всей своей жизни человек постоянно совершает те или иные действия, вступая в контакты с миром и другими людьми. Иначе и быть не может — ведь он существует в природе и в обществе, зависит от них и так или иначе реагирует на те условия, в которые ставит его реальное бытие. Иными словами, в действиях человек проявляет себя, свою индивидуальность и активность, воплощает свое бытие, и можно сказать, что для него действовать − значит быть.

Однако человеческие действия далеко не равноценны по своей ориентации и роли. Во-первых, они могут быть направлены на то, чтобы в той или иной мере приспособиться к существующим условиям бытия, к тем требованиям, которые предъявляет к каждой личности ее «жизненный мир» − как природный, так и социальный. Такого рода совокупные действия человека принято называть поведением — с его помощью человек старается изменить не мир, в котором он живет, а самого себя, чтобы быть как можно больше адекватным этому миру, лучше соответствовать ему. Так, наше поведение в обществе всегда предполагает определенное приспособление к требованиям, предъявляемым нам в семье и в школе, правилам поведения в общественных местах, нормам общения с друзьями и т. д.

Вместе с тем для большинства людей характерны активные действия, направленные на то, чтобы в определенной степени преобразовать нынешние условия нашего бытия, сделать их более достойными нас, облегчающими жизнь человека (и всего человечества!). Именно такого рода систему человеческих действий и называют обычно деятельностью. С ее помощью человек переделывает мир, создает огромное множество таких вещей и процессов, которые не могут возникнуть естественным путем (здания, машины, компьютеры, произведения искусства и т. д.).

Для деятельности характерно наличие ряда признаков, существенно отличающих ее от обычного поведения: у последнего они или отсутствуют совсем или же присутствуют в зачаточном и неявном виде.

Чаще всего признаками деятельности считаются:

определенная цель, обычно четко осознанная и хорошо продуманная (поведение же часто бывает стихийным, бесцельным и даже бессмысленным);

программа, в которой предусматриваются конкретные способы активных действий, их последовательность, возможные результаты и т. д., т. е. своеобразная логика деятельности (наличие подобных программ в поведении — достаточно редкий случай);

свобода, означающая возможность выбора человеком предметов для преобразования целей, способов деятельности, ожидаемых результатов и т. д. Разумеется, свобода деятельности всегда относительна, ибо она «скована» определенными рамками − объективными законами, реальными возможностями и т. п. (конечно, элементы свободы присутствуют и в поведении; более того, зачастую она понимается человеком анархистски − веду себя так, как хочу, что рано или поздно входит в противоречие с реальными жизненными обстоятельствами);

творчество, стремление человека создать в результате деятельности нечто принципиально новое, отсутствующее до сих пор в реальности. Справедливости ради следует отметить, что далеко не всякая деятельность обладает творческим характером — скажем, деятельность по производству серийных предметов потребления (ее можно назвать репродуктивной, т. е. воспроизводящей то, что уже есть в наличии. Но и она со временем обогащается творческими моментами, ведущими к совершенствованию продукции). В поведении же, которое опирается обычно на традиционные образцы и нормы, творчество, пожалуй, весьма уникальное явление.

Таким образом, деятельность человека всегда представляет собой некую продуманную технологию преобразования реальности, подчиняющуюся определенным правилам и нормам и служащую поставленным целям. Такая технология есть важнейший компонент культуры общества, активный фактор, порождающий новый мир человеческого бытия.

Читайте также:  Способ управления локальной сетью

В любой деятельности можно выявить некую общую структуру, включающую, как правило, две основные составляющие — субъективную и объективную.

К субъективной относят все то, что в первую очередь связано с «человеческим фактором» деятельности — самого человека, его активные действия, поставленные им цели и задачи, разработанную программу действий и т. д.

Объективная составляющая включает в себя, главным образом, материальные компоненты деятельности — исходные предметы и материалы, законы их бытия, способы и средства их преобразования, результаты (основной и побочные) и др.

Очевидно, что хотя субъективная сторона деятельности является ведущей в преобразовании мира, активным и творческим началом этого процесса, объективные параметры выступают весьма важным условием деятельности — они могут как способствовать ее успеху, так и сдерживать ее (достаточно вспомнить, например, о том, как недостаточное финансирование существенно замедляет, а иногда даже блокирует — деятельность коллективов ученых и инженеров по созданию новых лекарственных препаратов).

Виды деятельности

К философской характеристике деятельности следует отнести представление о видах деятельности. Понятие «вид деятельности» может быть рассмотрено на следующих уровнях, отличающихся друг от друга сферой деятельности и ее содержательной спецификой.

Во-первых, на самом высоком уровне анализа можно выделить материальную (практическую) и духовную (интеллектуальную) деятельности. Практическая деятельность связана с преобразованием материальных вещей и явлений и включает главным образом:

• производственную деятельность (создание предметных благ, товаров и услуг);

• социальную деятельность (преобразование общественных структур — например, социальные реформы);

• научную деятельность (различные формы научного эксперимента).

Интеллектуальная деятельность предполагает производство идей − философских, научных, религиозных, художественных, этических и т. д. Все они выступают результатом интеллектуальной деятельности конкретных людей и всего человечества и составляют культурный багаж последнего. Вместе с тем очевидно, что эти два вида деятельности − практическая и духовная − существуют, как правило, в активных действиях человека в неразрывном единстве: любая идея так или иначе возникает из общественной практики и опирается на нее, а практическая деятельность (в большинстве случаев) есть не что иное, как воплощение в жизнь определенных идей, их своеобразная «материализация» (скажем, персональный компьютер есть «опредмеченная» идея, рожденная интеллектуальными усилиями Б. Гейтса и его сотрудников).

Во-вторых, на среднем уровне анализа можно обозначить несколько более узкие (но вместе с тем присущие всему человечеству) сферы деятельности. Так, философ и политолог XX в. X. Арендт[44] предложила выделять три основных вида деятельности — соответственно тому, какое условие человеческой жизни обеспечивает каждый из них:

труд (работа), ответственный за приготовление вещей, необходимых для удовлетворения биологических потребностей человека;

создание (изготовление), продуцирующее искусственный мир вещей и во многом снимающее зависимость человеческого существования от предметов и объектов’,

действие (поступок), которое развертывается «прямо между людьми» (без посредничества материалов и вещей) и обеспечивает человеку пребывание среди людей. В этом виде деятельности каждый человек пытается в чем-то изменить своего друга, коллегу и т. д., но при этом может измениться и сам.

Разумеется, границы между этими видами деятельности весьма условны и подвижны, так как в реальной жизни человечества они связаны между собой и подразумевают друг друга: так, успешное создание мира вещей немыслимо сегодня без надлежащего удовлетворения биологических потребностей человека и его общения с другими людьми.

Читайте также:  Безаффиксальные способы словообразования это

И, наконец, на наиболее низком, третьем, уровне анализа деятельности речь обычно идет о ее конкретных, специализированных видах, т. е. о профессиональной деятельности. Она связана, как правило, с довольно локальной сферой реальности, с производством специфических продуктов, решением вполне конкретных природных или социальных задач: выращивания хлеба, печатания книг, лечения больных, воспитания детей, создания научной теории и т. д. Чтобы делать все это на должном уровне, с необходимым качеством результата, надо быть специалистом, обладающим определенными знаниями и навыками, профессионалом своего дела (не случайно слово «профессия» происходит от лат. profiteer − объявляю своим делом).

Профессия, т. е. тот вид трудовой деятельности, который человек − свободно или под влиянием определенных обстоятельств − выбирает для себя, становится, как правило, делом всей его жизни, определяет его судьбу. Разумеется, в силу различных социальных и личных причин человек может и поменять ее, но все же чаще он становится, например, учителем, живет им и, даже выйдя на пенсию, остается таковым. Будучи «делом, которому ты служишь» (вспомните одноименный роман Ю. П. Германа), профессиональная деятельность неоднозначно воздействует на человека. С одной стороны, она может сделать его настоящим знатоком своего дела, маэстро профессии, раскрывает способности личности в определенной сфере деятельности (правда, довольно узкой). С другой стороны, любая специализация неизбежно замыкает человека в рамки его профессии, ограничивает возможности его самореализации, делает в значительной мере одномерным его мировоззрение и мышление. Специалист привыкает смотреть на мир как бы через призму своей профессии, зацикливается на ней, начинает считать свое дело самым важным для общества. Иными словами, как правило, складывается ситуация, когда не человек владеет профессией, а профессия как бы владеет человеком.

Таким образом, активно работая в той или иной сфере деятельности − материальной или духовной, творческой или репродуктивной и, конечно же, профессиональной − человек живет в природе и обществе. Деятельность, труд есть не что иное, как способ бытия человека в мире, они превращают каждого субъекта в homo faber («человека производящего»), который живет, чтобы трудиться, и должен трудиться, чтобы жить.

Источник

Деятельность как способ существования человека

Жизнь – это форма взаимодействия живого организма с окружающим миром. Важнейшим ее условием является активность, проявляющаяся в преодолении среды, движении, росте, воспроизведении, поиске. Активность человека выражается в присущей только ему форме – деятельности.

Понятие и структура

Деятельность – это целеустремленная активность человека, реализующая его потребности, направленная на преобразование внешней среды и себя самого. Деятельность – это то, что отличает человека от животного, делает его существом социальным. В процессе деятельности человек создает материальные и духовных блага, формы общения, преобразовывает социальные условия и взаимоотношения, развивается. Главными ее признаками являются:

  • Целеполагание – формирование цели, обдумывание образа желаемого будущего. Целесообразность имеется и в поведении животных, но целеполагание присуще только человеку.
  • Осознанность – понимание мотивов, побуждений, потребностей, способов достижения цели, предвидение результата.
  • Плановость – все составляющие ее действия взаимосвязаны, располагаются в определенном порядке.
  • Систематичность – деятельность человека имеет длительный повседневный характер.
  • Общественный характер – человек всегда осуществляет свою деятельность в рамках общественных отношений, опираясь на усвоенный им социальный опыт.

Всякая деятельность предполагает наличие субъекта и объекта. Субъект – действующее лицо, источник активности. В качестве субъекта деятельности может выступать конкретный индивид, социальная группа или общество в целом. Объект – предмет деятельности. Им может быть вещь, другой человек, сам субъект, понятие, мысль. Деятельность – это процесс познания или преобразования объекта субъектом. Ее структуру составляет ряд последовательно возникающих компонентов:

  • потребность – нужда, недостаток в чем-либо и связанное с этим ощущение дискомфорта;
  • мотив – побуждение к деятельности;
  • цель – мысленно представляемый результат деятельности;
  • средство – предмет или действие, которые человек применяет для достижения цели;
  • процесс – последовательность стадий в развитии какого-либо явления;
  • результат – завершение, итог деятельности.
Читайте также:  Способы быстрого решения квадратных уравнений

Элементарной единицей деятельности является действие – произвольная, преднамеренная активность, направленная на достижение заранее определенной промежуточной цели. Органическую базу человеческой деятельности составляют психофизиологические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь. Деятельность не является врожденным качеством человека, он приобщается к ней в ходе социализации.

Виды и формы

Человеческая деятельность – сложное и многообразное явление. Все ее формы можно условно разделить на 2 группы:

  • Внутренняя деятельность – духовное и интеллектуальное развитие человека, формирование идеалов, ценностей, идей, понятий, представлений.
  • Внешняядеятельность – общение и практические действия (трудовая, производственная, спортивная, профессиональная активность).

По конечным результатам, принципам организации, особенностям мотивации различают 5 форм деятельности:

  • Общение – взаимодействие людей или социальных групп, состоящее в обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией, восприятии и понимании друг друга.
  • Игра – активность, возникающая в рамках специально созданных сюжетов, правил. Игра помогает формированию и раскрытию способностей, как разрядка необходима при всякой интенсивной деятельности.
  • Учение – усвоение знаний, овладение умениями и навыками.
  • Труд – деятельность, результатом которой становится создание общественно значимого продукта.
  • Творчество – исторически первичный вид деятельности человека, направленный на создание качественно новых по форме и содержанию материальных и культурных ценностей.

На каждом этапе возрастного развития один из них приобретает ведущее значение в формировании новых свойств личности:

  • в дошкольном возрасте – игра;
  • в детстве, отрочестве и юности – учение;
  • в зрелом возрасте и старости – труд.

Все виды деятельности взаимосвязаны и в той или иной мере присутствуют в жизни человека в любом возрасте.

По типу активности субъекта выделяют следующие виды деятельности:

  • Преобразовательная – специфический способ отношения к внешнему миру, состоящий в его изменении и подчинении своим целям с помощью определенных технологий.
  • Познавательная – изучение объективного мира с целью последующей реализации полученных знаний на практике.
  • Ценностно-ориентационная– осмысление и оценка явлений, процессов, событий окружающей действительности, формирование личного эмоционального отношения к ним.
  • Коммуникативная – познание и оценка человеком других людей, а через них – и самого себя. Выделяют 2 типа коммуникативной деятельности: личностно-ориентированная и социально-ориентированная.
  • Художественная – создание, восприятие, хранение и передача духовных ценностей, самостоятельное творчество в области литературы и искусства.

Деятельность – это то, благодаря чему человек превосходит индивидуальные, заложенные природой, возможности. Почти все ее формы и способы организации связаны с:

  • умениями и навыками, приобретенными в результате культурно-исторического развития;
  • предметами материальной и духовной культуры, используемыми в качестве средств удовлетворения потребностей или собственного развития.

Деятельность человека носит продуктивный, созидательный характер. Она преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни.

Заключение

Деятельность оказывает определяющее воздействие на формирование личности, через нее устанавливается реальная связь между человеком и окружающим миром. В деятельности проявляется ум человека, его чувства, воображение, способности, свойства характера. Содержание деятельности определяется не только потребностями, но и общественными целями, опытом, убеждениями, моральными установками. Вся история человеческого общества – это история деятельности людей.

Источник

Оцените статью
Разные способы