Деятельность как способ существования человека. план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Конспект урока по обществознанию 10 класс.
Скачать:
Вложение
Размер
deyatelnost.odt
28.15 КБ
Предварительный просмотр:
Конспект урока обществознания на II курсе
Тема: «Деятельность как способ существования людей».
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов
— осознание значимости постановки цели деятельности и выбора средств её достижения для собственного личностного роста;
— понимание важности разнообразия собственной деятельности, способствующего удовлетворению различных потребностей и развитию интересов в разных сферах жизни;
— умение классифицировать виды деятельности и потребности человека на основе определённых сравнений;
— умение использовать информацию о деятельности и потребностях, представленную в различных видах (в том числе в схемах и таблицах);
— умение соотносить общее и частное на примерах видов деятельности и потребностей человека;
— способность давать обоснованные оценки мотивам деятельности;
— владение понятиями «деятельность», «потребности»;
— целостное представление о структуре деятельности;
— понимание связей между сознанием и деятельностью;
— умение раскрывать на отдельных примерах виды деятельности, мотивы и потребности людей;
— умение использовать знания о деятельности и потребностях в контексте учебных и жизненных ситуаций.
1) систематизировать знания школьников о деятельности и потребностях человека;
2) конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром, позволяющей познавать мир и себя самого, создавать необходимые для собственного существования условия;
3) показать взаимосвязь деятельности и сознания;
4) представить различные подходы к классификации видов деятельности и потребностей человека;
5) помочь школьникам осознать практическую значимость знаний о деятельности и потребностях человека для достижения личного и профессионального успеха.
II. Место темы в системе учебных занятий
При изучении темы можно использовать полученные в основной школе знания о деятельности человека и её основных видах. На уроках в 10 классе понятие деятельности углубляется, изучается целостно, акцент делается на взаимосвязи деятельности и сознания. Целесообразно также опираться на материал, касающийся особенностей человеческой деятельности, рассмотренный на первых уроках 10 класса при изучении общества как совместной жизнедеятельности людей (§ 1) и социальной сущности человека (§ 4).
Курс истории наполняет понятие «деятельность» конкретным содержанием: можно привлекать соответствующие изучаемой эпохе примеры коллективной и индивидуальной деятельности, проявляющейся в её конкретных видах (политической, трудовой, военной и т. д.). Курс литературы знакомит с художественными произведениями как результатами деятельности писателей, поэтов, а курсы естественнонаучного комплекса — с деятельностью учёных, её научными результатами.
III. Литература и оборудование
Учебник Обществознание 10 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова.- М., «Просвещение» 2009 (§ 5).
Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. М. Н. Марченко. — М., 2003. — Гл. 1 (§ 3-7), гл. 2 (§ 3).
Таблица «Особенности деятельности человека», схемы «Потребности человека: вариант классификации», «Структура деятельности», «Пирамида потребностей», вопросы для закрепления в электронном варианте.
индивидуальный письменный опрос ( карточки)
I-вариант Соотнеси понятие с определением:
Это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.
Это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.
Это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.
Это то, что дорого и свято, как для одного человека так и для всего человечества.
II- вариант Верны ли суждения?
Какую сферу общества представляет религия, наука, искусство?
Перечисли какие виды мировоззрения ты знаешь?___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Определение темы урока. Учитель: Перед вами слайды. Внимательно посмотрите на них, что на них изображено? Каким общим понятием мы можем назвать все то что изображено на слайдах.( деятельность )
Изучение нового материала.
Учитель: Итак, о чём пойдёт речь на уроке? Речь пойдёт о человеческой деятельности. Тема урока (слайд1). Нам предстоит уяснить действительно ли деятельность -это способ существования людей?. (слайд 2) план: ( слайд 3)
Что такое деятельность?
Каковы её составляющие? (структура деятельности)
Виды деятельности.
Попробуйте самостоятельно дать обобщающее определение (заслушать ответы 3-4 учащихся, спросить, все ли характеристики учтены: активность, целеполагание, мотивация).
1. Деятельность – это форма активности человека, характерное для человека отношение к внешнему миру, направленное на его преобразование .( слайд 5)( записать в тетрадь).
Учитель: Можем ли мы жить и ничего не делать? Отличается ли деятельность человека от поведения животных?( Слайд 6,7) (целеполагание, способность выходить за рамки опыта, преобразование природной и социальной среды) .
Учитель. Работа со схемой стр 169 (1,2 абзац). Что является составляющими элементами деятельности? В структуре деятельности различаются её субъект – тот, кто осуществляет деятельность и объект – то, на что направлена деятельность (слайд 8. )
— Кто, по-вашему, может быть субъектом деятельности? (человек, группа людей, организация, государственный орган).
— Назовите возможные объекты деятельности (природные материалы, сферы или области жизни людей, сами люди).
Задание: прочитав текст, ответьте устно на вопросы. (слайд 9,10)
В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” автор изображает помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, “какой он плодовый сад разведёт: “Вот тут будут груши и сливы; вот тут – персики, тут – грецкий орех!” Думал, “каких он коров разведёт, что ни кожи, ни мяса, а всё одно молоко, всё молоко. какой он клубники насадит, всё двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст”. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют”, “остановились и подати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса”.
Каковы были цели помещика?
Какие он выбрал средства для их достижения?
Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился? Почему?
Беседа по вопросам, сопровождаемая составлением схемы (слайд 11,12)
2. Структура деятельности
Цель (осознанный образ предвосхищаемого результата)
Действия.
Средства.
Результат.
Мотивы деятельности.( слайд 13)
Работа по закреплению структуры деятельности по конкретным примерам или упражнение «дополни схему», первый пример вместе, остальные по вариантам самостоятельно.
Сделать акцент на том, что не всегда результат оправдывает ожидания. Выяснить причины.
Можно ли утверждать, что результат всегда совпадает с целью? Почему? (хотели как лучше, а получилось как всегда.) ( слайд)14
Как вы думаете , что движет деятельностью человека? ( Мотив-это побудительная причина, повод к какому –либо действию.)
Какие мотивы вы знаете?( слайд 15)
Работа с учебником, ( пр. 5 стр. 46) заполнение таблицы, с последующей проверкой.
Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с темой “Деятельность как способ существования людей”. Я предлагаю вам несколько высказываний. Выберите среди них то высказывание, которое наиболее соответствует теме нашего урока . Объясни почему именно это высказывание.
Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни. В.Г.Белинский
Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть. А.С. Макаренко
Когда мы перестаем делать — мы перестаем жить. Б. Шоу
Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет. Ф.Н. Глинка
Вернёмся к вопросу нашего урока: В чем сущность человеческой деятельности?
-Что я делал на уроке?
-Что узнал нового?
-Как я узнавал новое?
-Какой этап урока мне понравился?
Домашнее задание : пр. 5 сообщение по теме «Виды деятельности»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока обществознания. Тема:»Деятельность-способ существования человека».10 класс.
Презентация предназначена для проведения урока обществознания в 10 классе на базовом уровне.
Разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Деятельность — способ существования человека».
Урок является логическим продолжением серии уроков блока «Духовная культура». Разработка по учебнику Боголюбова Л.Н. базового уровня.
Деятельность — способ существования человека
Презентация к уроку обществознания в 10 классе по теме: «Деятельность».
урок обществознания в логике ИКТ для 10 кл. Деятельность как способ существования людей.
Урок в логике ИКТ. Приложения к уроку: обучающая презентация для учеников; демонстрационная для учителя.
Презентация к уроку обществознания «Деятельность как способ существования людей» 10 класс
Презентация иллюстрирует материал учебника (автор Боголюбов Л.Н.) . Данная работа призвана сформулировать представление о значении деятельности в жизни человека и развитии общества. .
Технологическая карта урока обществознания «Деятельность как способ существования людей» (10 класс)
Технологическая карта урока обществознания «Деятельность как способ существования людей» (10 класс).
Технологическая карта урока по теме «Деятельность как способ существования людей»
Технологическая карта урока » Деятельность как способ существования людей» , 10 класс, базовый уровень( УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова).
Источник
Конспект урока «Деятельность — способ существования людей»
Тема урока:Деятельность – способ существования людей
Цель: дать представление о деятельности человека и ее многообразии;
Х о д у р о к а
Учитель: Однажды Ходжа Насреддин проснулся среди ночи, вышел на улицу и стал кукарекать. Услышали это соседи и спрашивают: «Что ты делаешь, Ходжа?” – «У меня сегодня много дел, — ответил он, — хочу, чтобы день наступил пораньше».
Перед вами слайд c различными фотографиями. Внимательно посмотрите на них, что на них изображено? Каким общим понятием мы можем назвать все то что изображено на слайде. ( на слайде все что-то делают)( деятельность )
Итак, о чём пойдёт речь на уроке? Речь пойдёт о человеческой деятельности.
Тема урока: Деятельность – способ существования людей
Нам предстоит выяснить
Что такое деятельность?
Каковы её составляющие? (структура деятельности)
Задание 1.Попробуйте самостоятельно дать обобщающее определение используя опорные слова : активность, окружающий мир, совершенствование.
Деятельность – это вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя.
Основные моменты (выделяются вместе с учителем):
— деятельность – активные действия;
— она направлена на результат.
Таким образом, какой бы деятельностью не занимался человек, в ней четко выделяются ряд структурные компоненты ( из чего состоит деятельность):
Задание 2. Ознакомиться с текстом 1 на рабочем листе и заполнить схему
Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
У любой деятельности есть автор («субъект»), что она всегда направлена на ту или другую вещь («объект»).
Всякая деятельность человека определяется целями, которые он перед собой ставит. Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение кoтopoгo направлена деятельность. Например, архитектор сначала мысленно представляет образ новoгo здания, а потом воплощает свой замысел в чертежах. Мысленный образ нового здания — предвосхищаемый результат.
Достичь желаемого результата помогают определенные средства
деятельности. Так, в знакомой вам учебной деятельности, что будет
средствами деятельности? (средствами являются учебники и учебные
пособия, карты, таблицы, макеты, приборы и т. п.) Они помогают усвоению
знаний и выработке необходимых учебных умений.
В ходе деятельности возникают определенные продукты (результаты)
деятельности. Таковыми являются материальные и духовные блага. Формы
общения людей, общественные условия и отношения, а также способности,
умения, знания caмoго человека. В результатах деятельности воплощается сознательно поставленная цель.
Учитель: В структуре деятельности различаются её субъект – тот, кто осуществляет деятельность и объект – то, на что направлена деятельность (слайд 8. )
— Кто, по-вашему, может быть субъектом деятельности? (человек, группа людей, организация, государственный орган).
— Назовите возможные объекты деятельности (природные материалы, сферы или области жизни людей, сами люди.
Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека .
Например, архитектор сначала мысленно представляет образ
новoгo здания, а потом воплощает свой замысел в чертежах. Мысленный образ нового здания — предвосхищаемый результат.
Достичь желаемого результата помогают определенные средства
деятельности. Какие средства деятельности вы используете занимаясь учебной деятельностью? (средствами являются учебники и учебные
пособия, карты, таблицы, макеты, приборы и т. п.) Они помогают усвоению
знаний и выработке необходимых учебных умений.
В ходе деятельности возникают определенные продукты (результаты)
деятельности. (материальные и духовные блага). В результатах деятельности воплощается сознательно поставленная цель .
А). Василий учится в 11 классе. Особое внимание он уделяет предметам
естественно-математического цикла. После школы он собирается
продолжить обучение в техническом вузе. Что является объектом(-ами)
1) поступление в институт
2) предметы естественно-математического цикла
3) технический вуз
4) инженерные специальности
Рассмотрите картинку, на которой изображены люди, занимающиеся физическими спортом. Назовите субъект и объект данной деятельности. (спорт направлен на укрепление здоровья)
(субъект и объект совпадают)
А теперь прослушайте текст (внимательно)
В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” автор изображает помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, “какой он плодовый сад разведёт : “Вот тут будут груши и сливы; вот тут – персики, тут – грецкий орех!” Думал, “каких он коров разведёт , что ни кожи, ни мяса, а всё одно молоко, всё молоко. какой он клубники насадит, всё двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст”. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют”, “остановились и подати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса”.
Каковы были цели помещика?
Какие он выбрал средства для их достижения? (разогнал мужиков и мечтал)
Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился? Почему?
Можно ли утверждать, что результат всегда совпадает с целью? (хотели как лучше, а получилось как всегда.)
Задание 3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1.Субъект 2.Цель 3. средства 4. Индивид 5. Объект. 6 Результат.7.Потребности
Как вы думаете, что побуждает человека к деятельности? ( Мотив-это побудительная причина, повод к какому – либо действию.)
Какие мотивы вы знаете?
интерес (Интерес – это некий результат, который, по мнению отдельного человека или сообщества, принесет ему (им) пользу.)
З а д а н и е4 . В ваше рабочем листе дано определение термина потребности, но некоторые слова пропущены. Задание: вставить пропущенные слова
Потребности – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
Назовите известные вам потребности.
В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие конкретных видов деятельности людей.
Существует множество оснований для классификаций видов деятельности.
Задание 5. Используя текст 2, исправьте ошибки, допущенные при составлении таблицы внеся цифры в соответствующие графы.
Соотнесите классификацию и виды деятельности (на доске)
Учитель: Может ли человек существовать без деятельности?
Нет. Непременным условием развития личности является
Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся. С опорой на курс обществоведения и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе могут быть даны следующие подтверждения:
1) с развитием общества меняются и игры (например, родители сегодняшних школьников не играли в детстве в компьютерные игры);
2) игры можно выдумать, т. е. игра как проявление творчества;
3) можно изменять правила игры, в результате чего игра фактически меняется;
4) в игре может проявляться выдумка и фантазия в выборе средств, целей игры.
Могут быть даны иные подтверждения.
Задание 7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Простейшим, самым доступным видом деятельности является _______________(А). Она носит условный __________________(Б) и реализует потребность ребёнка в активности и в познании окружающего мира на основе усвоения человеческих форм поведения. Более сложным видом деятельности является ___________________(В), направленное на усвоение научных знаний и приобретение соответствующих навыков и умений. Наиболее важным видом человеческой деятельности считают __________________(Г). Он обеспечивает не только существование человеческого ___________________(Д), но является также условием его непрерывного _______________(Е). Среди его видов различают предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй — умственным».
В приведенном ниже списке слова даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1 Учитесь ставить перед собой конкретные цели и определять оптимальные средства для их достижения. Это придает деятельности сознательный характер, позволяет контролировать ее ход и вносить, если это нужно, определенные коррективы.
2 Помните: важно видеть не только ближайшие, но и отдаленные цели своей деятельности. Это поможет преодолеть трудности, не даст остановиться на полпути, не достигнув цели.
3 Проявляйте заботу о разнообразии своей деятельности. Это даст возможность удовлетворять различные потребности и развивать различные интересы.