Деятельность человека как способ его бытия
На протяжении всей своей жизни человек постоянно совершает те или иные действия, вступая в контакты с миром и другими людьми. Иначе и быть не может — ведь он существует в природе и в обществе, зависит от них и так или иначе реагирует на те условия, в которые ставит его реальное бытие. Иными словами, в действиях человек проявляет себя, свою индивидуальность и активность, воплощает свое бытие, и можно сказать, что для него действовать − значит быть.
Однако человеческие действия далеко не равноценны по своей ориентации и роли. Во-первых, они могут быть направлены на то, чтобы в той или иной мере приспособиться к существующим условиям бытия, к тем требованиям, которые предъявляет к каждой личности ее «жизненный мир» − как природный, так и социальный. Такого рода совокупные действия человека принято называть поведением — с его помощью человек старается изменить не мир, в котором он живет, а самого себя, чтобы быть как можно больше адекватным этому миру, лучше соответствовать ему. Так, наше поведение в обществе всегда предполагает определенное приспособление к требованиям, предъявляемым нам в семье и в школе, правилам поведения в общественных местах, нормам общения с друзьями и т. д.
Вместе с тем для большинства людей характерны активные действия, направленные на то, чтобы в определенной степени преобразовать нынешние условия нашего бытия, сделать их более достойными нас, облегчающими жизнь человека (и всего человечества!). Именно такого рода систему человеческих действий и называют обычно деятельностью. С ее помощью человек переделывает мир, создает огромное множество таких вещей и процессов, которые не могут возникнуть естественным путем (здания, машины, компьютеры, произведения искусства и т. д.).
Для деятельности характерно наличие ряда признаков, существенно отличающих ее от обычного поведения: у последнего они или отсутствуют совсем или же присутствуют в зачаточном и неявном виде.
Чаще всего признаками деятельности считаются:
• определенная цель, обычно четко осознанная и хорошо продуманная (поведение же часто бывает стихийным, бесцельным и даже бессмысленным);
• программа, в которой предусматриваются конкретные способы активных действий, их последовательность, возможные результаты и т. д., т. е. своеобразная логика деятельности (наличие подобных программ в поведении — достаточно редкий случай);
• свобода, означающая возможность выбора человеком предметов для преобразования целей, способов деятельности, ожидаемых результатов и т. д. Разумеется, свобода деятельности всегда относительна, ибо она «скована» определенными рамками − объективными законами, реальными возможностями и т. п. (конечно, элементы свободы присутствуют и в поведении; более того, зачастую она понимается человеком анархистски − веду себя так, как хочу, что рано или поздно входит в противоречие с реальными жизненными обстоятельствами);
• творчество, стремление человека создать в результате деятельности нечто принципиально новое, отсутствующее до сих пор в реальности. Справедливости ради следует отметить, что далеко не всякая деятельность обладает творческим характером — скажем, деятельность по производству серийных предметов потребления (ее можно назвать репродуктивной, т. е. воспроизводящей то, что уже есть в наличии. Но и она со временем обогащается творческими моментами, ведущими к совершенствованию продукции). В поведении же, которое опирается обычно на традиционные образцы и нормы, творчество, пожалуй, весьма уникальное явление.
Таким образом, деятельность человека всегда представляет собой некую продуманную технологию преобразования реальности, подчиняющуюся определенным правилам и нормам и служащую поставленным целям. Такая технология есть важнейший компонент культуры общества, активный фактор, порождающий новый мир человеческого бытия.
В любой деятельности можно выявить некую общую структуру, включающую, как правило, две основные составляющие — субъективную и объективную.
К субъективной относят все то, что в первую очередь связано с «человеческим фактором» деятельности — самого человека, его активные действия, поставленные им цели и задачи, разработанную программу действий и т. д.
Объективная составляющая включает в себя, главным образом, материальные компоненты деятельности — исходные предметы и материалы, законы их бытия, способы и средства их преобразования, результаты (основной и побочные) и др.
Очевидно, что хотя субъективная сторона деятельности является ведущей в преобразовании мира, активным и творческим началом этого процесса, объективные параметры выступают весьма важным условием деятельности — они могут как способствовать ее успеху, так и сдерживать ее (достаточно вспомнить, например, о том, как недостаточное финансирование существенно замедляет, а иногда даже блокирует — деятельность коллективов ученых и инженеров по созданию новых лекарственных препаратов).
Виды деятельности
К философской характеристике деятельности следует отнести представление о видах деятельности. Понятие «вид деятельности» может быть рассмотрено на следующих уровнях, отличающихся друг от друга сферой деятельности и ее содержательной спецификой.
Во-первых, на самом высоком уровне анализа можно выделить материальную (практическую) и духовную (интеллектуальную) деятельности. Практическая деятельность связана с преобразованием материальных вещей и явлений и включает главным образом:
• производственную деятельность (создание предметных благ, товаров и услуг);
• социальную деятельность (преобразование общественных структур — например, социальные реформы);
• научную деятельность (различные формы научного эксперимента).
Интеллектуальная деятельность предполагает производство идей − философских, научных, религиозных, художественных, этических и т. д. Все они выступают результатом интеллектуальной деятельности конкретных людей и всего человечества и составляют культурный багаж последнего. Вместе с тем очевидно, что эти два вида деятельности − практическая и духовная − существуют, как правило, в активных действиях человека в неразрывном единстве: любая идея так или иначе возникает из общественной практики и опирается на нее, а практическая деятельность (в большинстве случаев) есть не что иное, как воплощение в жизнь определенных идей, их своеобразная «материализация» (скажем, персональный компьютер есть «опредмеченная» идея, рожденная интеллектуальными усилиями Б. Гейтса и его сотрудников).
Во-вторых, на среднем уровне анализа можно обозначить несколько более узкие (но вместе с тем присущие всему человечеству) сферы деятельности. Так, философ и политолог XX в. X. Арендт[44] предложила выделять три основных вида деятельности — соответственно тому, какое условие человеческой жизни обеспечивает каждый из них:
• труд (работа), ответственный за приготовление вещей, необходимых для удовлетворения биологических потребностей человека;
• создание (изготовление), продуцирующее искусственный мир вещей и во многом снимающее зависимость человеческого существования от предметов и объектов’,
• действие (поступок), которое развертывается «прямо между людьми» (без посредничества материалов и вещей) и обеспечивает человеку пребывание среди людей. В этом виде деятельности каждый человек пытается в чем-то изменить своего друга, коллегу и т. д., но при этом может измениться и сам.
Разумеется, границы между этими видами деятельности весьма условны и подвижны, так как в реальной жизни человечества они связаны между собой и подразумевают друг друга: так, успешное создание мира вещей немыслимо сегодня без надлежащего удовлетворения биологических потребностей человека и его общения с другими людьми.
И, наконец, на наиболее низком, третьем, уровне анализа деятельности речь обычно идет о ее конкретных, специализированных видах, т. е. о профессиональной деятельности. Она связана, как правило, с довольно локальной сферой реальности, с производством специфических продуктов, решением вполне конкретных природных или социальных задач: выращивания хлеба, печатания книг, лечения больных, воспитания детей, создания научной теории и т. д. Чтобы делать все это на должном уровне, с необходимым качеством результата, надо быть специалистом, обладающим определенными знаниями и навыками, профессионалом своего дела (не случайно слово «профессия» происходит от лат. profiteer − объявляю своим делом).
Профессия, т. е. тот вид трудовой деятельности, который человек − свободно или под влиянием определенных обстоятельств − выбирает для себя, становится, как правило, делом всей его жизни, определяет его судьбу. Разумеется, в силу различных социальных и личных причин человек может и поменять ее, но все же чаще он становится, например, учителем, живет им и, даже выйдя на пенсию, остается таковым. Будучи «делом, которому ты служишь» (вспомните одноименный роман Ю. П. Германа), профессиональная деятельность неоднозначно воздействует на человека. С одной стороны, она может сделать его настоящим знатоком своего дела, маэстро профессии, раскрывает способности личности в определенной сфере деятельности (правда, довольно узкой). С другой стороны, любая специализация неизбежно замыкает человека в рамки его профессии, ограничивает возможности его самореализации, делает в значительной мере одномерным его мировоззрение и мышление. Специалист привыкает смотреть на мир как бы через призму своей профессии, зацикливается на ней, начинает считать свое дело самым важным для общества. Иными словами, как правило, складывается ситуация, когда не человек владеет профессией, а профессия как бы владеет человеком.
Таким образом, активно работая в той или иной сфере деятельности − материальной или духовной, творческой или репродуктивной и, конечно же, профессиональной − человек живет в природе и обществе. Деятельность, труд есть не что иное, как способ бытия человека в мире, они превращают каждого субъекта в homo faber («человека производящего»), который живет, чтобы трудиться, и должен трудиться, чтобы жить.
Источник
Деятельность как способ бытия человека. Специфически человеческие виды жизнедеятельности: труд, общение, познание, игра.
Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного продукта материальной или духовной культуры. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что индивид выходит за пределы своей природной ограниченности.
Деятельность — это форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя.
Человеческая деятельность — это деятельность конкретных индивидов, которая протекает или в условиях открытой коллективности — среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром — перед гончарным кругом или за письменным столом. В каких бы, однако, условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества. При всем своем своеобразии деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она осуществляется, определяется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе, как в деятельности конкретных людей.
В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная и коллективная.
По характеру: репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и продуктивная — творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).
По соответствию социальным нормам: законная — незаконная, моральная — аморальная.
По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная — реакционная, созидательная — разрушительная.
По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.
По особенностям проявления человеческой активности: внешняя — внутренняя.
Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности — это общение, игра, учение и труд.
Общение как вид деятельности
Общение — вид деятельности, в процессе которого происходит передача информации от одного индивида к другому, обмен мыслями, чувствами и эмоциями.
Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию.
Коммуникация — общение, передача информации от человека к человеку, форма взаимодействия людей.
Субъекты — те, между кем осуществляется общение (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом) — Реально существующие партнёры; иллюзорные партнёры (им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным); воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)
Цель — это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
Содержание — это идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому
Средства общения (способы передачи, переработки и расшифровки информации):
· органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание);
· письменная речь (чертежи, знаки, изображения);
· технические средства (радио, телевидение, компьютер)
· коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия);
· познавательная (олучение новой информации);
· социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе);
· психологическая (эмоциональная поддержка).
Прямое — личный контакт, при общение необходимо визуальное восприятие друг друга.
Деловое (формальное) — общение в профессиональной сфере, в большей степени опирается на документооборот.
Вербальное — общение посредством речи. Межличностное — общение между двумя людьми.
Косвенное — общение через других людей.
Личное (неформальное) — разговор на любую тему, общение между друзьями, близкими людьми.
Невербальное — общение посредством мимики, жестов, поз. Групповое — общение между тремя и более людьми.
Игра как вид деятельности
Игра — это вид деятельности, который направлен на удовлетворение духовных потребностей и целью которого является не производство материального продукта, а сам процесс — отдых, развлечение.
Игра – это путь к познанию реальности, основанный на разных условных моделях поведения. Игра ориентирована не только на результат, в ней важнее бывает сам процесс. В детстве игровая деятельность имеет колоссальное значение, являясь одним из инструментов социализации человека.
Характерные черты игры:
· Происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется.
· В процессе игры используются определенные предметы
· Нацелена на удовлетворение интереса ее участников
· Способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Учение как вид деятельности
Учение — это вид деятельности, целью которой является приобретение, закрепление, совершенствование человеком знаний, умений и навыков.
· Организованное (осуществляется в образовательных учреждениях)
· Неорганизованное (осуществляется в других видах деятельности, как их побочный, дополнительный результат)
Учение может приобрести характер самообразования.
Труд как вид деятельности
Труд — это деятельность человека, направленная на получение практически полезного результата, который даёт возможность удовлетворить свои потребности.
В процессе трудовой деятельности человек производит необходимые ему материальные и духовные ценности. В отличие от учёбы и игры труд требует от человека определённый подготовки или квалификации, например: шахтёр не может провести хирургическую операцию.
Квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Характерные черты труда:
· Нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов
· Наличие мастерства, умений, знаний.
· Преобразование внешней среды обитания человека
Материальная и духовная деятельность
По объектам и результатам деятельность делится на материальную и духовную.
Материальная (практическая) деятельность связана с практикой, созданием чего-либо нового или изменением старого порядка вещей.
Материальная деятельность, в свою очередь, подразделяется на две основные группы: материально-производственную и социально-преобразовательную.
Материально-производственная деятельность представляет собой создание материальных благ, обогащение культуры человечества в целом. Например, строительство, заводское производство, ремесло.
Социально-преобразовательная деятельность связанна с изменениями в обществе. К данному виду деятельности относятся издание новых законодательных актов, проведение реформ.
Духовная деятельность представляет собой процесс, связанный с интеллектом и творчеством, направленный на духовное освоение мира.
К ней относятся познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.
Познавательная (учебно-познавательная) деятельность связана с получением новых знаний о мире, событиях и закономерностях.
Установление и формирование духовных ценностей в обществе или ценностное отношение к вещам — это ценностно-ориентировочная деятельность.
Прогностическая деятельность — это составление прогнозов или планов на будущее, предвидение результатов своих действий или будущих событий.
Творчество как вид деятельности
Творчество — это воодушевленная деятельность человека, которая направлена на открытие или создание нечто качественно нового, никогда ранее не существовавшего.
Создавая что-либо, человек вкладывает в это «свою душу», поэтому каждое новое творение по-своему уникально. В науке творчество способствует появлению открытий и изобретений, в искусстве — новых произведений. В процессе творчества не только создаются материальные и духовные ценности, но и происходит самоутверждение и самосовершенствование человека.
Основными компонентами творческой деятельности являются вдохновение, фантазия, воображение и интуиция
Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании
Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов. Интуиция – знания, условия получения которого не осознаются.
Источник