Детское словотворчество как способ усвоения детьми системы словообразования
За последние десятилетия в русском словообразовании активизировался морфолого-синтаксический способ. Образование новых слов происходит в результате сложения основ (двух, трех: лед колоть – ледокол; книги любить – книголюб) и с помощью других способов (См.: Дудников А. В. Современный русский язык. – М., 1990)
Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов и смысл значимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание).
В психологической и психолингвистической литературе словообразование связывается с детским словотворчеством. Самостоятельное словообразование, словотворчество у детей рассматривается Д. Б. Элькониным «как симптом овладения ребенком языковой действительностью». В основе детского словотворчества лежат те же закономерности, что и в основе овладения флективной системой языка. Явления словоизменений и словообразований – однопорядковые. По существу они представляют собой результат той работы, которую проводит ребенок по овладению языком как реальной предметной действительностью, и той реальной практикой, в ходе которой проходит это отражение.
Словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. Словотворчество по аналогии является показателем свободного пользования морфологическими элементами языка. Так, слово «вкуснашка» (конфетка) по аналогии со словами «кашка», «простоквашка» образуется от прилагательного с помощью суффикса и окончания. С одной стороны, ребенок образовал новое слово, а с другой – правильно изменяет его («Дай мне вкуснашку»). Эти факты убеждают в творческом характере усвоения языка.
Детское словотворчество – наиболее яркое проявление процесса формирования правил, обобщений.
О. С. Ушакова выделила три основных принципа образования детьми новых слов;
· часть какого-нибудь слова («осколки слов») используется как целое слово: «прыг» – прыжок;
Источник
Формирование словообразования у дошкольников
Овчинникова Маргарита
Формирование словообразования у дошкольников
Формирование словообразования у дошкольников
Актуальность проблемы развития словообразования вызвана тем, что у всех детей имеются разнообразные нарушения процесса словообразования.Степень этих нарушений различна: от не резко выраженной, незначительной до полного непонимания значения средств языка. Это затрудняет обучение ребёнка, влияет на полноту преодоления системного речевого расстройства, а именно лексико-грамматических недостатков и трудностей построения информативно полноценного высказывания.
Словообразование – процесс или результат образования новых слов, называемых производными, на базе однокорневых слов.
К. И. Чуковский писал «Для нас все слова уже готовы, скроены и сшиты, и голова у каждого из нас – как оптовый склад таких готовых форм, «магазин готового платья». А у детей – это мастерская все мерится и шьется, творится каждую минуту сначала, все – вдохновение и творчество»
Установлено, что именно в дошкольный период происходит интенсивный процесс овладения значением производного слова, и подчеркивается важность данного этапа для всего процесса овладения языком в детском возрасте. «Словообразовательная деятельность как бы подготавливается и обеспечивается развитием навыков понимания значения производного слова. В ходе этого процесса у ребенка складывается представление о производном слове как о мотивированном и конструируемом языковом знаке, вырабатываются модели-типы как необходимые средства анализа языкового материала и собственно словообразовательной деятельности ребенка. это, в свою очередь, обеспечивает новый уровень развития самой речевой деятельности ребенка»
Исследования речи дошкольников позволяют ученым выделить несколько этапов в процессе усвоения ребенком словообразовательной системы родного языка. Так, А. Г. Тамбовцева выделяет три основных этапа
период формирования предпосылок словообразования (от 2,6 до 3,6 – 4 лет, когда словопроизводство имеет случайный, ситуативный характер;
период активного освоения словопроизводства, период регулярного словотворчества (от 3,6 — 4,0 до 5,5 — 6,0 лет).
период усвоения норм и правил словообразования, самоконтроля, формирования критического отношения к речи, снижения интенсивности словотворчества (5,6 — 6,0).
Формирование процессов словообразования при нормальном ходе речевого развития.
В ходе речевого развития ребенок постепенно овладевает законами словообразования. Это происходит в основном в период от 2 до 8 лет. При этом наблюдаются определенные возрастные своеобразия. Так, например,
при образовании притяжательных прилагательных ребенок сначала не учитывает чередований согласных звуков в корне слова, а стремится полностью сохранить его первоначальную основу. Отсюда и получается, что у верблюда голова «верблюдья», у медведя – «медведья». Эти случаи ошибочного словообразования можно рассматривать как «умные ошибки», поскольку в целом здесь все же соблюдаются основные закономерности языка.
Характерное для детей раннего возраста «словотворчество» при нормальном ходе речевого развития также протекает с учетом основных закономерностей языка. Например, по аналогии со словами «водопроводчик», «электрик» ребенок образует слово «газочник». Или, видя закрытый пакет, говорит «распакетить» – по аналогии с «раскрыть».
Формирование навыков словообразования у детей с нарушениями речевого развития.
Дети с отклонениями в речевом развитии с большим трудом овладевают правилами образования новых слов, что приводит к задержке пополнения словарного запаса ребенка. Самый простой вид словообразования – это образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов. При нормальном развитии речи он начинает усваиваться уже на втором году жизни.
Однако старшие дошкольники, имеющие недоразвитие речи, при выполнении заданий на этот простейший вид словообразованиядопускают такие ошибки: куклочка или кукленок, вместо куколка, грибик вместо грибок и др.
Большие затруднения испытывают дети при образовании относительных,притяжательных прилагательных : сумка из кожи – кожная, кожевая; голова лошади – лошная, лошадья или лошанная. Все ответы выходят за рамки «возрастных своеобразий» речи.
Очень характерно для детей с задержками речевого развития и то, что при выполнении заданий они очень долго думают, перебирают разные варианты, но в большинстве случаев так и не находят правильного ответа. Это лишний раз говорит об имеющихся у этих детей трудностях в подборе нужных слов, об отсутствии в их словаре многих из них.
Словообразование, как в норме, так и при патологии, представляет собой сложный многообразный процесс. Пятый год жизни является периодом активного освоения ребенком способов словообразования. Словообразование и словотворчествоуже носят взрывной характер: дети начинают употреблять в этот период все части речи.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов, поэтому процесс воспитания можно осуществлять лишь на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ребенка.
Развитие восприятия и осознание речи детьми происходит значительно быстрее в продуктивной деятельности, так как в деятельности речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности.
Для развития словообразования используют словесные игры.
Источник
Детское словотворчество
статья (развитие речи) по теме
Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в творческий процесс. Процесс творчества у ребенка сопровождается наивысшей активностью интеллектуальных и эмоциональных сил. Поэтому вопрос о развитии детского творчества сегодня особенно актуален.
Среди проблем художественно-творческого развития детей дошкольного возраста важное место занимает вопрос о развитии словесного творчества, так как именно период дошкольного детства является сензитивным для его формирования.
Способность к словесному творчеству, как одна из разновидностей художественно-речевого творчества имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kalinichenko_o.v.docx | 35.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Калиниченко Ольга Викторовна
г. Усолье-Сибирское, Иркутская область, МБДОУ «Детский сад №43»
Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в творческий процесс. Процесс творчества у ребенка сопровождается наивысшей активностью интеллектуальных и эмоциональных сил. Поэтому вопрос о развитии детского творчества сегодня особенно актуален.
Проблема художественно творческой деятельности дошкольников, получила многостороннее освещение в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугина, М.М. Конина, В.А. Сухомлинский, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова и другие.
Среди проблем художественно-творческого развития детей дошкольного возраста важное место занимает вопрос о развитии словесного творчества, так как именно период дошкольного детства является сензитивным для его формирования. В этой связи важной научной проблемой выступает поиск педагогических условий, обеспечивающих развитие самостоятельности и активности детского словесного творчества.
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.
Способность к словесному творчеству, как одна из разновидностей художественно-речевого творчества имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. Вероятность его проявления в дошкольном возрасте достаточно велика и требует внимательного изучения и особого подхода. Характер, структура такого творчества (сочинение детьми сказки) иногда лишены четкости, логичности, системности. Но в целом эти недостатки легко устранимы при непосредственной организованной работе педагога и детей.
Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5-3 лет до школьного возраста.
Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, поэтому такие словосочетания не могут быть усвоены малышом при подражании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своей семантике (значению) и уместны в употреблении. Например: “брос” — брошено, “умность” — качество ума, “долгее” — дольше и многие другие.
К.И Чуковский отмечал поразительную чуткость ребенка к языку и его способность к творчеству, проявляющуюся наиболее ярко в процессе словотворчества: «У двухлетних и трехлетних детей такое сильное чутье языка, . что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а напротив, очень метки изящны, естественны. ».
Исследователи детской речи выделяют три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов.
1. Осколки слов: часть какого-нибудь слова используется как целое слово.
2. Чужие окончания: к корню одного слова прибавляются окончания другого.
3. Синтетические слова: одно слово составляется из двух.
Как получаются “слова-осколки”, начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так, вместо слова “молоко” он произносит только “ко”, позднее “моко” и, наконец, “молоко”. Отсюда “осколки слов” в речи детей раннего возраста. Взять хотя бы слово “лепь” (то, что слеплено). Мы говорим: лепим, слеплено — ребенок же выделяет ударный слог “леп” и т.д.
Второй способ создания ребенком новых слов — присоединение к корню слова “чужого” окончания — также очень распространен. Эти слова звучат особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье и т.д. Мы, взрослые, не говорим таких слов. И все же если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований, поэтому и здесь, в конечном счете, действует механизм подражания. Ведь “пургинку” ребенок создал по образцу слова — снежинка, “сухота” — сухость; “помогание” — помощь, “правдун” — человек, говорящий правду.
Интересно, что новые глаголы дети образуют обычно с помощью присоединения “чужих” приставок. Налить, набрать, накидать — это наши ”взрослыe” обычные слова, а вот новые детские глаголы: набулькать, напирожить (“Вот набулькаю полную бутылку и уйду”, “Спасибо, я уже полный живот напирожила”).
Интересно также посмотреть, как создаются “синтетические слова”. В таких словах, как “ворунишка”, “бананас”, “огромадный”, происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: вор — врунишка, банан — ананас, огромный — громадный и т.п.
Иначе соединяются те слова, которые звучат различно, но постоянно применяются вместе, например, слова “чай” и “пить” (получается глагол “чайпить”), “вынь” и “возьми” (“выньми мне занозу”), “все люди”, “всех людей” (всехлюдная), “в самом деле” (всамделишный). Эти слова строятся по тому же принципу, что и “синтетические слова” взрослых: колхоз, совхоз, самолет, всеобщее и множество подобных им. В такой форме словотворчества тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит.
Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно “новое” детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным — в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.
Таким образом, новое «детское» слово образуется на основе тех образцов взрослой речи, которые когда-то слышал ребенок. А это значит, что чем больше малыш слышит разнообразных слов и предложений, тем больше возможностей для развития фантазии по придумыванию слов у него появляется.
Словесное творчество относится к художественно-речевой деятельности.
Художественно-речевая деятельность — это деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного или фольклорного произведения. Она включает в себя следующие компоненты:
— восприятие произведений художественной литературы и фольклора в процессе ознакомления с ними;
— воспроизведение авторского текста без изменения (репродукция), то есть воссоздание уже созданных кем-либо образов (выразительное чтение произведения (стихотворного), участие в драматизации произведений художественной литературы и фольклора и т.п.);
— создание собственного вторичного текста на основе прочитанного произведений или ряда произведений, то есть создание новых художественных образов (творческое рассказывание придуманных эпизодов к знакомым произведениям, сочинение собственных произведений — загадок, рассказов и сказок и т.п.).
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность художественно-речевой деятельности. Это выражается при пересказах ими текстов доступных художественных произведений, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных сочинениях-рассказах, сказках. В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребенком образов искусства.
Условиями для успешного формирования словесного творчества являются:
— проведение правильной систематической работы по развитию речи детей и обучению их родному языку: расширению словарного запаса, овладению грамматическими нормами и совершенствованию звуковой культуры речи (звукопроизношения и общих речевых навыков), развитию связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);
— своевременное развитие активного восприятия художественного слова;
— воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения.
Формирование словесного творчества происходит по этапам:
1 этап — накопление художественно–речевого опыта детей (фольклор, художественные произведения, рассказы взрослых);
2 этап — овладение детьми способами творческого действия в процессе попыток собственного сочинения и переход к самостоятельному развитию повествования (овладение замыслом, нахождение композиции, выразительных средств языка).
3 этап — проявление самостоятельности в сочинении повествования собственной сказки, рассказа.
Имеется известная условность в определении границ этапов формирования творчества. Так, обогащение художественно–речевого запаса продолжается и в последующие периоды, когда дети переходят к самостоятельному сочинению.
Нередко у детей возникают трудности, связанные с творческим рассказыванием:
— их тексты оказываются бедными как в плане содержательности (малосодержательные, подражательные, невыразительные);
— название сказки, рассказа зачастую не соответствует ее содержанию, так и с формальной стороны (отмечается нарушения последовательности описаний событий, пропуск частей, несвязанность эпизодов между собой, вкрапление суждений с основой на свой жизненный опыт).
Эффективными приемами и методами обучения творческому рассказыванию, помимо традиционных вербально-логических (речевой образец, план, вопросы, анализ и оценка творческих рассказов детей) исследователи развития словесного творчества называют приемы, стимулирующие творческую активность, воображение и заинтересованность детей:
— придумывание детьми продолжения авторского текста,
— придумывание окончания сказки, начатой воспитателем, ее начала или середины,
— сочинение с использованием картины,
— сочинение по теме с использованием опорных слов, творческое рассказывание по литературному образцу – с заменой героев, места действия или с придумыванием нового сюжета с теми же героями и другие.
Словесное творчество как наиболее сложный вид деятельности детей, с одной стороны, является важным условием, а с другой — эффективным средством развития творческой личности.
Интерес к словесному творчеству в дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это «сочинение» действительно оригинально, а у кого нет. Но придумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке реализовать свои замыслы сказки истории словесно. С точки зрения творчества вообще, объективно нового ребенок при этом не создает.
Способность к словесному творчеству, как одна из разновидностей художественно — речевого творчества дошкольников имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. Вероятность ее проявления в этом возрасте достаточно велика и требует внимательного изучения и особого подхода.
В основе детского словесного творчества, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы.
Исследования педагогов показали, что простейшие, элементарные попытки творчества имеются лишь у детей, у которых в какой-то мере развит поэтический слух. Словесное творчество не наблюдается у детей с плохо развитым поэтическим слухом. Вместе с тем отсутствие словесного творчества у ряда детей говорит о том, что развитие поэтического слуха, являясь необходимым условием развития словесного творчества, само по себе не приводит к его возникновению. Необходима специальная работа по развитию словесного творчества на основе развития поэтического слуха. Одним из условий успеха детей в словесном творчестве является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря.
Итак, словотворчество на определенном этапе развития детской речи представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм родного языка; в основе его лежат те же принципы работы мозга, что и в основе прямого усвоения того словесного материала, который мы сознательно даем нашим детям.
Познание мира детства — увлекательное путешествие, возможное в любом возрасте, познавая вместе с вашим ребенком окружающий вас мир, казалось бы, уже хорошо вам известный, вы можете открыть для себя много неожиданно важного и нового.
«. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать» (Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»)
- Ворошнина. Обучение творческому рассказыванию // Дошкольное воспитание — №4, 1978.
- Карпинская Э.П. Воспитать интерес к творческому рассказыванию // Дошкольное воспитание — №6, 7, 1973.
- Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста // Учебно-методическое пособие — М., 2004
- Художественное творчество в детском саду. – М., 1974.
- Чуковский К.И. От двух до пяти. – М., 1966.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детское словотворчество.
В данной статье даётся понятие детского словотворчества и раскрывается три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов.
Альбом детского словотворчества «Давай поговорим»
Альбомы детского словотворчества могут использоваться в работе с родителями в любой дошкольной группе. Альбомы дают возможность воспитателям закрепить пройденный материал, выявить необходимость работы.
Что такое детское словотворчество.
Детское словотворчество.
появление новых слов в речи ребенка называют словотворчеством. словотворчество составляет одну из важнейших особенносте развития речи ребенка.
Детское словотворчество «Ребятам о зверятах»
Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребёнка.Развивает наблюдательность, умение ребёнка свободно и правильно выражать свои мысли.
«О детском словотворчестве и развитии речевого творчества детей дошкольного возраста».
Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка.Но нельзя путать словотворчество и речетворчество детей. Речевое творчество -это проявление творчества в речевой деятель.
Что такое детское словотворчество
Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5—3 лет до школьного возраста. Словотворчество состоит в том, что п.
Источник