Консультация «Использование сказки в воспитании детей»
Галина Бухтерева
Консультация «Использование сказки в воспитании детей»
Выступление подготовила :Бухтерева Г. А
Все, наверное, согласны с мнением, что наши дети –существа капризные, проверяющие всё о чём им говорят, не будут делать что-то,если не верят.Стоит вопрос :»Что же делать? Что использовать нам в своей работе,чтобы дети нам поверили, захотели выполнять то, о чём мы их просим?» И здесь нам на помощь приходит сказка! И не просто сказка,которую надо слушать (даже смотреть, а сказку,которую можно придумать.
У русского народа есть такая присказка:»Народ скажет,как завяжет.».А веди правда, что житейская мудрость, подмеченные признаки, всё ,что мы считаем забытым прошлым, что передаётся из поколения в поколение (присказки, поговорки, разные выдумки, и. т. д, имеют огромный смысл. Но нам надо дать определённые понятия «Сказка- не обман,а тайна»
Мы с вами выросли,поэтому самостоятельно решаем, читать или нет, что читать,а наши малыши не могут самостоятельно это сделать, поэтому впитывают всё то, чем богаты родители. Но если мы будем детям читать или рассказывать сказки или что-то ещё ,которые содержат нравоучения, нотации,где много цитат непонятных детям, очень мудрёных, если и не отпугивают малышей, то вызывают у них отторжение или раздражения.
И мы начинаем думать,как же донести до них мудрость, правду,которая содержится в сказках? Но как помочь ребёнку побороть страхи, потерю веры в светлое,доброе, в себя, друзей? Это задача наша,воспитателей.
Сказка – всегда тайна, что-то неизвестное, неизведанное,которое надо разгадать, узнать. Сказку всегда рады слушать или смотреть как очень активные непоседы, так и неповоротливые молчуны. Ведь в сказке содержится какое-то волшебное завораживающее действо.
Сказки очень важны в жизни, в развитии личности детей нужны разные сказки. Есть такие сказки,как «Курочка Ряба»,»Колобок» только знакомят с предметами,понятиями, традициями. Но это отстранённая,а не жизненная позиция. Участвовать в ней для детей не имеет смысла.
Сказкотерапия даёт нашим детям возможность участвовать в любимой и даже не очень интересной сказке, додумывать сюжет,разыгрывать сказку в лицах. Это просто мечта для ребёнка. Воплощая эту стратегию, мы используем сказку,как инструмент для исправления ситуации, которая беспокоит ребёнка, помогает исправить модель его поведения,помогая переиначить смысл сказки. Примеряя роль главного героя на себя ребёнок:
-показывает, каким он видит решение своих проблем,
— демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения,
-самостоятельно находит решения из сложившихся ситуаций,в которые попадает его герой.
Подбирая тематику сказок,мы с вами можем :
-помочь ребёнку избавиться от той или иной привычки,
— указать (в не навязчивой форме) на ошибочность выбранной ребенком линии поведения,
-концентрировать внимание на конкретной ситуации, которая есть на данный момент,
-показать,что есть другая линия поведения –возможность добиться желаемого результата.
Например, если ребёнок боится темноты- надо найти сказку или любое другое литературное произведение, или придумать самостоятельно,мужественного, отважного героя, который своими поступками и даже внешним видом побеждает всё зло,всё что пугает ребёнка. Если ребёнок любит придумывать что-то, но ему никто не верит, можно найти смешные рассказы, где герой «заврался» так, что забыл как зовут его маму.
Сказкотерапия помогает укрепить связь между детьми и родителями, потому что они вместе могут придумывать волшебные истории, сказки. И от их совместного решения зависит судьба героя.
Можно использовать и примеры из сказки. Если, вы никак не можете приучить ребёнка говорить при необходимости «волшебные» слова,не умеет слушать и считаться с мнением других, прочитайте сказку»О непослушной мышке».Я вас уверяю,что после прослушивания этой сказки, ребёнок поймёт,что если он хочет, чтобы к нему относились по-доброму, с любовью, надо научиться быть вежливым, добрым, отзывчивым, никому не делать плохо,если тебе доверяют – то не обмани это доверие,потому что во- второй раз тебе не поверят.
Сказки пробуждают у детей всё хорошее, доброе,что есть у наших детей, формируют у них нравственные ценности, любовь к слушанию и чтению сказок, научат правильному общению.
Совместное со взрослым чтение сказок поможет сближению их,лучше понимать друг друга, доставят только удовольствие.
Сказки являются и элементом нравственного воспитания, так как основано на восприятии базовых основ –понятий «зло», «добро».Язык, которым написаны сказки помогают детям понять причины поступка, его последствия. сказка показывает и то,как зависит нравственное качество человека и конкретные жизненные ситуации. Сказка учит самому ценному качеству человека – умению сопереживать, понимать другого человека.
Сказка также формирует основы нравственного поведения, навыки общения. Для формирования нравственных ценностей детей важны и комментарии, которые родители или педагоги,дают во время совместного прослушивания или просмотра сказки.
Сказки также развивают у детейважнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки :
-творческие способности и фантазию,
-все виды памяти,
-умение связно выражать свою мысль,
— умение использовать мимику.
Многочисленные варианты использования литературного материала дают ребёнку возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализация, рисование,дают возможность проигрывать сюжет разными способами. Ребёнок чувствует радость, творческую свободу, становится жителем сказочного мира.
Важное значение сказки ещё и в том, что с её помощью ребёнок может увидеть мир в его целостности. Проживая сюжет сказки, учится сопоставлять, анализировать, делать выводы,используя не дидактический материал,а погружаясь в мир персонажей. Ни одна из деталей не укроется от внимания детей. Даже если вы рассказывая одну и ту же сказку во второй раз, где-то допустите малейшую неточность, дети вас тут же поправят. Дело в том, что дети воспринимают вымысел, как что-то реальное. Они» переносят» все сказочные моменты в окружение своей комнаты,на улицу. Сказка становится первой простейшей моделью мира,формируя мировоззрение,умение фантазировать.
Психологи рекомендуют использовать сказки для решения психологических проблем отдельно взятого ребенка (всё индивидуально,избавляя ребёнка от каких-то страхов. Существует методика сказкотерапии, которая может позволить детям почувствовать себя более уверенно, избавиться от комплексов, и даже внутренне измениться. Ребёнок сравнивает себя с тем персонажем сказки, кто близок ему по нравственным и личностным качествам.
Сказки учат не только радоваться добру. Важно и то, что дети узнают и о отрицательном опыте.
Роль сказки в развитии и воспитании детей очень огромна, потому что без неё трудно представить себе взросление современного ребёнка. Добрые и злые,жадные и щедрые,хитрые и нет герои сказок всегда должны быть рядом с детьми. Они являются опорой в жизни детей,учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.
Использование метода моделирования в воспитании дошкольников .
Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.
Консультация для родителей: «Ошибки в воспитании детей» Воспитывая своих детей, мы исходим из своего личного жизненного опыта. Мы считаем, что воспитываем правильно, и каждый из нас мечтает вырастить.
Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей» Известный психолог Э. Берн отмечал, что для ребёнка крайне ценны тёплые отношения с папой. Настоящее отцовство – это гораздо больше, чем.
Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей»Русская народная сказка — это элемент устного национального творчества.
Консультация «Роль родителей в воспитании детей» Забота о воспитании детей, подготовка их к общественно-полезному труду, к активному участию в жизни общества является важнейшей обязанностью.
Консультация «Виды игр и их роль в воспитании детей» Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В свободное время дети с упоением.
Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка — это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.
Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию.
Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.
Источник
Сказка как способ развития мышления дошкольника
Валентина Маслюкова
Сказка как способ развития мышления дошкольника
Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста.
Мышление – это основа интеллекта, хотя иногда эти два понятия объединяют.
Существуют несколько типов мышления: наглядно-действенное, наглядно–образное, словесно-логическое.
Наиболее ранее – наглядно-действенное мышление, когда ребенок познает мир, сталкиваясь напрямую с различными предметами. Далее развивается наглядно-образное мышление, когда для усвоения новой информации необходима наглядность. Постепенно формируется словесно-логическое мышление, когда ребенок осваивает понятия, абстрагированные от определенного предмета или его образа, а предмет или его образ замещает понятие, выраженное словом.
Сказки – прекрасное средство для развития мышления у детей. Над сказкой «трудятся» миллионы людей, отвергая неважные детали, добавляя значимые. Это делает сказку сгустком человеческой мудрости и опыта.
Язык сказки доступен ребенку, стиль сказки понятен ему. Ребенок еще не умеет логически мыслить, а сказка требует от него рассуждений и косвенно его обучает. Сказка определяет нравственные проблемы и помогает их решать. Сказочные герои имеют определенный моральный оттенок и совершают соответственные поступки,
тем самым помогая ребенку усвоить информацию, которая пригодится ему в жизни.
Наблюдения показывают, что часто традиционное обучение дошкольников строится на подражательной основе. Функция ребенка на таком занятии исполнительская, а не развивающая. Дети отчуждены от самостоятельного выбора, личной оценки, способов исправления ошибок. Это препятствует развитию таких свойств личности ребенка, как самостоятельность, активность, творчество.
Шаблонное, однообразное повторение одного и того же зачастую убивает у ребенка интерес к обучению. И дети лишаются радости открытия, постепенно теряя творческую активность. Поэтому главная задача – научиться развивать у дошкольников творческое мышление.
И эту задачу помогут решить любимые сказки.
На основе знакомых сказочных сюжетов и с помощью любимых сказочных героев можно придумать упражнения, которые вызывают у ребенка интерес, требуют немалых умственных усилий, отличаются многоаспектностью, дают наиболее развивающий эффект.
Помимо речевой деятельности, такие задания позволяют совершенствовать логическое мышление, воображение, память, внимание, познавательную активность и творческие способности ребенка.
Задания на основе знакомых сказок можно включать в любые занятия и использовать для детей всех возрастов.
Хочу предложить Вам несколько примеров упражнений с использованием знакомых сказок.
1. Изменение ситуации в знакомых сказках.
Как изменится сказка «Маша и медведь», если в этой сказке появится служебный пес Мухтар?
— Мухтар пойдет с Машей в лес и они, конечно, не заблудятся. Ведь у собак хороший нюх, они быстро находят дорогу домой. Маша наберет полное лукошко ягод. Принесет ягоды бабушке и дедушке. А если встретится Медведь, то Маша и Мухтар пригласят его в гости на пирожки с ягодами.
-Когда Маша потеряется в лесу, бабушка и дедушка пошлют на ее поиски Мухтара. Пес быстро найдет избушку. Медведя Мухтар прогонит, а Машу отведет домой.
-Мухтар приведет к избушке Медведя бабушку и дедушку. Они скажут Медведю спасибо, за то, что он приютил Машеньку и не обижал ее. Попьют все вместе чаю с тортом. И, наверное, будут дружить, ходить в гости, угощать вкусненьким, играть вместе.
-Мухтар прибежит к избушке, уговорит Медведя отпустить Машу и пригласит его в гости к бабушке и дедушке. А бабушка с дедушкой подарят Медведю телевизор, чтобы он передачи интересные смотрел. Медведь тогда скучать не станет и будет людей, которые заблудились, сам домой провожать.
Как изменится сказка про Незнайку, если в этой сказке появиться волшебная Щука?
Как изменится сказка «Царевна-Лягушка», если в этой сказке появится Доктор Айболит?
Как изменится сказка «Гуси-Лебеди», если в этой сказке появится Карлсон?
Как изменится сказка «Три поросенка», если в этой сказке появится Буратино?
Как изменится сказка «Волк и семеро козлят», если в этой сказке появится Знайка?
2. Я придумала начало сказок (рассказов) и предложила детям закончить их. Такую работу после предварительной подготовки можно предложить для совместной работы с родителями.
В одном городе жила-была девочка Оля. В комнате у Оли в шкафу, на полках, на столе стояли разные игрушки, книги с картинками, карандаши, паззлы, мозаика и даже большая морская раковина. Но все это богатство тихонько скучало и пылилось, потому что Оля больше всего любила смотреть телевизор.
-Оля выходи гулять, — приглашали ее подружки.
-Что вы, девочки, мне фильм досмотреть нужно!
-Оленька, давай, книжку почитаем, — уговаривала мама.
-Потом, мамочка, мультики начались!
-Сходи за хлебом, внученька, — просила бабушка.
-Бабулечка, некогда, передача интересная идет!
-Оля, выключай телевизор, спать пора!- сердился папа.
-Папулечка, я еще минуточку посмотрю.
Проходили дни за днями, а Оля никак от телевизора оторваться не могла. И вот однажды в доме отключили электричество…
…Оля пощелкала пультом, но телевизор не заработал. Оле стало скучно,подошла она к маме и попросила: «Мама, научи меня что-нибудь делать, а то я ничего не умею!».
Мама стала учить Олю читать, крестиком вышивать, пироги печь, лепить из пластилина.
Скоро телевизор заработал опять, но Оля решила, что не всегда его смотреть будет, потому что вокруг много интересного.
«В доме выключили свет».
…Оля сначала не знала, чем ей заняться. Потом она собрала мозаику, ей это понравилось. Потом Оля решила сделать из ракушки большого лебедя. Она сходила в магазин и купила не только хлеб, но и вкусный торт. Когда мама и папа пришли в работы, все пили чай с тортом. Бабушка хвалила Олю. Всем понравилась ее поделка. Папа сказал, что как только отключили электричество, Оля сразу выросла.
…Мама позвонила мастеру, но он сказал, что придет только завтра. Оля заплакала.
Чтобы ее успокоить, мама повела Олю в зоопарк, потом в магазин игрушек. И там Оля играла в игровые автоматы. А на улицы прыгала через скакалку с девочками. Ей так все понравилось, что она решила – на улице все интересней, чем в телевизоре. С тех пор Оля смотрит телевизор нечасто, ведь у нее много интересных занятий и без него.
…Оля поскучала немного и вышла на улицу. А там ребята в разные игры играют. Оля тоже захотела поиграть, но ни одного правила игры не знала. Подошел к ней Мальчик Ваня и все объяснил. Оля тоже стала играть вместе с ребятами до самого вечера. Так ей гулять понравилось, что Оля пожалела, что день закончился.
— Я еще бабушке не помогла, с мамой не почитала, с папой не поговорила,- грустно подумала Оля.
С тех пор Оля смотрит телевизор только один час в день, а то всех дел не успеет переделать.
Летом папа и Петя приехали к бабушке в деревню. Погода стояла чудесная! После недолгих сборов папа и Петя пошли в лес за грибами.
Папе почему-то грибы попадались, а Петя никак не мог их найти. Он и палкой листву разгребал, и по пням стучал, даже рычать пробовал. Но ничего не помогало.
А тут еще споткнулся Петя, упал на еловую шишку, больно стукнувшись коленкой.
— Пап, ну зачем эти шишки нужны!- проворчал Петя. Только лес засоряют, да ходить мешают.
-Что ты, Петя, шишки-то волшебные! Загляни-ка под чешуйку. Видишь семечко? В каждом маленьком семечке спрятано могучее дерево! В лесу, Петя, много чудесного и интересного, только ты внимательно присмотрись.
Стал Петя внимательно присматриваться да приглядываться. И, правда…
Наступила осень. На большой развесистой яблоне созрели яблоки. Когда ветер стихал, яблоки тихонько переговаривались между собой.
-Мы хотим стать душистым вареньем,- мечтали краснобокие соседки, висевшие на самой нижней ветке.
-А я непременно превращусь в сладкий яблочный сок, — хвасталось большое круглое яблоко.
-На праздничном столе мы будем самым вкусным угощением,- говорили самые спелые яблоки.
Однажды в сад пришли люди. Они стали бережно срывать яблоки и укладывать их в плетеные корзины.
Вскоре все яблоки были собраны. Осталось только одно. Оно висело на самом верху, среди густой листвы, и никто его не заметил. Яблоку было очень грустно и одиноко, оно готово было расплакаться густым яблочным соком. Как вдруг.
3. Можно предложить детям придумать свою сказку, взяв за основу уже знакомую.
Предварительно нужно вспомнить сюжет выбранной за основу сказки и предложить детям (на выбор) несколько ситуаций и героев.
Так, взяв за основу сказку «Репка»,используя фигурки из киндер-сюрпризов, совместно с детьми мы придумали сказку «Лесная яблоня».
Героями сказки дети выбрали Медведя, Волка, Лису, Зайца, Белку и Ежика.
Распределяли роли и озвучивали своих героев сами ребята. Такое задание так понравилось детям, что они проигрывали сказку самостоятельно после занятия, меняясь ролями, изменяя реплики и ситуацию.
Собрались на лесной опушке звери про лесные новости узнать. Вдруг видят – бежит Ежик, а на колючках несет спелые яблоки.
Медведь: Где ты, Ежик, такие яблоки взял?
Ежик: Я в деревню бегал. Там в саду много яблок.
Заяц: Очень мне яблочка хочется! В деревню бежать страшно, там собаки! А у нас в лесу не растут яблони.
Лиса: Давайте посадим у нас на поляне яблоньку!
Так и решили звери. Ежик угостил их спелым яблочком. Звери яблоко съели, а семечко в землю посадили.
Медведь: Я ямку копал.
Лиса: Я семечко сажала.
Волк: Я воду из речки носил.
Зайка. А я семечко поливал.
Белка. Я землю рыхлила.
Скоро выросла на полянка высокая яблонька. А к осени созрели на яблоньке спелые яблоки.
Стали звери думать о том, как урожай собрать. Пусть Белка за яблоками лезет.
Белка: Я яблоки сорву, да на землю брошу. Они разобьются.
Волк: Я по деревья лазить не умею.
Лиса: Медведю нельзя на яблоню лезть. Он большой. Все ветки поломает.
Медведь: А Лиса самая хитрая. Я ее на ветку посажу, а она самые спелые яблоки сама съест.
Подумали звери и решили. Лиса заберется на спину Волку, Волк
встанет на плечи Медведю. Белка яблочко сорвет, Лисе отдаст. Лиса передаст Волку, Волк протянет Медведю, Медведь Зайцу в лапки положит. А Заяц яблоки в корзинку соберет.
Собрали звери урожай. Сами досыта наелись, Ежика угостили. Да еще, и варенья яблочного на зиму наварили. (Заготовили яблочного сока, напекли пирожков с яблоками, испекли яблочную шарлотку, уложили яблоки на хранение медведю в берлогу и т. д.)
4 .В процессе многократного прочтения сказок дети привыкают к тому, что Волк обязательно злой, Лиса – хитрая, Заяц – трусливый и добрый.
Это создает у них определенные стереотипы. Но для разнопланового развития ребенка, полезно стереотипы ломать.
Детям интересно слушать и рассказывать сказку «по-новому». За основу можно взять хорошо знакомый сюжет, а главных героев наделить противоположными качествами. Заяц может стать храбрым и хитрым, Волк — умным и добрым, Лиса – скромной и глупой, и т. д.
5. Для развития у ребенка мышления, воображения фантазии можно предложить перенести героев знакомой сказки в новую ситуацию.
Героев сказки «Теремок» поселить в многоэтажный дом, героев сказки «Гуси-лебеди»— в детский сад, героев сказки «Маша и медведь» — в большой город.
Обстоятельства могут быть невероятными, фантастическими (Заяц построил не лубяную избушку – самолет, а Лиса всего лишь самокат).
Конечно, такие задания должны выполняться при контроле педагогов (взрослых, чтобы они не превращались в болезненное фантазирование.
6. Увлекательным и интересным методом, является «Перевирание сказок».
«Перевираемая» сказка должна быть максимально знакома ребенку.
Катится Колобок по лесной опушке, а навстречу ему слон…Жила-была девочка и звали ее Желтая Шапочка.
Маленький сказочник сразу поправит, что шапочка была красной, а Колобок повстречал Медведя. Детям, конечно, хочется услышать знакомый сюжет, но и новые правила их тоже заинтересуют. Перевирание сказок заставляет ребенка сосредоточиться для исправления ошибок, развивает внимание, мышление, превращая занятия в увлекательную игру. Стоит только разумно перевирать сюжет сказки, поменяв лишь отдельных героев или действия.
7. Для большей самостоятельности при придумывании сказок (рассказов) и в выборе героев, ситуаций, сюжетов можно использовать элементы песочной терапии.
Для такой работы я использую большую подборку предметов из киндер-сюрпризов.
В «песочнице» можно построить город (остров, сказочную страну, посадить волшебный лес). Добраться туда можно на самолете (корабле, ковре-самолете, на драконе). Сказочных героев и сюжет из предложенного мной разнообразия выбирают сами дети. Они с удовольствием работают на таких занятиях.
Сказка хороша тем, что всесторонне влияет на воспитание и развитие ребенка. И это возможности необходимо использовать. б развития мышления дошкольника.
Нетрадиционный способ развития ребенка «Наблюдение за природой с помощью трафарета» В детском дошкольном возрасте закладывается мировоззрение и отношение к природе и именно в этом возрасте необходимо прививать любовь к природе.
Сюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 лет Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.
Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.
Игры для развития логического мышления старших дошкольников Развитое логическое мышление это не только успешное обучение в школе, но и способность быстро ориентироваться в течении всей своей жизни,.
Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Консультация педагога-психолога Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Каждый.
Дидактические игры для развития логического мышления Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения, которые способствуют развитию логического мышления. Играть можно на занятиях и на улице..
Несколько игр для развития зрительного восприятия и мышления Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию несколько игр, изготовленных мною для развития у детей зрительного восприятия, обучения классификации.
Нестандартное оборудование как способ развития мелкой моторики О значении и развитии мелкой моторики создано множество научных трудов. В качестве вариантов в своей работе мы применяем пальчиковые игры,.
Рисование на песке как способ развития дошкольников В нашем детском саду «Рябинка» летом дети очень любят играть в песочнице, придумывая сказку и рассказывая ее, строят подземный город,.
Выставка «Веселые ладошки» как способ пополнения портфолио дошкольника Выставку под названием «Веселые ладошки» я провожу уже второй раз в своей работе. Со второй младшей группы мы начинаем совместно с родителями.
Источник