Мультимедийные презентации как форма работы в дошкольной образовательной организации
Дата публикации: 05.04.2016 2016-04-05
Статья просмотрена: 1503 раза
Библиографическое описание:
Тинчурина, М. К. Мультимедийные презентации как форма работы в дошкольной образовательной организации / М. К. Тинчурина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 233-235. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27834/ (дата обращения: 19.11.2021).
Современные информационные технологии занимают важное место в жизни современного общества и образования. Мультимедийные презентации стали основной формой работы и средством повышения качества педагогической деятельности в современной дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: информационные технологии, мультимедийная презентация.
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс актуализирует вопросы подготовки педагогических кадров и изменения содержания работы образовательных организаций.
Рукописные образовательные программы, годовые планы, конспекты остались в прошлом веке. Информационные технологии уже давно стали неотъемлемой частью жизни современного общества. В современной дошкольной организации представить себе работу без них невозможно. Основная масса педагогов, являясь уже свободными пользователями, открывает для себя всё новые и новые возможности информационно-коммуникационных технологий.
Но даже тех возможностей, которые многие программы могут предложить, иногда бывает недостаточно. В этом случае нам на помощь приходит программа составления мультимедийных презентаций.
Мультимедийнаяпрезентация(отлат.praesentatio — общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного) — информационный или рекламный инструмент, позволяющий пользователю активно взаимодействовать с ним через элементы управления. Цель мультимедийной презентации — донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме [4]
Презентации в PowerPoint — современный интерактивный способ представления и хранения информации. Программа доступна для освоения и дальнейшей работы с ней. Она даёт возможность постоянно дополнять и обновлять информацию, экономит пространство при архивации и хранении практических материалов, а также позволяет создавать и архивировать практические материалы и документы на электронных носителях.
Всё перечисленное выше можно отнести к «плюсам». Конечно же, есть и «минусы», но их значительно меньше. Это временные затраты на создание презентаций и отсутствие достаточного количества компьютеров в дошкольной организации для свободного доступа к ним всех желающих педагогов.
Каждая организация по-своему использует возможности мультимедийных презентаций.
Многие дошкольные образовательные организации применяют презентации при создании визитной карточки организации. Это позволяет полноценно, грамотно и достойно представить свою организацию как коллегам из других дошкольных учреждений, так и родителям воспитанников.
Визитная карточка дошкольной образовательной организации может включать в себя: название и эмблему организации; его адрес и телефон; кадровый состав; структуру организации; экспериментальные направления деятельности; достижения и награды и многое другое.
Мультимедийные презентации — это один из современных методов работы с педагогическими кадрами, способствующий решению многих задач, а именно: возможность точной, доступной и яркой передачи информации; одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-, видеоизображения, анимация текста; быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ДОО.
Таким образом, мультимедийные презентации, воздействуя через зрительный и слуховой каналы восприятия, не только формируют информационную культуру педагогов, но и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного и управленческого процесса.
В зависимости от целей и задач, которые необходимо решить через мультимедийную презентацию, их можно разделить на 4 вида:
Это передача справочной информации, содержащейся в тезисах, таблицах, графиках и схемах. Примером такой презентации может служить — «Ознакомление с ФГТи другими нормативными документами». [2]
Это презентация, созданная для поддержки какого-либо мероприятия или события, обычно содержит мало текста, много фотоматериалов, схем или алгоритмов. Основной текст проговаривается ведущим или участниками мероприятия, а презентация служит наглядной визуализацией слов.
Этот вид презентации перекликается с предыдущим, но в ходе демонстрации слайдов акцент делается на результативность уже проделанной работы.
Презентация, созданная для самостоятельного изучения материала педагогами, может содержать все присущие ей элементы, иметь разветвленную структуру и рассматривать объект презентации со всех сторон. Задача старшего воспитателя правильно расставить акценты при компоновке слайдов.
Наиболее эффективной формой организации работы с компьютером в дошкольной образовательной организации является проведение групповых, а так же индивидуальных медиазанятий с применением мультимедийных презентаций.
При использовании мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы с детьми повышается. Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:
– дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;
– у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов (движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей);
– полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
– презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;
– использование большого и разнообразного спектра заданий способствует расширению кругозора дошкольников, развитию их познавательных процессов;
– возможность демонстрации различных объектов в многократно увеличенном виде;
– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка. [3]
В работе дошкольных образовательных организаций презентации используются при проведении консультаций, круглых столов, психологических гостиных, родительских собраний, педагогических советов. Ведь мультимедийная презентация — это интерактивный способ предоставления информации по принципу «Рассказываю и показываю». Особенно интересны презентации педагогов на итоговом педсовете, составленные как отчёты по самообразованию или итогам прошедшего учебного года. Незаменимы презентации при аттестации педагогов, особенно на первую квалификационную категорию, когда необходимо грамотно представить деятельность одного или нескольких педагогов в стенах дошкольной организации.
Для проведения детских утренников и досугов презентация выполняет функцию демонстрационного материала. Она заменяет множество картинок, плакатов и аудиозаписей. Мультимедийные презентации также позволяют создавать, визуализировать и сохранять экспозиции из детских рисунков и поделок.
Мультимедийные презентации в дошкольной образовательной организации используются и в качестве архива проведённых мероприятий,свключением текстовых, картинных, фото- и видеоматериалов.
На современном этапе презентация используется как метод обмена опытом между дошкольными организациями.
После каждого праздника, утренника, досуга можно создавать архивные презентации. В результате формируется и постоянно пополняется «Банк творческих идей».
Внедряемые мультимедийные средства позволяют осуществлять возможность выстраивать единую информационно-образовательную развивающую среду в дошкольной организации.
Таким образом, мультимедийная презентация является неотъемлемой частью работы дошкольной образовательной организации.
Источник
Консультация для педагогов «презентация как средство обучения дошкольников»
ДОКЛАД
«Использование мультимедийных презентаций в процессе ОД по речевому развитию дошкольников!»
Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно — коммуникационных технологий (ИКТ) воспитателями для повышения эффективности образовательного процесса.
Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.
Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности
Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Для того, чтобы воспитать (по требованиям ФГОС) физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.
Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.
Использование компьютерных технологий в образовательном процессе дает нам следующие возможности:
• Компьютер – это средство выравнивания возможностей детей.
• Система сама обеспечивает контроль, коррекцию, дает возможность самопроверки.
• Расширение профессиональных контактов педагогов и повышению качества обучения детей.
• Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.
• Повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.
• Тесный контакт в цепи педагог–ребенок–родитель.
• Индивидуализация образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.
• Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.
• Высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.
• Эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета и т. п., развития творческих способностей дошкольников.
• Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объемов информации в текстовой и образной форме.
— это обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для воспитателя, которое поможет ему рассказать детям об окружающем мире, познакомить с различными его явлениями, значительно расширяя при этом кругозор малышей.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги? И как, например, рассказать ребенку откуда берётся и куда девается мусор?
Прародителем современной электронной презентации стал Глен Доман. Все вы наверняка слышали о знаменитой методике Домана, которая делает из обычного ребенка вундеркинда. Суть этой уникальной методики – с рождения показывать малышу карточки с картинками и говорить, что там изображено. Демонстрировать карточки надо быстро – 1 картинка за 1 секунду. В день желательно показывать несколько разных тематических блоков картинок, всего должно выходить тысяча карточек в день. Если затягивать показ картинок, то малыш потеряет интерес к обучению. Плюс ко всему у крохи формируется фотографическая память.
Результат будет виден примерно в три года. Ваш ребенок не только будет иметь богатый словарный запас, но и сможет легко читать, писать, считать и говорить на иностранных языках, если вы его этому учили. Звучит неплохо, но на практике это тяжело воплотить в жизнь – надо сделать самому много красочных карточек и найти время для показа этого материала, ведь карточки нужно часто менять, постепенно увеличивая количество изучаемой информации.
Сегодня, в век информации и современных технологий, было найдено простое решение этой проблемы – электронные карточки-слайды, которые автоматически сменяют друг друга каждые 1-2 секунды. Презентация – удобный и эффективный способ предоставить малышу информацию об окружающем его мире. Такая презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Детская электронная презентация сродни детской книжке, где на каждом листе большая яркая картинка с подписью-обозначением, вы только листаете слайды (электронные страницы). Такой показ «карточек» намного эффективнее обычного просмотра бумажных картинок: не надо искать материал (резать журналы, клеить, хранить в конвертах), изображение на компьютере можно редактировать (резать, уменьшать, менять цвет…), использовать одну картинку в разных темах (презентациях), а самое главное – такие карточки легко и удобно хранить! И их точно не порвет, не испортит, не попробует на зуб ваш малыш.
Что дает презентация вашему ребенку? Зачем она вообще нужна?
Просматривая презентацию огромное количество раз, ребенок быстрее и лучше запоминает информацию.
Ребенок учится сопоставлять картинку и звук.
Подражает звукам, повторяет слова за диктором, а значит, развивает свою речь.
Классифицирует окружающий мир, объединяет разные предметы и вещи в один вид или делит его на составляющие.
У ребенка формируется целостное представление о мире.
В то время как ребенок занят обучением-просмотром, мама может покормить кроху, если ребенок очень плохо кушает (слабый аппетит), или просто отдохнуть рядом.
Принцип детской электронной презентации «развлекаясь – обучаюсь!» Легко и ненавязчиво ваш малыш быстро усвоит азбуку, чтение, счет, научится различать цвета и геометрические фигуры, познакомится с разнообразием животного и растительного мира, начнет узнавать достопримечательности мира, картины знаменитых художников, музыкальные инструменты и т.д. Тем для презентаций очень много, самое главное – правильно классифицировать объекты по темам. Например, животных можно разбить на следующие категории: Дикие животные, Домашние животные, Животные жарких стран, Кто живет у воды, Жители леса, Детеныши животных, Смешные животные, Эволюция животного мира и т.д.
Когда и как можно смотреть электронные презентации на компьютере?
Примерно с 6-7 месяцев, когда кроха уже может сидеть сам, ему можно ставить 1-2 презентации на разные темы, по времени они идут не более 1-2 минуты.
У презентации есть много плюсов
Интереснее книги, потому что герои двигаются и разговаривают. Согласитесь, проще посмотреть озвученную презентацию про трех поросят, чем сотый раз читать ее самому по книге.
Полезнее и информативнее мультфильма, потому что ребенку легче сосредоточить внимание на трехминутной презентации (максимум 5 минут!), чем на мультфильме который идет 10-15 минут.
При помощи презентации легко дать ребенку энциклопедические знания о животных, космосе, географии, анатомии и т.д. не выходя из дома!
Красочные, анимационные презентации – что-то среднее между книжкой, мультфильмом и компьютерной игрой. Уверена, такие презентации скоро станут незаменимыми помощниками в обучении и развитии каждого ребенка!
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:
Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов. Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что — то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно — образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.
Детские презентации бывают разные по оформлению и содержанию и отличаются по уровню сложности:
Простые по методике Домана. Это самые простые презентации, на слайде есть только большая четкая картинка и подпись, сделанная крупным красным шрифтом. Слайды на определенную тему чередуются каждые 1-2 секунды. Желательно, чтобы такие презентации были озвучены.
Произвольные. Этот вид презентаций отличается от первого тем, что работа может быть оформлена произвольно – одна или несколько картинок на слайде, внизу текст с подробным описанием того, что изображено.
Детская Электронная Книга со звуком. Третий тип презентаций отличается от предыдущих красочностью, информативностью, анимацией, действием. Такие презентации хорошо подходят для знакомства детей со стихами, сказками, песнями, рассказами. На слайде не просто фотографии и картинки, а действующие персонажи, которые говорят, ходят, исчезают, грустят, смеются…. Такая презентация своего рода современный озвученный диафильм.
Игры и тренажеры Такие презентации делают люди-специалисты программы Повер Пойнт. При помощи триггеров и гипер ссылок они задают определенный алгоритм действия, если ребенок выполняет правильно задание, то переходит на слайд со следующим заданием, если же ответ неверный, то нужно попытаться ответить еще раз
Мы применяем в своей практике готовые мультимедийные презентации в различных образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», что позволяет нам:
• значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков.
• развивать память и концентрацию, которые так необходимы для дальнейшей успешной учёбы в начальной школе.
• развитию высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.
Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о норме.
Игровые компьютерные задания должны быть незначительными по времени. Следовательно, предпочтение стоит отдавать небольшим по объему играм, либо играм, предполагающим выполнение задания по определенным этапам с последующим сохранением полученных результатов.
Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.
Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:
• Детям до 5 лет не рекомендуется пользоваться компьютером. Детям пяти — семилетнего возраста можно «общаться» с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю.
• Желательно, чтобы монитор был жидкокристаллическим или плазменным.
• Нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
• Регулярно проводить гимнастику для глаз: во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд, так же важна и смена деятельности во время занятия.
• Для проведения фронтальных занятий мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 — 2, 5 метра.
В моей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций, например:
Путешествие по сказкам
Развивающие игры и упражнения для детей
И много других занимательных и развивающих игр для дошкольников.
Продуктом нашей работы является «Банк мультимедийных презентаций», который предлагаем для использования в НОД
Таким образом, использование мультимедийных презентаций в дошкольном образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень. Несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу воспитателя.
В заключении отмечу, использование компьютера – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей.
Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает педагогов в состоянии творческого поиска.
Источник