Введение
Децентрализация и проблемы координации в экономике
Ключевое значение для того, что сегодня называется рыночной экономикой, «имеет проблема двойной координации – координации между децентрализованными актами производства и их общественным признанием, а также между децентрализованным определением заработной платы и прибыли и их совместимостью с общей схемой воспроизводства; при этом формы и институты, необходимые для этой координации, не предопределены» [34].
Проблема двойной координации имеет свое выражение и в идее «демократического квадрата» (смотри ниже): свобода в принятии решений по управлению производством (координация между децентрализованными актами производства) должна быть сбалансирована финансовым управлением бизнеса (определением заработной платы, прибыли и размеров инвестиций).
В этом тезисе содержится мысль о решающей роли децентрализации как системного механизма координации отношений в неоднородной экономической среде.
Отметим также, что констатация рыночной природы производства не включает никаких утверждений относительно способа, которым осуществляется эта координация. Отчуждение производителя от конечного потребителя может привести и к административному командованию, и к товарному обмену (денежному или безденежному), и к образованию так называемых сетевых связей. Но ни одна из этих форм не может привести к исчезновению различий между двумя типами решений – между решением о производстве и решением о потреблении, независимо от того, принимаются они коллективными или индивидуальными агентами. Различия между двумя типами решений, которые часто имеют и временной характер, приводят к столкновению различных субъективных представлений, проявляющихся в форме оценок и прогнозов будущего.
С этих позиций капиталистическое хозяйство можно представить не как экономику рынка, а как экономику, где наряду с рынками существуют также другие формы и институты. Таким образом, можно рассматривать одновременно единую проблему и множество решений. Другой далеко немаловажный результат состоит в том, что появляется возможность рассматривать социализм советского типа как особую форму капиталистической экономики, причем с более строгих позиций, чем при прежних трактовках его как государственного капитализма.
Таким образом, централизованное планирование заслуживает критики не потому, что оно не реализуемо технически, а потому, что условиями его эффективности являются стационарность мира, состоящего из однородных экономических агентов, и информационная симметрия рынка.
Децентрализованная экономика имеет все шансы быть эффективной с точки зрения максимизации национального богатства, если эта идея найдет отражение в индивидуальных функциях предпочтения каждого агента экономических отношений.
Таким образом, 100 %-ные централизованная и децентрализованная системы хозяйствования являются крайними, на практике недостижимыми полюсами возможной организации социально-экономических отношений. Реальные социально-экономические системы представляет собой комбинацию централизованных и децентрализованных институтов, определяющих различные формы организации и способы координации и регулирования социально-экономических отношений.
Задачами теоретического анализа и поиска адекватных методов управления такими системами являются изучение и обобщение системных механизмов процессов централизации-децентрализации экономики как наиболее общих для систем любого вида и уровня.
Источник
Экономическая система и способы координации хозяйственной деятельности
Экономическая система — это скоординированная совокупность экономических отношений, видов хозяйственной деятельности, осуществляемых в обществе в рамках данной географической территории в форме определенных социально-экономических отношений и институтов, целью которой является удовлетворение потребностей в экономических благах и услугах.
Экономические системы различаются по способу координациихозяйственной деятельности.
Выделяют три способа координации:1) иерархия (команда); 2) спонтанность (рынок); 3) традиция. В соответствии с ними рассматриваются следующие экономические системы:
1) командная экономика; 2) рыночная экономика (классический или чистый капитализм); 3) традиционная экономика; 4) смешанная экономика.
Иерархия– предполагает строгую подчиненность, идущую снизу вверх. Система приказов и поручений строго направляется от центра к исполнителям. В роли центра могут выступать феодал, госплан, политическая партия. Такой способ координации является преобладающим в командной экономике
Рыночная координациясвоей главной чертой имеет спонтанность означающую, что решения по поводу своих действий самостоятельно принимают хозяйствующие субъекты, руководствующиеся собственными экономическими интересами. Информация передается, прежде всего, через цены и другие экономические показатели. Такой способ координации является преобладающим в рыночной экономике.
Традиция решения принимаются на основе ранее закрепившегося исторического опыта и национальных обычаев. Такой способ координации является преобладающим в традиционной экономике.
Наиболее существенными чертами традиционной экономики являются: ограниченность внедрения научно-технического прогресса и инноваций; преобладание религиозных и культурных ценностей над экономическими; кастовость и наследственность; значительная неграмотность и малограмотность населения, относительная перенаселенность, нищета, высокая имущественная дифференциация и низкая производительность труда.
Наиболее существенными чертами классического капитализма являются: отдельный производитель и потребитель не имеют рыночной власти на рынке; наличие свободной конкуренции; преобладание принципа свободы предпринимательского и потребительского выбора; использование цен в качестве источника информации о рынке; стремление субъектов рынка к получению максимальной выгоды, государственное регулирование рыночных отношений ограниченно установлением правовых условий и общих правил «рыночной игры».
К наиболее существенным чертам административно-командной экономики можно отнести: централизованное планирование экономической деятельности; централизованное установление основных отраслевых пропорций национальной экономики; отсутствие конкуренции; тотальное государственное вмешательство в экономическую деятельность.
Смешанная экономика основана на действии двух механизмов: рыночного и командного. Они тесно взаимосвязаны между собой, хотя каждый из них имеет зону своего преимущественного действия. К основным чертам смешанной экономики можно отнести: экономическая власть в различных пропорциях делится между государством и бизнесом; сочетание государственного управления и гибкость рыночного саморегулирования; выполнение государством ряда важнейших регулирующих функций.
Большинство современных национальных экономик являются смешанными.
Источник
Лекция 3. Координация выбора в различных хозяйственных системах
Хозяйственные системы
Взаимоотношения людей по поводу размещения ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления не хаотичны, а подчиняются определенным правилам, особым образом упорядочены и организованы в ту или иную хозяйственную систему.
Хозяйственная система ― это определенный порядок взаимодействия производителей и потребителей, система согласования или координации поведения людей в сфере хозяйственной деятельности.
Решая в процессе этих взаимоотношений основные производственные вопросы общества, экономические агенты ― юридические и физические лица опираются на информацию, которая также определенным образом организована в систему. От достоверности и полноты этой информации зависит правильность решения ―выбора оптимального способа действия из множества вариантов и его результат.
Выбор решения зависит от типа хозяйственной системы, что можно проиллюстрировать следующей моделью:
«Хозяйственная система → Информационная система → Выбор».
Рассмотрим два крайних случая, или два способа, координации решений и действий экономических агентов.
• Спонтанный порядок― это децентрализованный способ координации, при котором информация передается посредством ценового сигнала. Рассредоточенная информация о спросе и предложении на всех рынках обрабатывается и зашифровывается в свободно изменяющейся цене, на основе которой экономические агенты рассчитывают свои издержки и выгоды, решая вопросы ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.
Таким образом, в условиях спонтанного порядка цена, или ценовой сигнал,является координатором экономических агентов: именно свободный ценовой сигнал направляет и упорядочивает их действия наиболее рациональным образом.
• Иерархия― система вертикального подчинения, когда центральная власть (правящий центр) спускает приказы сверху вниз. Как следствие, в условиях иерархии действия экономических агентов ― потребителей и производителей ― координируются приказами и командами из единого центра.
Такая организация была характерна для командно-административной (советской) экономики. Роль центрального координатора выполняли Госплан и Госснаб. Для этого в едином центре со всей страны собиралась и перерабатывалась информация, на ее основе составлялся жесткий план, который в директивном порядке предписывал каждой производственной единице, что, сколько и для кого производить, фиксируя цены, объем и технологии производства. Как в такой системе можно было учитывать текущие изменения в спросе и предложении, если «замороженный» ценовой сигнал не отражал хозяйственной информации?! Конечно же, в системе централизованного планирования очень высоки издержки координации:расходы на сбор и переработку информации (одному только председателю Госплана в приемную приходило более тысячи писем в день!), тотальные проверки, на контролирующие органы, которые, в свою очередь, тоже должны контролироваться.
Агент ― 1) субъект экономических отношений, участвующий в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ; 2) юридическое или физическое лицо, выполняющее в экономике определенную функцию от собственного имени или по поручению других лиц (группы лиц). В этом контексте все субъекты экономических отношений ― домашнее хозяйство, фирма и государство являются экономическими агентами. |
Издержки координации входят в понятие «трансакционные издержки» ― особой экономической категории затрат.
Трансакционные издержки― это расходы, связанные с координацией, согласованием поведения экономических агентов.
Понятие трансакционных издержек ввел Рональд Коуз в работе «Природа фирмы» (1937). Трансакционные издержки возникают в сфере координации, организации и контроля взаимодействий экономических агентов. Следовательно, трансакционные издержки ― это издержки, обслуживающие организацию производства, и связаны они прежде всего с контрактными отношениями.
К трансакционным относятся издержки:
1) поиска информации;
2) заключения контракта (поиск контрагентов, переговоры и оплата агента, который от вашего имени и в ваших интересах будет вести переговоры);
3) контроля над исполнением контракта;
4) измерения (выявления свойств и качеств блага);
5) спецификации (определении, установлении) и защиты прав собственности;
6) оппортунистического поведения (обман, сокрытие информации, нарушение обязательств, условий договора и др., то есть нарушение «правил игры»).
Трансакционные издержки, которые можно заранее просчитать, выражаются в денежных расходах и временных затратах (а это ― тоже деньги, но упущенные). Их величина во многом определяет, стоит ли вообще начинать производство или заняться другим видом деятельности. Если, например, трансакционные издержки в сфере производства товаров и услуг очень велики, то экономические агенты устремляются в другие сферы приложения сил ― в непроизводственный сектор (в банковскую систему, на биржи и др.) При изучении вопроса 6.4. Темы 6. «Экономика производителя» мы вернемся к сказанному здесь с позиций деления производственных издержек на «постоянные» и «переменные».
Существует более широкое понятие трансакционных издержек, которое ввел Кеннет Эрроу ― представитель неоинституциональной школы: трансакционные издержки ― это издержки эксплуатации экономической системы(или издержки ее функционирования). Другими словами, в расширенном толковании трансакционные издержки могут показать:
· во что обходится производство, ведение бизнеса при данном устройстве социально-экономической системы;
· насколько экономически целесообразно или нецелесообразно соблюдать установленные правила, законы, традиции и способ ценообразования;
· насколько информационная система эффективно координирует действия экономических агентов.
Соответственно, величина трансакционных издержек такого рода может определяться расходами на преодоление административных барьеров, степенью политических рисков, характером распределения прав собственности и др.
Стремясь к снижению трансакционных издержек, индивиды стараются действовать по определенным правилам, соблюдать условия взаимодействия друг с другом (прежде всего по поводу распределения, обмена, потребления). Существование устоявшихся правил, норм поведения облегчает поиск информации, делает предсказуемым поведение контрагентов и снижает риски неопределенности. Эти функции выполняют институты-нормы и институты-организации.
«Институты ― это рамки, в пределах которых люди взаимодействуют друг с другом» (то есть «правила игры», основанные на традициях, привычках, нормах поведения). Так считают неоинституционалисты, а данное высказывание принадлежит Дугласу Норту, одному из основателей неоинституциональной школы.
Более ранние представители институционального направления ― институционалисты ― считали институтами организации, которые закрепляют эти «правила игры» в виде законов, инструкций, предписаний и следят за их выполнением.
Институты организуются особым образом для сбора и переработки информации, выработки рекомендаций, инструкций, правил, координации деятельности и др. Эти функции выполняют институты-организации:министерства, ведомства, кредитные учреждения, различные формы предпринимательства.
Таким образом, институты создаются для снижения трансакционных издержек.
С точки зрения институционализма фирма ― это институт, она подобна островку иерархии (административного контроля) в море хаотических, бессистемных сделок в условиях «спонтанного порядка» рыночной координации внутри фирмы. Таким образом, организационно фирма является иерархической структурой, так какв рамках фирмы, как и в командной системе, отношения строятся по вертикали: команды передаются сверху вниз, а отчетность (информация) поступает снизу вверх.
Согласно Р. Коузу, фирма создается для экономии трансакционных издержек, так как в пределах фирмы сокращаются издержки поиска информации и беспрерывного заключения контрактов, а экономические (рыночные, товарно-денежные) отношения приобретают динамично-устойчивый характер.
Представив фирму как иерархическую структуру в условиях рыночной координации, мы подошли к вопросу об оптимальном (наилучшем) размере фирмы, то есть к вопросу о соотношении рыночного и иерархического порядка, насколько они могут уживаться в одной экономике.
Анализ соотношения рыночного (спонтанного) и иерархического порядка прежде всего помогает ответить на вопрос: какого размера должна быть фирма?
NB!Фирма оправдана в той мере, в какой иерархические отношения экономят, снижают трансакционные издержки, издержки рыночной координации. Из сказанного вытекает, что эффективность работы наемных профессиональных управляющих-менеджеров необходимо оценивать по рыночным результатам. |
Издержки эксплуатации фирмы ― это внутрифирменные издержкикоординации в иерархии. Речь идет о таких видах издержек, как издержки на осуществление процессов контроля, стимулирования, поддержания трудовой дисциплины, распределения обязанностей.
Чем больше фирма, тем сложнее эти иерархические отношения поддерживать и регулировать: по мере роста масштабов фирмы будут расти внутрифирменные издержки. Отсюда правило: хорошая фирма должна быть правильных размеров.
Оптимальные размеры фирмы(их можно исчислять количеством внутрифирменных трансакций, то есть сделок) ― это такой ее масштаб, при котором общие, или суммарные, издержки от рыночных и внутрифирменных сделок минимальны.
NB! Государство, государственный аппарат ― тоже иерархия, имеющая свои издержки эксплуатации. Поэтому пределы государственного вмешательства, то есть мераприсутствия государства в рыночном хозяйстве, определяются по принципу поиска оптимальных размеров фирмы. |
Вывод.Нет абсолютных преимуществ у чисто спонтанного и у чисто иерархического порядка: два типа координации взаимно дополняют друг друга, решая те вопросы, которые лучше получаются. Нужно искать оптимальную комбинацию, наиболее продуктивное сочетание двух типов координации. В этом смысле и говорят о смешанной экономике, в которой присутствуют в определенном сочетании и рынок, и государство(см. Приложение 2. «Характерные черты различных хозяйственных систем»).
NB! К критериям, на основе которых проводится различие типа экономических систем ― особым способом организованной хозяйственной деятельности, ― относятся:
1. Тип собственности на средства производства.
2. Степень экономической свободы, необходимой для принятия самостоятельных решений.
3. Система побуждающих к экономической деятельности мотивов.
Именно с позиций данных критериев ниже будет рассмотрена эволюция традиционной экономической системы в рыночную систему хозяйствования, с одной стороны, и представлен анализ командной (директивно-плановой) экономической системы, с другой.
I. Традиционная экономическая система, или натуральное хозяйствозанимало господствующее положение в первобытном обществе, при рабовладении и феодализме до периода возникновения феодальной денежной ренты.
Оно представляло собой закрытое хозяйство, в котором продукт труда производился для личного потребления, существовали простые связи; труд носил универсальный характер, так как человек должен был и мог делать все; от производства до потребления была минимальная цепочка: производство → распределение → потребление.
Условием превращения натурального замкнутого хозяйства общин в товарное является производство прибавочного продукта (именно это условие позволило, с одной стороны, выделению класса управленцев, и не убивать врагов племени или полиса, а превращать их в рабов, с другой стороны) и общественное разделение труда.
Причиной явилась обособленность производителей в начале рамками общин, затем развивающейся частной собственностью в самой общине.
II.Современная рыночная экономика выросла из рынков простого и всеобщего товарного производства.
Рынок простого товарного производствазародился после первого разделения труда (отделения скотоводства от земледелия), ширился в связи со вторым общественным разделением труда (отделение ремесла от земледелия и скотоводства, образование городов) и развивался после третьего разделения труда (выделения торговли в самостоятельную сферу деятельности), заняв господствующее положение вплоть до XVI века.Его характерные особенности: а) обмениваются не все продукты производства; б) средства производства занимают незначительное место в обмене; в) возникает рынок услуг (писцы, коробейники, знахари, бродячие артисты и др.); г) долговая расписка ― вексель ― знаменовала собой начало функционирования рынка ценных бумаг.
Рынок всеобщего товарного производстваназывается всеобщим потому, что в нем все продукты производства и услуги поступают в обмен и являются товарами. Его характерные особенности: а) товарный рынок четко делится на рынок средств производства и рынок предметов потребления; б) способность человека к труду становится товаром (то есть экономическое принуждение к труду вытесняет неэкономическое); владельцы рабочей силы образуют предложение этого товара, а предприниматели, владельцы капитала, образуют спрос на рабочую силу; в)обращение отдельных форм ценностей образовало специализированные рынки: рынок товаров, услуг; капиталов, валютный рынок, рынок золота, ценных бумаг, рабочей силы, патентов и лицензий, информационный рынок, интеллектуальный рынок и др.; г)важной частью рынка товаров является рынок сырья, где обращаются топливно-энергетические, сельскохозяйственные, лесные сырьевые ресурсы; д)широкое развитие получает рынок ссудных капиталов, который охватывает обращение ссудного и банковского капиталов, коммерческого и банковского кредитов; е)по мере формирования национальных валют складывается мировой валютный рынок; ж)широкое развитие приобретает рынок ценных бумаг (акции, облигации, варранты, векселя, аккредитивы, банкноты, сертификаты, закладные и др.).
Современная рыночная экономическая системапредставляет собой открытое общество, которое характеризуется преобладающим господством частной собственности, разделением труда, сложными как горизонтальными и вертикальными, так и обратными социально-экономическими связями, а также полным набором стадий воспроизводственного цикла: производство → распределение → обмен → потребление.
III. Командная (директивно-плановая) экономическая системаоснована на жесткой иерархии вертикали сверху вниз и абсолютным преобладанием государственной собственности; она производит столько, сколько может, независимо от спроса (нужности и полезности) на произведенную продукцию со стороны граждан.
Так, для централизованно-управляемой экономической системы СССР было характерно: а) преобладающая роль государственной собственности; б) жесткая система централизованного управления (регулируемая система цен, повсеместное планирование); в) низкая эффективность экономики; г) устойчивое явление дефицитности; д) структура экономики с гипертрофированным развитием ВПК и крайне низким уровнем развития сферы услуг.
К особенностям современной российской модели экономики следует отнести:
1) недостаточную развитость частной собственности, прежде всего на землю;
2) правовую и политическую нестабильность, проявляющуюся в периодически повторяющемся перераспределении прав собственности на законодательном уровне;
3) отсутствие автономного от государства гражданского общества;
4) слабое развитие института профсоюзов;
5) тесную связь политической власти и собственности;
6) слабость личной инициативы граждан при довольно сильных коллективистических настроениях;
7) сравнительно низкую долю мелкого и среднего предпринимательства;
8) преобладание финансового капитала над промышленным капиталом;
9) неравномерность перехода к рыночным отношениям в разных отраслях и в различных территориях;
10) сравнительно высокую криминализацию экономической жизни;
11) атмосферу неуважения к закону, то есть правовой нигилизм, ставящий справедливость над законом, и недоверия к власти;
12) склонность немалой части населения к государственному патернализму.
Источник