Дети наше будущее способ образования

Основные способы словообразования с примерами

Содержание:

Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.

Основными способами образования слов в современном русском языке являются:

  • морфологический;
  • лексико-синтаксический;
  • морфолого-синтаксический;
  • лексико-семантический.

Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –

ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.

Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.

Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).

Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.

Морфологические способы словообразования

Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.

Приставочный (префиксальный) способ

Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.

  • Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.

Суффиксальный способ

Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.

  • Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.

Приставочно-суффиксальный

При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.

  • Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.

Бессуффиксный способ

Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.

  • Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.

Сложение

Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.

При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».

  • Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.
Читайте также:  Способы вертикального выращивания клубники

Сращение

Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.

Переход одной части речи в другую

Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:

  1. переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
  2. переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
  3. переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
  4. переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
  5. переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.

Аббревиация

Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.

Различают несколько видов аббревиации:

звуковая – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт);
буквенная – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик);
буквенно-звуковая (смешанная) – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии);
слоговая – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности);
слогословная – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата;
смешанная – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы;
телескопическая – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика.

Усечение

Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.

Неморфологические (неморфемные) способы словообразования

Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).

Лексико-синтаксический способ словообразования

Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.

В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.

Читайте также:  Что такое кпд двигателя способы повышения кпд

Лексико-семантический способ словообразования

При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.

  • График (план работы) – график (художник)

К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.

  1. Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
    • Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)

  2. Омофоны – слова, которые пишутся по-разному, но звучат одинаково.
    • Отворила (дверь) – отварила (картошку)

  3. Омоформы – слова, совпадающие по произношению и написанию в одной из грамматических форм
    • Печь (протопить) – печь (пироги)

Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.

  • Древний храм (прям) – храм природы (перен)

Таблица с примерами

Способ образования

Примеры

Приставочный

  • Чистить —очистить
  • Искренний – неискренний
  • Жечь — сжечь

Суффиксальный

  • Нефть – нефтяной
  • Парник – парниковый
  • Производство — производственный

Приставочно-суффиксальный

  • Правый – вправо
  • Граница – безграничный
  • Грязь — загрязнение

Постфиксальный

  • Приходить – приходиться
  • Связывать, связываться
  • Располагать — располагаться

Сложение основ

  • Нефть, перерабатывать –нефтеперерабатывающий
  • Пар, ходить – пароход
  • Лес, заготовка — лесозаготовка

Сложение усеченных основ с целым словом

  • Экологический, система –экосистема
  • Физическая культура – физкультура
  • Драматический кружок — драмкружок

Аббревиатура

  • Средства массовой информации – СМИ
  • Правила дорожного движения – ПДД
  • Организация Объединенных Наций — ООН

Приставочно-постфиксальный

  • Писать – расписаться
  • Думать – задуматься
  • Плакать — расплакаться

Суффиксально-постфиксальный

Источник

Тест с ответами на тему: “Образование слов”

1. Выберите правильный вариант ответа: дом и домишко – это:
а) родственные слова одной части речи +
б) неродственные слова разных частей речи
в) формы одного слова

2. При образовании однокоренных слов получаются:
а) неродственные слова с одинаковым лексическим значением
б) родственные слова с различным лексическим значением +
в) новые слова, которых раньше не было

3. При изменении слова получаются:
а) новые слова с другим лексическим значением
б) формы этого же слова с другим лексическим значением
в) формы этого же слова с тем же лексическим значением, но другим окончанием +

4. Выберите правильный вариант ответа: рассуждение – это:
а) самостоятельный тип текста или тип текста, который входит как часть в другие типы текстов ( описание или повествование) и в котором основная мысль разъясняется или доказывается с помощью различных аргументов +
б) обязательно самостоятельный тип текста, который посвящён характеристике свойств предмета
в) вид устного высказывания

5. Выберите правильный вариант ответа: крыло и крылья – это:
а) родственные слова одной части речи
б) неродственные слова разных частей речи
в) формы одного слова +

6. Как появляются новые слова в русском языке:
а) обнаруживаются в исторических документах
б) заимствуются из других языков +
в) новые слова не появляются

7. Как появляются новые слова в русском языке:
а) обнаруживаются в исторических документах
б) новые слова не появляются
в) образуются разными способами +

8. Словоизменение:
а) изменение формы слова +
б) изменение корня слова
в) изменение смысла слова

9. Словообразование:
а) образование другой формы слова
б) образование нового слова с другим корнем
в) образование другого слова +

10. В примере «дом – дому» показано:
а) омонимы
б) словоизменение +
в) словообразование

11. Какой из этих способов словообразования не существует:
а) бесприставочный +
б) бессуффиксный
в) суффиксальный

12. Если слово образовано с помощью суффикса и приставки, то этот способ образования называется:
а) приставочный
б) приставочно-суффиксальный +
в) суффиксальный

13. Каким способом образовано слово БЕЗДЕЛЬНИК:
а) приставочно-суффиксальным +
б) переход из одной части речи в другую
в) сложение основ

14. Каким способом образовано слово ВОДОПРОВОДЧИК:
а) приставочным
б) переход из одной части речи в другую
в) суффиксальным +

15. Каким способом образовано слово МХАТ:
а) сложение +
б) бессуффиксным
в) приставочно-суффиксальным

16. Если в слове изменяется только окончание, то это:
а) может быть и так, и так
б) словоизменение +
в) словообразование

17. Определите способ образования слова УГЛУБЛЕНИЕ:
а) бессуффиксный
б) приставочный
в) суффиксальный +

18. Определите способ образования слова ПО-РУССКИ:
а) приставочный
б) приставочно-суффиксальный +
в) суффиксальный

19. Определите способ образования слова ПОДЪЕЗД:
а) суффиксальный
б) приставочный
в) бессуффиксный +

20. Определите способ образования слова ВОДОПРОВОДНЫЙ:
а) бессуффиксный
б) суффиксальный +
в) сложение

21. Отметьте слово, образованное приставочным способом:
а) нелёгкий +
б) по-моему
в) издавна

22. Отметьте слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:
а) извещение
б) попросту +
в) сделал

23. Каким способом образовано выделенное слово? Дети – наше БУДУЩЕЕ:
а) суффиксальным
б) бессуффиксным
в) неморфологическим +

24. От какого слова образовано слово ЗАПЛЫВ:
а) заплыть
б) заплывать +
в) плавать

25. Слова какой части речи образуются бессуффиксным способом:
а) причастие
б) деепричастие
в) существительное +

26. Какой способ словообразования является неморфологическим:
а) приставочно-суффиксальный
б) сращение +
в) бессуффиксный

27. Укажите способ образования слова НЕБОЛЬШОЙ:
а) приставочный +
б) бессуффиксный
в) суффиксальный

28. Укажите способ образования слова КИПАРИСОВЫЙ:
а) бессуффиксный
б) приставочный
в) суффиксальный +

29. Укажите способ образования слова СОКУРСНИК:
а) приставочно-суффиксальный +
б) бессуффиксный
в) приставочный

30. Укажите способ образования слова ПЕРЕДЕРЖАТЬ:
а) бессуффиксный
б) приставочный +
в) приставочно-суффиксальный

Источник

Читайте также:  Кубик рубика собрать третий слой простой способ
Оцените статью
Разные способы