Дети демонстрируют навыки отказываться от нежелаемого социально приемлемым способом

Методы избавления от нежелательного поведения.
статья (младшая группа) на тему

Люди и животные всегда совершают то, что с нашей точки зрения лучше бы они не делали. Дети устраивают потасовку и кричат в машине. Собака лает всю ночь. Кошки дерут когтями мебель. Ваш сосед по комнате всюду разбрасывает грязные вещи. От кого-нибудь из родственников слышишь постоянные придирки с требованием телефонных звонков. Все это – нежелательные виды поведения.

Скачать:

Вложение Размер
k_ped.sovetu_zr.doc 30 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии V и VII видов № 6 «Ласточка» г. о. Тольятти

Методы избавления от нежелательного поведения.

Выполнила: Магдиева З.Р.

Итак, вы знаете о том, как сформировать новое поведение, а как вам избавиться от нежелательного поведения, которое уже имеется?

Люди и животные всегда совершают то, что с нашей точки зрения лучше бы они не делали. Дети устраивают потасовку и кричат в машине. Собака лает всю ночь. Кошки дерут когтями мебель. Ваш сосед по комнате всюду разбрасывает грязные вещи. От кого-нибудь из родственников слышишь постоянные придирки с требованием телефонных звонков. Все это – нежелательные виды поведения.

Существует восемь способов избавиться от нежелательного вида поведения. Всего восемь. И не важно, является ли это поведение укоренившимся, как в случае неряшливого соседа по комнате, или внезапным, как в случае детей, бесчинствующих в машине. Все, что вы можете предпринять по этим поводам, будет вариацией на тему одного из восьми методов.

(Я не касаюсь здесь сложных сочетаний поведенческих проблем, которые возникают у человека с психическими нарушениями или у непредсказуемо свирепой собаки; я рассматриваю только отдельные проявления нежелательного поведения.)

Как избавиться от нежелательного поведения.

1. Физическое устранение

Существует много простых и широко распространенных модификаций метода 1: отправить ребенка в его комнату, когда он вмешивается в разговор взрослых; привязать собаку, чтобы она не гонялась за машинами; посадить того или иного человека в тюрьму на различный срок. Мы привыкли считать такие меры наказанием (Метод 2), и они могут рассматриваться, а могут и не рассматриваться субъектом как наказание, но они являются приемами метода 1. В их основе лежит то, что они прекращают данное поведение, физически лишая субъекта возможности его осуществления или избавляясь от присутствия самого субъекта.

Самое важное, что нужно усвоить относительно метода 1., это то, что он ничему не учит субъекта. Не допустить того, чтобы субъект проявил данное поведение – с помощью изоляции, тюремного заключения, развода, казни на электрическом стуле, – не многому учит субъекта. Казалось бы, что человек, попавший в тюрьму за кражу, дважды подумает, прежде чем снова украсть, но мы знаем, что очень часто этого не происходит; мы можем быть уверены лишь в том, что он не стянет ваш телевизор, пока находится под замком.

Ребенок, запертый в своей комнате, может быть, чему-нибудь и научится (вероятно, обижаться и бояться вас), но при этом он не учится тому, как вступить в вежливый разговор.

(Предпочитаемо всеми, хотя оно почти никогда не приносит действительной пользы)

Это излюбленный метод всех. Если поведение неправильное, мы прежде всего думаем о наказании. Ругаем ребенка, шлепаем собаку, налагаем штраф на компанию и т.д. Но наказание – довольно грубый способ изменения доведения. Фактически в большинстве случаев наказание не помогает вовсе.

Даже если субъекты понимают, за что их наказали, они не могут в настоящее время уменьшить себе наказание только потому, что не могут изменить своих действий в прошлом. Сейчас вы ничего не можете сделать с плохими оценками в дневнике, которые уже получили, поэтому ребенку, которого родители наказывают, ничего не остается, как получить наказание.

При методе 2, так же как при методе 1, субъект не учится тому, как изменить поведение. Наказание не научит ребенка, как получить более высокие оценки. Большее, на что может рассчитывать наказывающий, это что у ребенка изменится мотивация: ребенок попытается изменить будущее поведение, чтобы избежать будущего наказания.

Наказание может успешно прекратить какое-либо поведение при его зарождении, если оно замечено рано и не превратилось в укоренившуюся привычку, и если наказание само по себе является для субъекта новостью, неожиданностью, к которой человек или животное не потеряли чувствительности.

3. Отрицательное подкрепление

Отрицательным подкреплением является любое неприятное событие или стимул, пусть даже весьма слабый, действие которого можно прекратить или избежать, изменив поведение.

Жизнь изобилует отрицательными подкреплениями. Мы изменяем положение тела, когда становится неудобно сидеть на стуле. Мы стремимся скорее войти в дом, когда идет дождь. Стимул становится отрицательным подкреплением только в том случае, если он воспринимается субъектом как неприятный и если изменение поведения направлено на уменьшение неприятных ощущений.

По отношению друг к другу люди постоянно применяют отрицательное подкрепление: строгий взгляд, нахмуренные брови, неодобрительное замечание. Некоторые применяют отрицательное подкрепление слишком часто.

Слишком частое применение отрицательного подкрепления, не скомпенсированное возможностью положительного подкрепления, может привести к появлению нежелательных черт личности, не обязательно страха и ярости, создаваемых наказанием, но робости, неуверенности в себе, тревожности. Если вы не хотите, чтобы ребенок, который очень старается не вызывать ваше неудовольствие не стал эмоционально неполноценным, он должен иметь успешный опыт в доставлении вам удовольствия.

Секрет применения отрицательного подкрепления состоит в том, чтоб научиться прекращать его, когда поведение субъекта улучшилось хоть немножко. Некоторые матери и учителя делают это интуитивно правильно. Четырехлетний малыш в ярости выкрикивает: «Я тебя ненавижу, я тебя ненавижу» и лупит кулаками по ногам матери. Негативное подкрепление со стороны матери состоит в том, что она перестает обращать на ребенка внимание и начинает заниматься своими делами. Когда ярость сменяется сопением и потерянным видом, мать сейчас же снова обращает свое внимание на ребенка, обнимает, прижимает к себе, меняет тему разговора.

Дети повсюду разбрасывают вещи и игрушки: Выключите TV или задержите обед до тех пор, пока вещи не будут собраны. (Прекратите отрицательное подкрепление, когда согласие достигнуто; подкрепляйте на первых порах даже вялые усилия.)

4. Угашение: поведению предоставляется исчезнуть самому по себе.

Поведение пропадает само собой из-за отсутствия подкрепления (игнорирование).

Поведение, которое не приводит ни к каким результатам – ни к хорошим, ни к плохим, а именно ни к каким, – скорее всего затухнет.

Если капризы, хныканья не приводят ни к какому результату, не выводят вас из себя, они угасают. Помните, что ваша бурная реакция может служить положительным подкреплением.

5. Выработка несовместимого поведения.

Один из методов – научить ребенка выполнению другого действия, физически несовместимого с нежелательным.

Дети слишком расшумелись в машине. Пойте песни, рассказывайте разные истории, играйте в игры. Это несовместимо с перебранкой и криками.

6. Добиться, чтобы данное поведение совершалось по сигналу

Это своего рода уловка. Он оказывает действие в ряде случаев, когда больше ничего не помогает.

Аксиомой теории обучения является то, что организм обучается совершать действие в ответ на определенный ключевой стимул, и поведение начинает подчиняться стимулу только тогда, когда он есть – в его отсутствие поведение начинает угашаться. Эту естественную закономерность можно использовать для того, чтобы избавиться от любого типа нежелательного поведения, сделав так, чтобы оно осуществлялось только по сигналу, а затем перестав давать этот сигнал.

Дети слишком расшумелись в машине Сделайте так, чтобы шум поднимался по команде, все вместе начинаете шуметь с детьми. Сначала это очень забавляет, затем надоедает. Нескольких таких повторений достаточно, чтобы обеспечить спокойствие. Можно сказать, что устраивать шум по команде доставляет удовольствие, а можно сказать, что это поведение осуществляется по сигналу и имеет склонность к угасанию в его отсутствие.

7. Формирование отсутствия нежелательного поведения.

Этот прием полезен, когда вы хотите не выработать какое-то определенное поведение, а заставить обучаемого прекратить имеющееся неприятное поведение.

Если дети сильно шумят и мешают вам, как только они стихнут, скажите: что они себя так тихо ведут, что заслужили чего-то вкусненького.

8. Смена мотивации. (Это основной и самый лучший способ.)

Устранение причин для какого-либо поведения – самый приятный и эффективный метод.

Некоторые типы поведения самоподкрепляемы – то есть сам процесс является подкреплением (сосание пальца). Лучший способ избавиться от этих типов поведения – это смена мотивации. Сосание пальца прекращается тогда, когда уровень уверенности ребенка в самом себе возрастает настолько, что ребенок не нуждается больше в самоподдержании комфортного состояния. Чтобы менять мотивацию, надо знать, что она собой представляет, чем объясняется неприятное поведение. Это может быть болезнь, усталость, голод.

Видно, что есть четыре «злых волшебника», или отрицательных метода, и четыре «добрых волшебника», или методы, использующие положительное подкрепление. У каждого своя роль.

Я не могу сказать, какой из восьми методов вам надо выбрать, чтобы избавиться от данной конкретной помехи. Решать вам.

Источник

Способы устранения нежелательного поведения и подкрепления новых адекватных форм реагирования

Ребенок с расстройством аутистического спектра имеет определенные поведенческие особенности, которые не всегда могут быть понятны и приятны окружающим людям. Для ребенка с аутизмом требуются специально созданные условия и гораздо больше затраченных усилий со стороны педагогов, родителей, специалистов для формирования эффективного, адаптивного поведения, адекватного той социальной ситуации, в которую он попадает.

Педагогам, прежде всего, необходимо помнить, что сам по себе ребенок с РАС не представляет собой сосредоточение неблагоприятного для окружающих поведения — существуют определенные условия, стимулы, которые нежелательное поведение ребенка могут «запустить». И вот эти «запускающие механизмы» необходимо наблюдать и понимать в отношении каждого отдельного ребенка с РАС. Тогда, контролируя эти внешние переменные окружающей среды, можно во многом снизить нежелательные поведенческие паттерны.

Задача воспитателя и учителя — понять, какие факторы окружающей среды и внутренние переживания приводят ребенка к возникновению поведенческих проблем. В некоторых случаях, дети очень чувствительно могут реагировать на определенные внешние стимулы (яркий свет, звук, большое количество людей вокруг и т. п.). Тогда у ребенка могут возникнуть тревоги, страхи, навязчивые или агрессивные формы поведения.

Практика показывает, что если вовремя вмешаться в негативные изменения в поведении ребенка, то можно снизить вероятность их появлений, а иногда и просто остановить нежелательные поведенческие акты.

Обычно педагоги, у которых есть опыт обучения ребенка с РАС в общем классе, отмечают следующие трудности в поведении:

  • возникающее чувство тревоги и волнение ребенка, которое выражается в двигательном беспокойстве, крике и т. п.;
  • демонстрируемые ребенком агрессия или деструктивные формы поведения;
  • стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; поглощенность однообразными действиями — моторными и речевыми (раскачивание; взмахи руками; воспроизведение одних и тех же звуков или слов; повторение одних и тех же движений; однообразные, повторяющиеся манипуляции с предметами).

Учителю необходимо помнить, что дисциплинарные меры, которые он обычно использует при работе с учениками в классе, не всегда эффективно срабатывают при взаимодействии с детьми с аутизмом. Для коррекции поведения ребенка с РАС нужны специальные технологии и, главное, понимание того, что поведение ребенка с РАС, даже его не очень желательные формы — это не проявление внутреннего негативизма, а попытки ребенка общаться, контактировать с окружающей средой. Наша обычная логика, которая актуализируется при применении нами всевозможных методов модификации поведения обучающихся, далеко не всегда подходит для коррекции поведения ребенка с РАС.

Перечислим те наши убеждения, которые не всегда будут «срабатывать» в отношении коррекции поведения ребенка с РАС:

  1. Применение поощрений и наказаний по отношению к ребенку с РАС. Ребенок с РАС далеко не всегда понимает причинно-следственные связи между демонстрируемым им поведением и «поощрениями» или «наказаниями», которые следуют в ответ на его поведение.
  2. Ребенок не всегда может понять длительные, долго разъясняющие что-либо речи, обращенные к нему. Длительные «рассуждения» учителя о негативном поведении ребенка, попытка провести «разъяснительную беседу» с большой вероятностью не будут восприняты ребенком.
  3. Детей с РАС трудно мотивировать учитывать потребности других — их сложно призвать к порядку, попросив поставить себя на место другого человека, почувствовать, что присутствующим в классе может быть неприятно поведение ребенка. Мы уже обозначали, что у ребенка с РАС есть серьезные проблемы со способностью к идентификации с другими людьми.
  4. Ребенку с РАС трудно обобщить позитивные изменения в своем поведении, которые происходят от одной ситуации к другой, если ему это не подкреплять и четко не обозначать.
  5. Ребенок с РАС сам может «устанавливать» некоторые ритуалы или процедуры, которые запускают негативные формы его поведения.

Для того чтобы понять, что является причинами возникновения нежелательного поведения ребенка, педагогу необходимо проанализировать следующие моменты.

Во-первых, как часто нежелательное поведение ребенка с РАС проявляется?

Во-вторых, в каких ситуациях, в какое время дня и т. д. это поведение ребенка «запускается»?

В-третьих, что этим поведением ребенок пытается продемонстрировать, что пытается «сказать» окружающим таким образом?

В-четвертых, как поведение ребенка с РАС (например, его агрессивные проявления) отличаются от схожего поведения других детей этого же возраста?

В-пятых, есть ли настоятельная необходимость изменять и трансформировать такое поведение, или оно не приносит никому вреда и позволяет ребенку проявить себя или успокоиться?

В-шестых, какие конкретно навыки могут понадобиться ребенку, чтобы научиться справляться с переживаемой им ситуацией? Чему он должен научиться для этого? Что может быть альтернативой?

Например, ребенок может проявлять явную реакцию негативизма и беспокойства, когда происходят резкие изменения в последовательности выполняемых им действий. Тогда учитель может поставить перед собой цель — постепенно научить ребенка переключаться с одного вида деятельности на другую (с помощью визуальных подсказок, работы с расписанием и т. д.). Соответственно, переключение деятельности уже не будет вызывать у ребенка таких сильных эмоций тревоги или агрессии, и его поведение не будет демонстрировать в нежелательном ключе эмоции страха и беспокойства.

Далее приведем алгоритм работы учителя по модификации нежелательного поведения ребенка.

  1. Анализ «запускающего инцидента»:
  • Что обычно происходит перед тем, как ребенок начинает демонстрировать «нежелательное поведение»?
  • Как это влияет на возможности ребенка справляться с заданиями и как это поведение влияет на класс?
  • Каковы последствия поведения ребенка с РАС?
  • Когда и где поведение происходит?
  • Что происходит потом?
  • Кто вовлекается (намерено или нет) в это поведение ребенка?
  1. Разработка стратегии для решения поведенческих проблем ребенка с РАС:
  • Если есть возможность — поговорите с ребенком о его поведении или, если нет такой возможности, обсудите это с родителями, у которых наверняка есть собственные «наработки» по взаимодействию с ребенком в таком состоянии.
  • Если Вы теряетесь в определении причин нарушения поведения ребенка — проконсультируйтесь со специалистом: психологом, педагогом-психологом, дефектологом. Специалисты, имеющие опыт взаимодействия с детьми с расстройствами аутистического спектра, наверняка подскажут, как понять «послание», выраженное в поведении ребенка, и что с этим поведением делать.
  • Предложите ребенку в данной конкретной ситуации, вызывающей негативное поведение, альтернативу соответствующего ситуации поведения. То есть, если он не может кричать и выражать свой гнев, когда испытывает беспокойство из-за невозможности перестроиться на новый вид деятельности, то как он может свое беспокойство выразить? Предоставьте ему альтернативу, которая будет приемлема и для него, и для всего класса. Например, можно использовать визуально оформленную для ребенка Шкалу стресса. Эта шкала поможет ребенку сообщить Вам, что он начинает испытывать раздражение или страх. Это может быть вспомогательная карточка, которую ребенок держит в кармане и может показать взрослому, если ситуация становится для него нестерпимой. Это может быть сделано в виде светофора, с тремя цветами состояний (красный, желтый, зеленый), в виде градусника «накала» эмоций. Ребенок, показав, например, карточку с красным цветом, демонстрирует учителю, что ему нужна помощь, чтобы справиться с эмоцией. С помощью Шкалы стресса, символика которой понятна ребенку, он сможет показать взрослому, что с ним происходит, а взрослый сможет определить, насколько хорошо ребенок справляется с ситуацией.
  • Поощрите ребенка, если ему удалось использовать альтернативу: желательно, чтобы это поощрение было не только на словах, но и подкреплялось чем-то (жетонами, картинками, которые ребенку нравятся и т. д.). Например, можно подготовить специально для этого заготовленные жетоны (звездочки, флажки и т. д.), которые бы ребенок воспринимал как вознаграждение за достигнутые изменения в поведении.
  • Старайтесь в процессе обучения задействовать интересные для ребенка задания, соответствующие его склонностям, увлечениям. Это позволит максимально включить ребенка в процесс взаимодействия и предотвратить нежелательное поведение.
  1. Адаптация пространства класса для поддержки чувства безопасности ребенка с РАС:
  • Старайтесь минимизировать отвлекающие ребенка стимулы, а также стимулы-раздражители; помните, что у ребенка с РАС есть особенности в сенсорном восприятии, которые влияют на его настроение и поведение.
  • Не забывайте, что у ребенка должно быть место, где он сможет успокоиться, куда его можно отвести, если он не сможет совладать со своим состоянием (ресурсный класс, ресурсная зона в классе).
  • Не забывайте использовать визуальные подсказки и техники переключения внимания ребенка с одного действия на другое.
  • Введите упражнения для самоуспокоения и релаксацию учеников в ежедневные занятия с классом.
  • Будьте готовы к кризисным ситуациям в поведении ребенка с РАС, которые не поддаются Вашему контролю. Не пытайтесь «давить» на ребенка в этих кризисах, не боритесь с ним, не ругайте его — лучше предложите возможность пространства для успокоения, тайм-аут.
  • Возможно, Вам понадобится помощь и поддержка других специалистов, которые помогут разработать план действий в ситуации появления трудностей в поведении ребенка, смогут позаботиться о ребенке в ресурсном классе (педагог-психолог, дефектолог, методист инклюзивного образования, психолог). Не пренебрегайте помощью своих коллег и используйте все ресурсы для повышения адаптивности ребенка в инклюзивном пространстве класса, группы.
  • Используйте технологии обучения ребенка с аутизмом, чтобы сделать для него ситуацию взаимодействия более прозрачной и понятной:

1) расписания, графики, календари, которые иллюстрируют последовательность действия и событий;

2) изображения в рисунках правил поведения в классе для напоминания, что можно, а что нельзя делать в классе;

3) грамотно визуально организованная среда класса, где подписываются или сопровождаются картинкой необходимые для обучения и взаимодействия ребенка предметы и объекты, а также изображается порядок выполнения действий;

4) презентации, визуализирующие объяснение какой-то темы, какого-либо явления или задания;

  1. Замена нежелательного поведения уместным и соответствующим ситуации:
  • Учите ребенка взаимодействовать в сложных для него социальных ситуациях. Например, важно научить ребенка обратиться за помощью (к учителю, к другому ребенку); научить выражать свои просьбы; научить выражать эмоции приемлемыми способами (научить ребенка с РАС обозначать свои потребности и переживания учителю и сверстникам).
  • Используйте специально придуманные для конкретного ребенка социальные истории при обучении социальным навыкам. Эта техника помогает людям в спектре аутизма понимать социальные ситуации. Социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка с учетом его возможностей, с использованием и осмыслением впечатлений и событий его индивидуального опыта. При составлении социальной истории важно преподнести адекватное социальное поведение какой-то ситуации в форме истории, изображенной с помощью визуализирующих последовательность действий картинок.

Когда звенит звонок — нужно убирать все предметы с парты (со стола).

Я слышу, что звенит звонок.

Я останавливаю свою игру (выполнение задания). Я убираю все предметы с парты на место.

Мы все ждем, когда учитель скажет, что мы можем идти на перемену.

Я тоже жду разрешения учителя, чтобы никому не мешать.

Мой учитель доволен, что я спокойно дождался его разрешения пойти на перемену.

Другие дети тоже рады, что я никому не мешал, и мы все вместе пошли отдыхать. Примеры социальных историй можно посмотреть на сайте Фонда содействию решения проблем аутизма в России по ссылке http://outfund.ru/socialnye-istoriidlya-detej-s-autizmom/

При составлении социальных историй важно использовать следующий алгоритм:

1) описать социальную ситуацию, которая вызывает затруднение у ребенка;

2) добавить в описание то, чего следует ожидать от конкретной ситуации, включая текст о возможных чувствах, переживаниях и поведении ребенка, демонстрируемом им при таких обстоятельствах (как правило, это страх, беспокойство или раздражение);

3) добавить в описание ожидаемое, адекватное ситуации поведение ребенка с указанием причины, почему именно такое поведении важно;

4) завершить историю подкреплением достижения желаемого поведения, его важности для всех участников взаимодействия.

  • Обучите ребенка социальным навыкам, которые помогут ему инициировать общение, поддерживать контакт. Научите ребенка успокаивать себя перед тревожными для него социальными актами, используя методы расслабления, самоуспокоения.
  • Обучите ребенка конкретным играм и занятиям, которые бы его расслабляли и переключали внимание с негативного поведения.
  • Избегайте планирования занятий, которые требуют одновременной вовлеченности и в обучение по предмету, и в общение. Если на занятии акцент делается на совместную работу с другими детьми, то сами задания тогда должны быть в рамках способностей ребенка с расстройством аутистического спектра. Задания, требующие академических знаний, лучше выполнять в спокойном месте индивидуально.
  • Избегайте переутомления ребенка.
  • Постарайтесь сами соблюдать спокойствие и позитивный настрой, так как Ваше раздражение и беспокойство могут транслироваться ребенку, усугубляя его состояние и поведение.

Технология помощи ребенку с РАС в развитии самоконтроля

Очень важно помочь ребенку научиться контролировать себя. Помимо социальных историй в формировании навыка самоконтроля можно использовать визуализированную когнитивную репетицию. Алгоритм этого метода следующий:

  1. Определите нежелательное поведение ребенка, которое необходимо уменьшить (например, ребенок громко кричит в ответ на определенные звуки).
  2. Определите, какие стимулы вызывают это нежелательное поведение ребенка (что за звуки вызывают такую реакцию, какой именно шум или раздражитель). Предоставьте ребенку альтернативную возможность справиться с неприятно воздействующим на него стимулом. Если ребенка раздражают шумы и звуки в спортивном зале — пусть он перед входом в этот зал надевает специальные наушники, заглушающие посторонние шумы.
  3. Определите подкрепления, которые приятны ребенку. Давайте эти подкрепления за «исправление» поведения, за способность реагировать альтернативным образом (это могут быть жетоны или какая-то приятная деятельность, которой ребенок может заняться после урока физкультуры).
  4. Отрепетируйте эту последовательность с помощью фотографий и картинок, чтобы ребенок знал, что нужно делать, когда он попадет в стрессовую для себя ситуацию. Все фотографии должны быть понятны ребенку и символизировать для него цепь событий: стимулы, приводящие его к нежелательному поведению, альтернатива поведения, подкрепление.
  5. Последовательность действий усваивается ребенком с помощью когнитивной (мысленной) репетиции, инструктором которой выступает педагог, а основным материалом для репетиции — последовательность фотографий. После освоения этой последовательности в когнитивном плане, ребенку будет легче контролировать свое поведение в стрессовой для него ситуации (когда он снова услышит громкий звук) в реальности.
  6. Используйте эту последовательность в ситуациях, когда у ребенка начинаются проблемы с самоконтролем; храните фотографии рядом, чтобы воспользоваться ими при необходимости.

Далее мы в таблице 2 в одной колонке представим основные трудности взаимодействия педагога с ребенком с РАС, а в другой — возможные рекомендации по устранению этих трудностей.

Устранение учителем трудностей при взаимодействии с ребенком с РАС

С помощью социальной истории объясните ребенку, что ошибаться — это нормально, что мы все иногда ошибаемся. Дайте возможность попрактиковаться ребенку в овладении каким-либо знанием или навыком.

Источник

Читайте также:  Порядок выбора способа управления домом собственниками
Оцените статью
Разные способы
Поведение ребенка с РАС Предлагаемые реакции учителя
Трудности, связанные с особенностями коммуникации ребенка с РАС
Отказ от коммуникации: не отвечает на прямо обращенные к нему вопросы, игнорирует просьбы и обращения. Постарайтесь не «давить» на ребенка, чтобы он непременно дал ответ. Проявите терпение, обратитесь с этим вопросом к ребенку позже. Узнайте, что с ним происходило. Возможно, это просто было пустяковое отвлечение, возможно, это както воздействовало на него, и он чувствовал себя неуютно.
Во время коммуникации ребенок не смотрит на Вас, не «держит» контакт глаз. Это вовсе не свидетельство того, что ребенок Вас не слышит. Людям с РАС очень сложно смотреть на собеседника. Просто спросите ребенка, понятно ли ему то, что Вы говорите, не добиваясь того, чтобы он смотрел Вам в глаза.
Ребенок демонстрирует сложность в выполнении нескольких обращенных к нему инструкций, просьб, заданий. Давайте инструкции по одной, последовательно, подкрепляя их визуальными опорами или напоминаниями, обращенными конкретно к ребенку.
Вам кажется, что на Вашу просьбу или вопрос ребенок отвечает грубостью. У детей с РАС своеобразное видение подачи обратной связи собеседнику. Это никак не связано с проявлением негативизма и хамства. Иногда просто так топорно и прямолинейно ребенок воспринимает ситуацию общения. Такой способ подачи может для него быть возможностью донести до собеседника свое реальное отношение и состояние. Попробуйте сочинить для ребенка социальную историю, чтобы разъяснить, какие могут быть альтернативы поведения в ситуации обратной связи с партнером, чтобы его не обижать.
Ребенок говорит все, что думает в данный момент, не жалея при этом чувства других людей («детская непосредственность»). Не обижайтесь на такой вариант честности ребенка. Для него это возможность «предъявить» себя в общении. Придумайте социальную историю, чтобы предложить ему другой вариант поведения, который бы не оскорблял чувства других людей.
Ребенок может задавать не очень уместные в контексте выполнения каких-либо заданий вопросы, сбивающие с толку всех участников взаимодействия. Четко ответьте ребенку, что в данный момент вопрос не уместен, и что Вы обсудите его с ребенком позже (желательно назовите реальное время, когда Вы сможете к нему вернуться). Также можно попросить дефектолога или психолога отработать с ребенком обращения с вопросами в различных ситуациях. В поведенческом анализе есть специальные техники, которые формируют этот навык.
Ребенок хочет отвечать на все вопросы учителя, не поднимая руки, перебивая других учеников. Введите правила ответов на вопросы учителя в классе. Для ребенка представьте эти правила визуально, с иллюстрацией последовательности действий в ситуации, когда вопрос задан. Заодно у ребенка будет формироваться важный социальный навык — соблюдения очередности в группе людей.
Трудности, связанные с особенностями социального взаимодействия ребенка с РАС
Трудности с принятием чужого мнения, упрямство в продвижении своей точки зрения. Старайтесь быть справедливыми ко всем детям. Используйте всевозможные технологии: социальные истории, примеры из разных произведений, фильмов, знакомых ребенку, что есть и другие точки зрения, которые имеют право на существование.
Желание быть лидером в группе, быть всегда первым и т. д. Убедите ребенка следовать расписанию в очередности всевозможных благ. Ребенку можно объяснить, что важно соблюдать правила в очередности: сегодня лидирует один ребенок, завтра будет лидером кто-то другой. Не бойтесь включать игры и упражнения, где руководители и лидеры процесса в игре будут меняться согласно заранее оговоренной структуре.
Не считывает невербальную информацию от окружающих, не всегда понимает «социальные сигналы» и реакции других на его поведение. Чаще включайте ребенка в ролевые игры, активное взаимодействие со сверстниками, чтобы эти сигналы ребенок мог наблюдать. Обращайте внимание ребенка на эти реакции и сигналы, подкрепляя их визуальными подсказками. Подкрепляйте визуальными подсказками для ребенка и свои реакции (например, картинки с изображением эмоциональных реакций: «доволен», «не доволен», «радуешься», «удивлен» и т. д.).
Ребенок в процессе взаимодействия с другими детьми группы, класса не умеет инициировать контакт, создавать дружеские отношения и т. д. Используйте всевозможные иллюстрации дружеского поведения. Активно подключайте родителей для помощи ребенку приобретать друзей (приглашение в гости, совместные прогулки, социальные сети и т. д.). Инициируйте побольше совместных мероприятий, из которых не стоит исключать ребенка с РАС. Используйте больше визуальных материалов, социальных историй, иллюстрирующих, что такое дружба, как дружить и т. д.
Трудности, связанные с нежелательным поведением ребенка с РАС
Ребенок проявляет нежелательное поведение: беспокойство, агрессию. Постарайтесь предотвратить беспокойство или разочарование ребенка, отметив признаки начинающегося беспокойства в поведении ребенка (например, раскачивание тела, хлопки, дергание себя за волосы и др.). Знайте особенности своих учеников! Помогите им справиться с заданием и дайте возможность успокоиться. Научите ребенка определять свои эмоции и давать знать о них Вам приемлемыми способами (карточки, Шкалы стресса и т. д.).
Может начать бегать по классу. Пространство класса должно быть и физически безопасным для ребенка: чтобы он не упал и не поранился. Предоставьте возможность успокоиться ребенку. Отведите его в ресурсную зону или в ресурсный класс, чтобы он имел возможность снять свое возбуждение. Также используйте «аварийные карточки — стопсигналы», социальные истории, визуальные подсказки, что бегать в классе нельзя.
Может «закатить» истерику, кричать. Используйте технику тайм-аут, дайте возможность ребенку успокоиться. Не боритесь с ребенком, не удерживайте его. Разговаривайте спокойным тоном с ребенком.
Может в приступе агрессии разорвать сделанную работу. Дайте ребенку чистый лист бумаги. Испорченную страницу уберите. Дайте ему возможность начать сначала, помогите выполнить задание.
Боится совершить ошибку, нервничает, проявляет беспокойство, очень старается.