Новое в блогах
ДЕРЖАВА И ГОСУДАРСТВО. Это одно и тоже?
Чтобы разобраться в этом вопросе, то давайте сначала посмотрим, что о державе и Государстве нам поясняет Википедия.
Держа́ва (владычество, могущество ) означает:
— независимое, самостоятельное государство.
— символ власти монарха — золотой шар с короной или крестом.
Госуда́рство — политическая форма организации общества на определён-ной тер-ритории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обла-дающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.
Есть ещё одно понятие «Страна», которое иногда употребляется как идентичное и «Державе» и «Государству». Но сегодня я не буду раскрывать подробно понятие «Стра-на», поскольку большинство авторов всегда подчеркивают, что «Страна» лишь прибли-женно может использоваться как синоним в понятиях «Держава» и «Государства», но всегда во всех смыслах означает неразрывное единство народа, природы и культуры
Можно заметить, что понятие государство подробно исследуется учеными и обще-ственными деятелями. Понятие «Держава» нашими учеными и общественными деяте-лями вообще не разрабатывается, а используется в качестве синонима понятию «Госу-дарство»
Можно им верить на слово. Но являются ли научные договоренности в рамках иу-дохристианской цивилизации и устоявшиеся общественные догмы для нас высокими нравственными авторитетами? Для меня нет.
Поэтому для начала вспомним, что мы, словены и русичи, обладаем образным раз-говорным языком, в котором каждое слово объясняет само себя.
Государство. Го- скот пасущийся, суда – одолжение или займ, р- речение, ство- твердое установление. Таким образом «Государство»- ни что иное, как собственность полученная на условиях твердой договоренности
Держава. Д- деяние, Е- есть, бытие, Р- речение, аренда, Ж- жизнь, А- проявление Бога, В- ведать, мудрость. Таким образом «Держава»- проявленная Божественная муд-рость делающая бытие жизни добрым деянием.
И так по русскому образному восприятию «Держава» и «Государство» явно не идентичные понятия, а совсем даже наоборот.
Теперь самое время сравнить признаки, которые обладают «Держава» и «Государ-ство».
«Государство» имеет конкретную территорию с твердо обозначенными границами.
«Держава», как правило, не имеет твердо обозначенной территории, а поэтому зе-мельные владения «Державы» обозначаются рубежами.
Главная ценность «Государства» земельные территории, которые, как правило» завоёвываются. Поэтому сила и мощь «Государства» прирастает присоединением тер-риторий.
Главная ценность «Державы» народ. Сила и мощь «Державы» прирастает добро-вольным объединением народов.
Власть в «Государстве» носит публичный характер и полностью отчуждена от на-рода. Власть всегда в «Государстве» есть некий замкнутый аппарат, имеющий постоян-ное стремление к саморазрастанию и самодостаточности. Власть в «Государстве» нико-гда не опирается на собственный моральный авторитет, а черпает свою силу и устойчи-вость в насилии и системном подавлении свободы и инициативы своих граждан, всё возрастающем контроле за потоками информации в «Государстве» и создании и рас-пространении мифов о сокральности государства и его абсолютной необходимости. Цель государственной власти постоянное лишение своих граждан способности само-идентификации, самостоятельности и независимости от «Государства», проявлении свободного и нравственного творчества, не контролируемого «Государством».
Властители и чиновники «Государства» рассматривают «Государство» как свою собственность и используют государственные рычаги и механизмы управления как по-стоянный и не иссекаемый источник своего личного обогащения.
Власть в «Государстве» формируется без учета духовно- нравственных достоинств претендентов на власть либо в результате применения прямого насилия со стороны узурпаторов или диктаторов, либо в результате её захвата узким, постоянным и практи-чески не изменяемым кругом олигархов, либо в результате различных выборов равно-душными (равными перед законом) избирателями, большинство из которых не в состоя-нии отличить добро от зла и сделать выбор не в своих мелких интересах, а в инте-ресах общего блага.
Приход к власти всегда более успешен, если претендент обладает такими качествами, как властолюбие, жадность и стремлением разбогатеть, как отсутст-вие совести и стыда.
Власть в «Державе» не носит публичный характер, не отчуждена от народа, а яв-ляется властью народа, из народа и для народа. Поэтому властные решения прини-маются таким образом, чтобы все они исполнялись добровольно всеми членами рода и Державы. А это достигается только в том случае, если решение принима-ется единогласно.
К управлению в «Державе» всегда привлекаются самые духовно нравственные ро-дичи, имеющие богатый жизненный опыт по облагораживанию и устроению жизненного пространства вокруг себя и своего места жительства, женатые, имеющие крепкую процветающую семью, детей и внуков.
Такая система управления в «Державе» называется системой земского копного самоуправления. Поскольку любое обсуждение вопроса является эффективным, если в обсуждении принимает участие до 10 человек, то все лица, имеющие право принимать участие в управлении делами общины и Державы разделены на десятки. Каждая десятка выбирает из своего состава самого лучшего и достойного десятника. Десять десятников выбирают из своего состава сотника. Десять сотников выбирают из своего состава тысяцкого, десять тысяцких выбирают из своего состава темника. Десять темников выбирают из своего состава князя.
Все выбранные управленцы исполняют свои обязанности без ограничения срока, пока лица их избравшие деятельностью и результатами управления довольны. Любое должностное лицо может быть отозвано в любой момент, если избравшие его выражают ему недоверие.
Решение принимается только тогда, когда за это реше-ние все голосуют единогласно.
Принято решение может быть отменено, если оно серьезно нарушает интересы родовичей представители которых не принимали участие в голосовании, если были выявлены обстоятельства, знания о которых при принятии решения не позволило бы его принять, а также, если решение не справедливо. В этом случае правом отмены принятого несправедливого решения обладали ведающие мужи и матери, нравственный авторитет которых был не прорекаем.
В «Государстве» объем средств, необходимых для существования «Государства» и содержания чиновников, определяется самой государственной властью и принудительно взыскивается в граждан «Государства». Налогоплательщиком признается каждый совершеннолетний гражданин и каждый собственник.
В «Державе» средства необходимые для существования «Державы» устанавлива-ются родичами, в порядке самообложения, и выплачиваются добровольно. Все уста-новленные отчисления совершаются только общиной.
В «Государстве» любые решения исполняются принудительно, за неисполнение устанавливается ответственность в виде разных наказаний. Принуждением граждан ис-полнять решения государственных органов занимаются специальные силовые подраз-деления, вооруженные необходимым оружием, и имеющие право беспрепятственно входить в любые помещения, в том числе жилые, лишать граждан свободы и даже уби-вать граждан.
В « Державе» все решения власти исполняются только добровольно. За не-исполнение, какого либо решения перед « Державой» несет ответственность толь-ко община.
В «Государстве» власть стремится лишить своих граждан возможности лично за-щищать и отстаивать свои права, поощряя их личную физическую и правовую беспо-мощность. «Государство» не требует от граждан вмешиваться в конфликты между дру-гими гражданами, возлагая на них обязанность быть свидетелями. И наказывает тех своих граждан, которые, по усмотрению государственных чиновников, защищали себя, без обращения за защитой к специальным государственным органам, и превысили необ-ходимую оборону.
«Государство» всегда враждебно настроено к вооруженному народу и стре-мится его обезоружить либо максимально ограничить право владеть оружием. В последние годы принимаются самые энергичные меры к тому, чтобы мужское на-селение перестало быть защитниками «Государства» и вообще ни при каких обстоя-тельствах не обучалось искусству обращения с оружием. Обязательная призывная служба в армии замещается профессиональной службой в армии. Это свидетельствует о том, что «Государство» сегодня намного больше боится своих граждан, умеющих об-ращаться с оружием, что угрозы нападения из-за границы со стороны враждебных ар-мий.
В « Державе» каждый родович обязан уметь защищать себя и других родови-чей от любых безнравственных действий, кто бы эти действия не совершал.
Более того, если какой-либо родович не станет пресекать чьи – либо преступные действия и не примет мер к тому, чтобы позвать на помощь других родовичей, то он объявляется соучастником совершенного преступления и наказывается вместе с пре-ступником.
Власть в « Державе» заинтересована, чтобы каждый родович умел в совер-шенстве владеть основным доступным оружием и в любой момент мог бы встать на защиту себя, членов своей семьи и «Державы».
В «Государстве» все люди обязаны жить и действовать по письменным пра-вилам или законам, которые устанавливает «Государство». Письменных правил или законов так много, что узнать их все просто невозможно. Но «Государство» жестко устанавливает, что не знание законов не освобождает от ответственности. Однако не возможность ознакомиться со всеми законами это ещё полбеды. Беда основная заключается в том, что законы противоречат другу другу и даже исклю-чают возможность одновременного применения. Законы превращаются, по об-разному выражению, в дышло: куда чиновник повернет, так оно и вышло. Поэто-му в «Государстве» появляется очень важный слой людей — паразитов, которые пользуются правовым невежеством своих сограждан, помогают им, за вознаграж-дение, разобраться в хитросплетениях запутанного законодательства.
Но такое равнодушие перед законом распространяется не на всех. В любом « Государстве» есть слой жителей, которые поставлены выше законов, и потому объявля-ются высшей элитой народа. Один из известнейших диктаторов публич-но озвучил это право быть выше закона, выдав фразу, ставшей крылатой, так: друзьям моим всё, всем остальным — закон.
В «Державе» писанных законов нет и не может быть, поскольку общество жи-вет строго в соответствии с понятиями правды, справедливости и совести. И каж-дая конфликтная ситуация, каждый конкретный спор рассматривается исключи-тельно с позиции совести и полезности совершенного для общины, Рода, «Дер-жавы», Рода Небесного и соответствия совершенного заповедям родных Богов. А мы уже знаем, что правом принимать любые решения в «Державе» наделяются самые высоконравственные, самые разумные и самые профессиональные. Ре-шения принимается только единогласно. А потому решение может быть только нравственным и справедливым.
Однако в «Державе» имеется особая высшая варна великодушных, которым дано видеть глубинную суть любого события. И им предоставлено право, как уже было сказано выше, отменить любой приговор, если великодушные признают его несправедливым. И решение великодушных уже никем оспорено быть не может.
Из всего, вышеизложенного, следует только один вывод: «Государство» и «Держава» представляют собой полную противоположен-ность. Совместить принципы устройства «Государства» и «Державы» невозможно. У них разные цели и разные принципы достижения своих целей.
Но до тех пор, пока основная масса граждан «Государства» не поймет и не осозна-ет в своем сердце и своем рассудке, что «Государство» не единственная и не самая нравственная и эффективная форма решения общенародных задач и проблем, а также защиты общенародных интересов, и не взрастит в своей душе образ своей собственной «Державы», мы все будем жить, так, как мы сегодня живем: среди насилия и обмана, воровства и фальсификаций.
Источник
Императорская держава и скипетр — сакральный смысл
Все мы знаем важнейшие регалии правителей Европы — Скипетр и Державу, называемую также «яблоком». Энциклопедии доходчиво нам разъяснили, что они обозначают и какова их эволюция. Но всё ли так очевидно? Может, изначально это были совершенно иные предметы?
Эта статья — не полноценное расследование, она не даст ответа на поставленный вопрос. Это скорее предположение, требующее проработки. Обычно я поступаю иначе и веду читателя через символы и образы к конкретному, пусть и не всегда верному, выводу. В моих исследованиях важен их ход, семантика, отсылки, а не «конец статьи». Благодаря этому я прокладываю свой и, надеюсь, ваш путь к познанию язычества, к впитыванию его образной стороны, философии (а не тупо внешней части, «позёрства», не имеющего ничего ценного). Поэтому меня, признаюсь, мало волнует чье-либо мнение, комментарий, возражение и даже согласие. Ведь у меня есть мощная база и постоянно подтверждаемая исследованиями концепция, а статьи — лишь способ упорядочить мысли. Но в данном случае мне действительно интересно мнение со стороны. Разумеется, мнение в рамках представленной теории, а не абсолютно «левое», типа: «Нет, всё было не так, на самом деле это древние устройства связи со звездолётом рептилоидов» (с отсутствием всякой аргументации). Всё-таки надо общаться на одном языке, иначе сообщество не построишь.
На этом «организационная» часть закончена, переходим к материалу. Сразу Википедия:
«Инсигнии (лат. insignia «украшения») — внешние знаки могущества, власти или сана.
Исторические регалии Российского государства — материальные признаки правителей России в период существования власти в этом государстве и стране…
В России императорские регалии: корона, скипетр, держава, государственный меч, государственное знамя, большая государственная печать и государственный щит»
Всякие церемониальные мечи, булавы, плети вполне очевидны в своем символизме. Царская печать — тоже. Трон — с одной стороны понятен. сидеть-то надо на чем-то, но с другой стороны является кое-чем интересным, если смотреть на него в рамках моей теории (и вообще всего, что я понаписал в серии » ]]> как стать князем ]]> » и последующих статьях) — об этом еще расскажу. Про корону в конце кое-что скажу, но не расследовал ее отдельно (там надо ж с нимбами святых сравнивать). Здесь же меня интересуют самые видные и непонятные — держава и скипетр.
Держава и Скипетр
«Держава императорская (также «Царское яблоко») — одна из главных регалий монархов Российской империи, символ императорской власти. При подготовке к коронации Екатерины II в 1762 году обнаружилось, что старая держава Елизаветы Петровны исчезла — драгоценные камни сняты, а золото «пущено в дело». Тогда по приказу будущей императрицы придворный ювелир Георг Фридрих Экарт за две недели изготовил новую державу. Она имела вид небольшого, безукоризненно отполированного золотого шара с бриллиантовым пояском и была увенчана полуобручем с крестом. Свой современный вид императорская держава приобрела только при императоре Павле I, в начале XVIII века.
Императорский скипетр — одна из главных регалий монархов Российской империи. Скипетр был изготовлен в 1762 году для императрицы Екатерины Великой мастером Леопольдом Пфистерером, в 1774-м — дополнен бриллиантом «Орлов»… Скипетр представляет собой золотой жезл длиной 59,6 см и весом 604,12 грамма. Жезл визуально разделён на четыре сегмента: рукоятку, две центральных части и навершие…»
Елизавета I, Англия, 16-й век
Фридрих V, Чехия, 17-й век
Екатерина Великая, Россия, 18-й век
Александр III, Россия, 19-й век
Елизавета II, Англия, 1953
Историки говорят, что Скипетр произошел от Посоха, т.е. царь — пастырь для народа. Тот же символизм у Папы Римского, например. Изображения это подтверждают:
Наполеон, Франция, 19 век
Видим самый настоящий посох. Однако есть и другие изображения этой же коронации. Например:
Прикольная штука с рукой. чесать спину, видимо. Шучу.
Наполеон примерно так отреагировал бы на мою шутку:
Но я это к чему. В англоязычной Вики вычитал следующее:
«Самые ранние английские описания коронаций 9 века упоминают скипетр (sceptrum) и посох (baculum). В описании коронации Этльреда II появляются скипетр (sceptrum) и посох (virga), как и в порядке проведения коронации в 12 веке. В описании коронации времён Ричарда I есть королевский золотой скипетр с золотым крестом (sceptrum) и золотой посох с золотым голубем на вершине (virga), упомянутый в исторических записях впервые. Около 1450 года Спорли, Вестминстерский монах, составил список реликвий, в состав которого входили статьи о коронации Святого Эдуарда Исповедника, оставленные им для преемников. Там говорится о золотом скипетре, деревянном позолоченном посохе и железном посохе (жезле)».
Коронация Эдуарда Исповедника
То есть нельзя сказать, что скипетр — это посох. В записях путаются термины: скипетр, посох, жезл, — поскольку обозначают почти одно и то же, и при переводе замещают друг друга, однако видно четко, что это разные предметы. Есть длинные посохи, есть короткие. ну, назовем их «скипетрами», раз уж речь о них, хотя можно было бы и «жезлом» величать.
Теперь, понимая, что у царей был и посох, и скипетр, можно отбросить мысль, будто скипетр — это только лишь укороченный со временем посох, и сосредоточиться на его изначальной «короткости», оставив посохи там же, где и плети — в «пасторском» отделе (хотя и там не так всё просто — к концу статьи увидите). Их символизм ясен, достаточно вспомнить, что слово «Дисциплина» произошло от французского хлыста (вроде бы).
А скипетр — это скипетр. Не зря же именно его, а не посох, пародировали шуты:
А мы ведь понимаем, что шуты — это наследие святочных ряженых. У шутов, как вы видите, на конце скипетра была кукла вместо христианских крестов и голубей, вместо имперских орлов (тоже языческих). И это, скорей всего, не забавы ради изначально было.
Пока вы оцениваете шикарные ноги нарисованного шута, скажу, что чую местом, откуда они растут: нельзя рассматривать скипетр отдельно от так называемой «державы», ведь они всегда идут бок о бок, составляя единое целое. В отличие от того же посоха. И именно пристрастие к нему Шутов, т.е. грубо говоря, ]]> Волхвов или Язычников ]]> , намекает нам то, чем же изначально являлась «держава», которую, кстати, нельзя увидеть в шутовских руках. Почему — я вам тоже скажу.
О державе говорят так: крест на шаре обозначает власть Христа над миром. А царь как бы носитель этого порядка. Опускаясь с неба на землю, говорят, что шар — это территория (orbis terrarum), над которой властвует царь. Допустим, так и было в недавних веках, но это не значит, что держава вообще появилась из понятия «Земной шар» и уж тем более «Территория».
Второе наименование её — «яблоко» — уже более символическое. ]]> Мы ведь помним ]]> , откуда у будущих князей это яблоко, не так ли? От «мирового древа» и его «молодильных яблок», конечно же. Это историки тоже не учитывают, ссылаясь просто на схожесть форм шара и яблока. Но я вам сейчас не о яблочном символизме хочу рассказать, а о другом предмете, который тоже связан с «мировым древом», являясь его частью и в шаманских культурах не отделим от того, что назвали «скипетром». а Европа изначально была очень даже шаманской.
(Только не думайте, что шаманизм — это прям истинное мировоззрение. Он так же далёк от своего корня, как и Христианство. Однако это не мешает им всем быть носителями исконных традиций).
Впервые об этом я задумался, когда изучал Кибелу.
Кибела
Весь миф приводить не буду, там много всего понамешано и как-то неуважительно не посвящать ей отдельную статью. Но вкратце: там есть все те же самые мотивы про » ]]> курганную бабу ]]> » и святочный обряд, что и в любом греческом мифе («древние греки» знали свои северные корни, а писатели, явившие «Элладу» миру, — нет, видимо). А Кибела предстаёт пред нами в чисто шаманском облике. При этом является «Матерью богов» и носит КОРОНУ. Ага, то бишь третья царская регалия, обязательная на изображениях скипетра и яблока. Также она сидит на ТРОНЕ — четвертая обязательная регалия. В общем, вся царская атрибутика у нее соблюдена, да еще и главным любовником был Аттис. Почему-то культурологи никак не хотят сравнить его имя (Ἄττις) со старым названием Греции — Аттикой (Ἀττική). Ну, да ладно.
Нам обязательно поясняют, что «культ Кибелы носил оргиастический характер». Это именно шаманизм и не более. Да, не так пикантно, как «оргиастический характер», но более понятно.
Безумство — это отличительная черта Кибелы. Авторы никак не могли выразить экстатический характер Обряда, поэтому применяли термины «ярость, помешательство, опьянение», как и в случае с Дионисом, и только с написанием Нового Завета появился еще один интересный для этого термин — «Страсти» (хоть никто вам этого и не признает никогда). Видно и наложение «арийской» Традиции на местные варварские племенные воззрения (а что вы хотели? Колонизируемые земли, однако). Но мы посмотрим на главное:
«Античное искусство представляло Кибелу в виде богато одетой матроны, с башенной короной на голове; в одной руке у неё тимпан, в другой иногда колосья или скипетр; она сидит на троне, окружённом львами, или в колеснице, запряженной львами; иногда представлена и верхом на льве».
Про львов молчу, возможно, там то же, что и у Геракла с его львиной шкурой, а вот в руках у Кибелы: ТИМПАН И СКИПЕТР! Ну, не прелесть ли?
Понимаете, это просто ересь какая-то. Скипетр и Тимпан. Ну, свяжите ж, наконец, уже эти понятия!
Тимпан — это маленький барабан, по которому бьют рукой. Например, как на этой фреске с Дионисом:
«В Грецию инструмент попал и к V веку до новой эры распространился по всей её территории вместе с оргиастическими культами Диониса и Кибелы из Фракии и Фригии; греческое слово, обозначающее барабанный бой, также обозначает служение Кибеле. Многочисленны упоминания тимпана в античной литературе (например, в трагедии Еврипида «Вакханки», в «Пире мудрецов» Афинея) и его изображения в античной вазописи (наиболее часто — в руках менад и корибантов)» (Википедия).
Всё остальное пропускаю — там надо доизучить перед тем, как с вами делиться, а вот то, что её культ связан с Кабирами, Корибантами, Куретами и прочими танцующими в боевом хороводе юношами, нам пригодится. Ведь это греческий вариант ряженой толпы (как и ]]> Кентавры ]]> ), В КОТОРОЙ И РОЖДАЛСЯ БУДУЩИЙ КНЯЗЬ. Кстати, в мифе есть прямая отсылка к этому, когда говорится, что Кибела — это Рея, а Рея родила В ГОРЕ (на кургане) Зевса (Перуна, Индру, Тора — олицетворения жениха-князя. не менее «безумного», чем те же кабиры, кентавры, вакханки).
Так вот, в тимпан бьют рукой, потому что он маленький, а вот в бубен бьют КОЛОТУШКОЙ!
И если всякие «фракийцы» и «фригийцы» (фрязи, фризы и франки) якобы не знали настоящий бубен, то их предки, рисовавшие Кибелу, явно знали. Ибо колотушка — наиважнейший шаманский инструмент. Некоторые шаманы камлали БЕЗ БУБНА, НО С КОЛОТУШКОЙ!
Бубны и Колотушки
Тут мне остаётся только комментировать, ведь всё есть у профессионалов своего ремесла. Передаю слово Мирче Элиаде:
«. инициационные сны будущих шаманов включали мистическое путешествие в «Середину Мира», к месту Космического Древа и Господа Вселенной. Одной из ветвей именно этого Древа Господь позволяет упасть для того, чтобы шаман сделал из нее обод своего бубна. Именно потому, что обруч его бубна сделан из древесины самого Космического Древа, шаман, ударяя в бубен, магически переносится к этому Древу».
Вот вам и связь бубна с Яблоками, которые тоже висят на Мировом древе. За внешним образом скрывается глубокая суть. Что уж там говорить, когда все наши заговоры, которые, суть, языческие молитвы, всегда обращаются к тому же «центру мира».
«С задней стороны бубна находится вертикальная ручка, деревянная или железная, за которую шаман держит бубен левой рукой. Горизонтальные пруты или деревянные поперечины поддерживают неисчислимое количество звенящего металла, погремушки, колокольчики, железные изображения духов, различных животных и т. п., а часто и оружие, как, например, стрелы, лук или нож».
А вы вспомните невероятно богатые украшения «держав», а также любимую деталь в виде Т-образного перекрестка, идущего от «экватора»:
Сравните с описанной «держалкой» бубна:
Рудимент, оставшийся в виде украшения, или простое совпадение в моей воспаленной фантазии?
Я уж молчу про наименование бубна «конём», поскольку его музыка способствует экстатическому трансу шамана. Это чуть ли не самое устойчивое сравнение во всем шаманском мире. Ну, и сравните это с «духом» ( ]]> сивкой-буркой ]]> ), который опьяняет будущего «князя» («конязя, кентавра») во время обряда.
Про бубны сказано много, но такова участь современного отношения к шаманизму, что лишних вопросов задавать нельзя. Бубен сакрален, мистичен, и всё тут. Просто сделай умный вид и промолчи. Хотя оно и ежу понятно, что сам бубен тут не несёт важности — важен его бой, музыка — Пегасов источник Муз, вдохновляющий, опьяняющий, несущий экстаз. А вы думаете просто так англичане с американцами подняли музыкальную индустрию до заоблачных высот? Вытекающее из этого следствие: бубен = болван, т.е. временное вместилище духа (той же музы).
Но бубен бесполезен без ударного инструмента — руки или колотушки, дающей и комфорт игры, и более глубокий звук. Приведу первое попавшееся описание (оно всё равно у всех народов одинаковое):
«При камлании шаманами обязательно употреблялся ритуальный жезл, носивший хакасское название «орба». В научной литературе за ним закрепился термин «колотушка». Шаман мог камлать и без участия бубна, только «орбою».
«Орба» во время камлания служила не колотушкой, а орудием управления, наказания и устрашения. Шаман пускал ее в ход для усмирения как людей, присутствующих на сеансе камлания, так и для наказания духов-тёсей, отправленных на задание. Поэтому жезл носил дополнительное определение «алтын хамчы» — букв, золотой кнут. Орба применялась в качестве орудия гадания (торік). Она выполняла функции ударного инструмента, под грохочущие звуки которого посылались духи-тёси к Ирлик-хану. Она применялась для лечения больных и представляла особый инструмент в руках шамана, ограждавший человека от злых сил (хурайлачац агас). В обычные дни орба хранилась внутри бубна, заложенной за рукоять. После смерти шамана его жезл вешали внутри бубна на дереве у могилы, в некоторых случаях родственники оставляли его дома для передачи следующему преемнику. Слово «орба» имеет свои аналоги в бурятском языке, где термин «хорьбо» применяется в отношении посоха, ритуальной трости. Вполне вероятно, что корень слова «орба» связан с близко звучащим термином «хорба» — побеги березы, из которых вырезался ритуальный жезл. Хакасская «орба» изготовлялась по единой форме, напоминающей загнутую назад большую ложку. Лицевая сторона или ее ударная часть делается выпуклой. Выпуклая сторона носила название «солбы» или «хара солбы» — черная солба. Она считалась при гадании «тёрик» (торік) несчастливой. Тыльная сторона делается вогнутой и носит название «арт» — спинка, «олбы» или «ах солбы» — белая солба. Она при гадании определяла счастливый исход камлания. Материалом для изготовления «орбы» служили дерево или кость. В древние времена предки хакасов изготовляли ритуальные жезлы из камня (тас орба) и даже из бронзы (хола орба). Бурятские посохи «хорьбо» так же, как и у хакасов, вырубали из березы. Костяные жезлы являлись прерогативой сильных шаманов, которые, отправляясь к Ирлик-хану, обязательно должны были предстать перед ним с костяной орбой в руках. Последние изготовлялись из плоских рогов трехлетнего лося и назывались «муус орба» — букв, роговой жезл. Костяной жезл из рога лося, хранящийся в Хакасском республиканском краеведческом музее, имеет длину 225 мм.; длина ударной части — 140 мм., ширина — 68 мм.; длина рукояти — 85 мм., ширина — 25 мм.
От жезла зависела жизнь шамана. Чтобы лишить жизни избранника духов, достаточно было «украсть у шамана колотушку от бубна и привязать ее к хвосту собаки; шаман заболевал и вскоре умирал». Деревянные жезлы «орба» представляют древнейшие ритуальные инструменты шаманов, бытовавшие еще до употребления бубнов. По словам качинцев, бубнов ранее не было и еще не в далеком прошлом хорошие шаманы их не употребляли. М.И. Райкову несколько лет назад приходилось видеть пользовавшегося славой старика, шаманившего без бубна; он не пускался в дикую — бурную пляску, и у него не было сильных вздрагиваний; изгонявшиеся из больного духи вгонялись в животных. В старые времена качинские и кызыльские шаманы камлали только орбою («орбалыг хам» — кам, имевший орбу). Во время сеанса камлания применялись две орбы. Одна из них, которая называлась «улуг орба» — великая орба, служила ударным корпусом и исполняла роль бубна. Она имела вид двух полусферических чаш, соединенных ручкой. На инструмент «улуг орба» привешивали семь или девять колец, изготовленных из железа или меди. Другая под именем «кічіг орба» — малая орба. служила колотушкой для отбивания ритмов. Во время своего путешествия во второй половине XVIII в. П. Паллас отметил, что качинский шаман вместо «бубна в руках держал (…) дерево, посреди круглое, а по концам лопатками, как весла, к коим обоим привешены были колокольчики; по сему дереву бил палкою весьма искусно то по тому, то по другому концу. И кызыльские шаманы обязаны так же шаманить. После такового дерева, как они объявляют, духи им позволяют употреблять бубен, или лучше сказать, пока они довольно не разбогатеют, чтобы смочь, убив лошадь, обтянуть его ее кожею, ибо для делания бубна неотменно потребно принести в жертву лошадь».
Камлали при помощи двух деревянных инструментов — орба. Ударные инструменты представляли собою палку с изображением коня, увешанного девятью кольцами. Они исполняли «ту же роль, что бубен у других татар. У мелетцев деревянный корпус (улуг орба) носил название «хам теми». К нему прикреплялись девять медных колец. Ударный инструмент (кічіг орба) носил название «халлах» (букв, лопасть) и был в виде лопаточки. «Начинающий шаман у кызыльцев камлал не с бубном, а посохом с колотушкой, — отмечала В.П. Дьяконова. — Посох (…) представляет собой палку с вырезанным на ней изображением коня. К нему (колл. 1833-6, дл. 61 см.) прикреплена скоба с семью железными кольцами. Как сообщают собиратели, во время камлания шаман садился верхом на палку у порога двери и бил по ней колотушкой. Колотушка (дл. 33,5 см.) к посоху лопаточкообразной формы вырезалась из дерева, с петлей для руки (колл. 1833-7)». Посохи, считает В.П. Дьяконова, являлись одним из древних видов культовых принадлежностей. Аналогичные посохи употреблялись шаманами Северного Алтая. Бурятские «хорьбо» всегда имели на верхнем конце изображение конской головы. В Аларском ведомстве Г. Потанин видел шаманские «костыли» под названием «хорьбо». Это была пара деревянных четырехгранных немножко кривых палок. Один конец имеет вид лошадиной головы. Посохи у бурятских шаманов были «у каждого, тогда как бубны не у всех; как более дорогой предмет бубен заводится после».
Итак, ритуальный жезл «орба» прошел длительную эволюцию — от посоха, сделанного из побегов дерева «хорба», первоначально служившего кнутом мифической лошади, до символа власти шамана, представлявшего его боевое знамя, бунчук. Силой ритуального орудия «орба» шаманы прикрепляли пойманную душу «хут» к бубну, которую затем ударами жезла возвращали больному человеку» (Бутанаев В.Я. Традиционный шаманизм Хонгорая, 2006)
Как видите, тут вам и хлыст, и посох, и жезл. И даже два жезла, как у некоторых правителей. Еще чуть о колотушках:
«Колотушка изготавливалась из священного дерева (у разных народов оно разное) и обтягивалось кожей или мехом диких животных (в основном камусом (шкура с ног оленей)). Многие шаманы получают колотушку от своих предков как отдельный атрибут. Иногда считается, что хорошая колотушка лучше хорошего бубна. В Орбе так же живёт отдельный дух-помощник (тёс, ээрен).
[У монголов] Колотушка в виде палочки называлась гисунь (ср. название колотушек у эвенков и амурских народов), что значит «речь», «слово». Этим же термином обозначались удары в бубен, осознававшиеся как «речь» шамана к духам» (Источник).
Оттого у шутов и венчала жезл карикатурная голова — лик духа. Что ж, думаю, достаточно.
Кибела была не единственной Матроной-шаманкой в мифологии. Вспомнить хотя бы знаменитого Одина-Вотана, отца северо-западной Европы, от которого пошли германцы. Те самые, которые потом активно использовали Скипетр и Державу в качестве регалий власти. Самый настоящий князь-шаман со всеми атрибутами, приведший «Асов» с Востока. В мифах упоминается его восьминогий конь Слейпнир, на котором он путешествовал по мирам, — это и есть бубен шамана.
И для последнего сравнения:
Знаменитая шапка, превратившаяся в корону. Прочтём снова у М. Элиаде:
«У некоторых племен (например, у юрако-самоедов) самой важной частью шаманского наряда считается колпак. По мнению самих шаманов, значительная часть их могущества сокрыта в этих колпаках. Поэтому когда шаманский сеанс демонстрируется по просьбе русских, то шаман обычно выполняет его без колпака. Расспрошенные мною шаманы отвечали, что без колпака они были лишены всей настоящей силы, и поэтому вся церемония была только пародией, целью которой было прежде всего развлечение присутствующих. В западной Сибири его заменяет широкая лента вокруг головы, на которой подвешены ящерицы и другие животные-покровители, а также множество ленточек. На восток от реки Кеть колпак либо напоминает корону, увенчанную железными оленьими рогами, либо выполнен в виде медвежьей головы, с прикрепленными к ней самыми важными кусочками шкуры с настоящей головы медведя. Самым распространенным является тип колпака с рогами северного оленя, хотя у восточных тунгусов некоторые шаманы утверждают, что железные рога, украшающие их колпак, изображают рога обычного оленя. В других районах, как на Севере (например, у самоедов), так и на Юге (например, у алтайцев), шаманский колпак украшен птичьими перьями: лебедя, орла, совы, — например, перьями золотого орла или коричневой совы у алтайцев, перьями совы у сойотов (тувинцев) и карагасов (тофаларов) и т. д.. Некоторые телеутские шаманы делают свой колпак из шкуры (чучела) коричневой совы, оставляя крылья, а иногда и голову для украшения».
Случайных совпадений всё больше.
Верны ли мои догадки? Пока не знаю, найдется ли подтверждающая информация. В мою концепцию данное сравнение ложится просто идеально. Держава-Бубен, Скипетр-Колотушка, Корона-Колпак. Плюс сам трон — четвертый символ власти. А ведь у оракулов-шаманов тоже был трон!
Но посмотрим, как оно пойдет дальше. Что думаете по этому поводу?
Источник