Мастер-класс «Приёмы игры на шумовых музыкальных инструментах. Ложки»
Юлия Трубникова
Мастер-класс «Приёмы игры на шумовых музыкальных инструментах. Ложки»
Сегодня мы с вами изучим приёмы игры на деревянных ложках. Если деревянных ложек у вас не нашлось, можно воспользоваться обычными столовыми ложками, которые издают громкий звенящий звук.
ПРИЁМЫ:
«Лады» — удары четвертями перед собой.
«Ладушки» — удары восьмыми перед собой
«Блины» — удары четвертями правой ложкой по левой и наоборот, с поворотом кисти.
«Блинчики» — удары восьмыми правой ложкой по левой и наоборот, с поворотом кисти.
«Комары» — удары четвертями у правого/левого уха.
«Комарики» — удары восьмыми у правого/левого уха.
Чтобы руки не устали, проведём пальчиковую гимнастику по теме «Космос»
1. «Мы космический отряд».
(Пальцы одной руки сжаты в кулак. Дети разжимают и сжимают пальцы)
Мы космический отряд,
Очень дружных пять ребят.
(Дети разгибают по очереди пальцы сжатые в кулак, начиная с большого.
Говоря про пятый палец, придерживают его другой рукой)
5-ый женщина, а не мужчина —
(Дети соединяют ладони перед собой и поднимают их вверх, вытягивая руки)
В космический корабль сели,
Да и в космос полетели.
2.»Будем в космосе летать».
(Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки)
(Дети вращают кистью, которая сжата в кулак)
Будем в космосе лететь.
(Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого)
(Дети машут кистью руки, как бы прощаясь)
До свидания друзья!
(То же с другой руки. Или можно выполнять двумя руками вместе).
Вновь берём ложки, продолжаем:
«Большая радуга» — удары четвертями над головой слева направо.
«Маленькая радуга» — удары восьмыми над головой слева направо.
«Колокол» — удары четвертями над головой.
«Колокольчик» — удары восьмыми над головой.
А теперь, когда мы изучили основные приёмы звукоизвлечения, вы можете взять в руки свой самодельный музыкальный инструмент, который мы изготовляли на прошлом занятии и, используя самые понравившиеся приёмы, исполнить русскую народную мелодию «Как у наших у ворот»
«Золотая рыбка» Поделка из одноразовой ложки. Мастер-класс В этом году выдался холодный, неуютный май, по крайней мере первая его половина, но душу греют мысли о солнечном, и надеюсь тёплом, лете.
Игра на детских музыкальных инструментах в детском саду Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию музыкальных способностей.
Картотека «Игровые приёмы и игры с ложками» Картотека «Игровые приёмы и игры с ложками» Приёмы игры на двух ложках: 1. «Цок-цок» — для этого кладут одну ложку выпуклой стороной.
Картотека стихов для озвучивания на детских музыкальных инструментах «С добрым утром» Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись.
Мастер-класс для воспитателей. «Использование муз-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный.
Мастер-класс по изготовлению шумовых инструментов из бросового материала «Маракас» » Мастерим маракас сами своими руками»Нам, музыкальным руководителям, как всегда, приходится включать свою фантазию, чтобы изготовить то,.
Мастер-класс по изготовлению шумовых инструментов «Зимний оркестр» Сколько радости доставляют детям встречи с музыкой! Наряду с традиционными музыкальными инструментами мы используем в образовательной.
Мастер-класс ручного труда «Куколка из ложки» В один из дождливых летних дней девочки из нашей группы решили заняться творчеством. Они решили изготовить для совместных театрализованных.
Мастер-класс «Русалочка из пластиковой ложки» 23 августа на МААМ. РУ отмечали день рождения знаменитой скульптуры «Русалочка». Посмотрела на работы коллег и их воспитанников и захотелось.
Мастер-класс по изготовлению шумовых инструментов «Шум дождя» Мастер-класс «Шум дождя». Шумовые инструменты в жизни ребенка занимает особое место. Они развивают ритмический, тембровый слух, развивают.
Источник
Мастер-класс «Музицирование на ложках». Методические рекомендации для педагогов
Ирина Вдовиченко
Мастер-класс «Музицирование на ложках». Методические рекомендации для педагогов
Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ Центр развития ребенка д. /с. №12 Г. Шебекино Белгородской области Вдовиченко Ирина Владимировна.
Приобщать педагогов к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, побуждать желание играть на народных инструментах — ложках.
Обучающие: Обучить педагогов приемам и методам игры на ложках, совершенствовать исполнительское мастерство.
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике.
Развивающие: Продолжать развивать творческий потенциал педагогов, четкую координацию ритмических движений с музыкой.
Воспитательная: Прививать педагогам интерес к коллективному музицированию, стимулировать творческую инициативу. Воспитать интерес к занятиям народному творчеству.
Материалы и оборудование: экран, проектор, ноутбук, деревянные ложки.
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями.
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Скажите, пожалуйста, вы любите музицировать?
Ответы педагогов.
Ведущий: Думаю, что мы вместе весело и интересно проведем время. А для работы, нам сегодня понадобятся…
Три раза в день берется
И опять на место кладется
Ответы педагогов.
Ведущий: Правильно ложка! Да ещё какая! Деревянная, игровая!
Я к вам в гости пришла
И с собою принесла
Ложки расписные
Демонстрирую участникам деревянные расписные ложки.
Музыкальные ложки – это древнее изобретение восточных славян, сделавшее простой бытовой предмет ударным ритмическим инструментом. Потрясающе простая идея взять две ложки для музыкального отстукивания ритма стала традицией, вошедшей в национальную культуру. Яркий внешний вид музыкальных ложек делает их чем-то куда большим, чем просто столовый прибор.
Тех, кто играл на деревянных ложках, называли ложечниками. Мастеровитые ложечники играли сразу пятью ложками, нанося легкие удары по любой части тела. Они даже подносили их к открытому рту, используя его в качестве резонатора. Умелый и находчивый ложечник мог во время игры плясать с девицей или даже двумя. Именно поэтому игра на ложках сейчас признается как настоящее мастерство.
Приемов игры на ложках достаточно много, а при желании можно придумать и свои. Начнем с самого простого – примем необходимую позу и правильно возьмем ложки. Играть будем стоя и сидя. Сейчас попрошу всех встать. Обе ложкидержим в правой руке тыльными сторонами друг от друга: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами.
Показываю правильность держания ложек. Участники повторяют за мной.
Самый простой приём игры двумя ложками называется «Мячики»
Как вы думаете, почему этот приём игры так назван?
Ответы педагогов.
Ведущий: Правильно. На счет один, два, три, четыре ударяем ложками по ладони левой руки, ложки как мячики, отскакивают от ладони.
Демонстрирую приём игры на ложках «Мячики».
Участники повторяют движения.
Ведущий: Следующий прием называется «Солнышко»
Как вы думаете, почему этот приём игры так назван?
Ответы педагогов.
Ведущий: Правильно, движения рук играющего выполняются по кругу.
Положение ложек в руке тоже. Выполняем удары, начиная снизу – вправо вверх – влево – вниз (по кругу) и назад в другом направлении (по кругу).
Демонстрирую приём игры на ложках «Солнышко».
Участники повторяют движения.
Методические указания. Сначала участники в произвольном ритме повторяют показанные движения. Затем я добиваюсь от них единого звучания инструментов во время игры.
Ведущий: Посмотрите следующий приём игры.
Демонстрирую приём игры на ложках «Маятник».
Ведущий: Дайте название этому приёму.
Ответы педагогов.
Ведущий: Эти удары ложек об руку слева вверху и справа вверху напоминают движение маятника. Поэтому приём так и назван «Маятник».
Участники повторяют движения.
Ведущий: Следующий интересный прием, положение ложек в руке тоже. Выполняем удары ложками по руке, начиная на уровне плеча вправо – вверх – влево до уровня плеча и назад.
Демонстрирую приём игры на ложках «Дуга».
Дайте название этому приёму.
Ведущий: Правильно, движения рук играющего выполняются по дуге. Поэтому приём так и назван «Дуга».
Участники повторяют движения.
Ведущий: А теперь попрошу всех присесть. Самый распространённый исполнительский приём сидя «Трещетка». Ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют ритмичные удары. Нужно обратить внимание на удары,которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью: они должны быть ритмичными, чёткими, напоминать треск.
Демонстрирую приём игры на ложках «Трещетка».
Участники повторяют движения.
Ведущий: Следующий прием называется «Линеечка». Ударяем ложками по левому плечу, по левой руке, правому колену, правой пятке.
Демонстрирую приём игры на ложках «Линеечка».
Участники повторяют движения.
Методические указания. Сначала участники в произвольном ритме повторяют показанные движения. Затем я добиваюсь от них единого звучания инструментов во время игры.
Ведущий: Исполнители-виртуозы при игре на двух ложках задействуют для произведения ударов практически любую часть тела, начиная от ступней ног и заканчивая затылком, делая свою игру эффектной и зрелищной для публики. При игре можно использовать не только части своего тела, но и любого соседа из дружественной публики.Например: плечо соседа.
Демонстрирую приём игры на ложках «Плечики».
Ведущий: Дайте название этому приёму.
Ответы педагогов.
Ведущий: Правильно. Эти удары ложек по ладони левой руки и по плечу соседа слева, затем справа называются «Плечики»
Участники повторяют движения.
Ведущий: Можно ударять ложками по ладони левой руки и по колену
соседа справа, затем слева. Такой прием называется «Коленочки»
Демонстрирую приём игры на ложках «Коленочки».
Участники повторяют движения.
Ведущий: Молодцы! Вот мы и разучили основные приёма игры на двух ложках, используя колени. А сейчас мы соберемся, и будем дружно играть на ложках под музыку. Музыканты, такое дружное музицирование, называют «игра ансамблем».
Русская народная мелодия «Светит месяц». Начинаем играть после вступления. Приготовились. Начали.
Участники под моим руководством повторяют движения под р. н. м. «Светит месяц».
Ведущий: Молодцы, чувствуется, что мы уже сыгрались, как говорят музыканты. Но есть ещё, над чем работать. Сегодня вы на собственном опыте увидели, что игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакции, а также тонкой моторики при музицировании. Сама работа (игра) с музыкальным инструментом, осуществляемые движения при исполнительстве физически развивают. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.
Дерзайте! Развивайте детей, используя исконно русские и авторские шумовые инструменты. И,как говорили наши предки: «Живите на красную ложку!»Это значит: пусть ваша душа поёт и пусть с ней в унисон поют родственные души.
Прощаясь,мне бы хотелось узнать: полезен ли был материал мастер — класса для вас, узнали ли вы что-то новое для себя.
Ответы педагогов.
Мастер-класс для участников семейной мастерской «Домашнее музицирование. Игра на хохломских ложках» Методическая разработка мастер-класса по теме «Домашнее музицирование. Хохломские ложки: музыкальные возможности инструмента, мир его звуковых.
Методические рекомендации для педагогов по самообразованию 1. Тема работы 2. Актуальность темы и ее обоснованность: — почему возникла необходимость в разработке и реализации данной темы (исходя из.
Источник