- Как деньги могут удовлетворить потребность в приключениях?
- Деньги, язык и социальные потребности
- Читайте также
- Эффективность человеческого поведения: социальные корни, социальные последствия
- ПОТРЕБНОСТИ В “СИГНАЛАХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ” — НОВЫЕ ЛИ ЭТО ПОТРЕБНОСТИ?
- ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ)
- РЕЗЮМЕ. ПОТРЕБНОСТИ В СИГНАЛАХ ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ — ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
- Глава 2 Я люблю деньги, а деньги любят меня
- Глава тринадцатая Стандартный язык и язык-прим
- Посеешь деньги, пожнешь деньги
- 6.2. Разговорный жестовый язык глухих как пример знаковой системы, замещающей естественный язык
- Социальные потребности
- Упражнение «Деньги, деньги везде»
- Глава восьмая Деньги! Деньги! Деньги!
- 2.2. Социальные «тормоза», или «деньги – это плохо»
- Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей
- Потребности социальные и нравственные
Как деньги могут удовлетворить потребность в приключениях?
При поверхностном подходе может показаться, что потребность в приключениях, так же как и в безопасности, легче удовлетворить в условиях дефицита денег. Один друг, который по уши сидит в долгах, сказал мне: «Бодо, то, что ты делаешь, очень скучно. Это может каждый. Когда в запасе есть несколько миллионов, жизнь теряет всякую остроту и новизну». Затем он добавил, что не знает, как расплатиться за квартиру в следующем месяце, и это обстоятельство заставляет его проявлять творчество и позволяет вести жизнь, полную приключений. Моя жизнь по сравнению с его – сплошная скука.
Состоятельные люди, напротив, придерживаются убеждения, что деньги нужны им для удовлетворения потребности в приключениях. Вот несколько аргументов: при наличии денег можно так спланировать свое время, что появляется возможность заниматься увлекательными делами. Если нам не приходится работать, чтобы зарабатывать себе на жизнь, то можно гораздо скорее обнаружить в жизни привлекательные стороны.
Мы можем общаться с более интересными людьми, потому что мы и сами представляем для них больший интерес. Ведь существуют люди, которые умеют обращаться с деньгами, и те, которые не умеют. С кем из них вы хотели бы вести дела? Вот и остальные считают точно так же.
Можете мне поверить, что для участия в большинстве настоящих приключений деловой и социальной жизни надо еще пройти предварительную квалификацию. Деньги служат неплохим пропуском в этот мир и признанным эталоном.
Все эти аргументы не претендуют на истину. Ведь мы с вами уже решили, что убеждения не бывают правильными или неправильными.
Но все же, если вы хотите построить свое благосостояние, лучше верить, что легче удовлетворить свои основные потребности с помощью денег, чем без них.
А теперь проверьте, как обстоит дело с этим у вас. Если у вас будет значительно больше денег, смогут ли они удовлетворить вашу потребность в приключениях? Почему да или почему нет?
_________
Задайте себе еще один вопрос: что надо сделать для того, чтобы деньги смогли удовлетворить (или удовлетворить еще лучше) мою потребность в приключениях? В каком случае я, имея деньги, смогу сделать свою жизнь более разнообразной? Например, при желании вы могли бы заняться любой профессией или бизнесом, не ставя под угрозу свое существование, так как капитала хватило бы, чтобы жить на проценты.
_________
• Основная потребность № 3. Неповторимость
Говоря о третьей потребности, мы имеем в виду желание быть значимым, важным и неповторимым. Здесь приобретают значение ваша востребованность, статус, собственный стиль и желание жить, руководствуясь собственными ценностями.
Тот, кто уделяет слишком большое внимание удовлетворению этой потребности, рискует быть обвиненным в себялюбии. Гипертрофированная тяга к оригинальности и неповторимости может привести к одиночеству.
Именно здесь и таится опасность, о которой говорят многие женщины. У них создается впечатление, что деньги слишком хорошо удовлетворяют эту потребность. Финансовый успех идет рука об руку с эгоизмом.
За такими мыслями скрывается подсознательное отрицание этой основной потребности. Пытаясь уйти от нее, люди обращаются к противоположной, типично женской потребности – стремлению к любви и привязанности. Аргументация многих женщин, направленная против третьей потребности, весьма сильно напоминает попытку оправдать свой финансовый успех усердным трудом или принизить свои собственные заслуги в этом.
Опасность здесь очевидна, поскольку делается попытка игнорировать одну из основных потребностей. А это значит, что личное счастье отодвигается чуть дальше. Ведь насколько нам нужны любовь и привязанность, настолько же мы нуждаемся в личном успехе и неповторимости. Если этого нет, то жизнь неизбежно теряет значительную долю смысла.
Возможно, вам, как и многим другим женщинам, в детстве внушали, что нельзя выставлять на первое место свое «я» и стремление к личному успеху. Жить для людей и служить людям – вот высокий идеал. Однако в действительности ни та, ни другая крайность счастья не приносят. Здесь тоже нужно найти золотую середину.
Деньги очень хорошо помогают удовлетворить нашу потребность в неповторимости. Ведь успех зачастую измеряется в деньгах. Влияние и власть без денег достигаются с большим трудом. Деньги дают возможность выработать свой личный стиль. Все наши эгоистические и альтруистские представления легче реализуются с помощью денег. С ними мы приобретаем больший авторитет и с нашим мнением больше считаются.
Очень часто можно услышать критические замечания, что, рассуждая подобным образом, мы слишком преувеличиваем значение денег. Но этому есть объяснение. В отличие от красивых слов и благих намерений деньги поддаются измерению. Чтобы защитить себя, мы вынуждены время от времени упрощать вещи и сводить их к измеримым величинам. Таким образом, оценка людей с точки зрения наличия у них денег – это своего рода самозащита.
Задумайтесь над тем, могут ли деньги удовлетворить вашу потребность в неповторимости и значимости. Верите ли вы в то, что у человека должна быть такая потребность и что ее необходимо удовлетворять (в том числе и с помощью денег)? Почему да или почему нет?
_________
Вы действительно выполнили это задание? Тогда можно перейти к плану действий.
Как добиться того, чтобы деньги удовлетворяли вашу потребность в неповторимости и значимости? Что конкретно надо для этого сделать? Как научиться сосредоточиваться на вещах, которые доставляют вам удовольствие и имеют для вас смысл? Какие свои таланты и способности вы хотели бы развить?
В чем заключается ваша неповторимость? Есть ли такие вещи, которых никто не сможет сделать так же хорошо, как вы? Существуют ли такие задачи, которые не могут быть решены, пока вы сами не возьметесь за дело? Ответы на эти вопросы укажут вам путь к собственной неповторимости.
_________
• Основная потребность № 4. Любовь и привязанность
В качестве противоположности третьей потребности выступает потребность в любви и привязанности. Четвертая потребность выражается в желании составлять одно целое с другими, делиться, испытывать привязанность, быть частью какой-то общности. Очень приветствуются такие качества, как коллективизм и командный дух.
Многие женщины полагают, что именно в этом и заключается смысл их жизни. Они жертвуют собой ради других. Однако стоит задуматься, не слишком ли мы обедняем свою жизнь со всеми ее возможностями и шансами, сводя ее лишь к одному, пусть даже очень ценному и важному, но далеко не единственному аспекту. Кроме того, дождаться благодарности за это удается немногим. Уже в скором времени такое самопожертвование начинает восприниматься окружающими как нечто само собой разумеющееся. Вот здесь-то и таится опасность. Жизнь, посвященная любви и самопожертвованию, может лишиться смысла.
Поэтому и здесь надо искать золотую середину. Ведь тот, кто игнорирует четвертую потребность, рискует остаться одиноким. Ему остаются недоступны многие привлекательные грани жизни. Так бывает всегда, когда не удовлетворяется одна из основных потребностей.
Большинству женщин трудно себе представить, что деньги могут удовлетворить потребность в любви. Чаще бывает наоборот. Как уже говорилось, складывается впечатление, что стремление к деньгам скорее может разрушить семью, чем сплотить и укрепить ее. Деньги представляются чем-то бездушным и жестоким.
Во всяком случае так утверждают многие люди, не имеющие денег. Как ни странно, вы не услышите ничего подобного от состоятельных людей. Напротив. Я беседовал с очень многими богатыми людьми, и все они говорили мне, что их семейное счастье только крепнет по мере увеличения состояния.
В таких семьях супруги находят больше времени друг для друга. Им нет необходимости ссориться из-за денег. Они становятся спокойнее и уравновешеннее. Нет необходимости заниматься работой, которая не доставляет удовольствия. Вся семейная жизнь становится радостнее.
Растущее богатство положительно отражается и на чувстве собственного достоинства. Растут уважение к себе и уверенность. Многие люди говорили мне, что, научившись любить себя, они смогли испытать и более глубокое чувство к своему партнеру. Любовь становится более зрелой и полной.
Люди, испытывающие финансовую зависимость, имеют склонность к зависимости и в других сферах жизни. Часто это означает зависимость от своего партнера. Об этом свидетельствуют высказывания типа «Ты мне нужен». Я считаю, что настоящая любовь наступает лишь тогда, когда мы перестаем так сильно нуждаться друг в друге. Особенно это касается финансов.
Разумеется, можно спорить по поводу этих аргументов и сомневаться в них. Но и здесь речь идет всего лишь об убеждениях. Поэтому нельзя говорить, что какие-то аргументы истинны, а какие-то ложны. Селективное восприятие найдет доказательства для любой точки зрения.
Во всяком случае, обеспечивая свое благосостояние, вы должны найти возможность, чтобы деньги удовлетворяли вашу потребность в любви. Возможно, для этого придется поменять кое-какие из своих убеждений.
Источник
Деньги, язык и социальные потребности
Деньги, язык и социальные потребности
Если мы хотим быть хозяевами собственных денег, вместо того чтобы позволять им контролировать нас, необходимо понять, почему деньги играют столь важную роль в нашей жизни, как люди ведут себя по отношению к деньгам и как деньги влияют на отношения между людьми.
В сборнике с характерным названием «Последнее табу» психоаналитики обращают внимание на то, что в современном западном обществе люди гораздо свободнее обсуждают свои сексуальные проблемы, чем деньги. Открытое обсуждение денежных вопросов считается неприличным, поскольку угрожает нашей самооценке:
«Деньги, возможно, самый эмоционально насыщенный объект современной жизни; только пища и секс могут соперничать с ними по своей способности вызывать столь сильные и разнообразные чувства и желания» (Krueger, 1983).
Как отмечает американский психолог Генри Клей Линдгрен в своей книге «Психология денег», то, что люди говорят о деньгах, часто противоречит тому, что они делают (Lindgren, 1991). Психоаналитики часто рассматривают деньги как источник неврозов, при этом игнорируя тот факт, что деньги сами по себе не хороши и не плохи, они — такой же артефакт, как письменность или колесо. Несомненно, неврозы и другие формы психопатологии часто бывают связаны с деньгами, однако столь же несомненно, что деньги могут способствовать конструктивному, здоровому и разумному поведению.
Деньги сами по себе инертны и не способны действовать или руководить чем-либо, считает Г. К. Линдгрен. Они приобретают эту способность только тогда, когда мы сами наделяем их властью. Однако после этого мы подчиняемся им беспрекословно. Мы ведем себя и думаем так, — будто деньги сами обладают какой-то внутренней мистической силой подчинять себе людей. И при этом почти никогда не задумываемся о том, что это мы приписываем им такую способность.
Даже в примитивных обществах значение денег не исчерпывалось чисто экономическими функциями. Однако по мере усложнения социальных систем они приобретали все большее значение, становясь символами социального могущества, самоуважения, свободы, источником возбуждения и т. п.
В этом отношении деньги напоминают другую систему символов, которая имеет множество значений, — язык. Поскольку мы придаем множество различных смыслов знакам, вообще и денежным знакам в частности, каждая из этих символических систем оказывает значительное влияние на наше поведение, эмоции и отношения с окружающими (Lindgren, 1991).
И язык, и деньги служат удовлетворению фундаментальной потребности людей взаимодействовать друг с другом с пользой для обеих сторон. Именно с этой целью мы создаем множество социальных систем: семьи, сообщества, организации, нации, религиозные общины и т. п.
По большей части наше социальное поведение не имеет никакого значения для выживания. Большую часть времени мы тратим на бессмысленное и бесполезное общение с окружающими. Быть с себе подобными важно даже для тараканов. Множество исследований демонстрирует, что в присутствии других мы более возбуждены, более эффективно действуем, более успешно развиваемся и т. п.
Потребность встречаться с другими людьми и испытывать легкое возбуждение является фундаментальной, и коммерческие сделки представляют собой удобный способ ее удовлетворения. В примитивных обществах бартер служит основной формой отдыха и развлечений. Участники обмена получают удовольствие не столько от результата сделки, сколько от самого процесса обмена.
Деньги похожи на язык еще и тем, что являются абстракциями. Деньги (банкноты и монеты) имеют смысл лишь постольку, поскольку являются абстрактными символами стоимости, звуки и буквы языка имеют смысл лишь как символы объектов, идей и понятий, которые они обозначают. Абстракции, которыми являются деньги и языковые символы, образуют «пирамиду». Например, банкноты и монеты могут быть представлены в форме кредитов, займов и т. п.
Кроме того, любая символическая система может иметь как прямое значение, так и переносное. Глагол «покупать» может быть использован не только в экономическом, но и в политическом или криминальном контексте. Причем переносное значение может стать более важным, чем прямое.
Таким образом, в современном обществе деньги служат самым разным целям. Они могут быть сакральными и профанными, использоваться во вред и во благо, они могут быть и простым средством обмена, и символом социального статуса, и магическим талисманом, — в зависимости от значения, которым мы их наделяем. Это свойство денег менять свой смысл в различных ситуациях и для разных людей психоаналитики связывают с их способностью служить экраном для человеческих проекций (Lakoff, 1987).
Значение, которое мы приписываем различным объектам и событиям мира, проецируется на деньги подобно тому, как изображение проецируется на киноэкран. Именно поэтому богатство и бедность, покупка и продажа, сбережения и инвестиции, долги и подарки — это не просто экономические категории, а сложнейшие психологические реальности, в которых спрятано и переплетено множество разнообразных и противоречивых ценностей, мотивов, эмоций и страстей.
Если мы хотим быть хозяевами собственных денег и контролировать их, вместо того чтобы позволять им контролировать нас, нам необходимо понять, почему деньги играют столь важную роль в нашей жизни, как люди ведут себя по отношению к деньгам и как деньги влияют на отношения между людьми, считает Г. К. Линдгрен. Для этого необходимо обратиться к психологии денег, которая изучает установки, убеждения, ценности и эмоциональные потребности, заставляющие нас действовать определенным образом в ситуациях, связанных с деньгами; влияние денег на наше отношение к окружающим и к самим себе; на нашу продуктивность, наши достижения и душевное здоровье; способы использования денег как механизма воздействия на окружающих (Lindgren, 1991).
Психология денег — еще очень молодая дисциплина, в которой отсутствует единая общепринятая теория и нет даже полного согласия в том, что именно является ее предметом. В настоящее время психологи наиболее активно изучают те аспекты экономического поведения, которые имеют наибольшие социальные последствия — как позитивные (например, сбережения, индекс потребительского доверия), так и негативные (долги, азартные игры, психология бедности, денежная психопатология).
Читайте также
Эффективность человеческого поведения: социальные корни, социальные последствия
Эффективность человеческого поведения: социальные корни, социальные последствия Вот он подлинный бихевиоризм. «Теория социального научения» — это первый перевод на русский язык трудов известного ученого Альберта Бандуры, и первая же, основополагающая теория,
ПОТРЕБНОСТИ В “СИГНАЛАХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ” — НОВЫЕ ЛИ ЭТО ПОТРЕБНОСТИ?
ПОТРЕБНОСТИ В “СИГНАЛАХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ” — НОВЫЕ ЛИ ЭТО ПОТРЕБНОСТИ? Первое направление, в котором осуществляется выработка человеком приобретаемых при жизни потребностей есть ни что иное, как выявление им в процессе практического взаимодействия со
ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ)
ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ) Второе направление, в котором осуществляется формирование приобретенных потребностей, представляет собой становление потребностей в навыках
РЕЗЮМЕ. ПОТРЕБНОСТИ В СИГНАЛАХ ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ — ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
РЕЗЮМЕ. ПОТРЕБНОСТИ В СИГНАЛАХ ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ — ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ Подведу итог.Потребности в способах (навыках) деятельности, в деятельности и в деятельном состоянии, в эмоциональном тонусе, приобретаемые или развивающиеся при жизни, являются
Глава 2 Я люблю деньги, а деньги любят меня
Глава 2 Я люблю деньги, а деньги любят меня Презрение к деньгам встречается нередко, особенно среди тех, у кого их нет. Ж. Куртелин Каждый думает, что Бог на его стороне, а богатые и могущественные это знают. Жан Ануй Денежки – что голуби. Где обживутся, там и
Глава тринадцатая Стандартный язык и язык-прим
Глава тринадцатая Стандартный язык и язык-прим В 1933 году в «Науке и психическом здоровье» Альфред Коржибский предложил исключить из английского языка «идентификационный» глагол «является»[18]. (Идентификационное «является» создает предложения типа «X является Y»[19].
Посеешь деньги, пожнешь деньги
Посеешь деньги, пожнешь деньги Есть множество вариантов. Можно отнести какую-то часть в храм, можно помочь ребенку в неблагополучной семье, можно (и это очень мистический путь) оставить деньги на скамейке на автобусной остановке, например. Кому нужно возьмут. Можно
6.2. Разговорный жестовый язык глухих как пример знаковой системы, замещающей естественный язык
6.2. Разговорный жестовый язык глухих как пример знаковой системы, замещающей естественный язык Несомненно, что не все наше мышление вербально. Бесспорно тем не менее следующее. Чтобы интеллект ребенка мог нормально развиваться, ребенок должен вовремя и нормально
Социальные потребности
Социальные потребности В основе социальных потребностей все так же лежат биологические причины. Человек – животное стадное. Поэтому у него хорошо развиты чувства сопереживания и сострадания.Посмеяться от души над веселой комедией можно и в одиночестве. Но в
Упражнение «Деньги, деньги везде»
Упражнение «Деньги, деньги везде» Если деньги сами по себе являются для вас важным символом успеха и вы заинтересованы в том, чтобы заработать их побольше – путем продвижения по службе, удачной акционерной сделкой, продажей недвижимости, – эта техника позволит вам
Глава восьмая Деньги! Деньги! Деньги!
Глава восьмая Деньги! Деньги! Деньги! Ну вот, наконец-то мы дошли до разговора об этом… О ДЕНЬГАХ! Деньги, деньги, деньги. Здорово звучит, правда? Или все же нет? Другими словами: какие чувства вызывает у вас слово “деньги” и все, связанное с этим словом? Только
2.2. Социальные «тормоза», или «деньги – это плохо»
2.2. Социальные «тормоза», или «деньги – это плохо» Многие люди, чаще всего не слишком богатые, утверждают, что много денег – это плохо. Как они это объясняют?– заработать много денег нельзя (то есть у них не получается)– деньги можно получить только неправедным путем,
Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей
Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей Заблуждение, что удовлетворять собственные потребности — признак эгоизма, столь распространено среди христиан именно потому, что всем нам хочется быть любящими и
Потребности социальные и нравственные
Потребности социальные и нравственные Ляг, отдохни и послушай, что я скажу. Я терпел, но сегодня я ухожу. Я сказал: Успокойся и рот закрой. Вот и все. До свидания, черт с тобой. Я на тебе, как на войне, А на войне, как на тебе. Но я устал, окончен бой, Беру портвейн иду
Источник