Демократия способ формирования представительных органов власти

Представительная демократия: понятие и содержание

Общие сведения

Представительная демократия — политическая система, при которой формально власть исходит от народа страны, но функции по управления государством осуществляются представительными органами, избираемыми гражданами.

Представительная (репрезентативная) модель демократии особенно эффективна для государств с большой территорией, в которых постоянное участие большей части населения в политических процессах затруднено (то есть классическая прямая демократия невозможна), а также при принятии сложных политических решений, требующих профессионального опыта и определенного уровня компетентности. Таким образом, данный способ государственного управления одновременно позволяет учитывать интересы большинства и на их основе принимать соответствующие решения и предотвращает вхождение неподготовленных людей в политику.

История представительной демократии

Представительные органы государственного управления впервые появились в Римской Республике. Власть принадлежала народу и его избранным представителям, при этом в стране также был избранный или назначенный глава государства, являвшийся, в большей степени, главнокомандующим армии. Такая модель демократического устройства стала впоследствии основой для многих политических философов и мыслителей, которую они модифицировали и подстраивали под реалии времени.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Представительная демократия получила свое развитие в XIII веке в Англии. В 1258 году при участии графа Симона де Монфора, главы сопротивления баронов королевской власти, «Оксфордскими провизиями» была ограничена власть Генриха III: от баронов избирались королевские советники, трижды в год созывался парламент, баронами назначались высшие административные служащие. Позже, в 1265 году, Монфор созвал новый парламент, в который впервые были приглашены делегаты от городского населения, что стало прообразом современной Палаты общин.

В результате Войны за независимость в США в 1787 году законодательная ветвь власти была реформирована таким образом, что выборы в Сенат осуществлялись законодательными собраниями штатов. В 1913 году данная особенность была устранена, и с этого времени сенаторы избираются прямым голосованием, являются представителями населения своего штата и в полной мере несут ответственность перед своими избирателями. В течение ХХ века представительная демократия укрепилась в США за счет предоставления избирательного права категориям граждан, ранее его не имевшим: женщинам, мужчинам, не имеющим собственности, черным.

В XIX веке представительная демократия стала обычным явлением для стран, переживших индустриальную революцию и более не имевших возможности осуществлять прямую демократию из-за роста численности населения и его заинтересованности в управлении политическими процессами.

Основные признаки

  1. Принятие законов, бюджета, установление налогов представительным органом. В большинстве государств законы и бюджет принимаются парламентом и утверждаются органом исполнительной власти или главой государства, которые также имеют право отправлять законопроект на повторное рассмотрение и доработку.
  2. Формирование органов исполнительной власти представительным органом. В большинстве государств парламент утверждает кандидатуры членов правительства или председателя правительства, предложенные главой государства.
  3. Право законодательной инициативы. В большинстве государств предлагать к рассмотрению законопроекты могут только рабочие группы, состоящие из депутатов, при этом право законодательной инициативы принадлежит также и главе государства. В ряде государств (в том числе и России) законодательная инициатива принадлежит и отдельным депутатам.
  4. Парламентский контроль над правительством. Включает в себя утверждение парламентом программы правительства, обязанность правительства регулярно и внепланово отчитываться перед парламентом и право парламента выносить вотум недоверие правительству. В данный момент в большинстве государств правительство и министры смещаются указом главы государства на основании недоверия со стороны парламента.

Способы формирования органов власти при представительной демократии

В демократи­ческом государстве представительные органы и должностные лица избираются, наличествует политический плюрализм. Смена политических группировок и лидеров осу­ществляется путем свободных выборов.

Противники представительной демократии

Существует мнение, что институт представительской демократии изжил себя. В доказательство можно изложить данные факты:

  1. Технически собрать референдум любого уровня с любым количеством участников и по любому вопросу — уже сейчас вполне реализуемая задача. Значит избираемые народные представители всех уровней больше не нужны.
  2. Механизм самих выборов устарел. Компьютерные технологии, ставшие обиходом нашей жизни, знают о нас все. Анализ больших массивов информации позволяет точно понять интересы большинства и сформировать, например, идеальный парламент, фракции в котором будут почти точно отображать общественные настроения.
  3. Выборы в их нынешнем виде прямо противоречат общественному интересу. Управленческие задачи, которые должны решать депутаты, избранные путем всенародного голосования, слишком быстро усложняются.

Недостатки представительной демократии

Несмотря на очевидные преимущества представительной демократии, противники данного вида государственного управления находят причины для критики. Среди них:

  1. Формирование органов власти посредством выборов. Избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, заведомо представляющие интересы лишь части избирателей.
  2. Разделение общества на «избирателей» и «избираемых». Реально в управлении государством участвует только вторая категория людей, тогда как первые лишь делегируют им это право. Следовательно, под сомнение ставится сам факт народовластия.
  3. Образование «электоральной элиты». Для победы на выборах избираемые должны иметь качества, отличающие их от основной массы избирателей. В итоге усиливается социальная стратификация, и граждане имеют все меньше реальной власти.

Примеры представительной демократии в современном мире

В современном мире среди государств, использующих представительную модель демократии, самым известным является США. В соответствии с их конституцией верхняя палата Конгресса — Сенат. Он избирается в ходе прямых выборов (по два представителя от каждого штата) и принимает решения, в первую очередь, по назначению высших государственных служащих. Таким образом, граждане США имеют возможность выражать свое мнение относительно новых назначений через взаимодействие со свои представителями, по сути, обязанными своим местом избирателям.

В Великобритании же, наоборот, представительная форма демократии находит проявление в выборах в нижнюю палату парламента — Палату общин, которая отвечает за все процессы, связанные с законодательством в стране. Иными словами, народ делегирует представителям право принятия решений. К тому же, принимая во внимание количество избирательных округов (constituencies) — их в Великобритании на текущий момент 650, — избиратели имеют возможность лучше узнать своих кандидатов, ознакомиться с программами партий и сделать осознанный выбор.

Источник

Демократическое государство

Демокра́тия (др.-греческого δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») – управление государством, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. В современном понимании демократия рассматривается не как власть народа, а как участие граждан и их объединений в осуществлении власти.

Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина возможно в условиях демокра­тического режима, когда в государстве уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы. Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Рос­сийской Федерации является ее многонациональный на­род. Народ, с юридической точки зрения — принадлеж­ность данной группы населения, ассоциированной в рам­ках единого государства, совокупности людей к соответ­ствующему государству. В зависимости от формы волеизъявления народа разли­чаются демократии: представительная и непосредственная.

Представительная демократия — осуществление наро­дом власти через выборных представите­лей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Непосредственная демократия — это форма непосред­ственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением вла­сти народа, — указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), — являются референдум и свободные выборы». Референдум Российской Федерации (всероссийский ре­ферендум) — всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни государства. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Помимо всерос­сийских референдумов могут проводиться региональные и местные референдумы.

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством, лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Принцип разделения властей — выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Впервые в Российской Федерации принцип разделения властей был провозглашен в Декларации «О государствен­ном суверенитете РСФСР», в которой разделение законо­дательной, исполнительной и судебной властей объявля­лось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства. В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конститу­цию РФ в качестве одной из незыблемых основ конститу­ционного строя России (ст. 2). Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации). Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции). РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Источник

Представительная демократия (народовластие) – это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления

Органы представительной демократии:

1) высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума ФС РФ, парламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.);

2) единоличные органы (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т. д.).

Основополагающим положением является норма ст. 3 Конституции РФ: единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации.

Для обсуждения проблем экологически значимых проектов первостепенное значение имеет Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдумах граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. * В нем предусматриваются референдумы Российской Федерации, субъекта Федерации, местные референдумы, разъясняются понятия агитации по вопросам референдума, комиссии референдума, наблюдателя, права на участие в референдуме, излагаются принципы проведения референдумов.

* СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.

В Законе дается закрытый (полный, не подлежащий расширению) перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на обсуждение; среди них – вопросы о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. Это объясняется тем, что экстренные меры должны приниматься органами исполнительной власти немедленно, без длительных обсуждений, поскольку они несут ответственность за обеспечение экологической безопасности населения. Других вопросов, близких к экологии, изъятых из обсуждений на референдумах, Законом не предусматривается.

Инициатива проведения референдумов может принадлежать гражданам, группе граждан, общественным объединениям, устав которых зарегистрирован не позднее чем за шесть месяцев и предусматривает участие в проведении выборов. В инициативной группе по проведению референдума субъекта Федерации должно быть не менее 20 человек, местного референдума – не менее 10 человек. Назначают референдум орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. Принятие органом власти или органом местного самоуправления решения по существу вопроса не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по этому вопросу.

Для обсуждения на референдумах проблем экологически значимых проектов немаловажное значение имеют предусмотренные этим Закономограничения: на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. На референдум субъекта Российской Федерации не могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а на местный референдум – вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.

Читайте также:  Социальная деятельность как способ бытия

Актуальными для референдумов по экологически значимым проектам являются также следующие положения ст. 13 Закона от 19 сентября 1997 г.: вопросы, выносимые на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации. Не допускается установление ограничений для вопросов, выносимых на референдум, за исключением указанных в настоящей статье.

Законодательством Российской Федерации и ее субъектов о местном самоуправлении к его ведению относится социально-экономическое развитие муниципального образования водоснабжение соответствующего населения, транспорт использование рабочей силы. Эти вопросы местного значения имеют непосредственное отношение применительно к размещению, проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию и эксплуатации экологически значимых объектов. На референдум могут быть вынесены не один, а несколько вопросов, затрагивающих интересы населения: это будет способствовать упрочению и расширению правовой базы проведения референдума, выявлению более широкой картины общественного мнения, принятию более обоснованного решения.

Согласно ст. 12 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» от 20 октября 1995 г., органы местного самоуправления обеспечивают принятие решений о размещении и сооружении на подведомственных им территориях радиационных источников, имеющих местное значение; участие в проведении экологической экспертизы проектов объектов использования атомной энергии, намечаемых к сооружению ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения на подведомственных им территориях; предоставление земельных участков для размещения на подведомственных им территориях ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рефере́ндум (лат. referendum) — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.

Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).

Конституция не ограничивает применение референдума определённым кругом вопросов. Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их конституциями и уставами. В главе о конституционных поправках и пересмотре Конституции предусмотрена возможность референдума для принятия новой Конституции (статья 135, часть 3).

В Конституции Российской Федерации говорится, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3 п. 3 Конституции РФ). Данное положение включено в число основ конституционного строя Российской Федерации.
Референдум — это способ принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни путем всенародного голосования.
Право каждого гражданина Российской Федерации участвовать в референдуме закреплено в ст. 32 Конституции РФ как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства.
Референдум проводится на всей территории России на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума голосует лично и обладает одним голосом. Контроль над волеизъявлением гражданина не допускается; в ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день референдума 18 лет. Не имеет права участия гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:
» изменения статуса субъектов Российской Федерации;
» досрочного прекращения или продления полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов этих органов либо отсрочки таких выборов;
» принятия или изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;
» введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
» принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
» амнистии и помилования.
Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, а также конституционные гарантии их реализации.
Федеральный закон устанавливает, что проведение референдума исключается в случае введения на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум не проводится в течение года после дня обнародования результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

2. Конституционно-правовой статус политических партий

ких партиях ФРГ, который, например, требует, чтобы название партии отличалось от уже имеющихся названий других политических партий. Вместе с общей компетенцией партийных органов в этом законе устанавливается обязанность земельных партийных организаций проводить не реже одного раза в два года партийный съезд, заслушивать на нем отчеты партийных органов, принимать по ним решения, избирать руководство политических партий в лице председателя этой партии, его заместителей, членов советов. Закон также содержит требования, относящиеся к уставам и программам партий. В нем указывается, что каждая партия должна иметь свой письменный устав и письменную программу. Устав партии должен содержать название эмблемы организации, указывать на сферу ее деятельности, права и обязанности членов партии, меры партийного взыскания и поощрения, место расположения партийного руководства, состав и полномочия руководящих партийных органов, порядок принятия и отмены партийных решений. В законе имеется требование к уставу, чтобы этот или иной партийный документ предусматривал порядок разрешения внутрипартийных споров и преодоления разногласий.

Основные положения конституции и законодательства, посвященные деятельности партий, развиваются и конкретизируются также в избирательных законах. Эти законы содержат нормы, которые регулируют участие партий в выборах. Избирательное законодательство прежде всего устанавливает основания для участия политических партий в выборах. Как правило, для этого партия должна быть зарегистрирована в соответствующем министерстве (МВД или в Министерстве юстиции), а кроме того, ранее участвовать в проведении выборов. Закон о политических партиях, например, устанавливает, что если партия по каким-либо причинам в течение шести лет не выдвигала своих кандидатов на выборах в Бундестаг или Ландтаг, то она теряет правовой статус партии.

В некоторых государствах существует система совмещения избирательных расходов политических партий. Она распространяется не на все партии, участвующие в выборах, а только на те, которые выполнили определенные условия: выставили своих кандидатов в необходимом количестве избирательных округов (Италия, Норвегия), либо собирают определенный минимум голосов в масштабе всей страны (Швеция — не менее 2%, ФРГ — 0,5%). Партии могут получать от государства средства и в зависимости от количества собранных на выборах голосов. Например, за каждый голос в ФРГ, отданный партии, она получает 3,5 марки. Помимо этого в некоторых странах партии могут получать от государства дополнительные средства на покрытие расходов, связанных с обеспечением работы молодежных ор-^низаций, на партийную печать и др.

118 Глава VI. Конституционное положение негосударственных организации 3

Избирательное законодательство может определять порядок использования в период предвыборной борьбы таких средств массовой информации как радио и телевидение. !

Таковы важнейшие направления регламентации статуса политических партий.

В Российской Федерации конституционной основой правового статуса политических партий являются несколько статей Конституции РФ.

Прежде всего следует выделить ч.2 ст. 13 Конституции, в которой закрепляется не только возможность деятельности различных партий (многопартийность), но и их равноправие.

В соответствии со ст. 30 Конституции РФ, которая закрепляет право на объединение, политические партии могут создаваться свободно без предварительного разрешения. Членство в партии — добровольно и никто не может быть принужден к вступлению в партию і или лишен возможности выйти из ее состава. •

Правда, свобода вступления в партию ограничена законом для ;

судей и военнослужащих. 1

Конституция РФ (ч. 5 ст. 13) не допускает создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв без- ;

опасности государства, создание вооруженных формирований, раз- і жигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Кроме того законодательство запрещает создание и деятельность структур политических партий в органах государства (за исключением органов представительной власти), на предприятиях, в воору- :

женных силах, правоохранительных органах.

Запрет или приостановление деятельности политических партий на срок до шести месяцев возможен и отнесен к компетенции суда общей юрисдикции.

Более детальное правовое регулирование деятельности политических партий в России предусматривается урегулировать федеральным

Конституция РФ в ст. 2 провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства». Этот принцип является центральным в системе основ конституционного строя.

Основные характеристики данного принципа:

1) права и свободы человека — высшая ценность, исходный момент, вокруг которого строится вся остальная регламентация общественных отношений, в том числе государство. В случае несоответствия прав человека и других ценностей, признаваемых и защищаемых государством, приоритет отдается правам человека;

2) содержание данного принципа раскрывается черезсистему прав и свобод человека игражданина, отраженную в гл. 2 Конституции и законодательстве Российской Федерации. При этом, согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, установленный в ней перечень прав и свобод не является исчерпывающим и не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;

3) права и свободы человека принадлежат человеку и носят естественный, неотъемлемый и неотчуждаемый характер. Они не устанавливаются государством, их существование признается им, государствогарантирует, соблюдает и защищает права и свободы человека. Это положение также означает, что ни государство, ни народ на общенациональном референдуме не может отобрать у человека какое-либо из его естественных прав;

4) все люди равноправныи имеют одинаковый объем естественных прав и свобод;

5) установление пределов прав человека производится законодателем путем регулирования и ограничения этих прав. Регулирование, в отличие от ограничения, предполагает не только установление границ прав и свобод, но и гарантий их осуществления. Основной предел установлен в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Ограничение прав и свобод человека, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, может производиться только путем издания федерального закона (то есть субъекты Российской Федерации не могут вторгаться в регламентацию правового статуса человека и гражданина) и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Характерными чертами правового государства являются:

— Определённый уровень развития как государства, так и права. Доправовое государство отличается приоритетом государства перед правом: государство первично, право вторично. В рамках правового государства приоритетным является право, законы. Государство, власть подчиняются закону. Государство связывает себя законами, которые принимает. В итоге осуществляется формула: не закон власти, а власть закона. Право определяет структуру и функции государства, всю его многостороннюю деятельность по управлению делами общества, регулированию отношений между людьми. В самом праве заключается нормативное выражение и закрепление принципов и идей справедливости, свободы, равенства. Именно так понимается право в правовом государстве. Приоритет права чаще всего представляют как верховенство закона. Но закон должен соответствовать праву, быть правовым. Иначе верховенство закона обернётся диктатом, диктатурой закона. В условиях правовой государственности ни у кого не должно быть привилегий, которые позволили бы занимать позицию, неподвластную закону и праву, стоять над законом.

— Верховенство закона предполагает развитую правовую культуру и правовое сознание. Особенно важно подчеркнуть культуру законоуважения, а не законопослушания. Последнее характерно для любого типа государства;

— Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Здесь имеется в виду именно разделение властей, а не власти, так как власть здесь одна – государственная. Все ветви власти должны основываться на идее единства государственной власти. В разделении властей просматривается субординация: верховенство законодательной власти и подзаконность исполнительной и судебной властей. Законодательная власть определяет в конечном счёте деятельность всех исполнительных и судебных органов государства. Все постановления и решения исполнительной власти (правительства) не должны противоречить существующему законодательству или выходить за его пределы. Задача судебной власти – добиваться строгого и неукоснительного соблюдения норм права всеми участниками общественных отношений, охранять законность и порядок, пресекать все действия, направленные на подрыв правовых законодательных устоев государственной и общественной жизни. Суд – это закон и право, он независим от каких-либо субъективных действий и влияний каких-либо лиц, групп, организаций. Суд подчиняется закону, но не законодательной власти. Организационно независимость судей закрепляется в законодательстве, поэтому суд и судьи являются действенным противовесом, «противоядием» против диктата власти, против её тоталитаристских тенденций.

— Каждой из трёх ветвей власти присущи свои функции, властные полномочия. Осуществляя их, они взаимодополняют и взаимоограничивают друг друга. В результате получается не столько разделение, сколько равновесие, устойчивое соглашение между ними. Это повышает эффективность работы государственного механизма в целом, его устойчивость и сбалансированность, не даёт сосредоточить в одних руках всю власть.

— Важный признак правового государства – взаимная ответственность власти и народа. Граждане обязаны соблюдать законы, а в случае правонарушения должны нести ответственность по закону.

— Ответственность власти перед личностью, гражданами в правовом государстве состоит в том, что власть обязана обеспечить равную возможность для всех пользоваться защитой закона, создавать оптимальные условия для осуществления их законных прав и интересов. При этом правовое государство не только провозглашает свободы и правовую защищённость граждан, но и гарантирует эти права (проведение сильной социальной политики).

— Признание и реализация общечеловеческих, универсальных идей, ценностей, свобод и правовых регламентаций (право на жизнь, собственность, счастье, свобода совести, свобода слова, отказ от любых форм дискриминации).

— Высокий уровень правосознания граждан. Этот уровень включает знание гражданами своих прав и обязанностей, умение их реализовать и осознание гражданами своей ответственности перед законом.

Становление правового государства – достаточно длительный исторический процесс, зависящий от социально-экономического развития и организации общества, от традиций и общего культурного и политического уровня, от потребностей и готовности граждан утвердить и принять такое государственное устройство.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ — права и свободы, которые обеспечивают полноценное участие каждого гражданина в политической жизни страны. К числу основных П.п. и с. в Конституции РФ отнесены: право на объединение (ст. 30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32); право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); право на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32); право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32); право на обращения (ст. 33), свобода печати и информации (ч. 4, 5 ст. 29). От иных конституционных прав П.п. и с. отличаются тем, что они: связаны преимущественно с обладанием гражданством РФ; предназначены для активного и полнокровного участия граждан в управлении делами общества и государства; могут быть реализованы как индивидуально (право на индивидуальное обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, право избираться в органы государственной власти), так и коллективно, через объединения с другими гражданами; не относятся к числу абсолютных прав. Гарантированность П.п. и с, их реализуемость напрямую зависят от уровня демократизации государства, политического режима в стране, политических традиций, политической культуры, качества политической системы (наличия или отсутствия авторитетных политических партий, развитых институтов гражданского общества и др.).

Читайте также:  Все способы отмывания денег

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Они касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды. Их объем и степень реализованности во многом зависят от состояния экономики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения, менее развиты.

Конституция Российской Федерации 1993 г., по сравнению с основными законами советского типа, исходит из принципиально иной идеологии при закреплении социально-экономических прав и свобод.

В прежнем подходе ярко проявлялась ориентация на главенствующую роль государства в предоставлении экономических и социальных благ человеку, которого оно как бы окружало со всех сторон опекой. Личность была лишь пользователем этих благ, пассивным их созидателем по указаниям государства.

Длительное время правам человека второго поколения отводилась второстепенная роль. Международно-правовая регламентация и защита социально-экономических прав начались в 1948 г., когда самые важные из них были закреплены во Всеобщей декларации прав человека. Среди источников правового регулирования социально-экономических прав и свобод базовую роль играют международно-правовые нормы. Универсальные нормы содержатся в общих принципах Устава ООН (ст. 1, 13, 55, 56, 62 и 68), в программных положениях Всеобщей декларации прав человека (ст. 22-27), в нормах Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в конвенциональных стандартах Международной организации труда (МОТ). Другую группу источников регулирования социально-экономических прав составляют нормы, которые содержатся в региональных соглашениях (таких, как Европейская социальная Хартия и др.). Третья значительная группа связана с гарантиями соблюдения и защиты социально-экономических прав, закрепленными в национальных законодательствах государств.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относится свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, свобода труда, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.

Многие из этих прав и свобод закреплялись и в прежних Конституциях.

Особенность действующей Конституции заключается не только в расширении перечня рассматриваемых свобод, но в иной трактовке их содержания.

Инициируя экономическую и социальную активность каждого человека как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.[1]

В Конституции зафиксированы следующие основные обязанности.

Обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15). Эта обязанность возлагается не только на граждан, но и на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации. Исполнение этой обязанности заключается как в соблюдении требования не нарушать законы, так и в том, чтобы своей деятельностью, образом жизни стараться содействовать претворению в жизнь принципов, основ норм жизни, заложенных в Конституции и других законах.

Обязанность платить налоги и сборы (ст. 57). Это сравнительно новая для нас обязанность, поскольку при советской власти налоговая система не использовалась, а применялась система индивидуальных, а затем нормативных (постоянно изменяемых госорганами) платежей в бюджет. В конечном счете государство брало платежей столько, сколько считало нужным. Налоги существуют в любом государстве, вопрос только в их размере. Они используются для содержания госаппарата, армии, на нужды образования, культуры, медицины, на обеспечение социальной защищенности пенсионеров, детей, студентов и т.п. И поэтому индивида, уклоняющегося от уплаты налогов, можно рассматривать как человека, желающего поживиться за чужой, счет. Вполне обоснованно к нему, согласно действующему законодательству, применяются санкции.

Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Установление указанной обязанности — это результат недавнего осознания того, что деградация природы в связи с хозяйственной деятельностью человека может сделать жизнь на Земле невозможной. Эта обязанность направлена на то, чтобы прекратить дальнейшее разрушение природы. В последнее время принят ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Исполнение данной конституционной обязанности состоит в соблюдении установленных законодательством правил, активном противодействии их нарушению со стороны других лиц.

Обязанность получения детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43). Получение основного общего образования (девятилетнего) и государственная аттестация по его завершении признаются необходимыми потому, что человек, не имеющий основного образования, выпадает из современной жизни, его возможности обеспечить себя и свою семью резко снижаются. Как правило, он не может выполнять никакую работу, кроме самой простой. Это вызывает напряженность в обществе, рост преступности. Поэтому государство возлагает на родителей обязанность обеспечить получение их детьми основного общего образования. Обязательность основного общего образования относится лишь к детям, не достигшим 15 лет. Получение общего образования взрослым человеком — дело добровольное.

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44).

Культурное наследие народов России богато. Это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-культурные территории и объекты, которые важны для сохранения и развития самобытности всех народов России.

Обязанность защищать Отечество (ст. 59). Более детально эта обязанность регулируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и другими законами. За ее неисполнение предусматривается уголовная ответственность.

Под гарантиями понимаются созданные государством условия, используемые им средства (экономического, политического, юридического характера), направленные на обеспечение человеку и гражданину реальной возможности в осуществлении его прав и свобод.

Предметом изучения конституционного права являются юридические гарантии, то есть гарантии, закрепленные в правовых нормах.

Наиболее общей гарантией прав и свобод выступает сформулированное в Конституции положение о государственной защите прав и свобод, которая не исключает право граждан самостоятельнозащищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Центральное место в системе юридических гарантий занимает право на судебную защиту. Конституция РФ (ч. 1 ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Объектом обжалования в суд могут быть: решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Конституция предоставляет каждому право обращаться за защитой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Условиями, необходимыми для реализации данного права служат: наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и исчерпание всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты. К числу международных органов по защите прав человека относятся Комитет по правам человека ООН, Европейская комиссия по правам человека, Европейский Суд и многие другие.

В Конституции РФ содержатся так называемые гарантии осуществления правосудия, направленные на исключение произвола в судебном разбирательстве. К ним, в частности, относятся гарантии подсудности (ст. 47), презумпция невиновности (ст. 49), недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50), право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48) и другие.

К числу институтов, гарантирующих права и свободы, относится получивший широкое распространение институт парламентского Уполномоченного по правам человека (омбудсман). Институт омбудсмана впервые появился в 1809 г. в Швеции и в настоящее время действует более чем в 40 странах.

Конституция РФ 1993 года впервые предусмотрела введение в России должности Уполномоченного по правам человека. Его правовое положение определяется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» *.

Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Органы государства — это один из каналов, через который народ согласно Конституции РФ (ст. 3) осуществляет свою власть.
Являясь гражданами или коллективами граждан, организованными государством для осуществления его деятельности, органы государства характеризуются следующими основными чертами.
1. Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.
Государственно-властные полномочия присущи всем органам государства, которые потому и названы Конституцией РФ органами государственной власти. Другое дело, что эти полномочия у различных государственных органов могут иметь различные формы проявления в зависимости от тех конкретных задач и функций, которые они выполняют.
Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, под которой следует понимать совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения.
Компетенция органов государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами ее субъектов, законами Российской Федерации и ее субъектов, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов ее субъектов, положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.
Надо сказать, что властными полномочиями в Российской Федерации располагают не только органы государства, но и органы местного самоуправления. Однако властные полномочия последних не носят государственного характера и не осуществляются от имени Российской Федерации.
2. Каждый государственный орган образуется в установленном государством порядке. Так, порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (ст. 81 Конституции). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы тоже устанавливаются федеральными законами (ст. 96 Конституции).
3. Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции. Так, согласно Конституции РФ (ст. 127) Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
4. Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке. Например, согласно Конституции РФ (ст. 114) порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом. Федеральным конституционным законом в соответствии с Конституцией РФ (ст. 128) устанавливается и порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов.
5. Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации. В Конституции РФ (ст. 5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти.
Вышеизложенное дает основание сделать вывод о том, что государственный орган является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке.
Все государственные органы образуются в установленном государством порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Органы государства — это один из каналов, через который народ согласно Конституции РФ (ст. 3) осуществляет свою власть.
Являясь гражданами или коллективами граждан, организованными государством для осуществления его деятельности, органы государства характеризуются следующими основными чертами.
1. Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.
Государственно-властные полномочия присущи всем органам государства, которые потому и названы Конституцией РФ органами государственной власти. Другое дело, что эти полномочия у различных государственных органов могут иметь различные формы проявления в зависимости от тех конкретных задач и функций, которые они выполняют.
Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, под которой следует понимать совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения.
Компетенция органов государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами ее субъектов, законами Российской Федерации и ее субъектов, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов ее субъектов, положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.
Надо сказать, что властными полномочиями в Российской Федерации располагают не только органы государства, но и органы местного самоуправления. Однако властные полномочия последних не носят государственного характера и не осуществляются от имени Российской Федерации.
2. Каждый государственный орган образуется в установленном государством порядке. Так, порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (ст. 81 Конституции). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы тоже устанавливаются федеральными законами (ст. 96 Конституции).
3. Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции. Так, согласно Конституции РФ (ст. 127) Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
4. Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке. Например, согласно Конституции РФ (ст. 114) порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом. Федеральным конституционным законом в соответствии с Конституцией РФ (ст. 128) устанавливается и порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов.
5. Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации. В Конституции РФ (ст. 5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти.
Вышеизложенное дает основание сделать вывод о том, что государственный орган является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке.
Все государственные органы образуются в установленном государством порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти Российской Федерации. Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Органы государства — это один из каналов, через который народ согласно Конституции РФ (ст. 3) осуществляет свою власть.
Являясь гражданами или коллективами граждан, организованными государством для осуществления его деятельности, органы государства характеризуются следующими основными чертами.
1. Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.
Государственно-властные полномочия присущи всем органам государства, которые потому и названы Конституцией РФ органами государственной власти. Другое дело, что эти полномочия у различных государственных органов могут иметь различные формы проявления в зависимости от тех конкретных задач и функций, которые они выполняют.
Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, под которой следует понимать совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения.
Компетенция органов государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами ее субъектов, законами Российской Федерации и ее субъектов, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов ее субъектов, положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.
Надо сказать, что властными полномочиями в Российской Федерации располагают не только органы государства, но и органы местного самоуправления. Однако властные полномочия последних не носят государственного характера и не осуществляются от имени Российской Федерации.
2. Каждый государственный орган образуется в установленном государством порядке. Так, порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (ст. 81 Конституции). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы тоже устанавливаются федеральными законами (ст. 96 Конституции).
3. Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции. Так, согласно Конституции РФ (ст. 127) Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
4. Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке. Например, согласно Конституции РФ (ст. 114) порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом. Федеральным конституционным законом в соответствии с Конституцией РФ (ст. 128) устанавливается и порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов.
5. Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации. В Конституции РФ (ст. 5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти.
Вышеизложенное дает основание сделать вывод о том, что государственный орган является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке.
Все государственные органы образуются в установленном государством порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

Читайте также:  Способы контроля самостоятельных работ

Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Органы государства — это один из каналов, через который народ согласно Конституции РФ (ст. 3) осуществляет свою власть.
Являясь гражданами или коллективами граждан, организованными государством для осуществления его деятельности, органы государства характеризуются следующими основными чертами.
1. Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.
Государственно-властные полномочия присущи всем органам государства, которые потому и названы Конституцией РФ органами государственной власти. Другое дело, что эти полномочия у различных государственных органов могут иметь различные формы проявления в зависимости от тех конкретных задач и функций, которые они выполняют.
Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, под которой следует понимать совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения.
Компетенция органов государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами ее субъектов, законами Российской Федерации и ее субъектов, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов ее субъектов, положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.
Надо сказать, что властными полномочиями в Российской Федерации располагают не только органы государства, но и органы местного самоуправления. Однако властные полномочия последних не носят государственного характера и не осуществляются от имени Российской Федерации.
2. Каждый государственный орган образуется в установленном государством порядке. Так, порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (ст. 81 Конституции). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы тоже устанавливаются федеральными законами (ст. 96 Конституции).
3. Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции. Так, согласно Конституции РФ (ст. 127) Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
4. Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке. Например, согласно Конституции РФ (ст. 114) порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом. Федеральным конституционным законом в соответствии с Конституцией РФ (ст. 128) устанавливается и порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов.
5. Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации. В Конституции РФ (ст. 5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве государственной власти.
Вышеизложенное дает основание сделать вывод о том, что государственный орган является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке.
Все государственные органы образуются в установленном государством порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

Полномочия местного самоуправления — это закрепленные федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления за населением соответствующих территорий, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, связанные с реализацией задач и функций местного самоуправления на соответствующей территории.
Полномочия местного самоуправления реализуются как непосредственно населением городских и сельских поселений, других территорий путем прямого волеизъявления, так и через выборные и иные органы местного самоуправления, которые осуществляют подавляющее большинство этих полномочий. Вот почему в правовых актах полномочия местного самоуправления обычно определяются путем закрепления полномочий органов местного самоуправления.
Можно выделить несколько групп полномочий органов местного самоуправления, относящихся к различным областям деятельности — экономической, социально-культурной и др.
В области бюджета и финансов органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы; образуют внебюджетные фонды, определяют их статус и целевое назначение; учреждают фонды кредитования целевых программ и мероприятий для решения территориальных задач, в том числе фонды социальной защиты, дотационные фонды .

В области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории местного самоуправления органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, определяют в соответствии с законодательством условия приобретения, создания, преобразования объектов муниципальной собственности; утверждают перечень объектов муниципальной собственности, приобретение, создание и преобразование которых требуют согласия органа местного самоуправления; устанавливают в соответствии с законодательством порядок назначения на должность и освобождения от нее руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций; определяют условия и порядок разгосударствления и приватизации муниципальных предприятий и муниципального имущества; устанавливают в соответствии с законодательством льготы и преимущества, в том числе в сфере налогов для стимулирования предпринимательской деятельности; создают в соответствии с законодательством условия размещения на подведомственной органам местного самоуправления территории предприятий, не находящихся в муниципальной собственности.
В области земельных отношений и охраны окружающей природной среды органы местного самоуправления определяют в соответствии с земельным законодательством порядок предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на подведомственной этим органам территории; устанавливают в соответствии с законодательством правила пользования природными ресурсами, выносят решения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на подведомственной соответствующему органу местного самоуправления территории; запрещают на основании заключения санитарно-эпидемиологической службы и органов по экологии и природопользованию проведение на подведомственной территории мероприятий, которые могут вызвать неблагоприятные экологические изменения, изменения демографической ситуации или другие негативные последствия.
В области строительства, жилищного хозяйства, коммунального, бытового и торгового обслуживания населения, транспорта и связи органы местного самоуправления утверждают планы и правила застройки населенных пунктов на подведомственной им территории, устанавливают в соответствии с действующим законодательством порядок передачи и продажи жилья в собственность граждан и организаций, сдачи жилья в аренду, выдают разрешения на строительство на подведомственной территории всех объектов производственного назначения, приостанавливают строительство, осуществляемое с нарушением утвержденных проектов планов и правил застройки; привлекают на договорной основе предприятия и организации к участию в развитии мощностей строительной индустрии и промышленности строительных материалов для производства работ на соответствующей территории.

Понятие местного самоуправления относительно недавно вошло в современную отечественную политическую терминологию. Впервые слова «местное самоуправление» в качестве официального юридического термина появились в 1990 году в союзном Законе «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».

Современное легальное определение местного самоуправления дается в ст.2 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления…» (далее по тексту – Закон). Под местным самоуправлением в Российской Федерации понимается признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерациисамостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Еще одно определение, можно почерпнуть из текста Хартии о местном самоуправлении п.1 ст.3, которой, закрепляет, что под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Весьма важно с точки зрения преемственности законодательства, что приведенное определение местного самоуправления созвучно определению, данному в предшествовавшем указанному Федеральному закону Законе Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской федерации», в ст.1 которого было установлено: «Местное (территориальное) самоуправление в Российской Федерации — система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, конституций и законов республик в составе Российской Федерации». Однако наряду со схожестью имеется и важное отличие формулировок предшествующего и настоящего законов. В новом определении отсутствует термин «система». Исходя из приведенного определения ранее действовавшего закона во всей России устанавливалась единообразная организация местного самоуправления. Из определения современного Закона следует возможность многообразия форм осуществления местного самоуправления.

Таким образом, данное в Законе определение вобрало в себя в концентрированном виде нормы Конституции Российской Федерации и Европейской хартии о местном самоуправлении, свидетельствует о преемственности настоящего Закона с предшествующим законодательством Российской Федерации.

Для принятия постановлений и заключений установлены свои правила. Приниматься такие итоговые решения должны в закрытых совещаниях (пленарных или в составе палат), на которых вправе присутствовать только принимавшие участие в разбирательстве данного дела судьи. На совещания могут быть допущены лишь работники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. Каждому судье при обсуждении того решения, которое должно быть принято, предоставляется возможность выступать неограниченное количество раз и без лимитирования продолжительности выступлений.

Голосование проводится открыто путем поименного опроса судей, который производится в алфавитном порядке фамилий судей, начиная с судьи, определяемого при каждом опросе по жребию. Во всех случаях председательствующий голосует последним. Для принятия решения требуется большинство голосов участвовавших в голосовании судей. Судья не вправе воздерживаться при голосовании. Если он не согласен с принятым решением, то может воспользоваться данным ему правом письменно изложить свое особое мнение, и оно должно быть опубликовано вместе с принятым решением. В случае, когда судья в целом поддерживает решение, но не соглашается, скажем, с какими-то доводами в мотивировочной части, ему тоже предоставлено право изложить письменно свое несогласие, и это несогласие должно быть опубликовано вместе с текстом решения. Решение (постановление или заключение) подписывается всеми участвовавшими в голосовании судьями, в том числе и теми, которые не согласились с ним. Совещание протоколируется. Протокол подписывается тоже всеми судьями, участвовавшими в совещании. Оглашению он не подлежит.

Закон о Конституционном Суде установил жесткие требования к форме и содержанию решений, излагаемых в виде отдельных документов. В таком документе обязательно должны быть отражены сведения не только, например, о месте и дате принятия решения, лице или органе, проявившем инициативу и поставившем соответствующий вопрос, нормативном акте, конституционность которого подвергнута сомнению, аргументах, выдвинутых в качестве обоснования такого сомнения, но и доводы в пользу принятого решения, а при необходимости — и доводы, опровергающие утверждения сторон, а также ссылки на конкретные акты, которыми руководствовался суд. Другими словами,итоговое решение должно быть тщательно мотивированным и убедительным, с тем, чтобы в ходе его применения не возникло никаких неясностей, которые могли бы повлечь какие-то ошибки при исполнении. Виды решений Конституционного Суда РФ:

1. итоговые решения;

Итоговые — те, в которых Суд формулирует свои выводы по результатам (по итогам) разбирательства конкретного дела. В них Суд подводит итог такого разбирательства и определяет юридические последствия.

Иные решения — те, в которых обычно констатируются какие-то обстоятельства и определяются последствия, имеющие отношение не к содержанию рассматриваемого дела, а, как правило, к организации работы Суда в целом или проведению его заседаний, к обоснованию отказа в принятии конкретных обращений в Суд или к истолкованию принятых постановлений.

Формы решений Конституционного суда:

1. постановление Конституционного Суда РФ (итоговое решение);

2. заключение Конституционного Суда РФ (итоговое решение);

3. определение Конституционного Суда РФ (иное решение).

Постановление Конституционного Суда РФ — итоговое решение по результатам разбирательства дел о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, названных в ст. 125 Конституции РФ, о разграничении компетенции упомянутых там же органов государственной власти, а также дел, возникших в связи с необходимостью толкования конституционных положений.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации.

Источник

Оцените статью
Разные способы