- Обществознание. 11 класс. Государство. Политический режим.
- Обществознание. 11 класс.
- Государство. Политический режим.
- Демократический режим.
- Авторитарный режим.
- Тоталитарный режим.
- Демократический режим способ урегулирования социальных конфликтов
- Конфликты демократического общества
- Политические режимы в обществе
- Конфликты демократического общества
- Готовые работы на аналогичную тему
- Теория Ф. Хайека о конфликтах демократии
- Политические конфликты в России
Обществознание. 11 класс. Государство. Политический режим.
Обществознание. 11 класс.
Государство. Политический режим.
Политический режим (от лат. regimen — управление) — способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране. Системы. (КАК осуществляется власть).
Признаки политического режима:
- способ осуществления государственной власти;
- реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
- система методов осуществления политической власти (разрешительные — запретительные, убеждение — принуждение, экономические — внеэкономические);
- характер отношения населения к политическому участию: активное, индифферентное, пассивное;
- состояние прав и свобод в обществе;
- способы урегулирования социальных и политических конфликтов;
- наличие политических партий в обществе, их внутреннее устройство и принципы взаимоотношений с государством;
- существование оппозиции, ее статус, взаимоотношения с государственной властью;
- политический и юридический статус и роль армии в обществе;
- политический и юридический статус средств массовой информации,
- наличие или отсутствие цензуры, степень гласности в обществе.
Формы политического режима:
- демократический,
- недемократический:
— авторитарный,
— тоталитарный.
Демократический режим.
Демократический режим ( от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы.
Признаки демократического режима.
- Суверенитет народа, признание его источником высшей государственной власти.
- Проведение свободных альтернативных выборов.
- Разделение властей — власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга.
- Отсутствие монополии на власть любой политической структуры, наличие легальной оппозиции. Решения принимаются большинством, но при условии уважения меньшинства и его права критиковать курс действующего правительства.
- Верховенство закона.
- Политический и идеологический плюрализм, наличие реально существующей многопартийной системы.
- Равноправие — все имеют равные гражданские и политические права и свободы, а также гарантии их защиты.
- Согласие — политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.
Авторитарный режим.
Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей.
Признаки авторитарного режима.
- Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).
- Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам.
- Опора на силу. Авторитарный режим обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
- Монополизация власти и политики, отсутствие политической оппозиции. Возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.
- Отказ от тотального контроля над обществом, прежде всего, экономики, духовной жизни, однако определённый контроль ведётся.
- В качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии.
- Конституция и демократические права могут существовать на бумаге, но при этом будут нарушаться в реальности. Например, выборы проводятся под контролем правительства и носят недемократический характер.
- Экономика при авторитаризме может быть и плановой, и рыночной, и смешанной. Обширный госсектор способен уживаться с рыночной экономикой.
Тоталитарный режим.
Тоталитаризм – политический режим, который характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти.
Признаки тоталитарного режима.
- Сосредоточение власти в руках одного человека или небольшой группы лиц.
- Отчуждение народа от власти, полный контроль власти над обществом, включая личную жизнь человека.
- Наличие в государстве одной правящей партии, которая является ядром государственной власти.
- Отсутствие оппозиции.
- Господство одной идеологии и нетерпимость к идеологическому плюрализму.
- «Культ личности» в обществе, его государственное обеспечение.
- Функционирование административно-командной системы в государстве.
- Бесправие граждан, жесткая регламентация их деятельности.
- Система физического и психологического террора.
Отличие тоталитарного режима от авторитарного.
При тоталитаризме режиме власть стремится к полному, тотальному контролю за всеми сферами жизни общества. Тоталитарный режим контролирует политику, экономику, социальную сферу, культуру и идеологию, вторгается в частную жизнь граждан.
Авторитарный режим — мягче. В первую очередь авторитарные правители контролируют политическую сферу, стремятся не допустить к власти других людей. При этом экономика, культура, частная жизнь могут контролироваться слабо.
Источник
Демократический режим способ урегулирования социальных конфликтов
Политические конфликты по-разному проявляются в демократических и недемократических системах. Демократические системы по своему характеру предрасположены к конфликтности и в силу этого имеют соответствующие политико-правовые институты, призванные содействовать разрешению конфликта и поиску согласия, или консенсуса. Присущие для этой системы конфликты носят институциональный характер, т.е. политическая борьба при демократических режимах происходит в основном в рамках существующих политических институтов. Например, американская политическая система и институциональный механизм разрешения конфликтов отлажены таким образом, что облегчают поиск необходимых компромиссов между правительством и конгрессом. Разрешению конфликтов способствует и четкое разделение властей, и распределение полномочий между ними. Это в сочетании с приверженностью главных политических сил общим «правилам демократической игры» обеспечивает сохранение общественно-политической в данных системах. Такие подходы к налаживанию отношений внутри политической системы предохраняют как от авторитаризма и монополизации власти, одной из ее ветвей, так и от анархии.
Авторитарные, тоталитарные политические режимы ставят своей целью ликвидировать конфликты во имя всеобщей гармонии, единомыслия и всеединства, но такие системы оказываются неизлечимо конфликтными, причем в болезненных и разрушительных формах. Противоречия, которые накапливаются годами, не разрешаются, а загоняются внутрь. Так было, например, в СССР. В конце концов они прорываются в насильственных, внеинституциональных формах: вместо многочисленных частных конфликтов возникает один конфликт — революция, стихийный бунт или военный переворот, которые очень дорого обходятся обществу; (Относительно России Пушкин писал: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»; примером может служить война в Чечне и др.).
В демократических системах политические конфликты обычно не носят такого острого характера, как в недемократических. В частности, это относится к конфликтам между государством и обществом; между публичной властью и самоуправлением; между различными субъектами государственной власти; между политическими партиями; между национальными меньшинствами и коренной нацией; между тенденцией возрастания роли языка межнационального общения и потребностью развития родного языка.
Так, возникшее противоречие между публичной властью и самоуправлением в демократических странах в первую очередь устраняется тем, что здесь исключительная роль отводится общественному самоуправлению как механизму прямого, непосредственного участия народа в управлении обществом. В недемократических странах, наоборот, государство поглощает все общество, происходит гипертрофированное огосударствление всех сфер жизнедеятельности общества.
Или возьмем, к примеру, конфликт между различными субъектами государственной власти, в частности между центральными и региональными органами, исполнительной и законодательной ветвями власти. В отличие от демократических стран Запада некоторые регионы России, борясь за суверенитет, перестали считаться с федеральными законами. Можно вспомнить и тот факт, что «война законов» явилась одной из причин распада Советского Союза.
Как видим, уровень демократичности политической системы, политического режима в большой мере влияет на степень конфликтности в обществе, на содержание конфликтов и их разрешение.
Источник
Конфликты демократического общества
Вы будете перенаправлены на Автор24
Политические режимы в обществе
Суть конфликтов внутриполитического типа в значительной мере определена характером политических систем. Своеобразие же политическим системам придают политические режимы, то есть общности конкретных методик осуществления политической власти определенной общественной группой. Таких «общностей» политическими науками выделяется традиционно три:
В связи с тем, что авторитарный режим является неким компромиссом между двумя иными, рассматривать стоит лишь крайние, «чистые» формы режимов политики.
Демократия — своеобразный антипод тоталитарного режима. В идеале она охарактеризована контролем гражданского общества над политической властью. Ее основополагающие принципы включают институциональное выражение и юридическое признание верховной народной власти, периодическую выборность властных органов, равные права граждан при участии в управлении обществом, безусловное соблюдение всех свобод и прав личности и т. п.
Конфликты демократического общества
Демократические системы нельзя назвать абсолютно не конфликтными, но характер подобных конфликтов значительным образом будет отличаться от конфликтов, происходящих при тоталитарном режиме.
Прежде всего, конфликты демократического общества явные, открытые, признаваемые государством и обществом как норма, вытекающая из конкурентного характера взаимных отношений в большей части сфер общественной жизни.
В демократических обществах политические конфликты локализуются собственно в сфере политики. Они не должны распространяться на частную жизнь граждан, не могут подчинять себе экономическое развитие, не в силах определять правила функционирования духовной сферы.
В связи с тем, что у всех групп социума существует множество способов выражения собственных интересов (путем объединения в различные организации с целью давления на власть и т. п.), конфликтные ситуации при демократии характеризуются меньшим уровнем напряженности.
Готовые работы на аналогичную тему
При демократии меньше опасность «взрывов» негодования социума и разрешения конфликтов насильственным путем.
Так как демократия построена на плюрализме убеждений, мнений, идеологий и может исследовать конфликтные ситуации посредством свободной рациональной дискуссии, она в состоянии находить гораздо больше приемлемых способов для решения политических конфликтов.
Статусно-ролевые политические конфликты в демократическом государстве менее значимы, чем конфликты ценностей и интересов.
Так как политическая власть при демократическом режиме не концентрируется в одном органе либо в одних руках, а рассредоточена, распределена меж различными центрами влияния, да к тому же любая из групп социума сможет свободно отстаивать собственные интересы, то открытых конфликтов политического типа в таких государствах, естественно, может фиксироваться больше, чем в тоталитарном обществе. Кроме того, они гораздо многообразнее. Но это признано выражением не слабости демократии, а ее силы, понимаемой в форме баланса интересов конкурирующих групп социума.
Сильной стороной демократии является отработка четких процедур, правил локализации и регулирования конфликтов политического характера.
Все сказанное не означает, что демократия представляет собой безупречный инструмент урегулирования политических конфликтов. У нее существуют собственные проблемы. Критики современной плюралистической демократии, к примеру, небезосновательно отмечают формальный характер процедур демократии, который предполагает только юридическое равенство индивидов и группировок, на деле же в условиях господства рыночных отношений неизбежно должно сохранить неравенство в социуме. Привлекательно, конечно, представить демократию как баланс интересов конкурирующих групп социума. Но какая конкуренция может существовать между группами, скажем, крупного капитала и пенсионеров? Результативный «баланс» их отношений сразу известен.
В подобного рода аргументах, безусловно, существует свой резон. Они обращают внимание на настоящие изъяны демократического способа организации политической жизни. Но рецепты их преодоления, которые выписываются тоталитарной идеологией, на практике приводят к гораздо худшим последствиям.
Теория Ф. Хайека о конфликтах демократии
Известный экономист австрийского происхождения Фридрих Хайек в ставшей классикой работе «Дорога к рабству» предлагал для лучшего понимания разделение двух обсуждаемых форм управления обществом по аналогии с дорожными правилами.
Исходя из нее, разница меж ними почти такая же, как меж дорожными правилами и знаками, и конкретными распоряжениями, по какой дороге и куда ехать. В демократическом обществе власть только учреждает формальные «правила движения», то есть заранее сообщает, какие действия она будет предпринимать в ситуациях определенного типа. «Дорогу» каждый избирает сам, и власть не дает гарантии, что «водитель» обязательно сможет добраться туда, куда ему нужно и в необходимый срок. Он может не рассчитать скорость, попасть в аварию и т.п. Так, может быть, государству нужно взять в собственные руки управление движением — изначально подсчитать численность водителей, их грузы, установить конкретные маршруты? Увы, как практика свидетельствует, что совсем даже не лучше. График, который распланирован, будет все равно сбиваться из-за различных обстоятельств (погода, технические неполадки), необходимость его соблюдения потребует все более жесткого контроля, кому-то придется давать «зеленую улицу», порождая привилегии и др. И самое неприятное — только государство будет решать, куда и как нам можно ехать. Без его дозволения и с места тронуться невозможно.
Такая перспектива толкает современное человечество склониться к выбору «формальных правил» демократии, которые носят действительно чисто инструментальный характер, не гарантируют безусловное торжество справедливости в социальной среде.
Политические конфликты в России
В плане различения конфликтов демократических и тоталитарных режимов политические конфликты России находятся в «промежуточном» положении. Наше общество настоящего периода обладает всеми чертами общества «переходного» типа — от тоталитаризма к демократии, о чем свидетельствует:
- ослабление гражданского общества и характерная «безопорность» институтов демократии;
- остаточное воздействие тоталитарных традиций безусловного подчинения политическим «верхам»;
- уступка «верхам» всех инициатив и ответственности в политической сфере;
- ценностный раскол в общественной среде и т. п.
Отсюда следует и резко конфронтационный настрой наших политических конфликтов на сегодняшний день, их неустойчивость, и хаотичность, не отработанность процедур разрешения и урегулирования. Преодоление таких особенностей «посттоталитарной» конфликтности является актуальной задачей как нашей политической элиты, так и общественной среды в целом.
Источник