- Почему лодка ПВХ дельфинирует и как это устранить?
- Что такое дельфинирование?
- Как избавиться от дельфинирования?
- Вопрос — ответ
- Дельфинирует лодка! Кто поможет? (Просматривает: 1)
- den30484
- тофалар
- den30484
- Alex22rus
- den30484
- Alex22rus
- Хуторянин
- тофалар
- den30484
- Дельфинирование
- #1 v.N.sidorov
- #2 Danev
- #3 v.N.sidorov
- #4 Danev
- #5 v.N.sidorov
- #6 will
- #7 gepard629
- #8 will
- #9 Albert Nazarov
- #10 gepard629
- #11 Danev
- #12 gepard629
- #13 Danev
- Прикрепленные файлы
- #14 gepard629
- #15 Danev
- #16 gepard629
- #17 Danev
- #18 will
- #19 will
- #20 will
- #21 Albert Nazarov
- #22 v.N.sidorov
- #23 Danev
- #24 v.N.sidorov
- #25 Danev
- Ответить
- Количество пользователей, читающих эту тему: 0
Почему лодка ПВХ дельфинирует и как это устранить?
Каждый рыбак и просто любитель порассекать по водным просторам хочет чувствовать себя уверенно при движении на лодке или катере. Но вот беда — судно колеблется вверх и вниз, нарушая всё спокойствие. Какое уж тут глиссирование! У такого явления есть отдельное название — дельфинирование. Слово красивое, а вот значение не очень. Плавсредство начинает просто прыгать по воде. Почему лодка дельфинирует и как это устранить — рассказываем в статье.
Что такое дельфинирование?
Дельфинирование также называется продольной неустойчивостью. Такое нарушение устойчивости движения связано с возникновением угловых колебаний корпуса плавсредства в вертикальной плоскости, когда угол атаки днища и его смоченная поверхность постоянно меняются. Научные термины, конечно, хорошо, но проще посмотреть это на видео:
У этого явления серьёзные минусы:
- Не получается достичь максимальной скорости (V) движения плавсредства. Иногда невозможно даже включить двигатель на всю мощность, падает эффективность его работы, а сопротивление воды очень велико.
- Сильно ухудшается маневрирование. Плавсредство легко буксует на поворотах и тяжко входит в виражи. И вообще управлять дельфинирующим катером ох как не просто.
- Если дельфинирование — частый спутник ваших водных походов, то судно быстро износится, так как двигатель постоянно испытывает повышенную нагрузку.
В чём же кроется корень проблемы? В том, что положение центра тяжести плавсредства не соответствует точке приложения подъемного гидродинамического действия по продольной части дна.
Длина участка днища, который контактирует с водой, изменяется в ходе движения и зависит от той самой буквы V (скорость), в ходе набора этой самой V и может нарушаться важное соответствие. Так на дно лодки оказывается давление большой силы, что вкупе с гидродинамическими воздействиями приводит к тому, что корпус плавсредства резко опускается на воду всем своим днищем.
Если объяснение кажется вам слишком замудрённым, расслабьтесь и посмотрите видео:
Не думайте, что дельфинирование свойственно только большим плавсредствам, катерам. На самом деле оно наблюдается и у коротких прогулочных лодок, у которых стоят очень мощные моторы.
Как избавиться от дельфинирования?
Если ваша прогулка на катере стала омрачаться дельфинированием, попробуйте:
- Переместить центр тяжести вперёд, изменив расположение пассажирских мест, тяжёлого снаряжения.
- Отогнуть днище вниз у транца. Учитывайте, что в таком случае увеличится смоченная часть, сопротивление трению, а также снизится V.
- Утяжелить катер для регулировки балансировки, если на вашем плавсредстве слишком мощный для лёгкого судна мотор.
Полезно помнить и о влиянии следующих факторов:
- При маленьких скоростях короткие и широкие корпуса становятся менее устойчивыми, также как и корпуса, у которых дно поднято вверх у транца или сильно сужается в корме.
- Дельфинирование может быть следствием сильного развала надводного носового борта и слишком активного встречного ветра, который отрывает нос судна от воды.
Если хотите избавиться от дельфинирования, дерзайте! У вас всё получится! Немаловажное значение в этом деле имеет и качественное плавсредство с подходящим мотором. Подходящий вариант вы найдёте в нашем магазине.
Рыбачьте с удовольствием!
Вопрос — ответ
Вопрос: Почему лодка ПВХ при плавании дельфинирует и как это устранить?
Имя: Ильдар
Ответ: Дельфинирование связано с угловыми колебаниями корпуса судна в вертикальной плоскости. Избавиться от такого эффекта можно, изменив расположение пассажирских мест, снаряжения, чтобы переместить центр тяжести. Ещё можно утяжелить катер, если мотор слишком мощный для этой лодки.
Вопрос: Лодка ПВХ дельфинирует: что с этим нужно делать?
Имя: Владимир
Ответ: От этого нужно избавляться, потому что из-за дельфинирования страдает скорость и маневрирование лодки. Есть несколько способов бороться с этим, например, можно отогнуть днище вниз у транца. Но это приводит к снижению скорости.
Вопрос: Что такое эффект дельфинирования на моторной лодке?
Имя: Рамиль
Ответ: Это продольная неустойчивость, когда лодка колеблется вниз и вверх. Если лодка часто дельфинирует, то быстро изнашивается, так как увеличивается нагрузка на движок.
Вопрос: Почему на полном ходу обычная лодка неприятно дельфинирует?
Имя: Иван
Ответ: Центр тяжести лодки не соответствует точке приложения подъемного гидродинамического воздействия по продольной части днища. Некоторые факторы, влияющие на дельфинирование — мощный встречный ветер и сильный развал надводного носового борта.
Источник
Дельфинирует лодка! Кто поможет? (Просматривает: 1)
den30484
тофалар
den30484
Alex22rus
дно натягивай, чет не то
———- Сообщение добавлено в 22:42 ———- Предыдущее сообщение размещено в 22:42 ———-
зафотай дно и сюда кинь
den30484
Alex22rus
Да странно как то, обычно наоборот если вдвоем зад загрузить то прыгать начинает, а если один вперед ушел, все, нос прижало и прет. Фотке давай ))
———- Сообщение добавлено в 22:48 ———- Предыдущее сообщение размещено в 22:47 ———-
Мотор то точно максимально к транцу прижимал?
Хуторянин
Заблокирован
тофалар
den30484
Да странно как то, обычно наоборот если вдвоем зад загрузить то прыгать начинает, а если один вперед ушел, все, нос прижало и прет. Фотке давай ))
———- Сообщение добавлено в 22:48 ———- Предыдущее сообщение размещено в 22:47 ———-
Мотор то точно максимально к транцу прижимал?
Да! Всё перепробовал уже!
———- Сообщение добавлено в 21:51 ———- Предыдущее сообщение размещено в 21:50 ———-
Источник
Дельфинирование
#1 v.N.sidorov
Мой ветер не стих..
- Из: samara
- Судно: motolodka
- Название: Adroit Boat
#2 Danev
- Из: С.-Петербург
- Судно: Полуглиссер
- Название: Мальстрём
#3 v.N.sidorov
Мой ветер не стих..
- Из: samara
- Судно: motolodka
- Название: Adroit Boat
#4 Danev
- Из: С.-Петербург
- Судно: Полуглиссер
- Название: Мальстрём
#5 v.N.sidorov
Мой ветер не стих..
- Из: samara
- Судно: motolodka
- Название: Adroit Boat
Это о причинах дельфинирования? Там разные причины, главная — избыточная нагрузка на днище. Лечится обычно смещением ЦТ, хотя возможны опять же разные варианты, вплоть до неизлечимости. Но это тема отдельная.
#6 will
- Из: К-н-А
- Судно: \
- Название: /
#7 gepard629
Рулевой 1-го класса
- Из: Х
На самом деле лечится полной переделкой всего проекта. Т.е. обводы менять надо. Слепили корпус, пустили на воду — получили потерю устойчивости. Что делать? Обычно повляется некто и советует: или трацевые плиты как-то отрегулировать, или центровку поменять. Последнее означает: надо что-то тяжелое открутить (например двигатель) и прикрутить его на новое место. Центровка и изменится. Легко сказать, это переделка всего судна, с неизвестным результатом.
Я это дело прокачивал особо и очень долго на моделях, это единственный способ, и то, если знаешь что к чему.
А вот ни в популярных журналах, ни в науке никаких удовлетворительных рецептов решения этой проблемы не найдешь. Она даже никак не сформулирована.
#8 will
- Из: К-н-А
- Судно: \
- Название: /
#9 Albert Nazarov
- Из: TH
- Судно: powercat, Finn
- Название: NongDia
На моделях это конечно трудно воспроизводимо, если только они не достаточно масштабные.
Согласен — на моделях для буксировки не соблюдается подобие по моментам инерции масс.
Вообще опасные с точки зрения режимы оценить можно — смортим тут, обращаем внимание на углы дифферента tcr:
http://www.boatdesig. p?do=file&id=40
#10 gepard629
Рулевой 1-го класса
- Из: Х
Какие еще резонансные частоты? Отчего они зависят? Ну дельфинирует — дальше что? Что там откручивать и куда перемещать?
Понятие резонанаса само по себе подразумевает малое затухание переходного процесса. Обеспечение оптимума затухания — в этом все дело, тут не пахнет никакими резонансами для обводов с устойчивыми характеристиками. Вот только мало кто знает, как достичь этого оптимального затухания.
#11 Danev
- Из: С.-Петербург
- Судно: Полуглиссер
- Название: Мальстрём
#12 gepard629
Рулевой 1-го класса
- Из: Х
Дельфинирование — более сложный процесс, чем просто отзыв корпуса на возмущение. Это автоколебания, нелинейный процесс, сильно зависящий от «истории» движения. Знаю лодку, которая прекращала раскачиваться с перемещением ЦТ в корму — потому что выходили из воды «подсасывающие» округлости носа.
#13 Danev
- Из: С.-Петербург
- Судно: Полуглиссер
- Название: Мальстрём
Михаил, в неучитываемой системе сил ты не учёл еще распределение давлений по днищу Всё-таки понятия теории автоматического управления здесь лучше теории гармонических колебаний.
Вот хорошая статейка из старенького Professional Boatbuilder, без формул, но с соображениями.
Прикрепленные файлы
Codega.doc68,5К 2527 Количество загрузок:
#14 gepard629
Рулевой 1-го класса
- Из: Х
Михаил, в неучитываемой системе сил ты не учёл еще распределение давлений по днищу Всё-таки понятия теории автоматического управления здесь лучше теории гармонических колебаний.
Вот хорошая статейка из старенького Professional Boatbuilder, без формул, но с соображениями.
#15 Danev
- Из: С.-Петербург
- Судно: Полуглиссер
- Название: Мальстрём
#16 gepard629
Рулевой 1-го класса
- Из: Х
Разумеется, ничего личного. Я всего лишь о том, что понятие резонанса для описания дельфинирования не подходит. Резонанс — «явление резкого возрастания амплитуды _вынужденных_ колебаний при. «
#17 Danev
- Из: С.-Петербург
- Судно: Полуглиссер
- Название: Мальстрём
#18 will
- Из: К-н-А
- Судно: \
- Название: /
#19 will
- Из: К-н-А
- Судно: \
- Название: /
#20 will
- Из: К-н-А
- Судно: \
- Название: /
#21 Albert Nazarov
- Из: TH
- Судно: powercat, Finn
- Название: NongDia
А чё они спрашивают какой-то «User Name», «Password»? Как на КПП в действующей армии! Где демократия?
#22 v.N.sidorov
Мой ветер не стих..
- Из: samara
- Судно: motolodka
- Название: Adroit Boat
А вот ни в популярных журналах, ни в науке никаких удовлетворительных рецептов решения этой проблемы не найдешь. Она даже никак не сформулирована.
#23 Danev
- Из: С.-Петербург
- Судно: Полуглиссер
- Название: Мальстрём
Тут проблема не в степени исследованности явления неустойчивости движения. Есть труды ЦАГИ, с формулами, границами применимости, выводами, соотношениями. Но всё это плохо работает на практике. На нашем малом судне подсадка еще одного пассажира либо подвеска следующего в модельном ряду мотора портит всю расчётную малину. Остается только выяснять причину проблемы и стараться ослабить ее последствия. Вот в статейке Кодеги хорошо показаны именно причины, а способы борьбы с последствиями судовладелец найдет свои.
Олег, комплимент оценил
Я понимаю, за что бьётся Михаил Gepard629, он проектант, и стремится всемерно линеаризировать задачу. В некоторых границах это возможно. Многое в теории поектирования судов выглядит совершенно нефизично, зато работает на практике. Идём этим путём?
#24 v.N.sidorov
Мой ветер не стих..
- Из: samara
- Судно: motolodka
- Название: Adroit Boat
#25 Danev
- Из: С.-Петербург
- Судно: Полуглиссер
- Название: Мальстрём
Ответить
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей
Источник