- Урок и презентация по биологии 9 класс «Деление клетки. Митоз»
- Конспект урока по биологии в 9 классе «Деление клетки»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Методическая работа в онлайн-образовании
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Урок и презентация по биологии 9 класс «Деление клетки. Митоз»
Выбранный для просмотра документ деление клетки моя.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Деление клетки. Митоз. Биология 9 класс Презентацию подготовила учитель биологии, химии и географии I КК МОБУ ООШ № 19 п. Заводской Пыжук Светлана Борисовна
1. Какие органоиды обозначены цифрами? 2. Какой органоид вырабатывает энергию, используемую клетками? 3. Какой органоид обеспечивает сборку белка в клетках? 4. Какой органоид контролирует жизнедеятельность клетки? Выполните задания
5. Чем отличается клетка, показанная на рисунке, от клеток грибов, растений и животных? 1) наличием клеточной стенки 2) отсутствием рибосом 3) наличием цитоплазмы 4) отсутствием оформленного ядра Ответы: 1. 1 – ЭПС, 2 – комплекс Гольджи, 3 – рибосомы, 4 – ядро, 5 – митохондрии; 2. 5; 3. 3; 4. 4; 5. 4
Размножение – одно из важнейших свойств живых организмов – воспроизведение себе подобных В основе размножения любого вида лежит деление клеток
Деление клетки. Митоз. Митоз – деление неполовых (соматических) клеток
Заполните таблицу Фаза митоза Процессы Рисунок Профаза Метафаза Анафаза Телофаза
Биологическое значение митоза эмбрион человека в возрасте шести недель Митоз обеспечивает такие важные процессы жизнедеятельности как: — эмбриональное развитие — рост — восстановление органов и тканей В случае нарушения нормального хода митоза, а также при неравномерном распределении хромосом, происходит гибель клетки или возникают мутации.
Проверим свои знания Сколько хромосом будет содержаться в клетках печени у сына, если у его папы в этих клетках содержится 46 хромосом? а) 0 б) 23 в) 46 г) 92 2. Что такое клеточный, или жизненный цикл клетки: а) жизнь клетки в период ее деления б) жизнь клетки от деления до следующего деления или до смерти в) жизнь клетки в период интерфазы. 3. Митоз – это основной способ деления: а) половых клеток б) соматических клеток в) оба ответа верны. 4. Единицей размножения организмов является: а) ядро б) клетка в) цитоплазма г) ткань. 5. Сущность митоза состоит в образовании двух дочерних клеток: а) одинаковым набором хромосом, равным материнской клетке б) увеличенным вдвое набором хромосом в) различающимся между собой набором хромосом г) уменьшенным вдвое набором хромосом
Проверим свои знания Сколько хромосом будет содержаться в клетках печени у сына, если у его папы в этих клетках содержится 46 хромосом? а) 0 б) 23 в) 46 г) 92 2. Что такое клеточный, или жизненный цикл клетки: а) жизнь клетки в период ее деления б) жизнь клетки от деления до следующего деления или до смерти в) жизнь клетки в период интерфазы. 3. Митоз – это основной способ деления: а) половых клеток б) соматических клеток в) оба ответа верны. 4. Единицей размножения организмов является: а) ядро б) клетка в) цитоплазма г) ткань. 5. Сущность митоза состоит в образовании двух дочерних клеток: а) одинаковым набором хромосом, равным материнской клетке б) увеличенным вдвое набором хромосом в) различающимся между собой набором хромосом г) уменьшенным вдвое набором хромосом
«Что я за птица?» 3-5 баллов — воробей — собирает знания по крупицам 6-7 баллов — соловей — поведай свои знания другим 8-9 баллов — орел — открывает тайны бытия Критерий 3 балла 2 балла 1 балл Активность на уроке высокая средняя низкая Материал урока усвоил хорошо частично слабо Тему объяснить могу могу сам могу, но с подсказкой затрудняюсь
Использованные ресурсы: http://image.shutterstock.com/z/stock-photo-science- background-with-dna-theme-and-copyspace- for-your-text-95964397.jpg — фон для презентации https://www.youtube.com/watch?v=assn62QA0W4 – Митоз (9 класс) – подготовка к ОГЭ и ЕГЭ https://bio-oge.sdamgia.ru «Решу ОГЭ. Биология» www.banktestov.ru – онлайн тесты
Выбранный для просмотра документ деление клетки.docx
Биология 9 класс
Тема урока: «Деление клетки. Митоз»
Тип урок а : комплексное применение знаний и способов деятельности.
Цели :
— сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития и размножения клетки и организма в целом;
— рассмотреть механизм митоза;
— охарактеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла;
— выявить биологическое значение митоза.
— развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы теоретического мышления), умение находить достоверную информацию в учебнике, анализировать, определять понятия, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, умение представлять информацию в виде схемы при изучении темы;
— осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.
Обеспечение урока: учебник, компьютер, интерактивная доска, тестовые задания.
1.Организационный момент (1 мин.).
2. Актуализация знаний. Слайд 1 с темой урока не открывать, открыть слайд 2.
Для выяснения степени усвоения учащимися пройденного учебного материала и определения пробелов в знаниях проводит тест с последующей проверкой (вопросы выводятся на экран – слайд 3 ):
Какие органоиды обозначены цифрами?
Ответ: 1- ЭПС, 2 – комплекс Гольджи, 3 – рибосомы, 4 – ядро, 5 – митохондрии.
2. Какой органоид вырабатывает энергию, используемую клетками? (5)
3 . Какой органоид обеспечивает сборку белка в клетках? (3)
4. Какой органоид контролирует жизнедеятельность клетки? (4)
5. Чем отличается клетка, показанная на рисунке, от клеток грибов, растений и
животных? (слайд 4)
1) наличием клеточной стенки 2) отсутствием рибосом
3) наличием цитоплазмы 4) отсутствием оформленного ядра
3. Актуализация субъектного опыта учащихся (слайд 5)
Постановка цели урока, определение проблемы и темы урока. Беседа с учащимися.
В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма. Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей.
Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы:
1. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения?
Все эти изменения возможны благодаря способности организмов к росту и развитию. Эти два свойства живой материи неразрывно связаны друг с другом, и в их основе лежит способность клетки к делению и специализации.
2. Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений? (размножение – воспроизведение себе подобных) (слайд 6)
— Какие типы размножения вы знаете? (половое и бесполое)
— Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока?
Деление клетки. Митоз (слайд 7)
Деление соматических, т.е. неполовых, клеток называется митозом.
— Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «деление клетки»?
Жизнь клетки, как и жизнь любого организма, можно разделить на периоды: (слайд 7)
– Жизненный цикл клетки, интерфаза, митотический цикл. Запишите эти определения в тетрадь, используя материал учебника. Вам нужно их выучить.
Работа с текстом учебника . Найти определение жизненного цикла клетки и
Жизненный цикл любой клетки представляет собой совокупность событий, протекающих в клетке с момента её возникновения в результате деления и до гибели или последующего митоза. Жизненный цикл клетки включает в себя стадию подготовки к митозу – интерфазу , во время которой клетка выполняет свои специфические функции.
Процессы, происходящие в клетке в стадию интерфазы (слайд 8) – подготовка клетки к построению второй хроматиды каждой хромосомы; повышается активность ферментов, клетка приступает к синтезу ДНК (новая молекула ДНК идентична старой, т.к. нарушение структуры ДНК приводит к искажению генетического кода, что делает невозможным сохранение и передачу наследственной информации). Кроме того:
— синтез белков ферментов,
— синтез рРНК, иРНК и тРНК,
— рост клетки и другие немаловажные процессы.
Продолжительность интерфазы всегда больше, чем само деление (у бактерий – несколько минут, у млекопитающих – 6 – 12 часов).
Митоз, фазы митоза – слайд 9
Работа с текстом учебника. Заполнить таблицу (слайд 10): (проверка по слайдам 11 -15 презентации )
Источник
Конспект урока по биологии в 9 классе «Деление клетки»
МБОУ Крымская СОШ
Усть-Донецкого района Ростовской области
конспект урока по биологии в 9 классе
по учебнику В.Б.Захарова,С.Г.Мамонтова, Н.И.Сонина
учитель химии и биологии
Бабешко Елена Владимировна
Изучить процесс деления клетки путем митоза, выявить его биологическую роль.
продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации;
оформлять работу в виде таблицы;
формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности;
создать условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация.
Организационный момент, сообщение учащимися целей и задач урока.
Повторение пройденного материала. Тестирование «Строение эукариотической клетки»».
Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока.
Изучение нового материала (беседа с использованием мультимедийной презентации).
Закрепление изученного материала (самостоятельная работа учащихся, работа с виртуальной таблицей).
Выводы урока и запись домашнего задания.
I. Организационный момент
II. Проверка изученного материала. Тестовый контроль
СТРОЕНИЕ ЭУКАРИОТИЧЕСКОЙ КЛЕТКИ
Клетку эукариот от прокариота отличает наличие:
а) пластид б) ядра в) вакуолей г) мембраны
Какие органеллы клетки имеют собственную ДНК?
а) рибосомы и митохондрии б) лизосомы и хлоропласты
в) хлоропласты и митохондрии г) рибосомы и лизосомы
3.Пластидами зеленого цвета являются:
а) хромопласты б) хроматиды в) хлорофиллы г) хлоропласты
4.К одномембранным органоидам клетки относятся:
а) рибосомы б) лизосомы в) митохондрии г) хлоропласты
5.За выведение веществ из клетки и образование лизосом в клетке отвечает:
а) комплекс Гольджи б) митохондрия в) ЭПС г) ядро
6. Органелла в которой идет процесс образования 36 молекул АТФ – это:
а) митохондрия б) лизосома в) рибосома г)ЭПС
7.Хлоропласты имеются в клетках:
а) корня капусты б) древесины стебля липы в) листьях красного перца г) гриба зеленушки
8.ЭПС выполняет функцию:
а) энергетическую б) транспортную в) структурную г) защитную
9.Внутреннее полужидкое содержимое клетки, осуществляющее связь между органеллами:
а) матрикс б) клеточный сок в) цитоплазма г) вода
10.Хромосомы – носители наследственной информации -располагаются в:
а) ядре б) хроматидах
в) ядрышке г)хлоропластах
11.В клетке животных и человека отсутствуют:
а) рибосомы б) лизосомы в) митохондрии г) пластиды
12.Двумембранным компонентом клетки и животных, и растений является : а)хлоропласт б)лизосомы в)рибосомы г)митохондрии
13.Если на ЭПС присутствуют рибосомы, то её называют:
а) гладкой б)гранулярной в)агранулярной г)рибосомальной
14.Явление захватывания и поглощения поверхностью клетки твердых частиц, открытое русским ученым И.И. Мечниковым: а)пиноцитоз б)фагоцитоз в)лейкоцитоз г)бруцеллёз
15.Какой процесс протекает в хлоропластах? а) гликолиз б)хемосинтез в)фотосинтез г)гидролиз
16.Какой процесс осуществляется в рибосомах?
а)синтез АТФ б)синтез белка в)гликолиз г)фагоцитоз
17.Самая маленькая, немембранная органелла клетки:
а)ядрышко б)лизосома в)рибосома г)митохондрии
18.Какая клеточная структура обладает избирательной проницаемостью?
а)ЭПС б)цитоплазматическая мембрана в)ядро г) комплекс Гольджи
III. Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока.
Известно, что каждый организм в природе рано или поздно погибает – от других организмов, от болезней или просто от старости. Но тем не менее численность организмов многих видов не уменьшается, а виды существуют на Земле сотни тысяч и миллионы лет.
Большинство многоклеточных животных и растений начинают свой жизненный цикл с одной клетки-зиготы.
Сопоставьте следующие факты и сделайте вывод, о каком процессе, характерном для клетки, говорится в этих примерах:
если наступить на хвост ящерицы, то она его отбрасывает, но через некоторое время хвост отрастает снова;
клетки кожи человека обновляются через 1-2 недели;
рост человека увеличивается до 18-23 лет;
в половом процессе размножения принимают участие женские и мужские половые клетки; (деление клетки)
1. Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений?
2. Какой процесс лежит в основе этого свойства живых организмов.
– Ребята, кто сможет определить тему сегодняшнего урока? (Деление клетки. Митоз)
– Теперь запишите тему урока. (на доске и в тетради)
А какова же цель нашего урока? (учащиеся высказывают свои предположения) Изучить процесс деления клетки путем митоза, выявить его биологическую роль.
VI. Изучение нового материала (беседа с использованием мультимедийной презентации)
Жизнь клетки, как и жизнь любого организма, можно разделить на периоды:
– Жизненный цикл клетки и митотический цикл. Запишите эти определения в тетрадь. Вам нужно их выучить.
– Деление соматических, т.е. неполовых, клеток называется митозом. Этот процесс проходит в несколько этапов. Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями каждого этапа митоза.
– Ребята, сейчас я вам раздам заготовки с описанием фаз митоза, вы их внимательно изучите . Это надо знать .
Профаза . Двухроматидные хромосомы спирализуются, ядерная мембрана и ядрышко разрушаются. Центриоль удваивается, образуются нити веретена деления.
Метафаза . Хромосомы, состоящие из двух хроматид, располагаются по экватору клетки, нити веретена деления присоединяются к центромерам хромосом.
Анафаза. Микротрубочки сокращаются, центромеры разъединяются и удаляются друг от друга. Хромосомы разделяются, и хроматиды расходятся к противоположным полюсам клетки.
Телофаза. Вокруг разошедшихся хромосом образуется новая ядерная оболочка, формируется ядрышко, исчезает веретено деления. На экваторе клетки начинает закладываться перегородка, и в результате образуются две дочерние клетки
А сейчас минутка психологической разгрузки. Стадии митоза легко запомнить с помощью шуточного стихотворения, которое я вам приготовила.
Цикл жизни клетки — интерфаза и митоз,
А как он протекает? — это главный вопрос.
Об этом не скажешь ведь в двух словах,
Процесс жизни клетки рассмотрим в стихах.
Интерфаза длится дольше, чем само деление,
Очень быстро происходит ДНК удвоение.
Идет биосинтез, активны ферменты.
Клетка растет, образует органоиды и элементы
Затем следует митотическое деление,
Фазы его легко запомнить — и в этом нет сомнения.
Внимательно на них ты посмотри.
Каждая фаза как член большой и дружеской семьи.
Глава семьи — папа (всем ясно сразу),
И первая фраза митоза — профаза.
Исчезло ядрышко и ядерная оболочка,
Но на этом рано еще ставить точку.
Хромосомы укорачиваются, утолщаются,
В компактные формы превращаются.
И затем без промедления —
Появляются нити веретена деления.
Мама — солнышко наше, тепло, доброта.
Метафаза — вторая фаза митоза всегда.
Дети для мамы равны без дозатора,
Хромосомы лежат в области экватора
Дочка — Аня в семье — просто принцесса.
Анафаза — третья фаза процесса.
Убедиться в этом ты можешь сам-
Нити веретена деления оттягивают
хроматиды к различным полюсам.
Сынок в семье Толя — ну, как по заказу
Четвертая фаза митоза — телофаза.
Хромосомы раскручиваются, у них выход один-
Снова превратиться в хроматин.
После деления цитоплазмы и органоидов клетки.
Появляются две прелестные, чудные детки,
Имеют диплоидный набор дочерние клетки
И в точности похожи на материнскую клетку.
V. Закрепление изученного материала (самостоятельная работа учащихся).
Теперь, ребята, проверим, как вы усвоили тему урока. Выполнение виртуального задания. (Нужно расставить по порядку фазы митоза, их рисунок и характеристику)
VI. Вывод. Итог урока.
– Что такое митоз? –
Какое значение имеет митоз?
1.Митотическое деление клеток приводит к увеличению их числа, обеспечивая процессы роста функционирующего живого организма;
2. Обеспечивает замещение клеток, истощенных или поврежденных тканей. У человека заменяются клетки кожи, эпителий кишечника и легких, клетки крови;
3. при этом процессе сохраняется набор хромосом и функционируют как гармоничная часть ткани, органа, организма;
4. служит механизмом бесполого размножения, при котором создается потомство, идентичное родителям.
VII. Запишите домашнее задание:
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 809 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 23 человека из 12 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1054098
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник