- Принцип делегирования полномочий
- Понятие делегирования
- Цели делегирования
- Принципы эффективного делегирования
- Разновидности полномочий
- Базовые правила передачи полномочий
- Что не стоит доверять своим подчиненным?
- Делегирование управленческих полномочий как инструмент повышения эффективности управления
- Понятия и сущность делегирования полномочий. Полномочия и их виды. Централизация и децентрализация управления. Основные способы и методы делегирования полномочий. Комплексный анализ деятельности предприятия во взаимосвязи с делегированием полномочий.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- 4. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в отчетном году предприятие не использовало всех своих резервов, вследствие чего работа была неэффективной.
- Заключение
- В процессе написания данной работы была достигнута цель, поставленная в самом начале. Мы выполнили задачи по работе, а также отразили взаимосвязь делегирования полномочий с анализом деятельности предприятия.
- Исходя из вышеописанного анализа, дадим некоторые рекомендации по улучшению деятельности рассматриваемого предприятия:
- — Попытаться снизить простои оборудования и повысить квалификацию ремонтных рабочих с целью снижения времени ремонта оборудования.
- — Проводить инвентаризацию состояния имущества с целью выявления активов «низкого» качества.
- — Изменить финансовую стратегию с целью ускорения экономического роста.
- — Производить своевременную реализацию выбывающего в связи с износом или неиспользуемого имущества.
Принцип делегирования полномочий
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Делегирование – это передача определенных задач от сотрудника сотруднику. Это неотъемлемая часть деятельности любой компании. Метод делегирования используется в любом коллективе, даже если сам этот термин не используется. Однако эффективность передачи полномочий зависит от правильности проведения этого мероприятия.
Вопрос: Когда возникает право подписи документов ООО у управляющего — индивидуального предпринимателя, которому переданы полномочия единоличного исполнительного органа: после принятия решения общим собранием участников о передаче ему полномочий или после внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ?
Посмотреть ответ
Понятие делегирования
Делегирование – это мероприятие по передачи функций от управляющего лица другим работникам. Руководитель ставит перед сотрудником определенные задачи, наделяет его полномочиями для их решения. Самый распространенный пример делегирования – работа по должностной инструкции. Принцип передачи полномочий позволяет руководителю избавиться от самой рутинной работы и заняться только решением приоритетных задач. Если в малой компании управленец еще может справляться со всеми своими функциями самостоятельно, то на большом предприятии это – невыполнимая задача.
Цели делегирования
Такой инструмент, как делегирование, используется для следующих целей:
- Снижение нагрузки на руководящий состав.
- Увеличение эффективности работы каждого звена.
- Повышение заинтересованности сотрудников в труде.
Как составить договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа АО управляющему (управляющей организации)?
Это основные цели. Каждая из них влечет за собой выполнение побочных целей. К примеру, руководитель с уменьшенной нагрузкой может решать больше творческих задач, которые позволяют не просто сохранять, но и повышать статус предприятия. Второстепенные задачи могут снизить эффективность деятельности руководителя. Делегирование увеличивает качественную занятость нижних звеньев. То есть сотрудники, не являющиеся руководителями, получают доступ к более сложным и творческим задачам. Это увеличивает заинтересованность в работе, повышает производительность.
Принципы эффективного делегирования
Делегирование осуществляется в соответствии с рядом принципов. Если передача полномочий выполняется правильно, это увеличивает эффективность работы компании на 30-40%. Рассмотрим базовые принципы делегирования:
- Единоначалие. Делегировать задачи может только непосредственный руководитель сотрудника. Над каждым работником может стоить только один менеджер. Руководитель высшего звена не может делегировать задачи менеджерам низшего звена. Задачи в данном случае передаются руководителям среднего звена.
- Ограничение. При использовании инструмента принципиальна правильная организация вертикали управления. За каждым управленцем закрепляется фиксированное число подчиненных. Руководитель не может передавать свои функции не своим подчиненным.
- Соблюдение прав и обязанностей. Сотрудникам запрещается передавать функции, которые не соответствуют их должностной инструкции.
- Закрепление ответственности. Если руководитель передает определенную задачу своему подчиненному, это не снимает с него ответственности за ее невыполнение.
- Передача ответственности. Если управленец передает сотруднику определенную задачу, он должен быть уверен, что она будет выполнена.
- Отчетность. Все нюансы выполнения задач, в том числе нарушение графика и прочее, должны фиксироваться в отчетах.
Соблюдение перечисленных принципов позволяет избежать замедление работы на предприятии.
Разновидности полномочий
При использовании инструмента нужно понять особенности полномочий, которые передаются. Под полномочиями понимаются ресурсы для исполнения поставленной задачи. Рассмотрим основные формы полномочий:
- Линейные. В этом случае действует вертикальная система власти. То есть полномочия передаются от руководителей высшего звена руководителям среднего звена, от управленцев среднего звена управленцам низшего звена.
- Штабные. Полномочия передаются вне вертикальной системы.
Существует две формы управления: централизованная и децентрализованная. В первом случае большая часть решений принимается высшим руководством. Во втором случае решение важных задач может быть доверено сотрудникам, не относящимся к высшему звену. В последнем варианте сотрудники получают доступ к решению более творческих задач.
Базовые правила передачи полномочий
Делегирование осуществляется в соответствии с правилами, которые были сформированы опытным путем:
- Делегирование и жесткая централизация противоречат друг другу. Имеет смысл передавать важные полномочия руководителям среднего и низшего звена.
- Основная цель делегирования – обеспечение развития предприятия.
- При передаче полномочий нужно принимать во внимание занятость сотрудника. Если работник сильно занят, не стоит поручать ему дополнительные обязанности.
- При делегировании нужно всегда предусматривать риск того, что сотрудник не справится с задачей. Учет риска позволит его предотвратить. К примеру, можно задавать предварительные сроки, чтобы оставалось время до основного срока.
- Руководитель должен брать на себя ответственность за ошибки, допущенные сотрудником, которому передана задача.
К СВЕДЕНИЮ! Большинство руководителей опасаются делегирования из-за страха того, что сотрудник не справится с задачей. Поэтому именно управленец должен «думать» за работника, предотвращать риск провала проекта. Наиболее простой инструмент – контроль выполнения задачи на каждом этапе ее исполнения.
Что не стоит доверять своим подчиненным?
При делегировании наблюдается две ошибки: страх передачи полномочий сотрудникам или неограниченное делегирование. Не все задачи можно и нужно передавать. Неправильное исполнение ключевых задач может привести к снижению эффективности предприятия. Ошибки в части работы могут быть действительно фатальными. Рассмотрим задачи, которые нежелательно делегировать:
- Разработка целей деятельности предприятия.
- Принятие решений, которые меняют политику компании.
- Контроль над результатами деятельности.
- Задачи высокой важности, которые сопряжены с большим риском.
- Срочные задачи, для контроля над результатами которых нет времени.
- Передача полномочий.
Сотрудникам передаются задачи с поставленными сроками и инструкциями к выполнению. Работникам передается только то, что возможно проконтролировать. Это поможет снизить риски, сопряженные с делегированием. В обратном случае могут возникнуть проблемы.
К примеру, руководитель доверил подчиненному задачу со сжатыми сроками выполнения. Сотрудник плохо справился с заданием, а времени для проверки и для исправления работы не осталось. Работник, которому передаются полномочия, должен обладать соответствующими знаниями. Сотрудник должен понимать, как решать поставленную задачу.
Не рекомендуется передавать те задания, которые должен выполнять непосредственно сам руководитель. Существует работа, которая предполагает высочайший уровень знаний и опыта. К примеру, это следующие задачи:
- Передача полномочий руководителя.
- Создание правильной рабочей атмосферы.
- Контроль деятельности сотрудников.
- Анализ поступающей информации.
- Решения, касающиеся развития предприятия.
Если руководитель будет брать на себя полную ответственность за делегированные задачи, никаких проблем не возникнет. Сотрудникам поручается задание с поставленными сроками. Предлагаются рекомендации по выполнению. Сотруднику устанавливается промежуточный срок выполнения. После руководитель проверяет результаты работы, исправляет ошибки работника.
Источник
Делегирование управленческих полномочий как инструмент повышения эффективности управления
Понятия и сущность делегирования полномочий. Полномочия и их виды. Централизация и децентрализация управления. Основные способы и методы делегирования полномочий. Комплексный анализ деятельности предприятия во взаимосвязи с делегированием полномочий.
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 09.10.2016 |
Размер файла | 419,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
4. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что в отчетном году предприятие не использовало всех своих резервов, вследствие чего работа была неэффективной.
Заключение
В процессе написания данной работы была достигнута цель, поставленная в самом начале. Мы выполнили задачи по работе, а также отразили взаимосвязь делегирования полномочий с анализом деятельности предприятия.
Исходя из вышеописанного анализа, дадим некоторые рекомендации по улучшению деятельности рассматриваемого предприятия:
— Попытаться снизить простои оборудования и повысить квалификацию ремонтных рабочих с целью снижения времени ремонта оборудования.
— Проводить инвентаризацию состояния имущества с целью выявления активов «низкого» качества.
— Изменить финансовую стратегию с целью ускорения экономического роста.
— Производить своевременную реализацию выбывающего в связи с износом или неиспользуемого имущества.
Советы по улучшению эффективности делегирования:
1. Позаботится об устойчивости системы. Выстроить систему, безопасную для компании и минимально зависящую от человеческого фактора: если работник ушел в отпуск, заболел либо уволился, на его место тут же заступает другой. Менеджеры должны быть взаимозаменяемыми и знать особенности работы коллег. Составить схему передачи функций, перечислить на бумаге все полномочия, которые можно делегировать. Принять решение отдать подчиненным часть обязанностей и постепенно наращивать их объем — от самых простых до самых трудных. Например, в течение трех месяцев поручить выполнение 20% функций руководителя, а за год довести объем делегируемых полномочий до 50%.
2. Известный консультант по организационному управлению Стивен Кови в своей книге «Семь навыков высокоэффективных людей» выделяет два типа эффективного делегирования полномочий. Первый, делегирование исполнения, предполагает постоянный надзор за каждым шагом подчиненного и сфокусирован на методах выполнения работы. Второй тип, делегирование руководства, смещает акцент с методов на результаты деятельности и основан на полном доверии к сотрудникам. Кстати, ответственность за итог работы возлагается также на них.
3. Предложите работникам принять участие в рассмотрении вопроса о делегировании полномочий. Обычно менеджеры не в состоянии предоставить подчиненным возможность полного выбора, но могут позволить им решать, когда работа должны быть выполнена, каков уровень ответственности, когда следует приступить к работе, как ее выполнить, какие ресурсы задействовать. Все это расширяет сферу влияния работников. Такое соучастие работников в процессе принятия решения не должно носить манипулятивного характера, то есть не должно сводиться к доведению до них заранее принятых решений. Скорее, менеджерам следует обеспечить соучастие работников, если этого требует задание, и если результатом выполнения работы может быть личностное развитие работников.
Подчиненному следует не только дать возможность получить всю интересующую его информацию о задании, но и позволить ему
свободно высказывать свои соображения относительно параметров работы. Если подчиненные будут ждать от менеджера ответов на все вопросы или постоянной опеки, это может привести к их чрезмерной зависимости. С другой стороны, доступность менеджера, с которым всегда можно обменяться мнениями или проконсультироваться, способствует укреплению двусторонней коммуникации и установлению климата доверия.
4. Передавайте полномочия на самый нижний организационный уровень, на котором может быть выполнено данное задание. К решению задачи следует привлекать лиц, принимающих непосредственное участие в работе и в принятии решений. Они, как правило, обладают самой точной и самой полной информацией о предмете. Это приводит к снижению трудовых издержек и издержек, связанных со сбором информации, и нередко к росту эффективности (лучшему пониманию сути проблем) В то время как менеджеры рассматривают проблему в более широком контексте, нижестоящие сотрудники обладают конкретными познаниями, необходимыми для реализации многих задач.
5. Установить паритет между правами и ответственностью. Самый известный и общий принцип делегирования полномочий. Для того чтобы подчиненным сопутствовал успех, их следует обеспечить всеми
правами, необходимыми для выполнения порученного им задания. Менеджер ни в коем случае не должен наделять подчиненных избыточными правами, то есть давать им излишние власть, свободу, ресурсы и информацию. Подобное несоответствие ведет к снижению уровня ответственности, злоупотреблению полномочиями. Менеджер может возложить на подчиненных первичную ответственность, то есть, ответственность за краткосрочные (промежуточные) результаты. Они будут нести эту ответственность перед менеджером, делегировавшим им соответствующие полномочия.
6. Объяснить сотрудникам, какие перспективы содержит в себе решение поставленной задачи. Подчиненные должны осознавать последствия выполнения переданных им заданий. Они лучше поймут поставленную задачу и проявят большую инициативу, если будут знать, какая награда, какие перспективы ожидают их в случае успеха, как это повлияет на конечного потребителя или на миссию организации и так далее. В частности, менеджер должен помочь подчиненным осознать связь между успешным выполнением задания и финансовым вознаграждением, возможностью продвинуться по службе и повысить квалификацию, получить неформальное признание и так далее. Разъяснение последствий может способствовать и пониманию того, что делегирование полномочий необходимо не только для выполнения задания, но и для укрепления межличностных отношений. Успешное выполнение поставленных задач должно приводить и к таким результатам, как укрепление взаимоотношений с другими сотрудниками организации, в команде или лично с менеджером. Поэтому нужно, чтобы в результате любого опыта делегирования полномочий укреплялись как межличностные отношения, так и организация в целом.
В заключение можно вспомнить старую, проверенную временем истину: «Именно на управленцах всех уровней лежит задача сделать все возможное для создания подходящего варианта будущего и не дать втянуть себя в водоворот неудач». Конечно, современный мир многообразен и зависит от многих факторов, но этот тезис должен стать путеводным для тех, кто хочет взять на себя бремя ответственности за руководство хозяйством.
Список использованной литературы
1. Веснин В. Р./ Основы менеджмента. — М., 1997.
2. Казанцев А. К./ Общий менеджмент. Дайжест учебного курса. 1999.
3. Кунц Н., Доннел С. /Системный и ситуационный анализ управленческих функций. — М., 1981.
4. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф./ Основы менеджмента. — М., 1992.
5. Старобинский Э. /Передача полномочий — один из важнейших принципов менеджмента, 2000 — №4.
6. Д. Тейлор /Основы научного менеджмента. — М., 1991.
7. Ковалев В.В. /Финансовый анализ. — М., 1997.
8. Герчикова И.Н./ Менеджмент. — М., 1994.
9. А. Хоскинг /Курс предпринимательства, М: «Международные отношения», — 1993.
10. Глазунов В. М. /Анализ финансового состояния предприятия. — М., 1999.
11. Я. Пономарев./ Введение в административный и экономический менеджмент. — СПб., 1995.
12. Семенова И./.История менеджмента. — М:«Юнити», 1999.
Источник