Декоративный натюрморт. 1 этап. Трансформация силуэтов
Тема декоративного натюрморта весьма популярна в школах искусств и художественных училищах. На основе этого задания учащиеся постигают азы декоративной композиции и дизайна. Поэтому я решил подробно изложить в нескольких статьях методику выполнения декоративного натюрморта. Эти наглядные пособия могут пригодиться как в педагогической практике преподавателя, так и в учебной работе обучающегося.
Декоративный натюрморт — это плоскостное изображение натюрморта в котором нет объёма, нет реалистичности. Предметы имеют стилизованную форму, а вместо света и тени можно видеть орнамент, текстуру и другие декоративные элементы.
В художественном училище декоративный натюрморт принято начинать с трансформации и стилизации формы предметов. Затем следует подумать о декоративном решении силуэтов. И только потом работать над орнаментами и текстурами их «наполняющими».
Я сейчас не буду обсуждать компоновку и композиционное построение, а сосредоточусь на первом этапе из этих трёх: 1) трансформация, 2) декоративное решение, 3) текстура и орнаменты.
Трансформация и стилизация форм
К сожалению, бывает так, что некоторые преподаватели в детских художественных школах упускают из вида первый этап. Как результат — мы видим красивые декоративные работы в которых форма предметов натюрморта просто срисовывается с натуры и не приводится к единому стилю. Так тоже можно работать. Однако, если подумать над формообразованием и стилизацией формы, декоративный натюрморт будет выглядеть намного гармоничнее и интереснее. Да и автор станет выполнять такую работу намного более увлечённо, ведь, при трансформации форм активно тренируется фантазия художника. Для творческих людей это очень интересный и увлекательный процесс.
Итак, что же такое трансформация в дизайнерской и декоративной композиции? Трансформация — это изменение, преобразование формы с сохранением характера и образа предмета. Его форма меняется, но основной мотив образа сохраняется. То есть после такой «рихтовки» художника-дизайнера, предмет всё же узнаётся. Это похоже на то, как выглядят персонажи в мультфильмах — они теряют реалистичность, их силуэты стилизуются и видоизменяются, но характер остаётся (и, более того, подчёркивается). Что касается дизайнерской композиции, то здесь предметы обретают черты геометрических фигур, их форма упрощается, теряет ненужные подробности и приводится к силуэтам, производным от круга, треугольника и прямоугольника (в зависимости от характера предмета).
Рассмотрим трансформацию в декоративном и дизайнерском искусстве на примере заварочного чайника.
Первый вариант представляет собой обычную реалистичную зарисовку предмета таким, какой он есть.
Второй и последующие варианты — это и есть примеры трансформации в декоративном натюрморте. Второй вариант демонстрирует то, как выглядит чайник при трансформации на основе образующей линии. Образующая линия — это, по-сути, линия контура, то есть линия, образующая контур предмета. В основе формы нашего чайника лежит окружность. Поэтому эскиз построен на основе круга и различных производных от него форм.
В третьем эскизе трансформация формы включает в себя смещение двух половин относительно оси симметрии.
Четвёртый вариант более сложный. Здесь присутствует и мотив круга и прямые линии. То есть тут сочетаются два мотива, но один из них (окружности) доминирует.
Пятый эскиз основан главным образом на образующей линии. Горловина чайника здесь представлена в виде «изогнутой воронки».
В основе шестого варианта тоже лежит форма круга. Силуэт поделён на две части, которые разделены между собой не прямой осью, а изогнутой линией. Она тоже основана на форме круга.
Эскиз под номером семь мне понравился больше всего, поэтому я выбрал его в качестве главного. На его основе я буду выполнять итоговый вариант декоративного натюрморта, который Вы видели в начале статьи (сейчас это предварительный чёрно-белый эскиз, но в следующих статьях он будет доводиться до завершённого состояния).
Подводя итог первому этапу работы над декоративным натюрмортом, хочу отметить, что вышеразмещённые эскизы я разрабатывал, основываясь не только на логике. В первую очередь мною двигало внутреннее чувство, или, как говорят, ассоциативное мышление. Однако, такой полёт фантазии тесно переплетён с вышеизложенной методикой: приведение формы предмета к геометрическим фигурам, трансформирование на основе образующей линии и оси симметрии, сохранение характера предмета, его узнаваемости.
Трансформация формы — это очень увлекательный и творческий процесс, где потенциал художника раскрывается максимально широко. Здесь требуется немалая фантазия и, как я уже говорил, ассоциативное мышление. Такое мышление позволяет связать один образ с другим, в результате чего рождается что-то новое. Это один из основополагающих принципов творчества.
Приведённые выше шесть эскизов, специально выполнены в чёрно-белом виде и лишены подробностей, потому что это первый этап работы над декоративным натюрмортом. На этом этапе художником разрабатывается форма, поэтому ничего не должно отвлекать от силуэта. Но следующий этап уже восполнит этот «недостаток», и наш заварочный чайник станет намного привлекательнее (хотя и останется на некоторое время чёрно-белым). На втором этапе создаётся декоративное решение силуэта. То есть создаётся рисунок, которым будет «заполнен» силуэт предмета. Более подробно о втором этапе работы над декоративным натюрмортом будет рассказано в следующей статье из этой серии.
Источник
«СТИЛИЗАЦИЯ декоративного натюрморта» Изобразительное искусство
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема декоративного натюрморта весьма популярна в школах искусств и художественных училищах. На основе этого задания учащиеся постигают азы декоративной композиции и дизайна. Поэтому я решил подробно изложить в нескольких статьях методику выполнения декоративного натюрморта. Эти наглядные пособия могут пригодиться как в педагогической практике преподавателя, так и в учебной работе обучающегося.
Декоративный натюрморт — это плоскостное изображение натюрморта в котором нет объёма, нет реалистичности. Предметы имеют стилизованную форму, а вместо света и тени можно видеть орнамент, текстуру и другие декоративные элементы. В художественном училище декоративный натюрморт принято начинать с трансформации и стилизации формы предметов. Затем следует подумать о декоративном решении силуэтов. И только потом работать над орнаментами и текстурами их «наполняющими».
1) трансформация, 2) декоративное решение, 3) текстура и орнаменты.
Трансформация — это изменение, преобразование формы с сохранением характера и образа предмета. Его форма меняется, но основной мотив образа сохраняется. То есть после такой «рихтовки» художника-дизайнера, предмет всё же узнаётся. Это похоже на то, как выглядят персонажи в мультфильмах — они теряют реалистичность, их силуэты стилизуются и видоизменяются, но характер остаётся (и, более того, подчёркивается). Что касается дизайнерской композиции, то здесь предметы обретают черты геометрических фигур, их форма упрощается, теряет ненужные подробности и приводится к силуэтам, производным от круга, треугольника и прямоугольника (в зависимости от характера предмета). Рассмотрим трансформацию в декоративном и дизайнерском искусстве на примере заварочного чайника.
Первый вариант представляет собой обычную реалистичную зарисовку предмета таким, какой он есть.
Второй и последующие варианты — это и есть примеры трансформации в декоративном натюрморте. Второй вариант демонстрирует то, как выглядит чайник при трансформации на основе образующей линии. Образующая линия — это, по-сути, линия контура, то есть линия, образующая контур предмета. В основе формы нашего чайника лежит окружность. Поэтому эскиз построен на основе круга и различных производных от него форм.
В третьем эскизе трансформация формы включает в себя смещение двух половин относительно оси симметрии.
Четвёртый вариант более сложный. Здесь присутствует и мотив круга и прямые линии. То есть тут сочетаются два мотива, но один из них (окружности) доминирует.
Пятый эскиз основан главным образом на образующей линии. Горловина чайника здесь представлена в виде «изогнутой воронки».
В основе шестого варианта тоже лежит форма круга. Силуэт поделён на две части, которые разделены между собой не прямой осью, а изогнутой линией. Она тоже основана на форме круга.
Эскиз под номером семь мне понравился больше всего, поэтому я выбрал его в качестве главного. На его основе я буду выполнять итоговый вариант декоративного натюрморта, который Вы видели в начале статьи (сейчас это предварительный чёрно-белый эскиз, но в следующих статьях он будет доводиться до завершённого состояния).
Трансформация формы — это очень увлекательный и творческий процесс, где потенциал художника раскрывается максимально широко. Здесь требуется немалая фантазия и, как я уже говорил, ассоциативное мышление. Такое мышление позволяет связать один образ с другим, в результате чего рождается что-то новое. Это один из основополагающих принципов творчества. Приведённые выше шесть эскизов, специально выполнены в чёрно-белом виде и лишены подробностей, потому что это первый этап работы над декоративным натюрмортом. На этом этапе художником разрабатывается форма, поэтому ничего не должно отвлекать от силуэта. Но следующий этап уже восполнит этот «недостаток», и наш заварочный чайник станет намного привлекательнее (хотя и останется на некоторое время чёрно-белым). На втором этапе создаётся декоративное решение силуэта. То есть создаётся рисунок, которым будет «заполнен» силуэт предмета. Более подробно о втором этапе работы над декоративным натюрмортом будет рассказано в следующей статье из этой серии.
Варианты декоративного решения силуэта чайника
Источник
Методический доклад: «Стилизованный натюрморт».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Преподаватель художественного отделения
МАОУ ДОД « Школа искусств» Рузского района
Стайкова Наталия Ивановна
Московская область, Рузский район
В современной системе художественного образования одной из основных дисциплин является предмет «Основы графического дизайна», появилась она недавно, но уже сейчас видна необходимость обучения этому предмету, являющегося основой для получения определенных навыков для дальнейшего поступления учащихся на отделения графического дизайна художественного училища.
В третьем классе отделения графического дизайна Детской художественной школы декоративная композиция «Стилизованный натюрморт» расширяет рамки творческих задач и опирается на индивидуальные способности учащихся подмечать и доводить самое характерное в натюрморте до максимальной цветовой, композиционной и пластической выразительности. Цель задания — развитие абстрактного мышления. Стилизованное изображение становится одним из наиболее важных этапов на пути освоения такой формы восприятия и передачи реальности, как абстракция. Способность мыслить абстрактно, опираясь на внутренние законы природы, и умение передать идею визуально – графическими средствами особенно важны. Умение постигать законы реального мира и использовать знания непосредственно в проектной деятельности есть главная задача обучения стилизованному изображению.
Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Достигается стилизация упрощением и обобщением внешней формы в соответствии с ее границами, изменением абриса, преобразованием объема в плоскостно-декоративную форму с предельно выразительным силуэтом. Возможна также интерпритация исходной формы.
При декоративной стилизации изображаемого объекта необходимо стремиться, чтобы композиция отвечала принципу архитектоничности, т.е. выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность.
Жанр натюрморт наиболее показателен в плане изучения признаков декоративной стилизации. Специфика жанра подразумевает повышенное внимание художника к структуре объемов, фактуре поверхности предметов и характеру их пространственных соотношений.
Чтобы в натюрморте состоялась стилизация, он должен отвечать не только условностям, характерным для декоративного искусства, а быть выстроенным в едином плане, т.е. все изображаемые объекты, как и все изобразительные средства – линия, фактура, цвет – должны работать на утверждение одного композиционного принципа, одной главенствующей идеи.
К основным принципам построения графической композиции относят: цельность, симметрию, асимметрию, ритм и пластику.
Цельность- один из самых важных принципов построения любой композиции. В обыденном значении она понимается как неразрывность, непрерывность, единство. С цельностью связывают ясность и простоту восприятия формы.
Симметрия часто трактуется как основной закон природы. Обычно в искусствознании симметрия связывается со спокойным равновесием. В декоративной стилизации натюрморта понятие равновесия охватывает:
— выявление объема и перспективы (если есть необходимость);
— распределение света и тени (если также есть необходимость);
— характер и особенности применения основных элементов графики и т.п.
Признавая огромную роль простого равновесия в понятии о симметрии, мы осознаем важное значение его закономерностей не только для всех типов натюрмортов, но и для всего изобразительного искусства.
Асимметрия в обыденном ее понимании – это отклонение от симметрии или ее отсутствие. Асимметрия по своей природе настроена на более активные связи с окружающей средой, поэтому она всегда вызывает повышенный интерес у художников.
Проявление симметрии и асимметрии в искусстве натюрморта – результат воздействия двух взаимно проникающих методов, которые дают множество произведений с гармоничным существованием статики и динамики. Они как бы выражает две стороны жизни человека, его характер. Знание особенностей статичных и динамичных построений дает возможность выхода на композиции с нюансированным преобладанием тех или других начал.
Если композиция натюрморта выполняется из форм, тяготеющих к наклонным линиям или острым углам, то имеет смысл применить динамический способ равновесия, утвердив одну общую идею движения и в цветовом колорите, используя активные цветовые и тональные контрасты взаимодополнительных цветов. Возможно, также членение плоскости на неравные части.
Если в композиции участвуют формы строгих очертаний, лучше использовать статику, симметрию, с использованием спокойного, нежного колорита родственных цветов, малоактивных контрастов и, если есть необходимость, членение композиционной плоскости на равные части.
Ритм – универсальный структурный принцип, действенный для любого эстетического объекта. Ритм — «закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов (звуковых, речевых, изобразительных и т.п.). Одно из важнейших проявлений ритма – повторность элементов, мерность их чередования. В натюрморте ритм в наиболее ярком виде проявляется в декоративных композициях со значительной орнаментальной составляющей. В натюрморте с множеством предметов сложность ритма достигается сочетанием или наложением простых ритмических рядов.
Пластика как выразительность лепки объемной формы произведений искусства общеизвестна. Пластические свойства произведений искусства ассоциируются у нас с композициями форм, зрительно «перетекающих»
друг в друга, или с одной, изменяющейся на своем протяжении формой. Все виды пластических движений форм, существующих в искусстве, можно наблюдать в натюрмортах с цветами и плодами.
Рассмотрим некоторые способы трансформации формы:
Любой объект натюрморта может быть переработан фантазией и способностью подметить характерное; можно утрировать природную форму, доведя ее до максимальной остроты, например, предельно округлив пузатенький кувшин, активно вытянуть удлиненную форму груши, подчеркнув пластику предметов нанесением декоративного рисунка. Важно при этом исходить из особенностей конкретного объекта, нецелесообразно, например, круглую форму заменять на квадратную и наоборот.
Возможно изменение соотношений пропорций как внутри одного предмета, так и между несколькими.
Допускаются различного рода условности; предметы можно подвешивать в воздухе, преломлять их форму, изгибая и наклоняя в стороны, устанавливая их на мнимой, условной плоскости. Один и тот же объект в композиции может восприниматься с нескольких точек зрения, например, основание кувшина изображается фронтально, а горлышко – развернуть, как будто на него смотрят сверху.
Если необходимо показать перспективу в натюрморте, то делать это надо достаточно условно. Все приемы должны работать на выявление выразительности композиции и предметов в ней.
Можно передвигать предметы в композиции, менять их местами, увеличивать или уменьшать их количество, вводить дополнительные объекты, добавлять недостающие драпировки или фрукты для заполнения пространства, но главное – сохранить суть и узнаваемость постановки.
К поиску цветовых вариантов следует подойти обдуманно. Можно сохранить цветовой колорит данной постановки полностью, меняя при необходимости лишь тональные отношения; можно также значительно дополнить его новыми сочетаниями.
Применить активные контрасты или мягкие тональные сочетания зависит от пластического хода постановки. Динамический ритм «рубленных» плоскостей имеет смысл подчеркнуть тональными и цветовыми контрастами взаимодополнительных цветов. В мягкой пластике изгибающихся форм существующие контрасты можно сгладить колоритом родственных сочетаний или введением орнаментальных рисунков.
Возможностей для стилизации много, важно одно: все используемые приемы должны работать на выявление идеи, быть обдуманны, взвешены и отвечать одной самой главной задаче декоративной выразительности.
Натюрморт может быть декоративным за счет изменения формы объектов, использования активных цветовых контрастов, введения декоративного контура и др. Но в нем не будет стиля, если не возникнет цельность всех компонентов.
Любая постановка натюрморта на чем – то строится: либо на вертикали доминирующего кувшина, либо на выразительности декоративного задника – подноса, либо на своеобразной красоте букета цветов, т.е. обязательно есть что – то главное, привлекающее внимание, вокруг которого все располагается. Это главное нужно вычленить, сделать на нем акцент, может быть, утрировав его пластику, подчинить этому основному объекту все остальное в композиции.
Стилизация может идти по пути предельного упрощения и доведения до предметных символов, а может, наоборот, за счет усложнения формы и активного наполнения изображения декоративными элементами, если это созвучно основной идее построения композиции.
Можно построить натюрморт на плавной тягучей пластике силуэтов кувшинов и драпировок и на введение такого же типа декора, используя нежные пастельные цветовые сочетания и мягкий ненавязчивый рисующий контур. А можно взять за основной композиционный принцип рубленные композиционные формы с динамикой линий и контрастными цветовыми сочетаниями, наполняя их упрощенным геометрическим декором.
В процессе обучения возможности стилизации в композиции натюрморта будут отрабатываться на конкретных постановках.
Изучение возможностей стилизации мы рассмотрим на примере открытого урока по предмету основы графического дизайна в 3 классе ДХШ «Стилизованный натюрморт».
План открытого урока
в 3 классе по предмету «Основы графического дизайна»
Источник