Дефекты и деформации правосознания и пути их преодоления.
Читайте также:
А) Дефекты листового металла
Аномалии развития носа. Деформации наружного носа, принципы лечения.
Безработица, ее причины, формы и методы преодоления.
В.40. Понятие и структура правосознания.
Виды правосознания
Виды правосознания.
Вопрос 23 – Понятие правосознания
Вопрос 24 – Структура правосознания
Вопрос 55. Понятие, структура и виды правосознания. Особенности российского правосознания.
Дефекты 3 класса. Описание дефектов. Контролируемые параметры.
Правосознание — это совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, установок и ценностей, в которых выражается отношение людей к праву и правовым явлениям. Правосознание является одной из форм общественного сознания (наряду с политическим, философским и религиозным правосознанием).
1. правовая идеология — это рациональный компонент, который состоит из идей, теорий, понятий и концепций (идея равенства, либертарная теория правопонимания);
2. правовая психология — это эмоциональный компонент, включающий совокупность чувств, эмоций, мотивов, интересов и иллюзий по поводу права;
3. правовое поведение, которое определяют:
— информационные элементы — знания о законе и праве, наличие жизненного опыта;
— оценочные элементы — основа формирования мотивов (выгоднее обойти закон, дав взятку, т.к. заинтересован в быстром решении вопроса в обход установленной процедуры);
— волевые элементы — осознанный выбор поведения (хочу и буду поступать по закону).
Функции правосознания: познавательная, регулятивная, прогностическая, оценочная, коммуникативная.
Деформации правосознания возможна в формах правового нигилизма, правового идеализма и правовой демагогии.
1. Правовой нигилизм — это отрицание социальная ценности права, закона и правовых форм организации общественных отношений. Формы правового нигилизма:
— обыденный: предубеждения и стереотипы, содержащиеся в правосознании человека; проявляется в совершении правонарушений, правовой пассивности;
— профессиональный: неуважение и пренебрежение правом представителями государственных органов и государством в целом, попытки игнорировать предписания закона, принцип справедливости, злоупотребление правом.
— теоретический (идеологический) — особо опасная форма правового нигилизма, так как исходит из идеи отмирания права и его обусловленности политикой. Выражается в идеологических доктринах и учениях, (например, в марксизме-ленинизме), которые обосновывают и доказывают, что есть более важные ценности, чем право (например, мировая революция).
2. Правовой идеализм — преувеличение роли права и юридических средств в решении политических и социально-экономических задач (уверенность, что любой вопрос можно решить правовыми средствами, сутяжничество).
3. Правовая демагогия — использование одних и тех же правовых средств для достижения противоположных целей (нечистоплотный судья, действуя по принципу «закон что дышло», оправдывает и невиновного, и закоренелого преступника).
Причины деформации правосознания: отсутствие правового воспитания и образования, несформированность правовой культуры, несогласованные действия государственных органов, противоречивое законодательство, негативный жизненный опыт по отстаиванию прав.
Пути преодоления деформации правосознания: введение системы правового воспитания и правового образования; формирование правовой культуры и высокого уровня правосознания; информирование населения о существующих правовых предписаниях (правовая пропаганда); ознакомление населения с образцами и идеалами, правовыми традициями своей страны и других стран; юридическая подготовка специалистов; формирование правового государства и гражданского общества.
Таким образом, правосознание имеет определенную структуру, виды и функции. Возможна деформация правосознания, которую необходимо выявлять и преодолевать.
86. Правовая культура: понятие и структура.
Правовая культура — это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, степени свободы ее поведения и взаимной ответственности личности и государства. Высокий уровень правовой культуры характерен для правового государства и гражданского общества.
Структурными элементами правовой культуры являются:
1. право как система норм:
нормы права не должны противоречить другу, должны сочетаться с другими социальными нормами (нормами морали, корпоративными нормами), но при господстве правовых норм. Нормативно-правовые акты не должны содержать взаимоисключающих и устаревших норм, не должно быть пробелов в праве;
2. правоотношения:
общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании, должны быть урегулированы нормами права. К ним относятся такие отношения, которые имеют три признака — типичность, подконтрольность и наличие противоположных интересов. (Например, продавец заинтересован продать просроченный товар, а покупатель рассчитывает купить свежий). Иные отношения не должны регулироваться нормами права (например, не может быть закона «О любви и дружбе»);
3. правосознание:
у населения должен быть высокий уровень правовых знаний (сформированная правовая идеология) и уважение к праву. Деформации правосознания должны быть преодолены путем правового образования и правового воспитания;
4. правовые учреждения:
эффективная деятельность системы правоохранительных органов (судов, прокуратуры, милиции, нотариата и т.д.), а также развитая система юридических служб на предприятиях, адвокатуры, наличие специализированных средств массовой информации (журналы «Государство и право», «Российская юстиция», передача «Человек и закон» и т.п.);
5. правовая активность граждан;
6. правовая деятельность:
все участники правовых отношений всегда и везде должны соблюдать все правовые предписания, адресованные им.
Виды правовой культуры выделяются в зависимости от ее носителей:
1 .индивидуальная (культура отдельного человека);
2.групповая (правовая культура студентов, пешеходов и т.п.);
3. общественная (российская, американская);
4. профессиональная правовая культура юриста — основывается на специальной теоретической и практической юридической подготовке и адекватном правосознании.
Показатели правовой культуры: знание, понимание, уважение права, правовая активность.
Функции правовой культуры:
1. Функция производства и воспроизводства элементов правовой культуры в сменяющихся поколениях людей: усвоение правовых знаний, формирование уважения к праву и признание его ценности.
2. Интегративная функция: правовая культура обеспечивает единство и взаимодействие правовых институтов и организаций, дает обществу единую систему правовых ценностей, а не их отдельные элементы.
3. Оценочная функция: правовая культура является связующим звеном между социально-экономическими интересами и потребностями отдельных личностей, социальных групп, которые отражаются в нормах права, и их поведением.
Таким образом, правовая культура — это сложное общественное явления, которое имеет определенную структуру, виды и функции.
87. Правовое воспитание: понятие, формы, методы.
Правовое воспитание — это целенаправленный, организованный, управляемый и преднамеренный педагогический процесс воздействия на правосознаниелюдей, социальных групп, осуществляемый с помощью системы специально созданных правовоспитательных форм и средств.
Правовое формирование понятие более широкое и объемное, которое включает
-помимо самого процесса правового воспитания -еще и процесс массовых, зачастую неуправляемых, неорганизованных, непреднамеренных воздействий на правосознание людей со стороны всей совокупности объективно существующих, проникающих во все сферы общественной жизни социальных факторов.
Правовое воспитание выполняет две основные функции:
— первая функция состоит в передаче воспитываемым определенной суммы правовых знаний, навыков и умений,
— вторая функция состоит в формировании правовых идей, чувств, убеждений в правосознании воспитуемых субъектов.
Исходя из указанных функций правового воспитания следует различать такие понятия как “сущность правового воспитания” и “содержание правового воспитания”.
“Сущность правового воспитания” охватывает процесс выработки устойчивых правовых идей и принципов в правосознании воспитуемых.
“Содержание правового воспитания” это процесс целенаправленного и систематического воздействия (всего инструментального комплекса правовых средств, которым располагает общество) на индивидуальное правосознание граждан.
Правовое воспитание следует сосредоточить на формировании в правосознании граждан России следующей совокупности знаний и умений :
-знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;
— глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;
— умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями;
— привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;
— прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.
Механизм правового воспитания — это внутренне устройство прововоспитательного процесса, механика перевода идей, содержащихся в общественном правосознании, особенно в его идеологической части, в правосознание воспитуемых (индивидов, общественных групп).
В механизме правового воспитания выделяют следующие звенья (элементы):
1). общественное правовое сознание;
2). систему норм права;
3). формы и средства правового воспитания;
4). правосознание воспитуемых, которое необходимо обогатить идеями, содержащимися в правосознании общественном.
Форма правового воспитания выступает как внешнее выражение, оформление правовоспитательного воздействия, его определенная внешняя организация.
Формы правового воспитания делятся :
— профессиональное юридическое образование(специальная подготовка и обучение в высших с средних учебных заведениях юридического профиля);
— правовое воспитание население (общественные юридические консультации, специальные передачи по радио и телевидению, тематические вечера по юридическим вопросам и т.п.);
— правовое воспитание правонарушителей правоприменительными и
правоохранительными органами (прововоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т.д.).
Правовоспитательные средства представляют собой, источник правовой информации, с помощью которого осуществляется правовое воспитание.
Правовое воспитание граждан осуществляется с помощью различных правовоспитательных средств, применяя :
— как материальные (нормативно-правовые акты и акты применения норм права, газеты, журналы, научно-популярную и художественную литературу, кино, телевидением и т.д.).
— так и устные средства (лекции, беседы, семинары и пр.).
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 161 ; Нарушение авторских прав
Источник
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ.
Организация работы по преодолению деформации правового сознания должна иметь максимальный практический эффект. В связи с этим нужно учитывать ряд особенностей по преодолению деформации, а именно:
— учет действительно существующих процессов и противоречий социальной жизни, которые вызывают как свое следствие данное явление;
— определение главных направлений по преодолению различных видов деформации правового сознания;
— формулировка целей, способов и средств данной деятельности.
Итак, основная работа по преодолению деформации правового сознания должна учитывать причины и условия возникновения данного явления. И на основе этого и должна строиться политика преодоления деформации правового сознания.
Так как деформация правового сознания возникает и из-за недостатков учебно-воспитательной работы, а также вследствие воздействия отрицательных внешних факторов, можно выделить два основных направления в разрешении имеющейся проблемы:
— Организация воспитательной работы по выработке положительного правосознания и недопущение его деформации.
— Активное воздействие, как на пораженное правосознание, так и на породившие его причины и условия.
Данные направления деятельности по преодолению деформации правового сознания требуют применения специальных методов воспитательного, предупредительного и принудительного характера.
Главное место в механизме выработки позитивного правосознания и преодоления деформации правового сознания занимает социально-нормативное воспитание, основой которого выступает правовое обучение.
Правовое воспитание — это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе.
Правовое воспитание граждан осуществляется путем широко организованного преподавания правовых знаний, пропаганды права в средствах массовой информации. Большое значение для правового воспитания масс имеет практическая работа правоохранительных органов, деятельность которых в настоящее время широко освещается в средствах массовой информации и становится достоянием широкой общественности.
Таким образом, принимать участие в правовом воспитании должны все граждане на протяжении всей жизни, они могут быть как в качестве воспитателей, так и в качестве воспитуемых, все зависит от того какие социальные роли они выполняют. Только в этом случае оно способно формировать у граждан позитивное правосознание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, основываясь на вышеизложенном материале, можно сказать, что деформация правосознания — это один из видов социальных явлений, при котором у носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, которые искаженно отражают юридическую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, законности и правопорядку.
Причины и условия деформации правосознания — это социальные явления и процессы объективного и субъективного характера, которые детерминируют искаженное правосознание как свое следствие. К ним относятся:
— экономические факторы (спад производства, снижение объема промышленной и сельскохозяйственной продукции, снижение реальной заработной платы и т. д.);
— социальные процессы (резкое расслоение общества и т. д.);
— политические явления (борьба за власть в центре и в регионах, нестабильность политических институтов и т. д.);
— правовые факторы (эволюция правовой системы);
— факторы общественной и духовной жизни (отсталое мировоззрение, мнимые ценности и т. д.).
Как мы видим, из перечисленных причин возникновения деформации правосознания,в настоящее время на территории Российской Федерации имеют место быть все пять факторов. С учетом того, что по центральным телевизионным каналам зачастую употребляют термин аномия, для характеристики нашего государства, ситуация в нашей представляется крайне сложной. Серьезным поводом к размышлению служат и данные социальных опросов, в т.ч. такой документ как «Двадцать лет реформ глазами россиян», подготовленный институтом социологии РАН в 2011 году.
Необходимо понимать, что преодоление деформации правового сознания – это сложный и многоуровневый процесс, который складывается из предупреждения и предотвращения этого негативного явления. Для его осуществления требуется проведение комплекса различных мер с использованием соответствующих методов воздействия. Все необходимые меры, в зависимости от масштабов и решаемых задач, подразделяются на общие и специальные:
— общие меры – это меры, которые связаны с совершенствованием экономических, политических, социальных и иных институтов нашего государства, с устранением из жизни общества кризисных явлений.
— специальные меры — это меры, которые направлены на преодоление различных форм деформации правового сознания, как у конкретных членов общества, так и отдельных социальных групп.
На общесоциальном уровне работа по преодолению деформации правового сознания должна реализовываться в масштабе всей страны на основе разработки и проведения разнообразных мероприятий экономического, политического, социального, правового, культурного и организационного характера.
Работа по преодолению деформации правового сознания на групповом уровне должна в основном осуществляться с помощью специальных мер, которые призваны дополнить и конкретизировать общие.
На индивидуальном уровне преодоление деформации правового сознания должно реализовываться с помощью специальных мер, которые проводятся параллельно с организацией социально-нормативного воспитания.
Хочется надеяться, что данные инициативы все таки будут иметь место в плане развития нашей страны уже в ближайшее время.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.А. Иванов; под ред. В.П. Малахова Теория государства и права: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: ЮНИТИ-ДАКА.: Закон и право, 2009.
2. А.Б Венгеров. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.
3. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. – 4-е изд. – М.: Проспект, 2009.
4. Еникеев М.И., Кочетов О. Л. Общая, социальная и юридическая психология. Учебное пособие. -.М.:Проспект, 2001.
5. Малиновский А.А. Злоупотребление субъективным правом (теоретико-правовое исследование). Учебное пособие. — М., 2007.
6. Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юрист, 2006.
7. М. Н. Марченко. Теория государства и права. Учебник для вузов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Московского университета, 2004
8. Р.Т. Мухаев. Теория государства и права: учебник для студентов зон, обучающихся по специальности «Юриспруденция» — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2005.
9. В. Д. Перевалов. Теория государства и права: Учебник для вузов — 3-е изд., перераб. И доп. — М.: Норма, 2007.
10. Радько Т.Н. Теория государства и права: Хрестоматия / Под общей редакцией И.И. Лизиковой. – М.: Академический Проект, 2005.
11. В.М. Сырых. Теория государства и права. Учебник. – 2-е. изд., стер.- М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2002.
12. М.Р. Тазитдинович Теория государства и права: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити — Дана, 2005.
13. Ильин И. А. Собр. Соч. в 10т. Т.4. М., 1994.
14. «Двадцать лет реформ глазами россиян» аналитический доклад многолетних социологических исследований. Институт социологии РАН, Москва 2011 г.