Дефицит государственного бюджета способы его финансирования

Сбалансированность бюджета — концепция, источники и причины

Содержание:

Баланс государственного бюджета — важнейший вопрос, от которого зависит благополучие граждан. Государственный бюджет — это финансовый документ, определяющий уровень благосостояния государства. И это оказывает большое влияние на ситуацию в обществе, дает государству определенное место и престиж на мировой арене.

Наилучшим способом обеспечения сбалансированности бюджета является формирование бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая расходы на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает суммы доходов. Если избежать бюджетного дефицита невозможно, даже если обычные источники финансирования полностью исчерпаны, для сбалансированности бюджета необходимо прибегать к различным формам заимствований, что требует минимизации размера бюджетного дефицита на всех стадиях бюджетного процесса.

Правительство должно всегда стремиться к сбалансированности бюджета. Данный принцип утвержден Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-Ф3. Сбалансированный бюджет направлен на поддержание финансовой стабильности, реальности и выполнимости утвержденного бюджета на предстоящий год.

Концепция сбалансированного бюджета

Бюджетный баланс является одним из основных принципов формирования и исполнения бюджета, который заключается в количественном соответствии (сбалансированности) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот принцип позволяет достичь баланса (равновесия) между общей суммой доходов бюджета (доходы бюджета и источники покрытия дефицита) и объемом расходов даже при наличии дефицита бюджета. Отсутствие бюджетного баланса создает дисбаланс. Когда расходы превышают доходы, бюджет принципиально невыполним — несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным.

Конкретные причины отставания темпов роста доходов бюджета от темпов роста бюджетных расходов могут включать в себя:

  • Кризисные явления в экономике;
  • Неспособность правительства контролировать финансовую ситуацию в стране;
  • исключительные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия);
  • милитаризация экономики в мирное время;
  • крупные централизованные инвестиции в развитие производства и изменение его структуры
  • чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.

Величина дефицита государственного бюджета определяется отношением абсолютного значения дефицита к расходному бюджету или объему ВВП. Многие экономисты считают нормальным финансовое положение страны, когда дефицит бюджета не превышает 2-3% ВВП, 5-6% национального дохода или 8-10% расходов бюджета.

Составление бюджета с профицитом также нежелательно, поскольку это связано с перегрузкой экономики и снижением общей эффективности использования бюджетных ресурсов.

Концепция сбалансированного и несбалансированного бюджета

В нашей стране существует трехуровневая система бюджетов. Верхний уровень — федеральный бюджет, второй — бюджеты субъектов Российской Федерации, третий — бюджеты муниципалитетов (местные бюджеты). Прежде всего, стоит определить, что такое бюджет.

Бюджет — денежный фонд центрального характера, который формируется на одном из уровней бюджетной системы для обеспечения эффективной работы органов власти и выполнения ими социально-экономических задач.

Идеальная ситуация — это когда бюджеты сбалансированы на всех уровнях, то есть доходы бюджета равны бюджетным расходам. Однако это происходит очень редко, чаще всего возникает бюджетный дефицит, т.е. превышение расходов над доходами бюджета в результате воздействия различных экономических, политических и других факторов. Профицит — это обратная ситуация, это крайне редкое явление для современной экономики. Наличие небольшого дефицита оказывает своеобразное стимулирующее влияние на экономику и подталкивает некоторые ее отрасли к более эффективному развитию и работе, а профицит, напротив, является признаком неэффективного использования доходов, получаемых из бюджета.

Мировой опыт показывает, что дефицит бюджета, не превышающий 3% ВВП, считается безопасным. В 1990-е годы бюджетный дефицит в России был достаточно большим, особенно в 1997 году (95,4 млрд. рублей), и власти были вынуждены сократить расходную часть бюджета (секвестр).

Читайте также:  Маска альпика биолифт способ применения

Источники финансирования бюджетного дефицита

Правило сбалансированности бюджета является одной из основ нормального развития экономики государства. В академических кругах считается, что проблема заключается не в самом существовании дефицита, а в способах его покрытия.

Финансирование бюджетного дефицита понимается как привлечение средств, полученных путем реализации государственных заимствований, и его ориентация на покрытие отрицательного сальдо бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета определяются при утверждении бюджета на следующий финансовый год. Эти источники можно разделить на 2 группы: внешние и внутренние.

  1. Государственное кредитование в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг на имя Российской Федерации.
  2. Кредиты, полученные от иностранных государств, банков, международных организаций в иностранной валюте.

Внутренние источники финансирования бюджетного дефицита:

  • Кредиты, предоставляемые кредитными организациями в национальной валюте.
  • Государственное заимствование путем выпуска ценных бумаг
  • Бюджетные кредиты, предоставляемые бюджетами других уровней бюджетной системы

В практике российской экономики существуют и другие способы покрытия дефицита бюджета, например, получение доходов от реализации части государственных резервов, проведение приватизаций, доходов от государственной предпринимательской деятельности.

Причины дефицита

Как упоминалось ранее, дефицит — это превышение расходной части бюджета над доходной. Существует ряд причин, по которым может возникнуть дефицит бюджета:

  • Спад в промышленном производстве
  • Экономические кризисы
  • Чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия
  • неэффективное функционирование финансовой системы
  • Высокий уровень коррупции
  • Высокий уровень теневой экономики при неэффективной налоговой политике

Несмотря на множество причин. Многие из них постоянно присутствуют в экономике, существует порог дефицита бюджета каждого уровня, он законодательно определен в Бюджетном кодексе РФ.

Наличие дефицита бюджета важно для того, чтобы отличить его от ситуации с кассовым разрывом — ситуации, при которой доходы и расходы разделены во времени, что приводит к нехватке финансовых ресурсов в определенный период. Кроме того, планируется дефицит бюджета, поскольку он планируется с самого начала процесса подготовки бюджета.

Рекомендую подробно изучить предметы:
  1. Экономическая теория
  2. Экономика
Ещё лекции:
  • Технология управления устареванием — терминология, суть и стратегия
  • НТП и экономический рост — концепция и влияние
  • Интеграция и интеграционные объединения — концепция и взаимосвязь
  • План государственного бюджета — суть, концепция и ответственные органы
  • Проблемы рыночной экономики — концепция, признаки и вмешательство
  • Управление человеческим капиталом — теория, концепция и важность управления
  • Экономические районы СССР — концепция, состав и история формирования
  • Судебная экономическая экспертиза — концепция, важность криминалистики и порядок проведения

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник

Бюджетный дефицит: сущность, причины образования, виды и способы его финансирования.

Дефицит госбюджета – разность между доходами и расходами государства за определенный период. Когда эта разность положительна, то говорят о профиците, если разность отрицательна, то имеет место дефицит. Основные виды дефицита:

1. Циклический – дефицит госбюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличение государственных трансфертов на фоне спада деловой активности.

2. Структурный – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Читайте также:  Линейный способ расчета амортизации задачи

Основные причины образования:

1. Увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения

2. Циклические спады и естественные стабилизаторы экономики

3. Сокращение налогов в целях стимулирования экономики без соответствующей корректировки госрасходов.

4. Усиление влияния политического бизнес-цикла, связанное с проведением предвыборной политики увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами.

5. Повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате

a. Увеличения госрасходов на социальное обеспечение и здравоохранение (преимущественно в тех странах, где происходит старение населения)

b. Увеличение госрасходов на образование и создание новых рабочих мест (преимущественно в тех странах, где возрастает доля молодого населения)

6. Большой оборот «теневого» капитала.

Способы финансирования бюджетного дефицита:

1. Кредитно-денежная эмиссия (монетизация) – нередко возникает сеньораж – доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный налог и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены. Может осуществляться непосредственно эмиссией наличности или в др. формах, например в виде расширения кредитов или в форме отсроченных платежей

2. Выпуск займов – увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и, частично, к снижению потребительских расходов.

3. долговое финансирование бюджетного дефицита – не устраняет угрозы дефицита, а только создает временную отсрочку этого роста.

4. Увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

Ни один из способов финансирования бюджетного дефицита не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.

6Государственный долг: виды, последствия накопления и методы регулирования.

Государственный долг – общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме бюджетных дефицитов (за вычетом излишков) за все предыдущие годы. Государственный долг подразделяется на:

1. Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством

2. Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.

Методы сокращения внешней задолженности:

1. Выкуп долга – Предоставление стране-должнику выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг.

2. Обмен долга на акционерный капитал – предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций

3. Замена существующих обязательств новыми обязательствами – ставка процента по новым ценным бумагам может быть меньше ниже, чем по старым, при сохранении номинальной стоимости

4. Реструктуризация долга – пересматриваются условия его обслуживания (процент, сумма, сроки начала возврата)

Источник

Бюджетный дефицит и способы его финансирования

Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация – бюджетный профицит. Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета.

Первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу.

Первичный профицит определяется как общий профицит, увеличенный на сумму процентных выплат по государственному долгу.

Чаще всего страны сталкиваются с дефицитом.

Дефицит нуждается в финансировании. Например, если наши расходы превысили доходы, то как мы покроем наш дефицит? Первое, что приходит в голову, — осуществить займы. На уровне государства же кредит можно получить как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Если же получился профицит, то он тоже финансируется, что прежде всего выражается в выплате кредитов.

Читайте также:  Способ стабилизации выходного напряжения статического преобразователя

В макроэкономической теории рассматирвается 3 вида дефицита гос бюджета:

1. Фактические – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами государственного бюджета

2. Структурный дефицит – это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня ВВП, соответствующего полной занятости. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость.

3. Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла.

Но как же финансируется бюджетный дефицит? Семья может взять в долг, но печать деньги на принтере опасно. Но для государства – это вполне приемлемо.

Существует 2 способа финансирования бюджетного дефицита:

1. Выпуск новых денег, или эмиссионный способ финансирования;

2. Займы (внутренние или внешние), что принято называть неэмиссионным способом финансирования бюджета страны.

В определенном смысле можно сказать, что бюджетный дефицит покрывается только за счет займов, потому что и в первом из указанных случаев мы видим заимствования министерства финансов у Центрального банка страны. Но с эмиссией не все так просто. Для некоторых государств нажимать на печатный станок становится попросту невозможным.

Увеличение денежной массы в случае заимствований у Центрального банка происходит другим путем. Итак, мин фин. берет в долг деньги у ЦБ, продав ему свои ценные бумаги. Взамен этого ЦБ увеличивает сумму на текущем счете мин финна. Мин фин тратит эти деньги, следовательно, они поступают на счета коммерческих банков. Таким образом, увеличиваются их резервы банки расширяют выдачу ссуд. Следовательно, растет денежная масса. Финансирование дефицита бюджета за счет роста денежной массы называется эффектом монетизации. В условиях, приближающихся к полной занятости, это ведет к опасности инфляционного повышения цен.

Как покрыть дефицит, не прибегая к эмиссии? Существует ли неинфляционный способ финансирования дефицита? Для этого нужно занять у коммерческих банков и у населения. Государство, размещая свои облигации на кредитном рынке( продавая их населению и государству), вступает в конкуренцию с частным сектором. Теперь к спросу на кредит со стороны частных инвесторов добавится еще и спрос государства. При условии неизменного предложения денег процентные ставки возрастут.

Мои мысли: они возрастут потому, что банкам нужны клиенты, поэтому они будут повышать проценты на свои депозиты, чтобы отбить желание брать облигации. Но соответственно проценты на кредиты тоже возрастут, чтобы банк сумел получать прибыль.

А если ставки возрастут, то инвестиции уменьшаться. Сократятся и те потребительские расходы, которые относятся к покупкам товаров длительного пользования, — ведь потребительский кредит станет дороже. В результате государство вытеснит с кредитного рынка частных заемщиков. Расходы государства вырастут, но на некую величину частные инвестиции сократятся.

В этом суть эффекта вытеснения: налогово-бюджетная политика, направленная на стимулирование деловой активности посредством увеличения гос расходов, приводит к росту процентной ставки и вытеснению частных инвестиционных расходов.

Долгосрочные последствия внутренних заимствований для покрытия дефицита госбюджета могут оказаться серьезными. Они также чреваты инфляционными последствиями. Сокращение совокупного предложения при неизменном, а тем более растущем спросе вызывает давление на общий уровень цен. Во-вторых, наращивание новых займов может привести к тому, что львиная доля расходов госбюджета будет идти на выплату процентов по гос облигациям. В-третьих, неспособность государства справиться с обслуживанием внутреннего и внешнего долга может привести к снижению стоимости национальной валюты.

Источник

Оцените статью
Разные способы