Дефицит бюджета способы его решения

Существует четыре главных способа решения проблемы дефицита государственного бюджета

1. Сокращение расходов бюджета. Госорганы вынуждены прибегать к секвестру, т.е. урезанию расходов «на ходу» в процессе исполнения уже действующего бюджета.

2. Увеличение доходов бюджета. Это возможно за счет повышения налогов.

3. Денежная эмиссия. Выпуск новых денег неизбежно приведёт к инфляции, т.к. он опережает рост производства, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения.

4. Государственные займы – у населения и предприятий, у иностранных государств и международных организаций.

Государственный долг – это сумма задолженности государства по ещё не погашенным внутренним и внешним займам. Сюда входят как сам долг, так и начисленные по нему проценты.

Для оценки «тяжести долга» используют показатели:

1. По отношению суммы задолженности к ВВП – этот показатель демонстрирует, насколько велик долг по сравнению с источником его погашения, производством.

2. По абсолютной сумме долга, он просто фиксирует объем долгового бремени.

3. В расчете на душу населения, в неблагополучной стране население расплачивается задержками зарплаты и пособий, уплатой более высоких налогов.

Дефициты госбюджета и правительственные долги вызывают негативные последствия, опасность попадания общества в порочный долговой круг и связана с необходимостью постоянного рефинансирования (возврат сумм + выплат %%). С этой ситуацией связаны понятия мораторий (отсрочка или воздержание от каких-либо действий, например: отсрочка погашения долгов, запрет на смертную казнь) и дефолт (невыполнение обязательств, неплатеж, отказ от уплаты долга).

Фискальная (fiscus от лат. корзина) политика, она же налогово-бюджетная, служит главным источником доходов госбюджета.

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц и поступающие в государственный и местные бюджеты.

Основные виды налогов:

1. По объектам налогообложения различают три вида сборов в казну: налог на доходы (зарплату, ренту, прибыль, дивиденды, гонорары); налог на имущество (землю, леса, предприятия, дома); налог на расходы покупателей определенных товаров и услуг (налог на «вредные привычки», при покупке вина, водки, сигарет).

2. По способам взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Прямыми называются налоги, взимаемые непосредственно либо с получателей доходов (индивидуальный подоходный налог), либо с владельцев имущества (налог на собственность). Косвенные налоги включаются в цены определенных товаров и взимаются с потребителей этих товаров при их продаже. Сюда же относятся две позиции – акцизы и таможенные пошлины. Акцизы – это налоги на расходы, связанные с покупкой конкретных товаров и услуг на внутреннем рынке. Бывают двух вариантов: а) Индивидуальные акцизы – надбавки к цене на отдельные виды продукции (вино, табак), б) Универсальные акцизы – налоги на общую стоимость реализуемых товаров и услуг (налог на добавленную стоимость). Таможенные пошлины – это налоги на импортируемые, экспортируемые и транзитные товары; они взимаются при перевозке этих товаров через государственную границу и имеют разное назначение: защита национального производства от иностранных конкурентов, пополнение госбюджета и пр.

3. По способу определения размера налога различают три основные системы. Пропорциональными называют налоги с неизменной процентной ставкой, которая не зависит от суммы дохода, расхода или стоимости имущества. У прогрессивных налогов ставка по мере роста дохода тоже растет (такой налог сокращает неравенство в доходах, но побуждает людей укрывать доходы, отбивает у них желание работать эффективнее, поскольку растущие заработки облагаются всё более высоким % налога) и поэтому иногда полезен и регрессивный налог, ставки которого с ростом облагаемых сумм снижаются (он стимулирует выход из «налоговой тени» высоких доходов).

4. По уровню бюджета , в который поступают налоговые суммы, выделяют налоги общенациональные (идущие в государственный или федеральный бюджет), региональные (направляемые в бюджеты республик, краёв, областей) и местные, пополняющие бюджеты районного или городского уровней.

5. По порядку использования различают общие налоги, которые поступают в единую кассу страны и целевые, имеющие своё конкретное назначение.

Читайте также:  Способы коммуникации у животных определение

1. Фискальная – что налоги обеспечивают государство денежными ресурсами для развития общественного сектора страны.

2. Регулирующая – снижение или повышение налогов стимулирует или сдерживает развитие определенных сфер экономики. Использование налоговых скидок, дифференцированных ставок и льгот позволяет государству стимулировать инвестиции, экономический рост; влиять на распределение доходов с целью смягчения неравенства в обществе. Благодаря таможенным пошлинам государство активно воздействует на потоки экспорта-импорта.

3. Перераспределительная – собранные в бюджете налоги идут на финансирование нужных обществу программ (на развитие социальной сферы, образования, культуры, науки, поддержку аграрного сектора).

При этом важно учитывать, что налогообложение имеет свои пределы. После определенной высоты налоговые ставки начинают сдерживать экономическую активность людей, больше подталкивают их к уклонению от налогов и делают более предпочтительной жизнь на пособия, а не на доходы от деятельности. В результате налоговая база сокращается, а соответственно уменьшается и объём налоговых поступлений. Эту связь между ставками и поступлениями налогов отражает кривая Лаффера.

Все финансово-регулирующие мероприятия можно разделить на два основных типа:

1. Дискреционные регуляторы – вводятся в действие специальным решением соответствующих властей. Через принятие очередного постановления, закона время от времени вводятся дополнительные налоги или новый уровень минимальных пенсий, пособий и т.д.

2. Автоматические – включаются сами в нужный момент благодаря «встроенным стабилизаторам», которые заранее заложены в финансовые документы (например, при индексации заработных плат).

Источник

Решение проблемы роста дефицита государственного бюджета

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность государственного бюджета

Бюджет государства – это документ, отражающий баланс доходов и расходов национальной экономики на будущий календарный год.

В нем определяются приоритетные направления финансирования реального сектора, социальных программ, иных политических решений. Часть средств уходит на содержание органов власти и центрального аппарата управления. Другие резервы отчисляются на обеспечение военной безопасности, финансовой независимости и экономической стабильности национальной экономики. Государственный бюджет является инструментом воздействия власти на экономические процессы в стране.

Доходы бюджета складываются из налогов, таможенных сборов и иных обязательных платежей. Расходы определяются потребностями аппарата управления, общества, решениями в сфере социального и экономического развития. Государством осуществляется бюджетный процесс, который включает в себя этапы разработки, исполнения и контроля над исполнением бюджета. В России бюджет имеет три уровня:

  1. Бюджет федерального уровня, а также внебюджетные фонды государства.
  2. Местные или муниципальные бюджеты, внебюджетные фонды восполняемые средствами от местных налогов.
  3. Региональные бюджеты и внебюджетные фонды.

Составление бюджета предполагает соблюдение баланса его доходов и расходов, однако, достижение их равенства возможно лишь теоретически. На практике бюджет испытывает дефицит или профицит в зависимости от соотношения расходов и доходов. В случае профицита излишек средств переносится на следующий календарный год. При дефиците запускается программа преодоления негативных тенденций. Как правило, происходит урезание расходов, т. е. секвестр.

Причины возникновения дефицита бюджета

Дефицит предполагает нехватку средств. В случае дефицита бюджета наблюдается перерасход финансов, несоответствие расходов доходам. Достаточно часто наблюдается ситуация, когда поступление доходов не окупает все предстоящие расходы. Составление плана бюджета на следующий год происходит согласно принципу сбалансированности. Он заключается в том, что запланированные траты не должны превышать предполагаемое количество поступающих в бюджет денег. Доходы охватывают не только очевидные источники, но и различного рода заимствования, иностранные инвестиции и другое. Если в результате планирования бюджет выглядит несбалансированным, то он не может называться бюджетом.

Готовые работы на аналогичную тему

Составление бюджета с профицитом так же нецелесообразно, так как такой бюджет повышает нагрузку на экономику.

Причинами возникновения дефицита бюджета можно назвать:

  1. Увеличение расходов государства в ходе экономических преобразований, изменений в промышленности.
  2. Рост долга государства, его неоплаченной части.
  3. Экономический кризис, снижающий доходы бюджета.
  4. Форс-мажор.
  5. Ошибки в организации и управлении финансовой системой страны.
  6. Несоответствие объемов государственного финансирования социальной жизни общества доходам бюджета.
  7. Коррупционные явления.
  8. Жесткая налоговая политика, увеличивающая теневую часть экономики.

Преодоление дефицита бюджета является одной из приоритетных задач экономики. Как правило, он накапливается десятилетиями, переходя из года в год. Часть расходов сократить невозможно, другая часть может вызвать социальные волнения в обществе. Кроме того, искать новые пути увеличения доходов бюджета достаточно сложно из-за ограниченности инструментов государственного влияния на экономику. Самый очевидный способ – увеличение налогового бремени, негативно сказывается на производстве, способствует росту криминальных явлений в экономике.

Читайте также:  Простые способы заточки ножей

Дефицит бюджета может быть структурным и циклическим. Первый проявляется при любых показателях сальдо. Это естественное явление при поступательном экономическом развитии. Циклический дефицит возникает при спаде деловой активности и уменьшении поступлений из налоговой системы.

Преодоление роста дефицита бюджета государства

Очевидным выходом из дефицита бюджета является поиск источников дополнительных доходов. Однако, в рамках национальной экономики такой подход может вызвать негативные тенденции. Например, дополнительная эмиссия денег позволяет повысить доходы государства, вызывая неуправляемую инфляцию. Более выигрышным методом управления доходами может стать дополнительный выпуск государственных долговых обязательств. Он позволяет пополнить казну без влияния на рост цен.

Покрытие дефицита может осуществляться за счет увеличения налоговой нагрузки на субъекты экономики. Введение налогов, либо повышение их ставок позволяет увеличить доход в краткосрочной перспективе. В долгосрочной этот метод может привести к снижению деловой активности, сокращению совокупного дохода, увеличению теневой части экономики.

Самым действенным методом является постепенное уменьшение расходов бюджета. Применение этой тактики начинается с конца предыдущего бюджетного года. Стоит отметить, что существуют статьи бюджета, расходы по которым сократить невозможно. Например, выплата государственного долга.

Покрытие дефицита осуществляется двумя способами – денежным и долговым. Первый метод подразумевает кредитование финансовой системы страны Центральным банком. То есть, главный банк страны увеличивает объем эмиссии. Инфляция начинается из-за того, что часть денежной массы не подкреплена национальным продуктом. Эта мера преодоления дефицита хорошо работает в краткосрочные периоды. Выпуск облигаций является инструментом долгового финансирования. Использование облигаций не ведет к увеличению денежной массы.

Могут применяться другие источники доходов бюджета. Например, поступления от продажи государственных ценных бумаг на фондовом рынке, реализации запасов драгметаллов, разница курса валют. Внешними источниками могут быть иностранные кредиты, кредиты национальных организаций в иностранной валюте, средства, поступающие от займов, ранее выданных государством.

Источник

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА: ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ.

Общеизвестен тот факт, что слово «бюджет» пришло в русский язык из английского в XX веке и означает «роспись доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определенный срок». Понятие семейный бюджет употребляется практически в каждой российской семье, но нас интересует понятие государственного бюджета, под которым понимается экономические отношениями между государством и субъектами всех форм собственности, основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств. Бюджет служит фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. Но этот фонд не существует в цельном виде. Государственный бюджет является основным финансовым планом государства.

Основными частями государственного бюджета являются доходная часть и расходная, между которыми должен существовать баланс. Сбалансированный бюджет свидетельствует о проведении в жизнь рациональной бюджетной политики, при которой весь объём предусмотренных расходов обеспечен доходами. Но это в идеале, зачастую бывает так, что расходная часть государственного бюджета значительно превышает доходную часть, что приводит к дефициту бюджета.

Само понятие «дефицит бюджета» имеет множество определений, одним из которых является следующее: это система экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. Неустойчивое положение в хозяйственной и финансовой деятельности государства отражается в дефиците бюджета.

Теперь стоит разобраться в причинах такого явления, как дефицит бюджета. К ним относятся:

-экономический кризис как внутри отдельного государства, так и мирового сообщества в целом;

-нежелание или невозможность правительства управлять финансовой ситуацией в стране;

-чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия) ;

— коррупция в государственном управлении;

-периодические спады в экономике;

-рост социальных программ, не обеспеченных государственными доходами.

Не достаточно выявить причины дефицита бюджета, необходимо определить способы преодоления его. Наиболее эффективными из них являются:

-поиск новых источников доходов;

-заимствование денег у банков, фирм, других государств и иностранных финансовых организаций;

-производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег.

Однако не все перечисленные способы являются высокоэффективными.

Выпуск в обращение доходных государственных обязательств, обращающихся на фондовом рынке, не является эффективным способом преодоления дефицита бюджета, поскольку не происходит прироста денежной массы в результате погашения государственного займа. В результате этого образуется внутренний и внешний долг государства. Если правительство будет использовать только данный способ финансирования дефицита бюджета, то дефицит увеличится настолько, что его финансирование будет невозможным.

Читайте также:  Способы определения влажности муки

На первый взгляд кажется, что увеличение ставок налогов и введение дополнительных налогов способствуют пополнению бюджета. Но в дальнейшем данный способ преодоления дефицита бюджета может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а, значит, к сокращению производства и переходу части экономики в тень.

«Сеньораж» не является простым печатанием денег, поскольку он приводит к инфляции. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

Отношение экономистов к вопросу бюджетного дефицита неоднозначно.

Существует две различные точки зрения на проблему бюджетного дефицита и государственного долга.

Большинство экономистов считает, что дефицит бюджета и государственный долг оказывают существенное влияние на развитие экономической системы: наличие дефицита бюджета и государственный долг влекут за собой реальные негативные последствия.

Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована в руках у наиболее состоятельной части населения.

Во-вторых, ужесточение налоговой системы может привести к усилению социальной напряженности в обществе, снижению стимулов развития производства, потери интереса к инвестициям в новые программы.

В-третьих, наличие внешнего долга предусматривает передачу определённой части созданного внутри страны продукта за рубеж.

В-четвертых, увеличение роста внешнего долга страны, безусловно, снижает международный авторитет.

В результате подобных процессов экономическое развитие страны будет иметь снижающийся производственный потенциал, что может привести к ослаблению экономики.

Такая точка зрения на бюджетный дефицит и государственный долг называется «традиционной» и является основной.

Но существует и противоположная точка зрения, в соответствии с которой дефицит бюджета и государственный долг не всегда влияют на рост процентных ставок, уменьшение инвестиций. Для состояния национальной экономики подобный дефицит не представляет опасности, так как все расходы, даже если они превышают доходы, осуществляются на территории данного государства, что способствует росту благосостояния страны.

Основные направления бюджетной политики корректируется в зависимости от состояния финансовой системы страны. Глава Минфина Антон Силуанов озвучил последние корректировки федерального бюджета, согласно которым уровень дефицита на 2015 год был пересмотрен в сторону увеличения — до 0,5% ВВП с 0,4% ВВП, доходы планировались на уровне 14,797 трлн рублей, расходы — 15,214 трлн рублей, дефицит должен был составить 416,6 млрд рублей.

По данным Минфина, доходы бюджета в 2015 году составят 15,052 трлн рублей, расходы — 15,483 трлн рублей, дефицит — 430 млрд рублей.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2015 — 2017 годах будут выступать государственные заимствования и поступления от приватизации федеральной собственности.

Формирование бюджетной политики любого государства мирового сообщества, осуществляется Правительством, желающим достичь отсутствия дефицита бюджета или, если это невозможно, максимально сократить бюджетный дефицит. Для этого проводится постоянный мониторинг, способствующий поиску всё новых и новых путей преодоления дефицита бюджета и основной мерой на этом пути становится создание условий для увеличения доходов и снижения расходов.

Список литературы

1.Сомоев Р.Г. Дефицит бюджета: причины, динамика, регулирование.СПб.,1999

2.Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. -М.: 2003. С.529

3. Бездворных М.В. К вопросу о правовом регулировании институтов дефицита бюджета и государственного долга // Юридическая мысль. Научно-практический журнал. № 4 (42). 2007. С.35-44

4. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 2.

5. Илларионов А.М. Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в российской экономике // Вопросы экономики. 2009. № 12. С. 15.

6. Бюджет 2015-2017// «Российская газета» — Федеральный выпуск №6483 (211)

Источник

Оцените статью
Разные способы