- ПОВРЕЖДЕНИЯ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ
- Износ и повреждение тепловых сетей. Решение проблемы качества и надежности энергоснабжения
- Износ и повреждение тепловых сетей. Решение проблемы качества и надежности энергоснабжения
- Анализ модели накопления повреждений
- Анализ уравнения (2) показывает следующие закономерности:
- Достоинства представленной модели
ПОВРЕЖДЕНИЯ ТЕПЛОВЫХ СЕТЕЙ
Тепловые сети являются одним из наиболее трудоемких и дорогостоящих элементов систем теплоснабжения. Они представляют собой сложные сооружения, состоящие из соединенных между собой труб, тепловой изоляции, компенсаторов, подвижных и неподвижных опор, запорной и регулирующей арматуры, строительных конструкций, камер и колодцев, дренажных устройств и др. Многолетний отечественный и зарубежный опыт эксплуатации тепловых сетей различных конструкций указывает на их недолговечность, что обусловлено главным образом низкой коррозийной стойкостью трубопроводов тепловых сетей, серьезные повреждения в которых вызывают длительные нарушения подачи теплоты. Такие повреждения связаны с большими потерями сетевой воды и теплоты, дополнительными затратами материальных и трудовых ресурсов и т. п.
Количественный рост и старение тепловых сетей приводят к возрастанию числа повреждений. Статистика показывает, что на каждые 100 км двухтрубных водяных сетей ежегодно выявляется около 30–40 повреждений. Повреждение действующего теплопровода ведет к отключению потребителей. Чем больше диаметр теплопровода, тем больше к нему присоединено потребителей и тем больше срок отключения для ремонта.
Как показывает практика, каждое повреждение на теплопроводе диаметром 500–600 мм вызывает отключение нескольких сотен зданий на срок более 24 ч. Повреждение же на трубопроводах диаметром 1000–1200 мм ведет к отключению многих сотен зданий на 2–3 суток.
Анализ результатов обследований показал, что коррозионные разрушения являются главной причиной повреждений трубопроводов тепловых сетей и составляют около 90 %. Наиболее быстро при прочих равных условиях наружной коррозией поражаются те теплопроводы, в которых имеется прямой контакт незащищенной поверхности трубы с грунтом. Кроме того, при эксплуатации тепловых сетей возможны повреждения связанные со срывом неподвижных опор, разрывами корпусов чугунных задвижек, срывом резьбы спускных кранов, с повреждениями компенсаторов и т.д.
При большой насыщенности городов подземными инженерными коммуникациями, зачастую находящимися в неисправном состоянии, теплопроводы весьма часто подвергаются затоплению, а каналы – заносу грунтом. Удельная повреждаемость трубопроводов с ростом продолжительности их эксплуатации возрастает. Наиболее подвержены коррозии подающие трубопроводы, что наблюдается в 92–94 % случаев. Известно, что в электролитах максимального значения скорость коррозии в стали достигает при температуре 70–80 °С. Подающий трубопровод большую часть года работает в этом весьма неблагоприятном температурном режиме, что объясняет существенную разницу в скорости коррозии подающих и обратных труб.
В большинстве случаев наружная коррозия имеет локальный характер и сосредоточивается на участках труб длиной 1–1,5 м, охватывая не более 25–35 % периметра трубы, главным образом в нижней части. В проходных каналах и камерах коррозия верхней части труб происходит в результате интенсивной капели с перекрытия, а нижней части – при подтоплении и заносе грунтом. Удельная повреждаемость уменьшается с увеличением толщины стенок труб. Наблюдается увеличение повреждаемости в линейной части теплопроводов, составляющей в последние годы около 20 %. Увеличивается также число повреждений трубопроводов у неподвижных опор. Высокая удельная повреждаемость подземных теплопроводов возникает главным образом из-за плохого качества применяемыхаитикоррозионных покрытий наружной поверхности.
Основным недостатком как существующих, так и ранее применяемых подземных тепловых сетей являются гидрофильность тепловой изоляции. Проникающая в изоляцию влага вызывает коррозионные разрушения труб, увеличивает тепловые потери теплопроводами. Увлажнение тепловой изоляции в значительной части определяется внешними факторами: типом грунта, климатическими условиями, гидрогеологией и др.
Нормальная эксплуатация тепловых сетей, проложенных в непроходимых каналах и бесканально, сильно затруднена тем, что повседневное наблюдение за состоянием труб и тепловой изоляции и своевременное обнаружение мест повреждений невозможны. Ремонт и восстановление поврежденных коррозией теплопроводов требуют вскрытия подземных участков трассы на большом протяжении. При этом на длительный срок разрушаются дорожные покрытия улиц, что затрудняет движение городского транспорта.
Для повышения надежности действующих тепловых сетей проводят гидравлические испытания и периодическое шурфование в летний период из расчета один шурф на 1–2 км трассы. Это позволяет заблаговременно выявить и устранить наиболее слабые места, что значительно сокращает число повреждений и отключений теплосетей в отопительный период. При прокладке теплопроводов в местах, подверженных периодическому затоплению, или в агрессивных грунтах шурфование проводится чаще.
Состояние трубопроводов, особенно бесканальных, в значительной степени зависит также от качества строительства и монтажа. Следует отметить, что во многих случаях строительно-монтажные работы по прокладке теплопроводов не отвечают предъявляемым требованиям. При бесканальных прокладках применение П-образных компенсаторов и использование углов поворота для самокомпенсации требуют устройства в этих местах ниш и канальных прокладок, что удорожает стоимость теплосети, усложняет строительные работы, а также вызывает ряд эксплуатационных неудобств. Применение же сальниковых компенсаторов требует для их обслуживания устройства дорогостоящих теплофикационных камер. Наиболее слабыми участками бесканальных прокладок являются места сварных стыков и места примыкания к теплофикационным камерам. Сварные стыки изолируют на месте после окончания монтажа и гидравлического испытания участка скорлупами с оклейкой их поверхности рулонными битумными материалами. Эти работы выполняют ручным способом, и, как показывает опыт, качество изоляции оказывается неудовлетворительным.
На участках примыкания теплопроводов к теплофикационным камерам наблюдаются оплывание мастичного слоя, полное расслаивание гидроизоляции и увлажнение тепловой изоляции. Вскрытия и обследования обнаружили, что наиболее частое повреждение изоляции и коррозия стальных труб наблюдаются именно в этих местах. В результате проведенного анализа установлено, что повреждаемость тепловых сетей весьма велика и имеет явно выраженную тенденцию к дальнейшему повышению по мере старения сетей. В связи с этим объемы работ по ремонту и реконструкции тепловых сетей ежегодно возрастают. Оценка состояния конструкций или диагностика на различных этапах существования тепловых сетей устанавливает признаки и причины повреждений, позволяет выявить дефектные, разрушающиеся конструкции, определить степень и границы повреждений с тем, чтобы своевременно и качественно произвести их ремонт.
Контроль за состоянием тепловых сетей необходимо осуществлять начиная с приемки их в эксплуатацию. Система контроля предусматривает создание методов оценки, приборов и средств, позволяющих определить параметры технического состояния и их соответствие нормативным характеристикам, а также позволяет на основании поступления и обработки данных о состоянии элементов эксплуатируемых тепловых сетей обеспечивать своевременные профилактические мероприятия и ремонт. Данные, полученные в результате оценки состояния конструкций эксплуатируемых тепловых сетей, могут служить основой для решения вопроса об их ремонте, а также реконструкции и модернизации.
Источник
Износ и повреждение тепловых сетей. Решение проблемы качества и надежности энергоснабжения
Wear and Damage of Heating Networks. Solving the Problem of Energy Supply Quality and Reliability
A.S. Gorshkov, Candidate of Engineering, Chief Specialist at AO «Gazprom promgaz», P. P. Rymkevich, Candidate of Engineering, Physics Department Professor at FSBHEI HPE «Military Space Academy named after A.F. Mozhayskiy» of the Ministry of Defense of the Russian Federation
Keywords: district heating system, heating, hot water supply, heating networks, pipelines, defects, damages, physical wear, service life of heating networks, heat supply reliability, fail-free operation probability
After definition of the main characteristics of a district heat supply system that ensure its quality and safety (beginning of the article is available in «Energy Saving» magazine No. 4, 2019), we will move on to review of a mathematical model of damage accumulation built on the basis of the analysis of existing models of physical wear of heat networks’ pipelines and equipment, as well as probability of their fault-free operation. The presented models allows for quality description of damage accumulation process in heating networks in the course of their operation.
Определив основные характеристики состояния системы централизованного теплоснабжения, при которых обеспечиваются ее качество и безопасность, перейдем к рассмотрению математической модели накопления повреждений, созданной на основании анализа существующих моделей физического износа трубопроводов и оборудования тепловых сетей, а также вероятности их безотказной работы. Представленная модель позволяет качественно описать процесс накопления повреждений в тепловых сетях по мере их эксплуатации.
Износ и повреждение тепловых сетей. Решение проблемы качества и надежности энергоснабжения
А. С. Горшков, канд. техн. наук, главный специалист АО «Газпром промгаз»
П. П. Рымкевич, доктор техн. наук, профессор кафедры физики ФГБВОУ ВО «Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского» Министерства обороны Российской Федерации
Определив 1 основные характеристики состояния системы централизованного теплоснабжения, при которых обеспечиваются ее качество и безопасность, перейдем к рассмотрению математической модели накопления повреждений, созданной на основании анализа существующих моделей физического износа трубопроводов и оборудования тепловых сетей, а также вероятности их безотказной работы. Представленная модель позволяет качественно описать процесс накопления повреждений в тепловых сетях по мере их эксплуатации.
Для описания процесса накопления повреждений в теплопроводах тепловых сетей введем следующие начальные допущения:
1. Проектирование тепловых сетей выполнено в соответствии с требованиями действующих нормативных документов (стандартов и сводов правил).
2. Строительство тепловых сетей осуществлено в соответствии с требованиями проектной документации.
3. При поставке на строительную площадку трубопроводы тепловых сетей могут иметь незначительные дефекты и повреждения, которые соответствуют техническим условиям на продукцию, то есть они имеют запас по надежности, но несколько пониженный по сравнению с трубопроводами, которые не имеют в своем составе дефектов и повреждений.
4. При монтаже тепловых сетей были допущены некоторые дефекты, влияние которых на надежность теплоснабжения в начальный момент времени незначительно.
Примечание. Введение допущений 3 и 4 обусловлено тем, что при значительной поставке изделий на строительную площадку, а также при их монтаже невозможно в полной мере обеспечить соответствие поставляемых изделий и производство работ при их монтаже нормативным требованиям. Наличие аварий на начальной стадии эксплуатации тепловых сетей свидетельствует о допустимости подобного утверждения. Последнее означает, что в начальный момент эксплуатации сетей степень их физического износа имеет некоторое отличное от нулевого значение (dнач). В существующих моделях данные допущения, как правило, не используются.
5. По мере эксплуатации тепловых сетей повреждения в результате физического износа накапливаются.
6. Скорость накопления повреждений со временем d’t пропорциональна их количеству dt.
В этом случае модель накопления повреждений в тепловых сетях со временем будет выглядеть следующим образом:
где d‘t – скорость накопления повреждений;
k – коэффициент накопления повреждений;
dt – количество повреждений.
Решением уравнения (1′) является следующее выражение:
где dt, k – то же, что и в уравнении (1′);
dнач – начальный уровень повреждений, численно равный количеству дефектов (или дефектных участков тепловых сетей), допущенных при монтаже трубопроводов и оборудования;
Значение коэффициента накопления повреждений k зависит от диаметров трубопроводов, толщины слоя изоляции, условий и режимов эксплуатации тепловых сетей и в общем случае может быть установлено на основании анализа данных статистики отказов.
В этой связи введем ряд дополнительных допущений, а именно примем, что:
7. По мере накопления повреждений коэффициент запаса по надежности тепловых сетей уменьшается, а степень их физического износа возрастает.
8. Степень физического износа тепловых сетей пропорциональна количеству повреждений в них.
9. Количество повреждений ограничено некоторым критическим их уровнем dкр, при котором вероятность возникновения аварийной ситуации достигает максимума.
10. При количестве повреждений dкр физический износ достигает максимально допустимого значения, при котором состояние трубопроводов тепловых сетей достигает аварийного уровня.
С учетом принятых допущений модель физического износа тепловых сетей может быть описана уравнением (1) (см. Формулы), решением которого является уравнение (2). После ряда преобразований уравнение (2) можно представить в виде (3).
Анализ модели накопления повреждений
Уравнение (2) называется логистическим, а описываемая им функция – сигмоидой (рис. 1). Из рис. 1 видно, что рассматриваемая модель накопления количества повреждений близка к асимптотически нормальному распределению. Если вероятность отказов в тепловых сетях (ωi) сопоставить с количеством накопленных в них со временем повреждений (dt), то графики функций, представленные на рис. 2 и 1 (см. синие линии), качественно совпадут. В этой связи рассматриваемая в работе модель может представлять практический интерес.
Анализ уравнения (2) показывает следующие закономерности:
- при t = 0 количество повреждений dt = dнач;
- обратно можно установить, что при dнач = 0 количество повреждений dt = 0, то есть в том случае, если трубопроводы и оборудование тепловых сетей не имеют начальных дефектов и при их монтаже также не было допущено повреждений, накопления повреждений со временем не происходит; это является недостатком представленной модели и объясняет необходимость введения допущений 3 и 4;
- при малых значениях времени эксплуатации t наблюдается экспоненциальный рост накопления повреждений dt (рис. 1, начальный участок кривой);
- при длительном времени эксплуатации t слагаемое (dкр – dнач) • e– kt в знаменателе уравнения (2) стремится к нулю, то есть количество повреждений dt приближается к критическому значению dкр, соответствующему аварийному состоянию рассматриваемого участка тепловых сетей, а функция роста повреждений dt = f(t) становится близкой к линейной.
Из анализа уравнения (2) также следует, что при постоянном коэффициенте накопления повреждений k физический износ зависит от начального уровня дефектов в тепловой сети dнач (рис. 2): чем меньше dнач, тем быстрее система достигает критического значения количественной меры накопленных повреждений dкр.
С достаточной степенью достоверности можно считать, что начальный уровень дефектов трубопроводов и оборудования тепловых сетей dнач не превышает 3 %.
На начальном этапе эксплуатации тепловых сетей повреждения могут быть обусловлены дефектами, допущенными при монтаже трубопроводов и оборудования. И чем больше таких дефектов допущено, тем более интенсивный, согласно уравнению (3), будет наблюдаться рост накопления повреждений. Далее к повреждениям, обусловленным дефектами, допущенными при монтаже, будут добавляться повреждения, обусловленные старением, износом и внешними неблагоприятными воздействиями. Со временем незначительные повреждения на локальных участках тепловой сети могут объединяться в группы и становиться более значимыми. На графике накопления дефектов это обстоятельство отражается в виде увеличения угла наклона кривой к оси абсцисс (рис. 1). При достижении критического уровня количества повреждений в сети dкр, характеризующего исчерпание запаса надежности теплопровода, значительно возрастает риск развития аварийной ситуации. При этом развитие аварии является вероятностным событием, так как зависит от множества факторов.
Коэффициент k в рассматриваемой модели характеризует скорость накопления повреждений и зависит от конкретных условий эксплуатации системы без учета влияния маловероятных, критических по величине воздействий, которые во много раз превышают среднестатистические нагрузки на систему (например, обусловленные сейсмическими воздействиями). При неизменном начальном уровне количества повреждений dнач чем выше значение коэффициента k, тем быстрее система достигнет критического значения количества повреждений в системе dкр (рис. 3). Скорость накопления повреждений в тепловой сети зависит от условий эксплуатации теплопроводов (степени агрессивности воды, состояния тепло- и гидроизоляции и прочего). Следовательно, по углу наклона графика можно оценить качество эксплуатации теплопровода
Следует отметить, что тепловые сети функционируют в нестационарных условиях. Меняется температура и расход теплоносителя в системе, производятся периодические испытания тепловых сетей. По этой причине износ тепловых сетей в течение календарного года может быть неравномерным. Однако указанная неравномерность при большом сроке эксплуатации будет регулярно повторяться. В этой связи при шаге расчетного временного интервала, равного одному году, воздействия на тепловые сети можно считать практически регулярными.
Своевременное проведение ремонтных работ на аварийных участках тепловой сети может увеличить срок их эффективной эксплуатации. Таким образом, срок службы тепловой сети может быть продлен за счет качественного выбора материалов и конструкций на этапе проектирования, соблюдения требований проектной документации и технологии производства работ на этапе монтажа трубопроводов и организации системы проведения планово-предупредительных ремонтов на этапе эксплуатации тепловых сетей.
Модель, представленная на рис. 1, позволяет оценить текущее состояние тепловых сетей, а при наличии исходных данных и спрогнозировать их остаточный ресурс. Точность прогнозирования остаточного ресурса тепловых сетей в значительной степени зависит от точности принятой модели расчета. При совпадении модельных и фактических показателей физического износа тепловых сетей представленная в работе модель позволит установить более эффективный и экономичный порядок функционирования системы технического обслуживания и ремонта тепловых сетей.
Рассмотренная модель апробирована применительно к строительным конструкциям [1–4] и обнаруживает сходство с данными, полученными при обработке и анализе результатов натурных обследований [5].
Основные причины повреждения трубопроводов и пути их устранения
Основными причинами аварий на теплотрассах являются:
- коррозия трубопроводов;
- разрыв сварных стыков.
По данным [6] более 90 % аварий на теплотрассах обусловлено коррозией трубопроводов. 20 лет назад в качестве основной причины повреждаемости тепловых сетей рассматривалась наружная коррозия [8–10]. Однако часто при осмотре дефектных участков сетей коррозионные повреждения обнаруживаются также на внутренней их поверхности. Когда дно коррозионной лунки достигает наружной поверхности трубопровода или каверны в сварочном шве, возникает протечка. Подобные повреждения было сложно обнаружить, поэтому они вовремя не устранялись. В то же время при проникновении воды происходило увлажнение и разрушение теплоизоляционного и гидроизоляционного слоев, что способствовало более интенсивному развитию коррозии на наружной поверхности трубы [8]. Именно поэтому большинство причин, которые приводили к аварии, классифицировались по признаку наружной коррозии трубопроводов.
С переходом на прокладку предызолированных трубопроводов с тепловой изоляцией из пенополиуретана (ППУ), наружной оболочкой из полиэтилена низкого давления (ПНД) и системой оперативного дистанционного контроля (ОДК) количество коррозионных повреждений на наружной поверхности трубопроводов сократилось [6, 11]. Коррозия может развиваться не только на линейных участках трубопроводов, но также в местах расположения скользящих опор и на сварных стыках трубопроводов.
В работе [12] отмечено, что ускорению процессов износа тепловых сетей способствуют: несоблюдение технологии монтажа, низкое качество материала трубопроводов и высокое содержание кислорода в сетевой воде. В совокупности это приводит к тому, что старение трубопроводов происходит в 2–3 раза быстрее расчетных сроков.
Развитию коррозии на внутренней поверхности трубопроводов сопутствуют [7]:
- повышенная температура теплоносителя;
- низкий рН воды;
- наличие в воде кислорода;
- наличие в воде свободного оксида углерода;
- наличие в воде растворенных солей.
Повышение температуры теплоносителя приводит к повышению степени диссоциации слабых электролитов, в результате чего увеличивается скорость химических реакций, в том числе коррозии. При увеличении температуры на 1 К рН воды уменьшается на 0,01. Уменьшение рН воды повышает коррозионную агрессивность воды. Чем выше величина рН, тем ниже уровень растворимости магнетита [13]. Медленнее всего коррозия происходит при рН = 10 [7].
Ассоциация производителей предварительно изолированных труб рекомендует поддерживать рН воды в диапазоне от 9,5 до 10,0 [13]. В соответствии с СП 124.13330 (табл. Е.1) значение pH сетевой для открытых систем теплоснабжения устанавливается в диапазоне 8,5–9,0; закрытых – 8,5–10,5. При этом согласно требованиям стандарта [14] значение рН для открытых систем теплоснабжения должно находиться в диапазоне 8,3–9,0, закрытых – 8,3–9,5. Тем самым в российских нормативных документах обнаруживаются противоречия, а нижний предел оказывается меньше значений, рекомендованных Европейской ассоциацией производителей труб [13].
Концентрация растворенного в сетевой воде кислорода не должна превышать 20 мкг/дм 3 , в подпиточной воде – не более 50 мкг/дм 3 [СП 124.13330, приложение Е]. Аналогичные требования указаны в справочнике [13]. Растворенный в воде кислород окисляет водород, находящийся в катодной области поверхности коррозии, что уменьшает сопротивление току, провоцирующему коррозию. В результате окисления растворенное железо переходит в нерастворимый гидроксид железа Fe(OH)3, который в виде ржавчины выпадает в осадок.
Избыток оксида углерода в воде по отношению к необходимому его количеству (соответствующему так называемому карбонатному равновесию) называется свободным оксидом углерода. Его присутствие в воде даже при отсутствии кислорода может приводить к возникновению коррозии. При этом скорость коррозия возрастает пропорционально концентрации свободного оксида углерода и может еще более увеличиться в присутствии свободного кислорода [7]. Российские стандарты (СП 124.13330) содержание свободной угольной кислоты не допускают.
Растворенные в воде соли в зависимости от вида и концентрации также играют определенную роль в развитии коррозии: щелочные растворы солей ее замедляют, кислые – увеличивают.
Методический документ [15, п. 6.4] в качестве критерия опасности внутренней коррозии для трубопроводов тепловых сетей вводит понятие агрессивности сетевой воды, которая в зависимости от скорости коррозии индикаторов оценивается в соответствии со шкалой, представленной в таблице.
Таблица Агрессивность сетевой воды | ||||||||||
|
При высокой или аварийной агрессивности сетевой воды необходимо принимать меры для ее уменьшения [15, п. 6.5]: снижать содержание кислорода в сетевой воде, повышать значения рН или вводить ингибитор коррозии.
В соответствии с требованиями СП 124.13330 (пп. 13.4, 13.5) скорость наружной коррозии для стальных труб не должна превышать 0,030 мм/год, скорость внутренней коррозии следует принимать равной 0,085 мм/год.
Таким образом, в российских нормах и методических документах содержатся все необходимые требования и рекомендации, в результате применения которых фактический срок службы труб и деталей трубопроводов централизованного теплоснабжения должен соответствовать заявленным (расчетным) значениям.
#Терминология |