Дедуктивный способ введения грамматического материала

Пути (способы) введения грамм. материала

Билет 15. Методика формирования грамматических навыков в обучении языку, комплекс упражнений.

Грамматика – действующая в языке система правил словоизменения, строения слов, соединения слов в словосочетания и предложения различных типов.

Языковые грамм. навыки– автоматизированное оперирование грамматическими явлениями изолированно, вне условий общения.

Рецептивные/перцептивные грамм. навыки (чтение, аудирование)

Морфологический грамм. навык– навык интуитивно правильного распознавания и употребления морфем.

Речевые грамм. навыки – автономное использование грамматического материала во всех ВРД (соотнесение с комм. задачей и ситуацией общения)

Экспрессивные/продуктивные/репродуктивные грамм. навыки(письмо, говорение)

Синтаксический грамм. навык– навык интуитивно правильного распознавания и употребления синтаксических конструкций.

Основная сложность овладения грамматикой иностр. языка – ограниченное учебными часами время изучения.

Главное требование к отбору грамм. материала – минимум должен быть достаточным для реализации комм. целей.

Базовый минимум грамматических средств:

· Ср-ва описания понятий, явлений, предметов

· Ср-ва выражения кол-ва

· Ср-ва выражения определенных отношений внутри предложения: временных, причинно-следственных, логических, уступки, условия, пространства

· Ср-ва выражения действий повествования при создании текста

· Ср-ва выражения модальности

· Ср-ва выражения образа действия

· Ср-ва выражения логико-смысловой связи

· Ср-ва выражения комм. намерений: просьба, предложение, совет, возражение, согласие и тд

· Ср-ва выражения цели действия

Активный– представлен явлениями, которые предназначены для употребления в устной и письменной речи.

  1. распространенности в устной речи
  2. образцовости (образование форм по аналогии)
  3. исключения синонимов

Пассивный— представлен явлениями, которые учащиеся могут понять в звучащем или письменном тексте.

  1. распространенности в письменной/книжной речи
  2. многозначности

Этапы формирования грамм. навыка

Цель: показать, как новый материал функционирует в речи и обеспечить первичное закрепление.

  1. Стереотипизирующе-ситуативный
    Цель: формирование сознательности и автоматизированности навыка.
  2. Варьирующе-ситуативный
    Цель: формирование гибкости навыка во всех видах РД.

Пути (способы) введения грамм. материала

Имитативный (имплицитный) Индуктивный (эксплицитный) Дедуктивный (эксплицитный
Подражание Ранее обучение, овладение простых речевых образцов, разноуровневые группы 1. Ориентировочно-подготовительный -Предъявление образца в типичной ситуации общения -Освоение звуковой формы и практически заучивание в имитативных упр. 2. Стеретипизирующе-ситуативный -Выполнение упр. (подст., вопросно-ответные) 3. Варьирующе-ситуативный -Выполнение реч. упр. с опорой на наглядность в смоделированных ситуациях общения + Подсознательное овладение грамм. явл. — неэкономичность во времени, неосознанное владение грамм. материалом, ограниченные возможности использования, сложность организации из-за выбора большого количества речевых стимулов и ситуаций. 1. Ориентировочно-подготовительный этап -Предъявление грамматического материала в коммуникативной ситуации через ряд примеров (не длинных, не сложных). -Наблюдение, анализ и самостоятельное выведение правила учащимися -Формулирование правила совместно с учителем (помощь) -Имитативные и рецептивные упражнения; 2. Стеретипизирующе-ситуативный -большое количество условно-речевых упражнений на расширение и варьирование речевого образца -постепенно расширяется лексическое наполнение в упражнениях – для гибкости навыка; 3. Варьирующе-ситуативный -речевые упражнения во всех видах РД. + Комм. напр., сознательность, деятельный подход, развитие мышления — Неэкономичность во времени, демотивация (не подходит для низкого уровня обучаемости) 1. Ориентировочно-подготовительный этап -Предъявление материала в речевом образце. -Теоретическое пояснение (и возможно сопоставление с родным языком) -Изучение правила. (предъявляются все формы явления) -Иллюстрация правила примерами. -Контроль понимания правила (обычно фронтальная беседа) -Имитативные и рецептивные упражнения 2. Стеретипизирующе-ситуативный -подготовительные, предречевые упражнения (языковые и условно-речевые) -постепенно расширяется лексическое наполнение в упражнениях – для гибкости навыка; 3. Варьирующе-ситуативный -речевые упражнения во всех видах РД. + Экономичность во времени, уверенность, что правило объяснено верно, сознательность — Пассивность учащихся, исп. грамм. терминологии непонятной учащимся
  • Имитативные (прослушайте и повторите, прочитайте вслух)
  • Рецептивные (найдите в тексте, поднимите руку, выпишите из текста)
  • Языковые(подстановочные, трансформационные, на раскрытие скобок, на множественный выбор, на расширение)
  • Условно-речевые (переспросите, ответьте на вопр. по образцу, опишите картинку, используя данное грамм. явл.)

Речевые(Опросите одноклассников и представьте полученные данные; расскажите о выходном дне, планах на завтра (отработка времен); сравните 2 фото, скажите, какая нравится больше и почему (прилагательные); сформулируйте советы другу (модальные глаголы)

  • Упр. в игровой форме(кубики, квесты, крестики-нолики, кто больше, кто длиннее, ролевые игры, проекты)

Интерференция– отрицательное влияние одной языковой системы на другую.

Источник

Этапы и способы введения грамматического материала

Этапы работы с грамматическим материалом:

1-й этап – введение нового материала

2-й этап – тренировка и автоматизация нового материала

3-й этап – использование этого материала в различных видах речевой деятельности.

Подход– это наиболее общие, стратегически положения обучения ИЯ

Метод – предполагает наличие определенных принципов, использование конкретных приемов.

1) В обучении грамматики традиционно определились два подхода:имплицитный (чисто практический (лексический)) и эксплицитный (теоретико-практический (грамматический))

Наиболее распространенным в настоящее время в практике школьного обучения грамматики является дифференцированный подход, построенный на основе выборочного использования положений двух традиционно сложившихся подходов.

Имплицитный подход осуществляется двумя методами: структурным и коммуникативным.

В основу структурного метода положены упражнения на отработку структурных моделей. Очень часто данные методы ассоциируются с именем Х. Пальмера, автора первых подстановочных таблиц, изданных в 1916 г.. данный метод предполагает примерно следующую последовательность действий:

1) аудирование речевых образцов с грамматической структурой в той или иной последовательности. Например:

This is a book/pen/a ruler/a boy

This is not a book/ a pen/ a ruler/ a boy

This is my book/ pen/ ruler/

Is this a book/ pen/ ruler

2) хоровое и индивидуальное проговаривание образцов за учителем или диктором

3) вопросно-ответные упражнения с учителем и в парах с использованием отрабатываемых структур

4) учебный диалог с несколькими структурами.

Плюсы Минусы
— грамматическая структура становится объектом длительной и специальной отработки — у учащихся формируется динамический стереотип, готовность и способность автоматизировано употреблять готовую грамматическую структуру в речи, поскольку частота повторения однотипных действий с ней фиксирует ее в памяти как неделимое целое — упражнения носят механический, монотонный характер — учащимся скучно, они быстро устают — упражнения исключают речевой характер отработки — содержательная и речевая ценность предложений, как правило, невысока, поскольку все внимание направлено только на отработку формы

В коммуникативном методе существует множество частных методов, начиная с метода гувернантки и заканчивая различными интенсивными методами.

1) Предваряющее слушание подлежащего к усвоению материала в конкретной речевой ситуации. Так, в курсах интенсива учитель проигрывает текст или полилог, где все лексические и грамматические единицы объединены сюжетной линией (первое знакомство, расселение и т.д.)

2) имиатция в речи при наличии речевой задачи, что исключает чисто механическое, бездумное повторение. Здесь можно попросить произнести фраз хором и индивидуально с определенным чувством, обращаясь к разным людям, в различных ситуациях. Часто это сопровождается мимикой, жестами, движениями, рифмуется, проговаривается под музыку и т.д.

3) группировка схожих по смыслу (форме) фраз, одновременная отработка однотипных враз, создание структурного образа речевой ситуации

What is your/his/her name?

Where are you/he/she / they from?

4) разнообразие обстоятельств автоматизации

одни и те же структуры будут встречаться в разнообразных ситуациях

5) действия по аналогии в схожих ситуациях общения (на таможне – в гостинице)

Плюсы Минусы
— высокая степень мотивации учащихся — речевая направленность отработки — разнообразие речевых контекстов использования — недооценка принципа сознательности — большая подготовка со стороны учителя — специальный набор речевых «этюдов», что далеко не всегда в арсенале каждого учителя — продолжительность во времени

Эксплицитный подход осуществляется двумя методами: индуктивным и дедуктивным

Дедуктивный метод – от общего – к частному. От правила – к действию

1) изучается правило, сформулированное обычно с использованием специфических грамматических терминов.

2) учащиеся находят данное грамматическое явление или структуру в предложениях или в тексте, называют его форму, объясняют, в каком значении оно употребляется в данном контексте

3) выполняются подстановочные упражнения по аналогии с образцом

4) затем происходит переход к упражнениям на трансформацию в соответствии с правилом (раскройте скобки, поставьте глагол в нужную форму, перефразируйте предложение, используя указанное слово, найдите ошибки и исправьте их)

5) переводные упражнения с родного языка на иностранный

Плюсы Минусы
— осуществляет реализацию принципов сознательности, научности — обеспечивает пооперационную отработку грамматического навыка — способствует формированию учебных умений и навыков, большой автономии учащихся — может быть использован при самостоятельной работе — трудности понимания грамматической терминологии — часто грамматика отрабатывается на безликих предложениях, вне связного речевого контекста, вне актуализируемой лексики и тематики общения, что приводит к тому, что грамматический навык существует словно сам по себе, вне формируемых речевых умений

Индуктивный методОт единичного – к общему

Учащиеся сами формулируют правило, пытаясь через контекст осмыслить новое грамматическое явление, определить его форму и выяснить закономерности его употребления

1) дается текст или набор предложений, где часто встречается новое грамматическое явление, в том числе и на контрасте с известными грамматическими явлениями, формами, структурами. Учитель формулирует речевую задачу: «Ознакомьтесь с данным текстом и попытайтесь определить, как образуются сравнительная и превосходная степени сравнения прилагательных. сформулируйте правило». В данном случае уместно использовать различные подсказки в тексте, например, подчеркивание или выделение разными цветами особенностей формы, подбор таких предложений, где контекст использования данной структуры настолько однозначен, понятен и прозрачен, что ученики смогут с легкостью вывести правило.

2)формулировка учащимися правило образования, использования грамматической структуры, корректируемая учителем

3) выполнение упражнений на подстановку

4) выполнение упражнений на трансформацию

5) переводные упражнения

Плюсы Минусы
— Обеспечивает реализацию проблемного обучения — стимулирует самостоятельное языковое наблюдение — развивает догадку по контексту -способствует лучшему запоминанию изучаемого материала — может занимать много времени — не все языковые явлении можно объяснить индуктивно — неверно выведенное правило может приводить к устойчивым ошибкам

В начальной и средней школе надо по возможности использовать индуктивный метод:

— именно на этом этапе активно формируется механизм языковой догадки

— характер грамматического материала в большинстве случаев допускает выведение правила по контексту самими учащимися

— при корректировке выведенного правила учитель может избежать употребления трудных грамматических терминов.

В старшей школе и на продвинутом уровне как правило используют дедуктивный метод:

— уровень языковой грамотности и умений достаточно высок и позволяет эффективно использовать специальную справочную литературу

— грамматические структуры достаточно сложны, их вряд ли можно понять самостоятельно

В старшей школе акцент делается на дальнейшее развитие автономности учащихся, формирование умений самостоятельно преодолевать возникающие трудности, проводить самооценку и коррекцию полученных знаний и умений.

Система действий учителя на этапе введения и активизации ГМ.

Пассов выделяет следующиеэтапы формирования грамматического навыка:

1) восприятие структуры происходит во время ее презентации. Учитель демонстрирует использование структуры в целях коммуникации

2) имитация. Здесь начинает формироваться механизм аналогии в образовании форм

3) подстановка. Здесь начинает формироваться поднавык оформления, зарождается осознание обобщенной модели речевого образца

4) трансформация. Поднавык оформления закрепляется. Зарождается механизм самостоятельного вызова структуры

5) целенаправленное изолированное употребление

здесь на основе репродукции осваивается целенаправленный вызов и использование одной, автоматизируемой структуры

6) переключение. На этой стадии формируется механизм выбора и сверхфразового упреждения. Владение структурой, настойчивость навыка

Стадиальность работы по формированию грамматического навыка

1) подготовка учащихся к восприятию нового материала

2) предъявление нового грамматического явления в речевом образце и соответствующей ему ситуации и его семантизация

3) контроль понимания учащимися значения грамматического явления

4) автоматизация нового грамматического материала в речи учащихся.

Тренировочный характер упражнений предполагает содержательную, речевую, социокультурную ценность заданий. Формирование языковой компетенции не стоит противопоставлять формированию речевой и социокультурной компетенции.

Виды упражнений (над активным грамматическим минимумом)

1. Упражнения в имитативномвоспроизведении грамматических явлений

Благодаря имитативным упражнениям закладывается акустический образ нового явления, развивается способность к прогнозированию. Имитация может осуществляться на слух или на основе печатной опоры, например, подстановочная таблица. Желательно составлять подстановочные таблицы на определенную тему: это усиливает их речевые возможности. Упражнения должны проводиться в быстром темпе и не занимать много времени. Можно использовать хоровую работу.

2. Упражнения ввидоизменении грамматических явлений (ответственен за формирование гибкости навыка, здесь происходит усвоение всего многообразия форм, присущих данному явлению) Целью данных упражнений является расчленение и преобразование грамматического материала. Оно знаменует аналитическую стадию.

1) материальной опорой служат подстановочные таблицы, при помощи которой совершаются разнообразные трансформации вокруг основного костяка. Работу с подстановочными упражнениями можно проводить в парах, по одной таблице, меняясь ролями, с другой таблицей, без таблицы, по памяти)

2) перевод с родного языка на иностранный

Плюсы Минусы
— они способствуют преодолению межъязыковой интерференции, так как при их выполнении происходит наглядное противопоставление сопричастных форм, что является важным моментом в усвоении языкового материала — они позволяют непосредственно сосредоточиться на форме, мобилизуя произвольное внимание, так как содержание в них задано — они жестко диктую употребление определенной грамматической формы — они нарушают одноязычность процесса обучения, а при отсутствии иноязычной атмосферы нужно бороться за каждый звук на ИЯ — они несут большое нагромождение трудностей разного плана, что мешает выработке навыка чтобы ослабитьминусы надо: — предлагать для перевода с родного на ИЯ небольшие по объему упражнения — рекомендовать строить их по типу подстановочной таблицы — предпослать их выполнению сравнительный анализ сопричастных форм, что способствует снятию трудностей — эти упражнения должны представлять собой фактически звено обратного перевода

3) упражнения в видоизменении грамматической формы . они носят более репродуктивный характер, так как дополнения в них делаются в основном по памяти. Например, учитель рассказывает о себе, ученик рассказывает о брате. Или разговор:

учитель (ученику А) Ты не знаешь, читал ли Б книгу?

Ученик А. б., ты читал книгу?

Ученик Б да, я прочитал книгу

Ученик А. Б прочитал книгу

4) упражнения в исправлении смысловых ошибок

3. упражнения в комбинировании грамматических явлений для выражения мысли в устной речи. Сформированный при помощи тренировочных упражнений грамматический навык используется в речевых умениях, которые развиваются при помощи метода применения. Содержанием этого метода являются упражнения на комбинирование.

Методика работы над пассивной грамматикой

Упражнения в овладении ПГ минимумом имеют целью формирование навыков узнавания формы, соотнесение ее со значением и на этой основе – проникновение в смысл читаемого, узнавание иноязычной формы – отправной момент чтения, предполагает владение ее информативными сигнальными признаками. ПГ усваивается на трех этапах: ознакомление, тренировка, применение.

1) для ознакомления широко используются алгоритмы (памятки)

2) тренировочные упражнения учат автоматически схватывать признаки соответствующих грамматических явлений (определить тип предложения по схеме, вычленить из текста, на основе схем, сложноподчиненные предложения и определить видовременную форму сказуемого в придаточном предложении; в какой функции употреблен глагол to be – вспом., смысл., связка

3) преобразовать контекстную форму в словарную

Источник

Читайте также:  Способ двигаться солженицын сочинение
Оцените статью
Разные способы