Дедуктивный метод: что это простыми словами, примеры
Приветствую Вас, друзья!
Дедуктивный метод с успехом применяется и в современном обществе представителями совершенно разных профессий, например, врачами и юристами. Дедукция используется в математике, физике, экономике и научной философии. В данной статье мы попытаемся разобраться что из себя представляет дедуктивный метод, в чём его преимущества и как ему научиться.
Что такое дедуктивный метод?
Дедуктивный метод (от лат. deductio – выведение) — это метод мышления, следствием которого является логический вывод, где частное заключение выводится из общего. Вся суть дедуктивного метода заключается в том, что человек начинает строить логическую цепочку на основе гипотезы, в верности которой он не сомневается. Для того чтобы доказать гипотезу, необходимо провести наблюдения, и сделать умозаключение. В процессе наблюдения применяются общепринятые и признанные факты.
Чтобы было проще понять, что такое дедуктивный метод, обратимся к книге «Думай медленно… решай быстро», автором которой является лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман. В книге описано так называемое «быстрое мышление», которое отвечает за мгновенное познание окружающего пространства. Такой вид мышления заставляет человека классифицировать свои инстинктивные ощущения. На основании этого, человек чаще всего принимает иррациональные решения, которые оказываются ошибочными.
Для того чтобы обеспечить осознанное формирование мыслей, решений, выводов и оценок, необходимо использовать систему «медленного» мышления. Как это проявляется? Например, женщина нашла на столе в гостиной обручальное кольцо своего мужа. Первым порывом, конечно, будет разозлиться на супруга и заподозрить его во всех смертных грехах. Однако, тут же женщина вспоминает, что в их гостиной перегорела лампочка, она попросила мужа заменить её. Лампочка в комнате горит, значит, мужчина выполнил просьбу. Отсюда следует вывод, что ему пришлось принести стремянку и инструменты из гаража. Из-за того, что мужчине пришлось надевать перчатки, он снял кольцо, чтобы ему было сподручнее. После, он просто забыл его надеть, так, как опаздывал на работу. Причина найдена, семейной ссоры удалось избежать – это пример «медленного» мышления, которое помогло женщине увидеть все детали и прийти к правильному выводу.
Подобный тип мышления и является основой дедуктивного метода. Дедукция позволяется исходя из общих фактов сделать частный вывод. Возьмём всё тоже золотое кольцо. Мы знаем, что все металлы способны проводить ток, а золото несомненно является металлом. Отсюда мы можем сделать вывод, что золотое кольцо так же способно пропустить ток. Мы применили знания из общеобразовательной школьной программы, и сделали частный вывод. При этом мы использовали дедуктивный метод мышления.
Примеры дедуктивного метода
Дедуктивное мышление бытовало ещё во времена Аристотеля, который анализировал каждое умозаключение вместе с посылками и выводом. Познание через дедуктивный метод основывается на взаимосвязи составляющих компонентов.
Вернёмся к примеру, с золотым кольцом. Гипотеза А утверждает, что все металлы пропускает ток. Если эта гипотеза верна, то гипотеза Б о том, что золото, как металл, то же пропускает ток, верна. Значит Б гипотеза вытекает из А гипотезы. Если кому-то удастся доказать, что золото не пропускает ток, то это будет означать неверность Б гипотезы. Отсюда можно сделать вывод, что и суждение А окажется ошибочным.
Суждения, которые содержат в себе констатацию непреложных истин, являются посылками. В нашем примере это «металлы пропускают ток» и «золото – это металл». Суждения, вытекающие из посылок и ставящие логическую точку, являются выводом, или следствием. «Золото то же пропускает ток» — это вывод.
Отличия от индуктивного метода
Индуктивный метод является полной противоположностью дедуктивного метода, и основывается на переходе от частного к общему. Более наглядно это можно наблюдать в медицине, когда врач, основываясь на симптоматике пациента ставит диагноз. С точки зрения дедукции, сначала необходимо оценить всю «картину», чтобы сделать правильный вывод. Используя этот метод, врач сначала должен использовать обобщённый термин «простудное заболевание», и отталкиваться от него. Грипп подразумевает, что у человека должны быть симптомы.
Если говорить о различиях, то нужно упомянуть, что дедуктивное мышление является более обобщающим и глобальным. Индуктивное мышление базируется на субъективных предчувствиях. Однако, оба метода являются взаимосвязанными. В начале, до того момента, пока не будет обнаружен общий признак в различных явлениях, движение происходит от частного в общему, то есть применяется индукция. Объединяя частные случаи, индукция позволяет получить общее знание. После установления общего признака, мышление идёт в противоположном направлении – от общего к частному. Это дедуктивный метод.
Где используется дедукция?
Каждый день, сталкиваясь с различными обстоятельствами, наш мозг выстраивает логические цепочки, которые незаметны для многих. Решая с утра что одеть, мы изучаем погоду за окном. У нас в голове есть две посылки: на улице холодно, и теплая одежда защищает от холода. Это два общих знания. Основываясь на этом, мы приходим к пониманию того, что нам необходимо тепло одеться – это вывод.
Дедуктивный метод присутствует в нашей повседневности, но мы можем этого не понимать. Однако, когда дело касается профессиональной деятельности, человек осознанно использует дедукцию для решения конкретных проблем. Метод дедуктивного мышления применяется во многих направлениях:
- споры и дискуссии – используя дедукцию, приводятся очевидные утверждения, с которыми оппоненту приходится согласиться, тем самым принимая вашу точку зрения;
- математика – наглядным примером могут послужить геометрические задачи из школьной программы. Чтобы доказать теорему, ученику необходимо воспользоваться общепринятыми и доказанными аксиомами;
- философия – вся суть метода дедукции здесь заключается в том, что любую гипотезу необходимо обосновать, используя при этом только логические доказательства;
- криминалистика – прибыв на место преступления, эксперт использует общую картину происшествия. Это помогает ему найти отдельные обстоятельства и новые детали;
- наука – учёный за основу своей работы берёт какую-либо гипотезу, которая пока не является доказанной, или опровергнутой. Основываясь на гипотезе, учёный выводит следствия, которые он попытается обнаружить в ходе исследования.
Как научиться дедуктивно мыслить?
Мы уже говорили ранее об образе «медленного» мышления. Если вы хотите изучить дедуктивный метод, вам потребуется наблюдательность. Будьте «въедливыми», старайтесь обратить внимание даже на самые незаметные детали. Начните с малого, например, с изучения расположения мебели в комнате, когда вы будете у кого-то гостить. При разговоре с человеком обратите внимание на то, как он разговаривает, жестикулирует, куда смотрит. Со временем вы научитесь замечать то, что скрыто от чужих глаз.
Если у вас нет маленькой записной книжки, то сейчас самое время её купить. Носите её всегда с собой, чтобы записывать все свои наблюдения. Со временем пространственные описания превратятся в железные факты. Не забывайте и о том, что вам потребуется обширная база знаний. Расширяйте свой кругозор каждый день: читайте, смотрите фильмы и слушайте музыку разных жанров, путешествуйте, знакомьтесь с людьми разных профессий и интересов.
Источник
Понятия. Виды понятий. Способы формирования понятий на уроках окружающего мира.
Одной из самых сложных проблем теории и практике обучения младших школьников является проблема образования и развития научных понятий. В настоящее время существуют два подхода к данной проблеме. Первый базируется на эмпирической теории познания и предполагает необходимость «живого созерцания». Этот подход освещен в работах К. Д. Ушинского, К. П. Ягодовского, М. Н. Скаткина, Н. А. Рыкова, С. А. Павловича, В. А. Сухомлинского и др.
Второй подход разработан в технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова. Он провозглашает повышение роли теоретических знаний, которые выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи.
Огромную роль в разработке классической теории формирования естественно-научных понятий у младших школьников сыграли работы К. П. Ягодовского. В 1929 г. в книге «Исследовательский метод в обучении» педагог поставил вопрос об элементах и структуре знаний. Он подчеркнул важность чувственного восприятия при знакомстве с предметами и явлениями природы. В работе «Вопросы общей методики естествознания» (1951) К. П. Ягодовский рассмотрел этапы образования элементарных понятий: восприятие природных объектов с помощью органов чувств, формирование на этой основе представлений. Огромное значение Ягодовский придавал развитию умений находить существенные признаки предметов или явлений и обобщать для того, чтобы постепенно перейти к понятию.
К. П. Ягодовский предложил пути и средства формирования понятий, которые актуальны до настоящего времени.
Существенный вклад в разработку теории развития природоведческих понятий внес и П. А. Завитаев. Предложенная им методика проведения практических работ, наблюдений, экскурсий помогла создать конкретно-образную основу для образования понятий.
Глубокая разработка проблемы развития биологических понятий была сделана коллективом ленинградских методистов под руководством Н. М. Верзилина.
Основой для формирования понятий является мыслительная деятельность. Учителю в процессе формирования и развития понятий необходимо знать природу мышления, операций и формы мышления, этапы развития, а также особенности протекания мыслительных процессов у младших школьников. Понятия составляют значительную часть тех знаний, которыми пользуется каждый человек. Развитие понятия состоит в изменении его объема и содержания, в расширении и углублении сферы применения данного понятия.
Понятие – это обобщенные знания о целой группе явлений, предметов, качеств, объединенных по общности их существенных признаков.
Основными характеристиками понятия как логической категории являются следующие:
— связи и отношения данного понятия с другими понятиями.
Под содержанием понятия понимают совокупность существенных свойств класса предметов или явлений, отражаемых в сознании с помощью данного понятия. Существенные свойства являются общими для всех объектов данного класса. Например, существенный признак класса птиц – это перья, покрывающие тело.
По содержанию понятия делятся на простые и сложные. Простые понятия включают в себя один элемент знаний о предмете или явлении. Например, простое понятие «линия горизонта» определяется как «воображаемая линия, где небо как бы сходится с поверхностью земли». Сложное понятие «горизонт» характеризуется не только как «видимое вокруг наблюдателя пространство», но и включает знания о сторонах горизонта.
Кроме этого, по содержанию объектов изучения естественно-научные понятия могут быть биологическими, географическими, геологическими, экологическими и т. д.
Под объемом понятия понимают количество объектов, охватываемым данным понятием (или отражаемым в сознании с помощью данного понятия). По объему понятия подразделяются на единичные, общие, категории.
Единичными называют понятия, объем которых равен единице (например, река Ока); общими, если объем больше единицы (например, реки Калужской области). К категориям относят понятия широкой степени общности (движение, развитие, время и др.).
Отношения между понятиями – это отношения подчинения. Невозможно дать ни одного определения, не подчинив видовое понятие родовому.
По характеру отношений понятия делят на сравнимые и несравнимые; совместимые и несовместимые.
Процесс образования понятий у ребенка изучали многие психологи (Н. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленский, З. И. Калмыкова и др.).
Несмотря на различие предлагаемых учеными путей, учитель должен знать, что при формировании понятия необходимы:
1) Наблюдение и подбор фактов, демонстрирующих формируемое понятие.
2) Анализ каждого нового явления (предмета, факта) и выделение в нем существенных признаков, повторяющихся во всех других предметах, отнесенных к определенной категории.
3) Абстрагирование от всех несущественных, второстепенных признаков, для чего используются предметы с варьирующимися несущественными признаками и с сохранением существенных.
4) Включение новых предметов в известные группы, обозначенные новыми словами.
А. В. Усова в книге «Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий» приводит путь формирования понятий, состоящий из 14 этапов:
1. Чувственно-конкретное восприятие.
2. Выявление общих существенных свойств класса наблюдаемых объектов.
3. Абстрагирование (отделение существенного от несущественного).
4. Определение понятия.
5. Уточнение и закрепление в памяти существенных признаков понятия.
6. Установление данного понятия с другими понятиями.
7. Применение понятия в решении элементарных задач учебного характера.
8. Классификация понятий.
9. Применение понятия в решении задач творческого характера.
10. Обогащение понятия – выявление новых существенных свойств объектов, отражаемых в сознании с помощью данного понятия.
11. Вторичное, более полное определение понятия.
12. Опора на данное понятие при усвоении нового понятия.
13. Новое обогащенное понятие.
14. Установление новых связей и отношений.
Далее автор выделяет условия формирования понятий. К ним можно отнести:
1) Знание учителем содержания понятий, основных этапов развития формируемого понятия.
2) Учитель должен правильно выбрать способы формирования понятий, методов и приемов, которые обеспечивают быстрейшее выделение существенных признаков понятия, его существенных связей и отношений с другими понятиями.
3) Организацию активной познавательной деятельности на всех этапах формирования понятия.
4) Обеспечение правильного сочетания наглядно-образного, словесно-теоретического и действенно-практического компонентов мышления учащихся.
Это достигается правильным использованием наглядной опоры при формировании понятия, организацией мыслительных операций, а после этого – организация системы упражнений, направленной на выработку у учащихся умения оперировать понятиями в решении учебных задач и в познании нового.
5) Реализацию межпредметных связей при формировании понятия.
П. Я. Гальперин и Н. Ф. Талызина, исходя из развиваемой ими теории поэтапного формирования умственных действий, предлагают следующую последовательность формирования понятий:
А) практическое оперирование (материализованные действия) с объектами (или их знаковыми моделями);
Б) определение громкой речи (внешнее проговаривание);
В) внутреннее проговаривание (умственное оперирование понятием).
Шардаков М. Ф, рекомендовал осуществлять формирование понятий по следующим этапам:
1. Организация наблюдений единичных предметов или явлений.
2. Обогащение наблюдений.
3. Выделение общих и существенных признаков изучаемых предметов или явлений.
5. Определение понятий.
6. Упражнения по практическому применению понятий и проверка их усвоения.
7. Расширение и углубление понятий.
Образовавшееся понятие не остается неизменным, оно постоянно развивается, т. е. закономерно переходит из одного качественного состояния в другое, более совершенное. Этот процесс должен проходить под руководством учителя.
Можно выделить следующие уровни развития понятий:
1) Эмпирический (фактологический). Связан с изучением единичного и особенного, накоплением ф актов. Носит, в основном, репродуктивный характер. На этом уровне овладения понятием учащиеся без труда справляются с заданиями: «Выбери…», «Подпиши…», «Нарисуй…».
2) Операционно-доказательный. Предполагает самостоятельное применение нужных фактов для доказательств, подкрепление примерами своего рассказа. На этом уровне учащиеся уже способны устанавливать простейшие причинно-следственные связи, справляются с заданиями, требующими приведения примеров.
3) Теоретический (понятийный). Учащиеся оперируют понятиями, учатся конкретизировать их, для этого используют уже новые факты в новых ситуациях.
4) Творческий. Это наиболее высокий уровень овладения понятием. Он предполагает разработку новых учебных опытов, создание самодельных приборов для постановки экспериментов. (по А. В. Усовой).
В начальной школе дети овладевают первоначальными представлениями и понятиями. Их дальнейшее развитие происходит в процессе изучения курсов биологии, географии, химии, физики и т. д.
Существенным условием развития понятия должно быть его включение в систему уже имеющихся знаний. Содержание системы начальных естественно-научных знаний впервые было определено и обосновано А. Я. Гердом.
Мысли А. Я. Герда актуальны и для современной начальной школы. Структура предложенной им системы отражена в обязательном минимуме содержания образовательной области «Естествознание». Наиболее общим в этой системе является понятие «природа», которая делится на неживую и живую. Главными признаками живого организма являются питание, дыхание, раздражимость, движение, размножение, выделение, рост. Схема 1 отражает общие природоведческие понятия, которые получают свое развитие в начальной школе.
Схема 1. Общие природоведческие понятия
В начальной школе начинают формироваться первоначальные представления о природных закономерностях. Например, о причинах смены дня и ночи и времен года. Их усвоение возможно только при опоре на средства обучения: глобус, теллурий, географическую карту.
Существует два способа формирования понятий на уроках окружающего мира:
Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов — способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Применение индуктивных или дедуктивных методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы — от частного к общему или от общего к частному.
Индуктивный путь формирования понятий включает определенную последовательность деятельности:
1. организация наблюдений единичного предмета/явления с выделением признаков.
2. обогащение наблюдений.
3. выделение существенных признаков изучаемых предметов.
4. уточнение (организация сопоставлений, сравнений)
5. определение понятий (синтез или обощение).
6. упражнение по практике применения понятий и проверке их усвоения.
7. расширений и углубление понятия (все 4 года).
Такой путь изучения учитель организует в 1,2 классах, что дает ему возможность не только решать познавательные цели урока, но и развивать наблюдательность и учить детей выполнять логические действия.
Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит преимущественно фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Слабость индуктивных методов обучения состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются на конкретные факты, опыты и другие данные.
Дедуктивный путь состоит из:
1. введение понятия в готовом виде (2-3 определения).
2. выделение существенных признаков из понятий.
3. выделение множества признаков.
4. определение понятия и сравнение его с введенными понятиями.
5. отработка понятия.
6. расширение понятия.
Такой путь рекомендуется применять в 3-4 классах.
Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление. Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.
В. В. Давыдовым и Д. Б. Элькониным доказана возможность дедуктивного построения обучения уже в начальной школе с применением более высоких, чем обычно, теоретических обобщений. Они ищут такую логику построения содержания учебного материала при формировании научных понятий, при которой ученики прежде всего обнаруживают генетически исходную всеобщую связь, определяющую целостную структуру всей совокупности подобных понятий.
Источник